Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Понятие, основание, виды и формы международно-правовой ответственности
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ПЛАН
1 Понятие, основание, виды
и формы международно-правово
ответственности
Следует отметить, что взгляды ученых
на определение международной ответственности
неоднозначны:
одними она понимается как специфическая обязанность нарушителя возместить причиненный им ущерб,
другими – как реализация санкций в отношении
субъекта, нарушившего свои международные
обязательства,
третьими – как комплексное образование,
включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые
в отношении его санкции.
Все эти взгляды в равной степени пользуются
поддержкой в международно-правово доктрине.2
Международно-правов я ответственность
– это совокупность правовых отношений,
возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением,
совершенным каким-либо государством
или другим субъектом международного
права, или в связи с ущербом, причиненным
одним государством другим в результате
правомерной деятельности. В одних случаях
эти правоотношения могут касаться непосредственно
только государства-правонар шителя и
пострадавшего государства, в других –
могут затрагивать права и интересы всего
международного сообщества1.
В науке международного права под международно-правово
ответственностью понимают отрицательные юридические последствия,
наступающие для субъекта международного
права в результате нарушения им международного
обязательства. Так, Комиссия международного
права ООН определила содержание международной
ответственности как "те последствия,
которые то или иное международно-противо равное
деяние может иметь согласно нормам международного
права в различных случаях, например, последствия
деяния в плане возмещения ущерба и ответных
санкций"2.
Итак, ответственность в международном праве — сложное, многогранное
явление. Прежде всего, это принцип международного
права, в соответствии с которым всякое
противоправное деяние влечет за собой
ответственность виновного субъекта по
международному праву.
Цели ответственности состоят в следующем:
а) сдерживать потенциального правонарушителя;
б) побудить правонарушителя выполнить
надлежащим образом свои обязанности;
в) предоставить потерпевшему компенсацию
за причиненный ему материальный или моральный
ущерб;
г) повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения
ими своих обязательств.
В числе первых наиболее значимых международно-правовы ,
положивших начало разработке института
международной ответственности, стала
Декларация об ответственности гитлеровцев
за совершенные зверства, принятая на Московской конференции
министров иностранных дел СССР, США и
Великобритании в октябре 1943 года. После
этого по итогам Крымской конференции
(февраль 1945 года) руководители трех держав,
выражая свое отношение к будущему Германии,
заявили: «нашей непреклонной целью является
уничтожение германского милитаризма
и нацизма и создание гарантий в том, что
Германия никогда больше не будет в состоянии
нарушить мир всего мира».
Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен
Приговор Международного военного трибунала, который в декабре
того же года получил признание в Организации
Объединенных Наций. В Резолюции по этому
поводу отмечалось, что Генеральная Ассамблея
ООН подтверждает принципы международного
права, выработанные Уставом Нюрнбергского
трибунала и нашедшие отражение в его
приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное
значение.
Так был создан первый прецедент привлечения
государства, совершившего международное
преступление, к международно-правово
ответственности. Однако темпы развития
этого института оказались не столь высокими,
как ожидалось, - слишком уж трудным является
нахождение решений, удовлетворяющих
необходимое большинство стран мира.
В дальнейшем, после Нюрнбергского и
Токийского процессов, в вопросах ответственности
государств за агрессию, преступления против мира
и человечности главную роль стал играть
Совет Безопасности ООН – один из основных
постоянно действующих органов ООН. В
соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности
наделен широкими полномочиями в деле
мирного урегулирования международных
споров, недопущения военных столкновений
между государствами и других нарушений
мира.
Получила международное признание и
юридическое закрепление уголовная ответственность
физических лиц за преступления против
мира, человечности и военные преступления, а также другие международные
преступления с неприменимостью срока
давности к таким преступлениям. Ответственность
наступает, если деяния отдельных лиц
связаны с преступной деятельностью государства
и государственных органов. Эта ответственность
получила отражение в Уставах международных
военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в других
международных конвенциях, касающихся
уголовных преступлений международного
характера, в которых принимают участие
должностные лица государственных органов.
В связи с распадом Югославии и СССР и самороспуском
Организации Варшавского Договора необычайно
возросла роль ООН и ее Совета Безопасности,
который в феврале 1993 года принял решение
об учреждении Международного трибунала
по расследованию преступлений в бывшей
Югославии, а в 1994 году – аналогичного
Трибунала по Руанде. Вместе с тем российская
наука международного права отвергает
уголовную ответственность государства
как субъекта международного права и саму
возможность применения к нему норм уголовного
права.
Таким образом, можно сделать вывод, что
институт ответственности является общим,
«сквозным» институтом международного
права, его нормы признаны обеспечить
охрану правопорядка во всех межгосударственных
отношений.
Основанием международно-правово ответственности субъекта международного права
является совершение им международного
правонарушения.
Международное правонарушение – деяние
(действие или бездействие) субъекта международного
права, нарушающее международные договоры
или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему
международному сообществу материальны
либо нематериальный ущерб.
Основаниями международной ответственности
являются предусмотренные международно-правовы и
нормами объективные и субъективные признаки.
Различают юридические, фактические и процессуальные
основания международно-правово ответственности.
Между ними существует тесная связь.
С одной стороны, если право не содержит
обязанности определенных действий либо
запрета, то не может идти речь о правонарушении
и, следовательно, об ответственности. С
другой – если в поведении субъекта нет
признаков правонарушения, то постановка
вопроса об ответственности также исключается.
Юридические основания. Под юридическими
основаниями понимают международно-правовы
обязательства субъектов международного права,
в соответствии с которыми то или иное
деяние объявляется международным правонарушением.
Иными словами, при международном правонарушении
нарушается не сама международно-правова
норма, а обязательства субъектов соблюдать
международное правило поведения. Поэтому
перечень источников юридических оснований
ответственности шире, чем круг источников
международного права.
Юридическими основаниями ответственности
являются: договор, обычай, решение международных
судов и арбитражей, резолюции международных организаций
(например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают
юридическую обязательность для всех
членов ООН решений Совета Безопасности
ООН), а также односторонние международно-правовы
обязательства государств, устанавливающих
юридически обязательные правила поведения
для данного государств (в форме деклараций,
заявлений, нот, выступлений должностных
лиц и т.п.).
Фактические основания. Фактические
основания есть то, за что наступает ответственность.
В силу этого необходимо четко установить элементы международного
правонарушения, которое и выступает в
качестве фактического основания ответственности.
КМП выделила два элемента правонарушения.
Статья 3 проекта статей об ответственности
«Элементы международно-противо равного
деяния» гласит: «Международно-против правное
деяния государства налицо в том случае,
когда а) какое-либо поведение, заключающееся
в действии или бездействии, может, согласно
международному праву, присваиваться
государству и б) такое поведение представляет
собой нарушение международного обязательства
этого государства».
Государство – это единый социальный
организм, все функции которого осуществляются
через систему государственных органов.
Поэтому, решая вопрос о вменении поведения
государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность.
Статья 5 проекта статей формулирует общее
правило: «Поведение любого органа государства,
имеющего такой статус согласно внутреннему
праву этого государства, рассматривается
согласно международному праву и при условии,
что в данном случае указанный орган действовал
в качестве такового, как деяние этого
государства». Следовательно, какая-либо
инстанция должна иметь статус органа
государства, определение же системы таких
органов относится к внутренней компетенции
каждого государства.
Последующие статьи проекта конкретизируют
общее правило и устанавливают, что не
имеет значения, к какой власти принадлежит
орган государства – учредительный, законодательный,
исполнительный, судебный или иной, а также
какой – международный или внутригосударственный - характер
имеют эти функции.
Презумпция, следовательно, такова, что
государство несет международную ответственность
за действия любых своих органов, независимо
от их функций.
Процессуальные основания ответственности
представляют собой процедуру рассмотрения
дел о правонарушениях и привлечения к
ответственности. В одних случаях эта
процедура детально регламентирована
в международно-правовы актах, в других
– ее выбор оставлен на усмотрение органов,
применяющих меры ответственности.
Итак, международно-правова ответственность
возникает при необходимых юридических
и фактических основаниях – конкретного
правового обязательства и наличия правонарушения
в действиях субъекта.
2 Ответственность за правомерную
деятельность как особый вид международной ответственности
Ответственность порождается международно-противо равным
деянием, элементами которого являются:
субъективный элемент — наличие вины
данного субъекта как такового (не тех
или иных лиц, а именно государства в целом);
объективный элемент — нарушение субъектом своих
международно-правовых обязательств.
Ответственность субъектов международного
права связана со строгим соблюдением
международного правопорядка, борьбой
за сохранение и упрочение мира, обеспечением
международного сотрудничества. Она выступает в качестве
определенного инструмента правового
регулирования международных отношений
и стимулирует функционирование международного
права.
Признаки, характеризующие содержание рассматриваемого
понятия, сводятся к тому, что международно-правова
ответственность:
1) состоит в применении к субъекту-правонаруши елю
санкций международно-правовы норм;
2) наступает за совершение международного
правонарушения;
3) направлена на обеспечение
международного правопорядка;
4) связана с определенными отрицательными
последствиями для правонарушителя;
5) реализуется в международных
правоохранительных правоотношениях,
возникающих между субъектом-правонарушителем
и потерпевшим субъектом, а в
определенных случаях также между
государством-правон рушителем и международным
сообществом государств в целом3.
Итак, в международно-правово литературе
в целом преобладает понимание международной
ответственности как правоотношений,
возникающих в связи с совершением международного
правонарушения.
Международные правонарушения с середины
ХХ века подразделяются на международные деликты и международные
преступления.
К числу международных преступлений
относятся особо опасные деяния, нарушающие
основополагающие принципы и нормы международного
права, имеющие жизненно важное значение
для международного сообщества, и потому
негативно воздействующие на всю систему
международных отношений. Международными
преступлениями считаются акты агрессии,
колониальное господство, геноцид, апартеид,
систематические и массовые нарушения
прав человека, исключительно серьезные
военные преступления и т.п. Также в последнее
время наметилась тенденция к признанию
в качестве международного преступления
преднамеренного и серьезного ущерба
окружающей среды, незаконного оборота
наркотиков.1
Правонарушения, не относящиеся к категории
преступлений, являются международными деликтами.
Ответственность, порождаемая деликтом,
носит характер двустороннего правоотношения,
в силу которого нарушитель ответствен
только перед потерпевшим. В случае же международного преступления возникают универсальные правоотношения
ответственности, в силу которых правонарушитель
несет ответственность не только перед
потерпевшим, но и перед международным
сообществом в целом. Речь идет о нарушении
универсальных обязательств, обязательств
«erga omnes». В таком случае каждый субъект
международного права вправе требовать
от правонарушителя прекращения преступных
действий и ликвидации их последствий4.
Существует два вида международно-правово
ответственности: материальная и политическая.
Виды ответственности как отражение специфики
лишений, претерпеваемых государством-правона ушителем,
появляются в формах, обусловленных этой
спецификой.
Материальная ответственность выражается в обязанности возместить
материальный ущерб. К формам материальной
ответственности – реституции, субституции
и репарации.
Реституция - вид материальной международно-правово
ответственности государства, совершившего
акт агрессии или иное международно-противо равное
деяние, заключающейся в обязанности данного
государства устранить или уменьшить
причиненный другому государству материальный
ущерб путем восстановления прежнего
состояния, в частности путем возврата
имущества, разграбленного и незаконно
вывезенного им с оккупированной его войсками
территории другого государства5.
Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю
взамен) - разновидность реституции, представляющая
собой замену неправомерно уничтоженного
или поврежденного имущества, зданий,
транспортных средств, художественных
ценностей, личного имущества и т.п6.
Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное
или частичное возмещение материального
ущерба, причиненного войной; выплачивается
государству-победит лю побежденной страной.
выплата репарации может производиться
в натуре, в виде денежной или другой материальной
компенсации или одновременно реституции
и компенсации убытков. Принципиально
важное значение имеет материальная ответственность
государства за развязывание им агрессивной
войны, т.е. военные репарации. Так, в решениях
Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г.
и Берлинской (Потсдамской) конференции
1945 г. предусматривалась уплата репарации
Германией, а в мирных договорах 1947 г. -
уплата репарации государствами - бывшими
союзниками Германии во второй мировой
войне7.
Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций.
Ординарная сатисфакция – это удовлетворение государством-правона ушителем
правомерных нематериальных требований
по и т.д.................