Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистика оптовой торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.12.2014. Год: 2014. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ


Брянский государственный технический университет




Кафедра «Экономика и менеджмент»






Курсовая работа

По дисциплине: "Статистика&quo ;

На тему: «Статистика оптовой торговли».




Выполнил студент гр.
12-МНТ1
Даниличева О. В.
Ф.И.О.
Проверил
к.э.н., доц. Ларичева Е.А.
Ф.И.О.










БРЯНСК 2014



Аннотация

Курсовая работа посвящена статистическому анализу оптовой торговли.

Работа состоит из трёх глав. В первой приводятся теоретические основы статистического изучения оптовой торговли, а именно даётся понятие оптовой торговли, приводятся ее виды, систематизируются направления развития оптовой торговли и принципы ее осуществления. Также даётся анализ текущего состояния оптовой торговли в РФ.

Во второй главе приводится статистический анализ развития оптовой торговли с использованием таких инструментов статистики, как сводка и группировка, относительные величины, средние величины и показатели вариации, выборочное наблюдение, ряды динамики, корреляционно-регрессио ный анализ, индексы.

В третьей главе приводятся перспективы развития оптовой торговли и методы ее усовершенствования в РФ.

Источником информации для написания работы послужили материалы Росстата (основные используемые таблицы для расчетов приведены в приложении).










Содержание








ВВЕДЕНИЕ


Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.

Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры. Товар – средство удовлетворения потребностей людей.

Одной из форм товарного обращения, посредством которого осуществляются хозяйственные связи между субъектами коммерческой деятельности, является оптовая торговля, т.е. торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усилие роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-техниче ких и товарных ресурсов.

Статистика оптовой торговли является важной составной частью экономической статистики.

Актуальность темы исследования определяется тем, что от оптовой торговли, в определенной степени, зависит уровень экономического развития не только Брянской области, но и страны в целом.

Предметом статистики оптовой торговли являются массовые процессы и явления перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике.

Объектом исследования данной работы являются данные оптовой торговли России.

Цель курсовой работы состоит в изучении оптовой торговли с помощью системы общих и частных статистических показателей.

Задачи работы:

- рассмотреть основные определения и систему показателей статистики оптовой торговли;

- выявить тенденции и перспективы развития оптовой торговли;

- провести расчёт статистических показателей, характеризующих положение оптовой торговли.














1. Теоритические аспекты оптовой торговли

1.1. Сущность и основные элементы статистики оптовой торговли

Оптовая торговля, составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств производства, до предприятий — потребителей продукции.

Наибольшее значение имеет оптовая торговля при снабжении розничной торговой сети сложным ассортиментом товаров. Ведь предприятиям-произво ителям выгодно вести реализацию своих товаров большими партиями, без подсортировки с учётом нужд розничной торговли. Но далеко не каждый даже крупный магазин обладает необходимыми помещениями и работниками для того, чтобы вести работу по преобразованию промышленного ассортимента в торговый. Следовательно, для таких розничных торговых предприятий оптимальным является прибегнуть к услугам оптовой торговли.

Необходимость в использовании оптового звена торговли связана, кроме того, с сезонностью потребления некоторых непродовольственных товаров, а также с сезонностью производства отдельных продовольственных товаров. Товаропроизводители не могут длительное время хранить на своих складах произведённые товары, а у многих розничных торговых предприятий собственные склады отсутствуют. Предприятия же оптовой торговли в состоянии создать надлежащие условия для хранения товаров, с тем, чтобы реализовывать их по мере возникновения спроса.

Таким образом, выступая в роли посредника, оптовое звено берёт на себя часть функций розничной торговли, связанных с поиском поставщиков, закупкой, подсортировкой, хранением, упаковкой, фасовкой и доставкой товаров. Это во многом способствует бесперебойному снабжению розничных торговых предприятий товарами, снижению розничных цен на них положительно сказывается на качестве обслуживания покупателей.

Учитывая важность тех задач, которые решает оптовая торговля, необходимо, чтобы её развитие осуществлялось в следующих направлениях:

1. Формирование сети оптово-посредническ х организаций для сезонного хранения и поставок товаров.

2. Обновление складского хозяйства, в том числе строительство новых и реконструкции действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции.

3. Совершенствование технологий складирования товаров.

4. Реорганизация старых и создание новых организаций по закупке с/х продукции с последующей её реализацией на переработку или длительное хранение.

5. Расширение круга услуг, связанных с оптовой продажей товаров, и повышение качества их выполнения.

6. Разработка более совершенных методов хранения и доставки товаров в розничную торговую сеть.

7. Разработка мероприятий по усилению воздействия торговли на производство на основании проводимых исследований спроса населения.

8. Использование компьютерной техники и программного обеспечения, позволяющих вести автоматизированный учёт товаров на всём пути их движения, начиная с заключения договора поставки и заканчивая отправкой в розничную торговую сеть.

При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товар с минимальными непосредственными контрактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.

Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершается территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.

Принципы осуществления оптовой торговли:

1. Создание ресурсной основы для её функционирования, т.е. достижение сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей.

2. Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.

3. Формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности.

Задачи, решаемые оптовой торговлей:

- сбор и создание банка данных конъюнктурного исследования с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-техн ческого назначения и товары народного потребления;

- размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству и качеству;

- своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

- формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

- внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированны погрузочно-разгрузо ных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;

- широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками и покупателями, с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого;

- получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Система оптовой торговли решила важнейший для нашего общества вопрос - занятость и трудоустройство населения, оказавшегося в связи с поступательным ходом экономических реформ в большинстве своем без работы и средств к существованию.

Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.
Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Это, прежде всего, льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов рыночной инфраструктуры и целевые капиталовложения в развитие материально-техниче кой базы торговли.

Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характеристикам:

- оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере магазина и расположению своего торгового предприятия;

- оптовик имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями; n оптовые сделки по объему обычно крупнее розничных;

- торговая зона оптовика, как правило, значительно больше таковой у розничного торговца;

- правовые нормы и налоговая политика в отношении оптовых и розничных торговцев различается.

Оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых торговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розничной продажи и наличию специальных знаний и умений. Розничные торговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

Различают следующих оптовых торговцев:

1.Оптовики-купцы.

2. Брокеры и агенты.

3. Оптовые отделения и конторы производителей.

4. Разные специализированные оптовики.


Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности оптовиков-купцов называют по-разному: оптовые фирмы, дистрибьюторы, снабженческие дома. Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания. Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют следующие услуги: хранение товарных запасов; предоставление продавцов; кредитование; обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения. Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора. Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предоставляют своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятий с ограниченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки. Розничные торговцы сами организуют вывоз купленного товара. Например, мелкий розничный торговец, торгующий морепродуктами, утром отправляется к такому оптовику, покупает у него несколько ящиков продуктов, сразу расплачивается, отвозит товар в свой магазин и сам его разгружает.

Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими группами товаров, чтобы удовлетворять нужды розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, а также предприятий с узкоспециализирован ым товарным ассортиментом. Оптовики неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя ассортиментным группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента, например, техническими товарами, лекарствами, одеждой.

Узкоспециализированны оптовики занимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину. В качестве примера можно указать на оптовых торговцев продуктами лечебного питания, запчастями к автомобилям, морепродуктами. Оптовики в данном случае предоставляют своим клиентам более полную возможность выбора.

Брокеры и агенты отличаются от оптовиков-купцов по следующим показателям: они не берут на себя право собственности на товар и выполняют ограниченное число функций. Их основная функция - содействие купли-продажи. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение от двух до шести процентов продажной цены товара; они обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов.

Оптовики-комиссионеры - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделку на их продажу. Они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают фирмы, которые не хотят заниматься сбытом. Оптовик-комиссионер приезжает на грузовике с товаром на центральный рынок, продает партию товаров по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки, а оставшуюся сумму передает производителю.

Оптовые отделения и конторы производителей - это третья основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев.

Сбытовые отделения и конторы. Производители организуют сбытовые отделения и конторы, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в лесной промышленности, в производстве автомотооборудования и деталей машин. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и встречаются в сфере производства текстильных и галантерейных товаров.

Закупочные конторы. Многие розничные торговцы содержат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы, выполняющие функции, аналогичные брокерам, но являющиеся структурным подразделением организации покупателя.

Разные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономики имеются собственные специализированные оптовые организации.
Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям и деловым предприятиям. Оптовики-скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию у фермеров, собирают ее в крупные партии и отгружают предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени госучреждений. Оптовики-аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до совершения сделки осмотреть товар. Это рынки скота, табака, морепродуктов и т. д.

1.2. Показатели статистики оптовой торговли

Задачи статистики торговли направлены на исследование различных сторон товарного обращения, которое проводится лишь с помощью системы взаимосвязанных показателей. К этим показателям относятся:

1. Товарооборот , характеризующий основную сторону деятельности торговли — продажу товаров, начиная от сферы производства и кончая сферой потребления;

2. Товарные запасы , характеризующие наличие товаров в торговле на определенный момент времени, обеспечивающие непрерывность обращения товаров;

3. Цены, являющиеся непременным условием товарного обращения, эквивалентом, по которому товары обмениваются на деньги, категорией, оказывающей влияние на соотношение спроса и предложения;

4. Издержки обращения , являющиеся затратами по обеспечению процесса реализации товаров;

5. Прибыль как результат финансовой деятельности торговых предприятий;

6. Численность работников и затраты рабочего времени , характеризующие трудовые (ресурсы, их состояние, развитие и использование в торговых предприятиях и в целом по отрасли;

7. Число и размер предприятий торговли , уровень их технической оснащенности .

Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону товарного обращения, связаны между собой, взаимообусловлены, но все в той или иной мере опираются на показатель товарооборота, так как и численность работников и издержки обращения зависят от объема и условий продажи товаров. Однако при этом не исключено и обратное воздействие товарооборота на эти показатели. Первые три показателя непосредственно определяют процесс движения товаров к потребителю.

На основе этих количественных показателей разрабатывается система качественных показателей, характеризующих интенсивные факторы развития торговли. К ним относятся показатели:

- производительность труда всех работников торговли, в том числе работников, непосредственно обслуживающих процесс купли-лродажи товаров;

- степень использования торгового оборудования, торговых площадей и материальных ресурсов торговых предприятий;

- скорость обращения товарных запасов;

- структура издержек обращения и их относительного уровня (в процентах к товарообороту);

- рентабельность деятельности торговых предприятий.

Все эти показатели образуют систему, характеризующую эффективность деятельности отдельных торговых предприятий, объединений, фирм и отрасли в целом.

Статистическое наблюдение в торговле базируется на сплошном документированном учете и обязательной для всех государственных и кооперативных торговых предприятий и организаций отчетности, а также широко применяемых единовременных выборочных обследованиях.

Статистическая сводка строится по принципу централизации: торговые предприятия представляют установленную отчетность непосредственно своей вышестоящей организации, которая, в свою очередь, направляет сводный отчет в свою вышестоящую организацию и т. д. Действующая статистическая отчетность обеспечивает все основные требования оперативной работы и научной разработки материалов для изучения процессов, происходящих в торговле. Однако статистическая отчетность не отражает в полной мере разносторонние процессы, происходящие в сфере товарного обращения, а также направления и факторы повышения эффективности торговли. Это вызывает необходимость проведения выборочных и сплошных обследований, которые позволяют получить подробную информацию для глубокого экономико-статистич ского анализа.

На пути своего движения к потребителю товары проходят ряд звеньев, например, из производства поступают на базу, с базы — на другую базу, расположенную в другом районе, затем — в магазин, откуда он будет продан населению. Таким образом, товар может быть продан несколько раз и каждая такая продажа отражается в учете. Следовательно, чем меньше звеньев проходит товарная масса, тем быстрее удовлетворяются потребности населения, тем меньше издержки обращения, т. е. все виды затрат по обслуживанию процесса товарооборота. В этом и заключается экономический смысл показателя звенности товаропродвижения — оптимальная величина которого равна 1, если между производством и торговлей существует прямая связь и товар, минуя различные торгово-складские звенья, поступает к потребителю.

Коэффициент звенности может быть выражен целым или дробным числом, так как он отражает среднее число звеньев, которое проходят различные товары, и исчисляется по формуле:

1. Коэффициент звенности без учета изменения товарных запасов:

Кзв=, где ВО – валовый товарооборот, ЧО – чистый товарооборот.

2. Коэффициент звенности с учетом изменения товарных запасов:

Кзв=ВО+(З10-З00)+(З1р З0р)/ЧО+(З1р-З0р), где З00 и З10— запасы товаров в оптовой сети на начало и конец периода; З0Р и З1Р— запасы товаров в розничной сети на начало и конец периода.

Для анализа динамики поставки широко используется индексный метод. Индексы позволяют не только дать обобщающую характеристику развития оптового товарооборота, но и отражают движение товаров в стоимостной форме с учетом фактически сложившейся структуры поставки. Подобная оценка соответствует экономическому содержанию оптового этапа товарного обращения.

Простое сопоставление поставки отчетного периода с поставкой базисного периода в ценах соответствующих лет выражается индексом рыночного фонда:

In=, где в числителе — поставка отчетного периода; а в знаменателе — поставка базисного периода.

Этот индекс хотя и имеет определенный экономический смысл, так как он показывает динамику стоимости рыночного фонда, все же не отвечает основной цели анализа: он не характеризует динамику поступления товарной массы в розничную торговлю. Необходимо исключить влияние возможного изменения цен, построив индекс рыночных фондов в сопоставимых ценах или иначе — индекс физического объема рыночных фондов:

In(q)= , где в числителе — условная поставка отчетного периода, выраженная в базисных ценах. Этот индекс уже действительно отражает изменение объема рыночных фондов, так как поставка базисного периода и поставка отчетного периода соизмерены по базисным ценам.

Однако этот индекс не универсален, его можно исчислить только в том случае, если статистика располагает данными о поставке товаров в натуральном выражении. Числитель индекса представляет собой произведение количества поставленных товаров (q1) на цены (ро). Но поставка продовольственных товаров учитывается в натуральных единицах, а поставка непродовольственных товаров (за некоторым исключением) — в стоимостных единицах. Поэтому для того чтобы построить индекс физического объема рыночных фондов непродовольственных фондов, необходимо пересчитать поставку отчетного периода в базисные цены. Такую операцию можно осуществить при помощи индивидуального (группового) индекса цен:

ip= .

1.3. Обзор ситуации в РФ и Брянской области по данным оптовой торговли

Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву, при том, что доля Москвы в розничной торговле только 23%. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к менее широкому ассортименту продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.

Развитие оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.

Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производ телей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транспортные издержки.

Наибольшими преимуществами в эпоху свободного развития торговли пользовались города, обладавшие инфраструктурой для выхода на зарубежные рынки. Санкт-Петербург – морской порт и первый город-миллионер перед финской границей. Владивосток – морской порт. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск – выход к Черному морю. Москва – «порт семи морей», хотя и не имела выхода никуда, но сложившаяся привычка тащить все сначала туда, а потом распределять по всей стране осталась со времен Союза, плюс международные авиапорты и «Аэрофлот».

Вот это и были основные точки для роста оптовой торговли, наиболее удобно расположенные по отношению к внешним рынкам. Дальний Восток пока остается особой территорией, где большинство машин ездят с правым рулем, а жители, говоря «на Западе», подразумевают в Москве и Петербурге.

В основном регион обслуживает транзитные потоки и пока является локальным рынком. Из Краснодара вышел крупнейший ритейлер продовольственного рынка – компания «Тандер». В Санкт-Петербурге родились сети: «Пятерочка», «О’Кей», «Лента», «Дикси», «Максидом», «Домовой», «Санта Хаус». В Калининграде выросли компании «Виктория» (супермаркеты «Виктория», дискаунтеры «Дешево», универсамы «Квартал»), «Вестер» (сейчас сеть представлена в Москве, Ярославле, Белгороде), «Алтын» (куплена в 2005г. «Седьмым Континентом»). В Москве родилось большинство крупных сетей России.

Близкое знакомство с соседними рынками Польши, Германии и прибалтийских стран подтолкнуло оптовиков к созданию собственных супермаркетов, а затем к их расширению до торговых сетей.

В результате уже в 2005г. на долю сетевиков в Калининграде приходилось более 90% всей розничной торговли. Из них 84% занимали три ведущих оператора: «Виктория», «Вектор» и «Автозапимпорт» с сетью «Алтын».

«Автозапимпорт» уже в 1997г. вышел в лидеры региона на рынке оптовых поставок, построив в Калининграде и области 15 складов и первый в городе крупный оптовый рынок, а затем несколько небольших магазинов под маркой «Алтын». Чуть позже в группе «Автозапимпорт» решили трансформировать оптовую торговлю в сеть супермаркетов. Таково типичное решение для многих торговцев тех времен.

Компания «Тандер» начала свою деятельность в 1994г. в Краснодаре как оптовый поставщик парфюмерии, косметики и бытовой химии. С 1996 по 1997г. она создала филиалы по всему югу России: Сочи, Ставрополь, Пятигорск, Волгоград, Новороссийск, Армавир, Саратов, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Компания прочно заняла место в десятке крупнейших российских фирм-дистрибьюторов парфюмерии, косметики и бытовой химии и приступила к освоению продовольственного сегмента рынка.

Созданная оптовая база позволила компании легко пережить кризис и, начав с 1998г. развивать розничную торговлю, уже в 2001г. стать крупнейшей розничной сетью по количеству магазинов. При этом дальнейшему развитию сети «Магнит» способствует наличие целых 6 распределительных центров суммарной площадью 66 тыс. м? (крупнейшая логистическая сеть среди торговых сетей России).

Сеть торговых комплексов «Лента» - одна из ведущих российских компаний, специализирующихся в сфере классической оптовой и розничной торговли по принципу самообслуживания, с этого и начинала свою деятельность. 25 октября 1993г. компания открыла первый магазин-склад в торговом формате cash&carry в Санкт-Петербурге на улице Замшина, где работало всего два кассовых аппарата. В первую очередь магазин-склад был рассчитан на оптового покупателя: владельцев кафе, ресторанов, мелкорозничных продавцов. Ассортимент состоял в основном из кондитерских изделий, алкогольной продукции, самых популярных сортов чая и кофе. С самого начала основным преимуществом «Ленты» были низкие цены.

За несколько лет бизнес компании значительно вырос, и уже в 1996-1997гг. было открыто два небольших магазина «Лента», более перспективных в плане своего местоположения: на Тихорецком и Ленинском проспектах. Магазин «Лента» на Тихорецком проспекте очень запомнился петербуржцам. Он быстро завоевал популярность не только у оптовых, но и у розничных покупателей.

Создатели компании «Лента» представили бизнес своего магазина в виде конвейерной ленты, когда все процессы четко налажены и в цепи взаимодействия нет лишних звеньев. В магазине ничто не должно способствовать удорожанию товара, поступающего напрямую от производителя или официального дистрибьютора. Именно в связи с таким представлением руководства о современной и эффективной торговле родилось название для магазинов «Лента».

В Петербурге «Лента» стала первой российской компанией, которая начала формировать культуру оптовой торговли по западным образцам. Все больше розничных покупателей приезжали в магазины, чтобы совершить оптовые закупки для дома и семьи. «Ленте» очень скоро вновь потребовалось расширение ассортимента и торговых площадей, и в 1999г. было принято решение о создании в Санкт-Петербурге сети принципиально новых торговых комплексов под брендом «Лента». Происходит реорганизация – старые магазины закрываются в пользу строительства первого торгового комплекса будущей сети «Лента», открытие которого состоялось 15 сентября 1999г. на проспекте Энергетиков. К этому времени в Петербурге у «Ленты» уже достаточно много постоянных покупателей, как оптовых, так и розничных. Открытие более просторного по сравнению с предыдущими магазинами торгового комплекса, расширение ассортимента и появление на полках непродовольственных товаров при сохранении самых низких цен по городу очень быстро прибавило популярности «Ленте» среди горожан. Реклама была не нужна, покупатели сами знали, где найти выгоду. Новый формат развивался дальше – следующие магазины открываются в 2001-2002г. В 2013 г. магащзин самообслуживания «Лента» был открыт в Брянске в торгово-развлекатель ом центре «Аэро Парк».

В Нижнем Новгороде на долю сетевой торговли уже в 2004г. приходилось примерно треть товарооборота. По уровню развития сетевой торговли город занимал на тот момент четвертое место в стране после Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Успех сетевой торговли обусловлен усилиями местных оптовиков, которые озаботились конкуренцией со стороны мелкооптовых рынков и начали обзаводиться розничными магазинами эконом-класса с умеренными ценами, но высоким оборотом. Не все местные компании смогли успешно развивать розничное направление. «Альянс» смог развить сеть дискаунтеров «Пятачок» и супермаркетов «Караван», став крупнейшим ритейлером Нижегородской области. У «Альянса» были амбициозные планы по развитию национальной розничной сети, с чем связана попытка привлечь финансирование от структур «Сибнефти».

Другие оптовые компании Нижнего Новгорода: «Сладкая жизнь», «Саюс», «Фрукты& продукты», ВКТ, «Медведь», торговый дом «Народный» продолжают поддерживать розничные направления для диверсификации своего бизнеса.

Рассмотрим динамику оптовой торговли в России за 2012-2014 гг (рис. 1).


Рис. 1. Динамика оборота оптовой торговли


В марте 2014г. оборот оптовой торговли составил 3861,0 млрд.рублей, или 95,6% к соответствующему месяцу предыдущего года. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 29,7% оборота оптовой торговли. Также оборот оптовой торговли на 79,8% формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 3082,7 млрд.рублей, или 96,5% к марту 2013 года.

В таблице 1 показана структура оборота оптовой торговли
по видам деятельности организаций оптовой торговли (без субъектов малого предпринимательства и организаций со средней численностью
работников до 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства)

Таблица 1

Структура оборота оптовой торговли
по видам деятельности организаций оптовой торговли


2014г.
март
2013г.
Организации, осуществляющие оптовую торговлю,
включая торговлю через агентов, кроме торговли
автотранспортными средствами и мотоциклами
в том числе осуществляющие оптовую торговлю:
через агентов (за вознаграждение или на договорной основе)
сельскохозяйственным сырьем и живыми животными
пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
из них:
мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы
молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами
алкогольными и другими напитками
табачными изделиями
непродовольственными потребительскими товарами
из них:
бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой
фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями
медицинской техники и ортопедическими изделиями
прочими непродовольственными потребительскими товарами
несельскохозяйственным промежуточными продуктами,
отходами и ломом
из них:
топливом
металлами и металлическими рудами
лесоматериалами, строительными материалами и
санитарно-техническим оборудованием
машинами и оборудованием
прочую



В I квартале 2014г. в обследовании конъюнктуры и деловой активности принимали участие руководители 3,2 тыс. организаций оптовой торговли, включая малые предприятия (без микропредприятий). Из них 78,9% считают, что экономическая ситуация I квартале 2014г. в оптовой торговле по сравнению с IV кварталом 2013г. улучшилась.

Рассмотрим динамику оборота оптовой торговли Брянска за 2013-2014 гг. (таблица 2).

Таблица 2

Динамика оборота оптовой торговли


млн. рублей
предыдущему месяцу
млн. рублей
месяцу
Январь
Февраль
Март
1 квартал
Апрель
Май
Июнь
Январь - июнь
Июль
Август
Сентябрь
Январь - сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь - декабрь
Январь
Февраль
Март
1 квартал
Апрель
Оборот оптовой торговли
В том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли
в % к
соответствующему периоду
предыдущего года
в % к
соответствующему периоду
предыдущего года
2013 год
118,6
114,0
100,0
100,9
94,9
95,9
103,3
102,8
117,6
119,7
103,8
105,6
109,4
111,3
106,9
107,6
122,9
119,9
114,6
112,9
112,1
111,8
110,4
110,3
118,3
117,0
117,7
110,4
112,5
111,4
111,9
111,0
2014 год
96,0
100,5
111,5
111,0
122,1
119,4
110,2
110,6
99,4
100,5



В январе - апреле 2014 года общий объем оборота оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 55469,3 миллиона рублей, что на 7,1 процента больше, чем в предыдущем году.

Оборот оптовой торговли в январе – апреле 2014 года на 86,9 процента формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 48190,8 миллиона рублей (на 7,7% больше, чем в январе-апреле 2013 года).




2. Статистический анализ оптовой торговли

2.1 Аналитическая сводка и группировка

Проведем группировку областей, входящих в ЦФО по количеству действующих организаций оптовой торговли. Для анализа будем использовать данные, представленные в табл. 3 (прил.1)

Таблица 3

Оборот оптовой торговли по субъектам Российской Федерации

Название области
Оборот оптовой торговли в млн. руб. за 2010 г.
Белгородская область
255524
Брянская область
105755
Владимирская область
131929
Воронежская область
250207
Ивановская область
96759
Калужская область
97496
Костромская область
58350
Курская область
97225
Липецкая область
176335
Орловская область
53251
Рязанская область
140287
Смоленская область
79172
Тамбовская область
100030
Тверская область
150161
Тульская область
139920
Ярославская область
194150



Сгруппируем районы ЦФО по объему оборотов оптовой торговли в 2012г. При этом создадим 4 группы так как N=16, то n=1+3,322log16=4, где n – число групп для группировки с равным интервалом.

Проведем ранжирование областей ЦФО по кол-ву объема оптовой торговли в 2010 г. (таблица 4).

Таблица 4

Ранжирование областей ЦФО по количеству объема оптовой торговли в 2010г по возрастанию

Название области
Оборот оптовой торговли в млн. руб.
Орловская область
53251
Костромская область
58350
Смоленская область
79172
Ивановская область
96759
Курская область
97225
Калужская область
97496
Тамбовская область
100030
Брянская область
105755
Владимирская область
131929
Тульская область
139920
Рязанская область
140287
Тверская область
150161
Липецкая область
176335
Ярославская область
194150
Воронежская область
250207
Белгородская область
255524



Проведем группировку количества объема оптовой торговли

Интервал определим следующим образом:

i=(255524-53251)/4=505 8

Получим следующие интервалы:

[53251;103819]; (103819;154387]; (154387;204955], (204955;255524]

Таблица 5

Группировка областей ЦФО по объему оборотов оптовой торговли в 2010г

Оборот розничной торговли
Число областей
Область
[53251;103819]
7
Орловская область
Костромская область
Смоленская область
Ивановская область
Курская область
Калужская область
Тамбовская область
(103819;154387]
5
Брянская область
Владимирская область
Тульская область
Рязанская область
Тверская область
(154387;204955]
2
Липецкая область
Ярославская область
(204955;255524]
2
Воронежская область
Белгородская область
Итого
16



Таким образом, наибольшее число областей имеют количество предприятий обрабатывающего производства в интервале [53251;103819].

2.2 Средние величины и показатели вариации по группировке оптовой торговли

Средняя величина – это обобщающая характеристика множества индивидуальных значений некоторого количественного признака. По таблице 2 в приложении.

При исчислении средней арифметической складываются значения всех вариантов, и эта сумма делится на число единиц (вариантов).

Средняя арифметическая простая применяется в том случае, когда данные не сгруппированы, а даны в виде перечня.

Для вычисления средней взвешенной воспользуемся следующей формулой:

где х – значения осредняемого признака;

- вес значения признака (частность, т.к. f – доля единиц с вариантой х в общем объеме совокупности.

Таблица 6

Вспомогательный расчет

Оборот оптовой торговли
Число областей
Середина интервала х
х*f
[53251;103819]
7
78535
549745
(103819;154387]
5
129103
645515
(154387;204955]
2
179671
359342
(204955;255524]
2
230239
460478
Итого
16
2015080



=2015080/16=125942, миллионов рублей.

Таким образом, в среднем в одной области ЦФО происходит оборот оптовой торговли в количестве 125942,5 миллионов рублей.

Далее определим моду, то есть наиболее часто встречающийся признак.

М0=хмо+h* ,

где Мо – мода;

хмо – нижнее значение модального интервала;

h – величина интервала;

Ммо – число наблюдений в модальном интервала;

Ммо-1 – число наблюдений в интервале, предшествующем модальному;

Ммо+1 - число наблюдений в интервале, следующим за модальным.

Наиболее часто повторяющееся значение признака – 7 находится в интервале [53251;103819], следовательно

Мо=53251+50568*7/(7+ -5)=92581,7 млн. рублей.

Медиана определяется по следующей формуле:

Ме=хме+hме ,

где Ме – медиана;

хме – нижняя граница медианного интервала;

- половина от общего числа наблюдений, которые используются в качестве весов в формулах расчета средней величины;

Мме – число наблюдений в медианном интервале;

- значение наблюдений в интервале, предшествующем медианному.

Определим медианный интервал. Для этого общее количество наблюдений разделим на 2:

16/2=8

Таблица 7

Определение медианного интервала

Оборот розничной торговли
Число областей
Накопленная сумма частот
[53251;103819]
7
7
(103819;154387]
5
12
(154387;204955]
2
14
(204955;255524]
2
16
Итого
16
-



Таким образом, медианным интервалом является интервал (103819;154387].

Ме=103819+50568*(8-7 /5=113932,6 млн. рублей.

Вывод: медиана равна 113932,6 млн. рублей, что значительно ниже среднего значения.

Таким образом, половина из областей ЦФО имеет оборот оптовой торговли больше 113932,6 млн. руб, другая половина областей - имеет оборот розничной торговли 113932,6 млн. рублей.

2.3. Показатели вариации оптовой торговли

Вариация представляет собой степень колеблемости признаков. Для характеристики вариации используют такие показатели, как среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Размах вариации можно определить следующим образом:

,

где R – размах вариации;

- максимальное значение варьирующего признака;

- минимальное значение варьирующего признака.

R=255524-53251=202273 млн. руб.

Недостатком данного показателя является то, что он определяется только двумя крайними значениями признака и не учитывает варьирование основной массы совокупности.

Таблица 8

Вспомогательный расчет


|
Области
Оборот розничной торговли
(х-
)?
Белгородская область
255524
15034315610,3
Брянская область
105755
737361439,4
Владимирская область
131929
961184,2
Воронежская область
250207
13758726965,8
Ивановская область
96759
1306851420,2
Калужская область
97496
1254108899,7
Костромская область
58350
5559104128,4
Курская область
97225
1273376403,4
Липецкая область
176335
1885782735,4
Орловская область
53251
6345460690,6
Рязанская область
140287
54428981,8
Смоленская область
79172
2887708158,8
Тамбовская область
100030
1081054944,4
Тверская область
150161
297617702,7
Тульская область
139920
49148512,4
Ярославская область
194150
3750411088,4
Итого
2126551
55276418866
Среднее значение
132909,43



Поэтому для характеристики колеблемости признака используются другие показатели.

Более строгими характеристиками являются показатели колеблемости относительно среднего значения уровня признака.

Простейший показатель этого типа – среднее линейное отклонение. Среднее линейное отклонение можно найти по следующей формуле:

,

где х – значение варьирующего признака;

- средняя арифметическая варьирующего признака.

n - численность исследуемой совокупности.

=752435,7/16=47027,2 млн. руб.

Дисперсию можно найти, используя следующую формулу:

=55276418866/16=3454776 79,13

Среднее квадратическое отклонение, показывающее на сколько в среднем фактические значения вариант отклоняются в ту или иную сторону от исчисленной средней, можно вычислить по формуле:



=58777,34 млн.руб.

Отношение среднего квадратического отклонения к средней называется коэффициентом вариации. Коэффициент вариации – относительная величина, выражаемая в процентах:

58777,34/132909,43*10 =44,22%

Значение коэффициента вариации больше 40%. Это свидетельствует о том, что исследуемая нами совокупность неоднородна, данные средние не надежны, колеблемость признака большая.

Коэффициент осцилляции:

*100%

vr=202273/132909,43*1 0=152,19%.

2.4. Выборочное наблюдение в оптовой торговле.

Определение предельной ошибки выборки оптовой торговли.

Статистика имеет дело с массовыми совокупностями, поэтому статистические исследования очень трудоемки. Следовательно, целесообразна замена сплошного наблюдения выборочным.

Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение единиц изучаемой совокупности отобранных случайным образом.

Целью выборочного наблюдения является получение обобщающих показателей генеральной совокупности на основе выборочных характеристик (средних и относительных).

С вероятностью 0,954 определим пределы, в которых находится розничная торговля.

Для определения предельной ошибки выборочной средней воспользуемся формулой:

,
где ?2 – дисперсия;
n – численность выборки, n=8обл.;
N – объем генеральной совокупности, N=83 обл.
Средний оборот оптовой торговли: млн.руб.
Таблица 9
Средний оборот оптовой торговли в субъектах РФ.
Субъект РФ
Оборот оптовой торговли

Белгородская область
255524
14129691764
Брянская область
105755
954848316,4
Владимирская область
131929
22340936,62
Воронежская область
250207
12893915900
Ивановская область
96759
1591740287
Калужская область
97496
1533475839
Костpомская область
58350
6131770124
Курская область
97225
1554773794
Итого:
1093245
38812556960



Для начала необходимо определить дисперсию:
.
Подсчитаем, чему равна предельная ошибка выборочной средней:

Следовательно, средний оборот оптовой торговли находится в пределах:


То есть с помощью выборочного наблюдения определяются пределы колебания среднего оборота оптовой торговли. Таким образом, с вероятностью 0,954 можно утверждать, что средний оборот торговли в 2010г. колеблется в пределах от 89827,1 до 183484,13 млн.руб.

2.5 Расчет показателей динамики продажи в организациях оптовой торговли стальных труб

Развитие общественных явлений во времени называется динамикой, а показатели, характеризующие это развитие, называются рядами динамики.

По приложению 2 рассчитаем показатели динамики.

Таблица 10

Динамика продажи в организациях оптовой торговли стальных труб за 2000-2012 гг.

Годы
Продано стальных труб (тыс. т.)
2000
1122
2005
3646
2010
2247
2011
4050
2012
3360
Итого
14422


Динамику продажи в организациях оптовой торговли стальных труб за 2000-2012 гг. представим на рис. 2

Рис. 2 Продажа стальных труб за 2000-2012 гг.

Средний уровень интервального ряда можно найти по следующей формуле:

14422/13=1109,4 тыс. т.

Таким образом, средняя продажа стальных труб составляет 1109,4 тыс. тонн.

Для определения тренда на основе таб. 10 применим метод аналитического выравнивания с применением уравнения . Расчеты необходимых величин произведем в табл.11

Таблица 11

Расчет величин для определения тренда.

2000
Год
Количество проданных стальных труб
yt
1122
1122
1685,1
3646
21876
2474,1
2247
24717
3263,1
4050
48600
3420,9
3360
43680
3578,7
14422
139995
14422



Самая простая математическая модель представляет собой линейное уравнение тренда вида y = bt + a. Чтобы найти параметры этой модели, воспользуемся методом наименьших квадратов. Система уравнений будет иметь следующий вид:

a0n + a1?t = ?y
a0?t + a1?t2 = ?y•t

Для наших данных система уравнений имеет вид:
5a0 + 43a1 = 14422
43a0 + 471a1 = 139995

Получаем a0 = 1527,3, a1 = 157,8. Тогда уравнение примет вид:

y = 157,8 t +1527,3.

2.6 Анализ промышленного производства с помощью индексного метода

Индексами называют сравнительные относительные величины, которые характеризуют изменение сложных социально-экономичес их показателей (показатели, состоящие из несуммируемых элементов) во времени, в пространстве, по сравнению с планом.

Существуют различные виды индексов:

    Индивидуальные индексы – индексы, которые характеризуют изменение только одного элемента совокупности. Индивидуальный индекс определяется путем сопоставления двух величин, характеризующих уровень за два периода.


    Общие (сводные) индексы – индексы, которые отражают изменение по всей совокупности элементов сложного явления.


Рассчитаем индивидуальные индексы оборота розничной торговли в табл. 12.

Таблица 12

Индексы физического объема оптовой продажи товаров

2011
Показатели
2010
Индивидуальные индекс физического объёма производства продукции,
iq=q1/q0·100 %
Мясо, включая мясо птицы и дичи
1639
141,06
Изделия колбасные
553
124,95
Консервы из мяса животных и птицы, млн. условных банок
142
91,55
Масло животное
78,9
106,97
Сыры
198
107,57
Молоко порошковое (сухое)
54,7
128,15
Масла растительные
1053
125,17
Сахар
2686
83,73
Кондитерские изделия
1390
98,2
Мука
606
114,36
Крупа
361
100,8
Изделия макаронные
159
102,52
Рыба и продукты рыбные переработанные (без рыбных консервов)
356
129,2
Водка и ликероводочные изделия, млн. дкл
222
90,5
Пиво, млн. дкл
133
96,24



Как видно из табл.11, объем оптовой продажи товаров повысился в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Снижение производства произошло по:

- Консервам из мяса животных и птицы – на 8,45%;

- сахару – на 16,27%;

- кондитерским изделиям – на 1,8%;

- водке и ликероводочным изделиям – на 9,5%;

- пиву – 3,8%.

Рассчитаем общие индексы оптовой торговли, данные для которых находятся в таб. 12.

Таблица 13

Стоимость и количество продукции

Товар
Количество товара (тыс. т.)
Цена товара
2011
2011
2012
Сахар
2249
56225
86576
Мука
693
13860
19975
Итого
2942
70085
106551



Рассчитаем индекс физического объёма реализации продукции, товара:

Значит, стоимость продукции в результате изменения объёмов продаж (физического объёма) увеличилась в 1,4 раза.

Рассчитаем индекс товарооборота:

Значит, стоимость продукции (товарооборот) в текущем периоде по сравнению с базисным увеличилась в 1,4 раза.

Рассчитаем индекс цен:

Вывод: товарооборот в отчетном периоде по сравнению с базисным под влиянием цен снизился на 0,3%.

2.7. Корреляционно-регрессио ный анализ

Формы проявления взаимосвязей весьма разнообразны. В качестве самых общих их видов выделяют функциональную (полную) и корреляционную (неполную) связи.

Корреляционная связь проявляется в среднем, для массовых наблюдений, когда заданным значениям зависимой переменной соответствует некоторый ряд вероятностных значений независимой переменной.

Наглядным изображением корреляционной таблицы служит корреляционное поле. Оно представляет собой график, где на оси абсцисс откладываются значения X, по оси ординат – Y, а точками показываются сочетания X и Y. По расположению точек можно судить о наличии связи.
Показатели тесноты связи дают возможность охарактеризовать зависимость вариации результативного признака от вариации признака-фактора.

Более совершенным показателем степени тесноты корреляционной связи является линейный коэффициент корреляции. При расчете этого показателя учитываются не только отклонения индивидуальных значений признака от средней, но и сама величина этих отклонений.

Ключевыми вопросами данной темы являются уравнения регрессионной связи между результативным признаком и объясняющей переменной, метод наименьших квадратов для оценки параметров регрессионной модели, анализ качества полученного уравнения регрессии, построение доверительных интервалов прогноза значений результативного признака по уравнению регрессии.

Предположим, что связь между признаками прямолинейная, т. е. , где х – индивидуальные значения факторного признака, у – индивидуальные значения результативного признака, а1 и а0 – параметры уравнения регрессии.

Определим параметры уравнения регрессии, подставив расчетные показатели в систему нормальных уравнений, полученную по методу наименьших квадратов:




Таблица 12

Исследование оптовой торговли бумаги и картона.

Торговля бумаги (тыс. т)
Торговля картона (тыс. т.)

2000
2005
2010
2011
2012
Итого:
В средем
Год
Расчётные показатели
х2



54756
2766,76
294,56
75625
8760,96
-7057,44
12544
4816,36
-5593,64
12100
5097,96
1028,16
30976
29,16
-19,44
186001
21471,2
-11347,8
33357,4
-0,56
1205,02


Определим параметры уравнения регрессии, подставив расчетные показатели в систему нормальных уравнений, полученную по методу наименьших квадратов:

Уравнение линии связи между х и у выглядит следующим образом: .

Рис. 3. Зависимость оптовой торговли бумаги и картона

Если связь линейная, то теснота связи оценивается линейным коэффициентом корреляции:


.
Так как , то между х и у существует тесная прямая связь.
Значимость коэффициентов простой линейной регрессии осуществляют с помощью t-критерия Стьюдента. При этом вычисляются расчетные значения t-критерия:
для параметра а0: ;
для параметра а1: ,
где – среднее квадратическое отклонение результативного признака у от теоретических значений:
;
р – среднее квадратическое отклонение факторного признака х от общей средней:
.
, .

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что между оптовой торговли бумаги и картона, существует достаточно тесная прямая связь. Иначе говоря, можно утверждать, что с точностью до случайных погрешностей величины X и Y одновременно возрастают.

2.8. Расчет относительных величин оптовой торговли

Относительный показатель – это результат деления одного абсолютного показателя на другой. Он выражает соотношение между количественными характеристиками социально-экономичес их процессов и явлений. Поэтому по отношению к абсолютным показателям относительные показатели являются производными, вторичными.
Относительная величина структуры (ОВС) характеризует структуру совокупности, определяет долю (удельный вес) части в общем объеме совокупности. ОВС рассчитывают как отношение объема части совокупности к абсолютной величине всей совокупности, определяя тем самым удельный вес части в общем объеме совокупности (%):

Таблица 13
Оборот оптовой торговли
2010
2011
2012
2013
Центральный федеральный округ
17548518
21825501
23667338
5065631,0
Белгородская область
255524
256186
294989
76017,4
Брянская область
105755
129241
144540
35188,7
Владимирская область
131929
152662
175862
26562,8
Воронежская область
250207
296226
384098
82994,1
Ивановская область
96759
117992
155213
38812,7
Калужская область
97496
95750
128739
23056,2
Костромская область
58350
75536
82606
14620,7
Курская область
97225
113430
144630
30391,9
Липецкая область
176335
202066
219254
41830,6
Московская область
3420876
4319577
3731253
409130,8
Орловская область
53251
59902
81267
22130,5
Рязанская область
140287
165548
198363
37594,9
Смоленская область
79172
107878
137937
31956,7
Тамбовская область
100030
84576
105816
21050,0
Тверская область
150161
135298
122162
21298,9
Тульская область
139920
176510
184569
34177,9
Ярославская область
194150
226760
270458
58026,5
г.Москва
12001090
15110363
17105581
4060789,8


Рассчитаем относительные показатели структуры по данным табл.13 Они характеризуют состав изучаемой совокупности, доли, удельные веса элементов совокупности в общем итоге и представляют собой отношение части единиц совокупности ко всей численности единиц совокупности.


,
,
.
Из расчетов можно сделать вывод, что оборот оптовой торговли в 2010г. в Брянской области по отношению к общему обороту в ЦФО за 4 года составляет 0,63%, в 2010г. составляет 0,6%, в 2011г. – 0,6%, в 2012г. – 0,6% и в 2013г. – 0,7%.

Относительная величина сравнения - соотношение одноименных абсолютных показателей, относящихся к разным объектам, но к одному и тому же времени.

На основе табл. 13 рассчитаем относительную величину сравнения:

Общий оборот оптовой торговли в 2012 г. составило: Воронежская область – 384098 млн. рублей, Орловская область –81267млн. рублей. При принятии за базу сравнения среднего получаем 24006:5079,2=4,7.

Это значит, что средний оборот оптовой торговли в Воронежской области в 4,7 раза больше, чем значение того же показателя по Орловской области.






3. Рекомендации по развитию оптовой торговли

Оптовая торговля является составляющей частью сферы обращения. Через нее осуществляется управление накоплением и перемещением товаров в пространстве и во времени, через нее проходят большая часть товарных ресурсов. Она является важным рычагом управления товарными ресурсами как по регионам, так и по товарным рынкам.

Теория доказывает, что любая форма посреднической деятельности направлена на формирование системы хозяйственных взаимоотношений между экономическими субъектами. Влияние оптовых посредников на распределение общественного продукта можно охарактеризовать следующими чертами.

Во-первых, роль посредников заключается в поиске новых и альтернативных поставщиков продукции. В свою очередь, развитие связей с поставщиками стимулирует на только рост объема производства, но и расширение ассортимента производимых товаров. Для товаропроизводителя углубление сотрудничества с посредниками означает расширение рынков сбыта.

Во-вторых, посредники выступают в роли экспертов по оценке состояния региональных рынков, исследуя новые и, расширяя старые рынки сбыта. Они предоставляют поставщикам информацию о реальном потребительском спросе, представляя при этом интересы потребителей. Такое двухстороннее представительство является отличительной чертой деятельности оптовых посредников.

Функции оптовой торговли на микроуровне:

1. Закупка товаров крупными партиями. Оптовик закупает товары большими количествами и крупными партиями. Для товаропроизводителя выгодно сбывать продукцию крупными партиями, так как вследствие этого происходит быстрее возмещение производственных затрат. Розничные предприятия из-за своей многочисленности и большей части небольших объемов оборота не в состоянии вступить в прямые договорные отношения с производственными предприятиями. К тому же большое количество покупателей приведет к измельчению поставок, ограниченности числа ассортиментных позиций в магазинах, к увеличению объемов договорно-претензион ой работы, к дублированию аналогичных функций всеми розничными предприятиями.

2. Преобразование промышленного ассортимента в торговый ассортимент товаров. Основная цель оптовой торговли состоит в собирании и накоплении продукции производственных предприятий, расположенных в разных районах страны, и в преобразовании ее из промышленного ассортимента в торговый, обеспечивающий широкий выбор разновидностей товаров для розничной торговой сети и совершению комплексной покупки. Необходимость такого преобразования обуславливается тем, что в целях снижения себестоимости производства и повышения его эффективности, промышленные предприятия специализируются на выпуске отдельных видов потребительских товаров в массовом количестве, тогда как торговые предприятия должны предлагать населению разнообразные товары для удовлетворения различных потребностей. Концентрация товаров в оптовой торговле и равномерное поступление их в розничную сеть снижает время пребывания товаров в сфере обращения и высвобождает значительные материальные, денежные и трудовые ресурсы.

Преобразованию промышленного ассортимента в торговый ассортимент способствует выполнение технологических и коммерческих операций на складе. Технология выполнения складских операций в оптовой торговле осуществляется с применением средств механизации и автоматизации. Концентрация производственных процессов в оптовой торговле способствует их автоматизации, внедрению современного оборудования, специализации работников на выполнении отдельных операций, улучшению условий хранения товаров, повышает оперативность и управление товарными ресурсами.

На оптовую торговлю возлагаются организационные и технологические операции по отборке, подготовке и доставке товаров в розничную сеть.

Предшествующей операцией является проверка качества поступающих товаров. Эта проверка имеет целью не допустить в розничную торговую сеть недоброкачественные товары и воздействовать на поставщиков, поставляющих товары низкого качества. Не принимая от поставщиков недоброкачественные и не пользующиеся спросом товары, опт становится барьером на пути этих товаров к потребителю.

Оптовые предприятия более эффективно выполняют подготовительные и транспортно-экспедиц онные операции по доставке товаров в сравнении с тем, если ими будет заниматься каждое розничное предприятие.

По расчетам специалистов, фасовка товаров в оптовой торговле в 2 раза экономичнее, чем в розничной торговле. Но еще более эффективна она на производственных предприятиях. Однако транспортировка фасованных товаров на дальние расстояния (свыше 100 км.) требует больше транспортных расходов, чем экономия, достигнутая на фасовке товаров. Поэтому товары, производимые в местах потребления, должны поставляться торговле в расфасованном виде, а поступающие по межрегиональным связям должны проходить процесс фасовки на складах оптовых предприятий.

3. Хранение товаров. Хранение продукции в виде товарных запасов, способствует снижению соответствующих издержек поставщиков и покупателей. Важной задачей является обеспечение оптимальных размеров запасов.

Особенностью развития системы оптовой торговли на современном этапе является то, что значительно расширились функции оптовой торговли. Помимо закупки, складирования, хранения, доработки и фасовки товарной продукции к ним добавились функции по оказанию информационных, рекламных, маркетинговых, консультационных и логистических услуг.

В наибольшей степени возросла роль оптовой торговли на макроуровне в плане обеспечения экономической интеграции субъектов Российской Федерации, поддержания стабильной ценовой ситуации на рынке, формирования и управления запасами, создания организованных каналов товародвижения и др.

В новых условиях хозяйствования существенно увеличилось число субъектов оптовой торговли, появилась потребность в ее организующих структурах – товарных биржах, оптовых продовольственных рынках, аукционах, ярмарках. Большое число структур занято в обслуживании ее участников. Это логистические центры, транспортно-экспедиц онные фирмы, рекламные агентства, информационно-маркети говые центры и др.

Особое место занимают структуры, регулирующие оптовую торговлю – службы стандартизации, сертификации, аккредитации, лицензирования и пр. Все они формируют целостную систему оптовой торговли

Мировая практика показывает, что четкое взаимодействие множества участников оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием требует обязательного регулирования, установления общих правил поведения всех структур, в отсутствие которых на рынке может сложится хаос.

Обслуживающие оптовую торговлю структуры:

• транспортно-экспедиц онные фирмы;

• логистические центры;

• информационно-маркети говые центры;

• рекламные агентства;

• страховые компании;

• финансово-кредитные организации;

• арбитражные суды;

• таможенные органы;

• органы статистики.

Переход к рыночной экономике повлек за собой существенные негативные изменения в оптовом торгово-посредническ м звене в системе продвижения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от производителя к потребителю.

Анализ этих изменений позволяет выделить среди основных из них такие как: разрыв устойчивых связей между участниками товародвижения и появление большого числа неорганизованных торгово-посредническ х структур, усиление роли зарубежных компаний на российском рынке и увеличение доли продаж по неорганизованным каналам, высокие трансакционные издержки и существенное снижение качества продукции.

Так, только в период с 2001 по 2010 гг. численность занятых в торговле возросла по стране на 28,2%, а их доля в общем числе занятых в экономике – с 15,4% до 21,4%. Объем товарооборота неорганизованными структурами оптовой торговли в России составляет более 50%, в то время как в развитых зарубежных странах этот показатель не превышает 10%.

Все это отражается на качестве поставляемых и потребляемых населением продуктов питания. До 35% отечественной и более 20% импортной рыбы и рыбопродуктов, более 65% маргарина и майонеза, виноградного и плодово-ягодного вина импортного производства было забраковано на отечественном рынке в 2008 г.; в процессе продвижения к потребителю продукция может перепродаваться три и более раза.

Выводы и предложения:

1. Важнейшим условием развития сельскохозяйственного производства и решения проблемы продовольственной безопасности является формирование эффективной системы оптовой торговли продовольственными товарами, которая основана на маркетинговых исследованиях рынка и использовании возможностей современных информационных технологий и логистики в сфере производства и обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2. Оптовая торговля продовольственными товарами, является важнейшим звеном в системе хозяйственных связей между участниками рынка в сфере производства и обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая способствует решению важнейшей проблемы отечественного товаропроизводителя – проблемы сбыта произведенной продукции по оптимальным ценам. Основной целью формирования эффективной системы оптовой торговли является снижение совокупных затрат в сфере обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для повышения конкурентоспособност отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

3. Анализ существующей системы функционирования продовольственного рынка и оптовой торговли продовольственными товарами в Москве свидетельствует о наличии огромных резервов для снижения издержек в этой сфере и расширения объемов поставок продовольствия из субъектов Российской Федерации. Необходимым условием реализации этой задачи является оптимизация товарных потоков, сокращение количества неорганизованных посредников и регулирование деятельности зарубежных торговых компаний на российском рынке.

4. Особенностью формирования системы оптовой торговли продовольственными товарами в России является то, что торговая инфраструктура за годы реформ создавалась в основном за счет средств иностранных и российских частных компаний без участия государства, что в конечном итоге привело к усилению влияния зарубежных торговых компаний на российском рынке, росту численности неорганизованных посредников и издержек в сфере обращения продукции АПК, а также проблеме сбыта продукции АПК через торговые сети этих компаний и снижению конкурентоспособност на внутреннем рынке.


и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.