Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Жизнь и творчество А.С.Пушкина
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Южно-Сахалинский педагогический
колледж
Сахалинского Государственного
Университета
Реферат
по предмету: «Литература»
на тему: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
Выполнила
студентка 1 курса
группы 016
Королёва. Д.Е.
Преподаватель
Якименко Р.В.
Южно-Сахалинск 2014 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение………3
2.Детство……… ……….4
3.Лицей………...……..4-5
4.Послелицейский период…………..5
5.Южная ссылка……….6
6.Северная ссылка……….…….6
7.Годы скитаний………...………..7
8.Болдинская очень………7
9.Последние годы жизни…………8
10. Тема любви в творчестве А.С. Пушкина….9
11. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина…..10
12. Тема свободы поэзии А. С. Пушкина...11-13
13.Заключение………13
14.Список литературы………14
ВВЕДЕНИЕ
Александр Сергеевич Пушкин
- один из ярчайших поэтов «золотого века»,
который оставил неизгладимый след в русской
литературе.
Мир пушкинской поэзии - это
светлый, добрый, радостный мир любви,
дружбы и созидания. Он необычайно широк
и потому включает в себя все: взлеты и
падения, успех и разочарования, радость
и печаль, любовь и дружбу, предательство
и измену. Поэт изливает свои чувства и
переживания в стихах. Он живет в них. Каждое
его стихотворение можно сравнить с драгоценным
камнем, с янтарем, внутри которого находится
жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом
из них есть своя сердцевина, ядро, в котором
и заложена основная мысль.
В своих стихотворениях поэт
обращается к разным темам. Мир пушкинской
поэзии необычайно широк. Но тема любви
и дружбы проходит почти везде. Например,
стихотворения «Мадонна», «Сожженное
письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас
любил: любовь еще, быть может», «И.И. Пущину»,
«Друзьям» и многие другие.
Многие стихотворения А. С.
Пушкина посвящены природе. Поэт очень
любил русскую природу и русскую, землю.
Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой,
окружающей его, свежим воздухом и мечтать.
Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты
этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня»,
«Зимний вечер», «Осень» и другие.
А.С. Пушкин был против неограниченной
власти одного человека над другим. И этот
свой протест он заключил в стихотворении
«Анчар». Страшное дерево, все пропитанное
ядом от корней до листьев, губит всякое
живое существо, приближающееся к нему.
И звери, и птицы ни в коем случае не подходят
к нему. А человек может послать другого
человека за ядовитой смолой к этому страшному
дереву. И тот послушно пойдет на верную
смерть, подчиняясь воле «непобедимого
владыки». Пушкин не хочет и не может с
этим примириться.
В своем творчестве поэт обращался
к темам любви и дружбы, его волновали
проблемы свободы и назначения поэта.
Всю лирику А.С. Пушкина можно
представить как бесконечный роман в стихах,
главным предметом изображения которого
оказывается внутренний мир лирического
героя с его чувствами, переживаниями
и стремлениями, будь то порыв страсти,
предчувствие любви или разочарования
в идеале.
Целью данного реферата является
рассмотрение творчества А.С. Пушкина
и его жизни.
1799-1811г. Детство.
А.С.Пушкин родился в Москве
26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор
Сергей Львович, принадлежал к старинному,
но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна,
была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца
из Северной Абиссинии. Пушкин рос задумчивым и рассеянным,
что вызывало у родителей недоумение.
А
между тем эти черты свидетельствовали
о внутренней сосредоточенности мальчика,
его полном погружении в свой особый, еще
детский, но уже поэтический мир. Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин
стал живым, шаловливым ребенком,
поражавшим родителей своим
«пылким нравом», необыкновенной памятью
и, в особенности, наблюдательным не по
годам умом».
Родители читали детям французские
книги и разговаривали дома только по-французски.
Детям они дали французское воспитание.
В раннем детстве поэт почти
не говорил по-русски и не знал русского
языка. Его учителями родного языка были
бабушка Марья Алексеевна, великолепно
владевшая русской речью, няня Арина Родионовна,
сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший
с Пушкиным весь его жизненный путь.
Атмосфера родительского дома
стала превосходной умственной школой
для пытливого ребенка. Она развивала
поэтическое воображение, обогатила ум
и чувства поэта знанием великих достижений
мировой культуры.
Лицей(1811-1817)
В 1811 году Пушкин поступил в
Царскосельский лицей, на который возлагались
большие надежды: он должен
был готовить воспитанников для государственной
деятельности и приравнивался
к российским университетам.
Лицей был основан в грозную
для России пору: огромная французская
армия
стояла у западных границ страны.
Вскоре началась Отечественная война
1812
года.
В свободные от уроков часы
воспитанники вместе с педагогами спешили
в
газетную комнату, чтобы узнать
свежие новости о движении неприятеля.
Всех
охватило глубокое патриотическое
воодушевление. Оно сблизило лицеистов
и
одухотворило их дружбу.
После заграничных походов
вернулись русские офицеры, и лицеисты
стали
встречаться с ними. Пушкин
познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским
офицером, философом, человеком
острого ума, мятежного духа и поистине
революционного темперамента,
который с увлечением говорил о пагубности
самодержавия. Юный лицеист
восхищался им. Он гордился знакомством
с ним и
горько сожалел о том, что судьба не представила
этому умному и
образованнейшему человеку
обширного поля государственной деятельности.
Пушкину хотелось скорее принять
участие в многообразной и кипучей
общественно-литерату ной жизни.
В его стихотворениях все чаще прорываются
жалобы на вынужденное невольничество
в лицее.
Эту грусть скрашивала дружба
лицеистов, которая питалась патриотическими чувствами, а так же играми,
забавами и общими духовными интересами.
Пушкин
увлекался борьбой, фехтованием,
играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда
его побеждали. Надолго запоминал
серьезные обиды, нанесенные ему как человеку
и унижающие его личное достоинство
– этого он не прощал.
А.С. Пушкин отличался в лицее
веселостью и насмешливостью. Он любил
подтрунивать над лицеистами,
но его шутки никогда не затрагивали
чести и
достоинства товарищей.
Особенно мужали и сплачивались
лицеисты в спорах и поэтических состязаниях.
Педагоги поощряли литературное
творчество. Пушкина признали все и именно
ему
предложили написать стихотворение
и прочесть его на экзамене 1815 года
в присутствии знатных вельмож.
Лицеисты знали, что сам Державин
будет среди именитых гостей. Пушкин прочел
оду «Воспоминания в Царском
селе», где он впервые поставил полную
подпись:
Александр Пушкин. Его имя стало
известно за пределами лицея.
Лицейская лирика отразила
сложный путь рождения гениального поэта.
Лицейский
период запомнился Пушкину
и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской дружбой, первыми
волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами,
и
началом его поэтической славы.
Послелицейский период(1817-1820)
Полным творческих замыслов
поэт вступил в новую пору своей жизни.
Видные
русские литераторы и поэты:
Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский
–
пророчили Пушкину поэтическую
славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда
был зачислен молодой коллежский
секретарь Пушкин по выходе из лицея, не
обременяла его. Первоначально
поэт уехал в Михайловское, но в Августе
1817
вернулся в Петербург и поселился
с родителями на окраине столицы.
Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался
молодостью, здоровьем, избытком
душевных сил. Круг знакомых
Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты,
и
новые ценители его таланта.
Пушкин сблизился с самыми передовыми
людьми
своего времени, вошел в круг
вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении
власти царя конституцией.
В 1819 году Пушкин стал посещать
дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя
театра, у которого собирались
члены кружка «Зеленая лампа», проходившие
собрания держались в тайне.
На них обсуждались политические, экономические,
социальные вопросы. Каждая
тема сводилась к необходимости устранить
или
ограничить монархическое правление
и уничтожить крепостное состояние. В
кругу
этих политических вопросов
возникает и питается ими вольнолюбивая
лирика
Пушкина.
Именно в этот период были написаны
такие произведения, как:
«Вольность» (1817), «Деревня»(1819),
«К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила
(1820) и др.
Южная Ссылка(1820-1824)
Гроза над Пушкиным разразилась
внезапно. Александр I упрекнул директора лицея
Энгельгардта в том, что бывший Царскосельский воспитанник
«наводил Россию
возмутительными стихами»,
и приказал генерал-губернатору Милорадовичу
арестовать поэта. В апреле
1820 Милорадович пригласил к себе Пушкина и
доверительно оповестил об
опасности.
Милорадович просил царя простить
молодого поэта. Но царь был неумолим.
Александр I колебался, куда сослать или
в Сибирь или в Соколовский
монастырь. Друзья приложили
немало усилий, чтобы облегчить участь
поэта. В итоге Пушкин направлялся в
Южные губернии под начальство генерала
И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную
ссылку.
В середине мая 1820 года он прибыл
в Екатеринослав , где вскоре тяжело
заболел. В это же время туда
приехала семья героя войны 1812 года генерала
Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился
отпустить
Пушкина для лечения, и поэт
поехал на юг. Путешествие увлекло Пушкина.
Сначала он увидел степь, затем море, потом
Кавказские горы. Кавказская природа,
древние легенды взволновали его. Здесь
и возник пушкинский романтизм, в котором
неудовлетворенность российской действительностью
и слабой активностью разочарованного
дворянского
интеллигента совмещается с
горячим личным порывом к свободе. На Кавказе
путешественники пробыли до
начала августа. Затем они отправились
в Крым.
Пушкин побывал в Феодосии,
Гурзуфе, Бахчисарае, Семфирополе.
Произведения этого периода:
«Погасло дневное светило»
(1820), «Кавказский пленник» (1821), «Цыганы»
(1824) и др.
Северная ссылка
(Михайловское)(1824 1826)
8 августа 1824 года Пушкин приехал
в Михайловское. Ему запретили самовольно
покидать Михайловское. Здесь
он находился в полном одиночестве, вдалеке
от друзей, от культуры.
Мрачное состояние духа Пушкина
в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом.
Долгие осенние и зимние вечера
он коротал с Ариной Родионовной.
Первоначальное пушкинское
творчество в Михайловском проникнуто
глубокой печалью. Но весной 1825 года
и особенно летом настроение Пушкина меняется:
он бодр, жизнерадостнее, душевно способен
и сосредоточен.
Немалая роль в душевном возрождении
поэта принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу , но больше
всего он обязан самому себе: неустанному
труду.
Произведения:
«Я помню чудное мгновение»
(1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис
Годунов» (1825) и др.
«Годы скитаний»
(1826-1830)
Последние дни в Михайловском
он доживал с трудом. Он узнал о разгроме
восстания декабристов в Петербурге.
Его знакомые и друзья числились в списках
государственных преступников,
их ждало суровое наказание, а пятеро из
них
было казнено. Пушкин не забудет
их. На страницах его рукописей возникнут
впоследствии быстрые рисунки
пяти повешенных. Он посвятит декабристам
немало
стихотворных строк.
Все лето 1826 года прошло в тяжелых
и мучительных раздумьях. А третьего
сентября прибыл курьер и передал
поэту приказ немедленно явиться в Псков.
Губернатор отправил Пушкина
в Москву, где короновался на царство Николай
I .
8 сентября 1826 года Пушкин
вошел в кабинет царя в Чудовом
монастыре. Беседа
продолжалась около двух часов. Пушкин
обещал царю воздержаться от публичной
критики правительства, но не
скрыл от царя своего сочувствия декабристам.
Николай I разрешил жить поэту
в обеих столицах и вызвался быть единственным
цензором его сочинений. Поэт
в свою очередь надеялся убедить царя
пойти по
пути реформ, и простить декабристов.
Но надежды на перемену политических
взглядов Пушкина не оправдались:
он вовсе не намеревался стать официальным
поэтом.
За каждым его шагом бдительно
следили: письма поэта просматривались,
Свободные поездки по стране
ему не разрешались, он не имел право публично
читать свои рукописи, не смотря
на обещания Николая I.
Произведения:
«Во глубине сибирских руд»
(1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах
Грузии» (1829), «Я Вас любил» (1829) и др.
Болдинская осень.
(1830)
Весной 1829 года Пушкин получает
согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом
1830 года поэт приехал
в Болдино, чтобы войти во владение
имением. Там ему
пришлось пробыть не месяц,
как предполагалось, а целых три: началась эпидемия
холеры.
Вынужденное пребывание в Болдине
отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений
Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю
села Горюхино», несколько небольших драматических
произведений,
названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую
драму «Русалка»,
поэму «Домик в Колонне», «Сказку
о попе и работнике его Бал-де» и несколько
лирических стихотворений.
Известный доносчик и агент
Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон,
в котором утверждал, что
Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил
не одной
высокой мысли, ни одного возвышенного
чувства, ни одной полезной истины.». В журналах пишут об упадке его
таланта, обвиняют в подражательстве,
бессовестно
клевещут на него и унижают
его человеческое достоинство.
Травля началась. Пушкин принял
вызов. Он не мог не ответить на наглые
выпады
журналистов, а правительство
в свою очередь не упускало случая, чтобы
не
напомнить поэту о своем недоверии.
Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского
царствования.
Лирика Пушкина в Болдинскую
осень достигает невиданных идейно-художественных
высот.
Последние годы жизни
(1831-1837)
В ноябре 1830 года Пушкин покидает
Болдино. В начале декабря он приехал в
Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его с Гончаровой.
Вскоре с женой он переехал в Петербург.
Правительство в 30-е годы продолжало
бдительно следить за пушкинским
творчеством, за образом жизни
поэта. В 1833 году, когда Пушкин отправился
в
Оренбург и Казань, следом за
ним шла бумага, предписывающая местным
властям следить за его поведением.
Пушкин видел, что дела его всё
ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге
стоила дорого. Материальное
положение поэта вскоре стало катастрофическим.
Ко всему этому прибавилось новое
серьёзное беспокойство: сплетни вокруг
имени
его жены.
1834 год явился переломным
годом жизни Пушкина. Накануне
нового года он был
пожалован в камер-юнкеры. Это
звание оскорбило Пушкина – обычно такие
звания давались юношам, а А.С. Пушкин
был уже не молод. Поэт знал, что этим царь
преследует определенные цели. С этого
времени Пушкин презрительно отзывается
о Николае I.
Пушкин вынужден был служить,
чтобы содержать семью. Его угнетало светское
окружение, но придворное звание
обязывало посещать балы и вечера.
Летом 1834 года он подал прошение
об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали
работать в архивах.
Пушкина травили чёрной завистью,
клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал.
Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном Геккером, зимой
1836 года стал
оказывать Наталье Николаевне
знаки внимания, Пушкин был взбешен. В
начале
ноября поэт получил по почте
циничный пасквиль, оскорблявший его честь,
а также честь Натальи Николаевны.
Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль
послан Геккером. Он отправил Дантесу
вызов на дуэль, но тот заявил, о своей
любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине
и женился на ней.
Свет выступил не на стороне
Пушкина. Дантес не переменил отношения
к его
жене. 25 января Пушкин получил
новое анонимное письмо, оскорблявшее
его жену,
в тот же день, он написал гневное
и резкое письмо Геккеру с явным намерением
оскорбить посланника и его
сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на
дуэль.
Дуэль состоялась 27 января 1837
году в нескольких верстах от Петербурга.
Секундантом Пушкина был его
лицейский товарищ Канзас. Дантес выстрелил
первым, Пушкин упал, но нашёл
в себе силы сделать ответный выстрел,
достигший
цели. Поэт воскликнул: «Браво!»,
однако, Дантес был лишь легко ранен.
Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась
смертельной.
Доктора не скрывали от него
трагического исхода. 28 января Пушкин
простился с
женой, детьми, близкими друзьями.
В предсмертный час он просил простить
своего секунданта. Его последние
слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837
года в 2 часа 45 минут по полудню
Пушкина не стало.
В Светогорском монастыре 6
февраля 1837 года рядом с могилами деда,
бабки и
матери Пушкина похоронили.
Произведения:
«Осень» (1833), «Медный всадник»
(1833), «Вновь я посетил.» (1835), «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный.»
(1836) и др.
Основные темы лирики А.С.Пушкина
Тема любви в творчестве А.С.
Пушкина
Одной
из самых главных в творчестве поэта стала
тема любви, которая развивается, подобно
всем мотивам его лирики. В юности лирический
герой А. С. Пушкина видит в любви радость
и великую общечеловеческую ценность:
...мои
стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются - и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя...
твоя!..
Но
постепенно с взрослением лирического
героя тема любви переосмысливается, и
теперь для А. С. Пушкина становятся важнее
чувства и переживания любимой женщины:
Но
ты от горького лобзанья
Свои уста оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
Лирический герой Пушкина способен ценить
любое чувство и наслаждаться даже грустью
любви:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...
По
мере того как лирический герой становится
личностью, он наделяется способностью
жертвовать своими чувствами ради счастья
любимой женщины. В качестве примера хотелось
бы привести свое любимое стихотворение
«Я вас любил: любовь еще, быть может...»,
в котором неразделенная любовь поэта
лишена всякого эгоизма:
Я
вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Кульминацией
этой темы можно по праву считать стихотворение
«Мадонна», в котором А. С. Пушкин возносит
женщину до небес и обожествляет ее:
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Тема
дружбы - одна из ведущих в лирике поэта.
Через всю свою жизнь он пронес дружбу
с Дельвигом, Пущином, Кюхельбекером, зародившуюся
еще в лицее. Многие вольнодумные стихи
Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.
Таким является стихотворение “К Чаадаеву”.
В строках, лишенных всякой иносказательности,
поэт призывает друга отдать свои силы
освобождению народа.
Пока
свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Столь
же недвусмысленный призыв к восстанию
содержится и в знаменитой оде Пушкина
“Вольность”.
Главная
мысль оды в том, что “вольность” возможна
и в монархическом государстве, если монарх
и народ строго следуют законам, в том
числе и моральным.
Пушкин
призывает к этому, но вместе с тем звучит
предупреждение тиранам:
Тираны
мира! трепещите!
Поэтические
проклятия в их адрес занимают целую строфу.
Самовластительный злодей!
Тебя,
твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей.
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
Царь
рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина
надо сослать в Сибирь, - заявил он. - Он
бунтовщик хуже Пугачева”.
На
зловещем контрасте безмятежной природы
и ужасов крепостничества строится. Деревня”.
Стихотворение
условно можно разделить на две части.
Первая часть - это “приют спокойствия”,
где все полно “счастья и забвенья”. Казалось
бы, по тону первой части ничто не предвещало
взрыва негодования. Даже подбор оттенков
говорит нам о радужных картинах сельской
природы: “душистые скирды”, “светлые
лучи”, “лазурные равнины”. Иначе, “везде
следы довольства и труда”. Но вторая
часть стихотворения несет антикрепостническую
направленность.
Именно
здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую
причину всех бедствий - крепостное право,
“рабство тощее”, “барство дикое”. Заканчивается
стихотворение риторическим вопросом:
Увижу
ль, о друзья! народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Но
царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала
ссылка. Правда, благодаря Жуковскому,
северную ссылку заменили южной.
Во
время восстания декабристов Пушкин жил
в Михайловском. Здесь его застала весть
о жестокой расправе над ними. Он пишет
замечательное стихотворение “В Сибирь”,
которое передает декабристам через Екатерину
Трубецкую. Он посылает друзьям слова
утешения:
Не
пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
Пушкин
был не только единомышленником декабристов,
его стихи воодушевляли их. Каждое новое
произведение было событием, переписывалось
из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении
“Арион”:
А
я - бесконечной веры полн,
- Пловцам я пел...
Тема свободы поэзии А. С. Пушкина
Тема
свободы всегда была для Пушкина одной
из важнейших. В разные периоды его жизни
понятие свободы получало в творчестве
поэта различное содержание. В так называемой
«вольнолюбивой лирике» свобода -- это,
выражаясь современным языком, отсутствие
ограничений, связывающих общественную
и политическую деятельность человека.
Большинство стихотворений, посвященных
свободе именно в этом понимании, написаны
Пушкиным с 1817 по 1820 год («Петербургский
период»). Гражданская тематика в это время
играет в его творчестве исключительно
важную роль. В эти годы даже важнейшая
для Пушкина любовная тема отходит на
второй план в его лирике. Причиной этого
было влияние окружения поэта, куда входили
люди, придерживавшиеся самых прогрессивных
взглядов (например, Чаадаев, которому
адресовано замечательное стихотворное
послание «Любви, надежды, тихой славы...»),
и само состояние общества, охваченного
в тот момент жаждой самых радикальных
перемен.
Одно
из самых первых вольнолюбивых стихотворений
Пушкина -- ода «Вольность». Он строит это
стихотворение в соответствии с канонами
и эстетикой классицизма. Поэт использует
характерный для этого направления прием
-- одушевление абстрактных понятий.
Везде
неправедная власть
В сгущенной тьме предрассуждений
Воссела - рабства грозный гений
И славы роковая страсть.
Данью
классицизму является и высокая, архаическая
лексика: «внемлите», «днесь»; и риторические
обороты - вопросы, обращения: «Где ты,
где ты, гроза царей, Свободы гордая певица?»,
«Восстаньте, падшие рабы!». Пафос оды
- в прославлении закона, подчиниться которому
поэт призывает царей: «Склонитесь первые
главой /Под сень падежную закона» Этим
произведением молодой поэт продолжает
традицию Радищева, перу которого принадлежит
одноименная ода. Пушкин, не разделяя радикализма
своего предшественника, не призывает
к свержению царской власти, а лишь говорит
(в аллегорической форме) о преимуществах
конституционной монархии.
Стихотворение
«К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»)
не принадлежит, как «Вольность», всецело
к традиции классицизма. В этом послании
сочетаются элементы образности двух
поэтических систем классицистской поэзии
эпохи французской революции.
Новаторство
Пушкина в этом стихотворении заключается
в смелом соединении гражданских мотивов
с личными. Стремление к свободе понимается
поэтом не как абстрактная добродетель,
а как глубоко личное человеческое переживание:
Пока
свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Поэтому
оказывается оправданным даже шокировавшее
многих современников сравнение гражданского
чувства с любовным:
Мы
ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
В
стихотворении «Деревня» содержится страстное
обличение крепостничества, по стилю напоминающее
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел
это произведение гораздо позже, через
несколько лет после того, как была написана
«Деревня»). Первая часть этого стихотворения
построена в жанре элегии со всеми его
непременными атрибутами: идиллическим
пейзажем, философскими размышлениями
о прелестях мирной жизни на лоне природы.
Только эта часть «Деревни» появилась
в печати. Вторая часть, представляющая
собой политический памфлет, резко отличается
по стилю: вместо, «светлых ручьев» и «лазурных
равнин» появляются «насильственная лоза»,
«невежества убийственный позор» и тому
подобное. Во второй части «Деревни», как
и в «Вольности», присутствуют риторические
обороты. («О, если б голос мой умел сердца
тревожить!»), архаическая лексика («бразды»,
«влачится»), одушевление отвлеченных
понятий («...Здесь рабство тощее влачится
по браздам...»). За образным описанием
ужасной судьбы «измученных рабов» следует
выражение мечты поэта об освобождении
народа, но не в форме каких-либо революционных
призывов к насильственному уничтожению
крепостного права. Скорее заключительные
строки стихотворения можно назвать косвенным
обращением к монарху с призывом изменить
существующее положение вещей: «Увижу
ль, о друзья, народ неугнетенный, // И рабство,
падшее по манию царя...»
Эти
три стихотворения - самые известные произведения
вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет
продолжался в творчестве поэта недолго.
Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском
увлечении гражданскими идеями, в стихотворении
«Свободы сеятель пустынный...» (1823) он
с горечью вспоминает об этом эпизоде
своей молодости: «...Но потерял я только
время, //Благие мысли и труды...» Идеал
«вольности», то есть свободы в гражданском
понимании этого слова, сменяется у Пушкина
сначала идеалом романтической свободы
личности (стихотворение «Погасло дневное
светило...» и другие), затем идеалом внутренней
свободы (стихотворения «Из Пиндемонти»,
«Пора, мой друг, пора...» и другие). Но тема
свободы остается для Пушкина одной из
важнейших в течение всей его жизни. Даже
в одном из последних стихотворений, «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...»,
поэт как о главной своей заслуге перед
народом говорит о том, что он «в свой жестокий
век восславил... свободу».
Заключение
О лирике Пушкина говорить
и трудно и легко. Трудно, потому что это
разносторонний поэт. Легко, потому что
это необычайно талантливый поэт. Вспомним,
как он определил сущность поэзии: «Свободен,
вновь ищу союза волшебных звуков, чувств
и дум».
Пушкин, как никто, умел радоваться
красоте и гармонии мира, природы, человеческих
отношений. А. С. Пушкин является основоположником
русского литературного языка. И, несомненно, он мастер слова! А. С. Пушкин
-- гений! Его любят и помнят все. Народ
любит гениев простых в своей величественности
и величественных в своей простоте. Таким
был и остался для нас Пушкин.
Читая лирику А. С. Пушкина,
великий русский писатель Н. В. Гоголь
задался вопросом: «Что же стало
предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам
отвечал: «Все стало предметом».
Первый русский национальный
поэт, родоначальник всей последующей
литературы, начало всех ее начал - таково
справедливо и точно признанное место
и значение Александра Сергеевича Пушкина
в развитии отечественного искусства
слова. Пушкин впервые - на достигнутом
им высочайшем эстетическом уровне поднял
свои творения на передовой уровень просвещения
века, европейской духовной жизни XIX столетия
и тем самым ввел литературу русскую в
качестве значительной национально-самобытн й
литературы в семью наиболее развитых
к тому времени западных литератур.
Проходят десятилетия и эпохи,
растет и крепнет русская литература,
а сила гениального пушкинского слова
не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта,
по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и
по сей день является образцом доброты
и таланта, смелости, красоты, демократичности,
жизнелюбия, верности в дружбе, уважения
к труду и людям труда. Объясняя истоки
неутолимого влечения к поэту в наши дни,
Лихачев говорит об открывшейся поэту
ценности восприятия жизни вокруг него
и в каждом человеке как величайшей тайны,
требующей серьезного, глубокого ощущения,
полной отдачи. Это залог ощущения счастья
и гармонии. И если, в конечном счете, это
идеал каждого человека, то в Пушкине он
был воплощен в полной мере, потому он
и есть наш идеал, вечно живой...
Список литературы
1. Андроников
И.Л. А.С.Пушкин. Новые разыскания. - М.,
1948.
2. Анненский И.Ф. Книги отражений
(об эстетическом отношении Пушкина к
природе). - М., 1979.
3. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин.
- М., 1991.
4. Белинский В.Г. Статьи
о Пушкине.- Саратов. 1990.