Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Использование интернета как средства обучения иностранному языку на среднем этапе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.12.2014. Год: 2014. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки УР
БОУ СПО УР «Воткинский педагогический колледж
им. П.И.Чайковского»



ОТДЕЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ










ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА КАК СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»




Исполнитель:
Иванова Ирина Игоревна
студентка 5 курса 55 группы
очной формы обучения
специальность 050303
Иностранный язык

Научный руководитель:
преподаватель теории и методики обучения иностранному языку
Вахрушева Н.Н.






2012
Оглавление








Введение………………...3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы исследования………..6

1.1. Интернет – инструмент учителя

1.2. Образовательные ресурсы

1.3. Формирование информационной культуры учащихся
на среднем этапе

Глава 2. Технология использования различных форм работы
с Интернет-ресурсами на уроках английского языка………...24

2.1. Интернет-презентация

2.2. Электронный учебник

2.3. Обучающие программы

2.4. Виртуальный урок

Заключение………………44

Список используемой литературы………..49

Приложение









Введение




В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность ученика школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества, является актуальной в наше время. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Ожидать всплеска повышения качества образования в стране по мере ее интернетизации не следует, однако не использовать новые технологии в образовании тоже неразумно. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет-технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.
Проблема исследования: каковы возможности Интернет-ресурсов для создания эффективной образовательной среды, обеспечивающей практическое овладение иностранным языком.
Объектом исследования является процесс формирования информационной культуры учащихся на уроках иностранного языка на современном этапе.
Предмет исследования: особенности использования разнообразных Интернет-ресурсов.
Цель исследования: определение возможностей использования Интернет-ресурсов в повышении уровня владения иностранным языком.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
    изучить научно-методическую литературу по данной теме;
    выявить различные формы работы с Интернет-ресурсами;
    определить особенности применения Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Методологическую основу данного исследования составляют концепции и взгляды отечественных и зарубежных ученых. Основные принципы построения сетей ЭВМ в СССР разработаны и изложены в трудах В.М.Глушкова. Он - один из первых подчеркнул необходимость использования компьютерных сетей как средства обучения на всех этапах: от детского сада до высшей школы.
Проблема знания иностранного языка и владения им остается нерешенной, поскольку в современных технологиях обучения иностранному языку отсутствует именно та дифференциация, на необходимость которой указывает Н.Д. Никандров. Его мысль продолжает Л. Якобовиц.
По мнению Уварова А.Ю., значительно меньше осознана проблема формирования у учителей набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в новых условиях.
Не менее важным является вопрос о формах работы с Интернет-ресурсами на уроке. В своей книге под названием «Интернет» Скот Виндитт, Дэвид Хардисити и Дэвид Истмент описывают упражнения и предлагают конкретные задания для развития навыков.
В процессе теоретического изучения проблемы применялись следующие методы исследования:
    систематизация и обобщение материала по проблеме исследования;
    изучение положительного опыта преподавания.

Научная новизна заключается в разработке методики работы с Интернет-ресурсами на уроках иностранного языка.
Практическая значимость отражается в практических рекомендациях по организации урока с использованием Интернет-ресурсов.























1. Теоретический аспект проблемы исследования








1.1. Интернет – новый инструмент учителя







Один из великих писателей Чэннинг Уильям Эллери считал, что великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними.
Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. В 1979 году очередной доклад Римского клуба (международной общественной организации, основанной в 1968 году с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции) призвал к постоянному учению, учению “предвосхищающему”, направленному не в прошлое, как это обычно было до сих пор, а в будущее. В этом докладе акцентировалось внимание на “деятельностном” обучении, ориентированном на восприятие нового.
Поиск новых форм и альтернативных решений в обучении начался уже давно. Методики и технологии обучения, инструменты преподавателя, носители обучающей информации изменялись с развитием технических возможностей и ростом объёма знаний, уже не вмещаемого человеческой памятью. Развитие полиграфии в XIX-XX веках сделало книги основной формой представления обучающей информации, основным средством самообразования и повышения квалификации. К концу XX века прочно вошли в нашу жизнь новые технические средства: кино, радио, телевидение, аудио- и видеотехника. Появилась возможность использовать новые формы представления обучающей информации: чтение лекций и проведение занятий в прямом эфире, демонстрация видеозаписей лабораторных опытов, сложных экспериментов, экскурсий и путешествий. Кроме печатных материалов стали использоваться такие носители информации как телевизионные и радиосигналы, аудио- и видеокассеты.
Новым рывком в развитии обучающих технологий стало появление персональной компьютерной техники. Компьютер стал одним из инструментов учителя, а компьютерное обучение – новой обучающей технологией. Хотя для использования этой технологии необходимо приобретать дорогостоящую технику, возможности, которые она предоставляет, существенно шире, а отдача от процесса обучения значительно выше, чем при использовании других технических средств. Компьютерная техника используется для представления и распространения обучающей информации. Учебники, книги, материалы лекций, аудио-, видеозаписи и другая информация распространяются в электронном виде на дискетах и компакт-дисках. Современные компьютеры позволяют организовать интерактивное взаимодействие ученика с обучающими материалами. Появились новые методики проведения занятий с использованием обучающих программ (конструкторов, тренажёров, развивающих игр), программ-демонстраций (лабораторных работ, экскурсий), электронных энциклопедий и справочников. В.М.Глушков впервые высказал идею создания государственной сети вычислительных центров, обосновал целесообразность ее внедрения и разработал методологические и научные основы ее построения.
На компьютере можно осуществлять адаптивное, интерактивное обучение. Во-первых, в зависимости от способностей ученика можно адаптировать программу обучения, а, во-вторых, при работе с компьютером ученик находится хотя и в опосредованном, но непрерывном контакте с автором обучающих материалов – учителем. Таким образом, компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и создать условия для более эффективного освоения учебного материала.
В настоящее время все области человеческой деятельности охватила компьютерная сеть интернет (от англ. internet – международная сеть). Одни считают интернет забавной игрушкой, другие же воспринимают сеть как сложный и непонятный технический механизм. Некоторые видят в интернете спасение и панацею, а кто-то, наоборот, – опасность. Действительно, так же, как и любые другие технические средства, интернет может использоваться людьми “во благо и во зло”. С помощью интернета, как и с помощью обычной почты, мы можем обмениваться письмами со своими друзьями и коллегами, читать газеты и журналы, получать новости и полезную профессиональную информацию. С другой стороны при работе с интернетом мы можем получать письма от незнакомцев с бесполезной рекламой, слухами и сплетнями, оскорбляющей информацией или “вирусом”, который может вывести наш компьютер из строя. Всё зависит от того, кто и в каких целях использует это средство коммуникации.
Подчиняясь законам русского языка, имя собственное – Интернет, превращается в имя нарицательное и пишется с маленькой буквы – интернет. А это значит, что интернет становится уже обыденным явлением, прочно входит в повседневную жизнь, а для многих – в профессиональную деятельность.
Интернет, как и всё новое, вызывает бурный интерес у школьников. На сегодняшний день не все школы по своему техническому оснащению и не все преподаватели по своему уровню владения компьютерными технологиями готовы к этому. Школьники сами находят способы выхода в интернет из компьютерных клубов, интернет-кафе и из дома. Это факт, с которым нельзя не считаться. К сожалению, школьники узнают об интернете не от учителя, а от друзей и знакомых. Поэтому молодёжь рассматривает интернет, в первую очередь, как средство общения, развлечения, получения интересной информации, самовыражения и лишь потом образования. Одна из причин такого отношения молодёжи к интернету заключается ещё и в том, что в сети недостаточно образовательных ресурсов, которые могли бы заинтересовать качественной обучающей информацией на русском языке.
Интернет привлекает молодёжь также потому, что это прекрасное средство для самовыражения. Для молодого человека немаловажно почувствовать себя полноценным членом общества, найти в нем своё место. В интернете совсем несложно создать свою персональную страничку, на которой заявить о себе.
Для этого школьникам необходимы специальные знания о форматах данных, о правилах размещения информации в сети. У них возникнет множество мелких вопросов. Вот тут-то первыми их помощниками в освоении интернета должны стать именно учителя, а не просто знакомые или друзья. Чтобы помочь своим ученикам, учитель сам должен хорошо владеть интернет-технология и. Он должен быть в состоянии ответить на самые каверзные вопросы и тем самым поддержать свой авторитет, а также уметь направить учеников в познавательное и созидательное русло. Уваров А.Ю. считает, что учение и обучение в условиях избытка информации, ориентация на формирование способности самостоятельно учиться и «добывать» знания требуют существенного пополнения традиционного методического багажа. Среди новых способностей Уваров А.Ю. выделяет те, которые опираются на использование Интернета.
Несмотря на появление большого количества курсов и факультетов иностранных языков, внедрение новых методик преподавания, включение иностранного языка в учебный план уже с первого класса некоторых общеобразовательных школ, проблема знания иностранного языка и владения им остается нерешенной, то есть в них отсутствует именно та дифференциация, на необходимость которой указывает Н.Д. Никандров, отмечая, что в обучении необходимо "осуществлять принцип дифференциации, т.е. образовательных различий в зависимости от способностей и интересов учащихся и их групп". Эту мысль продолжают слова Л. Якобовица: "Ключ к решению этой проблемы (эффективности преподавания иностранного языка - Е.С.)...лежит в индивидуализированном преподавании языка - достаточно гибком, чтобы отвечать интересам отдельных учащихся и требованиям момента".
Обучение с использованием Интернет-технологий – это новая ступень, новый уровень использования компьютера в образовании. Объем информации доступный с помощью интернет огромен, а возможности компьютера, подключённого к интернету, по использованию этой информации в образовательных целях практически безграничны.
С использованием Интернет-технологий можно реализовать все известные формы обучения. В интернете можно опубликовать учебники и энциклопедии, аудио-, видеозаписи лекций и лабораторных опытов, создать обучающие программы, средства контроля знаний. С использованием интернет-технологий можно разработать новые формы проведения уроков: в виде виртуальных (от лат. virtualis – возможный, мыслимый, воображаемый) экскурсий, путешествий, лабораторных работ, семинаров или консультаций. Интернет-технологии могут помочь учителям поделиться своими знаниями и донести обучающую информацию в необычной и настолько увлекательной форме, что школьники будут посещать в интернете не только форумы и страницы своих любимых музыкантов, но и образовательные материалы своих учителей. В своей книге под названием «Интернет» Скот Виндитт, Дэвид Хардисити и Дэвид Истмент описывают упражнения и предлагают конкретные задания для развития грамматических и лексических навыков, а также чтения, письма, аудирования, говорения и перевода, направленные на формирование навыков поиска, оценивания и обработки информации в сети Интернет.
Таким образом, обучение в интернете даёт свободу. Оно не зависит от расстояния, от времени суток, от режима и ритма жизни, от текущей занятости. Главное – желание. Наша цель – научиться эффективно пользоваться Интернетом, превратить его из запутанного лабиринта в новый увлекательный путь к знанию. И возможно, именно обучение в интернете станет тем самым “предвосхищающим”, “деятельностным” обучением, о котором мечтают учителя всего мира.

1.2. Образовательные ресурсы






На сегодняшний день интернет может удовлетворить потребности в новых знаниях людей любого возраста и любых профессий. Если раньше для того, чтобы составить понятие о каком-либо предмете или найти необходимую информацию приходилось обращаться к большому количеству источников (книги, учебники, энциклопедии, журналы, газеты, радио и телевидение), то сегодня достаточно воспользоваться одним источником – интернетом.
Вообще информационными ресурсами (от франц. ressources – запасы, источники, средства) называют документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других видах информационных систем). Информационные ресурсы в электронном виде доступные через интернет называются Интернет-ресурсами. Под Интернет-ресурсами следует понимать не только текстовые документы, но и графические, звуковые, видеоиллюстрации, а также программные модули.
Многие из существующих Интернет-ресурсов могут быть применены для обучения. Огромное количество научной, научно-популярной, справочной, рекламной информации может послужить в образовательных целях. Например, разработчики программного обеспечения и работники служб технической поддержки размещают в интернете информацию, которая излагается в форме вопросов и ответов (как в катехизисе). Такая форма изложения в интернете называется FAQ (от англ. Frequently Asked Questions – часто задаваемые вопросы). Эта информация, безусловно, может использоваться в образовательных целях для подготовки к урокам информатики или программирования. Ещё одним примером могут послужить материалы, которые размещают в сети работники музеев и других учреждений культуры. Подобную информацию, а главное – графические иллюстрации, часто используют для проведения виртуальных экскурсий на уроках иностранного языка, а также истории, изобразительного искусства и географии.
Ресурсы, которые создаются специально для того, чтобы с их использованием учиться и учить, называются образовательными. Преподаватели высших учебных заведений, школьные учителя самостоятельно, а иногда даже совместно со своими учениками создают интернет-ресурсы специально для последующего применения в учебном процессе. С использованием Интернет-технологий могут быть реализованы многие методические замыслы.
Вот только некоторые из форм проведения занятий с использованием образовательных Интернет-ресурсов:
    виртуальный урок;
    интернет-презентация;
    работа с электронным учебником;
    работа с обучающей программой;
    виртуальная лабораторная работа;
    виртуальная экскурсия;
    контрольная работа в форме теста;
    виртуальный семинар или консультация.
Интернет-ресурсы обычно представляют собой целые комплексы информации, содержащие текст, всевозможные иллюстрации и программные модули. Можно выделить следующие виды таких комплексов образовательных Интернет-ресурсов:
    образовательный сайт;
    образовательный портал;
    база знаний;
    система дистанционного обучения.
Комплекс информации в интернете, посвящённый одному учебному предмету, разделу или теме, называется образовательный сайт (от англ. site –место, участок). Образовательные сайты включают в себя иллюстративный материал, который преподаватель может использовать непосредственно на уроке, а также конспективное изложение учебного материала, содержание упражнений или задач, примеры их решения и другую информацию, которую преподаватель может порекомендовать ученику для самостоятельной проработки.
Объёмный комплекс Интернет-ресурсов справочно-информацио ного характера, посвящённый одному или нескольким учебным предметам называется образовательный портал (от лат. porta – дверь, ворота). Образовательные порталы содержат информацию, которая может быть интересна как ученикам, так и учителям. Ученики могут найти там электронные учебники, обучающие программы, пакеты тестовых заданий и справочные материалы. Для преподавателей же там есть статьи с методическими материалами, которые можно после прочтения обсудить с помощью средств ведения дискуссий. Создатели образовательных порталов стремятся охватить как можно больше информации по предмету: формируют каталоги образовательных Интернет-ресурсов и литературы, в которых размещаются ссылки на все материалы, имеющие отношение к данной дисциплине. Кроме того, на образовательных порталах часто организуются всевозможные проекты и конкурсы с целью активного пропагандирования знаний по данному предмету.
Хранилища электронных документов, основанные на технологии баз данных и предназначенные для хорошо структурированного, упорядоченного хранения больших объёмов учебной информации, называются базами знаний (от англ. knowledge base). База знаний может содержать небольшие статьи, посвящённые отдельным предметам или явлениям (например, энциклопедия, справочник, глоссарий, персоналии), а может хранить большие, имеющие сложную структуру, документы (например, свод законов, атлас). Базы знаний обычно имеют средства для быстрого поиска информации по ключевым словам.
Если с использованием Интернет-технологий организуется настоящий учебный процесс (начиная с составления индивидуального учебного плана и заканчивая получением диплома или сертификата), то такой комплекс образовательных Интернет-ресурсов называется система дистанционного обучения. В такую систему входят комплекс электронных учебников и обучающих программ, средства для проведения виртуальных семинаров и консультаций, виртуальная лаборатория и система контроля знаний. Часто использование средств системы дистанционного обучения является платным.
Как показывает практика, ученики осваивают работу с браузером за полчаса. Никакое другое программное обеспечение для работы с образовательными Интернет-ресурсами не требуется.
На сегодняшний день навигации в Интернете используется один из следующих браузеров:
    Microsoft Internet Explorer;
    Netscape Navigator;
    Opera.
Все эти браузеры бесплатно можно получить на сайтах фирм-разработчиков или многочисленных компакт-дисках, а браузер Microsoft Internet Explorer входит в состав любой версии операционной системы Microsoft Windows.
Таблица 1. Некоторые форматы, отображаемые с использованием подключаемых модулей (plug-ins).
Текстовые документы:
*.pdf
Adobe Acrobat Reader
*.doc, *.rtf
Microsoft Word Viewer


Аудио - и видеоформаты:
*.mpeg *.mp3,
*.wav, *.mid
Microsoft Windows Media Player
*.mov,*.wav
Apple QuickTime
*.rpm
RealNetworks RealPlayer

Анимационные и интерактивные изображения:
*.swf
Macromedia Flash Player


Трехмерные интерактивные изображения:
*.vrml
ParallelGraphics Cortona VRML Client


Презентации:
*.ppz, *.ppt,
*.pps, *.pot
Microsoft PowerPoint Viewer
*.pqf
Corel Presentations Show It!


Архивы:
*.tar, *.gz,
*.arj, *.zip,
*.lha, *.taz
RealNetworks Netzip Classic


Возможности браузера ограничены интерпретацией HTML-документа и его отображением на экране компьютера. В свою очередь, возможности языка HTML ограничены логической разметкой текстовых документов и вставкой изображений в форматах GIF, JPEG и PNG. Но мы отмечали, что при создании образовательных ресурсов можно использовать и многие другие формы представления информации. Расширить возможности браузера по отображению информации в различных форматах можно с использованием технологии подключаемых модулей или plug-ins.
Эта технология позволяет отображать информацию, вставленную в различных форматах в HTML-документ. Технология подключаемых модулей подразумевает наличие двух компонентов: объекта (файла в определённом формате) и плеера (от англ. player – проигрыватель) (программы, которая интерпретирует информацию из этого файла). Наиболее популярные форматы представления информации и плееры, необходимые для их отображения в окне браузера, представлены в таблице 1.
Если в каком-либо HTML-документе встретится встроенный объект в том или ином формате, то браузер попытается отобразить его с помощью установленных плееров. Может возникнуть такая ситуация, что подходящий плеер не обнаружен, тогда воспроизведение информации будет невозможно, но в этом случае браузер предложит найти и “скачать” необходимый плеер. После его установки, объекты в этом формате будут отображаться браузером без проблем.


Всю информацию, все свои знания люди постепенно переносят в интернет. Благодаря принципу открытости, на котором построен интернет, его ресурсы постоянно обновляются и пополняются. Любой может поместить информацию в интернете, и тем самым поделиться своими знаниями и умениями. Таким образом, можно сказать, что информационные ресурсы интернета неисчерпаемы.







1.3 Формирование информационной культуры
учащихся на среднем этапе









Тема формирования культуры школьника многообразна, актуальна и перспективна. Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям. Особенно в части применения электронных технологий.
Система формирования информационной культуры личности посредством информационно-образов тельной среды школьной библиотеки представляет собой непрерывный процесс, сочетающий в себе: когнитивный, мотивационно-ценностны , эмоциональный и действенно-практическ й компоненты; совокупность взаимодействующих принципов; социально-педагогиче ких условий, способствующих ее формированию; формы и методы взаимодействия субъектов и объектов процесса библиотечного обслуживания; гуманистический характер отношений между участниками библиотечного взаимодействия.
Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир. Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.
По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.
Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.
Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван помочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.
? Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.
Случается и так: пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпывающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.
Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти дополнительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
? Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс познания способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.
Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.
Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника.
В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.
На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др.
Между тем, специалисты по проблемам образования отмечают, что межпредметные связи и возможности интегрированных курсов используются в учебном процессе недостаточно. Тогда как с их помощью можно содействовать оперативному и эффективному усвоению обучаемыми материала как общеобразовательных гуманитарных предметов (иностранного языка, литературы, истории и др.), так и специальных (документоведение; информатика и др.). Так, можно предложить при написании реферата по какому-либо предмету оценивать не только содержание (раскрытие темы), но и список литературы, умение творчески переработать информацию и оформление работы – учащийся, таким образом, получает две оценки. Одновременно в процессе обучения логично применять интерактивные, диалоговые технологии, позволяющие усваивать знания и развивать познавательные процессы в ходе совместного рассуждения, формировать не только профессиональные навыки, но и личностные качества, необходимые будущим специалистам.
Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:
    повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;
    применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;
    использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;
    использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;
    применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);
    структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;
    использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто.
Высокая эффективность использования компьютерных технологий в формировании информационной культуры учащихся обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:
    возможность индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;
    нетрадиционное предъявление материала;
    наглядность;
    структурирование материала.
Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.
Во многих школьных библиотеках успешно реализуются различные электронные проекты: web-сайты библиотек, электронные краеведческие пособия, виртуальные экспозиции литературных музеев. Такими проектами могут стать виртуальные выставки, указатели литературы, игровые занятия и небольшие учебные курсы (например, по работе с каталогами).
Современные информационные педагогические технологии в обучении информационной культуре предпочтительнее традиционных методик в силу следующих факторов:
    Взаимодействие участников (обучающих и обучаемых) в процессе обучения стимулирует установление производственных и личностных контактов.
    Использование разнообразных методик позволяет не только обучать школьников, изучать уровень развития их информационной культуры, но и создавать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании.
    В ходе коллективной мыслительной деятельности достигается более глубокое понимание проблем, стоящих перед личностью в освоении информации.
Но все эти достоинства проявляются при условии соблюдения определенных требований к организации работы. Среди этих требований следует назвать:
      определение оптимального количества участников и/или команд;
      установление продолжительности работы (не более 1,5–2 часов);
      организация комфортного информационного пространства;
      подготовка или отбор лекционного материала, заданий;
      проведение итогового этапа работы (анализ полученных материалов, определение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование дальнейших занятий).
В связи с этим предъявляются определенные требования к способам предъявления информации. Методы предъявления информации в процессе формирования информационной культуры личности могут быть традиционными и нетрадиционными. Эти методы обеспечивают согласованность между содержанием и формой занятий. В качестве примера можно привести проблемно-ориентиров нные уроки и семинары, интерактивные электронные учебники и учебные пособия, курсы дистанционного обучения. Кроме того, активно используются при проведении занятий технические средства: мультимедийные проекторы, домашние кинотеатры для сопровождения лекционного материала видеорядом; разрабатываются слайд-лекции.
Таким образом, отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин­формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бессистемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.















2. Технология использования различных форм
работы с Интернет-ресурсами на уроках
английского языка







2.1. Интернет-презентация










Нельзя не учитывать тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Вот поэтому рекомендуется использовать на среднем этапе обучения метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Интернет-презентация — презентация, проводимая онлайн — с передачей информации по сети Интернет. Интернет-презентация проводится с помощью средств мультимедиа. Основным условием Интернет-презентации является режим интерактивности, когда зритель может влиять на ход презентации, непосредственно участвуя в нем. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники. Необходимо создание в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смог применить компьютерные знания для своей педагогической деятельности.
Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Использование презентаций в учебном процессе сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предм тников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.
Основной проблемой в использовании компьютерных программ для учителя является неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудность их адаптации к конкретным методикам, ученикам, урокам. Преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint .
Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении других людей:
    сообщить информацию;
    развлечь;
    научить;
    создать мотивацию.
Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты.
Развлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.
Научить - означает связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.
Создать мотивацию - значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать.
Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей, можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяют искать и отбирать данные, существенные для презентации.
Исходя из цели проведения презентации, выделяют следующие типы презентаций:
    Проведение обучения.
    Предоставление информации.
    Убеждение слушателей.
    Решение проблемы.
    Принятие решения.
    Отчет.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:
    освоение нового материала,
    закрепление изученного материала,
    контроль знаний.
К методам мотивации и стимулирования учащихся, помимо познавательно-эмоцио альных, презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества). Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект:
    восприятие учащимися учебного материала;
    осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект:
    развитие познавательного интереса у учащихся;
    умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект:
    воспитание научного мировоззрения;
    воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
    воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях в средней школе предполагает:
    совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
    усиление мотивации обучения;
    улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовой деятельности в современном обществе;
    повышение уровня подготовки учащихся и учителей в области современных информационных технологий;
    демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).
Итак, применение информационных технологий – эффективный метод в развитии познавательных процессов. Применение в школе проектной деятельности учителями поможет сделать школьное преподавание более эффективным. Применение компьютерной техники в средней школе развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие мира.






2.2. Электронный учебник






Электронный учебник (ЭУ) представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-техноло ий); позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Лёгкость в освоении и использовании данной среды для генерации электронных учебников достигается за счёт применения визуальных технологий и возможностью использования любых текстовых и графических редакторов для написания содержимого электронного учебника.
При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей, которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и достижения таких целей, которые при «ручной» технологии оказываются недостижимыми.
В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема понимания текстов. Это касается не только понимания текстов программ, но и понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера. Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при использовании такого нового средства, как компьютер.
Можно выделить целый ряд требований к организации информации на экране:
    информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;
    при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;
    рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;
    не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;
    на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.
В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информации и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.). Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для ПС (программных средств), а также функционально обусловлено.
Рекомендуется: вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, например, отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране; различные виды сообщения необходимо отделять друг от друга, в зоне вспомогательной информации. Например, можно рекомендовать применять инверсное изображение для подсказок; зоны размещения на экране вспомогательной информации должны быть четко идентифицируемы - зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для сообщений об ошибках; при зонировании экрана допускается изменение масштаба знаков в отдельной зоне; эффекты, привлекающие внимание пользователя ЭВМ (мелькание, повышенная яркость, обратный контраст), следует применять строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.
Классификация средств создания электронных учебников.
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:
    традиционные алгоритмические языки;
    инструментальные средства общего назначения;
    средства мультимедиа;
          гипертекстовые и гипермедиа средства;
Традиционные алгоритмические языки.
Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования:
          разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ;
          способ подачи материала и т.д.);
          сложность модификации и сопровождения;
          большие затраты времени и трудоемкость;
          отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ,
          ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.
Инструментальные средства общего назначения.
Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:
    формирование структуры ЭУ;
    ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
    подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
    подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
    подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.
К достоинствам ИСОН следует отнести:
    возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;
    существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
    невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.
Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:
    далеко не дружественный интерфейс;
    меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
    отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.
В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.
Средства мультимедиа.
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) – в интерактивный продукт.
Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации.
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 650 Мбайт. Для профессиональных применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и др.), однако они имеют очень высокую стоимость.
Гипертекстовые и гипермедиа средства.
Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.
В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).
При выборе средств необходима оценка наличия:
    аппаратных средств определенной конфигурации;
    сертифицированных программных систем;
    специалистов требуемого уровня.
Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.
Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.
Таким образом, можно надеяться, что применение ЭУ способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.






2.3. Обучающие программы












Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.
Основные виды работы с персональным компьютером (ПК) на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.
Использование обучающих и познавательных программ на CD - наиболее доступный способ использования компьютера, как на уроках, так и во внеурочное время.
Обучающая программа (обучающий алгоритм), полное описание процесса обучения, содержащее учебный материал, задания, необходимые для его усвоения и указания по их выполнению и контролю. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: "Triple Play Plus", "Euro Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", Professor Higgins." "Learn to Speak English".
Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.
В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.
Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.
Среди наиболее удачных программ такою типа надо отметить Triple Play Plus (Multimedia Teacher 3), вышедшую еще в 1997 г. С ее помощью можно обучать детей восприятию речи на слух, к тому же они учатся читать, правильно произносить на трех уровнях, что дает возможность учителю сравнивать (при наличии микрофона) речь учащихся с эталоном, а также ассимилировать анализируемый голос под особенности говорящего (выбор - мужчина/женщина/ребе ок). Наиболее успешно используемая часть программы - это описание внешности. Учащимся предлагается создать фоторобот представленного человека. При помощи мыши или микрофона можно собрать портрет и отработать всю лексику по описанию внешности. Для более полной отработки темы в программе имеются и другие интересные варианты задач и игр. Выполняя задание по рисунку, который представляет собой мозаику частей тела человека, отрабатывается обширный словарный запас. На данном диске есть материал для описания жилища. С его помощью отрабатываются предлоги. Учащиеся должны найти карточки или предметы обихода, расположенные в комнате (кухне). На диске имеются следующие темы: Food and Drink; Numbers: Home and Office: Places and Transportation; People; Activities. На каждую тему предусмотрены три уровня.
Среди наиболее широко известных программ на CD - рекомендованный Министерством образования РФ компакт-диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике.
Данный диск нашел применение в следующих видах работы:
    Отработка фонетики (с микрофоном) на начальном этапе обучения.
    Постановка произношения пословицы скороговорок (с микрофоном).
    Индивидуальный зачет по изученным грамматическим темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку.
Диски Euro Talk имеют, как заявлено, три уровня: Elementary, Intermediate, Advanced. Применяются они для индивидуальной отработки материала. Наиболее интересным представляется возможность выдавать учащимся «международный сертификат», так как при наборе определенного количества очков программа (при наличии принтера) отпечатывает сертификат на занесенную в программу фамилию даже с подписями руководителей группы Euro Talk. Этот диск удобно применять на первых этапах обучения сначала с наиболее сильными учащимися группы.
На средних и старших этапах для всесторонней отработки лексических тем с успехом использовалась программа Learn to Speak English (2 CD). Диски, состоящие из 30 тем-уроков, имеют большой набор диалогов, упражнений, игр на эти темы, а также видеоролики о городах США. Причем учитель может демонстрировать видеофрагменты с английскими субтитрами или без них. При использовании данной программы в течение двух-трех уроков можно всесторонне отработать имеющиеся темы.
Применение в процессе обучения языку обучающих программ на CD - наиболее простое, не требующее больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ними.
Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения ИЯ является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.
Применение обучающих дисковых и компьютерных программ возможно для обучения учащихся любого возраста. В продаже имеется огромное количество дисков для среднего и младшего школьного возраста (например, “Lingua Land”, “Английский язык от A до Z”, “English for beginners”и др.), для детей дошкольников (“Мышка Мия учит языки”, ” Тим и Тома. Путешествие в Англию”, “Clifford”и др.), для подготовки в вузы (“Английский. Путь к совершенству”,”TOEFL ,”Л.Романов.Английская грамматика”,” В.Павлоцкий. Test your English“и др.), а также для тех, кто хочет овладеть английским в совершенстве (”English in Action. All Stars”, “English in Action. The Royal Family”,”Английский. Путь к совершенству.Interme iate.Advanced”и др.).
Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом осуществляется личностно-ориентиров нное обучение.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивайся предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала. Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать и в Microsoft Word. Успешно в практике обучения используются документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
    мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
    они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
    улучшают качество усвоения материала;
    позволяют индивидуализировать процесс обучения;
    дают возможность избежать субъективности оценки.
Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Таким образом, внедрение компьютерных программ создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогиче кие разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные программы способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.




2.4. Виртуальный урок










Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах».
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).
Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.
Несомненным достоинством современных учебников английского языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты и явления, вся информация о разных областях действительности англоговорящих стран отбираются с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволяет школьникам лучше ориентироваться
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.