Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общение как социально-психологическое явление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.12.2014. Год: 2014. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)




Факультет:
«Социального управления»
Специальность:
«Социальная работа»






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Социальная психология
Тема: «Общение как социально-психологич ское явление»



Выполнил:
Проверил:









г. Красноярск, 2013 г.
Содержание
Введение………...………..……….
1. Понятие общения и его структура. Функции общения………...………..…
2. Характеристика общения как обмена информацией (коммуникативная сторона).
3. Характеристика общения как взаимодействия (интерактивная сторона)………
4. Характеристика общения как восприятия и понимания людьми друг друга (перцептивная сторона)…………….…
Заключение………..………..……….
Список литературы………..………..………
4
6
8

10
13
14








































Введение
Что такое общение? Казалось бы, очень простой вопрос – общение – это взаимодействие между людьми с целью получения какой-либо информации. Общение делает человека социальным существом, общением мы отличаемся от животных. Но, не все так просто.
На самом деле проблема общения является очень и очень широкой. Если углубиться в понимание этого вопроса, то мы увидим, что общение нужно нам не только для передачи какой-либо информации, но и для удовлетворения определенных эмоциональных потребностей. И почему, кому-то удается легко и непринужденно общаться с незнакомыми людьми, а для кого-то – это является самым страшным кошмаром? Почему нам не достаточно общения только в социальных сетях, по почте, по телефону? Почему нам так необходимо именно «живое» общение с человеком?
Изучением данных вопросов занимались многие психологи, такие как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.С. Ломов, Л.С. Выготский и другие. Они выявили, что общение имеет множество функций, рассматривается с разных сторон и ведет к разным результатам.
Итак, в данной работе, речь пойдет об общении как социально-психологич ском явлении.

















    Понятие об общении и его структуре. Функции общения.
Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
      передача информации
      восприятие друг друга
      взаимооценка партнерами друг друга
      взаимовлияние партнеров
      взаимодействие партнеров
      управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
      коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
      информационная (обмен информацией между людьми)
      когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
      эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
      конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
      креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
      инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
      синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
      самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
      трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
        экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
        социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
        социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.













    Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.
Источники информации в общении:
    сигналы непосредственно от другого человека;
    сигналы от собственных сексорно-перцептивны систем;
    информация об итогах деятельности;
    информация от внутреннего опыта;
    информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.
Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.
Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.
Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.
Существует целая группа приемов привлечения внимания:
      прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
      прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
      прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).
Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.
И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на ...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.










    Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.
В психологии существуют теории межличностного взаимодействия, которые объясняют почему люди взаимодействуют друг с другом.
1. Теория обмена (Дж. Хоманс) – люди взаимодействуют друг с другом, поскольку хотят получить вознаграждение. Социальное взаимодействие рассматривается здесь как сложная система обменов, обусловленная способами уравновешевания вознаграждений и затрат.
Дж. Хоманс выделяет следующие принципы взаимодействия:
      Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
      Если вознаграждение зависит от каких-либо условий, то человек будет стараться воссоздать эти условия.
      Если вознаграждение достаточно велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.
      Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени будет прилагать усилия для их удовлетворения.
2. Теория символического интеракционизма (Дж. Мид) – описывает, как оцениваются и воспринимаются поступки людей в процессе межличностного взаимодействия.
Поступки человека как социальное поведение основаны на обмене информацией. В процессе взаимодействия люди пытаются понять намерения другого человека, т.е. «разгадать мысли других людей».
        Теория управления впечатлениями (Э. Гофмен)
Социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре. В процессе социального взаимодействия люди пытаются создать определенное впечатление о себе.
        Психоаналитическая теория (З. Фрейд)
На межличностные отношения сильное влияние оказывают те представления, которые человек получил в раннем детстве. В процессе взаимодействия друг с другом люди воспроизводят свой прошлый детский опыт (лидерство и подчинение).
        Теория групповой деятельности (Л.И. Уманский)
Организация совместной деятельности, в которой конкретное содержание, формы взаимодействия определяются индивидуальным вкладом в общий процесс групповой деятельности.
Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.
Психологи выделяют следующие мотивы взаимодействия людей в общении:
          Максимизация общего выигрыша (кооперация)
          Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм).
          Максимизация относительно выигрыша (конкуренция)
          Максимизация выигрыша другого (альтруизм)
          Минимизация выигрыша другого (агрессия)
          Минимизация различий выигрыша (равенство)









    Общение как восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Структура межличностного восприятия:
Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная.
Она включает в себя:
    субъект межличностного восприятия,
    объект межличностного восприятия
    сам процесс межличностного восприятия.
Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:
· познание себя
· познание партнера по общению
· организация совместной деятельности
· установление эмоциональных отношений
Особенности социальной перцепции:
      Активность воспринимающего
      Целостность
      Мотивированность
Механизмы социальной перцепции:
    Идентификация - (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.
    Эмпатия - представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.
    Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня.
«Рефлексия» – механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помо
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.