Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Понятие «потребности» в концепциях различных авторов
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение ……….
3
1 Понятие «потребности» в концепциях
различных авторов ……….
4
2 Особенности потребностей человека ……….
5
3 Потребности как предпосылка производства
……….. 8
4 Классификация потребностей ………..
9
Заключение ………..
13
Список использованных
источников ……….
15
Введение
Движущей силой человеческого
общества, всего того, что достигается
изобретениями человека, соответственно,
и экономики являются потребности — объективно
существующие запросы (желания) людей,
связанные с обеспечением их жизнедеятельности
и развития. Потребность определяется как
ощущение нужды и недостатка в чем-либо,
необходимом для поддержания жизнедеятельности
человека, социальной группы и общества
в целом.
Ещё первобытные люди испытывали
нужду. Это бала нужда в еде, крове, безопасности.
Люди искали удовлетворения своих желаний.
С развитием общества, с новыми открытиями
появлялись и новые потребности. Это привело
к необходимости их изучения.
Цель данной работы – рассмотреть
понятие «потребности» в концепции различных
авторов. Разобрать их классификацию и
характеристики. Изложить особенности
потребностей человека, роль потребностей
в развитии экономики.
Понятие «потребности»
в концепциях различных авторов
Философы Древней Греции и Древнего
Рима достигли значительных успехов в
понимании потребностей человека. Античные
мыслители признавали потребности основными
побудительными силами человеческой деятельности.
Демокрит, например, рассматривал
потребность как основную движущую силу,
которая сделала ум человека изощрённым,
позволила приобрести язык, речь, привычку
к труду. Вне потребностей человек не смог
бы выйти из дикого состояния.
По мнению Гераклита,
потребности определяются условиями
жизни. Он отличал, что всякое
желание должно быть разумно.
Умеренность в удовлетворении
потребностей способствует развитию
и совершенствованию интеллектуальных
способностей человека.
Платон разделил потребности
на первичные, образующие «низшую душу»,
которая подобна стаду, и на вторичные,
образующие «разумную, благородную» душу,
цель которой руководить первой.
Большое значение придавали
потребностям как основным источникам
активности человека французские материалисты
конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности
выступают движущим фактором наших страстей,
воли, умственной активности. Потребности
человека беспрерывны, и это обстоятельство
служит источником его постоянной активности.
Большую роль потребностям
в понимании активности человека
отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием
потребностей он связывал и развитие познавательных
способностей человека.
К. Маркс подчёркивает,
что «человек отличается от
всех остальных животных безграничностью
своих потребностей и их способностью
к расширению».
Как самостоятельная
научная проблема вопрос о
потребностях стал рассматриваться
в философии, социологии, экономике,
психологии в первой четверти
XX века. Обобщенно потребность можно определить
как нужду, необходимости в чём-то. Следует
подчеркнуть, что довольно большое число
учёных «рассматривают потребность как
состояние напряжения». В жизни можно
наблюдать как само появление нужды меняет
состояние человека. Такое (потребностное)
состояние заставляет его искать причину
дискомфортности, выяснять, чего человеку
не хватает
. Таким образом, потребность
побуждает человека к действию,
к деятельности, к активности. В
настоящее время существует много
различных точек зрения на
сущность потребности. Большинство
учёных сходится только в том,
что почти все признают потребность
как основную побудительную силу
человеческой деятельности. Однако
ни полного единодушия, ни однозначности
в толковании этого понятия
нет.
Особенности потребностей
человека
Поскольку процесс
удовлетворения потребностей выступает
как целенаправленная деятельность, потребности
являются источником активности личности.
Осознавая цель субъективно как потребность,
человек убеждается, что удовлетворение
последней возможно лишь через достижение
цели. Это позволяет ему соотнести свои
субъективные представления о потребности
с её объективным содержанием, отыскивая
средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то,
что даже те потребности, которые связаны
с задачами его физического существования,
отличны от аналогичных потребностей
животных. В силу этого они способны существенно
видоизменяться в зависимости от общественных
форм его жизнедеятельности. Развитие
человеческих потребностей реализуется
за счет общественно обусловленного развития
их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются
в виде эмоционально окрашенных желаний,
влечений, стремлений, а их удовлетворение —
в виде оценочных эмоций. Потребности
обнаруживаются в мотивах, влечениях,
желаниях и прочем, побуждающих человека
к деятельности и становящихся формой
проявления потребности. Если в потребности
деятельность по существу зависима от
её предметно-общественно о содержания,
то в мотивах эта зависимость проявляется
как собственная активность субъекта.
Поэтому раскрываемая в поведении личности
система мотивов богаче признаками и более
подвижна, чем потребность, составляющая
её сущность. Воспитание потребностей —
одна из центральных задач формирования
личности.
По мере удовлетворения одних
потребностей у человека возникают другие
потребности, это позволяет экономистам утверждать,
что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием
у человека чувства неудовлетворенности, которое
обусловлено дефицитом того, что требуется.
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала,
по мере усиления потребности — отрицательными,
а затем — в случае её удовлетворения —
положительными.
Потребности определяют избирательность восприятия мира,
фиксируя внимание человека преимущественно на
тех объектах, которые имеют способность
утолять потребности. На физиологическом
уровне потребности выражаются как устойчивые
очаги возбуждения соответствующих нервных
центров, определённые академиком Ухтомским
А. А. как доминанты. При соответствующих
условиях, сильные доминанты могут подавлять
функционирование других нервных центров.
Например, само явление доминанты было
открыто при исследовании двигательных
рефлексов собаки на определённые раздражители.
В какой-то момент времени животное перестало
реагировать на раздражители и через несколько
секунд у неё произошёл акт дефекации.
После этого рефлексы восстановились.
Доминанты бывают низшие, соответствующие
низшим ступеням иерархии потребностей
и высшие. Высшие доминанты характеризуются
долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает
в процессе филогенеза и онтогенеза. Так,
число потребностей возрастает в эволюционном
ряду: растения — примитивные животные —
высокоразвитые животные — человек, а
также в онтогенетическом ряду: новорожденный —
грудной младенец — дошкольник — школьник —
взрослый человек.
Различные ученые по-разному объясняли
сущность человеческих потребностей:
Потребности как предпосылка производства
Потребности человека являются исходной
экономической категорией. Экономическая
деятельность людей по преобразованию
окружающей действительности обусловлена
их потребностями и интересами. Потребность
– это нужда, принявшая специфическую
форму в соответствии с личностью индивида.
В экономической литературе встречаются
и другие определения потребности. К примеру, потребность
– это состояние неудовлетворенности,
испытываемое человеком, из которого он
стремится выйти; это нужда личности или
общества в чем-либо необходимом для поддержания
жизнедеятельности или развития. Таким
образом, потребность – это объективное состояние
человека, выражающее противоречие между
имеющимися и необходимыми благами, побуждающее
человека к деятельности.
Потребности людей удовлетворяются через
потребление, а чтобы потреблять, необходимо
производить. Производство является исходным
пунктом, в котором создаются продукты,
а точнее материальные блага и услуги.
Между производством и потреблением существует
тесная взаимосвязь. Потребности людей
стимулируют производство, а производство,
создавая новые блага, оказывает влияние
на потребление. Таким образом, наличие
потребностей и желание их удовлетворять
является главным стимулом развития производства
и технического прогресса.
Классификация потребностей
Основные проблемы анализа потребностей
состоят в установлении их состава, иерархии,
границ, уровней и возможностей удовлетворения.
Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности,
как будет показано ниже, иерархия потребностей
во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Как писал А. Маршалл, «потребностям и
желаниям человека несть числа». Через
сто лет соотечественник великого экономиста
авторитетный психолог М. Аргайл отмечает
примерно то же самое: «Нам пока неизвестен
полный перечень человеческих потребностей».
Наибольшее число публикаций посвящено
классификации потребностей. По крайней
мере, со времен Аристотеля известно их
деление на телесные и духовные. Маршалл
ссылается на классификации Бентама, Бенфилда,
Джевонса, МакКуллоха, Германна и других
авторов.
В настоящее время основной считается
классификация, предложенная американским
психологом А. Маслоу. Он выделяет пять
групп потребностей:
Физиологические
потребности, удовлетворение которых
необходимо для выживания, включают потребности
в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.
Потребности в безопасности
и защищенности включают потребности
в защите от физических и психологических
опасностей со стороны окружающего мира.
Социальные потребности
— это потребности, связанные с чувством
принадлежности к чему или кому-либо, привязанности
и поддержки
Потребности в уважении
включают в себя потребности в компетентности,
признании.
Потребности в самовыражении
— потребности в реализации своих потенциальных
возможностей и росте как личности.
Эти группы составляют
иерархическую структуру, т. е. предполагается,
что потребности удовлетворяются
последовательно в том порядке,
в котором они перечислены. Такую
схему обычно изображают в
виде пирамиды или лестницы
потребностей.
В классификации К. Альдерфера
выделяется три группы потребностей: существования,
связи и роста. Потребности существования
соответствуют первым двум группам потребностей
Маслоу, потребности связи - третьей и
четвертой группам; потребности роста
- пятой группе. Данная схема, как и схема
Маслоу, имеет иерархическую структуру.
Д. МакКлелланд выделяет потребности
достижения, соучастия и власти. Эти потребности
не имеют иерархической структуры, они
взаимодействуют в зависимости от индивидуальной
психологии человека.
Одной из наиболее известных
является двухфакторная теория потребностей
Ф. Герцберга. Согласно этой теории все
факторы, определяющие поведение человека
на предприятии, можно разделить на две
группы, гигиенические и мотивирующие.
К первым Герцберг предлагал относить
санитарно-гигиениче кие условия труда,
обеспечение физиологических потребностей,
а также потребностей в безопасности и
уверенности в будущем. Мотивирующие факторы
соотнесены с потребностями самовыражения
и развития.
Значительное внимание уделено
анализу потребностей в отечественной
литературе по психологии и социологии.
В частности, В. И. Тарасенко рассматривал
две группы потребностей: существования
и развития; В. Г. Подмарков - три группы:
обеспечения, призвания и престижа.
В учебниках по общей экономической
теории принято деление потребностей
на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении
рода) и вторичные (в общении, знании, развитии).
Обычно отмечается условность такой группировки
даже для отдельного человека в различные
периоды его жизни.
При классификации потребностей,
как и при любой другой классификации,
должно, прежде всего, соблюдаться требование
полноты. Это означает, что каждый элемент
анализируемого множества должен быть
отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой
задаче выполнение этого условия затруднено
тем, что полный перечень потребностей
человека установить практически невозможно.
Итак, потребности различают
В зависимости
от масштабов и структуры производства потребности подразделяются
на абсолютные (перспективные), действительные
(необходимые), подлежащие удовлетворению,
фактически удовлетворяемые. Абсолютные потребности
ориентированы на предельные возможности
производства, основанного на последних
достижениях науки и техники. Действительные
потребности – это потребности, которые
могут быть удовлетворены в условиях достигнутого
уровня производства и научно-технического
прогресса. Подлежащие удовлетворению
потребности могут быть удовлетворены
при фактическом состоянии воспроизводства
с учетом отклонений от оптимума. Выступают
они в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые
потребности выступают в форме удовлетворенного
спроса.
В зависимости
от социальной структуры выделяют потребности
общества в целом, потребности классов,
социальных групп, потребности отдельных
людей (личные потребности). Потребности общества
могут быть представлены в виде государственных,
национальных, территориальных, религиозных.
К ним можно отнести потребности в общественной
безопасности, правовой защите, охране
общественного порядка, свободе вероисповедания
и т.д. Потребности классов,
социальных групп могут быть представлены
как потребности людей, объединившихся
по общим интересам. К примеру, потребности
политических партий, профессиональных
ассоциаций, общественных объединений,
футбольных клубов и т.д. Личные потребности
– это все то, что необходимо каждому человеку:
жилье, одежда, обувь, пища, бытовые услуги,
образование, денежные сбережения и т.д.
Их подразделяют на насыщаемые и ненасыщаемые.
К примеру, потребность в пище – насыщаемая,
потребность в одежде – менее насыщаемая,
потребность в деньгах – ненасыщаемая.
В зависимости
от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются
на:
материальные (удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище и т.д.);
духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, творчестве и т.д.);
социальные (возможности человека реализовать свой потенциал, занять определенное положение в обществе, карьерном росте, общении и т.д.).
С точки
зрения уровня развития общества различают элементарные
(физиологические) и высшие (социальные)
потребности. К элементарным
потребностям относятся связанные с обеспечением
выживаемости человека как биологического
существа (вода, воздух, пища, одежда и
т.п.). К высшим потребностям
относятся непосредственно связанные
с благосостоянием людей. Это доступность
образования, здравоохранения, наличие
свободного времени и условий отдыха,
доступность библиотек, музеев, наличие
собственности и т.д.
С точки
зрения рациональности различают потребности рациональные
(потребности в образовании, укреплении
здоровья) и иррациональные
(потребности в курении, употреблении
алкоголя)
Заключение
Всю историю экономики в определенном
смысле можно рассматривать как процесс
формирования все более высокого уровня
потребностей.
Для человеческих
потребностей характерны их гибкость
и безграничность роста. Правда, быстрее
всего насыщаются и имеют определенный
предел увеличения нужды низшего порядка.
Напротив, запросы высшего порядка - социальные
и интеллектуальные - по существу не знают
ограничений. Такие свойства потребностей
определяют их тесную взаимосвязь с производственной
деятельностью людей.
Производство прямо влияет на потребности
по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага
и тем самым способствует удовлетворению
определенных человеческих запросов.
Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая
полезная вещь в свою очередь ведут к появлению
новых потребностей.
Во-вторых, ускорение научно-технического
прогресса коренным образом обновляет
мир и уклад жизни, порождает качественно
новые потребности.
В-третьих, производство во многом влияет
на способы применения полезных вещей
и тем самым формирует определенную бытовую
культуру.
В свою очередь экономические потребности
оказывают обратное воздействие на
производство.
Во-первых, они являются внутренней побудительной
причиной и конкретным ориентиром созидательной
деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство
быстро изменяться в количественном и
качественном отношениях. В силу этого
экономические потребности часто обгоняют
производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей
проявляется в том, что они вызывают движение
хозяйственной деятельности - от низшей
ступени ко все более высоким.
Вполне
очевидно, что потребности - это то звено
кругооборота экономических благ,
которое способно прогрессивно воздействовать
на развитие производства.
При нормальном росте реальной экономики
действует экономический закон возвышения
потребностей (их переход на новые уровни
количественных и качественных изменений).
По мере подъема уровня жизни населения
скорость роста потребностей опережает
темпы увеличения производства, что требует
его количественного и качественного
совершенствования. Отсюда возникает
и развивается основное противоречие
реальной экономики: периодически производство
отстает от повышения потребностей.
Список использованных
источников
1 Экономическая
теория. Общая экономическая теория.
Основы микроэкономики: курс лекций
/ С.В. Шанхович и [ др.]. – Витебск: «ВГУ
им. П.М. Машерова», 2010. – 178 с.
2 www.bankreferatov.ru
3 turboreferat.ru/Конт ольная
работа по курсу «Экономическая теория»./
Мироненко Т.В.
4 otherreferats.allbest. u