Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Телевидение как бизнес
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 22.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ЭФФЕКТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Коммуникация нуждается в средствах,
наиболее адекватно отображающих действительность,
наибольший эффект в этом плане можно
получить с помощью телевидения, синтеза
устного слова с изображением.
Оно различается по способу трансляции
— эфирное, спутниковое, кабельное; по
типу деятельности: вещательные, программнопроизводящи
(продюсерские), дистрибьютерские; по охвату
аудитории — общероссийское, региональное,
местное…
Телевидение
транслирует социальную информацию с ее направлениями — просветительским, познавательным, прогностическим;
объединяет общество вокруг острых проблем, национальных интересов;
привлекает телезрителей к обсуждению насущных социальных проблем,
эти контакты и обратная связь с многомиллионной
аудиторией, способствуют формированию
общественного сознания и жизненной позиции
членов общества;
сообщая информацию о разных, противоречивых мнениях, предоставляет телезрителю возможность выбора;
сообщая экономическую информацию, расширяя набор коммерческих тем, имен, товаров и услуг, фирм и компаний, способствует формированию цивилизованных товарноденежных отношений;
способно стать общественной трибуной и местом, с которого власть —центральная и региональная, законодательная и исполнительная — может отчитаться перед народом, разъяснить свою политику, мобилизовать ряды своих сторонников;
сохраняя оперативность радио, добавляет эффект сиюминутности происходящего, психологическое ощущение
присутствия, сопричастности зрителя к происходящим событиям и тем самым повышает результативность передач;
расширяет наш кругозор, формирует вкусы, меняет привычки;
создает фон нашего быта, досуга, деловой активности, всей нашей жизни.
Российское телевидение
прошло несколько этапов развития.
Первый этап (1900—1930 гг.) впечатляет динамикой
— от научных опытов,
изобретений и открытий русских ученых
в области передачи изображения и зву
ка на расстояние до появления регулярного
телевизионного вещания; так, пер
вую в мире электроннолучевую трубку
— основу для передачи и приема изобра
жений — создал в 1910 г. профессор Петербургского
университета Б.Л. Розинг.
Второй этап начался с первой опытной
телепередачи, которую провел
в 1931 г. Всесоюзный электромеханических
институт совместно с Московским
радиоузлом. Аппаратура тогда была несовершенна,
но ученые продолжали ис
следования и через три года прошла новая
серия передач, которые проводились
из студии после окончания программы
радиовещания и длились всего по 30 ми
нут. А в 1938 г. были построены первые телевизионные
центры в Москве и Ле
нинграде. Развитие телевидение задержала
война.
Первые массовые телепередачи начались
в Москве в 1946 г., в Ленингра
де — в 1948 г., в Киеве — в 1951 г., затем разворачивается
строительство телецент144 ЖУРНАЛИСТИКА
ров и в других городах. Период закончился
в 60е годы созданием системы цент
рального, республиканского и местного
телевидения и возникновением массо
вого вещания.
Третий этап (конец 1960х — 1990е гг.) массовое
вещание стало много
программным. Появилось кабельное телевидение,
которое увеличивает возмож
ности локального вещания, уподобляясь
специализированным газетам и журна
лам. Синтез телевидения и печати привел
к возникновению телетекста,
а объединение телевидения с компьютером
— к невиданной области коммуника
ции — телематике, дающей возможность
получать на экране любую информа
цию системы массового или группового
вещания, индивидуальной трансляции.
Появление в эфире коммерческих телекомпаний,
а также зарубежных те
лепрограмм определило начало четвертого
периода в истории отечественного
телевидения в 1990х годах, когда вместе
с распадом СССР начала разрушаться
система прежнего централизованного
государственного управления телевидени
ем, возникает конкурентная борьба за
телезрителя между различными телекана
лами, между государственным, общественным
и коммерческим вещанием.
Ни одно из средств массовой информации
не имеет столь короткой и в то же
время насыщенной истории. В основе этого
лежат достижения в науке, технике,
технологии и развитие новых форм товарноденежных
отношений.
В современных условиях перехода к рыночным
отношениям и развития
демократии система телевидения в Российской
Федерации основывается на вза
имодействии телевизионных программ,
подготовленных компаниями различных
форм собственности — государственной,
общественной, муниципальной, акцио
нерной, кооперативной, частной.
Постепенно формируется правовая база
деятельности телекомпаний, оп
ределяются их права и круг обязанностей
перед обществом. Все телерадиоком
пании, действующие в России, можно разделить
на четыре группы: государствен
ные, межгосударственные, общественные
и негосударственные.
Государственные телекомпании — организации,
действующие от имени
и на средства органов государства, выражающие
и отражающие точку зрения тех
или иных ветвей власти или одной из них.
Межгосударственные компании — те, что
основаны совместным межгосу
дарственным соглашением и действуют
согласно уставу, который принимается
полномочными представителями государствучредителе .
Общественными называются телекомпании,
соучредителями которых яв
ляются государственные органы власти
Российской Федерации и ее субъектов,
а также иные юридические лица и граждане.
Негосударственные телекомпании основываются
одним или несколькими
юридическими и физическими лицами, которые
объединяют свои финансовые
и иные ресурсы в целях организации вещания
по определенным каналам. К не
государственным телекомпаниям относятся
вещательные организации, имену
емые коммерческим, кабельным, частным
телевидением.
Помимо вещательных существуют производящие
(на государственном и не
государственном ТВ). Они не имеют лицензии
на вещание и свои подготовлен
ные телепередачи продают вещательным
компаниям (например, ВИД или «Вре
мена» В. Познера на «Первом»).ГЛАВА 4.
ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 145
Все телекомпании в Российской Федерации
независимо от их вида и фор
мы собственности пользуются равными
правами и несут одинаковую ответствен
ность в соответствии с законодательством.
После распада СССР собственность Гостелерадио
была поделена между
бывшими республиками, в том числе в ведение
России перешли 75 телецентров.
Поскольку наряду с федеральными и региональными
государственными веща
тельными организациями в эфире появилось
множество частных, коммерческих,
независимых телекомпаний разного масштаба,
возникла необходимость созда
ния качественно новой системы государственного
регулирования в сфере элект
ронных средств массовой информации.
В конце 1993 г. были созданы Федеральной
службы России по телевиде
нии и радиовещанию (ФСТР) и Федеральная
комиссия по телевидению и ра
диовещанию (со временем они вошли в Министерство
по делам печати, теле
радиовещанию и других средств массовой
коммуникации, организованному
в 1998 г., а после реорганизации Министерства
— в Федеральное агентство по пе
чати и массовой коммуникации). Согласно
ст. 30 Закона «О средствах массовой
информации», Федеральная комиссия была
призвана вырабатывать государ
ственную политику в области лицензирования
радио и телевещания и прово
дить ее как непосредственно, так и через
территориальные комиссии по телера
диовещанию, которые наряду с Федеральной
выдают лицензии на вещание
и контролируют соблюдение держателем
лицензии своих обязательств. Если воз
никают конфликтные ситуации (что в телерадиокомпаниях
не редкость), то Фе
деральная комиссия участвует в разборе
коллизии вместе с Фондом защиты глас
ности и другими организациями.
Федеральной целевой программой развития
телевидения, одобренной кол
легией ФСТР, были предусмотрены следующие
общероссийские программы.
Телевизионная программа «Россия» (ВГРК)
— действующая с мая 1991 г.
как общественнополитическ я, информационная,
культурнопросветите ьная
и художественная программа Российской
Федерации. Использует сеть наземных
и спутниковых каналов связи, телевизионных
передатчиков и ретрансляторов,
которая обеспечивает возможность приемы
программы для 98,7% населения Рос
сии. Кроме телевизионного, имеет радиовещательный
объем — 17,3 часа в сутки.
Программа «Россия» транслируется также
в государствах ближнего зарубежья:
Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане,
Узбекистане, Таджикистане, Бе
лоруссии полностью, в Казахстане и на
Украине — в сокращенном объеме.
Телевизионная программа «Первый канал»
(ОРТ). Общественное телевиде
ние России — это новый вид телерадиокомпаний,
основанных на смешанных
формах собственности — государственной
и частной.
Указом Президента Российской Федерации
на основе государственной те
лерадиокомпании «Останкино» создано
акционерное общество «Общественное
российское телевидение» (подробнее
об этом см. гл. 11).
Объем вещания Первого канала
— 18,5 часов в сутки, сигнал распростра
няется на территориях Российской Федерации
и стран ближнего зарубежья. Ох
ват населения России — около 99%.
Существенные перемены затронули и петербургский
Пятый канал. В 1997 г.
на его базе был создан общественный
канал «Культура» с объемом вещания 12,8
ча
сов в сутки. А в 1998 г. петербургское телевидение
было также акционировано.146 ЖУРНАЛИСТИКА
20 сентября 1996 г. Президент подписал
Указ, согласно которому четвер
тый канал на все 24 часа вещания был передан
частной телекомпании НТВ. Она
была создана в октябре 1993 г., когда Игорь
Малашенко, Олег Добродеев и веду
щий информационноаналитич ской программы
«Итоги» Евгений Киселев вме
сте с другими сотрудниками службы информации
ушли из телекомпании «Ос
танкино» и создали свою телекомпанию
на средства из негосударственных
источников. Сначала НТВ показывало свои
новостийные программы («Сегод
ня» и «Итоги») на Петербургском 5ом канале,
затем телевизионщики получило
6 часов на 4ом канале. Осенью 1996 г. НТВ
в соответствие с Указом Президента
получило на этот канал исключительные
права. Новостийные и целевые програм
мы НТВ финансировала группа «МОСТбанк»,
а также банки «Национальный
кредит» и «Столичный» (в дальнейшем
остался только «МОСТ»). В начале 1997 г.
бывший руководитель группы «МОСТ» В.
Гусинский решил сконцентрировать
свою деятельность на средствах массовой
информации и создал холдинговую
компанию «МОСТМедиа», в которую вошел
и НТВ. Весной 2001 г. разразился
конфликт, что привело к смене руководителей
компании и расколу журналист
ского коллектива. НТВПлюс является попыткой
создать на канале НТВ сеть циф
рового спутникового вещания. Оно ведется
по спутникам «Галс1» и «Галс2».
В 1989 г. к московскому городскому телеканалу
(МТК) обратился евро
пейский консорциум «Суперчэнл» с предложением
о создании совместной ком
мерческой телестанции, и вскоре (в 1991
г.) появилась первая в России негосу
дарственная коммерческая сеть «2х2».
МТК продолжал существовать и вещал
на 3ем метровом канале с 6 до 21 часа, а
в остальное время вел вещание «2х2».
В 1997 г. лицензии МТК и «2х2» были переданы
новому каналу, контролируемо
му правительством Москвы, который и
начал вещание как «ТВЦентр».
ТВ6 как негосударственная телекомпания
была создана в январе 1993 г.
московскими инвесторами и корпорацией
Тернера. Но вскоре изза разногласий
по поводу распределения прав собственности
Тернер отказался от участия в ка
нале, который стал полностью российским.
ТВ6 получил шестой и последний
метровый канал. Он назван шестым по номеру
кнопки на телевизорах старых
советских моделей.
РЕНТВ/НВС (49й дециметровый канал). Созданная
в 1991 г. продюсер
ская компания РЕНТВ получила известность
как производитель культурных
программ для ОРТ и НТВ. В 1996 г. ей удалось
приобрести 49й дециметровый
канал в Москве. А НВС представляло собой
кооперативное объединение группы
негосударственных станций. Осенью 1996
г. обе организации заключили дого
вор о создании сети РЕНТВ/НВС. В 2000 г.
контрольный пакет РЕН/ТВ при
обрел РАО ЕЭС (руководитель А. Чубайс).
СТС (27й дециметровый канал) Содружество
телевизионных станций СТС
является сетью спутниковой связи, финансируемой
американской компанией
«Стори ферст». Половина программ сети
собственного, а половина — зарубеж
ного производства, не желая вмешиваться
в политику, СТС не делает собственной
новостийной программы.
Телекомпания ТВ3 Россия работает с середины
1995 г., когда было до
стигнуто соглашение между ТК27 (начал
вещание в СанктПетербурге в 1994 г.
на 27ом канале) и ИНТХ (финансируемой
американскими и европейскими инГЛАВА
4. ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 147
весторами кипрской компании «Индепендент
телевижн нетуорк холдингз»). Раз
влекательные программы, российские
и зарубежные фирмы — таково содержа
ние вещания ТВ3.
Космос ТВ, не являясь ни сетью, ни общенациональным
каналом, предостав
ляет 19 западных телеканалов подписчикам
в Москве по «беспроводной кабель
ной» системе. «КосмосТВ» принадлежит
американскому конгломерату «ИТИ/
Метромедиа», который создал аналогичные
системы в различных городах СНГ
и имеет несколько радиостанций. Системы
не составляют конкуренции станци
ям эфирного времени, поскольку предоставляют
совершенно иные услуги.
Киноканал «Метеор Кино» использует
цифровую спутниковую систему
передачи через российский спутник «Горизонт».
Начал работу в сентябре 1996 г.,
у канала немного абонентов, хотя его
программы принимают и транслируют не
сколько кабельных сетей в регионах.
Российские общенациональные телеканалы
и региональные каналы
используют свои производственные мощности
для выпуска информационных
и информационноаналитич ских программ
и токшоу. Они приобретают про
граммытелеигры и развлекательные программы
у российских производящих
компаний, а фильмы и спортивные программы
— у иностранных и российских
дистрибьюторов.
И у телезрителей СанктПетербурга —
весьма широкий выбор телекана
лов и программ. Традиционные каналы
— московские «Первый», «Россия», НТВ,
«ТВцентр», петербургский «Пятый» соседствует
с 6ым, 11ым (ТНТ), 22ым,
36ым, 40ым (региональное ТВ), 51ым, ТВ3; работают
кабельные студии «Кас
кад», «ТВИкс», «Онега», «Петроний», «СпрутТВ»,
«Триллион», «Свежий ве
тер», «Экшен».
Программы регионального телевидения
(республик, краев, областей, авто
номных округов) создаются 90 государственными
телерадиокомпаниями и рас
пространяются, как правило, по каналам
ВГТРК «Россия» в пределах своих ре
гионов. В большинстве регионов охват
населения местной программой ниже, чем
программами общероссийских каналов.
Это объясняется прежде всего тем, что
программа «Россия» передается как по
наземным линиям, так и через спутники
на приемные станции и ретрансляторы,
а местные используют только наземные
линии. Разительные изменения последнего
десятилетия затронули все отряды
средств массовой информации, но особенно
эти новации видны в телевизионной
журналистике.
К 1 вопросу
40. Современная телепрограмма.
Типы программ современного телевидения
В теории журналистики существует деление
информации на три вида: Информационная – констатирует,
фиксирует факты. К ней относятся – хроника,
интервью, репортаж, телевизионный сюжет. Аналитическая – осмысливает
и обобщает. Аналитический репортаж, комментарий,
беседа, обозрение, очерк, телевизионный
журнал. Художественная – типизирует.
К художественной журналистике относится
ТВ публицистика, имеющая собственное
деление на информационно-публицистические,
аналитико-публицист ческие и художественно-публици тические
жанры.
Почти все телевизионные жанры в чистом
виде встречаются крайне редко. Чаще они
служат своеобразными кирпичиками, составными
частями для создания более сложных телевизионных
конструкций, которые телевизионные практики
часто называют передачами, программами.
Еще на начальном этапе становления,
отрешаясь от простейшей обязанности
быть своеобразной прокатной конторой
по транспортировке на дом телезрителям
произведений других искусств (кино, театра,
эстрады), осознавая, что кроме рекреативной
функции домашний экран обладает огромным
общественно-политиче ким потенциалом,
первые тележурналисты настойчиво искали
возможности создания более сложных, многообразных
телевизионных форм, позволяющих использовать
такие возможности нового средства массовой
коммуникации, как постоянство аудитории,
возможность последовательно возвращаться
к темам, героям, проблемам. Понятно, что
и здесь на помощь пришли уже испытанные
журналистикой формы.
Печатная периодика никогда не испытывала
особых трудностей в подаче оперативной
информации. Новость могла появиться на
газетной полосе, в каком угодно объеме,
в любом обрамлении, да и жанровых ограничений
газетчики не испытывали: посчастливилось
репортеру быть свидетелем происшествия
– публикуется репортаж, информация поступила
из официальных источников – есть раздел
хроники. Для облегчения поиска интересующих
читателя материалов стали публиковать
подборки новостей – иногда тематические,
а иногда и «всякую всячину».
Радио создало жанровую форму «бюллетеня
новостей», перешедшую впоследствии и
на телевидение. С ростом материальной
базы, внедрением портативных кинокамер,
позволяющих показать событие, использованием
синхронной записи звука, наконец, появлением
портативных видеокамер (камкордеров)
новости выглядят на экране поистине телевизионными.
Развитие новостных программ весьма точно
отражало положение в обществе.
В общем потоке новостей теленовости занимают особое место.
Это самые “живые” новости мира, в которых
журналист как бы беседует с телезрителем,
а затем приглашает его принять участие
– прямое или опосредованное – в событии.
Все это повышает действенность телевизионных
новостей. Репортаж на телевидении – один
из основных жанров телеинформации. Хроника. Первоначальной
задачей хроники была задача информировать
общественность о происходящем в той или
иной области человеческой деятельности.
Позднее ее характер изменился, а с ним
и функции. Теперь хроника существует
в драматической форме. Пример тому передача
“Дорожный патруль” и т.п.
Считается, что верстка новостной программы,
се компоновка – высшее проявление журналистского
мастерства, требующее большого опыта,
политической и гражданской зрелости,
подлинного профессионализма.
Реализуя свои социальные функции, телевидение
весьма быстро пришло к широкому использованию
хорошо известного в периодической журналистике
способа соединения подчас разнородных,
чаще тематически связанных между собой,
но всегда достаточно независимых, автономных
и даже самоценных материалов – журнала.
Телевизионный журнал – также периодическое
(еженедельное, ежемесячное) издание, где
под одним названием собраны материалы
на разные темы.
Популярность телевизионного журнала
в программе обусловлена вполне объективными
причинами и закономерностями. Направленность,
адресность этой формы, позволяющей дифференцировать
аудиторию по интересам, возрастному,
образовательному, профессиональному
или другим признакам, чрезвычайно важна
в нашем случае. Причем сужение аудитории
ведет к усилению познавательного, воспитательного
воздействия журнала (пример дифференциации
по интересам: «Клуб путешественников»,
«В мире животных»).
Отдельно на ТВ выделяют документальное телевидение.
Оно берет на себя образовательные и воспитательные
функции, представленные в виде публицистическо-очер овых
форм и трансляций, получавших широкое
распространение на телевидении в прошлом
нашей страны. Специфически ТВ тенденция
состоит в межжанровых связях телевидения
как искусство синтетического, в соединении
в одном произведении элементов игрового,
документального кино, музыкального искусства
и т.д.
Все эти жанры взаимодействуют между
собой, оказывая друг на друга влияние,
взаимно обогащаясь, переходя из одного
вида в другой. В этом заключена сложность
проблемы овладевания законами сознания
ТВ передач определенных жанров.
Основная особенность, характеризующая
жанр – единство содержания и формы при
ведущей роли содержания. Последняя практика
создания ТВ передач показывает, что на
телевидении появляются новые собственно
телевизионные жанры, непомещающиеся
в рамках привычных, причем они имеют успех
у зрителя и рейтинговость. Это такие новые
“синтетические” жанры ТВ, как телеигра
или ток-шоу, граничащие с фольклором,
разговорным эпическим творчеством и
театральной постановочностью.
Наконец, следует назвать многочисленный
класс передач, называемых шоу (прообраз
на советском телевидении – передача
«На огонек»). Сегодня это многочисленные,
по преимуществу музыкальные и, безусловно,
развлекательные передачи. Создание сценария
подобной программы требует незаурядной
выдумки, безукоризненного знания технических
возможностей телевидения. Сюда же следует
отнести многочисленные телевизионные
игры, жанр которых (задолго до телевидения)
определил М. Кольцов удачным словом «викторина».
К этому жанру с полным правом можно отнести
и КВН, и интеллектуальную игру «Что? Где?
Когда?», и простенькую «Любовь с первого
взгляда», и передачу «Счастливый случай».
Сериал или «мыльная опера» — название прижилось после первых же
сериалов, показ которых сопровождался
обильной рекламой, в основном стирального
порошка и мыла, т.к. сериалы были адресованы
прежде всего домохозяйкам. Типичные примеры
качественных зрелищных отечественных
сериалов — «Адъютант его превосходительства»,
«Большая перемена», «Место встречи изменить
нельзя», «Семнадцать мгновений весны»
и т.д. Для удешевления сценария сериал
иногда изготавливается как телеверсия
известного литературного произведения
или даже кинофильма, например, «Два капитана»
и «Остров сокровищ». Пренебрежительное
название импортных сериалов связано
с дешевизной их изготовления, когда ставка
делается на множественность серий и внешние
данные актеров, при сниженных требованиях
к качеству игры и режиссуре: множественные
смысловые повторы для нетребовательного
и невнимательного зрителя, статичные
длинные диалоги и полилоги, минимум игрового
движения в кадре, почти полное отсутствие
экстерьерных съемок и изысков ракурса,
многолетние съемки практически без дублей
и репетиций с допустимой заменой актеров.
Впрочем, некоторые указанные особенности
вообще характеризуют телеэкран как «младшего
брата большого экрана».
К 6 вопросу
ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА
СОВРЕМЕННОЙ ЭКРАННОЙ
ПРОДУКЦИИ
Итак, в экранной продукции можно идентифицировать
описанные в настоящей главе жанры, современные
или по крайней мере пока не забытые (за
основу взята система жанров Р.А.Борецкого
и В.Л.Цвика из учебника для тележурналистов[9][9 ). Отдельно, в следующей главе приводятся
так называемые стили, изобразительно–выраз тельные
средства и т.д., то есть все то, что не всеми
авторами однозначно квалифицируется
в качестве жанров для экранной продукции,
но тем не менее имеет право на самостоятельное
существование и необходимо для типологии
экранных произведений.
Бенефис — игровой синтетический зрелищный жанр,
связанный с выигрышным показом единственной
замечательной личности (например, актера
или политика), практически полностью
вытесненный клипом.
Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог
или полилог, иногда с использованием
вспомогательных кино– или фотодокументов
(коротких сюжетов), как правило без выраженной
конфронтации сторон (то есть не переходящее
в дискуссию эффективное по Э.Берну общение
перед экраном). Существует по крайней
мере в двух формах — посвященная конкретной
общественно–значимой теме или с участием
людей, само появление которых на экране
способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров).
На современном ТВ чаще всего бывает включена
в ток–шоу.
Брифинг — жанр (жанровая разновидность) информационной
публицистики, означающий открытую, обычно
деперсонифицированну передачу официальной
точки зрения или информации (оригинальной
или субъективно обработанной) органа
власти (от его пресс–центра или уполномоченного
представителя) о событии или общественно–значимом
явлении в открытые СМК через специально
приглашенных журналистов. Может иметь
закрытый характер, не предназначенный
для прямого эфира. Вопросы при этом обычно
не задаются.
Бюллетень — форма подачи новостной информации, подобранной
тематически, ограниченной заданным объемом
(хронометражем) и обладающей определенной
жанровой структурой (см. также новости).
Водевиль — игровой музыкальный зрелищный сценический
и экранный жанр, как правило с переодеваниями
и с преимущественной рекреационной функцией.
Выступление (в
кадре) — монолог на общественно–значимую тему.
Жанр информационной или аналитической
публицистики, создающий эффект плюрализма
на ТВ как СМИ. Типичные примеры жанра
— выступление политического деятеля
или комментатора (обозревателя) в связи
с событием или его освещением, некролог
на смерть общественно–значимого лица
его соратником, новогоднее обращение
Президента к народу страны.
Разговорные жанры вообще и монологичные
еще в большей степени требуют особых
усилий для придания им зрелищности. С
другой стороны, на примере только лишь
устного выступления одного человека
согласно Буданцеву[10][10] можно показать обилие жанровых вариаций
(приводится без комментария):диатриба — разговор с
отсутствующим; солилоквиум — разговор
с самим собой; симпосион — застольное
слово; плач; призыв; проповедь (лекция, урок); уличный крик (прообраз
рекламы); указ (постановление, объявление).
Гиперреализм — новое производное на основе слова "реализм"
фактически превратилось в термин с развитием
техники анимации в изготовлении телевизионных
заставок, видеоклипов и фильмов типа
"Терминатор&qu t; или "Парк Юрского
периода" – синтеза искусственного
видеоряда с использованием мощной компьютерной
графики. Анимационная компьютерная графика
в принципе доступна любому подростку,
минимально знакомому с компьютером (например,
в интегрированной среде Фенси), также
используется для создания и редактирования
собственных Web-страниц активными пользователями
Internet. Но коммерческий продукт может быть
создан лишь с использованием компьютеров,
достаточно условно называемых "персональными& uot;
(их стоимость на два порядка выше, включая
особого уровня программное обеспечение,
чаще всего фирмы Silicon Graphic). Естественно,
толчком к развитию прикладной компьютерной
графики послужило развитие мультипликации
и, главным образом, видеоклипов с синтезом
снятых на синем фоне изображений реальных
актеров (ньюсмейкеров шоу-бизнеса) с синтезированными
декорациями. Считается, что первый отечественный
клип был сделан на песню "Не валяй дурака,
Америка" для группы "Любэ" (начало
девяностых годов), в котором последовательно
обработали шесть тысяч кадров. Затем
была внедрена техника Motion Control, позволяющая
резко ускорить и удешевить процесс при
автоматическом совмещении движения актера
и компьютерной виртуальной камеры, и
Flame-технология для преобразования различных
изображений друг в друга (например, гитары
в живую девушку и наоборот в клипе Владимира
Преснякова). Авторы виртуальной реальности
утверждают, что технике компьютерной
анимации доступен синтез "всего, чего
угодно", и можно думать, что именно
развитие гиперреализма как одного из
направлений компьютерной эволюции обеспечит
ей выход в поле, не имеющее корней в докомпьютерном
прошлом человечества. Пока же заметные
результаты внедрения компьютерной анимации
в экранную продукцию негативного характера,
при сочетании увлечения авторов графики
троянскими эффектами воздействия на
психику зрителя и тем фактом, что зритель
отмечает роль графики именно тогда, когда
она мешает рекреации или восприятию информации,
но не способствует. В Японии же имел место
случай патологической реакции эпидемического
характера в ответ на конкретный компьютерный
эффект – случилось именно то, без чего
развитие виртуального мира не могло обойтись.
Гиперреализм можно считать стилем, дополняющим
основу произведения, поскольку особенно
повышает зрелищность совмещение реального
изображения и компьютерной графики (обычно
это живой актер в виртуальном мире). Но
одинаково правомерно к гиперреализму
можно относиться и как к состоявшемуся
жанру экранного искусства, который в
будущем очевидно окажется порождающим
источником рода и вида искусства. Одновременно
данная форма синтеза экранного текста
является и принципиально новой техникой
общения в обществе, возможности которой
будут экстенсивно эволюционировать.
Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно
полилог с участием ведущего и не менее
чем двоих носителей контрастных точек
зрения на некую общественно–значимую
проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное
появление которых в кадре символизирует
некую противоположность. Поскольку дискуссия
чаще всего транслируется без видеоряда,
зрелищность зависит от профессионализма
ведущего в выборе участников, подготовке
проблемы, умения импровизировать по ходу
беседы. Разновидностью дискуссии являются
теледебаты. На современном ТВ чаще всего
бывает включена в ток–шоу.
Документальный
фильм — Основная форма существования жанра
документального (также неигрового) кино.
Номинально документалистика должна строиться
на съемках подлинных событий и собственно
именно этот жанр является родоначальником
всех прочих в экранном искусстве. Однако
кинодокументы сами по себе, как бы ни
были уникальны съемки и отображаемые
события, требуют определенных ухищрений
для придания им зрелищности и эффекта
достоверности: монтажа, микширования,
комментария и сочетания жанров для создания
драматургической композиции. В теории
известны несколько разветвленных и переплетающихся
направлений кинодокументалистики Первой
теоретическое обоснование получила идея
киноправды Дзиги Вертова (Дениса Кауфмана)
в трудах самого автора, проповедовавшего
«жизнь врасплох» на экране при отсутствии
сценария и монтажа. Как ее альтернатива
позже возникает так называемая авторская
документалистика Артура Пелешяна (например,
фильм «Мы»), использовавшего ассоциативный
монтаж (например, толпы и волн как эстетически
сходных видов самоорганизации). В современной
форме документальное кино как правило
использует реального человека (документального
героя), родоначальником которой явился
фильм Виктора Лисаковича «Катюша». Идея
примата героя, рассказывающего о реальных
событиях и своей роли в них, получила
дальнейшее развитие в фильмах Дмитрия
Лунькова. Отсюда исходят два направления:
фильм–самовыражение с напряженной драматургией
(Игорь Беляев и Марина Голдовская) и проблемные
произведения на социальные темы (Алексей
Габрилович, Самарий Зеликин, Арон Каневский),
использующие социологические методы,
например, опросы на улицах, ставшие основой
многих современных телевизионных произведений.
Особое направление документалистики,
пока не получившее теоретического обоснования,
построено на подготовке к съемке участников
будущих событий — смерти, рождения человека
и даже потрясшего мир преступления (так
случайно получилось с фильмом Герца Франка
«Семь Симеонов» о семье Овечкиных). Фактически
подобная форма документалистики использует
в точности те же методы, с помощью которых
зоолог наблюдает и документирует поведение
животных в природе, живя среди них и давая
им возможность привыкнуть к камере и
оператору. По методам съемки разделяется
открытая, привычная и скрытая камера.
По творческому вкладу выделяется авторское
кино, в котором один человек является
одновременно сценаристом, режиссером,
оператором и автором идеи фильма.
В реальности сам Дзига Вертов не обходился
в своем творчестве без сценарной композиции,
а съемки, в точности соответствующие
его теории (т.н. кинолетопись), стали предметом
архивирования в Российском государственном
архиве кинофотодокументов и в качестве
коммерческого экранного продукта практически
не используются. Различные формы и жанровые
разновидности документального кино имеют
своих апологетов и служат предметом общения
в определенной среде, в чем оно более
схоже с научной литературой, чем с игровым
экранным искусством. Во всяком случае
документалистика при резких исторических
переменах точно так же консервативна
относительно значительно более мобильного
художественного вымысла. В настоящее
время фильмы неигрового кино почти недоступны
массовому зрителю, хотя их снимают, причем
на неплохом уровне — существенно выше
того, что доступно, и сделаны на отечественном
материале. Ежегодно проходит фестиваль
неигрового кино в Екатеринбурге, существуют
аппарат (элитарная среда) специфической
критики и учебный процесс на факультетах
журналистики, также в других профилирующих
учебных заведениях. Жанр без аудитории!
Парадоксальности влекут одна другую.
В связи с инфернальностью отечественной
реальности проблема непосредственной
документалистики, как она поставлена
в трудах Дзиги Вертова, требует изобретения
новых жанров и использования изощренных
изобразительно–выра ительных средств.
Казалось бы, неигровое кино могло бы развиваться,
но соревноваться именно в документалистике
с постановочными фильмами трудно. Например,
чисто художественные зрелищные полнометражные
фильмы «Фрэнсис» и «Милый, дорогой, любимый,
единственный» удивительно точно передают
не просто распространенные типы агрессивного
женского поведения в реальных ситуациях,
но даже воспроизводят в деталях конкретные
события, во что зритель бы не поверил,
будь фильм «документальным». Еще больший
эффект надуманного гротеска вызывает
в восприятии зрителя фильм Михаила Калика
«И возвращается ветер», практически в
точности воспроизводящий набор реальных
ситуаций. Реальная действительность
покрывает почти полностью, не находя
иного места, чисто сюрреалистические
популярные ленты типа «Каин XVIII», «Интервенция»
и «Асса». В конечном счете и зрителю, и
редактору как бы все известно изнутри
и «обмануть его ожидания» доказательной
истиной документальной съемки невозможно.
Проще идти на поводу у ожиданий, как описал
начало своей карьеры в качестве режиссера–документали та
Эльдар Рязанов.
Необходимо повторить, что в настоящее
время жанровая структура не только не
устоялась, но находится в процессе мало
предсказуемых перемен. Например, трудно
найти место в схемах несомненному родоначальнику
авторского направления экранной компиляции
кинолетописей (часто любительских и случайных
съемок) Михаилу Ромму — именно этому
автору принадлежит авторство природы
Холокоста. Его метод не только не забыт,
но продолжает распространяться — творцы
элитарного кино считают буквально своим
долгом вставить почти в любой фильм кадры
Холокоста для усиления ассоциативности
монтажа и это тотальное явление стирает
грань между постановочным кино и документалистикой.
Документальный
телефильм — фактически превратившийся в историзм
типично отечественный жанр «голубого
экрана», не забытый по крайней мере как
явление. Причем явление многогранное,
исполненное парадоксов и вполне типичное.
То, что показывалось под рубрикой «документальный
телефильм», несло скорее рекреативную
функцию перебивки идеологического прессинга
показом той жизни, которая как бы и не
выдумана и вовсе неплоха, включая «отдельные
недостатки». Т.е. пока жанр существует
как «еще более младший брат младшего
брата», к тому же об этом мало кому известно.
Драма (теледраматургия)
— (греч. drama букв. действие) значительный
кусок совокупности близкородственных
телевизионных жанров, фактически вид
экранного искусства (согласно Р.Борецкому,
понятие родовое), основанный на живом
действии и существовавший в двух вариантах
— собственно теледраматургия по оригинальным
сюжетам и сценариям, поставленным на
ТВ своими средствами (как правило, слабее
художественно), и телеверсия известного
литературного произведения или даже
кинофильма. Исторически художественные
жанры ТВ начинались именно с драмы, и
существует обильная литература по теледраматургии.
Специфику жанра исследователи видели
в продленном контакте с аудиторией (феномен
многосерийности, реализованный впоследствии
и в иных жанрах) и поэтому прочили драме
на телеэкране большое будущее. Существовали
различные ответвления жанра, например,
драма документальная типа ленинградской
передачи «Контрольная для взрослых».
Затем пошел поток бытовых драм и других
телеспектаклей, например, прослеженная
на протяжении нескольких лет жизнь одной
семьи — «Наши соседи». Дольше всех продержались
на экране «Знатоки» — и до сих пор идут,
несмотря на очевидную наивность сюжета
и обилие историзмов. Немаловажную роль
в угасании жанра сыграли устаревшие средства
выражения, а также низкие заработки актеров
на телевидении. И вообще теперь неинтересно
— что там, у наших соседей. Отечественная
теледрама практически вытеснена импортными
сериалами, которые унаследовали ее аудиторию.
В сценическом искусстве драматической
постановки, которое первично относительно
экранного, можно выделить жанровые разновидности,
так или иначе находящие свое место на
ТВ по крайней мере в качестве стилей отображения
реальности (см. ниже) — трагедия, затем
возникшая как пародия на нее комедия,
затем трансформация последней в фарс
и т.д. Чисто экранный жанр кинокомедии,
казалось, долгое время доминировал, по
крайней мере для тех социально–демографич ских
групп в составе аудитории, для которых
кинематограф и затем ТВ заполняли досуг.
Однако первичной на сцене была видимо
все же трагедия с ее катарсисом, занимавшая
центральное место в античной культуре.
В наше острое время трагедия личности
кажется пресной и недостаточной для достижения
очищающего эффекта катарсиса. Тотальная
жажда негативного эстетизма вызвала
к жизни специфические острые формы типа
триллера или порнографии, но в еще большей
степени генерализовалась в антиутопию
(см.) с ее катастрофой общества в целом.
В рамках сценического искусства на экране
особое место занимает телеспектакль
(см.).
Драматургия с ее законами композиции
(см. выше) является основой почти любой
части континуума телевизионного текста,
как авторски завершенного, так и отделенного
заставками или иными «знаками препинания»,
также целиком вещательного дня. Вещание
обеспечивается вкладом многих личностей
и именно драматургия ТВ–текста в целом
синергично впитывает таланты многих,
ярких и трудно совместимых в иной жизни
творческих личностей как многоролевая
игра
Журналистское
расследование — своеобразный и распространенный на
крупных компаниях «внутренний» аналитический
жанр, к которому компания прибегает чаще,
чем предоставляет эфир его непосредственным
результатам, поскольку расследование
со стороны органа СМК влечет множественные
проблемы этического характера и возможные
расходы по судебным искам. Однако это
единственный жанр, влекущий конкретную,
ощутимую и результативную реакцию общества
— именно журналисты раскрутили «уотергейт»
и это привело к смещению Никсона, причем
вся история оказалась настолько значимой
для Америки, что была воплощена в художественном
фильме «Вся президентская рать» с Дастином
Хофманом.
Вопреки распространенному мнению о
необходимости расследования исключительно
по следам конкретного преступления, оно
может быть предпринято в связи с любой
общественно–значимой проблемой, информация
о которой труднодоступна или скрывается.
Практически каждый обозреватель крупного
СМИ имеет свой личный архив с результатами
нескольких журналистских расследований,
которые он часто ведет, не имея предварительного
представления о форме будущей публикации.
Крупные компании ведут одновременно
несколько расследований и не скупятся
на каждое, причем перед эфиром материал
просматривает юрист компании. Эфир материала
расследования обычно организуется сериалом
короткими частями по несколько минут.
Несмотря на промежуточность расследования
как журналистского жанра на пути информации
от первичного источника до аудитории
его востребованность возрастает. Рубрика
«журналистское расследование» встречается
в публикациях достаточно независимо
о самого факта расследования и чаще, чем
компания реально расходует значительные
средства на поиск и получение значимой
информации.
Заметка (видеосюжет)
— общежурналистский жанр информационной
публицистики, пограничный с репортажем
и называемый обычно «сюжетом» или «информацией».
Может иметь форму отдельной передачи
или входить в качестве составной части
в сложную сценарную композицию. На экране
существует в двух формах — вербальной
или с использованием видеоряда.
Зарисовка — идущий без комментария или с закадровым
ассоциативным текстом зрелищный высокохудожественный
жанр короткого видеосюжета или последовательности
видовых кадров обычно без драматургической
композиции и иногда без сюжета, при обязательном
высоко профессиональном операторском
мастерстве, с использованием неожиданных
ракурсов, различных планов (детальных
и общих) и ассоциативного монтажа. Зарисовки
используются ассоциативно–тематиче ки,
т.е. транслируются для перебивки напряженной
новостной информации или спортивных
репортажей для возможности релаксации
зрителя.
Самостоятельный генетически неоднородный
жанр, происхождением как от видовой фотографии,
так и от литературной зарисовки как жанра
прессы. Некоторые формы произведений
данного жанра могут быть также названы
«лирическим репортажем» или «репортажем
ни о чем» (последнее не следует путать
с передачей под аналогичным названием).
Игра — телеигра типа «Поля чудес», «КВН» или
«Что? Где? Когда?», в прошлом — викторина.
Зрелищность жанра поддерживается высоко
профессиональной режиссурой, незаурядностью
личности ведущего, неизвестностью исхода
и интерактивным режимом — зритель может
задать вопрос и даже выиграть этап (раунд)
игры. Телеигра предоставляет возможность
нетривиальных путей интеракции: например,
на пике популярности КВН после его возвращения
на экран Александр Масляков попросил
зрителей, чтобы они выключили свет, и
специально подготовленные камеры показали
панораму двух московских районов с погасшими
окнами.
Интервью — (от англ. interview — обмен мнениями) — жанр
информационной публицистики, в составе
информационных материалов один из вариантов
разговорной передачи «в лицах» — диалог,
полилог, конфронтационное интервью, контрвью
и т.д. Также составная часть (метод) журналистской
работы в различных жанрах, позволяющая
сделать эффектный материал об интересном
или видном человеке, или подготовить
эпатирующий «экспромт» для увеличения
зрелищности телеигры, или добыть недостижимую
иными способами, менее травмирующими
эстетическое восприятие, недостающую
в сюжете для зрелищности информацию.
Также элементарный источник (порождающий
жанр пучка жанров), трансформация которого
приводит к более сложным узким жанрам
типа пресс–конференции или теледебатов.
Также психологический прием идентификации
особенностей личности — интервью на
раскрытие личности для тренировки работников
ТВ, иногда используемое в жанре телеигры.
Также составная часть жанра «журналистское
расследование». И так далее.
Различается несколько разновидностей
интервью: протокольное, информационное
(в связи с конкретным событием, причем
как только что случившимся, так и давно
прошедшим, но вызвавшим именно сейчас
общественный резонанс), портретное (личностное)
и проблемное (показывающее живыми словами
от первого лица компетентное мнение о
некоторой проблеме или общественно–значимом
явлении). Что впрочем, не исчерпывает
всех разновидностей интервью. Обычно
учебники журналистики выделяют только
три типа интервью (событийное, проблемное
и портретное), приписывая им различные
цели и соответственно описывая три формы
работы журналиста с человеком. Естественно,
журналисту приходится сталкиваться и
с теми формами опроса, которые формально
находятся вне пределов журналистики:
интервью психологическое, психиатрическое,
следственный допрос, собеседование для
приема на работу или учебу. Основа интервью
— вопросы, которые делятся на программные
и экранные (микрофонные), закрытые и открытые,
прожективные (по предполагаемой ситуации)
и конкретные (фактологические), прямые
и косвенные, фильтрующие (для проверки
степени информированности источника)
и контрольные (для проверки правдивости),
буферные и ударные, контактные и ситуативные
и т.д.
Независимо от предпочитаемого жанра
журналист должен уметь работать как интервьюер
и обязан знать, как готовить вопросы,
какого типа они бывают, как выстраивать
«драматургию» интервью и чего нельзя
делать, в том числе это касается одежды
и макияжа.
Киножурнал — распространенная в прошлом форма экранной
продукции, несомненно представляющая
собой самостоятельный жанр, при которой
произведение составляется из коротких
игровых, документальных или мультипликационных
сюжетов с насыщенной драматургической
или информационной композицией. Киножурнал
как форма экранной продукции возник очень
рано (в отечественном кино — с 1918 года).
Одним из самых ранних был киножурнал
Дзиги Вертова «Киноправда» (1922–25 годы).
Киножурналы обычно демонстрировались
в кинотеатрах перед кинофильмом, например,
документальный «Новости дня» или сатирический
«Фитиль». На телеэкране до сих пор популярен
юмористический киножурнал для детей
«Ералаш», уже насыщенный историзмами.
Наряду с киножурналом существовал (особенно
в семидесятые годы) в качестве индивидуальной
формы подачи экранного материала тележурнал,
например, «Здоровье».
Клип (видеоклип)
— синтетический жанр (англ. clip — ножницы,
стрижка), возникший как способ предварительного
изготовления рекламного зрелищного продукта
в виде короткой (от двух до десяти минут)
видеозаписи с использованием всевозможных
изобразительных средств, компьютерной
обработки изображения и обычно выполненной
высокого уровня профессионалами. Поскольку
изготовление клипа стоит дорого, к подобного
рода рекламе чаще всего прибегают рок–звезды
и крупные политические деятели. Клип,
в отличие от фильма, фактически стал жанром,
вытеснив иные формы персональной рекламы
типа бенефиса. Трансляция клипа исключает
иную рекламу, кроме включенной в него
при изготовлении.
Клип как метод чаще всего и притом весьма
талантливо используется для рекламы
товара или политического движения.
Комментарий — жанр аналитической публицистики, разновидность
выступления в кадре или закадровый комментарий
под конкретный видеоряд, в связи с конкретным
событием или проблемой. Транслируется
в форме самостоятельной отдельной передачи и т.д.................