Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Типичные положительные психические состояния человека
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............3
Глава
первая
Типичные положительные
психические состояния человека………………...5
Глава вторая
Отрицательные психические состояния………....8
Глава третья
Причины психических
состояний………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………...15
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………..…...16
ВВЕДЕНИЕ
Психические состояния представляют
собой целостные характеристики психической
деятельности за определенный период
времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь
человека в его отношениях с людьми, обществом
и т.д. В любом психическом состоянии можно
выделить три общих измерения: мотивационно-побудите ьное,
эмоционально-оценоч ое и активационно-энергети еское
(определяющим выступает первое измерение).
Наряду с психическими состояниями
отдельного человека существуют и «массовидные»
состояния, то есть психические состояния
отдельных общностей людей (микро - и макрогрупп, народов, обществ).
В социологической и социально-психологич ской
литературе специально рассматриваются
два вида таких состояний - общественное
мнение и общественное настроение.
Психические состояния человеческих
общностей характеризуются целым рядом признаков, не свойственных
вообще или свойственных в меньшей степени
состояниям индивида; массовидность; ярко
выраженный социальный характер; большая
политическая значимость в жизни общества;
«заразительность», то есть способность
к быстрой иррадиации (распространению);
«эффект группы», то есть увеличение силы
и значения состояний людской общности;
информативность, тенденция к закреплению.
Психические состояния человека
характеризуются целостностью, подвижностью
и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами
и свойствами личности, индивидуальным
своеобразием и типичностью, крайним многообразием,
полярностью.
Каждому психическому состоянию
человека соответствует противоположное
состояние (уверенность - неуверенность,
активность - пассивность, фрустрация -
толерантность и т. д.).
В зависимости от влияния на
личность, психические состояния человека
делятся на: положительные и отрицательные,
стенические и астенические.
Возникновение и протекание
психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических
и нейрофизиологических качеств, предшествующих
психических состояний, жизненного опыта,
(в том числе профессионального), возраста,
физического состояния, конкретной ситуации
и т.д.
Однако можно выделить типичные
положительные и отрицательные психические
состояния, свойственные большинству
людей, как в повседневной жизни (любовь,
счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной
деятельности. Сюда следует отнести психические
состояния профессиональной пригодности,
осознания значимости своей профессии,
состояние радости от успехов в работе,
состояние волевой активности и т. д.
1 ТИПИЧНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Типично положительными состояниями
повседневной жизни являются радость,
счастье, любовь и многие другие
состояния, имеющие яркую положительную
окраску. Они характеризуются улыбкой
на лице, удовольствием от общения с другими
людьми, ощущением принятия окружающими,
уверенностью в себе и спокойствием, ощущением
способности справиться с жизненными
проблемами. Аргайл и др. выделили 3 группы
факторов положительных эмоциональных
состояний, такие как полнота переживаний
и их глубина; успех; чувство привязанности
к людям. Полнота переживаний имеет много
общего с "пиковыми переживаниями"
или "моментами наиболее полного ощущения
счастья и самореализации" (Маслоу).
Это состояние характеризуется как полная
вовлеченность, погруженность в какую-либо
деятельность - трудовую или досуговую.
Источником этой вовлеченности является
равновесие между сложностью деятельности
и умениями человека. Если проблема, которую
предстоит решить, слишком сложна, появляется
чувство беспокойства, если слишком проста,
то чувство скуки.
Положительно окрашенное эмоциональное
состояние влияет на протекание практически
всех психических процессов и поведение
человека. Так, если в момент заучивания
испытуемые находились в состоянии удовольствия,
радости, то доля последующего воспроизведения
заученных слов составляла 78%, если же
в состоянии подавленности, депрессии,
то только 34%. Известно, что успех в решении
интеллектуального теста положительно
влияет на успешность решения последующих
заданий, неуспех - отрицательно. Стимулирование
положительных эмоций приводит к оригинальным
и разнообразным словесным ассоциациям,
способствует творческой отдаче и благоприятно
влияет на решение задач. Многие эксперименты
показали, что счастливые люди проявляют
большую готовность прийти на помощь другим.
Так, в одном из экспериментов 47% испытуемых,
положительно окрашенные, эмоциональные
состояния которых были вызваны воспоминаниями
о счастливых эпизодах их жизни, с готовностью
согласились сдать свою кровь, в то время
как в контрольной группе на это согласились
лишь 17%. Многие исследования свидетельствуют
о том, что люди, находящиеся в хорошем
расположении духа, склонны более положительно
оценивать свое окружение (Аргайл).
Радость — одна из основных
положительных эмоций человека, внутреннее
чувство удовлетворения, удовольствия
и счастья. Является положительной внутренней
мотивацией человека. Радость считается противоположной
грусти, печали. Радость может отделяться
от удовлетворения и удовольствия и даже
противопоставляться им. Радость, как
более «высокое» чувство, в противопоставлении
«душа» — «тело» связывается с душой,
а удовольствие, как всего лишь «ощущение,
реакция» — с телом.
Счастье — психологическое
состояние, при котором человек испытывает
удовлетворенность собственным бытием,
внутренняя гармония. Разделяются: эпизодическая
удовлетворенность по случаю конкретных
событий жизни и интегральная характеристика того, насколько
удовлетворение данной актуализированной
потребности не противоречит возможности
удовлетворить другие потребности. [Каретко
М.А. О счастье. 1992. №1. С. 186]
Любовь — чувство, свойственное
человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку
или объекту.
Способность к любви у высших
животных может проявляться в форме привязанности,
сложных взаимоотношений социального
типа внутри группы, но в полной мере она
спорна и пока не подтверждена.
Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой
культуре и искусстве. Рассуждения о любви
и её анализ как явления восходят к древнейшим
философским системам и литературным
памятникам, известным человеку.
Любовь рассматривается также
как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного
избирательного чувства, направленного
на предмет любви.
В учебной и профессиональной
деятельности положительными психическими
состояниями являются: профессиональная
заинтересованность, творческое вдохновение
и решительность.
Профессиональная заинтересованность
? психическое состояние, для которого
характерны: осознание значимости профессиональной
деятельности; стремление больше узнать
о ней и активно действовать в ее области;
концентрация внимания на круге объектов,
связанных с данной областью, и при этом
указанные объекты начинают занимать
господствующее положение в сознании
специалиста.
Творческое вдохновение ? психическое
состояние, выражающееся в творческом
подъеме; обострении восприятия; повышении
способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания
мощи воображения; возникновении целого
ряда комбинаций оригинальных впечатлений
и т. [http://5ballov.qip.ru]
Решительность ? психическое
состояние готовности быстро принять
решение и привести его в исполнение. Однако
решительность ? это ни в коем
случае не спешка, торопливость, необдуманность,
излишняя самоуверенность. Необходимыми
условиями решительности являются широта
мышления, проницательность, мужество,
большой жизненный и профессиональный
опыт, знания, планомерность работы. Поспешная
же «решительность», как и нерешительность,
то есть психическое состояние, характеризуемое
недостатком психологической готовности
принять решение и ведущее к необоснованной
отсрочке или невыполнению действий, чреваты
неблагоприятными последствиями и не
раз приводили к жизненным, в том числе
и профессиональным, ошибкам.
Таким образом, мы видим, что
стенические психические состояния сопровождаются
положительными эмоциями, характеризуются
повышением жизнедеятельности (возникает
состояние возбуждения, радостного волнения,
подъёма, бодрости). При переживании дыхание
становится глубоким и лёгким, сердце
работает энергичнее, в глазах появляется
блеск, корпус выпрямляется, организм
мобилизуется для выполнения действий,
требующих затраты большей, чем обычно
энергии. Они активны, переживаются с положительным
эмоциональным тоном, уверенностью и хорошим
расположением духа. Человек полон сил
и готов прийти на помощь другому.
2 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ
СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Наряду с положительными (стеническими)
состояниями у человека в процессе его
жизнедеятельности могут возникать и
отрицательные (астенические). Например,
нерешительность появляется не только
при отсутствии самостоятельности, уверенности
в себе, но и из-за новизны, неясности, запутанности
той или иной жизненной ситуации. Экстремальные
условия приводят к состояниям психической
напряженности.
Психологи также говорят о состоянии
сугубо операционной (операторной, деловой)
напряженности, которая возникает в результате
сложности выполняемой деятельности (это
трудности сенсорного различения, состояния
бдительности, сложность зрительно-двигательн й
координации, интеллектуальная нагрузка
и т. д.), и эмоциональной напряженности,
вызванной эмоциональными экстремальными
условиями (работой с людьми, в том числе
с больными, правонарушителями и т. д.).
Необходимо также отметить,
что решение сложных мыслительных задач
вообще невозможно без определённого
эмоционального напряжения. Эмоциональное
напряжение является необходимым условием
продуктивной интеллектуальной деятельности
т. к. сознательной оценке всегда предшествует
эмоциональная, выполняющая функцию предварительного
отбора гипотез. «Эмоциональное решение»
значительно опережает интеллектуальное
решение, выступая как эмоциональное предвосхищение
нахождения основного принципа решения
задач.
Выступая против ошибочных
вербальных (словесных) оценок, эмоции
могут выполнять положительную функцию
«коррекции» поисковой деятельности,
приводящей к объективно верным результатам.
Предварительное эмоциональное
переживание ситуации позволяет человеку:
а) почувствовать, что выполняемая
им деятельность является «его деятельностью»;
б) как бы дистанционно оценивать
условия протекания планируемой деятельности,
т.е. осуществлять так называемое предварительное
«эмоциональное планирование».
Здесь даже отрицательные эмоции
могут выполнять положительную роль в
связи с тем, что происходит взаимодействие
«интеллектуальных» (эмоциональная активизация,
являющаяся продуктом интеллектуального
процесса) и «ситуативных» (эмоциональная
активация, порождаемая общей ситуацией,
в которой протекает интеллектуальный
процесс) эмоции.
Стресс ? неспецифический ответ
организма на любое предъявленное ему
требование (Селье). По физиологической
сути стресс понимается как адаптационный
процесс, целью которого является сохранение
морфофункциональног единства организма
и обеспечение оптимальных возможностей
для удовлетворения имеющихся потребностей.
Под неспецифическим ответом Селье понимал
стереотипный ответ организма, независимый
от природы раздражителя. Лазарус разводит
понятия физиологического и психологического
стресса. Они отличаются по особенностям
стимула, механизму возникновения и характеру
ответной реакции. Физиологический стресс
характеризуется нарушением гомеостаза,
он вызывается непосредственным действием
неблагоприятного фактора на организм
(например, погружение в ледяную воду,
перегрев организма и пр.). Восстановление
гомеостатических функций обеспечивается
висцеральными и нейрогуморальными механизмами,
которые обусловливают стереотипный характер
реакций, однозначно обусловленных характером
стрессора. Поэтому при физиологическом
стрессе реакции стереотипны и предсказуемы.
Иначе обстоит дело при психологическом
стрессе. Анализ психологического стресса
требует учета таких факторов, как значимость
ситуации для субъекта, интеллектуальные
процессы, личностные особенности. Поэтому
при психологическом стрессе реакции
индивидуальны и не всегда предсказуемы.
"...Решающим фактором, определяющим
механизмы формирования психических состояний,
отражающим процесс адаптации к сложным
условиям у человека, является не столько
объективная сущность "опасности" ,
"сложности&quo ;, "трудности" ситуации,
сколько ее субъективная, личная оценка
человеком" (Немчин).
Любая нормальная деятельность
человека может вызвать значительный
стресс, не причинив при этом вреда организму.
Более того, умеренный стресс (состояния
нервно-психического напряжения I, II и
отчасти III уровня) мобилизуют защитные
силы организма и, как было показано в
ряде исследований, оказывают тренирующий
эффект, переводя организм на новый уровень
адаптации. Вредоносным является дистресс,
или вредный стресс, по терминологии Селье.
Состояние психоэмоциональной напряженности,
психоэмоционального стресса, фрустрации,
аффекта можно отнести к дистрессовым
состояниям.
Фрустрация – психическое состояние,
возникающее в случае, когда человек на
пути к достижению цели сталкивается с
препятствиями, которые реально непреодолимы
или воспринимаются им как непреодолимые.
В ситуациях фрустрации происходит резкое
повышение активации подкорковых образований,
возникает сильный эмоциональный дискомфорт.
При высокой толерантности (устойчивости)
по отношению к фрустраторам поведение
человека остается в пределах адаптивной
нормы, человек демонстрирует конструктивное,
разрешающее ситуацию поведение. При низкой
толерантности могут проявляться различные
формы неконструктивного поведения. Наиболее
частой реакцией является агрессия, которая
имеет разное направление. Агрессия, направленная
на внешние объекты: словесный отпор, обвинения,
оскорбление, физические нападки на человека,
который вызвал фрустрацию. Агрессия,
направленная на себя: самообвинение,
самобичевание, чувство вины. Может происходить
смещение агрессии на других лиц или на
неодушевленные предметы, тогда человек
"выливает свой гнев" на ни в чем не
повинных членов семьи или бьет посуду.
Состояние тревоги возникает
в ситуациях неопределенности, когда характер
или время возникновения угрозы не поддается
предсказанию. Тревога - сигнал опасности,
которая еще не реализована. Состояние тревоги
переживается как чувство диффузного
опасения, как неопределенное беспокойство
- "свободноплаваю ая тревога". Тревога
изменяет характер поведения, ведет к
усилению поведенческой активности, побуждает
к более интенсивным и целенаправленным
усилиям и тем самым выполняет адаптивную
функцию. Однако в случае, если интенсивность
и длительность тревоги неадекватны ситуации,
это препятствует формированию адаптивного
поведения и ведет к нарушениям поведенческой
интеграции, а иногда и к клинически выраженным
нарушениям психики и поведения. При изучении
тревоги выделяют тревогу, как личностную
черту, обусловливающую готовность к тревожным
реакциям, проявляющимся в неуверенности
в будущем, и актуальную тревогу, входящую
в структуру психического состояния в
данный конкретный момент (Спилбергер,
Ханин). Березин, основываясь на экспериментальных
исследованиях и клинических наблюдениях,
развивает представление о существовании
тревожного ряда. Этот ряд включает в себя
следующие аффективные феномены.
1. Ощущение внутренней
напряженности. Создавая напряженность,
настороженность, этот уровень тревоги
имеет наиболее адаптивное значение,
поскольку включает механизмы
адаптации, модифицирует активность
личности и не сопровождается
нарушениями интеграции поведения.
2. Гиперестезические реакции.
При нарастании тревоги ранее
нейтральные стимулы приобретают
значимость, им придается отрицательная
эмоциональная окраска, утрачивается
дифференциация значимых и незначимых
стимулов, в результате чего множество
событий внешней среды становятся
значимыми для субъекта, а это, в свою очередь,
еще больше усиливает тревогу).
3. Собственно тревога
характеризуется появлением ощущения
неопределенной угрозы, неясной
опасности. Признаком тревоги является
невозможность определить характер угрозы и предсказать
время ее возникновения. Неосознаваемость
причин, вызвавших тревогу, может быть
связана с отсутствием или бедностью информации,
с неадекватностью ее логической переработки
или неосознаванием факторов, вызывающих
тревогу.
4. Страх. Неосознаваемость причин
тревоги, отсутствие ее связи с объектом
делают невозможным организацию деятельности
по устранению или предотвращению угрозы.
В результате неопределенная угроза начинает
конкретизироваться, происходит смещение
тревоги к конкретным объектам, которые
начинают расцениваться как угрожающие,
хотя это может и не соответствовать действительности.
Такая конкретизированная тревога представляет
собой страх.
5. Ощущение неотвратимости
надвигающейся катастрофы, нарастание
интенсивности тревоги приводит субъекта к представлению
о невозможности избежать угрозы. А это
вызывает потребность в двигательной
разрядке, которая проявляется в следующем
шестом феномене - тревожно-боязливом
возбуждении, на этой стадии дезорганизация
поведения достигает максимума, возможность
целенаправленной деятельности исчезает.
Все эти феномены проявляются
по-разному в зависимости от стабильности
психического состояния.
Депрессия - временное, постоянное
или периодически проявляющееся состояние
тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением
нервно-психического тонуса, обусловленного
негативным восприятием реальности и
самого себя. Депрессивные состояния возникают,
как правило, в ситуациях утраты: смерть
близких, разрыв дружеских или любовных
отношений. Депрессивное состояние сопровождается
психофизиологически и нарушениями (утратой
энергии, мышечной слабостью), ощущением
пустоты и бессмысленности, чувством вины,
одиночества, беспомощности (Василюк).
Для депрессивного состояния характерна
мрачная оценка прошлого и настоящего,
пессимизм в оценке будущего.
Агрессия ?проявление в чувствах
и действиях индивида или социальной группы
враждебности. Враждебность может быть
направлена на себя (нанесение психического
вреда себе: самообвинение, самоунижение
или физического вреда: телесные повреждения,
самоубийство) или на окружение физическое,
социальное. В зависимости от мотивов,
лежащих в основе агрессии, различают:
реактивную агрессию (порождена опасностью
утраты жизни, свободы, имущества); компенсаторную
агрессию (вызывается неспособностью
человека применять свои силы для достижения
цели, и заменяет продуктивную деятельность
агрессией). Существуют также виды агрессии,
ориентированные против жизни, которые
обусловлены патологией психики (некрофилия,
нарциссизм и др.).
Персеверация и ригидность
Заканчивая разговор об отрицательных
психических состояниях, которые могут
возникать у человека в процессе его деятельности
и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться
на состояниях персеверации и ригидности.
Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк,
Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти
состояния, и в них действительно много
общего. Однако персеверация - пассивное
состояние, возникающее по инерции, навязчивое,
стереотипное, вязкое; ригидность - более
активное состояние, характеризующееся
сопротивлением изменениям, близкое к
упрямству. Ригидность более личностное
состояние, чем персеверация, показывает
отношение или установку человека к изменениям.
Говоря о вреде персеверации
и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо
учитывать, что как крайне ригидные, так
и крайне неригидные (пластичные) люди
имеют свои трудности в интеллектуальной
деятельности: первые из-за инертности,
"застойности&q ot;, вторые - вследствие
такой "подвижности&qu t;, которая мешает
сохранить необходимые для работы мысли
опорные пункты. [Психология и педагогика
(Радугин А.А) стр. 119]
Исходя из вышесказанного, можно
сделать вывод, что отрицательные психические
состояния психические состояния противоположны
стеническим. В отличие от них, астенические состояния
сопровождаются отрицательными эмоциями,
самобичеванием, нежеланием общаться.
Человек испытывает дискомфорт, неуверенность,
незащищенность. Человек чувствует себя
подавленным. Уровень работоспособности
падает.
Однако есть и такие люди, которым нравится испытывать
страх, особенно наглядно проявляется
при катании людей на американских горках
или при спуске на лыжах с крутого склона
и т. д. Здесь удовольствие возникает не
только от переживания страха и сознания
его безопасности, но и от физических ощущений.
3 ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ
СОСТОЯНИЙ
Человек всегда осознает свое
психическое состояние, если обратит на
него внутринаправленное внимание. Но
далеко не всегда понимает причины его
возникновения, хотя без причин, как известно, ничего не бывает.
Ощутил человек, например, приятное
тепло — возникли сначала эмоциональный
процесс, а потом и состояние удовлетворенности,
а если боль — появится состояние озабоченности;
вспомнил свою неудачу, задумался над
ней — надолго появилось состояние недовольства
собой или теми, кто помешал добиться желаемого;
подумал о трудностях предстоящей работы
— возникло состояние тревоги. Так во
всех случаях возникновения того или иного
психического состояния причинами служат
те или иные психические процессы: ощущения,
восприятия, память, мышление, эмоции,
чувства или воля. Однако и психические
процессы не возникают сами по себе, а
являются лишь отражением воздействующей
на человека внешней или внутренней среды.
Значит, причины психических состояний,
как и других психических явлений, заключаются
в действии среды на человека, но либо
более сильном, либо более длительном,
чем вызывающее психический процесс.
В конкретных условиях практической
деятельности причинами того или иного
психического состояния могут быть: состояние
здоровья; ожидание приятного или неприятного;
хорошее или плохое впечатление от окружающего;
радостные или печальные воспоминания;
настроение окружающих (руководителя
или товарищей); характер работы (темп,
ритм, усилия и т.д.); успешность или безуспешность
работы; тон общения с окружающими. Но
все эти конкретные причины сводятся к
трем основным: в каком состоянии находится
организм человека; удовлетворяются или
не удовлетворяются его потребности; как
переживает он воздействия среды.
От внутреннего состояния
человека, воздействий среды и
потребностей зависит, будет ли
психическое состояние оптимальным,
стрессовым, депрессивным или внушенным.
Оптимальное психическое состояние
может быть создано успешным удовлетворением
главной потребности и уверенностью в удовлетворении
других потребностей. Ведь «пока потребность
человека не удовлетворена, он находится
в состоянии недовольства своими потребностями,
а стало быть, и самим собой». Создается
оно и удовлетворенностью своей ролью
и значимостью в среде; уверенностью в
успехе выполняемого дела, порожденной
знаниями, навыками, умениями, мастерством
и успехами в предыдущих делах; знанием
условий деятельности и предвидением
посильных осложнений; привычностью условий
выполняемой деятельности, темпа и ритма
работы.
Стрессовое психическое
состояние может быть вызвано
одной или совокупностью следующих
причин: непосильностью, неподготовленностью
и неуверенностью в успехе; преувеличением
опасности и повышенной впечатлительностью;
переоценкой ответственности; плохим самообладанием;
наличием желаний, превышающих возможности
их удовлетворения. Оно возникает в результате
длительного перевозбуждения нервной
системы, порожденного сложной совокупностью,
неблагоприятных обстоятельств жизни
и деятельности. Стресс — это результат
воздействий на человека весьма неблагоприятных
для него конфликтных ситуаций бытового,
учебного или производственного характера.
Депрессивное психическое
состояние обычно возникает: от
осознания невозможности удовлетворить
какую-либо насущную потребность; безуспешности
усилий и сплошных неудач в жизни и деятельности;
унижения достоинства личности окружающими;
неудовлетворенности работой; переутомления
и плохого состояния здоровья.
Суггестивное психическое состояние
обусловливается, как было уже показано, гетеросуггестией
или аутосуггестией. Однако степень внушаемости
зависит от индивидуально-психол гических
особенностей и конкретного психического
состояния суггеренда во время гетеросуггестии.
Чем ниже уровень осознанности воздействий
и критичности к ним суггеренда, тем выше
степень внушаемости. А уровень осознанности
и критичности суггеренда зависит от его
психических свойств, состояний, особенностей
психических процессов и от отношения
к суггестору во время гетеросуггестии.
Причин психических состояний множество,
и, тем не менее, преподавателю необходимо
их знать, для того чтобы иметь возможность
выяснить непосредственные конкретные
причины того или иного психического состояния
какого-либо учащегося или настроения
всей учебной группы. Не зная конкретных
причин, например, стрессового или депрессивного
состояния учащихся, невозможно изыскать
способы устранения этих отрицательных
психических состояний и вызвать у учащихся
оптимальное для данных учебных занятий,
обеспечивающее наибольший успех обучения
и воспитания. Успешность выявления конкретных
причин создавшихся у учащихся психических
состояний зависит от обоснованности
анализа их проявлений.
Анализ психических состояний
учащихся с целью выявления и последующего
устранения причин отрицательных состояний и усиления, положительных
наиболее целесообразно осуществлять
в такой последовательности:
1. Выяснить общее настроение.
Оно заметно по выражениям
лица (или лиц, если выясняется
настроение группы), по веселому,
возбужденному или омраченному
взгляду, по оживленности или
вялости движений, по громкости и четкости
речи. Когда это не удается или впечатление
неопределенное, то можно и спросить учащихся
об их настроении.
2. Вскрыть доминирующие
психические состояния, создающие
плохое или неудовлетворительное настроение. Они в
большинстве случаев видны уже в характере
настроения, в его окраске, но этого бывает
недостаточно, поэтому можно узнать о
них путем косвенных вопросов учащемуся,
например: как себя чувствуете? Почему
грустный вид? Какие известия от семьи?
Чем занимались вчера и каковы успехи?
Как спали? и т. п.
3. Найти причину доминирующего
психического состояния. Если оно
выражается, например, в неудовлетворенности
или обиде, то уже нетрудно
предположить причины этих психических
состояний, а затем проверить прямыми вопросами:
чем неудовлетворенны или обижены? Что
испортило настроение? Вполне возможно,
что учащийся не сможет или не пожелает
определенно ответить на эти и подобные
вопросы. В таком случае преподавателю
придется временно ограничиться своими
предположениями и повнимательнее присмотреться
к этому учащемуся, чтобы подтвердить
или опровергнуть их.
4. Воодушевить учащихся
каким-либо приятным сообщением
и проследить путем наблюдения,
какое воздействие оно окажет
на их психическое состояние, с тем, чтобы определить его
стойкость и силу, а затем выяснить и устранить
причины плохого настроения указанными
способами только у тех, на кого это сообщение
не окажет положительного влияния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении стоит отметить,
что данная работа имеет практическое
значении. Знание особенностей психических
явлений очень важно для каждого человека.
С помощью психических процессов мы познаем
мир. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти,
речи подскажут каждому как развивать
и совершенствовать те или иные процессы,
так как это важно для познавательной
деятельности. Психические состояния
могут оказывать как положительное, так
и отрицательное воздействие на деятельность
человека в целом. Необходимо учиться
контролировать свои состояния для того,
чтобы добиваться более высоких профессиональных
результатов. Также это важно для коммуникации
и самореализации личности. Психические
свойства, выражающиеся в способностях,
направленности личности, ее темпераменте
и характере, играют определяющую роль
для человека в выборе профессии, рода
занятий, увлечений, хобби. Вот почему
необходимо определить основные черты
своего характера, узнать к какому типу
темперамента вы относитесь. Все эти знания
помогут реализовать себя в жизни и найти
свое призвание.
Приведем определение психического
состояния как категории психических
явлений. Психическое состояние – результат
целостной приспособительной реакции
личности в ответ на изменения внешних
и внутренних условий, направленный на
достижение полезного результата, проявляющийся
в переживаниях и степени мобилизации
функциональных возможностей человека.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Холл К.С. Линдсей Г. Теории личности.
- М.: Психотерапия, 2008. – 672с.
2 Психология личности. Учебное
пособие. / Под ред В.А. Лабунской. – М.:
Эксмо, 2007. – 653 с.
3 Елисеев О.П. Практикум по психологии
личности.- СПб.: Питер, 2010. – 512.
4 Битинас Б. П. Введение в философию
воспитания. – М.: Центр, 2006. – 326 с.
5 Бодалов А. А Восприятие и понимание
человека человеком. – М.: АСТ Астрель,
2006. – 424 с.
6 Бодалов А. А Введение в психологию.
– М.: Астрель, 2006. – 286 с.
7 Гессен С. И. Основы педагогики.
– М.: Центр, 2005. – 286 с.
8 Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические
методы исследования личности. – М.: Флинта:
МПСИ, 2008. – 320с.