Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование монополий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.12.2014. Год: 2014. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):














РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономика»
на тему «Государственное регулирование монополий»






Выполнил:



Проверил:













Санкт-Петербург
2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ
1.1 История возникновения монополий ………..………4
1.2 Виды монополий и их сфера влияния………6
1.2.1 Естественная монополия………...……7
1.2.2 Административная монополия……….8
1.2.3 Экономическая монополия………...…9
1.3 Причины существования монополий………..10
1.4 Негативное влияние монополии на экономику……….12
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Необходимость развития свободной конкуренции………14
2.2 Меры, принимаемые государством………...…..14
2.2.1 Либерализация рынков………15
2.2.2 Государственное регулирование………15
2.2.3 Антимонопольное законодательство………16
2.3 Антимонопольная политика и регулирование в РФ………..………17

2.4 Методы антимонопольной политики в РФ………..…..…..……..……..22

2.5 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России…..…..23
2.6 Проблемы регулирования конкурентных отношений в РФ…….….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...29


ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов - одна из наиболее сложных проблем в экономике.
Одной из важнейших функций государства является регулирование монополий.
В конце ХХ столетия Россия стала переходить с плановой экономики на рыночную, неотъемлемой частью которой является здоровая конкуренция, и вновь столкнулась с проблемой монополий, которая была позабыты во времена Советского Союза.
Известно, что чем ожесточеннее конкуренция, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовлены к борьбе за зарубежные рынки. Выигрывает от нее также и потребитель, который получает больший ассортимент продукции по более низким ценам. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
Однако здоровая конкуренция не представляется возможной, когда на рынке безраздельно властвуют монополисты. Именно поэтому, проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособност российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.



ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ

1.1 История возникновения и развития монополий
Монополии появились в России, а развитие их было своеобразным. Первые из них образовались в 80-х годах 19 века. Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа. Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений.
Многие крупные синдикаты - «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема происходил дальнейший рост монополий. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства. Монополии были ликвидированы в во время Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и сопутствующие им проблемы. Формирование конкурентных рыночных отношений в России в период реформ не относилось к числу приоритетных задач. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, защищающие свое доминирующее положение.


1.2 Виды монополий и сфера их влияния
Термин “монополия” несет в себе сразу три значения:
- рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
- сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
- непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.
Структура рынка монополии противоречива: монополия представляется как одна из моделей структуры рынка. Однако монополия отрицает рынок. На место «невидимой руки» она ставит сознательное регулирование экономических процессов. При всей условности данной структуры рынка она выявляется наличие в экономике механизма регулирования, отличного от рыночного.
Свойства конкуренции служили базой для осуждения монополии многими экономистами. Так, Адам Смит считал, что «монополия является великим врагом хорошего управления». Опасность монополии состоит в том, что она, устраняя конкуренцию, уничтожает движущую силу развития производства. Манипулируя ценами и объемами производства, она способна присвоить прибыль сверх обычной. Монополия сопротивляется или подавляет технологические достижения.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных. Их мы и рассмотрим далее.

1.2.1 Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Существуют два типа естественных монополий:
а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма или геологи, которые обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которые купили права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) Технико-экономически монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии «Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией».

1.2.2 Административная монополия
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны - предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны - организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек.

1.2.3 Экономическая монополия
Экономическая монополия является наиболее распространенным типом монополий. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути: успешное развитие предприятия, постоянное увеличение его масштабов путем концентрации капитала; второй, являющийся более быстрым, основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монопол стов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

1.3 Причины существования монополий
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в отрасль.
Экономия, обусловленная ростом масштабов производства, издержки. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное мало затратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объёма производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность являются несколькими из многих отраслей тяжёлой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3 рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль.
Легальные барьеры: патенты и лицензии. Уже отмечалось, что правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создаёт также легальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии.
Патенты обеспечивают создателям новых продуктов, технологий, произведений искусства исключительные права на продажу их «продукции». Смысл таких патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы (или отдельных лиц) изобретать новые продукты, процессы и т.п., поскольку с помощью патентов гарантируется получение дохода именно авторам изобретений.
Предоставляя изобретателю, исключительное право контролировать продукт, патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента.
Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путём выдачи лицензий.
Собственность на важнейшие виды сырья. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Также трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде главных стадионов и арен.
Нечестная конкуренция. Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, действий. Привычными приёмами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше чем исторический интерес.
1.4 Негативное влияние монополии на экономику
Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.
    Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства.
    Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда.
    Монополизм в экономике способствует коррупции.
    Влияние на рыночные отношения: без ликвидации монополии в сфере производства и обращения, ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключающие друг друга. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда. Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов. Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.
    Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.
Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновение и развитие новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и " кадровый монополизм ", когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.
Что же касается малого или среднего бизнеса, то несмотря на множество мер и полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут. А именно на таком бизнесе строится экономический рост страны, а значит, рост благосостояния населения и социальная стабильность в обществе.



ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Необходимость развития свободной конкуренции

Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей с равными возможностями и правами. При этом влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Рыночная структура совершенной конкуренции имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. К позитивным чертам можно отнести следующие:
    Оптимальное ценообразование.
    Производственная эффективность
    Оптимальное распределение ресурсов.
    Способность к саморегулированию.

2.2 Меры принимаемые государством
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:
1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистическ го законодательства.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

2.2.1 Либерализация рынков
Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополисто .

2.2.2 Государственное регулирование
Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены или “справедливой нормы прибыли”. Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.

2.2.3 Антимонопольное законодательство
Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.
Основные различия в антимонопольной политике и практике “рыночных” стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

2.3 Антимонопольная политика и регулирование в РФ
Накопленный опыт стран с рыночной экономикой, хотя и интересен сам по себе и должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях работы с конкретными монополиями, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистическо экономики. Сложный круг задач встаёт при осуществлении антимонопольной политики в бывших социалистических странах, к которым относится и Россия.
Монополия сопряжена с целым комплексом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане, рынок не может самостоятельно разрешить эту проблему. В таких условиях улучшить ситуацию способно лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России была предпринята в 1908 годы. За образец тогда птались взять закон Шермана, действовавший в США. Однако, организация российских предпринимателей сумела сорвать его принятие.
В 1991 году был принят закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Тогда же был создан и контролирующий орган - Государственный комитет по антимонопольной политике.
К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:
- подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;
- разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
- осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
- контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;
- контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.
Актуальный ныне документ - федеральный закон №135-ФЗ “О защите конкуренции”, принятый в 2006 г, периодически редактируемый (актуальная редакция от 21.07.2014).
Он устанавливает следующие положения:
- запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
- запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующим фирмам;
- подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
- контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике.
- при нарушении требований законодательства, комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные им убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн руб.
Согласно ст. 4 данного закона, «доминирующее положение» -- это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Процентная доля производителя с целью признания его доминирующим зависит от каждого конкретного случая:
- если хозяйствующий субъект обладает долей рынка в пределах от 65 до 100%, то его положение признается доминирующим;
- если доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами;
- если доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим. Соответственно на данный хозяйствующий субъект не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством;
Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Согласно закону, в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
    естественные монополии;
    разрешенные монополии;
    временные монополии.

Естественные монополии в нашей стране определяются по двум признакам:
а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать из-за рубежа;
б) фирмы, действующие на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.
Разре
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.