Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Основные физические способы профилактики напряженности поведения человека
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
План
Введение……………….3
1. Специфика поведения человека
в условиях психической напряженности………..4
2. Основные физические способы
профилактики напряженности поведения
человека……8
Заключение………………...14
Список использованных источников…………….15
Введение
Таким образом, можно сделать
вывод, что эмоциональное напряжение может
по-разному влиять на поведение человека.
В соответствии с преобладанием процессов
возбуждения или торможения состояние
эмоционального напряжения может проявляться
в двух формах:
1) возбудимой, характеризующейся
повышенными двигательными реакциями,
суетливостью, излишней говорливостью
и т. д.;
2) тормозной, для которой
характерны угнетение деятельности,
замедленные реакции, «замирание»
вплоть до полной неспособности
реагировать на различного рода
воздействия.
Напряженный тип поведения
проявляется в общей заторможенности,
замедленности, скованности, импульсивности
и напряженности выполнения рабочих функций.
Представители этой группы судорожно
сжимают рукоятки управления, кусают губы,
лицо перекошено, внимание их приковано
к индикатору, на воздействие эмоциогенных
факторов реагируют чрезвычайно импульсивно
и сильно [2, с. 134].
Эмоциональное поведение может
также проявляться в сознательном уклонении
человека от выполнения своих функций.
В отдельных случаях наблюдается некоторая
пассивность и стремление оградить себя
от вмешательства в ход событий. Оператор
в аварийных условиях испытывает затруднения
в организации умственной деятельности,
он долго стоит или сидит в застывшей позе,
трет лоб, морщит брови, пытается оттянуть
время, старается уйти подальше от пульта
управления с тем, чтобы избавить себя
от влияния эмоциогенных факторов. Здесь
находит свое проявление эмоция страха,
в результате чего доминирует инстинкт
самосохранения. Этот тип поведения в
экстремальных условиях назвал трусливым.
Под влиянием страха «трусливые» операторы
начинают действовать по привычному, однако
не адекватному сложившейся ситуации
шаблону.
Тормозной тип эмоционального
поведения человека характеризуется полной
заторможенностью его действий, возникающей
при воздействии эмоциогенных, необычных
и ответственных ситуаций.
Наиболее яркой и опасной формой
проявления эмоциональной неустойчивости
человека являются аффективные срывы
деятельности, в результате чего он начинает
действовать агрессивно, бессмысленно
и бесконтрольно, что усугубляет состояние
управляемой им системы, ускоряя этим
наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрол ный
тип поведения.
Поэтому очень важно рассмотреть
основные физические способы профилактики
напряженности поведения человека.
1. Специфика поведения
человека в условиях психической напряженности
Состояние психической напряженности
возникает в усложненных условиях деятельности,
к которым относятся: ограничение времени
на выполнение какой-либо работы, ситуации
повышенной ответственности — экзамены,
соревнования, необходимость действовать
в присутствии начальства, а также недостаток
информации [1, с. 98].
Состояние психической напряженности
зависит от условий деятельности и в то
же время само влияет на ее эффективность.
Умеренное психическое напряжение характеризуется
повышенной активностью, хорошим самочувствием,
мотивированностью на достижение высоких
результатов. Повышенное напряжение сопровождается
чувством дискомфорта, растерянности
и обычно приводит к срывам деятельности.
Существует определенная закономерность
между успешностью деятельности и уровнем
психической напряженности. Впервые она
была обнаружена в экспериментах Йеркса
и Додсона в 1908 г. В этих экспериментах
изучалась зависимость скорости научения
от силы мотивации. Мотивация, особенно
мотив избегания наказания, является одной
из причин возникновения состояния напряженности.
Оказалось, что наиболее успешное научение
происходит при умеренной мотивации. Слабая
и слишком сильная мотивация увеличивают
время научения. Эта закономерность справедлива
как для крыс, цыплят и кошек, так и для
человека. Оптимум мотивации различается
для заданий разного уровня сложности.
Для более сложных задач этот оптимум
обычно ниже.
Современные исследования
отечественных психологов (В. Л.
Марищук, Е. А. Милерян, К. К. Платонов и
др.) показали, что кроме общих закономерностей
влияния напряженности на поведение и
эффективность деятельности существуют
и индивидуальные различия в реагировании.
Наиболее часто выделяют четыре формы
поведения в экстремальных условиях [1,
с. 98]:
1. Напряженный тип поведения
проявляется в общей заторможенности,
скованности, напряженности и импульсивности
действий и движений. Люди с
таким типом поведения в стрессовых
условиях (экзамен, ожидание важных
результатов, отказа в работе
приборов) кусают губы, их внимание
приковано к случайным объектам,
на неожиданные или эмоционально
значимые факторы они реагируют
сильно и импульсивно, действуют
лихорадочно и хаотично.
2. Тормозной тип поведения
характеризуется почти полной
заторможенностью действий в
неожиданных, ответственных или
эмоциональных ситуациях.
3. Трусливый тип поведения
заключается в том, что человек
в ответственных ситуациях отказывается
от выполнения своих функций.
Наблюдаются апатия, пассивность, стремление
уклониться от всякого вмешательства
в ход событий.
4. Прогрессивный тип поведения.
Существует такая категория людей,
которые в экстремальных условиях
достигают наибольшей эффективности
деятельности. Эти люди как бы
сами ищут опасности. Сложности
их воодушевляют, прибавляют оптимизма,
повышают работоспособность, мобилизуют
физические и психические силы
[1, с. 99].
Деятельность человека побуждается
и направляется мотивами, отвечающими
тем или иным потребностям человека. Регулирующая
функция мотивов проявляется прежде всего
в побуждении деятельности, её “энергетизации”.
Но мотивы обладают и другой
функцией, которую А.Н.Леонтьев называет
смыслообразующей. Эта функция имеет особое
значение, так как связана со специфическим
отношением мотива к цели, условиям её
достижения, к внешней ситуации. Дело в
том, что в ходе деятельности человек не
только определяет свойства предметов
и явлений окружающего мира, но и оценивает
их применительно к своей жизни, своим
потребностям, установкам, признаваемым
ценностям. Эту роль и выполняют мотивы.
“Их функция, взятая со стороны сознания,
состоит в том, что они как бы “оценивают”
жизненное значение для субъекта объективных
обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах
– придают им личностный смысл…”. Таким
образом, последний выражает значение
деятельности для субъекта, он задаётся
через мотив и обусловливает субъективную
окрашенность, пристрастность психического
отражения [3, с. 166].
Таким образом, в сложных условиях
цель деятельности, внешние условия и
способы осуществления действий выступают
перед субъектом не только в своих объективных
свойствах, но и в своём значении или смысле
для него, для его жизни. Иными словами,
объективное содержание может не совпадать
с тем значением, которое они имеют для
данного субъекта, т.е. со смыслом. Этим
в значительной мере и объясняются факты
вариативности поведения разных лиц в
одной и той же сложной ситуации. С этой
точки зрения психическая напряжённость
возникает в ситуациях, которые должны
относиться, по выражению Эппли и Трамбалла,
к “значительным событиям в жизни человека”,
а это, как уже говорилось, определяется
его мотивами.
Учитывая роль мотивов в структуре
деятельности, можно ожидать, что их содержательные
характеристики будут по-разному сказываться
на состояниях психической напряжённости.
Наенко Н.И. попыталась обосновать это
экспериментально. Она актуализировала
в ходе исследования у испытуемых два
мотива: процессуальный и самоутверждения.
Процессуальный мотив имеет
прямое отношение к проявлению функциональных
возможностей человека и лежит в основе
самого процесса деятельности. Потребность
в деятельности как таковой, в функциональной
нагрузке обладает большой побудительной
силой: она выражается в активном отношении
человека к самой задаче, его стремлении
испытать и выявить свои способности.
В этом случае человек испытывает своеобразное
удовлетворение от усилия как такового,
от преодоления трудностей, поэтому он
может заниматься какой-либо трудной деятельностью
ради неё самой, а не просто ради того,
чтобы “приблизиться к объекту или избежать
его”. Самый процесс деятельности при
этом как бы обеспечивает её непрерывное
побуждение. Это происходит за счёт поддержания
ориентировочно-исследовательской деятельности
по отношению к задаче: само выполнение
последней выступает как сложный, по существу
неисчерпаемый комплекс свойств и отношений,
раскрытие которых всё больше и больше
стимулирует человека к продолжению процесса
деятельности. Таким образом, осуществление
деятельности становится потребностью,
которая выражается в глубоком интересе
человека к её результату, в непосредственной
увлечённости её процессом [3, с. 166].
К мотиву самоутверждения относятся
такие характеристики человеческой мотивации,
как “стремление актуализировать свои
потенциальные возможности”, “потребность
в хорошей репутации или в престиже, положении,
признании другими”, “потребность в устойчивой,
твёрдо обоснованной, как правило высокой
оценке самого себя, самоуважении и уважении
других”.
Полученные результаты позволили
довольно чётко выделить два вида психической
напряжённости, один из которых был назван
операционным, а другой – эмоциональным.
Состояние операционной напряжённости
возникало как результат относительно
нейтрального подхода испытуемого к процессу
деятельности и характеризовалось доминированием
процессуального мотива. В отличие от
него состояние эмоциональной напряжённости
характеризовалось интенсивными эмоциональными
переживаниями в ходе деятельности, оценочным,
эмоциональным отношением человека к
условиям её протекания. В связи с тем,
что психическая напряжённость возникает
в условиях отражения сложной и поэтому
значимой ситуации, отношение человека
к выполняемой задаче не является индифферентным
в обоих случаях, оно всегда эмоционально
насыщено, но удельный вес эмоционального
компонента в обоих видах напряжённости
неодинаков [7, с. 83].
Каждый из этих двух видов напряжённости
специфическим образом связан с целью
деятельности, что и обусловило психологическую
специфику состояний. Так, при ОН содержание
цели и мотива деятельности либо совпадало,
либо было включено в близкие друг другу
отношения. Другими словами, в этом случае
происходит наибольшее сближение объективного
содержания деятельности с её субъективным
содержанием, с тем, что она есть для самого
субъекта.
Этот феномен поглощённости
делом, непосредственного интереса человека
к самому результату описывается в психологической
литературе как одно из важных условий
успешного выполнения деятельности. Так,
авторы одной из американских работ, изучавшие
поведение солдат в условиях боевой обстановки,
приходят к выводу, что “эффективность
поведения может, отчасти, являться функцией
способности индивида с головой уходить
в работу, что тем самым снимает дезорганизующее
влияние воспринимаемой опасности и …
болезненную игру воображения в условиях
опасной ситуации” [7, с. 83].
Возникающие в таких случаях
психические состояния характеризуются
оптимальным влиянием на выполнение деятельности,
стабильностью функциональных возможностей
человека. ОН оказывает мобилизующее влияние
на деятельность и способствует сохранению
работоспособности человека на устойчивом
уровне.
Итак, отличительной психологической
особенностью ОН является слитность мотива
и цели деятельности, сдвинутость мотива
на цель. Этой непосредственной связи
нет при ЭН, которая характеризуется несовпадением,
резким разведением цели и мотива деятельности,
что порождает расхождение между объективным
значением деятельности и её личностным
смыслом для испытуемого.
В самом общем виде можно сказать,
что, по-видимому, отношения прямой адекватности
между мотивом и целью сопровождаются
эмоциональным комфортом человека, тогда
как несовпадение между ними приводит
к нарушениям этого комфорта, глубоким
и интенсивным эмоциональным переживаниям,
которые отмечаются в состоянии ЭН. Согласно
М.С.Неймарк, стремление к самоутверждению,
к тому, чтобы посредством деятельности
удовлетворить свои высокие притязания,
при прочих равных условиях, быстрее порождает
аффективные реакции, чем деловой мотив,
т.е. заинтересованность в самой работе,
достижении её объективного результата.
Автор прямо указывает: ”…Интерес к содержанию
деятельности, любознательность, стремление
научиться препятствуют возникновению…
острого эмоционального отношения к неуспеху”.
В проведённом исследовании
было показано, что ОН и ЭН оказывают неодинаковое
влияние на эффективность деятельности:
Качество решения интеллектуальных
задач в состоянии ЭН резко ухудшается
по сравнению с ОН; в состоянии ЭН не только
увеличивалось количество ошибок, но и
менялось их качество: они носили более
грубый характер [7, с. 84].
Состояния ЭН и ОН оказывали
разное воздействие на процессы оперативной
памяти и оперативного мышления, которые
являются наиболее уязвимыми в отношении
психической напряжённости. При ОН эти
процессы отличались устойчивостью и
сохранностью, в состоянии ЭН они теряли
свой активный характер и пластичность
и могли приобретать ригидный характер,
что практически вело к срыву выполняемой
деятельности.
Состояния ОН и ЭН по-разному
сказывались также на устойчивости поведения,
проявлениях навыков самоконтроля испытуемых.
Если при ОН отмечалось сохранение испытуемыми
уверенности в своих силах, отсутствие
нервозности, а в случае ошибок – адекватное
отношение и стремление исправить их,
то при ЭН часть испытуемых проявляла
раздражительность, нетерпеливость или,
признавая неуспех, стремилась объяснить
его “внешними” причинами. Можно сказать,
что в отличие от ОН в состоянии ЭН поведенческие
реакции могут иметь неадекватный характер
[7, с. 84].
Были сделаны следующие выводы
относительно эффектов обоих видов напряжённости:
- ОН характеризуется мобилизующим
влиянием на деятельность и оптимальным
уровнем исполнения, ЭН может иметь отрицательный
эффект вплоть до дезорганизации деятельности.
- Состояния ОН и ЭН оказывают
разное воздействие на процессы активной
переработки информации. Если первое способствует
их устойчивости и сохранности, то при
ЭН эти процессы могут приобретать ригидные
черты.
- Неблагоприятные изменения
в деятельности (отказы, увеличение числа
ошибок,их грубый характер и т.д.) и поведении
можно интерпретировать как понижение
надёжности в работе под влиянием ЭН.
- При оценке влияния состояний
напряжённости на эффективность деятельности
надо учитывать: а) специфику предъявляемых
задач и б) степень их сложности для человека.
Данные других авторов также
показывают значительную роль мотивации
в сохранении эффективности деятельности.
Так, Джонс с соавторами пишут, что высокий
уровень мотивации способствует чрезвычайной
устойчивости операторской деятельности
к физиологическому стрессу. Известно,
например, что такой вид физиологического
стресса, как депривация сна, отрицательно
сказывается на эффективности деятельности.
Но оказалось, что и после бессонной ночи
испытуемые успешно решают “интересные”
сложные задачи и что обеспечение в этих
условиях обратной связи в виде сообщений
о результатах работы способствует сохранению
высокого уровня деятельности.
2. Основные физические
способы профилактики напряженности поведения
человека
К данным способам относятся:
1) Релаксационная гимнастика.
Гимнастика расслабления (релаксации),
метод физического воздействия на мышечный
тонус с целью снятия повышенного нервно-психического
напряжения, выравнивания эмоционального
состояния, улучшения самочувствия и настроения.
Широко применяется в различных видах
спорта для снятия нервно-эмоциональног
перенапряжения спортсменов перед соревнованиями,
в трудовой деятельности — для уменьшения
усталости и профилактики стрессов [4,
с. 126].
Истоки современных релаксационных
гимнастических комплексов — это прежде
всего йога, тай-цзи, кунг-фу. Релаксационное
состояние может быть достигнуто внушением,
самовнушением, специальными физическими
упражнениями, химиотерапевтическим
средствами, но независимо от того, чем
оно вызвано, всегда сопровождается снижением
эмоциональной возбудимости и улучшением
общего состояния.
Напряжение определённых групп
мышц происходит в зависимости от характера
эмоциональных реакций. При страхе наиболее
напряжены мышцы артикуляции и затылка,
при депрессии — дыхательная мускулатура.
Самоанализ мышечного состояния позволяет
выявить индивидуальные «мышечные спазмы»
и целенаправленно проводить их расслабление,
изменяя при этом эмоциональное состояние.
Для выявления «мышечных спазмов» рекомендуется
по возможности расслабиться и постараться
наиболее ярко представить какую-либо
значимую ситуацию, переключая своё внимание
с одной мышечной группы на другую, в результате
чего обнаружатся мышцы, первыми отреагировавшие
на представление напряжением.
Особое внимание следует обращать
на мышцы лица, которые часто называют
«психической мускулатурой», так как почти
все эмоциональные реакции отражаются
в мимике человека. Во время релаксации
можно мысленно задавать самому себе различные
вопросы типа: «Расслаблены ли мышцы лба,
век, щёк, губ, рта, шеи, затылка, рук, ног,
туловища, живота?», «Сжаты или нет зубы?»
и другие. Переход от напряжения мышц к
релаксации и снова к напряжению способствует
своеобразной гимнастике нервных центров,
вегетативной нервной системы. Необходимо
помнить, что релаксация — это навык, требующий
постоянной, последовательной и постепенной
тренировки, без спешки и лишнего форсирования
[4, с. 126].
Занимаясь релаксационными
упражнениями, надо освободиться от стесняющей
одежды, снять часы, очки, контактные линзы.
Помещение должно быть проветрено, без
яркого освещения и шума. Время для занятий
может быть любое, поза выбирается удобная.
Приемлемы позы аутогенной тренировки
(сидя, стоя, лёжа). Сеанс релаксации заключается
в напряжении каждой группы мышц в течение
5—7 секунд и последующего их расслабления
и длится 15—20 минут. Каждое упражнение
повторяется 2—3 раза в зависимости от
самочувствия. Упражнения не должны вызывать
болевых или других неприятных ощущений.
Дышать нужно спокойно, без напряжения,
через нос. Обычно вдох делается во время
напряжения, затем пауза — задержка дыхания,
равная половине длительного вдоха, и
выдох (на расслаблении).
Для начала упражнений необходимо
принять исходное положение: лёжа на спине,
ноги разведены в стороны, ступни развёрнуты
носками наружу, руки свободно лежат вдоль
тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута
назад, всё тело расслаблено, глаза закрыты,
дыхание через нос.
Вот некоторые примеры
релаксационных упражнений [6, с. 77]:
1. Лежите спокойно примерно
2-3 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь
представить себе помещение, в котором
находитесь. Попробуйте мысленно обойти
всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте
путь по всему телу от пяток до головы
и обратно.
2. Внимательно следите
за своим дыханием, пассивно сознавая,
что дышите через нос, мысленно
отметьте, что вдыхаемый воздух
несколько холоднее выдыхаемого.
Сосредоточьтесь на своём дыхании
в течение одной-двух минут. Постарайтесь
не думать ни о чём другом.
3. Сделайте не глубокий
вдох и на мгновение задержите
дыхание. Одновременно резко напрягите
все мышцы на несколько секунд,
стараясь почувствовать напряжение
во всём теле. При выдохе расслабьтесь.
Повторите 3 раза, затем полежите
спокойно несколько минут, расслабившись
и сосредоточившись на ощущении
тяжести своего тела. Наслаждайтесь
этим приятным ощущением. Теперь
выполняйте это упражнение для
отдельных частей тела.
4. Упражнение для мышц
ног. Напрягите сразу все мышцы
ног – от пяток до бёдер,
в течение нескольких секунд
фиксируйте напряжённое состояние,
а затем расслабьте мышцы. Повторите
три раза, затем полежите спокойно
в течение нескольких минут, полностью
расслабившись и ощущая тяжесть своих
ног.
Все звуки окружающей среды
регистрируйте в сознании, но не воспринимайте.
То же самое относится к мыслям, не пытайтесь
их побороть. В заключении мысленно «пробегитесь»
по всем мышцам тела, расслабление должно
быть полным, дыхание ровное без задержек.
После выполнения этих упражнений вы должны
почувствовать себя отдохнувшим, полным
сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем
зажмурьте несколько раз, снова откройте
и потянитесь, очень медленно, без рывков,
плавно сядьте. Затем так же медленно,
без резких движений, встаньте [6, с. 77].
Иногда полезно мысленно проанализировать
состояние всех мышечных групп, представляя
каждую в отдельности, вспоминая ощущения,
возникавшие при выполнении вышеперечисленных
упражнений. Начинать целесообразно со
лба и заканчивать кончиками пальцев ног.
После чего остаться в расслабленном состоянии
на 2—3 минуты.
Релаксационную гимнастику
можно проводить во время ходьбы, чередуя
напряжение отдельных групп мышц при максимальном
расслаблении других, не принимающих участия
в движении. Например, напрячь правую ногу
при расслабленной левой, а затем постепенно
переносить напряжение с одной части тела
на другую, можно сначала на левую ногу,
затем на правую, потом снова на левую,
на грудь, живот, лицо, шею. Во время этого
упражнения подвигайте расслабленной
конечностью при напряжённой другой, пошевелите
расслабленными руками при напряжённой
шее и т. д. Тренировку можно проводить
перед зеркалом. Такой «игрой напряжений-расслаблен й»
можно легко научиться снимать «мышечные
спазмы» во время и после стрессовых ситуаций.
2) Упражнения для концентрации
[5, с. 112].
Неумение сосредоточится –
фактор, тесно связанный со стрессом. Концентрационные
упражнения просто не заменимы, их можно
выполнять где и когда угодно в течение
дня. Для начала желательно заниматься
дома. Примерный комплекс концентрационных
упражнений:
1. Сядьте на табурет (не
мягкий) удобнее, чтобы вы могли
находиться на нём неподвижно
в течение определённого времени.
2. Руки свободно положите
на колени, глаза закройте (чтобы
внимание не отвлекалось).
3. Дышите через нос
спокойно, не напряженно. Старайтесь
сосредоточиться лишь на том,
что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
4. Концентрация на счёте.
Мысленно медленно считайте от
1 до 10 и сосредоточьтесь на счёте.
Если в какой-то момент мысли
начнут рассеиваться, и вы будете
не в состоянии сосредоточиться
на счёте, начните считать сначала.
Повторяйте счёт в течение нескольких
минут.
5. Концентрация на слове.
Выберите какое-нибудь короткое
(лучше всего двусложное) слово, которое
вызывает у вас положительные
эмоции или же с которым
связаны приятные воспоминания.
Мысленно произносите первый
слог на вдохе, второй на выдохе.
Именно такая концентрация приводит
к желаемому результату - релаксации
всей мозговой деятельности.
6. Выполняйте эти упражнения
в течение нескольких минут.
7. Закончив упражнение, проведите
ладонями по векам, не спеша
откройте глаза и потянитесь.
Ещё несколько мгновений посидите спокойно.
3) Регуляция дыхания [5, с.
112].
Человек имеет возможность,
сознательно управляя дыханием, использовать
его для успокоения, для снятия напряжения
– как мышечного, так и психического, таким
образом, ауторегуляция дыхания может
стать действенным средством борьбы со
стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Противострессовые дыхательные
упражнения можно выполнять в любом положении.
Обязательно лишь одно условие: позвоночник
должен находиться в строго вертикальном
или горизонтальном положении. Это даёт
дышать естественно, свободно, без напряжения,
полностью растягивать мышцы грудной
клетки и живота. Очень важно так же правильное
положение головы: она должна сидеть на
шее прямо и свободно. Если всё в порядке
и мышцы расслаблены, то можно упражняться
в свободном дыхании, постоянно контролируя
его.
С помощью глубокого и спокойного
ауторегулируемого дыхания можно предупредить
перепады настроения [5, с. 113].
При смехе, вздохах, кашле, разговоре,
пении или декламации происходят определенные
изменения ритма дыхания по сравнению
с так называемым нормальным автоматическим
дыханием. Из этого следует, что способ
и ритм дыхания можно целенаправленно
регулировать с помощью сознательного
замедления и углубления.
Увеличение продолжительности
выдоха способствует успокоению и полной
релаксации.
Дыхание спокойного и уравновешенного
человека существенно отличается от дыхания
человека в состоянии стресса. Таким образом,
по ритму дыхания можно определить психическое
состояние человека.
Ритмичное дыхание снимает
нервное напряжение; продолжительность
отдельных фаз дыхания не имеет значения
- важен ритм.
От правильного дыхания в значительной
мере зависит здоровье человека, а значит,
и продолжительность жизни. И если дыхание
является врожденным безусловным рефлексом,
то, следовательно его можно сознательно
регулировать.
Чем медленнее и глубже, спокойнее
и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем
к этому способу дыхания, тем скорее он
станет составной частью нашей жизни.
4) Бег.
Светило мировой величины,
доктор Кеннет Купер, более известный
как автор, ставшей уже классической «Аэробики
для хорошего самочувствия», рассказывал
про человека, который страдал от частых
сердечных приступов. Врачи, несмотря
на многочисленные обследования, не могли
найти физических причин для заболевания.
Но, так или иначе, сердечные приступы,
случавшиеся с незавидной регулярностью,
были самыми что ни на есть настоящими.
В то время медицина еще мало знала о так
называемой маскированной депрессии,
которая легко маскируется под какое-либо
соматическое заболевание [5, с. 113].
Постоянные приступы, продолжающиеся
на протяжении многих лет, безуспешное
лечение у разных докторов повергли этого
человека в такое уныние, что он стал все
чаще задумываться о том, чтобы прекратить
страдания раз и навсегда. И он решился
на самоубийство. Поскольку у него
были жена и дети, то он хотел покончить
с собой так, чтобы никто не догадался,
что это было явное самоубийство. И однажды
вечером он вышел на улицу и быстро побежал.
Он рассчитывал на то, что его больное
сердце не выдержит столь интенсивной
нагрузки. Он бежал довольно долго, до
тех пор, пока не упал в полном изнеможении.
Но, как ни странно, сердце выдержало, и
он не умер. Через некоторое время он пришел
в себя и поплелся домой, но мысль о самоубийстве
не покинула его. На следующий день, твердо
решив умереть, он повторил попытку. Но
сердце выдержало и на этот раз.
Поскольку терять ему было нечего
- он стал продолжать бегать каждый день.
Через некоторое время он заметил, что
его ощущения начинают меняться. Чувства
тяжести, безысходности, уныния, ставшие
уже привычными, начали постепенно исчезать.
Он перестал думать о смерти - ему вновь
захотелось жить. Спустя несколько месяцев,
он пробегал довольно большие расстояния,
а сердце беспокоило его все меньше и меньше.
Сам того не осознавая, этот человек с
помощью бега смог побороть свою болезнь,
причиной которой была депрессия, вызванная
стрессом.
Бег, как и любые физические
нагрузки, увеличивает выработку эндорфинов
и серотонина, что приводит к улучшению
настроения и стабилизации психики человека.
По мнению многих психиатров - регулярные
пробежки не менее эффективны, чем психотерапия
или антидепрессанты. Причем улучшение
наступает не только в результате изменения
биохимических процессов - при регулярных
занятиях постепенно изменяется отношение
к себе, растет уверенность в собственных
силах [5, с. 114].
Не так давно был проведен эксперимент,
исследующий влияние бега и физических
упражнений на стресс и депрессию. Участники
эксперимента (люди, страдающие депрессиями)
были разбиты на три большие группы. Первая
группа принимала антидепрессанты, вторая
- занималась бегом и физическими упражнениями
в течение получаса 3 раза в неделю, третья
– совмещала оба метода. Через 4 месяца
значительные улучшения были отмечены
более чем у половины обследуемых во всех
трех группах. Но к десятому месяцу симптомы
депрессии вновь появились у 30%, принимающих
препараты, у 40% - занимающихся физическими
упражнениями, и только у 10%, совмещающих
вышеуказанное.
Заключение
Состояние психической напряженности
возникает при выполнении человеком продуктивной
деятельности в трудных условиях и оказывает
сильное влияние на её эффективность.
Применительно к деятельности
и особым условиям её протекания напряжённость
выступает не как прямой результат этих
условий или некий эпифеномен, а как непосредственное
интегральное отражение значимой для субъекта ситуации, в которой
выполняется деятельность. Возникающий
стресс “можно определить только на основе
данных личности, её интеллектуального
уровня и ранее приобретённых навыков,
на основе широко понимаемого личного
опыта” человека.
В психологической структуре
напряженности особая роль принадлежит
мотивационному и эмоциональному компонентам.
Если первый регулирует деятельность
со стороны значимости для субъекта задачи,
ситуации в связи с его потребностями,
установками, ценностными ориентациями
и т. д., то эмоциональный компонент производит
соотнесённость этой значимости с конкретными
обстоятельствами и с этой целью “включает”
все механизмы жизнедеятельности человека.
Это способствует поддержанию высокого
уровня функционирования психических
и биологических процессов, что в свою
очередь является предпосылкой выполнения
деятельности в сложных условиях. В качестве
высшего уровня психического регулирования
выступает личность, которая как бы задаёт
программу всем остальным видам этого
регулирования.
Показатели деятельности служат
индикатором, результативным выражением
тех психических изменений, которые происходят
в сложных условиях. Опираясь на эти показатели
при изучении феномена напряжённости,
психология, однако, предметом рассмотрения
полагает скрытые за ними процессы, их
психологическое содержание.
К физическим способам профилактики
напряженного поведения можно отнести:
1) Релаксационную гимнастику.
Это метод физического воздействия на
мышечный тонус с целью снятия повышенного
нервно-психического напряжения, выравнивания
эмоционального состояния, улучшения
самочувствия и настроения.
2) Упражнения для концентрации.
Они помогают успокоиться и сосредоточиться.
3) Регул и т.д.................