Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Общение как социально-психологическое явление
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Социальная психология
Тема: «Общение как социально-психологич ское
явление»
г. Красноярск, 2013 г.
Содержание
Введение
Что такое общение?
Казалось бы, очень простой вопрос – общение
– это взаимодействие между людьми с целью
получения какой-либо информации. Общение
делает человека социальным существом,
общением мы отличаемся от животных. Но,
не все так просто.
На самом
деле проблема общения является
очень и очень широкой. Если
углубиться в понимание этого
вопроса, то мы увидим, что общение
нужно нам не только для передачи какой-либо
информации, но и для удовлетворения определенных
эмоциональных потребностей. И почему,
кому-то удается легко и непринужденно
общаться с незнакомыми людьми, а для кого-то
– это является самым страшным кошмаром?
Почему нам не достаточно общения только
в социальных сетях, по почте, по телефону?
Почему нам так необходимо именно «живое»
общение с человеком?
Изучением данных
вопросов занимались многие психологи,
такие как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Д.Б. Эльконин, Б.С. Ломов, Л.С. Выготский
и другие. Они выявили, что общение имеет
множество функций, рассматривается с
разных сторон и ведет к разным результатам.
Итак, в данной работе,
речь пойдет об общении как социально-психологич ском
явлении.
Понятие об общении и его структуре. Функции общения.
Существование множества
различных определений понятия “общения”
связано с различными взглядами ученых
на эту проблему. В кратком психологическом
словаре предлагается определить общение
как “сложный многоплановый процесс установления
и развития конфликтов между людьми, который
включает в себя обмен информацией, выработку
единой стратегии и взаимодействия, восприятие
и понимание другого человека”. А.А. Бодалев
предлагает рассматривать общение как
“взаимодействие людей, содержанием которого
является обмен информацией с помощью
различных средств коммуникации для установления
взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев
понимает общение не как интериндивидуальный,
а как социальный феномен”, субъект которого
“следует рассматривать не изолировано”.
Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение
как вид деятельности” поддерживают и
другие авторы, например В.Н. Панферов.
Общение — связи
между людьми, в ходе которой возникает
психологический контакт, проявляющийся
в обмене информацией, взаимовлиянии,
взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения
рассматривается также в трудах философов
(Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С.
Коробейников и др.)
Общение характеризуется:
содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения
может быть различным:
передача информации
восприятие друг друга
взаимооценка партнерами друг
друга
взаимовлияние партнеров
взаимодействие партнеров
управление деятельностью
и т.д.
Функции общения
выделяются в соответствии с содержанием
общения.
Имеется несколько
классификацией функций общения. В. Н.
Панферов выделяет их шесть:
коммуникативная (осуществление
взаимосвязи людей на уровне индивидуального,
группового и общественного взаимодействия)
информационная (обмен информацией
между людьми)
когнитивная (осмысление значений
на основе представлений воображения
и фантазии)
эмотивная (проявление эмоциональной
связи индивида с действительностью)
конативная (управление и коррекция
взаимных позиций)
креативная (развитие людей
и формирование новых отношений между
ними)
В других источниках
выделяют четыре основные функции общения:
инструментальную (общение
выступает как социальный механизации
управления и передачи информации, необходимый
для совершения определенного действия)
синдикативную (общение оказывается
средством объединения людей)
самовыражения (общение выступает
как форма взаимопонимания, психологического
контекста)
трансляционную (передача
конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
экспрессивную (взаимопонимание
переживаний и эмоциональных состояний)
социального контроля (регламентации
поведения и деятельности)
социализации (формирование
навыков взаимодействия в обществе в соответствии
с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение страдает,
если нарушена или отсутствует хотя бы
одна из перечисленных функций, поэтому
при анализе реальных процессов общения
полезно вначале проводить диагностику
представленности этих функций, а затем
принимать меры для их коррекции.
Общение как обмен информацией (коммуникативная
сторона общения).
Коммуникативная
сторона общения состоит в обмене информацией
между людьми. Понимание человека человеком
связано с установлением и сохранением
коммуникации.
Источники информации
в общении:
сигналы непосредственно от
другого человека;
сигналы от собственных сексорно-перцептивны
систем;
информация об итогах деятельности;
информация от внутреннего
опыта;
информация о вероятном будущем.
В зависимости от
требований момента на передний план выступают
разные источники информации и разное
их содержание.
Человек должен
уметь каким-то образом отличать “хорошую”
информацию от “плохой”. Каким образом
это происходит? Интересное объяснение
предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел
к выводу, что речь является способом внушения,
или суггестии, но имеется “налицо и встречная
психологическая активность, называемая
контрсуггестией, противовнушением, которая
содержит в себе способы защиты от действия
речи”.
Б. Ф. Поршнев выделил
3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет
и непонимание. Избегание подразумевает
уклонение от контактов с партнером (человек
невнимателен, не слушает, не смотрит на
собеседника, находит повод отвлечься).
Избегание проявляется не только уходе
от общения с другим человеком, но и уклонение
от определенных ситуаций. Например, люди,
которые не хотят, чтобы на их мнение или
решение оказывали влияние просто не приходят
на заседания или на назначенную встречу.
Действие авторитета заключается в том,
что, разделив всех людей на авторитетных,
человек доверяет только первым и отказывает
в доверии вторым. Можно найти много оснований
для присвоения конкретному человеку
авторитета (статус, превосходство в параметрах,
привлекательность в конкретных ситуациях
и т.п.) Определяются основания собственной
историей и основными ценностями. Эффективность
общения будет зависеть от характера формирования
представлений об авторитете у собеседника.
Иногда опасная информация может исходить
и от людей, которым мы в целом доверяем.
В тихом случае защититься мы можем с помощью
своеобразного непонимания самого сообщения.
Практически для
всех людей важно, чтобы их слушали и слышали.
Для всех, кто заинтересован в эффективной
коммуникации важно уметь преследовать
психологические барьеры, т.е. уметь управлять
вниманием.
Существует целая
группа приемов привлечения внимания:
прием “нейтральной фразы”.
В начале общения произносится фраза,
не связанная с основной темой, но имеющая
смысл и ценность для всех присутствующих.
прием “завлечения” — говорящий
вначале произносит очень тихо, очень
непонятно, неразборчиво, что заставляет
других вслушиваться.
прием установления зрительного
контакта — пристально глядя на человека,
мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда,
мы показываем, что не желаем общаться.
Но в общении важно не только привлечь
внимание, но и его поддержать.
Первая группа приемов
поддержания внимания — приемы “изоляции”
(изолировать общение от внешних факторов
— шума, освещения, разговора или уметь
изолироваться от внутренних факторов
— вместо того, чтобы слушать, обдумывает
свои реплики или просто ожидает конца
речи, чтобы вступить в разговор самому).
Вторая группа приемов
связана с “навязыванием ритма”. Внимание
человека постоянно колеблется, поэтому
изменяя характеристики голоса и речи,
мы не даем возможности собеседнику расслабляться
и пропустить нужную информацию.
И, наконец, третья
группа приемов поддержания — приемы
акцентировки. Обратить внимание на нужную
информацию можно с помощью определенных
слов (“прошу обратить внимание на ...”),
“важно отметить, что...” и т. п.) или за
счет контрасты с окружающим фоном.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона
общения)
Для правильного
понимания процесса общения важно представлять
себе действия своего партнера, которые
осуществляются в определенных ситуациях.
Второй стороной общения является интерактивная,
которая заключается в организации взаимодействия
между индивидами, т.е. обмене не только
знаниями, но и действиями.
В психологии существуют
теории межличностного взаимодействия,
которые объясняют почему люди взаимодействуют
друг с другом.
1. Теория обмена
(Дж. Хоманс) – люди взаимодействуют
друг с другом, поскольку хотят получить
вознаграждение. Социальное взаимодействие
рассматривается здесь как сложная система
обменов, обусловленная способами уравновешевания
вознаграждений и затрат.
Дж. Хоманс выделяет
следующие принципы взаимодействия:
Чем больше вознаграждается
определенный тип поведения, тем чаще
он будет повторяться.
Если вознаграждение зависит
от каких-либо условий, то человек будет
стараться воссоздать эти условия.
Если вознаграждение достаточно
велико, человек готов затратить больше
усилий ради его получения.
Когда потребности человека
близки к насыщению, он в меньшей степени
будет прилагать усилия для их удовлетворения.
2. Теория символического
интеракционизма (Дж. Мид) – описывает,
как оцениваются и воспринимаются поступки
людей в процессе межличностного взаимодействия.
Поступки человека как социальное
поведение основаны на обмене информацией.
В процессе взаимодействия люди пытаются
понять намерения другого человека, т.е.
«разгадать мысли других людей».
Теория управления впечатлениями
(Э. Гофмен)
Социальные ситуации
следует рассматривать как драматические
спектакли в миниатюре. В процессе социального
взаимодействия люди пытаются создать
определенное впечатление о себе.
Психоаналитическая теория
(З. Фрейд)
На межличностные отношения
сильное влияние оказывают те представления,
которые человек получил в раннем детстве.
В процессе взаимодействия друг с другом
люди воспроизводят свой прошлый детский
опыт (лидерство и подчинение).
Теория групповой деятельности
(Л.И. Уманский)
Организация совместной деятельности,
в которой конкретное содержание, формы
взаимодействия определяются индивидуальным
вкладом в общий процесс групповой деятельности.
Одним из возможных
способов понимания ситуации общения
является восприятие позиций относительно
друг друга. Подход к анализу ситуации
в зависимости от позиций развивал Э. Берн
в русле трансактного анализа и его последователи
(Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.)
С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт
люди находятся в одном из базовых состояний:
ребенок, взрослый или родитель. Состояние
ребенка — это актуализация установок
и поведения, выработанного в детстве
(эмоциональность, подвижность, игривость
или подавленность и т. п.). Состояние взрослого
обращено к реальной действительности
(внимательность, максимальная направленность
к партнеру). Родитель — это такое состояние
ЭГО, чувства и установки которого относятся
к роли родителя (критичность, снисходительность,
надменность, обеспокоенность и т. п.).
Успех общения зависит от того, соответствуют
ли друг другу эго — состояния коммуникантов.
Так, благоприятными для общения являются
такие пары эго — состояний как “ребенок
— ребенок”, “взрослый — взрослый”,
“родитель — ребенок”. Для успеха в общении
все другие сочетания эго — состояний
должны быть приведены к вышеперечисленным.
Психологи выделяют
следующие мотивы взаимодействия людей
в общении:
Максимизация общего выигрыша
(кооперация)
Максимизация собственного
выигрыша (индивидуализм).
Максимизация относительно
выигрыша (конкуренция)
Максимизация выигрыша другого
(альтруизм)
Минимизация выигрыша другого
(агрессия)
Минимизация различий выигрыша
(равенство)
Общение как восприятие и понимание людьми
друг друга (перцептивная сторона общения).
Термин «социальная
перцепция» впервые был введен Дж. Брунером
в 1947 г. в ходе разработки так называемого
нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале
под социальной перцепцией понималась
социальная детерминация перцептивных
процессов. Позже исследователи, в частности
в социальной психологии, придали понятию
несколько иной смысл: социальной перцепцией
стали называть процесс восприятия так
называемых социальных объектов, под которыми
подразумевались другие люди, социальные
группы, большие социальные общности.
Структура межличностного восприятия:
Структура межличностного восприятия
обычно описывается как трёхкомпонентная.
Она включает в себя:
субъект межличностного восприятия,
объект межличностного восприятия
сам процесс межличностного восприятия.
Выделяют четыре основных функции социальной
перцепции:
· познание себя
· познание партнера по общению
· организация совместной деятельности
· установление эмоциональных отношений
Особенности социальной перцепции:
Механизмы социальной перцепции:
Идентификация - (от позднелатинского
identifico – отождествлять), является процессом
интуитивного отождествления, сравнения
субъектом самого себя с другим человеком
(группой людей), в процессе межличностной
перцепции. Термин “идентификация” является
способом распознания объекта восприятия,
в процессе уподобление ему. Это, конечно,
не единственный способ восприятия, но
в реальных ситуациях общения и взаимодействия,
люди часто используют данный прием, когда
в процессе общения, предположение о внутреннем
психологическом состоянии партнера строится
на основе попытки поставить себя на его
место.
Существует
множество результатов экспериментальных
исследований идентификации - как механизма
социальной перцепции, исходя из которых,
выявлена взаимосвязь между идентификацией
и другим, близким по содержанию явлением,
– эмпатией.
Эмпатия - представляет собой способ
понимания другого человека, основанный
не на реальном восприятии проблем другого
человека, а на стремлении эмоциональной
поддержки объекта восприятия. Эмпатия
– это аффективное “понимание”, основанное
на чувствах и эмоциях субъекта перцепции.
Процесс эмпатии в общих чертах сходен
с механизмом идентификации, в обоих случаях
присутствует умение поставить себя на
место другого, взглянуть на проблемы
с его точки зрения. Известно, что эмпатия
тем выше, чем больше человек способен
представить себе одну и ту же ситуацию,
с точки зрения разных людей, а следовательно
и понять поведение каждого из этих людей.
Рефлексия - осознание действующим
индивидом того, как он воспринимается
партнером по общению. Это уже не просто
знание и понимание другого, но и знание
того, как этот другой понимает меня.
«Рефлексия» – механизм
социальной перцепции, позволяющий человеку
во время общения, познавать самого себя,
исходя из самооценки своего поведения.
То есть в процессе общения человек представляет
себя на месте собеседника и таким образом
как бы со стороны оценивает себя, и тем
самым имеет возможность корректировать
свое поведение. Этот механизм помогает
не только понять собеседника, но и позволяет
предположить насколько собеседник понимает
вас. Таким образом, рефлексия это своеобразный
процесс зеркальных отражений друг друга,
или по определению И.С. Кона: - “глубокое,
последовательное взаимоотражение, содержанием
которого является воспроизведение внутреннего
мира партнера по взаимодействию, причем
в этом внутреннем мире в свою очередь
отражается внутренний мир первого исследователя”.
Исследование процесса рефлексии, в психологии
ведется уже достаточно продолжительное
время, еще в конце 19 века Дж. Холмс обратил
внимание на механизм рефлексии и описал
его на примере диадического общения неких
Джона и Генри. Дж. Холмс, описывая пример
общения, утверждал, что в действительности
в этой ситуации даны как минимум шесть
человек: Джон, каков он есть на самом деле;
Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким
его видит Генри. Соответственно такие
же “позиции” со стороны Генри. Впоследствии
Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию
до восьми персон, добавив еще: Джон, каким
ему представляется его образ в сознании
Генри, и соответственно тоже для Ге и т.д.................