Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическая политика Свердловской области

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.12.2014. Год: 2014. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление



Введение



Свердловская область является крупнейшим промышленным регионом России. Порядка 40 % валового регионального продукта области составляет производственный комплекс, что на 10 % пунктов больше, чем в целом по стране. Поэтому темпы развития промышленности являются определяющими фактором для экономики развития всего региона в целом.

На сегодняшний день в регионе ведется активная политика, направленная на развитие Свердловской области и укреплений её позиций среди субъектов Российской Федерации.

Актуальность данной темы заключается в том что, одним из основных приоритетов экономической политики Свердловской области является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционной активности региона.

Целью данного исследования является: разработка путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области, а так же долгосрочного развития экономики региона

Для достижения этой цели разрешаются следующие задачи:

- дать характеристику региона

- рассмотреть угрозы, вызовы социально-экономиче кого развития Свердловской области

- рассмотреть сценарий развития Свердловской области до 2030 года

Проблема: усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы.

Объект исследования: Свердловская область.

Предмет: экономическая политика региона.

Методы исследования: статистические, функциональный анализ, графическое изображение, метод научной абстракции.

Данной проблеме уделил свое внимание президент России, разработав документ «О приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономичес ого развития РФ, основывающейся на действующей системе стратегических документов Свердловской области».






Характеристика региона


Свердловская область относится к числу динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. В регионе, расположенном на границе Европы и Азии, сосредоточены мощное промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал.

Площадь – 194,3 тыс. кв. км.

Численность населения на 01.01.2014 – 4320,7 тыс. человек.

Административный центр области – город Екатеринбург (население – 1445,7 тыс. человек); расстояние до Москвы 1667 км.

Регион входит в состав Уральского федерального округа.

Свердловская область является одним из крупнейших в России и мире регионов по величине разведанных и прогнозируемых запасов полезных ископаемых, что предопределяет интенсивное развитие целого ряда базовых отраслей промышленности (черной и цветной металлургии, строительной индустрии, химической, золотодобывающей, ювелирной промышленности и некоторых других).

Экономика Свердловская область вносит весомый вклад в суммарный валовой региональный продукт Российской Федерации ? 3%. По объему ВРП экономика Свердловской области – пятая среди субъектов РФ по итогам 2012 года.

К настоящему времени Свердловская область стала одним из крупнейших индустриальных регионов Российской Федерации. По общему объему валового регионального продукта область устойчиво входит в первую десятку регионов, на долю которых приходится более 55% объема суммарного ВРП России (55,2% за 2012 год по данным Росстата).

Ведущим сектором экономики Свердловской области является промышленность: здесь формируется более 30% валового регионального продукта области. Поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.

Региону удалось в относительно короткие сроки преодолеть последствия экономического кризиса 2008 ? 2009 годов и уже в 2010 году выйти на докризисный уровень 2007 года (диаграмма 1).

Темп роста физических объемов валового регионального продукта в 2010 году составил 100,9% к уровню 2007 года. 8 Диаграмма 1 – Динамика валового регионального продукта Свердловской области в 2007 – 2013 годах. После кризиса 2008-2009 годов и завершения периода восстановительного роста 2010-2012 годов наступил новый этап развития экономики Свердловской области, сопровождаемый замедлением темпов роста из-за возникшей паузы перед сменой модели развития.

Тем не менее, по большинству важнейших социально-экономичес их показателей развития Свердловская область в 2013 году сохранила свои позиции в первой десятке регионов Российской Федерации (таблица 1).


В Свердловской области реализуется комплекс целевых мер, направленных, в первую очередь, на качественное преобразование экономики: проведение структурных преобразований, увеличение удельного веса продукции высоких переделов, кадровое обеспечение экономического роста, техническая и технологическая модернизация производства, создание высокопроизводитель ых

рабочих мест, повышение конкурентоспособност выпускаемой продукции. С 2007 года произошли позитивные изменения в структуре валового регионального продукта Свердловской области. Она приблизилась к параметрам развитых стран: доля производства услуг увеличилась с 52,0% в 2007 году до 59,5% в 2012 году, а доля промышленности снизилась соответственно с 40,2% до 33% в 2012 году.

Доля промышленного производства в ВРП области снизилась с 40,2% в 2007 году до 33% в 2012 году. При этом промышленный комплекс продолжал занимать доминирующие позиции в экономике Свердловской области. В 2013 году на предприятия промышленного комплекса области приходилось 75,7% от общего объема отгруженной продукции крупных и средних организаций, 69,7% сальдированной прибыли, была обеспечена занятость 29,1% работающего населения.


Экономическая политика Свердловской области строится на сочетании крупного и малого бизнеса. Количество субъектов малого предпринимательства в Свердловской области увеличилось в 2013 году до 193 тысяч единиц.

Транспорт

Специфика области – «срединное» экономико-географич ское положение между европейской и азиатской частями страны. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений является развитие Свердловской области как крупного транспортно - логистического узла Российской Федерации.

Транспортная система Свердловской области имеет не только областное значение, но и обеспечивает своими услугами сопредельные территории и даже международные потребности (обеспечение связей Восток - Запад, Урал – Западная Сибирь, Средний Урал - Казахстан).

Через область выгодно проходят транзитные транспортные пути, которые идут из западной части России в азиатские районы, в том числе в нефтегазовые районы северной части Тюменской области (ХМАО и ЯНАО), а также пересекают область в меридиональном направлении – с севера (из Республики Коми, ХМАО и ЯНАО) на юг (на Южный Урал и далее в Казахстан и Среднюю Азию).

Транспортная система Свердловской области представлена всеми видами транспорта, кроме морского, и является одной из ведущих отраслей экономики региона. На долю транспорта приходится 10% валового регионального продукта. По сравнению с докризисным 2007 годом доля транспорта увеличилась на 2,7 процентного пункта (с 7,3% в 2007 году до 10,0% в 2012 году).

С каждым годом увеличивается удельный вес объема отгруженной продукции (работ, услуг) по крупным и средним предприятиям транспорта в общем объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий: с 6,9% в 2007 году до 10,3% в 2013 году.

Рынок труда

На рынке труда Свердловской области наблюдается стабильная ситуация, соответствующая основным тенденциям развития показателей рынка труда в целом в Российской Федерации.

Уровень зарегистрированной безработицы по итогам 2013 года по Свердловской области составил 1,2%, что на 0,1% ниже уровня 2012 года (на 01.01.2013 – 1,3%) и на 0,5% ниже уровня 2011 года (на 01.01.2012 – 1,7%).

По состоянию на 01 января 2014 года численность безработных, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в Свердловской области составила 27,2 тыс. человек, что на 3,5 тыс. человек ниже значения соответствующего периода 2013 года. Численность безработных (по методологии МОТ) в 2013 году составила 136,3 тыс. человек, что на 8,9% превышает значение показателя, зафиксированное в 2007 году (125,2 тыс. человек).

Численность экономически активного населения в 2013 году составила

2 309,0 тыс. человек (53,5% от общей численности постоянного населения), или 96,0% к уровню 2007 года. С каждым годом в регионе увеличивается удельный вес работников с высшим образованием в численности занятых в экономике. В 2013 году их доля составила 27,8%. В регионе растет количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями, что способствует снижению коэффициента напряженности (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, к числу вакантных рабочих мест).














Угрозы, вызовы социально - экономического развития Свердловской области, проявившиеся в 2009 – 2010 годах



1.Снижение доли промышленности в структуре экономики.

Ярко выраженный индустриальный характер экономики Свердловской области, высокая концентрация промышленного производства на территории региона обусловили резкий спад в экономике в 2008-2009 годах в результате экономического кризиса.

В 2009 году потери добавленной стоимости по сравнению с уровнем 2008 года составили 114,5 млрд. рублей, в основном за счет промышленности (почти 90 млрд. рублей). Доля промышленности в ВРП сократилась на 5,7 процентного пункта. Уровень спроса в инфраструктурном и потребительском секторах экономики определяется ситуацией в промышленности. Поэтому работа по структурному преобразованию экономики Свердловской области в целях повышения е? устойчивости к внешним и внутренним вызовам должна строиться на восстановлении и модернизации промышленного комплекса и сбалансированном развитии инфраструктурного и потребительского секторов.

2. Недостаточное развитие перерабатывающей промышленности и растущая продовольственная зависимость от поставок из других регионов.

3. Снижение производительности труда

В период экономического кризиса в Свердловской области существенно снизилась производительность труда в связи с тем, что в регионе искусственно поддерживался и сохранялся уровень занятых в промышленности. При этом объем производства, в самый неблагоприятный период, сохранялся лишь на треть. По итогам 2009 года производительность труда в экономике Свердловской области составила 403 тыс. рублей, в промышленности – 649 тыс. рублей. При этом уровень производительности в промышленности ведущих зарубежных стран на сегодняшний день составляет порядка 1500 тыс. рублей в экономике, 1780 тыс. рублей в промышленности. Для обеспечения роста производительности необходимо, помимо модернизации и увеличения объемов производства, оптимизировать численность занятых. При выходе на уровень производительности труда развитых стран, несмотря на снижение численности трудоспособного населения, неизбежен избыток трудовых ресурсов.

4. Замедление темпов роста доли субъектов малого предпринимательства, в обороте организаций и низкая эффективность малого предпринимательства.

В 2008-2009 годах замедлился рост доли субъектов малого предпринимательства в обороте организаций Свердловской области, в 2009 году она составила 45,4%, увеличившись к уровню 2008 года на 1,6 процентного пункта. При этом доля малых предприятий в обороте организаций области снизилась на 0,8 процентного пункта. Выработка на 1 работника по малым предприятиям в промышленности в 2,7 раза ниже, чем по кругу крупных и средних организаций. Низкая производительность труда, в том числе в сфере малого предпринимательства, приводит к неэффективной занятости и скрытой безработице. Повышение эффективности сферы малого предпринимательства возможно, в том числе, за счет повышения производительности труда и перехода индивидуальных предпринимателей и наемных работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, в малые и микро предприятия с показателями эффективности, соответствующие мировым стандартам.

5. Снижение объема инвестиций

Уровень инвестиционной активности не соответствует промышленному потенциалу и месту Свердловской области в экономике страны. В Свердловской области в 2008 году норма инвестиций (доля инвестиций в ВРП) составляла 25,5%. В 2009-2010 годах ситуацию осложнило негативное воздействие экономического кризиса на объемы финансирования и сроки реализации стратегических инвестиционных проектов на территории региона. Объем инвестиций в основной капитал в 2009 году сократился на 18,4% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах, тогда как валовой региональный продукт –только на 12%. Норма инвестиций составила 24%.Обеспечить среднегодовой темп роста ВРП на уровне 108-111% можно при норме инвестиций 35%. При этом необходимо учитывать, что увеличение нормы инвестиций сказывается на темпах развития экономики только через 3-5 лет.

6. Увеличение нагрузки на трудоспособное население

Демографическая ситуация в Свердловской области характеризуется старением населения. Учитывая сложившуюся половозрастную структуру населения, в прогнозном периоде снижение рождаемости на фоне активного выхода на пенсию приведет к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население.

7. Высокий уровень безработицы

Спад объемов производства в 2008-2009 годах обусловил резкий рост напряженности на рынке труда Свердловской области. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в начале 2009 года возросла до 93 тыс. человек, численность безработных по методологии МОТ– почти 200 тыс. человек.

Ситуацию удалось стабилизировать, однако на фоне снижения численности безработных остается значительной численность работающих в режиме неполной занятости, что снова выводит на первый план проблему скрытой безработицы.

8. Дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы

Работники, попавшие под сокращение в кризисный период, а это в основном работники крупных промышленных предприятий, не могут трудоустроиться в силу хронического дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, что требует дополнительных усилий по переобучению работников в соответствии с потребностями экономики.

9. Нарастание проблем в транспортном обслуживании

Высокая доля населенных пунктов, не имеющих регулярного транспортного сообщения с областным (муниципальным) центром (469 населенных пунктов области, преимущественно в восточных и северных районах, не имеют круглогодичного автодорожного сообщения).Увеличива щееся недофинансирование расходов по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог (недопустимый уровень эксплуатационного состояния имеют 3 870 км дорог (35,8%). На 1 января 2010 года в аварийном состоянии находились 157 км автодорог и 16 мостовых сооружений). Недостаточный уровень развития современной транспортно-логистич ской инфраструктуры, сдерживающий интеграцию области в федеральную и мировую транспортные системы (практическое отсутствие международных транспортных компаний и логистических операторов, низкий уровень информатизации транспортного комплекса области не позволяет бизнесу в полной мере применять современные методы логистического управления, передавать их на аутсорсинг).

10. Приостановление развития инновационной инфраструктурыНизкий уровень готовности к информационному обществу, использованию информационно-коммуник ционных технологий в государственном и муниципальном управлении. Недостаточный уровень развития инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в области (большое количество разрабатываемых нанотехнологий находятся на стадии экспериментальных образцов, прототипов или опытного производства).Недост точное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

11. Увеличение нагрузки на социальную сферу

Нарастание проблем в комплектовании медицинскими кадрами организаций здравоохранения первичного звена и труднодоступность получения высокотехнологичной медицинской помощи.Серьезную проблему представляет рост заболеваемости социально значимыми болезнями, в том числе ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, наркоманией. Уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией выше среднероссийского уровня в 2,5 раза, туберкулезом – на 45%, наркоманией - в 2,6 раза, что нельзя объяснить только хорошей выявляемостью заболеваний. Ситуация на территории Свердловской области усугубляется наличием большого количества учреждений уголовно-исправитель ой системы, в которых содержится значительное число инфицированных лиц (2 место в Российской Федерации по количеству заключенных и подследственных, 95-97% из них после освобождения продолжают жить на территории Свердловской области. На сегодняшний день в учреждениях уголовно-исполнител ной системы Свердловской области содержится 2446 человек больных активным туберкулезом, и 4 115 человек ВИЧ-инфицированных, из них с сочетанием ВИЧ-туберкулез - 416 человек).Рост нагрузки на детские дошкольные образовательные учреждения, который в среднесрочной перспективе обусловлен увеличением численности детей дошкольного возраста (число дошкольных образовательных учреждений на начало 2009 года составляло 1424 единицы, сократившись за 4 года на 83 единицы, количество мест в детских садах - 168,7 тыс. единиц. В этот же период существенно увеличилась рождаемость - количество родившихся возросло с 47,4 тыс. человек в 2004 году до 56,3 тыс. 2009 году, что обусловило рост численности детей дошкольного возраста). Высокий уровень объема неэффективных расходов в сфере образования, увеличение числа малокомплектных школ. Несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными

стандартами. Отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, невключ?нность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также информационного общества.

Отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование систем. Увеличение доли культурно-досуговых учреждений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, что снижает вовлеченность населения области в активную социально-культурную деятельность. Несоответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта, недостаточное привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение здоровья и физического развития населения. Низкая инвестиционная привлекательность туристского продукта Свердловской области. Отсутствие необходимой материальной и кадровой базы для предоставления всего комплекса социальных услуг населению, внедрения современных реабилитационных технологий, в том числе направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях содействия социальной адаптации и интеграции их в общество. Увеличение нагрузки на социальные объекты, обусловленное ростом численности населения старше трудоспособного возраста в силу сложившейся половозрастной структуры населения.

12. Недостаточные темпы повышения качества жизни населения

Резкое сокращение объема жилищного строительства наряду с необходимостью отселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье (по состоянию на 01.01.2010 г. более 1,8 млн.кв. метров общей площади жилья находится в ветхом и аварийном состоянии). Снижение платежеспособного спроса на жилье, низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов. Несоответствие современным требованиям большинства систем коммунального назначения в Свердловской области. Высокий износ основных средств в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, большие потери в коммунальной инфраструктуре, низкие теплотехнические свойства домов, что в свою очередь является свидетельством низкого уровня энергоэффективности. Отсутствие интереса у молод?жи к участию в общественно-политичес ой жизни общества, несоответствие потребностям страны жизненных установок молод?жи на здоровый образ жизни, рождение детей, продолжение своего рода. Недостаточный уровень профориентации и предпринимательской активности молод?жи (в Свердловской области уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 18-29 лет в июне 2010 года составлял 3,83%, или 45% от общего числа безработных). Негативное влияние экономической дезинтеграции, социальной дифференциации общества на общественное сознание отдельных социальных и возрастных групп населения области, снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном 18сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Состояние преступности остается сложным, а криминальная обстановка - одной из самых напряженных в Уральском регионе. Повышение антропогенной нагрузки на окружающую среду.



















Возможности социально-экономичес ого развития Свердловской области



1. Устранение многих ограничений в развитии экономики области, в первую очередь в части энергообеспечения и трудовых ресурсов.

2. Новые возможности для ускорения модернизации индустриального комплекса области, опережающего внедрения современных технологий, перехода на новый технологический уклад. Примером могут послужить уже реализуемые на территории Свердловской области проекты, такие как электросталеплавиль ый комплекс и финишный центр по производству и обработке труб нефтяного сортамента на Первоуральском новотрубном заводе, «Уральский электровоз» - серийное производство электровозов нового поколения, «Уральский лифт», а также сформировалась и устойчиво функционирует новая отрасль – производство медицинской техники.

3. Фонд реформирования ЖКХ

Большие объемы финансирования, полученные в 2009-2010 годах (около 10 млрд. рублей) позволили не только осуществить поддержку строительного сектора, но и устранить многие накопившиеся проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, и как следствие – создать предпосылки для решения вопросов жизнеобеспечения и улучшения качества жизни.

4. Новые возможности для международного сотрудничества

Проведенные подготовительные работы по приему стран ШОС (реконструкция аэропорта «Кольцово», развитие индустрии гостеприимства, деловой индустрии и т.д.) позволили не только успешно провести все мероприятия саммита, но и позиционировать Екатеринбург как площадку международного значения, способную обеспечить проведение форума глобального масштаба. В 2010 году город организовывал новую встречу на высшем уровне - визит канцлера Германии Ангелы Меркель и Президента России Дмитрия Медведева.

5. Федеральная поддержка моногородов

Предусмотренные меры дают дополнительный импульс не только для стабилизации обстановки в этих населенных пунктах, но и для повышения устойчивости экономического развития региона в целом.

6. Новые возможности для ускоренного развития малого бизнеса

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологи еские центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

7. Предпосылки для создания выставочных центров мирового уровня (Международный выставочный центр в рамках проекта комплексного освоения территории «Новокольцовский»). Опыт проведения международных выставок (Российская выставка вооружений в Нижнем Тагиле, выставка-форум промышленности и инноваций «Иннопром»).

8. Новая политика руководства Свердловской областиНазначение нового Губернатора Свердловской области, обновление Правительства Свердловской области, изменение форм и методов государственного управления, внедрение проектного метода дает возможность для успешной реализации задач долгосрочного социально-экономичес ого развития области, консолидации усилий федерального центра и регионального сообщества.




















Сценарии развития Свердловской области на период до 2030 года.



Формирование сценариев базировалось на Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратеги и социально - экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.

В обеих Стратегиях рассматриваются по три сценария развития:

1) стабилизационно - инерционный, определяющий в качестве основных тенденций модернизацию и технологическое обновление традиционных секторов экономики;

2) индустриально - модернизационный, предполагающий ускоренное развитие промышленного комплекса за счет привлечения инвестиций в высокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики;

3) инновационно - оптимистичный, предполагающий осуществление инновационных прорывов, формирование сектора "новой экономики". В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период

до 2020 года указаны 3 сценария:

1) инерционный, в рамках которого предполагается отсутствиемасштабных усилий со стороны государства, направленных на инновационноеразвитие, основной акцент делается на сохранение макроэкономическойст бильности;

2) догоняющего развития, предполагающий ориентацию экономического и промышленного секторов преимущественно на импорт технологий и локальное стимулирование развития российских разработок;

3) достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях, повышения государственного финансирования научных исследований и разработок, содействия в повышении коммерциализуемости разработок, формировании новых рынков.

Поскольку инерционный вариант развития в обоих вариантах предполагает сохранение существующих тенденций в области научно-технической и инновационной деятельности, заключающихся в оказании государственной поддержки, не требующей значительных финансовых затрат, сохранении низкого уровня спроса на инновационную продукцию со стороны частного сектора, результаты реализации данного варианта не могут соответствовать целям инновационного развития как в целом для российской экономики в долгосрочной перспективе, так и целям Стратегии социально-экономичес ого развития Свердловской области на период до 2030 года.

Поэтому для достижения поставленных в Стратегии целей были выделены два возможных сценария инновационного развития региона, базирующихся на активной роли правительства региона: модернизационный иинновационный.

Модернизационный сценарий

Модернизационный вариант инновационного развития Свердловской области предполагает активное развитие региональной экономики путем проведения модернизационной политики, направленной на технологическое перевооружение предприятий преимущественно за счет импорта технологий.

Основным направлением данного сценария является максимально возможное привлечение технологий мирового уровня. Одним из таких механизмов является трансфер технологий. В настоящее время в мировой практике трансфер технологий может осуществляться через несколько каналов:

1) привлечение прямых зарубежных инвестиций. В этом случае родительская фирма передает технологии дочерним компаниям, при этом осуществляется также передача ряда сопутствующих технологий, необходимых для поддержания работоспособности основной технологии;

2) лицензирование - является одним из наименее часто используемых механизмов. Тем не менее данный тип передачи технологий может явиться фактором, гарантирующим локальным производителям возможность перенять передовые технологии, поскольку для этого требуется определенный уровень технологического развития местных предприятий для запуска производства по лицензии;

3) импорт капитального оборудования. Данный вид трансфера технологий не требует высоких транзакционных издержек, как в случае с прямыми зарубежными инвестициями и лицензированием;

4) развитие способностей к локальной адаптации зарубежных технологий, что может быть достигнуто несколькими путями: посредством взаимодействия между фирмами, а также между фирмами и технологическими консультантами, специально нанятыми для адаптации новых технологий; посредством зарубежных стажировок и обучения национальных специалистов из развивающихся стран в развитых странах;

5) контракты. В этом случае иностранные покупатели передают локальным производителям технические требования к продукции и постпродажным услугам, которые им необходимы;

6) привлечение научно-исследовательских подразделений мировых высокотехнологичных производителей. Собственные научно- исследовательские подразделения фирм и других институтов являются еще одним механизмом адаптации зарубежных технологий.

Указанный вариант развития модернизационного сценария в регионе имеет ряд преимуществ, характерных также для сценария догоняющего развития в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года:

1) привлекаются, как правило, хорошо отработанные технологии, что снижает инновационные риски;

2) значительно сокращаются сроки реализации проекта, поскольку исключаются этапы жизненного цикла инноваций, связанные с выполнением фундаментальных и прикладных исследований;

3) технологическое перевооружение в традиционных сферах экономики региона может дать толчок развитию новых технологий и оказанию сопутствующих услуг.

Для реализации модернизационного сценария должны быть выполнены следующие важнейшие условия:

1) формирование благоприятного инвестиционного климата и создание комфортных условий (инфраструктуры) для ведения бизнеса в регионе, позволяющих активно и эффективно привлекать зарубежные производственные компании и R&D-центры на территорию Свердловской области;


и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.