Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа География черной металлургии современного мира

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2014. Год: 2014. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра экономики



КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая география и регионалистика мира»
на тему: «География черной металлургии современного мира»





Автор работы:
Студент 2 курса 205 группы
очной формы обучения
специальности 036401.65



Саратов 2012




ВВЕДЕНИЕ
Черная металлургия является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.
Железо во всех его разновидностях (чугун, сталь и прокат из нее) было и остается главным массовым конструкционным материалом в современном мировом хозяйстве. Вытеснив древесину в ряде строительных производств, соперничая с цементом и взаимодействуя с ним (железобетон), испытывая давление новых видов конструкционных материалов (полимерных, керамики), оно пока сохраняет роль лидера. Главная область применения черных металлов по-прежнему машиностроение, где возможности их эффективного использования продолжают расширяться, в частности благодаря покрытию стальных изделий полимерными пленками и металлами (цинк, олово), повышающими их коррозионную стойкость. Актуальность темы «География черной металлургии современного мира»
заключается в том, что значение отрасли черной металлургии в современной экономике определяется, прежде всего, тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.
Целью курсовой работы является изучение черной металлургии современного мира.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть характеристику черной металлургии как отрасли;
Выявить регионально - отраслевую структуру черной металлургии;
Изучить географию мирового рынка железной руды;
Выявить тенденции развития черной металлургии мира.
Объектом исследования является отрасль черной металлургии. В качестве предмета выступает черная металлургия современного мира.
Методы, которые были использованы в курсовой работе:
анализ экономической, научной и методической литературы;
анализ периодических изданий по исследуемой теме, синтез, сравнение.
На сегодняшний день существует множество общих учебников по экономической географии мира, в которых освещаются вопросы черной металлургии. Авторы, которые посвятили свои «труды» черной металлургии: Буданов И.И., Вавилова Е.В., Юрьев А.Б., Крамаренко А., Волченко А.,
Власов П. и другие авторы, учебники которых, были использованы в курсовой работе.
Глава 1.Характеристика отрасли черной металлургии
1.1. Характеристика черной металлургии как отрасли
Металлургия - одна из несущих конструкций российской экономики. Какую бы государственную задачу в области экономического развития страны мы ни взяли, развитие черной металлургии, будет ее необходимым условием.
Металлургия начала свою жизнь с древних времен, на рубеже неолита и энеолита (меднокаменного века) человечество овладело выплавкой меди. Современная черная металлургия - одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии, продукция которой служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства. Система производства черных металлов охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела. В её состав входят: добыча, обогащение и агломерация железных, марганцевых руд; производство чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката; производство электроферросплавов; вторичный передел черных металлов; коксование угля; производство огнеупоров; добыча вспомогательных материалов (флюсовых известняков, магнезита и др.); выпуск металлургических изделий производственного назначения.1
Черная металлургия России отличается массовостью и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования сырья, топлива и вспомогательных материалов, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов. Эти технико-экономически особенности влияют на территориальную организацию черной металлургии: освоение соответствующих по размерам сырьевых и топливных баз, выбор наиболее эффективных вариантов размещения предприятий, учитывая использование природных, трудовых и материальных ресурсов, установление определенных пространственных сочетаний металлургического с другими отраслями промышленности.
По добыче железной руды, выплавки чугуна, производству кокса одно из ведущих мест в мирезанимаетРоссийска Федерация.
Крупнейшими потребителями продукции черной металлургии являются машиностроение и металлообработка, строительная индустрия, железнодорожный транспорт. Самым тесным образом черная металлургия связана с химической и легкой промышленностью.
В состав черной металлургии входят следующие основные подотрасли:
добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);
добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);
производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);
производство стальных и чугунных труб;
коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);
вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).2
Черная металлургия России явилась «наследницей» этой отрасли СССР. В 1990 годы на её долю приходилось 45% общесоюзной добычи железной руды, 54% производства стали, 57% проката чёрных металлов и 61% стальных труб, выпущенных отечественной промышленностью.
Наименьший объём производства черной металлургии России пришёлся на 1994 год, но уже следующий год принёс оживление практически во все основные производства отрасли.
С экономических позиций черная металлургия стала одной из самых малодоходных отраслей современной обрабатывающей промышленности. Развитие всех видов производств черной металлургии требует очень больших капитальных вложений, что обусловлено технологией выпускаемой продукции - ее большими объемами, оснащением предприятий дорогостоящим оборудованием, созданием развитой заводской инфраструктуры. На современных предприятиях отрасли до 15-20% общих капиталовложений приходится направлять на обеспечение экологической чистоты работы металлургического предприятия. В развитых странах мира требования к экологической безопасности все более ужесточаются.3
Вложенные капиталы возвращаются медленнее, чем в других отраслях. Такой инвестиционный климат в отрасли далеко не соответствует ее роли в индустрии любой страны: удельный вес черной металлургии обычно не превышает 4 -7%. Основная продукция черной металлургии имеет сравнительно невысокую цену - от 20 до 400 долл. за одну тонну. Это гораздо меньше, чем в любой другой отрасли обрабатывающей промышленности. Поэтому идут постоянные поиски путей повышения эффективности за счет внедрения новых видов оборудования, разработок более совершенных технологий во всех металлургических процессах, компьютеризации последних, особенно в сложных переделах (доменном и др.).
Существенные изменения отраслевой и территориальной структуры черной металлургии, отказ от традиционного комбинирования отдельных производств, повышение их специализации, сокращение за этот счет величины предприятий и объемов выпускаемой ими продукции – основные пути повышения рентабельности черной металлургии. Все это приводит к большим межрегиональным, межстрановым и внутристрановым сдвигам в размещении отрасли и ее производств. Они особенно проявились в эпоху НТР, способствуя формированию новой географии черной металлургии.

Воздействие научно – технического прогресса в отрасли избирательно, зависит от решения конкретных задач и проблем в тех или иных производствах. Получение металлизированных окатышей в процессах облагораживания железной руды стало доминирующим. Это улучшило качество руды для выплавки чугуна, а метод прямого восстановления из них железа - позволяет отказаться от доменного производства. В сталеплавильной промышленности внедрилась высокоэффективная кислородно-конвертер ая выплавка металла, непрерывная разливка стали. В прокатном переделе особое значение приобрел «четвертый передел», который существенно повышает качество конечной для черной металлургии продукции.4
На организации всех уровней отрасли заметно отразились инновационные процессы. Производство окатышей упростило перевозку этого железорудного сырья морским транспортом и обусловило большой территориальный разрыв между базами добычи сырья и предприятиями-потреб телями. Получение проката высокого качества, с высокой точностью размеров неизмеримо увеличило круг потребителей такой продукции, особенно в машиностроении.
Стремительное увеличение номенклатуры продукции отрасли определил непрерывный спрос всех отраслей мирового хозяйства на черные металлы. Так, если сортов и марок чугуна насчитывается всего несколько десятков, то стали - уже несколько тысяч. Количество же изделий прокатного производства в развитых странах достигает нескольких десятков тысяч видов, типов, размеров. Это обусловило необходимость их выпуска зачастую в сравнительно небольших объемах на узкоспециализированны предприятиях «четвертого передела», интенсивный внешнеторговый обмен такими видами продукции между многими странами.
Максимальные по объему потоки руды идут из Австралии в Японию, Китай, страны Западной Европы и Южную Корею; из Бразилии руда поступает в страны Западной Европы, Японию и Южную Корею, а значение имеет экспорт руды из Индии в Японию, из Канады в Россию и Украину поставляет руду в страны Восточной Европы. Кроме того большое значение имеет экспорт руды из Индии в Японию, из Канады в страны Западной Европы и США, а также из Мавритании в страны Западной Европы. 5
Таким образом, металлургия - одна из несущих конструкций экономики. Современная черная металлургия - одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии, продукция которой служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства.
1.2. Регионально-отраслев я структура черной металлургии мира
Особенности важнейших регионов черной металлургии четко просматриваются при анализе структурно - географических сдвигов в отрасли. Произошли глубокие изменения в структуре ее отдельных производств. Главные тенденции: повышение качества продукции всех металлургических переделов, уменьшение энергетических и других затрат на ее получение.
Современный этап развития мировой черной металлургии характеризуется бурным ростом отрасли в целом ряде стран Азии и Южной Америки, ставших на путь быстрого индустриального развития. Они становятся мощными конкурентами стран Западной Европы, США.
По объемам получения всех главных видов продукции отрасли Азия превратилась в ведущий регион черной металлургии мира. Япония, а вслед за ней КНР, Республика Корея, Индия и о. Тайвань совершили мощный прорыв в ее развитии. В 1995 году все государства региона суммарно давали 50% кокса в мире, почти 45% чугуна, до 40% стали и проката. КНР и Япония являются крупнейшими в мире производителями черных металлов. 6
Себестоимость железной руды складывается из двух основных компонентов: производственные издержки и транспортные издержки. Производственные издержки складываются из расходов на добычу руды и расходов на ее обогащение. Транспортные издержки складываются из расходов на железнодорожный транспорт и расходов на морской транспорт. Эти два компонента и определяют конкурентоспособност продукта на рынке.
Характеристики товарной железной руды могут сильно различаться. Чтобы учесть эти различия, цены на железную руду устанавливаются в центах США за 1% содержания железа в метрической тонне руды (1000 кг) на европейском рынке и в длинной (английской) тонне (1016,06 кг) руды на японском рынке.
На рынке присутствуют определенные марки руды с определенными и на протяжении длительного времени постоянными характеристиками. Помимо содержания железа в руде, на цену руды оказывает влияние содержание таких элементов, как алюминий, кремний и марганец, а также влажность руды и ее структура. Эти параметры сырья оцениваются по схеме подобной оценке содержания железа. 7
Из числа общих характеристик экспортно-ориентиров нных добывающих компаний можно выделить следующие особенности организации производства:
1) общая схема системы экспорта представляет собой цепочку: месторождение - железнодорожный транспорт - морской порт - потребитель. Компания стремится поставить под свой контроль все звенья этой цепочки;
2) подавляющее большинство исследованных компаний владеют железной дорогой (рудопроводом) от месторождения до экспортного порта или компаниями–оператора и, осуществляющими перевозки по этому маршруту;
3) все экспортеры железной руды стараются иметь доступ к специализированным морским портам, занимающимся исключительно экспортом железорудного сырья;
4) некоторые компании имеют свой морской флот (BHP), обеспечивающий доставку товара потребителю.8
Железная руда, является основным исходным видом сырья в отрасли. В последние десятилетия освоены процессы использования руды для непосредственной выплавки стали, минуя стадию получения чугуна, что увеличило роль железной руды во всем металлургическом производстве. Железная руда остается одним из самых массовых видов продукции мировой горнодобывающей промышленности: по объемам добычи она уступает только углю, нефти и природному газу.
Содержание железа в рудах разных месторождений колеблется в широких пределах. К богатым относятся руды с содержанием железа более 50%, к рядовым - от 25 до 50% и к бедным - до 25%. В развитых странах мира месторождений богатых руд мало: в Западной Европе такие ограниченные по запасам руды практически имеются только в Швеции (60-65% железа).
Важным видом сырья становится лом черных металлов. Каждая тонна лома экономит примерно такое же количество чугуна и, соответственно, необходимые для его получения железную руду и кокс. Металлофонд народного хозяйства развитых государств исчисляется сотнями миллионов и даже миллиардами тонн. Мировой рынок лома определяется внутри каждой из стран имеющимися ресурсами в зависимости от уровня развития хозяйства.
Производство металлургического кокса. Получаемый из коксующихся углей кокс является топливом и восстановителем железной руды при выплавке чугуна. Кокс - первый по затратам компонент в доменном процессе. Его поставляют коксохимические цехи в металлургической или в топливной промышленности.
Абсолютная роль кокса в мире не уменьшается, несмотря на возникновение нового направления получения стали -бескоксовой металлургии. Легирующие металлы необходимы для получения ферросплавов, низколегированных, среднелегированных (2,5-10%) и высоколегированных (свыше 10%) сталей.

Производство стали - промежуточная стадия металлургического цикла. Сталь всего лишь полупродукт, предназначенный для дальнейшего передела в прокат, идущий непосредственно в другие отрасли хозяйства.
Второй по значению процесс в производстве стали -электросталеплавиль ый. Его развитию способствовали сравнительно небольшие затраты даже на крупные электродуговые печи, быстрый их ввод в строй, широкое использование лома. Росту получения электростали благоприятствовало сооружение многих миди- и минизаводов.
Новой технологией революционного значения для черной металлургии является получение стали непосредственно из металлизированных окатышей, минуя выплавку чугуна.
В мировой географии получения стали произошли большие изменения, как и в производстве чугуна. Новые технологии выплавки стали, особенно на малых предприятиях, позволили размещать их вне старых традиционных центров и районов металлургической промышленности развитых стран мира. Сильное влияние они оказали на создание сталеплавильных предприятий в новых индустриальных странах.
Прокат - конечный (выходной) продукт заключительной стадии всего цикла черной металлургии. Его стоимость в 2-5 и более раз превышает стоимость стали, он идет непосредственно потребителям во все отрасли народного хозяйства.
В настоящее время исключительное значение для ряда отраслей машиностроения, прежде всего электронной, приборостроительной и других, приобрел прецизионный прокат, отличающийся очень высокой точностью размеров.
Научно-технический прогресс улучшил качество проката (нанесение защитных покрытий и других металлов, пластмасс, лаков), позволил создать производство гнутых профилей проката и т.д. Это существенно повысило качество изделий из проката.9
В черную металлургию включены такие отрасли как железная руда, металлургический кокс, лом черных металлов и другие.
Основными регионами мира черной металлургии в настоящий период являются Австралия, Бразилия, Западная Европа (Германия, Франция, Великобритания), США, Азия, Южная Америка, Россия и другие регионы.








Глава 2.Железорудная промышленность и тенденции развития черной металлургии современного мира
2.1.География мирового рынка железной руды
В настоящее время объем мирового экспорта железной руды составляет около 45% объема добычи энергоресурсов. Основные страны-импортеры (страны Западной Европы, Япония) железной руды, являются также основными импортерами энергоресурсов и коксующегося угля.
Датой начала формирования мирового рынка железной руды можно считать 1892 год, когда в Соединенных Штатах Америки была начата разработка богатейшего месторождения железных руд Месаби (среднее содержание железа около 62%) в штате Миннесота. Это привело к резкому падению цен на железную руду на национальном рынке (с $5-6 за тонну до $2-3). Резкое снижение цен привело к резкому росту экспорта продуктов обрабатывающей отрасли из США (на 90% за 1895-1900 гг.), их доля в экспорте страны также увеличилась с 20% до 50%, основной рост пришелся на продукцию черной металлургии.
В конце 70-х в мире существовало четыре основных центра производства стали: Азиатский (Япония, Южная Корея и Тайвань), Западно-Европейский (Германия, Франция, Великобритания) и два центра в Северной Америке (канадско-американск й в районе Великих Озер и американский - на восточном побережье США). Двумя крупнейшими сталеплавильными центрами являлись СССР и Китай, но в силу сложившегося в этих странах государственного строя, они были относительно слабо вовлечены мировую торговлю. 10


На Тихоокеанском сегменте рынка Япония играет главную роль при определении цен на железную руду. Южная Корея, Тайвань и Китай в период установления цен ориентируются на Японию.
Отличным примером взаимодействия на основе долгосрочного контракта является проект WestAngela (Австралия). Общие запасы месторождения (принадлежат австралийской компании RobeRiver) оцениваются в 441 миллионов тонн кусковой железной руды со средним содержанием железа в 62,1%.
Система определения цен на годичный период не всегда выгодна участникам рынка, поскольку эти цены не меняются в зависимости от различных событий, влияющих на рынок в течение года. В результате - добывающие руду компании не получили в этом году крупных прибылей от роста рынка стали. Кроме того существует некоторый "эффект запаздывания", поздней реакции цен на рынок. Немалую роль в этом играет и наличие крупных складских запасов руды у сталелитейных компаний и добывающих компаний. При сложившейся системе рынок железной руды более устойчив к изменениям, нежели рынок стали.11
В Бразилии подтвержденные запасы железных руд оцениваются в 11 миллиардов тонн (6,4% мировых). Наиболее крупные месторождения разведаны в штатах Минас-Жерайс и Пара. Крупный железорудный бассейн расположен также в штате Мату-Гроссу.
В настоящий момент компания CVRD является крупнейшей в мире горнодобывающей компанией. Компания разрабатывает месторождения железных руд и является крупным производителем и экспортером марганца, золота и многих других видов минерального сырья, размеры прибыли этого концерна достигают $900 млн. в год.
Вторым по величине производителем железных руд в Бразилии (и пятой в мире) является компания MBR (Mineracao Brasileiras Reunidas). В 1999 году этой компанией было произведено около 26 миллионов тонн железной руды.
Огромные внешние инвестиции со стороны развитых стран-особенность развития железорудной отрасли Бразилии. Так, например, стоимость разработки месторождения Караджас составляла $4,6 млрд. Собственные средства компании CVRD составили 41% от этой суммы, остальные деньги были оформлены в кредит. Существенную роль сыграла система долгосрочных контрактов, компания получила письма заинтересованности со стороны сталеплавильных компаний на поставки руды общим объемом 15 миллионов тонн в год. 12
В начале 1998 года подтвержденные запасы железных руд Швеции составили 3 миллиарда тонн. Среднее содержание железа в руде - 51%. Отличительным качеством железной руды является высокое содержание магнетита, что удешевляет процесс обогащения. Швецию часто называют "домашней шахтой Европы". Эта страна является самым древним поставщиком железных руд в страны Западной Европы. Уже с середины XVII века она была главным экспортером железных руд в Англию, Францию и другие европейские страны.
Экспорт железорудного сырья стал быстро расти с 1890 года, когда была основана компания LKAB. LKAB изначально была и остается монополистом в железорудной отрасли Швеции. Основанная в 1890 году как частная компания, в 1907 году она продала 50% своих акций государству. А еще через 50 лет государство выкупило оставшийся пакет.
В настоящий момент компания LKAB разрабатывает два рудника - Кируна (среднее содержание железа - 60%) и Малмбергет (содержание железа около 50%). Оба рудника разрабатываются подземным способом, протяженность подземных выработок составляет около 20 км. Производственные издержки были снижены за счет высокой автоматизации производства: был освоен метод дистанционного бурения и погрузки руды, что позволило ввести режим ночного бурения, которое ранее не проводилось по соображениям безопасности. Осваивается технология откачивания пустой породы непосредственно к месту захоронения. 13
Железорудная промышленность развивалась в Мавритании довольно медленно. Первые месторождения были обнаружены в 1935 году в области КедиадИджиль. Первые исследования о потенциальной добыче были проведены лишь в 1948 году. Через 4 года была создана компания Mauritanian CompanyofIron Mines (MIFERMA), начались подготовительные работы к добыче.


Территориальная организация железорудной отрасли в Австралии аналогична Бразилии, и также как в Бразилии ростом экспорта Австралия обязана огромным внешним инвестициям (прежде всего из Японии) и большими запасами высококачественных железных руд. В отличие от Бразилии, производство стали в Австралии не развивается, оставаясь на уровне 5-7 миллионов тонн в год.
Несмотря на высокое качество железных руд и большие запасы месторождений, разрабатываемых открытым способом, а также выгодное географическое положение между двумя главными рынками сбыта экспорт железной руды из Индии практически не растет. Это связано с очень низкой степенью автоматизации добычи и низкой развитостью инфраструктуры.
Экспортные возможности ЮАР обладают большим потенциалом. Наиболее перспективным считается месторождение Сайшен (запасы - 1 млрд.т.), которое можно разрабатывать открытым способом на протяжении еще 35 лет.
Многочисленные (около 2000) месторождения железных руд Китаярасположены в восточной и юго-восточной её частях. Однако, по оценочным данным, около 1700 железорудных месторождений в стране не подлежат освоению из-за низкого содержания железа (в среднем около 32%) и высокого содержания вредных примесей - алюминия и фосфора в рудах.14
Таким образом,сейчас Международный рынок железной руды можно разделить на два сегмента - Атлантический и Тихоокеанский. Основные страны по добыче железной руды, которые были рассмотрены в этой главе- Бразилия, Мавритания, Швеция, Австралия, Индия, ЮАР и Китай.

2.2.Тенденции развития черной металлургии мира
Черная металлургия – производство в целом «экологически грязное», имеющее много вредных и газообразных отходов, в том числе и на сопутствующих производствах – коксохимическом, химическом, при производстве стройматериалов и т.д. В последние десятилетия в экономически развитых странах требования к экологической безопасности металлургического производства постоянно повышаются, на современных предприятиях отрасли до 20% общих капиталовложений приходится направлять на обеспечение экологической составляющей работы металлургических предприятий.
Основные тенденции развития черной металлургии мира:
1. Перемещение производства ближе к морскому побережью, куда перемещалось производство из старопромышленных металлургических районов экономически развитых стран. В приморских районах и центрах обеспечивается удобство подвоза дальнепривозного импортного сырья и топлива, а также вывоза продукции дешевым морским путем. Приморское положение облегчает также решение проблем водоснабжения производственного цикла и сброса загрязненных сточных вод на крупных металлургических предприятиях.
Четко выражено тяготение первичных производств к приозерным и приморским центрам в США, к приморским центрам в Западной Европе. Так, для США характерно наличие группы крупных металлургических комбинатов на Великих озерах и в приморских центрах атлантического побережья, а также на побережье Мексиканского залива.
2. Сдвиг металлургического производства в развивающиеся страны. Несмотря на то, что основное производство продукции черной металлургии в настоящее время по-прежнему сосредоточено в экономически развитых странах, очень важной тенденцией развития всей металлургии мира стал сдвиг металлургического производства в развивающиеся страны. Это явление связано с глубокими изменениями, происходящими в международном промышленном разделении труда, с перемещением производства черных металлов ближе к основным районам добычи высококачественной руды, а также растущим рынком сбыта в самих развивающихся государствах.
«Перенос» металлургических производств в развивающиеся регионы мира обусловлен желанием обойтись без сооружения дорогостоящих очистных сооружений.
Крупными производителями чугуна и стали ныне являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Республика Корея, о. Тайвань, Индия, Турция и др. Республика Корея и Бразилия уже обогнали по объему выплавки стали Италию, Великобританию, Францию. Согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие годы сталеплавильные комплексы Ближнего и Среднего Востока и других государств Азии и Африки будут продолжать расширять мощности по выплавке металла, в том числе в Иране, Египте, Саудовской Аравии. В черной металлургии стран Латинской Америки и Африки также прогнозируются высокие темпы роста производства.15


5. Тенденция тяготения черной металлургии к районам и центрам потребления металла. Она отмечается в экономически развитых странах и характеризуется формированием нового типа металлургических районов, образующихся в зонах развитого машиностроения. Активное использование в качестве сырья металлолома и большой удельный вес предприятий неполного производственного цикла -важная черта таких районов.
6. Рост спроса на специальные марки стали. Научно-техническая революция привела к быстрому росту спроса на специальные марки стали. Это производство полностью сосредоточено в экономически развитых странах – основных потребителях такого рода продукции. Это же характерно для размещения производства специальных сортов проката и других производств, требующих сложного оборудования, высококвалифицирован ой рабочей силы и рынков сбыта.
7. Установление более тесных производственно-орган зационных связей металлургических предприятий с их клиентами. Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии является установление более тесных производственно-орган зационных связей металлургических предприятий с их клиентами, координация в планировании производства и сбыта, которая предусматривает поставку не просто материалов, а продукцию на основе индивидуального заказа.16
8. Влияние глобализации и транснационализации мирового хозяйства. В значительной степени на размещение предприятий черной металлургии мира и систему их производственных связей оказывают влияние глобализация и транснационализация мирового хозяйства, интеграционные процессы. На предприятиях крупнейших стальных монополий производится объем металла, соответствующий и даже превосходящий объем выплавки стали во многих крупных национальных хозяйствах, таких стран как Франция, Италия, Великобритания, Испания, Бельгия и др.
9. Влияние интеграционных процессов. Расширение Европейского Союза, создание многих региональных экономических союзов в различных регионах мира также способствуют политике оптимизации размещения предприятий отрасли. Фирмы учитывают объем и структуру рынков сбыта продукции. Например, от степени ориентации на внешние рынки зависит степень тяготения заводов к глубоководным портам, а ориентация на выпуск продукции, предназначенной для переработки внутри страны, усиливает тяготение заводов к центрам машиностроения и металлообработки.
Таким образом, в настоящее время в мировой металлургии происходят сложные процессы. Под влиянием особенностей развития отрасли в разных странах мира производство и мировой рынок черных металлов претерпевают существенные изменения.
За последнее десятилетие серьезно изменилась не только географическая картина производства черных металлов, но и география потребления продукции отрасли. 17

Основной альтернативой металлургии полного циклаявляетсяразвити металлургии на базе процессов прямого восстановления железа. Для ускоренного развития данного производства имеются все необходимые предпосылки.
Недостатками данной технологии являются: повышенная энергоемкость и высокие требования к качеству используемого сырья. Поэтому подобные предприятия строились преимущественно в странах, богатых энергоресурсами или имеющих высококачественные руды.
Наиболее вероятно, что развитие прямого восстановления железа будет проходить при непосредственном участии современных мировых промышленных лидеров. Предполагается также ориентация заводов прямого восстановления железа на поставки базовых материалов (окатыши, паллеты) для металлургии развитых стран. 18




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторически, география месторождений железной руды определила географическое положение сталеплавильного производства в период его возникновения и развития в странах Западной Европы, а затем и Северной Америки. Мировой рынок железорудного сырья - собой отлаженная система, устойчивая к любым изменениям.
Черная металлургия - базовая отрасль тяжелой промышленности, включающая в себя: добычу железной руды, выплавку чугуна и стали, производство проката различного профиля и сплавов железа с другими металлами (ферросплавы).
Продукция черной металлургии является основой для развития машиностроения и металлообработки, строительства и других отраслей народного хозяйства.
Черная металлургия – производство материалоемкое. Основной вид сырья – железная руда. При производстве чугуна используется кокс, необходимы: известняк, марганцевая руда, огнеупоры, а при выплавке качественных сортов стали – еще и легирующие металлы. В качестве топлива используется природный газ. При бездоменном производстве стали необходимо большое количество электроэнергии.
Западная Европа, являющаяся старейшим регионом металлургической промышленности мира,остается одним из ведущих по уровню развития отрасли. Главные районы отрасли в Германии, Франции, Великобритании. Азия превратилась в ведущий регион черной металлургии мира по объемам получения всех главных видов продукции отрасли.
Современный Международный рынок железной руды можно разделить на два сегмента - Атлантический и Тихоокеанский. Более подробное деление включает пять элементов: Западная Европа, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Северная Америка, ближневосточные страны и Латинская Америка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники
Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира. Москва. Гардарики. 2011. с. 120.
Бродов А. Черная металлургия: Состояние и проблемы. Москва. 2011. с. 80.
Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. Москва: Гардарика, 2011. 160 с.
ВольскийВ. В. / Под ред. Социально–экономичес ая география зарубежного мира. Москва, 2011. С.244
Голубчик М.М, Файбусович Э.Л. и др. Экономическая и социальная география: Основы науки. Москва, 2012. 115-116 с.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Москва. 2008. 126 с.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Москва. Просвещение, 2009.С.131
Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студентов вузов. 2-е издание. Москва: Московский лицей, 2008. 288с.
Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. 6-е издание. Москва: Московский лицей, 2008. 496с.
Скопин А.Ю. Экономическая география: учебник. Москва. Проспект. 2012. С.315
Степанова М.В. (Под ред.). Региональная экономика. Москва. - ИНФРА-М. 2010. 34 с.
Периодические издания
Большаков В., Тубольцев Л. Эскиз к металлургии будущего. Металл. 2013. №12. с. 15-17
Буданов И.И. Металлургия: состояние и перспективы. “Экономист”. № 12. 2008. с. 27 – 28
Буданов И.И. Тенденции развития российской и мировой черной металлургии. “МЭ и МО”. № 12. 2012. с. 68 – 74
Крамаренко А., Волченко А., Власов П. Металлургия. “Бизнес”. № 4. 2009. с. 31 – 33
Новиков Н. Модернизация – условия конкурентоспособност металлургической отрасли Кузбасса. “Экономист”. № 3. 2008. с. 51 – 53
Юрьев А.Б., Полторацкая Л.М., Барнаев И.А. Направления инновационного развития черной металлургии. «Сталь». 2012. № 11. С.106-110.
Электронные источники
Развитие черной мировой металлургии. http://www.prometal.com/ ndex.html.

1Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. и др. Экономическая и социальная география: Основы науки. Москва, 2012. 115-116 с.
1Видяпина В.И. для вузов / под общ.ред. издание. переработано и доп. Москва. Экономическая география России: учебник для ИНФРА-М. 2008. 568 с.
3Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Москва. 2008. 126 с.
4Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. Москва: Гардарика, 2011. 160 с.
5Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студентов вузов. 2-е издание. Москва: Московский лицей, 2008. 288с.
6Большаков В., Тубольцев Л. Эскиз к металлургии будущего. Металл. 2013. №12. с. 15-17
7Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Москва. Просвещение, 2009.С.131
8Степанова М.В. (Под ред.). Региональная экономика. Москва. ИНФРА-М. 2010. 34 с.
9Родион
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.