Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Советская архитектура 20-30г.г

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.12.2014. Год: 2014. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):






Реферат
«Советская архитектура 20-30г.г.».

























2012/13 учебный год.











Содержание
    Введение ……….. . 3
    Советская архитектура 20-30-х годов………. 5
    Заключение……………… 31
    Список литературы………........ 32
    Приложение………......... 33























Введение
ХХ век, в СССР обозначился активным подъемом строительной отрасли. В крупных, средних, малых городах все кварталы и микрорайоны отмечены строительством новых зданий, реконструкцией ранее возведенных домов и общественных, производственных зданий. Сама архитектура развивается и приобретает новые черты, стили. Архитектура (лат. Architectura, от греч. Architeckton – зодчий, строитель) – зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры – здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.д.), планировка и застройка городов и населенных мест составляют особую область строительного искусства – градостроительство. Задача архитектуры – организация пространственной среды для жизни и деятельности человека – осуществляется посредством материальных структур – строительных конструкций.
Советская архитектура рождена Великим Октябрем. Послереволюционные годы коренным образом изменили архитектурный облик наших городов, их планировку, масштабы и темпы строительства. Дерево сменили кирпич и железобетон. Наши города поднялись ввысь. Коренные преобразования в стране после победы Октябрьской революции, видны и на примере г. Горького, ныне Нижнего Новгорода – крупного промышленного и культурного центра.
Нижний Новгород, как и любой другой исторический город, отражает в своей архитектуре напластование времен и переплетение стилей. Сегодняшний облик города определяется сочетанием прошлого и современности, и это любому старинному городу придает особый колорит.
Предпосылки для развития современной архитектуры начали складываться на рубеже XIX-XX веков. Нижний Новгород – уже тогда значительный промышленный и торговый центр России – ярко представлял лицо российской архитектуры того времени. Здесь работали крупные зодчие, такие как П. Бойцов, братья Веснины, Л. Даль, А. Кочетов, П. Малиновский, В. Покровский, А. Померанцев, В. Цейдлер, Ф. Шехтель, В. Шретер, В. Шухов и др.
Выбор данной темы обусловлен тем, что она, безусловно, актуальна в наши дни. Советская архитектура остаётся популярной темой для работ ученых, публицистов, искусствоведов и т.д. Дело в том, что архитектура, как и другие виды искусства, находится в постоянном движении к совершенству, на каждом этапе приобретает новые черты, которые становятся фундаментом для новых прогрессивных изменений. Данный этап развития архитектуры, как и любой другой, чрезвычайно важен для изучения тенденций развития архитектуры в целом, российской или мировой. Изучение этого сравнительно не далёкого от наших дней периода – 20-30-х гг. – позволяет нам проводить параллели с современностью, находить сходство, различия, выявлять влияние прошлого на настоящее.















Советская архитектура 20-30-х годов
В годы гражданской войны и интервенции строительство в стране практически не велось. Широко распространенным в строительстве был ручной труд, отсутствовала механизация работ, сказывались недостаток транспортных средств, нехватка квалифицированных строителей.
Начало первым градостроительным мероприятиям было положено в 1924-1925 годах. Объемы строительства в эти годы были невелики, но при большинстве промышленных предприятий, электростанций уже проектировались и возводились первые благоустроенные поселки для рабочих. По всей стране стали появляться временные барачные городки, которые строились с применением дешевых материалов и облегченных конструкций. К настоящему времени в большинстве своем они снесены. Такое строительство было характерно для восстановительного периода. Оно отражало реальную экономику того времени.
В начале 20-х годов в г. Нижнем Новгороде строились в основном малоэтажные жилые дома. В большинстве своем это были рубленные восьмиквартирные дома с покомнатным заселением. Интересным примером такого рода застройки является двухэтажный жилой дом для рабочих, построенный в 1925 году по проекту московского архитектора Г. Бархина рядом с Сормовской тепловой подстанцией. Он имеет серповидный план и по внешнему облику напоминает коттедж. Квартиры в доме – двухкомнатные с кухней-столовой, имеющей выход на участок. Высокие крыши позволили образовать мансарды со своеобразным запоминающимся силуэтом.
Над проблемой массового малоэтажного строительства в эти годы работал инженер Л. Агафонов. По его проектам было построено несколько экспериментальных жилых домов, выполненных с применением облегченных конструкций. Впервые в городе им были построены каркасные здания с многослойными стеновыми панелями (жилые дома на ул. Лядова, №16 и 18, на Театральной площади и др.). Эти поиски предвосхитили появление навесных панелей в современном домостроении.
Следующий этап строительства связан с возведением трех-, пятиэтажных жилых домов для рабочих. С середины 20-х годов в Нижнем Новгороде появляются первые каменные секционные дома. Их архитектура носила черты переходного времени (сохранялись классические принципы композиции, детали старых стилей). Они состояли из отдельных благоустроенных квартир и обеспечивали достаточно благоприятные бытовые условия. В связи с острым жилищным кризисом заселялись преимущественно покомнатно.
Первым многоэтажным капитальным жилым зданием в г. Нижнем Новгороде был спроектированный А. Яковлевым в 1925-1927 годах дом на углу ул. Пискунова и Дзержинского, в районе Черного пруда.

Дом получил в те годы название чернопрудского «небоскреба» и предназначался для семей рабочих – передовиков производства. Для него в те годы характерны также черты переходного времени. Отголоски старого художественного мышления еще прочитываются в его фасадах. Активную роль во внешнем облике играет ритм вертикальных линий (пилястры, угловая повышенная часть, вытянутые вверх окна). Автор использует прием членения фасадов в виде выступов и отступов, создающих игру плоскостей. В доме располагались 40 трех- и четырехкомнатных квартир. Они имели большие комнаты и кухни, широкие прихожие и ванные комнаты, а в подвале дома разместилась прачечная.
Четырехэтажный жилой дом, со встроенными магазинами в первом этаже, контрастировал с окружающей малоэтажной застройкой. Он сразу задал новый масштаб последующему строительству.
В это же время в Сормове на ул. Коминтерна по проекту С. Иванова было возведено два четырехэтажных 80-квартирных жилых дома. Это были П-образные в плане секционные дома с выступающими по главным фасадам многогранными объемами лестничных клеток. Фасады из красного кирпича с оштукатуренными белоснежными вертикальными пилястрами и обрамлениями окон давали определенный декоративный эффект и выглядели довольно привлекательно. На лестничную площадку выходили две двухкомнатные квартиры. В доме в целях экономии средств еще не было ванных комнат.
Наряду с отдельно стоящими капитальными жилыми домами в Нижнем Новгороде велось строительство и целыми кварталами. Первые кварталы для рабочих были возведены на ул. Дзержинского (архит. А. Яковлев) и на ул. Ванеева в районе оперного театра (архит. К. Блохин). Они подобны первым жилым комплексам на Дубровской и Усачевской улицах в Москве и на Тракторной в Санкт-Петербурге. Во дворах были разбиты детские площадки для игр, проведено благоустройство и озеленение.
Жилые дома 20-х годов лаконичны и скромны по архитектуре. В ходе поисков складывались черты нового архитектурного стиля с предельной строгостью и простотой функционально-констр ктивных форм. На фасадах все реже появляются декоративные детали. Все больше значение архитекторы придавали ритмике балконов и лоджий, глухим плоскостям стен и пластике скругленных или выступающих элементов фасада, акцентировке углов и входов в здание, геометрическому рисунку оконных переплетов и балконных решеток. Жилой перестал быть единым объектом, он стал составной частью группы домов (квартала). Намечались тенденции к стандартизации и типизации массового жилища.
Кроме этих типов жилых домов для рабочих, рассчитанных на ведение индивидуального домашнего хозяйства, появились и экспериментальные дома. Основанные на идеи коллективизации быта, что должно было свести к минимуму домашнее хозяйство и создать благоприятные условия для культурного роста семьи.
Еще в конкурсных проектах Соцгорода автозавода архитекторы предлагали дома-коммуны, где жильцы могли бы пользоваться общими столовой, прачечной, душевыми, библиотекой-читальне , залом собраний, детскими и школьными учреждениями. Программа новой жизни в домах-коммунах была нацелена на охват жильцов физкультурой, ликвидацию неграмотности, самообразование, на организацию досуга и избавление от тягот быта.
Проекты домов-коммун в нашей стране разрабатывались уже в начале 20-х годов, но строительство их было связано в большинстве случаев с возведением новых городов. В пределах ограниченных объемов строительства того времени дома-коммуны занимали видное место. Они были построены во многих городах нашей страны. Многие из них не дошли до наших дней, многие остались в проектах. В Нижнем Новгороде на основе новых идей коллективизации быта были сооружены пять домов-коммун. Все они индивидуальны по своему содержанию и архитектурной композиции.
Одним из первых был построен дом-коммуна в Соцгороде автозавода по проекту коллектива студентов МВТУ (Московского высшего технического училища) под руководством А. Мордвинова. В этом проекте каждый из жилых комбинатов (так назывался крупный по размерам дом-коммуна), которыми предполагалось застроить город-коммуну, состоял из ряда корпусов, заселяемых по возрастным группам. Эти корпуса были связаны крытыми переходами между собой, с культурным центром и детскими учреждениями. В центре комбината располагался жилой корпус для школьников, где на втором этаже размещались кружковые комнаты. Помещения этого этажа являлись продолжением клуба и связующей частью с корпусом детского сада. С обеих сторон корпус школьников фланкировался корпусами молодежи и далее двумя корпусами взрослых, имеющих детей, которые были связаны переходами с яслями, размещенными в двух зданиях. В состав культурного центра-клуба входили вестибюль с гардеробом, холл с почтово-телеграфным отделением, киосками для продажи предметов первой необходимости, столовая, зал собраний, физкультурный зал, библиотека-читальня. Переходы между отдельными корпусами были подняты на столбы, что давало возможность видеть пространство озелененного двора с игровыми площадками. Такой жилой комбинат был рассчитан на 1000 рабочих, занятых в автопромышленности. Каждый жилой блок имел комнаты площадью 9, 13, 23 м?, которые располагались по обе стороны коридора. Кроме жилых ячеек, в каждом корпусе размещался красный уголок для коллективного отдыха. В конце коридора находилась кухня, туалеты и ванные с душевыми для всего этажа.
В связи с острым недостатком жилья, нарушались нормы по заселению, так, например, в комнату площадью 9 м? заселяли семью из 2-3 человек. Задуманное в проекте функционирование дома нарушилось. Дом-коммуна перестал существовать как единый организм и превратился в неудобное для жизни семейное общежитие. Развернулась работа над созданием «жилища переходного типа», обоснование которого было дано крупным общественным деятелем архитектором Н. Малютиным. Он писал о необходимости строить жилье таким образом, чтобы была возможность жить семьей и по желанию пользоваться всеми формами обслуживания или самим готовить и самим воспитывать детей. Дома-коммуны переходного типа уже не имели в виду отмену индивидуального домашнего хозяйства. Общественные помещения рассматривались как дополнительные, выполняющие лишь подсобную роль. Этот тип домов-коммун нашел широкое применение в Нижнем Новгороде.
Так, в 1930 году в Сормове, в районе Дворца культуры на ул. Энгельса, А. Яковлевым был запроектирован дом-коммуна, состоящий из семи корпусов: пяти жилых, одного культурно-общественно о и одного детского. По проекту был построен лишь один жилой корпус для многосемейных, где впервые в стране были применены четырехкомнатные квартиры в трех уровнях.
По инициативе рабочих, строителей, печатников, швейников организовалось рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество «Культурная революция», для которого архитектор В. Медведев составил проект дома-коммуны.


Жилой комбинат строился в центре города, в районе драматического театра. Автор удачно решил объемно-пространстве ную композицию, состоящую из пяти самостоятельных объемов, четыре из которых это шестиэтажные корпуса коридорно-секционного типа и пятый – здание детского сада и яслей. Однокомнатные квартиры и комнаты заселялись студенческой молодежью и одиночками, двух- и трехкомнатные квартиры – семейными. В трехкомнатных квартирах имелись кухонные ниши с вытяжными шкафами. Поэтажно располагались общие кухни, красные уголки, библиотеки-читальни. В цокольных этажах размещались душевые, прачечные, ванные и другие, подсобные и хозяйственные помещения. На плоской крыше предусматривался солярий. Двухэтажная столовая размещалась в пониженной части центрального корпуса.
При капитальном ремонте дома в 50-е годы была произведена перепланировка квартир, несколько изменился и внешний облик дома-коммуны: плоская крыша была заменена на скатную, что дало возможность использовать чердачное пространство в качестве подсобных помещений. В настоящее время столовая и первые этажи двух жилых корпусов заняты административными учреждениями, не имеющими отношения к дому.
Мало кому известно, что клуб им. Ф. Дзержинского на ул. Воробьева является составной частью дома-коммуны, который в 20-30-е годы имел название «Дом чекиста».

Он был построен в 1929-1932 годах по проекту А. Тюпикова и представлял собой многофункциональный комплекс, где помимо жилых помещений имелись клуб, библиотека-читальня, театральный зал со сценической частью и артистическими, танцевальный зал-фойе, столовая с буфетом, спортивный зал с душевыми и раздевальными комнатами. В отличие от остальных домов-коммун, построенных в Нижнем Новгороде, здесь отсутствовали детские учреждения, что объясняется его малой вместимостью – всего 100 жителей. В доме было запроектировано несколько типов квартир: трех- и четырехкомнатные со всеми удобствами и жилые комнаты на одного-двух человек с обобществленными помещениями: кухней, туалетом и душевыми. Крупное монументальное здание сознательно поставлено с отступом от главной улицы, и, таким образом, оно не нарушает исторически сложившуюся мелкомасштабную застройку.
На фасадах использована ритмика глухих ленточных ограждений балконов, пластика полукруглых балконов индивидуальных квартир и вертикальное остекление лестничных клеток. Дом чекиста – практически единственный из известных дом-коммун, который с успехом функционировал в довоенный период и сохранился в первоначальном виде до наших дней. В середине 50-х годов жилая часть дома была занята под административные помещения, фасады и интерьеры общественных помещений не претерпели существенных изменений. В 1982 году в Нижнем Новгороде было принято решение об охране его как памятника истории и архитектуры.
С 1929 по 1934 год велось строительство еще одного дома-коммуны в Канавинском районе, на площади Революции, перед железнодорожным вокзалом, который носил название «Дом железнодорожника».

Здание, занимающее угловое положение, своей архитектурой заставляет обратить на себя внимание. Акцентом всей композиции стал скругленный угол. В результате ритмического чередования прозрачных лент стекла и глухих горизонтальных плоскостей этой центральной части возник динамический облик дома-корабля. Дом является одним из примеров конструктивизма в нашем городе.
Дома-коммуны отражали дух своего времени. Они были важным этапом в становлении советской архитектуры и ярко характеризовали социальные поиски архитекторов. В настоящее время сохранилось очень мало таких построек.
Наряду с экспериментами в области жилища в 20-30-е годы видное место занимает поиск новых типов общественных зданий. Важные изменения в общественной жизни страны нашли свое отражение в архитектуре зрелищных зданий, административных учреждений, учебных заведений, спортивных сооружений. На примере строительства новых Дворцов культуры в Нижнем Новгороде видно постепенное формирование нового типа многофункционального сооружения.
По всей стране строятся Дворцы труда для рабочих в память о В.И. Ленине. В Нижнем Новгороде проектирование Дворца труда было поручено архитекторам Е. Мичурину, С. Новикову, А. Полтанову, В Чистову. Место было выбрано в районе «Ленинского городка» в Канавине. При создании облика здания архитекторы обращаются к формам прошлого. Композиция выполнена в духе классической архитектуры, но авторы специально огрубляют и упрощают ее.

Ритм простых вертикальных пилястр идет по всем фасадам. Центральный выступающий объем входа подчеркивается двумя колоннами, стеклянным витражом за ними, а также подписями в венчающей части. Дворец культуры им. В.И. Ленина, как он стал называться позднее, в своей основе имел четкую симметричную планировочную схему – развитые театральную и клубную части. По центральной оси располагался вход в зрительный зал, в боковых крыльях разместились клубные помещения, читальный и малые залы.
В 1930 году по проекту тех же авторов строится и Дворец культуры в Сормово.

В отличие от классической композиции Канавинского, Сормовский дворец обладал уже свободной, ассиметрично развитой в пространстве композицией. Отказ от приверженности к симметрии – одно из завоеваний архитекторов в этот период. Они не «вписывают» разные по назначению помещения в заранее придуманную жесткую планировочную схему, а следуют за логикой развития замысла. Главный вход запроектирован с угла, что определилось расположением здания на площади пред парком культуры и отдыха. Акцентами служили три выступающих объема: центрального входа, концертно-зрелищной и клубной части. Авторы стремились выразить новые идеи при помощи упрощенных архитектурных форм, хотя на фасадах еще прослеживаются элементы классики, нарочитая симметрия отдельных частей здания.
Все чаще во внешнем облике строящихся общественных зданий наблюдался отказ от декора и традиционных форм. Архитекторы и зодчие обратились к простым геометрическим объемам, к новым художественным формам. В эти годы появляется новый стиль зодчества, им стал конструктивизм – ведущее архитектурное направление в нашей стране.
Одним из лучших примеров архитектуры периода конструктивизма в Нижнем Новгороде явилось здание Дома Советов, которое было возведено в Нижегородском кремле в 1929-1931 годах по проекту московского архитектора А. Гринберга, построившего дом как сочетание плоскостей и поверхностей строгих геометрических форм из стекла и бетона.

Это был второй Дом Советов в стране (первый был построен в Брянске в 1926 году, по проекту этого же архитектора). Дом Советов – это политический и общественно-администр тивный центр города. Расположенный на возвышенности Дом Советов удачно вписался в отведенный участок. К главным воротам кремля – Дмитриевским – здание обращено щедро остекленным полуцилиндром, поставленным на простые железобетонные столбы, образующими галерею перед входом. В верхней части полуцилиндра расположен большой конференц-зал с амфитеатром на 800 человек, куда ведут удобные лестницы, а место под амфитеатром использовано под фойе. Внутренняя планировка его очень удобна, кабинеты уютны, хорошо освещены. Из всех помещений открывается прекрасный вид на Волгу и кремлевский сквер. Надпись «Дом Советов» участвует в композиции бокового фасада и является важным элементом архитектуры общественных зданий этого периода. Вход с торца заглублен. Над ним узкой горизонтальной лентой выступает трибуна-балкон. Своеобразие зданию придают рисунок и разные по величине и пропорции окна – от узких «лежачих» до стеклянных витражей. Угловые балконы имеют сплошное бетонное ограждение. Характерным архитектурным элементом являются выступающие объемы лестничных клеток с вертикальным остеклением. В настоящее время здание взято по государственную охрану как памятник советской архитектуры периода ее становления.
В годы, связанные с индустриализацией, по всей стране, в том числе и в Нижнем Новгороде возникла потребность в большом количестве школ, училищ, техникумов, институтов. Одним из первых шагов в формировании нового типа школьного здания явилась постройка в 1927 году школы им. 10-летия Октября на Верхне-Волжской набережной (ныне институт травма-

тологии и ортопедии) по проекту А. Яковлева. Удобный план школы отличается от сложившейся еще до революции коридорной системы гимназических зданий с двусторонним расположением классов. Здесь коридоры становятся шире и освещаются естественным светом с одной стороны. В этой школе впервые в Н. Новгороде введен расширенный состав общешкольных помещений: спортзал, зал собраний, мастерские, обсерватория и столовая.
Не меньший интерес представляет и комплекс индустриального института на Верхне-Волжской набережной (ныне Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева), который был построен по проекту московского архитектора Д. Чечулина.

Композиция отражает внутреннюю организацию здания. Параллельно стоящие учебные корпуса, объединенные протяженным зданием, образуют озелененные дворики для отдыха. Парадную часть института представляет корпус с центральным входом со стороны ул. Провиантской, над которым располагается зал собраний со стеклянным витражом. Перед входом расположена широкая лестница. Здание института является монументальным сооружением периода конструктивизма.
В 20–30-е годы серьезное внимание обращалось к развитию спортивных сооружений – стадионов. Самым среди них был построен стадион «Локомотив», построенный в 1928-1930 годах, спроектированный архитекторами К. Мичуриным и В. Орельским (инженеры В. Бочкарев и Н. Киселев). Стадион разместился в Канавинском районе, рядом с Дворцом культуры им. В.И. Ленина и «Ленинским городком». Архитектура спортивных сооружений также развивалась в поисках новых композиционных решений. Здание для спортивно-массовой работы несет типичные черты нового направления: общая ассиметричная структура, подчеркнутая диагональ кровли, выступающий полукруглый объем лестничной клетки с вертикальным остеклением.
Наряду с административными, учебно-просветительн ми, культурно-зрелищным строятся и другие типы зданий, необходимость которых вызвана новыми потребностями, в частности учреждения общественного питания и централизованного приготовления пищи. Такими сооружениями были фабрики-кухни. Наиболее значительной по своим размерам была фабрика-кухня в Сормове, построенная по проекту московского архитектора В. Кринского в 1929 году. В настоящее время она перестроена и переоборудована в Сормовскую кондитерскую фабрику.

Причем фабрики-кухни рассматривались как полноправные архитектурные сооружения.
Художественные принципы новой архитектуры получили отражение и в зданиях гостиниц, которые возводились в 20–30-е годы на центральных площадях и магистралях. Многие из них явились крупными градостроительными объектами, представляющими интерес с архитектурно-художес венной точки зрения.
Гостиница «Центральная» (ныне «Россия») на Верхне-Волжской набережной – одна из наиболее интересных по архитектуре (архит. А. Гринберг и М. Смуров). Монументальное здание занимает угловое положение. Планировочная структура ее до сих пор отвечает требованиям, предъявляемым к сооружениям такого типа.

В первоначальном проекте А. Гринбергу удалось создать новаторский облик здания, характеризующийся простыми геометрическими формами. Общий горизонтальный строй композиции подчеркнут плоской кровлей, ритмом «лежачих» окон и заглубленных лоджий. Пятиэтажное здание тактично вписалось в окружение, заняв подчиненную роль по отношению к сложному силуэту кремля. Оно определило высоту последующей застройки набережной. В процессе строительства авторы переработали фасад, используя при этом элементы классики.
Новые эстетические концепции конструктивизма воплотил и внешний облик здания гостиницы «Волна» в Автозаводском районе, построенной в 1934 году по проекту архитектора В. Орельского.

Архитектура зданий 20–30-х годов отличалась многообразием типов. Именно в этот период происходит становление и формирование архитектуры Нижнего Новгорода.
Наиболее крупное и комплексное строительство в 30-е годы продолжалось в Соцгороде автозавода. В проекте планировки Автозаводского района, разработанном в 1933-1935 годах Д. Меерсоном, были заложены и развиты прогрессивные по тому времени идеи функционального зонирования территории и комплексного обслуживания населения. Территория, расположенная с наветренной стороны на значительном расстоянии от заводского комплекса, была разбита прямоугольной сеткой улиц на 8 укрупненных жилых кварталов, между которыми выделена озелененная школьная, а на восточной окраине – коммунальная зона и центр прилегающим к нему парком культуры и отдыха.


На проект застройки центральной площади был проведен конкурс. Первая премия была присуждена А. Гринбергу. Окончательный проект разработан московской архитектурной мастерской И. Голосова. По этому проекту был
построен киноконцертный зал (ныне кинотеатр «Мир»), универмаг, поликли-

ника и заложены фундаменты Дворца культуры. Война помешала осуществлению этого проекта.
Кварталы по периметру обстраивались протяженными пяти-, шестиэтажными домами. Внутри кварталов проектировались детские учреждения и площадки для отдыха населения, в подвальной части жилых домов – гаражи и самодеятельные прачечные. Гаражи построены не были, а помещения прачечных переоборудованы под раз мастерские бытового обслуживания. На магистральных улицах в первых этажах предусматривалось размещение библиотек, магазинов, сберкасс, почтовых отделений. В коммунальной зоне были запроектированы фабрика-кухня, центральная прачечная, хлебозавод, пожарное депо, гараж для личных машин.
На территории Соцгорода начались и первые в Н. Новгороде опыты типового проектирования. В 1933 году на проспекте Кирова были построены пять одинаковых пятиэтажных домов по проекту института норм и стандартов (ИННОРС), являющихся одним из прототипов будущих типовых жилищ, а в 1935 году по проекту московского архитектора Л. Лихацкой – первый в стране типовой детский сад. Основные идеи планировки Соцгорода получили реальное воплощение и дальнейшее развитие в застройке города.

В 1934-1939 годах проектирование отдельных кварталов Соцгорода вели проектный отдел Автостроя и московские организации _ Горстройпроект, архитектурные мастерские братьев Весниных и И. Голосова. Несмотря на то что работы велись по единому проекту с однотипными прямоугольными кварталами, отсутствие творческой связи между мастерскими привело к тому, что стилистические кварталы №3, 4 и 8 оказались мало связаны между собой и тем более с рядом расположенной застройкой 1930-1932 годов кварталов между проспектами Кирова и Жданова (ныне пр. Молодежный). Существенным недостатком является и то, что парадность и монументальность архитектурных сооружений нарастает не к центру, а, наоборот, к периферии района. Так, примитивная архитектура строчной застройки кварталов №1 и 2 по пр. Октября сменяется улучшенной архитектурой 3-го квартала, соседствующей с величественной застройкой 4-го.
По сравнению с первой пятилеткой в Соцгороде изменилась не только архитектура. В целом улучшилось качество строительства и особенно отделочных работ, расширилась сеть учреждений обслуживания, строчная застройка была заменена периметральной с соответствующим увеличением габаритов домов. Однако в кварталах №3, 4 и 7 наряду с капитальными многоэтажными продолжали возводиться двухэтажные дома облегченной конструкции.
В центральной части города строились только капитальные преимущественно пятиэтажные жилые здания. Из-за отсутствия свободных участков для квартальной застройки они располагались штучно или небольшими группами на пл. Минина и Пожарского, В.-Волжской набережной, ул. Минина, Белинского, Добролюбова, Грузинской и других.
Конструктивное решение зданий за этот период не претерпело заметных изменений, однако существенно преобразились планировка и внешний облик жилых домов. Квартиры в них становятся комфортабельнее. Они имеют, как правило, 3-4 большие комнаты высотой 3-3,5 м, иногда дополненные небольшим помещением для домработницы, просторную переднюю, кухню площадью 8-10 м?, оборудованы центральным отоплением и ванной, часто освещаемой естественным светом. Особенно удачны квартиры в домах Соцгорода и по В.-Волжской набережной, однако из-за острой нужды в жилищах многие из них заселялись покомнатно. При наличии в секции жилого дома только двух квартир с окнами, выходящими на две его стороны, у архитекторов имелась возможность использовать балконы и лоджии в качестве композиционных средств, размещая их в различных комбинациях как на уличных, так и на дворовых фасадах.
Во второй и третьей пятилетках значительно увеличился ввод в эксплуатацию как массовых, так и уникальных общественных зданий.
В 1933-1938 годах завершается строительство Дома связи на пл. М. Горького (архит. М. Гинцберг), гостиницы «Россия» на В.-Волжской набережной и реконструкция Народного дома на ул. Белинского (архит. А. Гринберг и М. Смуров), технического университета (архит. Д. Чечулин). Фасады их были обогащены классическими деталями самими авторами или в результате конкурсов, проведенных с участием Союза архитекторов. Э. Мичурин украсил фасады Дома связи пилястрами и карнизом с модульонами.

И. Нейман поставил перед северным фасадом технического университета четыре квадратные колонны, увенчанные скульптурами, переработал вход, ввел русты на стенах. А. Гринберг и М. Смуров до начала строительных работ изменили фасады оперного театра и в процессе строительства - фасады гостиницы «Россия». Последнюю работу можно считать наиболее удачной. Здесь хорошо прорисованные детали не нарушили первоначального объема сооружения, вместе с тем сделали его масштабно и стилистически связанным с застройкой набережной.
Как неудачный пример можно рассматривать реконструкцию бывшего здания Народного дома под театр оперы и балета.

От старого здания здесь сохранились только наружные стены. В их пределах был сделан зрительный зал, к которому пристроены все остальные помещения. Зрительская часть получилась неуютной и непарадной, а сценическая – затесненной и неудобной. В процессе переработки конструктивистских фасадов за счет сокращения площади фойе был пристроен к главному фасаду портик с четырьмя парами квадратных колонн, стены обработаны рустами и увенчаны скромным карнизом с модульонами. Запроектированные над главным входом скульптуры не были выполнены. Стоимость реконструкции превысила стоимость строительства нового театра. В послевоенные годы он дважды подвергался реконструкции.
После отказа от конструктивизма преемственность в использовании классического архитектурного наследия наблюдалась повсеместно. Конечно, зодчие понимали ее по-разному. Одни считали, что нужно совершенствовать и обогащать конструктивизм. Другие предлагали использо
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.