Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат История создания специальных образовательных учреждений в Германии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.12.2014. Год: 2014. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Академия последипломного образования»
Факультет профессионального развития специалистов образования
Кафедра дефектологии






Реферат

История создания специальных образовательных
учреждений в Германии













Слушатель:
Ласица Елена Фёдоровна
Федоровна
1 – 03 03 71 «Логопедия»
Руководитель:
Жмачинская Наталья Леонидовна




Минск 2014


Оглавление

Введение……………….3

Глава 1. Хронология важнейших событий политической,
экономической и культурной жизни (70-80г.)……….4

Глава 2. Опыт Германии: единое государство,
Единый народ, единое специальное образование………5

Глава 3. Специальное образование до и после
мировой войны………………11
3.1. Декларация прав человека: новый взгляд
на лица с отклонениями в развитии………14
3.2.Три направления помощи возникновения
первых специальных школ………16
Глава 4. Динамика роста классов вспомогательного
бучения в городах Германии…………16

Заключение……………….20

Список использованной литературы……….22








Введение


Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связаны с социально-экономичес им устройством страны, ценностями, ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологии как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогичи ким процессом.
Итак, что же такое специальное образование - это система условий, которые создает государство для лиц, имеющих специально образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие лиц в жизни общества.[1]
В современном мире одной из наиболее развитых стран считается Германия.
Именно поэтому в своей работе я постараюсь рассмотреть историю создания специальных образовательных учреждений в Германии.



















Глава 1. Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни (70-80г.г.)

1717 Попытка ввести всеобщее образование (Пруссия).
1718 Опубликовано “Искусство научить глухого и немого говорить” (Г. Рафель, Германия).
1756-88 Реформы Фридриха II “во имя порядка и правосудия в государстве” (установление свободы вероисповедания, равенства всех перед законом, обязательного обучения) (Пруссия).
1763 Вторая попытка ввести всеобщее образование в Пруссии.
1777 Опубликованы “Практические указания как научить глухонемого говорить и писать” (И. Ф. Арнольди, Германия).
1778 Открыт первый Институт для глухих (С. Гейнике, Германия).
1803 Первая попытка обучения малоспособных учеников, открытие “добавочных” классов (Й. Т. Вайзе, Германия).
1835 Открыт первый благотворительный приют для слабоумных (пастор Хальденванг, Германия).
1863-77 Исследования немецкого ученого Г. Гельмгольца в области акустики позволили ему развить резонансную теорию слуха, построить модель уха.
1871 Создание Германской империи.
1872 Германия принимает “Общее положение о народных школах и подготовке учителей”. Опубликована книга “Воспитание глухонемых. Обзор французской и немецкой систем обучения” (Т. Арнольд, Англия).
80 – 90-е гг. Немецкий педагогический журнал активно пропагандирует “чистый устный метод” обучения глухих.
90-е гг. В Германии завершено организационное оформление дифференцированной системы учреждений для разных категорий слабоумных:
- благотворительные приюты для глубоко отсталых (частные);
- лечебно-педагогическ е заведения для глубоко отсталых (частные и государственные);
- вспомогательные классы и школы для детей с легкими формами умственной отсталости (государственные).
1915 Немецкий психиатр Эмиль Крапелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в единую группу под общим названием “задержка психического развития” и ввел термин “олигофрения”.[2,с. 0]


Глава 2. Опыт Германии: единое государство, единый народ, единое специальное образование.

После Тридцатилетней войны Германия вступила в период длительного политического и экономического кризиса. Экономический упадок усугублялся упадком культуры и огрублением нравов. В военно-политическом хаосе немецкой жизни наиболее самостоятельным и сильным к началу XVIII столетия сумело стать Королевство Прусское, королем которого был провозглашен курфюрст Фридрих III (1701). Реформы короля, продолжившие преобразования, начатые Фридрихом II, обусловили последующие кардинальные перемены в устройстве политической жизни страны.
Ученые Германии, разоренной войной и раздробленной на мелкие государства, в ХVIII в. Находились под влиянием идей предшествующих столетий. Государственная идеология, консерватизм научной в т.ч. медицинской, мысли, кризис экономики отразились на организации психиатрической помощи. Государственных (как и частных) психиатрических учреждений лечебного типа Германия не имела вплоть до ХIХ века. Существовавшие «дома для умалишенных», являвшиеся, по сути, отделениями при исправительных заведениях, как и монастырские «приюты» выполняли исключительно полицейские функции, не преследуя лечебных целей.
Национальная медицинская и педагогическая практика складывалась преимущественно под идейными знаменами немецкой философии (Г. Лессинг; И. Гете; И. Гердер; Ф. Шиллер). Существенное влияние на немецкую психиатрию оказали идеи Канта и Гегеля о примате философской оценки психических недугов оказали заметное влияние на немецкую психиатрию, носившую умозрительный характер и оторванную от почвы живых наблюдений. Вместе с тем наряду с философской психопатологией в середине ХVIII в. В Германии зарождается врачебная психиатрия. Первая лечебница, организованная в Саксонии в 1811 г., вскоре преобразуется в психиатрическую клинику. Однако до середины ХIХ века большинство психиатрических учреждений напоминало зверинцы, где голые и одичалые больные сидели « в каменных мешках» на цепях.
Немецкая идеалистическая философия определила и суть немецкой педагогики ХVIII столетия. Было сформировано понятие о двух сторонах образования: материальной (усвоение содержания обучения) и формальной (развитие мыслительных операций).
Начало специальному обучению глухонемых в стране было положено врачом В. Кергером и учителем Георгом Рафелем. Он выстроил свою систему в соответствии с рекомендациями И. К. Аммана. Опыт индивидуального обучения Г. Рафель изложил в книге “ Искусство научить глухого и немого говорить” (1718).

Удачливее своих коллег оказался С. Гейнике, автор системы обучения, вошедшей в историю сурдопедагогики под названием «чистый устный метод». С. Гейнике организовал институт для глухонемых, что и произошло в 1778 г. В Лейпциге. Вторая школа для глухонемых открылась через 10 лет в столице Пруссии – Берлине (1788).
В Пруссии, проводившей политику просвещенного абсолютизма, неоднократно предпринимались попытки повсеместного открытия начальных (элементарных) школ; издавались эдикты (1717, 1737) об обязательном обучении детей в возрасте 5 – 12 лет. Общее уложение (1794) закрепило переход Пруссии к государственной школьной системе, с этого момента школы объявляются государственными учреждениями, а их деятельность координируется и контролируется специальными ведомствами. К середине XIX в. Многие немецкие земли приняли закон об обязательном начальном обучении, в т.ч. Бавария (1802), Саксония (1805), Пруссия (1819), Гессен (1827), Баден (1834). Благодаря активной деятельности В. Гумбольдта, возглавлявшего в 1809-10 гг. Департамент культов и народного просвещения в Министерстве внутренних дел, был основан берлинский Университет (1810), получило развитие женское образование, открылась сеть учительских семинарий. В дальнейшем семинариям были подчинены открывающиеся школы для глухих детей, а также поручена подготовка кадров для этих школ.
Фридрих Мориц Гилль, прошедший подготовку в Берлинском училище глухих, продолжил дело своих соотечественников. Им был подготовлен ряд учебных пособий, методических руководств для сурдопедагогов, учебников по языку для глухих. Система обучения и воспитания (“естественный метод обучения глухих детей”), предложенная Ф. Гиллем, оказала принципиальное влияние на немецкую сурдопедагогику, определив направление ее развития на многие десятилетия вперед. Преобразования немецкой школы глухих завершил Иоганн Фаттер .
Таким образом, к началу XX века в Германии сложилась национальная научная школа сурдопедагогики; была сформирована сеть государственных учебных заведений для лиц с нарушением слуха; целенаправленно велась подготовка педагогических кадров; издавалась учебная и методическая литература по сурдопедагогике; были разработаны нормативные акты, регулирующие деятельность специальных учебных заведений для неслышащих; для руководства же ими создана соответствующая управленческая структура.
Введение в Пруссии всеобщего обязательного начального образования естественно привело к распространению этого закона на слепых. В 1806 г. Немецкий тифлопедагог А. Цейне и В. Гаюи открыли первое учебное заведение
для слепых в Пруссии. С момента основания Берлинский институт для слепых был государственным учреждением.
Второе учебное заведение для незрячих в Германии учреждается в Саксонии (1873), а в последующее десятилетие такие школы появляются практически во всех немецких землях.
Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что, с одной стороны, сократит в будущем расходы государства на их содержание, а с другой – увеличит процент трудоспособного населения.
В мае 1874 г. Герцогство получило закон об обязательном обучении слепых и глухонемых.
Устроители специального образования не предполагали, что аномальный ребенок может и должен достичь уровня умственного развития его нормального сверстника. Целью специального обучения незрячего, глухонемого было развитие его способности к самостоятельности и труду. В течение последующих десятилетий в Германии постоянно совершенствовалась структура, организационные формы специального образования, значительно меньше внимания уделялось самому содержанию обучения.
Нередко немецкое государство заботилось о судьбе ребенка больше, чем общество и даже родители. Чтобы семья не препятствовала обучению аномального ребенка по своей косности, скупости или бедности, власти предусмотрели систему штрафов и даже тюремные наказания для нерадивых родителей.
Судьбой глубоко умственно отсталых детей, не подлежавших обучению, занимались приюты для слабоумных. Эти учреждения, как правило, открывались пасторами, а их деятельность строилась на филантропическо-хрис ианских принципах. Первый приют открывается в Вильдеберге в 1835 г. Активисты благотворительных организаций вели большую пропагандистскую работу с населением страны, чтобы привлечь внимание граждан к тяжелой участи слабоумных.
К началу XX в. В Германии существовало уже около 74 приютов, а число, находящихся в них воспитанников достигало десяти тысяч (1899).
Инициатива помощи умственно отсталым детям в Германии принадлежала педагогам, соответственно, проблема решалась в педагогическом плане. В 1803 г. В школе для бедноты города Зайтц открывается особый класс (Nachhilfklasse) для умственно ограниченных детей, где с неуспевающими пять раз в неделю проводились дополнительные занятия по чтению, письму и арифметике. Й. Вайзе не считал, что слабоумный может достичь нормального уровня развития и поэтому не рекомендовал вкладывать в душу ребенка больше того, на что он способен. Оценивая слабоумных детей с позиций их обучаемости, Вайзе разделил их на три группы:
- неспособные к обучению,
- обладающие «спящими» духовными силами,
- способные к обучению и поддающиеся воспитанию.
Педагогическая система Вайзе, уникальный опыт «добавочных» классов будут приняты во внимание государством только во второй половине ХIХ в., когда оно начнет создавать систему специального обучения.
В 60-е гг. в Германии повсеместно открываются народные школы, и вводится обязательное начальное обучение. Введение образовательного стандарта для большого числа детей из малоимущих слоев населения при чрезмерной наполняемости класса (80 – 90 учеников) очень быстро привело к выделению группы стойко неуспевающих и второгодников, т.е. детей с ярко выраженными проблемами в обучении. В эту группу, прежде всего, попадали дети с интеллектуальными нарушениями. В связи с тем, что второгодничество требовало от администрации дополнительных материальных затрат, а отсев из школы увеличивал число антисоциальных элементов, возникла необходимость по-иному организовать обучение неуспевающих детей. Вспомнив опыт школы города Зайтц, ректор начальных школ Гаупт санкционировал открытие «добавочных» классов в Галле (1859), в следующем году аналогичные классы были открыты в Хемнице (1860). В “добавочные”, по сути репетиторские, классы на ежедневные дополнительные занятия направлялись дети из близлежащих начальных школ.
В 1863 г. Карл Керн, выступая с докладом «О воспитании и уходе за слабоумными детьми» на Лейпцигском педагогическом обществе, предложил создать для умственно отсталых специальные школы. Два года спустя на съезде Всеобщего немецкого союза учителей К. Керн и Г. Штецнер основали секцию врачебной педагогики, а чуть позже в Ганновере – Общество содействия воспитанию слабоумных детей. В 1881 г. В Лейпциге начинается отдельное обучение дефективных детей с открытием одного специального класса.
Рост сети специальных образовательных учреждений в Германии объясняется двумя факторами: во-первых, совпадением интересов общественных инициативных групп, местных органов управления и монарха; во-вторых, наличием закона об обязательном всеобщем начальном образовании и закона об обучении глухих, слепых и умственно отсталых. В отличие от других западноевропейских стран, в Германии обязательства государства по организации специального обучения имели законодательную основу; права и обязанности специальных школ, учащихся и их родителей, органов управления народным образованием на местах определялись соответствующими нормативными актами.
Открытие «заключительных» классов для детей, которые по различным причинам не могли окончить школу. В 1892 г. Выходит циркуляр, признающий
необходимыми классы для тех неполноценных детей, которые не настолько беспомощны, чтобы быть интернированы в приюты, но и не могут учиться в обычных школах.
Циркуляр 1894 г. Включает подробную инструкцию, касающуюся большого числа вопросов организации вспомогательного обучения. Отмечается необходимость ведения и записи характеристик. Важно, что уже на этом этапе в документе подчеркивается, что при решении вопроса о типе школы или класса необходимо различать умственную отсталость и педагогическую запущенность. Любопытен циркуляр 1900 г.: «Нет сомнения, что тех слабоумных детей в возрасте 6 – 14 лет, которые не получают никакого иного подходящего для них обучения, необходимо принудительным путем направлять в существующие городские вспомогательные школы, но в каждом отдельном случае эта принудительность допустима лишь при наличности медицинского свидетельства о том, что у данного ребенка есть ненормальность, препятствующая его обучению в нормальной школе». Нормативные акты отличает последовательность и взаимопреемственность.
Можно видеть, что Германия к началу ХХ века не только имела планомерно развивающуюся систему образовательных учреждений для умственно отсталых, но и разработала новый, с точки зрения организации и методических подходов, тип специального обучения – вспомогательное обучение. В 1898 г. Образовался “Союз вспомогательных школ Германии”, который вел среди родителей и в официальных органах пропаганду обязательного обучения умственно отсталых детей.»
Германия создала самую развитую сеть учреждений для обучения детей с отклонениями умственного развития. Обучение должно охватывать всех детей, но нет смысла учить тех, кто в силу интеллектуальных нарушений не может его воспринять. Вместе с тем все граждане страны, в том числе и умственно отсталые, должны быть полезными членами общества, поэтому последние должны получить элементарное образование и уметь трудиться.
Высоко оценивая структурно-организац онные достоинства немецкого специального образования, следует в то же время отметить, что в школах Германии (как общеобразовательных, так и специальных) царил дух формализма и муштры. Приведем мнение русского олигофренопедагога Е. К. Грачевой, посетившей немецкие специальные школы в начале XX века: «Суровая дисциплина германских школ не раз поражала меня, о чем я откровенно сказала одному учителю, на что он мне ответил: “В этом виноваты Вы, русские: ваше освободительное движение, ваши беспорядки в школах: нам приказано быть возможно строже. Главное – дисциплина”.
Не понравились вспомогательные школы и другому русскому визитеру С. Крюкову: «Основной принцип современной педагогики – школа для ребенка, а не ребенок для школы – слишком в малой степени осуществляется
германскими педагогами в той самой вспомогательной школе, которая явилась как результат идеи о приспособлении школы к особенностям ребенка. Ученик и здесь для педагога большей частью средняя величина, доля класса, а не самостоятельная единица с резкими отличительными чертами».
Можно сделать еще одно предположение, почему Германия, особенно Пруссия, были так озабочены дифференцированным образованием молодежи: страна готовилась к тотальной войне и нуждалась в сильной, хорошо обученной армии. Не случайно ряд циркуляров, регламентировавших работу вспомогательных школ, вышел из стен военного министерства и министерства внутренних дел. Так циркуляр 1906 г. Предписывал директорам вспомогательных школ ежегодно представлять в призывные пункты списки выпускников с аттестатами и медицинскими свидетельствами. Очевидно, что это указание невозможно выполнить, если не организована четкая диагностика и медико-педагогическо наблюдение за всеми учащимися.
Итак, целенаправленная деятельность немецких, прежде всего прусских, монархов по объединению земель и сплочению нации в единое государство, привела их естественным образом к идее введения всеобщего обязательного образования, что в свою очередь потребовало разработки соответствующего законодательства, организации сети государственных учебных заведений (школ, университетов), целенаправленной подготовки учителей. В этом контексте столь же естественным и необходимым оказался следующий шаг: введение государственного специального обучения.
Анализ опыта Германии позволяет выдвинуть гипотезу о том, что успешный переход от практики индивидуального обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей к открытию отдельных специальных школ, а затем к созданию сети образовательных учреждений возможен при определенных условиях, сочетание которых является обязательным:
1. Правительство должно осознавать целесообразность организации специального обучения и законодательно подтверждать инициативы в области социальной политики и образования.
2. Экономика страны должна располагать достаточными материальными ресурсами для финансирования специальных учреждений, либо в стране должно существовать законодательно оформленное, стабильное светское и церковное филантропически-благотворительное движение.
3. Общество должно лояльно относиться к инвалидам, понимать целесообразность обучения аномальных детей и не препятствовать инициативам по организации специального образования.
4. В стране должны быть научные лидеры, выдвигающие концепции обучения лиц с отклонениями в развитии и имеющие ясное представление об организационных формах специального образования.
В описываемый период в Германии совпали все четыре условия, необходимые для становления и развития системы специальных образовательных учреждений.[2,с.65- 6]

Глава 3. Специальное образование в Германии до и после первой мировой войны.

Оптимистическая вера в науку и прогресс человечества присутствовали и в идеях педагогов-дефектоло ов, психологов, педологов, многие из которых в начале XX века были увлечены лечением и обучением аномальных детей.
Сформировались национальные системы специального образования.
Обратимся к истории развития вспомогательных школ в разных странах послевоенной Европы. На примере отношения государства к проблемам обучения умственно отсталых детей легче всего проследить изменение европейской политики социальной защиты лиц с отклонениями в развитии периода 1914 – 1939 гг.
“В Германии после первой мировой войны начался новый, еще более бурный, чем в первое десятилетие XX века, рост сети вспомогательных школ. Происходило стремительное развитие организационной, педагогической и научно-исследовательс ой работы в области обучения и воспитания умственно отсталых детей. Характер вспомогательной школы постепенно менялся в связи с тем, что в обычной школе резко снизился уровень успеваемости учащихся, и возросло число второгодников. Состав учащихся вспомогательных школ стал расширяться за счет детей, не успевающих в обычной школе по причинам, не связанным с умственной отсталостью… Во вспомогательную школу направлялись и психопаты, а нередко и просто беспризорные. Таким образом, вспомогательная школа стала служить главным образом цели облегчения работы обычной школы. Число детей, обучающихся во вспомогательной школе, в некоторых городах доходило до 5 – 7% от общего количества школьников… Окончившие обычную восьмилетнюю школу могли продолжать обучение до 17 лет в школе высшей ступени. Это право распространялось и на окончивших вспомогательные школы. По аналогии с нормальными детьми для них были созданы вспомогательные школы высшей ступени. Это нововведение было вызвано тем, что процесс стабилизации производства после войны в Германии требовал все больше рабочих рук… Вспомогательная школа высшей ступени ставила своей целью подготовить рабочих… К 1927/28 учебному году вспомогательные школы имелись в 750 городах, в них обучалось 71 902 человека”
С установлением фашистской диктатуры (1933) управление образованием было централизовано и подчинено Министерству народного просвещения и пропаганды. В начальной школе были введены отдельные классы для успевающих и неуспевающих, а срок обучения в средней школе сокращен. Идеи фашизма и традиции немецкой национальной системы специального образования оказались несовместимы.
Деятельность вспомогательных школ была разрешена, но только юридически, на местах рьяные национал-социалисты с помощью штурмовиков закрывали эти школы, поскольку в них воспитывались люди, жизнь которых не представляет никакой ценности. Начали осуществляться мероприятия по “оздоровлению” потомства арийской расы. В Германии стала проводиться массовая стерилизация умственно отсталых. Прогрессивные педагоги Германии всячески стремились снять с детей роковое клеймо “умственно отсталый”, которое обрекало их на эту операцию. В 1914 – 1939 гг. государство перестает заботиться о развитии специального образования.
Впервые послевоенные годы в Германии число вспомогательных школ формально возросло, но это было связано не столько с заботой об умственно отсталых, сколько с решением государства вывести из общеобразовательных школ стойко неуспевающих, а также “психопатов и просто беспризорных”. В результате специальная школа, задуманная и созданная как учреждение для обучения умственно отсталых и их социальной реабилитации, превратилось в своеобразную резервацию для социально неблагополучных детей.
Опыт Германии 30 – 40-х. гг. показывает, что смена государством идеологической доктрины может не только остановить развитие системы специального образования, но и фактически лишить лиц с отклонениями в развитии уже завоеванных гражданских прав. За короткий исторический срок фашистское государство не только разрушило одну из лучших в мире систем специального образования, но и сумело убедить большую часть населения в нецелесообразности ее существования. В этот период интересы “неполноценных людей” продолжала защищать лишь немногочисленная группа педагогов и ученых.
На примере фашистской Германии можно видеть, как быстро идеи гениев эпох Ренессанса и Просвещения о естественном равенстве и праве, казалось бы, воспринятые и присвоенные сознанием западноевропейцев, померкли перед идеями о сверхчеловеке, высших и низших расах. Идеологическая попытка вновь разделить людей на “полноценных” и “неполноценных” отбросила немецкое общество в эпоху спартанских законов Ликурга и средневековой борьбы с еретиками. Казалось бы, человечество должно было извлечь исторические уроки: уничтожение лиц с выраженными отклонениями в развитии является пусковым механизмом для столь же безжалостного уничтожения других групп населения по религиозным, политическим, идео-логическим, расовым, национальным, моральным и другим многочисленным, легко формулируемым резонам.
Немецкое общество не усвоило жестокого урока, и история повторила его вновь. После того, как в Германии была реализована директива об эвтаназии находящихся в государственных учреждениях глубоко умственно отсталых и сумасшедших, были закрыты вспомогательные школы и проведена массовая стерилизация их воспитанников, начались (1938) чудовищные медицинские опыты над людьми, и первыми жертвами этих “экспериментов” стали немецкие заключенные.
Геноцид XX века со всей очевидностью продемонстрировал миру, как коротка дорога от идеи целесообразности уничтожения аномальных людей до физического уничтожения целых стран и народов.
Если промежуток времени между двумя мировыми войнами оставил в истории специального образования сверх держав драматические факты, то в странах, появившихся на политической карте Европы после первой мировой войны, этот отрезок времени характеризуется противоположной тенденцией. В государствах Восточной Европы начинается организация обучения детей с отклонениями в развитии.[2,с.99-100].



3.1. Декларация прав человека: новый взгляд на лиц с отклонениями в развитии.

Вторая мировая война прямо и косвенно способствовала значительному прогрессу специального образования, улучшению положения инвалидов и лиц с отклонением в развитии в обществе, изменению их социального статуса. Пережив ужасы войны, концлагерей и геноцида, цивилизованный мир по-новому стал смотреть на различия между людьми, на их индивидуальность и самобытность. Жизнь, Свобода, Достоинство, Права человека были признаны главными ценностями.
Государства объединили усилия в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества, учредив Организацию Объединенных Наций. Всеобщая Декларация прав человека ООН закрепила новое миропонимание:
1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
2. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
3. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
Гуманистические начала в отношении к лицам с отклонениями в развитии европейская культура, несмотря на ужасы второй мировой войны, сохранила. Женевские конвенции (1945-49), осудившие и запретившие “повсеместно и в любое время убийства, пытки, нанесения увечий и телесные наказания”, стали важной предпосылкой для принятия общеевропейского соглашения “О защите прав человека” (1950). В Европе усиливаются интеграционные процессы: в 1957 г. Западные страны договариваются о создании ЕЭС и, начиная с этого момента, все чаще обнаруживают единство взглядов на проблемы развития науки, культуры и образования. Единым становится и понимание западноевропейцами прав инвалидов и лиц с отклонениями в развитии, что отражает принятая в 1961 г. Европейская социальная хартия. Статья 15 закрепляет “право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию”. О дальнейшей эволюции общественного сознания свидетельствует Декларация социального прогресса и развития, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1969), заявившая о необходимости “защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками”, принятие Организацией Объединенных Наций деклараций «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов»(1975).

В этом новом социо-культурном контексте 50 – 70-х годов на волне экономического подъема, либерально-демократи еских преобразований огромное внимание уделяется проблемам образования детей с нарушениями в развитии.
В эти годы в западноевропейских странах совершенствуются механизмы комплектования специальных образовательных учреждений, выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии. Существенно меняется и уточняется классификация, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Теперь к ним относят уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и детей с трудностями в обучении, эмоциональными расстройствами, девиантным поведением, социальной и культурной депривацией. Соответственно, совершенствуется горизонтальная структура специального образования: число типов специальных школ возрастает от З до 8 – 20 в отдельных европейских странах. Показателем модернизации системы является процент детей, охваченных специальным образованием. В описываемый период в европейских странах этот показатель достигает в отдельных странах 7 – 15 процентов школьной популяции .
Система специального образования совершенствуется и по вертикали: расширяются возрастные рамки оказания психолого-педагогиче кой помощи, создаются дошкольные и постшкольные учреждения. Наряду с этим начинают активно функционировать институт социальных работников, социальные службы помощи и консультирования родителей детей с нарушениями в развитии. Множится число разнообразных благотворительных, профессиональных, родительских обществ, союзов и ассоциаций.
Общими тенденциями развития национальных систем специального образования в Европе в указанный период можно считать:
- совершенствование законодательных основ специального образования;
- дифференциацию типов школ и видов специального обучения.
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.