Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Становление и развитие древнерусского государства
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Становление и развитие
древнерусского государства.
Норманская теория.
Легендарное известие о призвании варягов
послужило основой для возникновения
так называемой норманнской теории. Историки-норманисты
утверждали, что Древнерусское государство
возникло благодаря варягам, поскольку
славянские и финно-угорские племена оказались
просто неспособными создать его самостоятельно.
В последующем подобное утверждение стало
исходным для построений, далеких от науки:
в призвании видели не только доказательство
низкого уровня развития восточнославянских
племен, но и неспособность славянского
этноса к творческо-созидатель ой деятельности.
Норманнская теория возникла в XVIII в.
и связана с именами ученых иностранного,
как правило, немецкого происхождения,—
Г. 3. Байера, А. Шлецера, Г. Ф. Миллера. Будучи
членами Академии
наук, они внесли свой вклад в развитие
российской науки и культуры (особенно
академик Г. Ф. Миллер). Тем не менее, обращаясь
к начальной истории Руси, они исходили
из того, что пришельцы- скандинавы были
носителями более высокой политической
культуры. В последующем положение о созидательной
деятельности варягов в той или иной мере
разделяли Н. М. Карамзин, М. П. Погодин,
С. М. Соловьев. Но норманизм нашел и решительных
противников.
М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и другие
столь яростно отвергали построения оппонентов,
что в своем неприятии доходили до крайностей
— отрицании какой-либо роли скандинавов
в истории
Древней Руси. При этом нередко утверждалось,
что варяги «Повестивременных лет» —
не скандинавы, а славяне.
Споры между норманистами и антинорманистами
способствовали накоплению исторических
фактов. Но нередко в силу остроты и актуальности
они порождали схемы, далекие от научных.
Искали не истину, а историческое обоснование
своих политических пристрастий.
Причины образования
Древнерусского государства
Появление племенных союзов, возвышение
одних родов и племен и упадок других,
выделение родоплеменной знати свидетельствовало
о кризисе родовых отношений. В прошлое
уходит равенство внутри рода и между
родами. Вокруг князя объединяется дружина,
для которой война становится основным
занятием. Появляется имущественное неравенство,
одно из условий возникновения неравенства
социального.
Новое качество приобрели межплеменные
отношения. Возникли союзы племен, а с
ними — борьба за первенство. В рамках
военной демократии выделялись князья,
дружинники, родовая знать, занявшие привилегированное
положение. Утрачивая прежнюю однородность,
общество уже не могло функционировать
исключительно на кровнородственных связях.
Обычаи и традиции, самодостаточные для
разрешения конфликтов в эпоху родовую,
с усложнением общественной и социальной
жизни уже не могли выступать ее всеобъемлющими
регуляторами. Эту функцию берет на себя
обособившаяся и возвысившаяся над обществом
публичная власть. Она создает свою, еще
достаточно архаичную, систему управления
и готова преступить родовые традиции
и прибегнуть к насилию.
Формируется государство, призванное
регулировать отношения внутри общества
и защищать территорию и население от
внешней опасности. Эти общественные функции,
в выполнении которых было заинтересовано
большинство населения, со временем дополняются
еще одной - стремлением государства защитить
интересы привилегированных слоев - тех,
кто стоял у власти и пользовался властью.
Таким образом, государство выступало
в роли универсального регулятора интересов
и отношений, которые возникали в обществе.
Деятельность первых
князей
Объединение Новюрода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных
лет», утвердился в Новюроде. По традиции
с этою времени веду! начало русской юсударсгвенности.
(В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен
памятник «Тысячелетие России», скульптор
М. О. Микешин.) Некоторые метрики считают,
что Рюрик был реальной исторической личностью,
отождествляя его с Рюриком Фрисландским,
который во главе своей дружины неоднократно
совершал походы на Западную Европу. Рюрик
обосновался в Новгороде, один из его братьев
— Синеус — на Белом озере (ныне Белозерск
Вологодской обл.), другой — Трувор — в
Изборске (неподалеку от Пскова). Метрики
считают имена «братьев» искажением древнешвсдских
слов: «синсус» — «со своими родами», «трувор»
— верная дружина. Это обычно служит одним
из доводов против достоверности варяжской
легенды. Через два года, согласно летописным
сведениям, братья умерли, и Рюрик передал
в управление важнейшие города своим мужам.
Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие
неудачный поход на Византию, заняли Киев
и освободи-
ли киевлян от хазарской дани.
После смерти в 879 г. Рюрика, не оставившего
после себя наследника (по другой версии
им был Игорь, что дало основание впоследствии
в исторической литературе называть династию
киевских
князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь
— «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде
захватил предводитель одного из варяжских
отрядов Олег (879—912).
Объединение Киева и Новгорода.
Договор Руси с греками.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев,
в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые
историки считают этих князей последними
представителями рода Кия). Выдав себя
за купцов, воины Олега с помощью обмана
убили Аскольда и Дира и захватили город.
Киев стал центром объединенного государства.
Торговым партнером Руси была могущественная
Византийскаяимперия Киевские князья
нсоднокраию совершали походы на своего
южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд
и Дир предприняли на этот раз удачный
поход на Византию. Еще большую известность
получил договор Руси и Византии, заключенный
Олегом.
В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно
воевал под стенами Константинополя (Царьграда).
В результате этих походов были заключены
договоры с греками, составленные, как
записал летописец, «на двое харатьи»,
т. с. в двух экземплярах — на русскоми
греческом языках. Это подтверждает, что
русская письменность появилась задолго
до принятия христианства. До появления
«Русской Правды» складывалось и законодательство
(в договоре с греками упоминалось о «Законе
русском», по которому судили жителей
Киевской Руси).
Согласно договорам, русские купцы имели
право месяц жить за счет греков в Константинополе,
но обязаны были ходить по городу без оружия.
При этом купцы должны были иметь при себе
письменные документы и заранее предупреждать
византийского императора о своем приезде.
Договор Олега с греками обеспечивал возможность
вывоза собираемой на Руси дани и продажи
се на рынках Византии.
При Олеге в cocтaв державы были включены
и стали платить дань Киеву древляне, северяне,
радимичи. Однако процесс включения различных
племенных союзов в состав Киевской Руси
не
был единовременной акцией.
Князь Игорь. Восстание древлян. После смерти Олега в Киеве стал княжить
Игорь (912—945). В ею княжение в 944 г. был подтвержден
договор с Византией на менее выгодных
условиях. При
Игоре произошло первое народное возмущение,
описанное в летописи,— восстание древлян
в 945 г. Сбор дани в древлянских землях
осуществлял варяг со своим отрядом, чье
обогащение вы-
звало ропот в дружине Игоря. Дружинники
Игоря заявили: «Отроки Свенельда изоделись
оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь,
с нами за данью, и себе добудешь и нам».
Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь
с небольшим отрядом вернулся обратно,
«желая больше имения». Древляне собрались
на вече (наличие co6cтвенных княжений в
отдельных славянских землях, а также
вечевых сходов говорит о том, что в Киевской
Руси продолжалось становление государственности).
Вече решило: «Повадится волк к овцам,
то перетаскает все, если не убить его».
Дружину Игоря перебили, а князя казнили.
Уроки и погосты. После смерти Игоря его жена Ольга (945—957)
жестоко отомстила древлянам за убийство
мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее
Ольге взамен Игоря в качестве
мужа своего князя Мала, было заживо закопано
в землю, второе сожжено. На поминальном
пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты
подвыпившие древляне. Как сообщает летопись,
Олыа предложила древлянам дать в качестве
дани по три голубя и три воробья с каждого
двора. К ногам голубей была привязана
зажженная пакляс серой; когда те прилетели
в свои старые гнезда, в древлянской столице
вспыхнул пожар. В результате выгорела
столица древлян Искоростень (ныне город
Коростень). В огне пожара погибли, по летописи,
около 5 тыс. человек. Жестоко отомстив
древлянам, Ольга вынуждена была пойти
на упорядочение сбора дани. Она установила
«уроки»—размер дани и «погосты» — места
сбора дани. Наряду со становищами (местами,
где был кров, хранились необходимые запасы
продовольствия и останавливалась княжеская
дружина во время сбора дани) появились
погосты — видимо, укрепленные дворы княжеских
управителей, куда
свозилась дань. Эти погосты становились
затем опорными центрами княжеской власти.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были
присоединены земли тиверцев, уличей и
окончательно — древлян.
Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (957—972)
— сына Ольги и Игоря талантливым полководцем
и государственным деятелем, другие утверждают,
что эго был князь-авангюрист, видевший
цель своей жизни в войне. Перед Святославом
стояла задача защитить Русь от набегов
кочевников и расчистить торговые пути
в другие страны. С этой задачей Святослав
справлял ся успешно, что подтверждает
справедливость первой точки зрения.
Святослав в ходе своих многочисленных
походов начал присоединение земель вятичей,
нанес поражение Волжской Болгарии, покорил
мордовские племена, разгромил Хазарский
каганат, успешно воевал на Северном Кавказе
и Азовском побережье, овладев Тмутараканью
на Таманском полуострове, отразил натиск
печенегов. Он попытался приблизить границы
Руси к Византии и включился в болrapo-византийский
конфликт, а затем повел упорную борьбу
с кон-
стантинопольским императором за Балканский
полуостров. В период успешных военных
действий Святослав даже подумывал о перенесении
столицы своего государства на Дунай,
в город Персяславец, куда, как он считал,
будут «сходиться блага из разных стран»:
шелк, золото, утварь Византии, серебро
и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед,
меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба
с Византией окончилась неудачно, Святослав
был окружен стотысячным греческим войском.
С большим трудом ему удалось уйти на Русь.
Был заключен договор с Византией о ненападении,
но дунайские земли пришлось вернуть.
По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал
в засаду, которую печенеги устроили у
Днепровских порогов, и был убит. Печенежский
хан приказал сделать из черепа Святослава
чашу, окованную
золотом, и пил из нее на пирах, считая,
что к нему перейдет слава убитого. (В 30-с
гг. XX в. при строительстве Днепрогэса
на дне Днепра были обнаружены стальные
мечи, которые, как предполагают, принадлежали
Святославу и его дружинникам.)
Принятие христианства
и его влияние на внутреннее и внешнее
развитие страны.
Принятие христианства. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной
религии было принято христианство. Христианство,
как повествует летописец, было распространено
на Руси издревле.
Его проповедовал еще апостол Андрей
Первозванный — один из учеников Христа.
В начале нашей эры апостол Андрей — старший
брат апостола Петра — отправился в Скифию.
Как свидетельствует «Повесть временных
лет», апостол Андрей поднялся до среднего
течения Днепра, установил на киевских
холмах крест и предсказал, что Киев будет
«матерью городов русских». Дальнейший
путь апостола лежал через Новгород, где,
по словам летописца, его привела в изумление
русская баня, на Балтику и далее вокруг
Европы в Рим.
Рассказы о последующих крещениях отдельных
групп населения Руси (во время Аскольда
и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги
и др.) показывают, что христианство постепенно
входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных
было совершено в г. Корсуни (Херсонесс)
— центре византийских владений в Крыму
(Херсонес располагается в черте нынешнего
Севастополя). Ему предшествовало участие
киевской дружины в борьбе византийского
императора Василия II с мятежом полководца
Варды Фоки. Император победил, но не выполнил
своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир
осадил Корсунь и принудил византийскую
царевну выйти замуж в обмен на крещение
«варвара», которого давно привлекала
греческая вера. Владимир, крестившись
сам, крестил своих бояр, а затем и весь
народ. Распространение христианства
зачастую встречало сопротивление населения,
почитавшего своих языческих богов. Христианство
утверждалось медленно. На окраинных землях
Киевской Руси оно установилось много позднее,
чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства
имело большое значение для дальнейшего
развития Руси. Христианство с его идеей
вечности человеческой жизни (бренная
земная жизнь предшествует вечному пребыванию
в раю или аду души человека после ею смерти)
утверждало идею равенства людей перед
Богом. По новой религии в рай открыт как
богатому вельможе, так и простолюдину
в зависимости от честного исполнения
ими своих обязанностей на земле.
«Божий слуга» — государь был,
по византийским традициям, и справедливым
судьей во внутри! осударственных делах,
и доблестным защитником границ державы.
Принявшие христианства укрепляло государственную власть и терриюриальное
единство Киевской Руси.
Оно имело большое международное значение,
заключавшееся в том, что Русь, отвергнув
«примитивное» язычество, становилась
теперь равной другим христианским странам,
связи с которыми значительно расширились.
Наконец, принятие христианства сыграло
большую роль в развитии русской культуры,
испытавшей на себе влияние византийской,
через нее и античной культуры.
Во главе Русской православной церкви
был поставлен митрополит, назначаемый
константинопольским патриархом; отдельные
области Руси возглавляли епископы, которым
подчинялись священники в городах и селах.
Все население страны было обязано платить
налог в пользу церкви — «десятину» (термин
происходит от размеров налога, составлявшего
на первых порах десятую часть дохода
населения). Впоследствии размер этого
налога изменился, а его название осталось
прежним. Митрополичья кафедра, епископы,
монастыри (первый из них Киево-Псчсрский,
основанный в первой половине XI в., получил
название от пещер — печер, в которых первоначально
селились монахи) вскоре превратились
в крупнейших земельных собственников,
оказавших огромное влияние на ход исторического
развития страны.
В домонгольские времена на Руси было
до 80 монастырей. В руках церкви был суд,
ведавший делами об антирелигиозных преступлениях,
нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства в православной
традиции стало одним из определяющих
факторов нашего дальнейшего исторического
развития. Владимир был канонизирован
церковью как святой и за заслугив крещении
Руси именуется равноапостольным.