Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Школьное самоуправление

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2014. Год: 2014. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.1. Из истории школьного самоуправления
Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и др. Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей. Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы 1586 г. наряду с правами и обязанностями учителя содержатся требования по организации детей. Выдвинул демократический принцип единой школы славянский педагог Я.А. Каменский. В своем сочинении “Законы хорошо организованной школы” он сформулировал краткие правила организации школьного режима и управления школой. Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. “Регламент московских гимназий”, согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами. Огромное влияние на общественность оказали труды К. Ушинского по проблемам воспитания и обучения. Подходы К. Ушинского были очень популярны и всерьез поставили педагогов перед необходимостью критической переоценки устоявшейся в России системы воспитания. Раскрывая свое понимание новой школы, И.И. Горбунов в своей статье “Несколько вступительных слов” (1907 г.) подчеркивал, что главным делом для учителей будет установление взаимного доверия, искреннего равенства между ними и учениками, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования. Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления с. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей “СЕТЛЕМЕНТ”. В основе воспитательной системы лежала идея “детского царства”, где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Актуально для современной школы звучат слова Н.К. Крупской о том, что школьное самоуправление должно охватить всех школьников и, таким образом, не сводится только к работе одних выборных комиссий. Необходимо чтобы на общих собраниях обсуждались все важные, интересующие школьника вопросы. После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления. 16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению “Основные принципы единой трудовой школы”, в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. “Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы.”.
Деятельность органов самоуправления в общеобразовательной школе России регламентировалась утвержденном ВЦИК РСФСР 30 сентября 1918 г. “Положением о единой трудовой школе, Советом народных комиссаров РСФСР 18 декабря 1923 г., Уставом единой трудовой школы, принятым Наркомпросом РСФСР документами – Положением об организациях учащихся в школах второй ступени (1921 г.), тезисами о самоуправлении (1923 г.). В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся, общие и делегатские собрания, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления школьные собрания, конференции). По “Положению о единой трудовой школе” школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления. Принятие этих документов предоставила простор мыслям великих русских педагогов. Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами. Система самоуправления коммуны содержалась в “Конституции страны ФЭД”. В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание. В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода. На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в “конституции”. На рубеже 20-30-х годов в нашей стране завершилось утверждение административно-кома дной системы, распространившей свое влияние и на сферу образования. Постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” от 25 августа 1931 года наркомпросом союзных республик было предложено обеспечить осуществление единоначалия в управлении школой. Согласно новому Уставу советской политехнической школы (1933 г.). Школьный совет стал совещательным органом. В основе коммунарного движения лежала идея коллективных творческих дел И. Иванова, которая привела к возникновению неформальных коллективов. В 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления. С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися нередко игнорируется. Педагоги оказывают прямое давление на общественное мнение школьников, самоуправление организуется по форме, но не по своей сути. Самоуправление остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что оно не только средство, но и результат воспитания, он предполагает широкую вариативность. На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт и идеи опыт и идеи С. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Внедрялись на практике производные от стройных моделей самоуправления, разработанных этими педагогами. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос – какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.


1.2. Цели и задачи школьного самоуправления
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Цель - Формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
Задачи:
    Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
    Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно - целостные отношения.
    Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
Принципы построения и развития самоуправления.
      Выборность всех органов самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
      Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
      Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
      Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
      Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности
      органов самоуправления.
      Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
      Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
      Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:
    первый (базисный) уровень – классное ученическое самоуправление;
    второй – школьное ученическое самоуправление.

Структура первого уровня – ученическое управление на уровне классных коллективов (3 – 11-е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной ученический центр (5 центров). Каждый центр избирает из своего состава ответственного. Из ответственных образуется совет учащихся класса: в него входят 5лидеров.
Обязанности членов центров:
    ответственный отвечает за работу каждого члена и за выполнение плана в конкретный промежуток времени;
    члены отвечают:
      ) за дела внутри класса;
      ) за общешкольные дела, в которых принимает участие класс;
      ) за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой.
Функции совета класса:
    подготовка и проведение классных собраний;
    анализ деятельности своих членов;
    подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.
Высший орган самоуправления – собрание класса, во главе которого находится лидер.
Структура второго уровня – школьное ученическое самоуправление состоит из двух подразделений: «Совет старшеклассников» (8 – 11 классы), «Лидерский совет» (3 – 7 классы), между которыми существует принцип преемственности и взаимодействия. Каждый из них делится на 5 центров: «Науки и образования», «Творчества», «Информации», «Спорта и здоровья», «Сотрудничества», состоящих из классных лидеров. Каждый центр возглавляет свой лидер, из числа которых выбирается лидер Совета старшеклассников и Лидерского совета.
Функции школьных ученических центров:
    Выработка и принятие решения.
    Доведение принятого решения до классов.
    Организация выполнения принятого решения.
    Создание условий для выполнения решения.
    Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.
    Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни.

Функции совета учащихся школы:
    Проведение анализа работы классных органов самоуправления.
    Подготовка анализа и предложений.
    Анализ работы самих членов.
    Обеспечение социальной защиты учащихся.

IV. Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
    познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);


    трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
    спортивно-оздоровител ная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;
    художественно-эстетиче кая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
    шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
    информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, центров школы.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.


1.3.УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является первичным коллективом школы, центром, ядром воспитательной работы. Срок функционирования класса как первичного коллектива определяется постоянным составом его членов. Класс выполняет воспитательную функцию, поэтому необходима деятельность в нём строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей.
Класс является основой школьного самоуправления. Задача органов ученического самоуправления – вместе с пед. коллективом формировать морально-этический климат в школе. С этой целью под руководством актива разрабатывается кодекс чести школьника, его права и обязанности, меры поощрений и порицания.
Ученическое самоуправление призвано решать следующие задачи:
      Создать работоспособные органы коллектива, уполномоченные представлять интересы общества.

      Развивать отношения подлинного товарищества.

      Формировать общественное мнение.

Всё большее значение приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления (собрание), старается развивать у учащихся потребность в самоанализе, самооценке.


Принципы ученического самоуправления:
      Каждому коллективу учащихся – свой орган самоуправления.
Самоуправлению школы – систему исполнительных органов.
Каждому делу – свой организатор.

      Каждому учащемуся – конкретное поручение.

      Всем членам самоуправления – действенные права и обязанности.

      Всем активистам – школу «Лидеров».

      Всем органам самоуправления – единство действий и взаимодействие.


Памятка для учащихся :

      Смелее вноси свои предложения.

      Не бойся, что вносишь простые идеи, из банка идей отберём золотые.

      Мысль толково излагай, если надо, повторяй.

      Время не трать напрасно.

      Чётко уяснишь – лучше сделаешь.

      Не думай, что ты в чём-то лучше друзей, и нос задирать, задаваться не смей!

      Доверие так понимать нужно: всё проверяется делом, заботой и дружбой.

      Всякое дело результат красит. Не стыдно в деле ошибаться, стыдно не уметь и не желать исправиться.
      Твори, ищи, фантазируй смелее – ищи пути выполнения решения.

      Принял решение – выполняй! Поручил другому – доверяй! Доверяя, помогай!



1.3.1.ПОЛОЖЕНИЕ О САМОУПРАВЛЕНИИ
В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Самоуправление – принцип организации жизнедеятельности коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон её жизни, активно участвовать в их реализации.

Цель самоуправления – обеспечить управление школьным коллективом, преподавателями и учениками на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Структура самоуправления:

Общее собрание коллектива (созывается по мере необходимости, избирает постоянные и временные органы самоуправления, решает вопросы организации и деятельности школы).

Совет справедливых (входят учителя и ученики школы, Справедливые избираются путём общешкольного голосования; при выборе учителей, опрашиваются ученики, при выборе учеников – учителя. Преимущества Совета справедливых: сюда может обратиться как ученик, так и учитель; совет состоит из людей, обладающих авторитетом и в среде учеников, и в среде учителей; решение, принятое Советом, будет справедливым, так как рассмотрено с различных позиций).

Совет старшеклассников (актив БРСМ, собирается 1 раз в месяц)

Совет БРПО (актив пионерской дружины, собирается 1 раз в месяц)

Творческая группа (пресс-центр, редколлегия, спортивный сектор, патриотический сектор, отряд «Милосердие»)

Совет старшин классов (собираются по мере необходимости, решают вопросы внутриклассные и внутрипараллельные, способствуют распространению информации, помогают классным руководителям и кураторам параллелей)



РАБОТА СОВЕТА СПРАВЕДЛИВЫХ В СЛУЧАЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ


СС ОБЯЗАН:
стремиться к выявлению подлинных причин конфликта и к примирению сторон;

при ведении дела избегать всего, что может вызвать новые конфликты;

пресекать недостойное поведение сторон при разбирательстве.


СС НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:
давать наказания, оскорбляющие честь и достоинство обвиняемого;

до принятия решения считать человека виновным.








ДИНАМИКА САМОУПРАВЛЕНИЯ
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА






Характеристика этапов

1 этап

2 этап

3 этап
Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе
Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива
Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива

Функция самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Содержание функции
Получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.
Определение цели и усвоение задач, распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов.
Оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование.
Тенденция развития самоуправления

Метод

Форма

Принцип
Элементы системы ученического самоуправления
Задание, поручение, взаимоконтроль и др.
Учком, старостат, комиссии, бригады и др.
Коллективное планирование, проведение, анализ дела.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путём

Участие каждого в организации дел в порядке очерёдности

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнёр


Характер деятельности педагога
Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы к деятельности; вырабатывает навыки самостоятельной работы учеников.
Передаёт ученикам организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций.
Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач.






ПРАВА ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ

      Избирать и быть избранным в органы УС.
      Участвовать в работе УС.
      Вносить предложения по улучшению работы школы.
      Свободно высказывать и отстаивать своё мнение.
      Представлять ученический коллектив в ОО.
      В случае необходимости обращаться за помощью в органы УС.
      Выступать с критикой и самокритикой.
      Оценивать работу коллектива класса, школы.
      Обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы УС.


ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ

      Творчески подходить к своим обязанностям.
      Активно участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий.
      Нести личную ответственность за работу своего класса.
      Развивать самостоятельность младших школьников.
      Отчитываться перед высшим органом УС за порученное дело.


ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПООЩРЯЮТ УЧАЩЕГОСЯ ЗА:

      прилежную учёбу;
      общественную работу;
      примерное поведение;
      выдающиеся достижения в учёбе, спорте, творчестве;
      трудолюбие, честность, отвагу.






СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ




































































2. Базовая модель самоуправления в современной школе
2.1. Самоуправление педагогического коллектива
Говоря о базовой модели необходимо рассмотреть теоретическую концепцию школьного самоуправления.
Современная средняя общеобразовательная школа – сложное социально-педагогиче кое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, - различные объединения и организации взрослых и детей.
Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы.
В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления:
      педагогического коллектива – педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогиче кие консилиумы, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов;
      самоуправление ученического коллектива – собрание учащихся школы (высший орган их самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного ученического собрания; избранный школьным ученическим собранием или конференцией совет учащихся, ученический комитет школы, его комиссии, штабы и другие рабочие органы самоуправления; классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы;
      ассоциации родителей школы – школьное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного родительского собрания; избранный школьным родительским собранием или конференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы.
При организации деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующими позициями:
      Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.
      Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.
      Ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
      Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общее собрания перед органами представительной демократии (конференции, советы, комитеты и др.).
      В каждой школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.
      Школьные работники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.
      Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогичес ими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.
Общей целью как раздельных, так и совместных органов самоуправления учащихся, их родителей и педагогов в школе является реализация их потребностей и интересов.
Работа любого органа самоуправления в школе начинается с выявления актуальных потребностей и интересов своих избирателей, на основе которых затем определяются содержание и основные направления его деятельности, что в свою очередь, не определяет его организационную структуру. Базовая модель школьного самоуправления включает в себя четыре подсистемы: ученическую, педагогическую, родительскую и систему соуправления педагогов, учащихся и родителей, являющуюся системы самоуправления всей школы. Наряду с органами самоуправления общешкольного уровня могут и должны действовать органы соуправления на базе первичным коллективов и их ассоциаций.
Высшим органом самоуправления в педагогическом коллективе является педагогический совет школы, который
      обсуждает и утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе с учащимися, социально-правовые и психолого-педагогиче кие основы, взаимоотношений с ними и их родителями;
      определяет организационную структуру педколлектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных обязанностей;
      выражает и отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школе и за ее пределами и т.д.
Методический совет
      организует работу по повышению научно-теоретическог уровня и методического мастерства педагогов,
      координирует деятельность учителей в методических объединениях, оказывает им практическую помощь,
      занимается распространением педагогического опыта,
      организует педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы, работы школ передового опыта,
      развивает и укрепляет методическую базу учебно-воспитательно о процесса.
Методическое объединение педагогов
      организует самообразование, наставничество педагогов работу над методической темой, обмен опытом работы учителей;
      занимается изучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов, передового опыта работы учителей;
      осуществляет в своей сфере экспертную оценку педагогических и методических проектов, учебно-воспитательны результатов деятельности педагогов;
      высказывает рекомендации о присвоении педагогам соответствующей квалификационной категории;
      выступает с ходатайством перед педсоветом, директором школы о предоставлении своим членам работать в режиме доверия и самоконтроля, о проведении внеочередной аттестации, награждении учителей ведомственными наградами и т.д.
2.2. Самоуправление ученического коллектива
Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости не реже 1 раза в год. Школьное ученическое собрание:
      рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;
      решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;
      формирует органы самоуправления в школе;
      вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательног процесса; выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;
      рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;
      заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.
Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является школьный ученический совет, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.
Школьный ученический совет:
      координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу;
      организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
      устанавливает шефство;
      готовит и проводит собрания или конференции учащихся школы;
      организует выпуск своих газет, радиопередач;
      на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.) органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;
      решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
      принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т.д.
Высшим органом самоуправления класса и других первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
2.3 Участие родителей в школьном самоуправлении
Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, не реже 1 раза в учебный год.
В школах, в которых нет условий для работы родительского собрания, его функции выполняет школьная родительская конференция, на которую избираются делегаты в равном количестве от родительской учащихся каждого класса. Между школьными родительскими собраниями действует школьный родительский комитет, в классах -классные родительские собрания.
3.Социально-педагог ческие принципы построения модели школьного самоуправления
Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления.
      Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.
      Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.
      Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленчес-кая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.
      Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.
      Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.
      Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории. (А.С. Прутченков.)
Выделенные принципы построения модели ученического самоуправления должны определить общий путь ее создания. Необходимо учитывать то, что все составляющие элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного, ученического самоуправления, то есть разрабатываемая модель должна отвечать всем требованиям надежности, применяемым ко всем методам научного познания.
Изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель “Школьный совет”.
В данной модели самоуправления основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы – все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества. Данная классическая модель имеет как сильные, так и слабые стороны. В данной модели практически не используются такие атрибуты современной педагогики и воспитания как игровые технологии. Прослеживается формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического.


ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
МОУ СОШ № 1
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
1.2. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Законом РФ "Об образовании", Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, а также настоящим Положением и локально - правовыми актами школы.
1.3. Деятельность школьного ученического самоуправления направлена на:
· достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня;
· адаптацию учащихся к жизни в обществе;
· воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
II.
ОСНОВНЫ
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.