Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Содержание и методика воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Реферат
Содержание и методика воспитания
и обучения детей со сложной структурой
дефекта
Коррекционно-педагоги еский
процесс в специальном образовании представляет
собой целостную систему, включающую ряд
взаимосвязанных и взаимообусловленных
компонентов. Их содержание, с одной стороны
определяется общими целями и задачами
гармоничного развития личности каждого
ребенка и учебного коллектива в целом,
а с другой стороны, каждое структурное
звено решает специфические цели и задачи.
Структурные компоненты и содержание
коррекционно-педагоги еского процесса
каждого конкретного образовательного
учреждения определяются нормативными
документами и отражаются во внутренних
документах – в “Программе развития”
и в “Образовательной программе”.
“Программа развития учреждения”
отражает концепцию его развития и спланированную
систему управленческих действий по достижению
желаемой модели. “Образовательная программа”
разрабатывается каждым образовательным
учреждением и строится на основе комплекса
программных и внутренних документов,
регламентирующих работу педагогов. В
этих документах должна быть определена
развивающая среда, сформулированы задачи
воспитательно-образ вательной работы,
повышения квалификации специалистов
и воспитателей
В структуру коррекционно-педагогич ского
процесса включаются следующие составляющие:
Каждый из перечисленных модулей
имеет свои цели, задачи и содержание.
Кроме того, организация процесса
обучения и воспитания детей с особенностями
развития, определение содержания и выбор
методик опирается на следующие принципы
специальной педагогики:
Этиопатогенетически
принцип очень важен, так как для
правильного построения коррекционной
работы с ребенком специалистам необходимо
знать этиологию (причины) и патогенез
(механизмы) нарушения. У детей, особенно
в дошкольном возрасте, при различной
локализации нарушений возможна сходная
симтоматика. Так, в 3-4 года речь может
быть не сформирована у ребенка с нарушенным
слухом, ребенка - алалика, умственно отсталого,
аутичного, ребенка с задержкой психического
развития. Причины и механизмы, обусловливающие
грубое речевое недоразвитие различны,
соответственно, методы и содержание коррекционной
работы должны отличаться.
Принцип системного
подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной
работы необходимо правильно разобраться
в структуре дефекта, определить иерархию
нарушений.
Любой дефект имеет системный
характер. Следует различать внутрисистемные
нарушения, связанные с первичным дефектом,
и межсистемные, обусловленные взаимным
влиянием нарушенных и сохранных функций.
Принцип комплексного
подхода к диагностике и коррекции нарушений. Психолого-педагогиче кая
диагностика является важнейшим структурным
компонентом педагогического процесса
в специальном образовательном учреждении.
В ходе комплексного обследования,
в котором участвуют различные специалисты
(врачи, психологи, учителя-дефектологи,
логопеды), собираются достоверные сведения
о ребенке и формулируется заключение,
квалифицирующее состояние ребенка и
характер имеющихся недостатков в его
развитии.
Коррекционная работа в условиях
специального детского сада или школы
будет эффективной только в том случае,
если она осуществляется в комплексе,
включающем лечение, педагогическую и
психологическую коррекцию.
Принцип коррекционно-компенсир ющей
направленности образования. Любой момент
в обучении проблемного ребенка должен
быть направлен на предупреждение и коррекцию
нарушений.
Этот принцип также предполагает
построение образовательного процесса
с использованием сохранных анализаторов,
функций и систем организма в соответствии
со спецификой природы недостатка развития.
Компенсаторные возможности
человеческого организма настолько велики,
многообразны, что в специальной педагогике
существует мощный арсенал компенсаторных
подходов, позволяющий оказывать педагогическую
помощь ребенку с ограниченными возможностями.
Реализация данного принципа
обеспечивается современной системой
специальных технических средств обучения
и коррекции, компьютерными технологиями,
особой организацией образовательного
процесса.
Принцип опоры на
закономерности онтогенетического развития.
Для того, чтобы правильно выстроить
систему коррекционно-развивающ го воздействия,
необходимо знать, как те или иные функции
развиваются в онтогенезе. Можно сказать,
что коррекционная психолого-педагогиче кая
работа строится по принципу «замещающего
онтогенеза». Например, логопедическая
работа по формированию звукопроизношения
начинается со звуков раннего онтогенеза,
работа по развитию моторики предполагает
учет закономерностей развития движений
в онтогенезе.
Дети, обучающиеся в одном классе
или группе находятся на разных ступенях
развития речи, сенсорно-перцептивно
и мыслительной деятельности, у них
в разной степени сформированы пространственно-време ные
представления, они неодинаково подготовлены
к счету, чтению, письму, обладают различным
запасом знаний об окружающем мире.
В процессе диагностической работы с каждым
ребенком следует выявить уровень развития
по наиболее важным показателям, что позволит
определить индивидуальный профиль развития,
а также характер и степень выраженности
проблем у детей данного класса или дошкольной
группы. На этой основе отбирается содержание
индивидуальных и групповых программ
коррекционно - развивающего обучения
и воспитания. Профессиональная компетентность
педагогов специального образования предполагает
способность к творческому подходу при
реализации типовых, индивидуальных и
дифференцированных программ коррекционного
обучения. Таким образом реализуется еще
один важный принцип – принцип единства
диагностики и коррекции.
Принцип реализации
деятельностного подхода в обучении и
воспитании.
Реализация рассматриваемого
принципа предполагает целенаправленное
формирование всех структурных компонентов
деятельности (предметной, игровой или
учебной): мотивационного, целевого, ориентировочно
- операционального, регуляционного. Детей
обучают использованию различных алгоритмов
(картинно-графически планов, технологических
карт и т.д.), а для того, чтобы их деятельность
приобретала осознанный характер, побуждают
к словесной регуляции действий: проговариванию,
словесному отчету, обучают предварительному
планированию.
Принцип педагогического
оптимизма. Специальная педагогика исходит
из того, что учиться могут все дети. При
этом под способностью к обучению понимается
способность к освоению любых, доступных
ребенку, социально и личностно значимых
навыков жизненной компетенции, обеспечивающих
его адаптацию. В этом отличие от традиционного
для общей педагогики понимания способности
к обучению в педагогике, которая характеризуется
возможностью и успешностью освоения
знаний по общеобразовательной программе.
Остроактуальной становится
проблема расширения реабилитационного
пространства и все более широкого охвата
детей, которые ранее считались необучаемыми,
прежде всего, детей с тяжелыми и множественными
нарушениями в развитии, аутистическими
расстройствами, девиантным поведением.
С вышеуказанным принципом
органично связан принцип социально-адаптирующ й
направленности образования. Коррекция
и компенсация недостатков развития рассматриваются
в специальном образовательном процессе
не как самоцель, а как средство обеспечения
человеку с ограниченными возможностями
жизнедеятельности самостоятельности
и независимости в социальной жизни.
Принцип ранней педагогической
помощи. Современный этап развития
системы специального образования характеризуется
особым вниманием к периоду раннего и
дошкольного детства. Известно, что в развитии
ребенка существуют сензитивные периоды,
т.е. периоды наиболее благоприятного,
легкого и быстрого развития определенных
психических функций. Многие сензитивные
периоды, играющие решающую роль для последующего
развития ребенка, приходятся на ранний
и дошкольный возраст.
В качестве важнейших условий
успешной коррекционно-педагогич ской
помощи рассматривается раннее выявление
и ранняя диагностика отклонений в развитии
ребенка, а также организация комплексного
медико-психолого-педагогического сопровождения
проблемного ребенка с первых месяцев
жизни. При этом предусматривается просветительская
психолого-педагогиче кая работа с семьями
таких детей.
Принцип развития
мышления, языка и коммуникации как средств
специального образования.
Любое нарушение умственного
или физического развития отрицательно
сказывается на развитии у ребенка и мышления,
и речи, и умения общаться. Свои специфические
проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации
существуют у всех категорий детей и подростков
с ограниченными возможностями, поэтому
важнейшей общей для них образовательной
потребностью является потребность в
коррекционно-педагоги еской помощи по
развитию речи, мышления и общения. Это
необходимое условие реализации специального
образования и успешной социокультурной
адаптации человека с ограниченными возможностями.
Принцип необходимости
специального педагогического руководства. Учебно-познавательна деятельность
ребенка с любым отклонением в развитии
отличается от учебно-познавательно
деятельности обычного ребенка, так как
имеет особое содержание, глубокое своеобразие
протекания и нуждается в особой организации
и способах ее реализации.
Важнейшими задачами коррекционно-педагогич ской
работы являются предупреждение возникновения
вторичных отклонений в развитии, их коррекция
и компенсация средствами образования.
Это означает максимально полное удовлетворение
возникших в связи с нарушением и, следовательно,
с ограничением, специфических образовательных
потребностей.
Содержание специального образования,
его воспитательного и обучающего компонентов
зависит не только от особенностей отклонений
в развитии, но и от возрастного периода,
в котором находится растущий человек
с ограниченными возможностями.
В учебных планах специальных
образовательных учреждений можно выделить
три образовательные области.
1. Дисциплины общеобразовательного
цикла. Их перечень соответствует
перечню дисциплин, изучаемых в общеобразовательной
школе.
2. Дисциплины, имеющие
коррекционную направленность. Их
содержание определяется характером нарушений
у детей с отклонениями в развитии.
3. Дисциплины трудовой
подготовки. Трудовому обучению отводится
особое место в специальном образовательном
процессе, т.к. дети должны быть подготовлены
к дальнейшей жизни и к трудовой деятельности.
Особенности процесса обучения в специальном
образовательном учреждении: целенаправленность;
двусторонность; противоречивость; систематичность;
комплексность; коррекционная направленность.
Учет этих особенностей процесса
обучения обеспечивает его динамичность
и результативность.
Главные задачи обучения в специальном
образовательном учреждении:
1.Организация познавательной
деятельности учащихся по приобретению
знаний, формированию практических умений
и навыков, расширению кругозора.
2.Развитие задатков, способностей,
познавательной деятельности учащихся
или воспитанников.
3.Стимулирование познавательной
активности и самостоятельности.
4.Формирование у учащихся
познавательной активности.
5.Формирование основ
научного мировоззрения.
6.Всестороннее развитие
самоценной, самодостаточной личности,
формирование предпосылок для адаптации
в социуме.
Движущими
силами процесса обучения являются противоречия между
выдвигаемыми ходом учебного процесса
познавательными и практическими задачами
и наличным уровнем знаний, умений и навыков
учащихся и их познавательными возможностями.
Процесс обучения представляет
собой сложную динамическую систему, состоящую
из множества структурных элементов.
Можно выделить 4 основных функции
процесса коррекционного обучения: развивающая,
образовательная, воспитательная и коррекционная.
Развивающая функция предполагает
развитие личности в процессе обучения.
Образовательная функция обучения
заключается в формировании базовых научных
знаний, составляющих основу информационного
фонда, а также практических умений и навыков.
Воспитательная
функция обучения направлена на достижение
цели всестороннего гармоничного (разностороннего,
многостороннего) развития учащихся, основу
которого составляет базовая культура
личности, представляющая
собой некоторую целостность, включающую
в себя широкий диапазон свойств и качеств
личности. Различают нравственную, эстетическую,
физическую культуру, культуру умственного
труда, культуру семейных отношений и
т.д.
Коррекционная направленность процесса обучения предполагает
педагогическое воздействие с помощью
специальных методов и приемов, стимулирующих
у детей компенсаторные процессы развития
познавательных возможностей.
Методы обучения можно рассматривать
с разных позиций. Существует несколько
классификаций методов обучения:
Для специальной педагогики
особое значение имеет классификация
методов с учетом целостного подхода к
процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским.
Он выделяет три группы методов.
I группа – методы организации
и осуществления учебно-познавательно
деятельности. Данная группа методов включает
в себя:
словесные, наглядные и практические
(передача и восприятие учебной информации
– источник знаний);
индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);
репродуктивные и проблемно-поисковые
(развитие мышления);
самостоятельная работа учащихся
под руководством учителя
II группа – методы стимулирования
и контроля.
III группа – методы контроля
и самоконтроля.
Интерес представляет классификация
методов обучения, предложенная В.А.Онищук.
За основу классификации автор взял виды
деятельности учителя и учащихся. Им выделены
следующие методы обучения:
Недостатки развития познавательной
деятельности учащихся специальных образовательных
учреждений (особенно мышления и речи,
сенсорно-перцептивн й деятельности,
внимания) не позволяют использовать какую-то
классификацию или подходы полностью.
В системе коррекционного обучения
широко используются словесные, наглядные,
практические методы обучения. Возможности
их использования достаточно подробно
с позиций коррекционной дидактики раскрыли
А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко
и др..
По способу передачи информации
выделяют три группы методов:
1. Наглядные методы,
к которым относятся наблюдение и демонстрация.
Наблюдение – это целенаправленное
восприятие объекта или явления, оно специально
планируется педагогом.
Демонстрация – это предъявление,
показ предмета, явления или действия.
В работе с проблемными детьми
наглядные методы наиболее доступны и
важны, особенно на начальных этапах работы.
При их применении следует помнить такие
особенности детей, как: замедленный темп
восприятия, сужен объем восприятия, страдает
точность восприятия. Иллюстрации должны
быть крупными, доступными, в реалистическом
стиле.
2. Словесные методы.
Рассказ – это монолог педагога,
содержащий учебную информацию.
Беседа – это диалог учителя
и ученика.
Объяснение – это комментарий,
в котором раскрываются скрытые от непосредственного
восприятия существенные признаки, связи,
отношения.
3. Практические методы.
- упражнения (устные и
письменные);
- продуктивная деятельность;
- опытно-экспериментал ная
деятельность.
- элементы программированного
обучения.
Предпочтение отдается методам,
помогающим наиболее полно передавать,
воспринимать, удерживать и перерабатывать
учебную информацию в доступном для обучающихся
виде, опираясь на сохранные анализаторы,
функции, системы организма.
Разновидностью практического
метода обучения является использование
дидактических игр и занимательных упражнений.
Они же выступают как метод стимуляции
и активизации познавательной деятельности
детей. Использование игры в кач и т.д.................