Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Социально – политические меры социального обслуживания семьи и детей
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение
Сегодня семье, как никогда,
требуется социальная помощь и защита
государства ? не разовая, а постоянная,
гарантированная, адресная. Большую роль
в этом играет реализация государственной
семейной политики, в том числе система
организации территориальных служб и,
прежде всего, центров помощи семьи и детям,
что в целом составляет социальное обслуживание
семьи.
Социальное
обслуживание ? понятие в нашей жизни,
совсем недавно вошедшее в обиход. На первый
взгляд можно представить, что такое обслуживание
заключается в оказании натуральной и
материальной помощи. Однако под этим
мы понимаем повседневную социальную
работу с семьей, включающую все аспекты
социальной поддержки, реабилитации, адаптации,
защиты, а также активизацию потенциала
ее собственных возможностей выживания
в условиях дестабилизации общества.
Имеются данные, что бедность
и нищета затронули 60% населения, зарегистрированная
безработица — 13%, хотя на самом деле этот
показатель гораздо больше. Дело в том,
что уровень безработицы в России очень
«пестрый». Если в крупных городах эта
проблема еще более или менее решаема,
то в небольших городах люди практически
вообще не могут найти работу, особенно
молодежь. В настоящее время ликвидируются
те самые юридические кабинеты, консультации,
которые со времен советской власти существовали
в детских поликлиниках и родильных домах.
Это имеет непосредственное отношение
к деятельности в области охраны материнства
и детства, репродуктивного здоровья.
Уже не говоря о юридических знаниях населения
по вопросам получения пособий, квартир,
устройства на работу, взаимоотношений
с работодателями. Услуги же юридических
консультаций очень дороги и для многих
недоступны. Разрушение системы общественного
воспитания. Можно сейчас спорить о том,
хороша ли она была или плоха. Этот вопрос
можно рассматривать с двух сторон. С одной
стороны, это давало возможность женщине
и семье работать и зарабатывать деньги,
с другой стороны система общественного
воспитания фактически снимала ответственность
семьи за воспитание детей. У нас не были
приняты совместные отпуска, у нас никогда
родители не отдыхали вместе с детьми
в санаториях и домах отдыха, а муж и жена,
работая на разных предприятиях, а тем
более на одном, очень редко, могли получить
отпуск одновременно. В чем сложность ситуации сейчас.
В том, что в нашем обществе не сформированы
ценности семейного воспитания, мы не
привыкли к тому, что, прежде всего семья
отвечает за рождение и воспитание ребенка.
Мы все еще продолжаем на кого-то надеяться.
В обществе не утвердилось понимание того,
что дети нуждаются в индивидуальной любви.
А ее может дать ребенку только семья.
Многие родители сейчас просто не понимают
или не осознают своей личной ответственности
за воспитание детей.
По различным данным,
до 30% семей страдают от пьянства и алкоголизма
и 12—15% — от наркомании. В России есть
целые поселки и маленькие города, где
население пьет и употребляет наркотики,
не имея возможности получить работу.
Наконец то, о чем мы начали забывать —
социальные болезни: туберкулез, инфекционные
заболевания и инфекции, передаваемые
половым путем. Сегодня это стало тяжелейшей
проблемой. Низкий уровень здоровья, в
том числе репродуктивного, невозможность
получения адекватной медицинской помощи
— это тоже реалии нашей жизни.
Наша молодежь видит сцены насилия, затем
следуют сексуальные сцены, и на подсознательном
уровне формируется отношение к сексуальной
жизни, как к насилию и вообще к чему-то
просто отвратительному. Дети думают,
что по-другому и не живут.
Таким образом, мы видим,
что данная тема является актуальной
сегодня, ведь сейчас государство не дает
семье возможности реализовать свой репродуктивный
потенциал. Люди хотят иметь детей, но
не могут пока этого себе позволить, откладывают
на потом, прежде всего потому, что семья
с одним ребенком испытывает экономические
трудности, а с двумя и тремя нередко живет
за чертой бедности. Главная задача государства
в этих тяжелых условиях — сохранить репродуктивное
здоровье населения, тогда каждая семья
сможет иметь здоровых желанных детей
тогда, когда ее положение улучшится, и
она сочтет это возможным.
Объектом является учреждения социального обслуживания.
Предметом является семьи
и дети.
Целью работы
является рассмотрение проблем современной семьи
в России; а также рассмотрение социально
– политических мер социального обслуживания
семьи и детей и деятельности учреждений
социального обслуживания.
Исходя, из поставленных
целей мы можем выделить следующие задачи.
Задачи
курсовой работы:
- исследование проблем
семьи;
- анализ современного
состояния социальной защиты
семьи;
- изучение нормативно-правовой
базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий
социальной работы и социального
обслуживания семьи;
- изучение практической
социальной работы с семьей.
Глава 1 Общая характеристика
семьи и учреждений социального обслуживания
1.1 Положение современной
семьи в российском обществе
Положение семьи
в Российской Федерации в современных
условиях можно охарактеризовать как
кризисное. С переходом на рыночные отношения
в значительной степени снизился жизненный
уровень населения России. Особенно ухудшилось
материальное положение многодетных семей,
одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами,
студенческих семей. Практически все денежные
доходы указанных семей используются
на покупку продуктов, питания. Поэтому
помощь необходима сегодня, сейчас, когда
всем так трудно. Трудно по разным
причинам. Многие оказались в результате
реформ за той социальной чертой,
когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшей остротой возникли проблемы
лечения, образования детей, их отдыха.
Страшит потеря работы, от безработицы
не застрахован никто. Большую тревогу
вызывают преступность, падение нравов,
вседозволенность. Не у каждого
есть силы бороться с подобным злом.
Многие потеряли уверенность, надежду
на лучшие перемены. Важно знать: куда
можно обратиться со своими проблемами1.
Однако, важнейшим
и, пожалуй, одним из немногих ощутимых
уже сегодня позитивных итогов происходящих
в России бурных перемен является возвращение
человеку истинно человеческих ценностей.
Выходя на уровень человеческой цивилизации,
мы должны раз и навсегда отказаться от
грандиозных планов строительства воздушных
замков и начать с малого, т.е. возрождения
первоосновы человеческого общества —
семьи.
«Семья — это
основанная на браке или кровном семьи
родстве малая группа, члены которой объединены
совместным проживанием и ведением домашнего
хозяйства, эмоциональной связью, взаимными
обязанностями по отношению друг к другу».
Прежде всего,
следует обратить внимание на различие
понятий «семья» и «брак». Часто первое
- более широкое понятие - сводят ко
второму. Но семья ? это не только супружеские
отношения; при попытке дать определение
семьи необходимо рассматривать и вертикальные
связи, уходящие вглубь времен на несколько
поколений, и горизонтальные, т. е. отношения
между братьями, сестрами, зятьями, невестками,
деверями, золовками, шуринами, сватами.
К сожалению, не каждый человек сегодня
объяснит степень родства, стоящего за
этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми,
они вышли из речевого обихода, что в принципе
отражает реальность — обеднение семейных
и разрушение родственных связей. В семье
человеческая индивидуальность присоединяется
к культуре, в ней ребенок усваивает нормы
и правила человеческого поведения. Здесь
он приобщается к культуре, начиная с ее
элементарных продуктов — ложки и горшка,
а вместе с ними сказках о Белом бычке,
о Колобке. В семье человеческие ценности,
убеждения, идеалы превращаются в личностные
характеристики, формируют дальнейшие
жизненные поступки и поведение. Семье
принадлежат «монопольные» права и обязанности
на приобщение своего самого младшего
родственника к культуре, на его социализацию.
В то же время
каждая семья создает собственную культурную
среду в рамках общей культуры определенного
народа, конфессии, государства. Семья
придает своим членам, причем не, только
новорожденным, но и тем, кто, вступив в
брак, вливается в нее, известное своеобразие.
И потому «войти в семью» — означает принять
и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает
такой порядок, семья чаще всего отторгает2.
Семьей также
называется «социальный институт, то есть
устойчивая форма взаимоотношений между
людьми, в рамках которого осуществляется
основная часть повседневной жизни людей:
сексуальные отношения, деторождение
и первичная социализация детей, значительная
часть бытового ухода, образовательного
и медицинского обслуживания, особенно
по отношению к детям и лицам пожилого
возраста».
К основным
функциям семьи относятся: поддержание
биологической непрерывности благодаря
рождению детей и обеспечению биологического
существования (пищи, жилища, одежды); создание
культурной непрерывности, передача новым
поколениям общественного культурного
наследия; стабилизирование социальной
структуры с помощью своих детей определенным
социальным положением. Материальное
состояние, образование родителей во многом
определяют будущую карьеру детей; создание
эмоционального комфорта и безопасности
для своих членов, таким образом, предотвращают
дезинтеграцию личности.3
В Российской
Федерации насчитывается около 40 тыс.
семей. Наиболее распространенный тип
— нуклеарная семья (от лат. nucleus — ядро),
состоящая из одной пары родителей с детьми
или без детей. Нуклеарная семья может
быть полной или неполной, состоящей из
одного родителя с детьми. Таких семей
около 12%. Семья становится неполной либо
в результате развода, либо вдовства, либо
в результате рождения ребенка у не состоящей
в браке матери. В итоге всех этих причин
абсолютно преобладают неполные материнские
семьи (примерно 14 материнских на одну
неполную отцовскую семью). Если в семье
несколько семейных ядер (прародители,
их дети и внуки, либо семьи братьев или
сестер), она носит название расширенной.
Дети растут преимущественно в одно-двухдетных
семьях; многодетность на большинстве
территорий Российской Федерации фиксируется
при наличии трех и более детей, и всего
таких семей в стране чуть более трех миллионов.
Причем большинство из них — трех или
четырехдетные; семей, где детей семь и
более, всего доли процента4.
Существует
также типология социального риска, т.е.
выделение семей, где по объективным или
субъективным условиям социальное функционирование
затруднено, и они практически неизбежно
находятся в состоянии жизненного затруднения.
Это семьи: беженцев
и вынужденных переселенцев; малообеспеченные
семьи; семьи с избыточной иждивенческой
нагрузкой, т.е. многодетные пли имеющие
в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие
детей-инвалидов; неполные семьи; семьи
военнослужащих срочной службы. В последнее
время к ним прибавляются такие категории,
как семьи безработных; семьи военнослужащих;
семьи, проживающие в неблагополучных
регионах; семьи, связанные с предприятиями
и учреждениями, где не выплачивают заработную
плату.
Причины, вызывающие
дисфункцию семейных отношений, весьма
разнообразны. Экономические: прожиточный
уровень ниже черты бедности из-за избыточной
иждивенческой нагрузки на одного работающего
члена семьи (многодетные семьи, семьи,
в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды);
низкий уровень заработной платы или ее
невыплата; безработица; семьи пенсионеров,
последние даже при максимальном размере
пенсии остаются за чертой бедности. Асоциальные:
алкоголизм семьи или одного из ее членов,
наркомания, проституция. Психологически-этиче кие:
жестокость, агрессивность, грубость,
конфликтность, ревность, супружеская
неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность
характеров. Медицинские: хронические
инфекционные (например, туберкулез) и
венерические заболевания, психические
и сексуальные отклонения, импотенция5.
В человеческом
обществе семья является естественной
первичной ячейкой, важнейшей социальной
ценностью, фундаментальным институтом.
Семья - своеобразная система поддержки
прав каждого ее члена. Для выполнения
этих функций большое значение имеют семейные
и родственные связи, взаимодействие семейных
групп. Семья обеспечивает своим членам
экономическую, социальную и физическую
безопасность; заботу о малолетних, престарелых
и больных; условия для социализации детей
и молодежи.
Таким образом,
социальная защита семьи и детей сегодня
приобрела особую актуальность в связи
с динамичными процессами, происходящими
в обществе и связанными с его расслоением
и изменением статуса сложившихся ранее
социальных категорий населения. Это проявляется
в значительных масштабах обнищания семей
с детьми, снижением уровня здоровья, повышения
заболеваемости и смертности населения,
нарастающими депопуляционными тенденциями,
явлениями деградации и негативными изменениями
генофонда нации.
1.2 Понятие, принципы
и задачи социального обслуживания.
Современная
социально-экономиче кая, морально-психологиче кая
и духовная ситуация в России крайне противоречива
и многоаспектна имеет место нестабильность
в экономике, остро ощущается дефицит
Федерального бюджета практически не
снижается численность людей с доходом
ниже прожиточного минимума, усиливается
дифференциация населения по доходам,
повышается напряженность на рынке труда,
растет задолженность по выплате Зарплаты,
пенсии и социальных пособий, остро проявляются
тенденции Неблагополучия в том числе
социальной девиации.
Сложившаяся
ситуация требует от государства и неправительственных
(организаций, общественных объединений,
принятия адекватных мер прежде
всего в сфере развития системы социальной
защиты населения и обеспечения
социальной безопасности.6
В 90-е годы
одно из наиболее существенных тенденций
социальной, политики является становление
системы социального обслуживания, широкое
применение в работе с населением современных
технологий и методик. Социальное обслуживание
населения в одних работах рассматривается
как современная парадигма социальной
работы, в других - как высокоэффективная
социальная технология, позволяющая оказывать
результативную социальную поддержку
гражданам в условиях сложной социальной
экономической ситуации, объективно нарушающей
жизнедеятельность человека или социальной
группы в - третьих, как принципиально
важный сектор социальной сферы. Возможность
осуществления социального обслуживания
в условиях современной России становится
реальной и ощутимой по мере организации
и развития сети территориальных социальных
служб и быстрого формирования отрядов
профессиональных социальных работников
и других специалистов в сфере социальной
работы, социальной педагогике и психологии7.
Не во всех странах мира
социального обслуживания понимается
одинаково. Нередко в этот термин вкладывается
различное содержание. Например, в Финляндии
в « Закон о социальном обслуживании»
(1982) под социальным обслуживанием понимается
совокупность социальных услуг, поддержки
средствами к существованию, социальных
пособий и связанных с ними действий которые
призваны служить укреплению социальной
обеспеченности и способствовать развитию
отдельного человека, семьи, сообществу.
Состояние социального
обслуживания в России свидетельствует
о защите теоретического обоснования
сущности и содержания социального обслуживания
семьи, женщин и детей, других категорий
населения.
Целесообразно исходить
из того, что социальное обслуживание
населения система характеризуется не
просто суммой учреждений с динамикой
их развития на определенных территориях
Российской Федерации, а совокупность
составляющих как. Определенный порядок
взаимодействия органов и социального
обслуживания, межведомственная взаимосвязь,
исследовательные и обоснованные действия
всех учреждений, направленные на поддержку
различных слоев населения; форма организационной
деятельности учреждений социального
обслуживания, определенный способ устройства
региональной упорядоченной совокупности
учреждений, объединенных общими целями,
задачами, функциями; соотнесение усилий,
направленных на становление социальных
служб и полученных результатов социального
обслуживания, выражающихся, прежде всего
в степени удовлетворенности клиентов
социальных служб, эффективности социальных
услуг8.
Новое представление
о сущности социального обслуживания
населения внесли Федеральные законы
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации» и
«О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов», принятые в 1995 году.
В Федеральном законе
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации» в статье
1 подчеркивается, что социальное обслуживание
предоставляет собой деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицински ,
психолого-педагогич ских, социально
правовых услуг и материальной помощи,
в проведении социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Важную роль играют
статьи Закона, в которых раскрывается
основное содержания видов социального
обслуживания - материальная помощь социальное
обслуживание на дому, социальное обслуживание
в стационарных условиях, предоставления
временного приюта, организация дневного
пребывания в учреждениях социального
обслуживания, консультативная помощь,
социальный патронаж граждан и семей.
Предусмотрена возможность получения
достаточных для удовлетворения жизненных
основных потребностей социальных услуг,
которые получаются в федеральный и территориальный
перечень гарантированных государством
социальных услуг.
Социальное обслуживание
основывается на принципах: адресности,
совокупность, добровольность, гуманность,
приоритетность, предоставление социальных
услуг несовершеннолетним, пожилым людям
и инвалидам находящиеся в трудной жизненной
ситуации; конфиденциальность, соблюдение
прав человека и гражданина.
Понятие «социальное
обслуживание», как любой термин описывает
некоторый идеальный объект. С точки зрения
его системных свойств, он выступает как
множество подсистем и элементов. С формальной
точки зрения, социальное обслуживание
- это вид социальной деятельности, осуществляемый
главным образом через сеть социальных
служб, взаимодействующих между собой
во имя достижения промежуточных и конечных
целей предоставления клиентам социальных
услуг.
Впервые в отечественном
законодательстве сформулировано понятие
такого социально-значимого обстоятельства
как трудная жизненная ситуация. Трудная
жизненная ситуация - ситуация, объективно
нарушающая жизнедеятельность гражданина,
которую он не может преодолеть самостоятельно.
Причинами ее возникновения могут быть
самые различные обстоятельства: инвалидность,
преклонный возраст, болезнь, сиротство,
жестокое обращение в семье, безработица,
отсутствие определенного места жительства
и пр9.
Право на социальное обслуживание
имеют: граждане РФ; иностранцы и лица
без гражданства, если иное не установлено
международными договорами РФ.
Социальное обслуживание
основывается на следующих принципах:
Адресность, т.е. предоставление
персонифицировано конкретному лицу.
Работа по выявлению и созданию банка
данных таких лиц ведется местными органами
социальной защиты населения по месту
жительства инвалидов, престарелых, многодетных
и одиноких семей. Информацией о детях
сиротах, одиноких и многодетных семьях
располагают также органы народного образования;
о беженцах - миграционная служба, о лицах
без определенного места жительства -
органы внутренних дел и пр.
Доступность. Обеспечивается
возможность бесплатного и частично платного
получения социальных услуг, которые включены
в федеральный и территориальные перечни
гарантированных государством социальных
услуг. Их качество, объем, порядок и условия
оказания должны соответствовать государственным
стандартам, установленным Правительством
РФ. Сокращение их объёма на территориальном
уровне не допускается.
Добровольность. Социальное обслуживание
осуществляется на основании добровольного
обращения гражданина, его опекуна, попечителя,
другого законного представителя, органа
государственной власти, органа местного самоуправления
или общественного объединения. В любое
время гражданин может отказаться от получения
социальных услуг.
Гуманность. Граждане,
проживающие в стационарных учреждениях,
имеют право на свободу от наказаний. Не
допускаются в целях наказания или создания
удобств для персонала использование
лекарственных средств, средств физического
сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие
указанные нарушения, несут дисциплинарную,
административную или уголовную ответственность.
Конфиденциальность. Сведения личного
характера, ставшие известными работникам
учреждения социального обслуживания
при оказании социальных услуг, составляют
профессиональную тайну. Работники, виновные
в ее разглашении, несут установленную
законом ответственность и т.д10.
Таким образом, важнейшей задачей государства на современном
этапе является создание эффективной
системы социального обслуживания как
комплекса услуг различным категориям
населения, находящимся в зоне социального
риска. Социальное обслуживание призвано
помогать клиентам в решении возникших
у них социальных проблем по восстановлению
или усилению их способности в самообеспечении
и самообслуживании, создавать необходимые
условия для жизнеспособности лиц с ограниченными
возможностями. Основная цель формирования
этой системы - повышение уровня социальных
гарантий, оказание адресной помощи и
поддержки нетрудоспособным гражданам,
прежде всего на территориальном уровне
и с учетом новых социальных гарантий.
Глава 2 Социально – политические
меры социального обслуживания семьи
и детей
2.1 Структура учреждений социального
обслуживания семьи и детей
Социальное обслуживание семьи
и детей в настоящее время — это социальная
помощь и поддержка членов семьи, попавших
в трудную жизненную ситуацию, оказание
им комплекса социальных услуг и осуществление
их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача
системы социального обслуживания семьи
и детей — обеспечение реализации социальных
прав и гарантий семьи, решение возникающих
проблем посредством предоставления социально-правовых,
социально-медицинск х, социально-бытовых,
социально-педагогич ских услуг и консультаций. Социальное обслуживание семьи
и детей осуществляет разветвленная многоуровневая
система, состоящая из органов управления
и учреждений государственного и муниципального
секторов, учреждений социального обслуживания,
созданных общественными, благотворительными,
религиозными и другими организациями. В последние годы отмечен заметный
прогресс по развитию новых видов услуг,
созданию новых учреждений, надомных форм
обслуживания и т.д.11
Значительны
результаты деятельности учреждений по
реабилитации детей — дезадаптированных
сирот, детей-инвалидов и др. Наиболее
интенсивно развивается сеть центров
экстренной психологической помощи семье
и детям. Приоритет отдается созданию
территориальных центров социальной помощи
семье и детям. Эти центры характеризуются
многопрофильностью деятельности и комплексных
услуг. Развитию специализированных
учреждений (служб) для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
способствовал Указ Президента Российской
Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав». Этот документ определяет
систему мер профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
на федеральном и местном уровнях, способы
совершенствования и развития специализированных
учреждений образования, здравоохранения,
органов социальной защиты населения
и др. В то же время на сегодня недостаточно
удовлетворены потребности в социально-реабилитац онных
центрах для детей с ограниченными возможностями12.
В настоящее
время в Российской Федерации сложилось
и действует несколько моделей социального
обслуживания семьи и детей. Используя
критерий государственной поддержки и
финансирования, их можно классифицировать
следующим образом:
· государственные социальные
службы;
· смешанные службы;
· коммерческие службы, работающие
самостоятельно или при благотворительных
фондах, религиозных и общественных организациях13.
Преобладающая
модель государственной службы — территориальные
центры социальной помощи семье и детям.
В отличие от других учреждений социального
обслуживания эти центры, имеющие разнообразные
направления деятельности и предоставляющие
широкий спектр социальных услуг, могут
решить своими силами проблемы семьи,
оказать помощь в преодолении трудных
жизненных ситуаций в различных областях
жизни. Эта способность центра очень важна
и существенна, так как российская семья
сегодня сталкивается с множеством проблем,
которые не могут решить существующие
в пределах той или иной территории, функционирующие
социальные учреждения. Ежегодно перечень
государственных услуг утверждает Правительство
Российской Федерации; он является обязательным
для региональных органов власти и может
быть расширен за счет финансовых возможностей
местных органов власти. Этот перечень
включает в себя основные социальные услуги,
оказываемые семье и детям:
1) Социально-бытовые услуги,
материальная и натуральная помощь:
· срочное социальное обслуживание
и оказание срочной материальной помощи;
· содействие семьям, имеющим
детей, тяжелобольных, детей-инвалидов;
семьям и отдельным гражданам, испытывающим
затруднения в передвижении, нуждающимся
в постоянном уходе, доставке и приобретении
продуктов, приобретении медикаментов,
удовлетворении других насущных нужд
и т.д
2) Социально-правовые услуги:
· помощь в написании и оформлении
документов, связанных с защитой прав
и интересов клиентов, в том числе детей;
· содействие в предоставлении
социальных выплат;
· участие в правовой защите личностных
интересов детей.
3) Социально-реабилитац онные
услуги:
· организация «социального консилиума»
(психолого-медицинс о-педагогическое
обследование);
· составление индивидуальных
коррекционных программ.
4) Психологические услуги:
· психопрофилактика и психогигиена;
· психодиагностика и обследование
личности клиента;
· психотерапевтическая помощь
(индивидуальная, групповая, семейная)
и т.д.
5) Педагогические услуги:
· педагогическая помощь детям
в защите их интересов;
· консультативная помощь родителям
и детям и т.д.
6) Социально-медицински услуги:
• содействие
в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся
в этом, в том числе детей;
· организация консультирования
по проблемам планирования семьи, сексуальных
отношений и психосексуальных расстройств,
воспитания здорового образа жизни и т.д.
Все это еще раз
подтверждает сложность и значимость
проблем задач, которые решает система
социального обслуживания семьи и детей.
Совершенно очевидны и особенности системы:
большая номенклатура и масштабность
социальных услуг, оказание которых требует
большого профессионализма и такта во
взаимоотношениях между социальными работниками
и семей, детьми, менее всего Защищенными,
имеющими к тому же различные заболевания
и отличающимися асоциальным поведением.
Основная
задача работников службы — помочь члену
семьи (вне зависимости от возраста и социального
положения) осознать проблему, которая
мешает его нормальной жизнедеятельности,
посредством использования методов социально-психологич ской,
социально-педагогич ской, социально-экономичес ой
и других методов социальной работы. Критерием
эффективности здесь принято считать
степень реабилитации члена семьи, т.е.
восстановление его прежних способностей
к трудовой деятельности, возвращение
его в общество.
Говоря о модели функционирования
социальных служб при благотворительных
фондах, общественных и религиозных организациях,
отметим, что они не имеют четкой системы
территориальных служб и в силу этого
недостаточно изучены. Следует подчеркнуть, что сегодня
базовыми, типовыми моделями организации
социальной работы с семьей и детьми по
месту жительства (территориальными) являются
центры социального обслуживания и реабилитации
семьи и детей и районные социально-психологич ские
службы. Кроме того, имеется определенное
количество слабо взаимодействующих между
собой социальных служб (не всегда территориальных)
различной ведомственной принадлежности. Опыт деятельности служб по
месту жительства подтверждает тот факт,
что социальная работа по своей сути межведомственна
и требует правового оформления и организации
территориальных социальных служб, координации
деятельности органов социальной защиты,
здравоохранения, образования, культуры
и спорта, правоохранительных структур,
служб занятости14.
Таким образом,
в последние годы все больше учитываются
возможность и особенности территорий,
потребности и запросы семьи в тех или
иных услугах, поэтому все чаще во многих
уже существующих центрах, создаются отделения
дневного пребывания детей, реабилитационные
отделения для детей с ограниченными возможностями,
стационары, приюты, «телефоны доверия». В настоящее время в системе
органов социальной защиты населения
действует свыше 2000 учреждений, оказывающих
социальные услуги семье и детям.
2.2 Социально –
политические меры социального
обслуживания семьи и детей
Специфика осуществления
радикальных экономических реформ в России,
сопровождающаяся коренной ломкой социальной
инфраструктуры, привела к значительному
ухудшению положения семьи и детей, серьезным
деформациям в их жизнедеятельности. Резко
возросло число малообеспеченных семей,
семей с тревожными негативными нарушениями
в межличностных отношениях, семей с отрицательным
психологическим климатом, неблагоприятной
эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма
распространенными случаи жестокого обращения
с детьми, отчуждения между детьми и родителями,
разрыва связей между ними крайне отрицательно
повлияли на социальное благополучие
миллионов детей, их нравственное, психическое
и физическое здоровье.
В этих условиях
становление системы социального обслуживания
населения, прежде всего семьи и детей,
стало объективной необходимостью. Серьезным
импульсом ее поступательного развития
явилось принятие Федерального закона
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации», который
устанавливает основы правового регулирования
в области социального обслуживания, в
частности, право всех граждан на социальное
обслуживание в государственной системе
социальных служб по основным видам
помощи: материальная помощь, социальное
обслуживание на дому, социальное обслуживание
в стационарных, полустационарных и нестационарных
учреждениях, консультативная помощь,
реабилитационные услуги, услуги срочной
социальной помощи, которые предусмотрены
настоящим законом. Особую значимость
для семьи и детей имеет ст. 17 Федерального
закона, в которой в числе учреждений социального
обслуживания независимо от форм собственности
названы учреждения, непосредственно
предоставляющие этим категориям населения
социальные услуги - комплексные центры
социального обслуживания населения,
территориальные центры социальной помощи
семье и детям, центры социального обслуживания,
социально-реабилита ионные центры для
несовершеннолетних, центры помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, социальные
приюты для детей и подростков, центры
психолого-педагогич ской помощи, стационарные
учреждения для детей с ограниченными
возможностями, центры социальной взаимопомощи
и самопомощи. Федеральный закон устанавливает
полномочия, как федеральных органов государственной
власти, так и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в области социального обслуживания, что
позволяет осуществлять дальнейшую разработку
политики социального обслуживания
на всех уровнях государственной власти.
В частности, такой подход повышает роль
и ответственность субъектов Российской
Федерации в принятии соответствующих
решений и создании региональног и т.д.................