Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические основы исследования социального института материнства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2014. Год: 2014. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МАТЕРИНСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ВВЕДЕНИЕ
Научно-технические, социально-политичес ие преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни. Но, в то же время, достигнутое равноправие (степень которого зависит от законодательной базы и общественных условий конкретной страны) косвенно способствовало возникновению таких явлений как снижение рождаемости и числа зарегистрированных браков, увеличению доли внебрачных рождений. Возникли такие явления, как кризис семьи, девальвация материнства на социальном и индивидуальном уровнях.
Институт материнства относится к разряду уникальных, как для отдельного человека, так и для всего общества, и , как никакая иная система, служит связующим звеном между человеком и обществом.
Таким образом, исследование института материнства на современном этапе развития современного российского общества является довольно актуальным.

















Глава 1. Теоретические основы исследования социального института материнства
1.1. Основные направления изучения института материнства
Материнство изучается в русле различных наук: истории, антропологии, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
Очень часто в отношении многих понятий в науке нет единого определения, что связано со сложностью явления, его многозначностью, междисциплинарными интересами. В социологическом словаре можно увидеть следующее: «Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода (вынашивание, рождение, вскармливание ребенка), одна из социальных ролей женщины».
Неоднородность мнений различных известных исследователей по отношению определения термина «материнство» следует рассмотреть более подробно.
В словаре русского языка С. И. Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми». В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребенка) и социальные (воспитание ребенка) аспекты.1
«Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли». Ф. Хорват определяет материнство как личностные качества женщины, ее биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую - то художественную способность, вроде врожденного таланта.2
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личностной сферы женщины. Представители феминистского подхода (Е. А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.3
Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.4
Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:
материнство как обеспечение условий для развития ребенка;
материнство как часть личностной сферы женщины.
Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
Таким образом, с точки зрения социологии институт материнства - это целая структура общества, благодаря которой это общество и существует.
Социальная обусловленность материнства отмечена Т. В. Скрицкой, в том плане, что «общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения».5
Известный психолог В. С. Мухина также рассматривает материнство в качестве культурного феномена, «смысл и значение которого может меняться вместе с культурой». Е. В. Шамарина утверждает, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем к данной конкретной культуре.6
В последние годы особое направление в изучении материнства создано социологами, работающими в Институте проблем народонаселения РАН и конкретно в Московском центре гендерных исследований, возглавляемом Н.М. Римашевской. Под ее руководством ряд специалистов - практиков подвергли гендерной экспертизе количественную информацию по социологии современной семьи и показали ее наиболее явные «болевые точки» (материнство в неполных семьях, материнство вне брака, социальные стереотипы в отношении добрачной рождаемости и др.). В известном смысле взгляды женщин - гендеристок противостоят воззрениям социологов - мужчин (А. И. Антонова, В. А. Борисова), которые иначе как«патриархатно - консервативными» не назовешь. Они трактовали материнство как «потребность в детях, которая является социально - психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность».7
В последние десятилетия все чаще проявляется тенденция рассмотрения материнства как своего рода социального конструкта, формируемого обществом. Источником зарождения нового отношения к материнству стали такие явления общественной жизни, как эмансипация, становление и развитие гендерных исследований, в которых утверждалась тождественность между способностью женщин к деторождению и их культурной и социальной дискриминацией. Огромное воздействие на изменение представлений о материнстве повлияли теории таких исследователей, как К. Мангейма, П. Бергера, Т. Лукмана, а также другие работы.
В информационном обществе никого не удивляет ориентация женщин на материальное благополучие, на высокий социальный статус - все считают, что это позволяет им стать независимыми в жизни, избегать затруднительных положений и обеспечить себе безопасность. Конечно же, невозможно напрямую заставить женщину выбрать карьеру или материнство - единственное, что может сделать общество и его институты - это поставить женщину в такое положение, при котором выбор ее будет ограничен. В таком случае происходит потеря сущности и, как назвал бы Ж.-П. Сартр, «существование без сущности». Возникновение таких явлений, как суррогатное материнство, отказ от детей, киднеппинг и т. п., отражает именно такое существование и позволяет выдвинуть гипотезу о том, что материнство можно рассмотреть сквозь призму кризиса идентичности современной женщины.8
В настоящее время условно можно выделить три основные причины, определяющие специфику отношения к материнству у женщин:
Стремление к независимости, самореализации, достижению и сохранению связанных с этим завоеваний. В этом случае ребенок является средством для реализации этих целей, что проявляется в попытке сохранить партнера, достичь желаемого личностного, социального, семейного, полоролевого статуса. Желание иметь ребенка отражает сугубо прагматичный подход к проблеме - что я получу себе, когда у меня будет ребенок. Ребенок рассматривается как ограничивающий возможность реализации индивидных целей (т. е. тех самых, которые женщина пытается реализовать за счет ребенка).
Это приводит к доминированию личностной идентичности над социальной: женщины все больше ориентируются на собственную (хотя и выработанную в определенной социальной среде) систему ценностей и убеждений и отходят от внешних социальных представлений (в том числе общепринятых моральных ценностей). В этой ситуации, по мнению исследователя А. Щеголева, женщина обречена на «ложное» состояние. Для того, чтобы успешно адаптироваться в маскулинизированном обществе, женщина «отступает от себя, ведет не женский образ жизни». Сексуальность, гиперсоциальность и интеллектуальность, с одной стороны, облегчают процесс адаптации женщины, с другой же, «замуровывают ее в себе, сдерживают ее естественное женское самовыражение, подавляют ее женственность».9
Сложности процесса самоидентификации - в этом случае ребенок является средством обеспечения заботы о себе со стороны тех, кто занимает позицию объекта привязанности по отношению к женщине. Как у женщины образуется идея себя самой? Жак Лакан считал, что структура собственного Я построена на соотношении субъекта с образом себе подобного. Необходимо различать Идеал Я и идеальное Я. Идеал Я становится тем идеальным образом, с которым женщина отождествляет себя, с чем она стремится слиться, что убеждает ее в собственной цельности, придает возвышенные черты. К идеальному Я можно отнести все, что связано с телесностью. Идеал Я связан с позднейшей идентификацией. Какие бы изменения во внешней среде и окружении женщины не произошли, то, что приобретено ей в качестве Идеала Я, останется навсегда. Это не объект, а нечто такое, что внутри женщины ей придано.
У одних женщин ориентация на внешние образцы обязательно сопровождается глубокой переработкой, связанной с индивидуальными особенностями личности, у других происходит подражание отношениям и поведению значимых для них общностей людей или отдельных представителей.
Таким образом, можно предположить, что существуют две противоположные тенденции самоидентификации: стереотипно-шаблонная продуктом которой является стремление к абсолютному соответствию женщины расхожим социальным образцам и глубоко индивидуализированная результатом которой является идентичность, отражающая неповторимость и единственность женщины. Для женщины, которая стремится стать матерью, важно сохранение индивидуальности, внутреннее осознание себя такой, какая она есть, и актуализация своих творческих способностей.
Искажение полоролевых и возрастных позиций - приоритетным сообществом, принадлежность к которому ощущает ребенок в начале своего жизненного пути, является сообщество мужчины и женщины, т. е. матери и отца. Однако накопление дисгармонии в общении полов внутри семьи ведет к ее разрушению. Искажение полоролевой идентичности проявляется в том, что женщина идентифицирует себя по ролевой позиции не с матерью, а с отцом и занимает мужскую позицию как по отношению к матери, так и по отношению к членам своей семьи. При искажении возрастной идентичности женщина занимает материнскую позицию по отношению к матери и супружескую по отношению к отцу. Такая ситуация программирует женщин либо на бесплодие, либо на развитие так называемого «синдрома Диогена» - эйфорического чувства свободы, разрыва всех значимых для женщины связей, стабилизирующих ее положение и способствующих преодолению ситуации неопределенности.
Следует отметить, что в настоящее время в России, происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма «ребенок или карьера» все чаще решается женщинами в пользу карьеры. Данные тенденции негативно влияют на процесс рождаемости, что на фоне высокой смертности и постепенного старения населения нашей страны ведет к дальнейшему ухудшению демографической ситуации и ставит под угрозу экономическую и политическую независимость нации в будущем. Подобная ситуация во многом обусловлена изменившимся за последние десятилетия социальным положением женщины, трансформацией ее ценностных ориентаций и социально-ролевых установок, в результате функция воспроизводства все чаще отходит на второй план, так как зачастую ее реализация ведет к понижению как личностного, так и социального статуса женщины.








1.2. Социально-правовой статус материнства
Происходящие в последнее время в России социально - экономические изменения заставляют уделить особое внимание проблеме защиты материнства и детства. Так, «неуправляемые демографические процессы приводят к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформации социального состава общества, недостатку трудовых ресурсов как основы развития производства, ослаблению фундаментальной ячейки общества - семьи, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения».
В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.10
Охрана материнства и детства - это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Интересен факт, что еще на рубеже 19-20 вв. в ряде европейских стран уже существовали государственные программы по защите матери и ребенка - например, страхование материнства. Страхование материнства имело целью обеспечить условия существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью. Страхование материнства обыкновенно связывалось с воспрещением женщине участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после родов. В Швейцарии этот промежуток определялся восемью неделями, из них недели две до родов. В течение восьми недель запрещались работа для рожениц и в Германии по закону 28 декабря 1908 г. С установлением подобных запрещений возникала необходимость обеспечить женщину материально на все время, когда она не вправе была более работать: иначе ее положение только бы ухудшилось. В Германии по законам о государственном страховании на случай болезни, обязательном для всех рабочих обоего пола, занятых в промышленности и торговле, застрахованные женщины получали денежное пособие, в размере не менее половины средней заработной платы, в течение шести недель после родов.
В России же, долгое время не было ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формируется институт материнства и детства. Кодекс Законов о Труде 1922 года в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью.
Так, к примеру, ст. 131 не допускает сверхурочная и ночная работа беременных и кормящих грудью, ст. 133 разрешает женщинам, начиная с пятого месяца беременности отказываться от командировок, ст. 134 дает кормящим матерям кроме общих перерывов также дополнительные для кормления ребенка - как видно, молодое советское государство уже на заре своего существования достаточно серьезно подошло к вопросу заботы о здоровье детей и матерей - своих гражданах. Однако, защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г.
Современное Российское законодательство данный принцип не просто закрепляет в Основном законе страны, кодифицированных актах, законах и подзаконных актах. Оно создает механизмы его реализации и санкции для нарушителей.
Международно-правов я защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией (от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:
Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);
Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участнико Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).11
Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).
С начала 20 века было разработано и принято ряд специальных международно-правов х актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:
Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);
Конвенция Международной Организации Труда №3 об охране материнства (1919г.) (не ратифицирована РФ);
Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);
Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства;
Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране материнства.
Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», №29 «О принудительном или обязательном труде» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».
Национальное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах, а также международно-правовы нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ;
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ; ???
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и иные законодательные акты.
В Республике Башкортостан разработан и реализуется широкий комплекс мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. Действует ряд законодательных и нормативных документов по основным направлениям в области семьи, материнства и детства.
Одним из первых в республике был принят закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» от 5 ноября 1993 г. № ВС-21/20 (в ред. от 29.10.2008 № 44-з). С целью социальной поддержки приняты законы «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» от 24 июля 2000 года №87-з (в ред. от 24 ноября 2008 года), «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Республике Башкортостан» от 17 декабря 2004 года № 129-з (в ред. Закона РБ от 28.12.2006 N 398-з), «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан» (в ред. от 16.07.2007 № 454-з). В республике принят и успешно реализуется блок законов, направленных на социальную защиту и развитие форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Это законы «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан» от 21 декабря 2001 года (в ред. от 29.10.2008 № 41-з), «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (ред. от 22.08.2004), «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан» от 11 июля 2006 г. № 342-з, «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье» от 17 декабря 2004 г. № 129-з (в ред. Закона РБ от 28.12.2006 г. № 398-з), «О порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка» от 20 февраля 2006 г. №4(226) (в ред. Закона РБ от 28.12.2006 № 397-з). Названные законы создали правовые основы для преимущественного развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Также имеются Указы Президента Республики Башкортостан «О внесении изменений в Указ Президента Республики Башкортостан» от 21 февраля 2008 года № УП-674 «О единовременной материальной помощи многодетным матерям, награжденным медалью Республики Башкортостан «Материнская слава».
На сегодняшний день в Республике Башкортостан реализуется целый ряд федеральных и республиканских программ, направленных на улучшение положения детей, в том числе детей-инвалидов, повышение качества их жизни.
Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей.
Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» в ст. 2 закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке.
В российском законодательстве понятие «материнство» используется различными отраслями права. Вообще, понятие «материнство» упоминается в 223 нормативных актах и трактовка его различна: от свободы совершить искусственное прерывание беременности до определения одним из видов социальных страховых рисков.
Начать анализ законодательства, как представляется, необходимо с его базовых положений, таких, как норма ст. 1 Семейного кодекса РФ «Основные начала семейного законодательства», которая дублирует норму ч. 1 ст. 38 Конституции РФ: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
Несмотря на то, что федеральное законодательство должно развивать, конкретизировать нормы Конституции РФ, законодатель ни в основных началах семейного законодательства, ни в тексте Семейного кодекса РФ этого не делает. Понятие материнства, детства, как и защита государством этих ценностей, остаются на том же уровне детализации. Простое дублирование нормы Конституции РФ не имеет никакой ценности, кроме очередного напоминания о несомненной важности защиты материнства и детства.
Понятие «материнство» используется и в трудовом и социальном праве, где оно интерпретируется как «срочное» состояние, так называемое активное материнство. В период «активного материнства» входят беременность, роды, вскармливание ребенка и уход за ребенком до полутора лет. Именно на этот период в основном распространяется действие социальных гарантий и льгот.
Есть и совсем узкие трактовки законодателем материнства. Так, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан материнство рассматривается как свобода репродуктивного выбора, или свобода аборта.
Таким образом, рассмотрев существующие подходы и определения понятия «материнство», можно сделать вывод, что материнство в социальном плане - это охраняемое и защищаемое государством путем установления правовых гарантий сложное социальное явление, обозначающее родственную, устойчивую психо - эмоциональную или семейную связь женщины и воспитываемого ей ребенка, проявляющееся и реализующееся в процессах беременности, рождения, вскармливания и (или) заботы женщины о ребенке вплоть до его совершеннолетия.
Для правовых целей, с учетом сказанного необходимо дать следующее определение материнства: материнство - это сложный правовой феномен, сущность которого раскрывается в трех аспектах:
конституционно-право ое состояние, обеспечиваемое закрепленными в нормах конституционного права условия реализации блока репродуктивных прав женщины (охрана материнства) и средства защиты ее законных прав и интересов (защита материнства);
конституционно-право ой институт как обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения;
субъективное право женщины, включающее в себя блок репродуктивных правомочий.


Глава 2. Основные направления функционирования института материнства и детства в современной России
2.1. Место и роль женщины-матери в современной российской семье
Семья, где осуществляются межличностные отношения, имеет свои законы и функции. Женщина в семье играет весьма важную роль, однако функции женщины в современной семье трансформируются. Так, например, сильно изменилась репродуктивная функция женщины. Выполнение этой функции за последнее время заметно осложнилось. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что желание иметь большое количество детей заметно снизилось.
По последним данным, примерно на 36% сократилось рождение детей. Снижение уровня жизни большей части населения в годы экономического кризиса и политическая нестабильность явились главной причиной столь «обвального» снижения рождаемости в нашей стране в 90-х гг. Причем главным образом сокращение интенсивности рождений произошло не из-за отказа женщин от первого ребенка, а из-за сокращения числа рождений вторых, третьих и последующих детей. Социологические опросы показывают, что в Российской Федерации до 21% опрошенных семей хотела бы иметь трех и более детей, но не могут этого себе позволить. Выполнение репродуктивной функции тесно связано с состоянием здоровья женщин.
В последние годы ухудшились показатели заболеваемости женщин эндометриозом, воспалительными заболеваниями и бесплодием. Выросло количество осложнений беременности, родов и послеродового периода. Более того, потребность рождения ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей - каждый четвертый ребенок появляется вне брака, а на отдельных территориях РФ - еще чаще. Одновременно снижается количество зарегистрированных браков и растет число разводов.
Репродуктивная функция связана с функцией социализации. Несмотря на рекомендации новой модели семейных отношений эта функция до сих пор остается за женщиной.12 Проблема воспитания приобрела совершенно новый характер в условиях реформирования российского общества. Практически воспитание в раннем возрасте не выходит за рамки семьи, а часто и улицы, поскольку большинство детских учреждений, успешно справлявшихся с этой задачей, ликвидированы. Отсутствует ярко выраженное социальное воздействие на ребенка.
Функция социализации должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наличие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек и традиций родителей — залог воспитания при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения.
Хозяйственно-экономи еская функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего) при неполной семье. В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных.
Исследование Свадьбиной Т.В. показывает, что снижение ценности семьи в современном российском обществе не сказалось на ценностных ориентациях женщин. Так, если в 1990 г. семью считали синонимом счастья 77% женщин, то уже в 2002 г. на 20% больше.
Современные женщины высоко оценивают и роль супруга в достижении счастливой жизни. В своих мужьях они видят не только опору материального положения семьи (женщины сегодня нередко зарабатывают больше), но в значительно большей мере гаранта психического и физического здоровья «семейного коллектива»,уверенност в себе. Если женщины лишаются работы, то, судя по их самооценкам, 37% рассчитывают на помощь мужа, 14% — на помощь родителей, а 2,5% — на помощь детей.
Интересно, что на первое место семья ставится женщинами - представителями всех социальных групп (от крупных предпринимателей до неквалифицированных работников), в том числе женщинами с высокой степенью деловой активности (женщины бизнесмены, собственники крупных предприятий и фирм, менеджеры и др.). По мнению женщин, семья, связанные с ней заботы, межличностные отношения внутри-родственного круга практически не ограничивают деловую активность. Наоборот, семья и личная жизнь способствуют развитию деловой активности, обеспечивая компенсацию неизбежных в бизнесе перегрузок, так называемые «тылы», необходимость которых признают все женщины, особенно женщины энергичные, предприимчивые, проявляющие высокую деловую активность. В то же время женщины из бедных городских семей отмечают, что им просто не до того, чтобы задумываться о той части семейной жизни, которая связана с интимно-эмоционально сферой. Их цель, прежде всего, — обеспечить физическое выживание своей семьи и сберечь детей, обеспечить им хоть какие-то шансы на нормальное будущее.
В целом результаты исследований показывают, что в новой социокультурной ситуации, образовавшейся в российском обществе за последние десять лет, сложилось противоречие между упадком общественной нравственности, связанной прежде всего с глубоким социально-экономичес им кризисом, с одной стороны, и укреплением в массовом сознании женщин нравственной и духовной ценности семьи, как универсального компонента счастья, —-с другой.


и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.