Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Принципы специального образования
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 16.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание:
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы
дифференциации и индивидуализации обучения
детей с особыми образовательными потребностями.
1.1 Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация»
и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации.
5
1.2 Формы дифференциации
и индивидуализации.
9
Глава 2 Принципы специального
образования
2.1 Основные принципы специального
образования
13
2.2 Индивидуально-дифференцированный
подход учителя - дефектолога в
системе интегрированных занятий.
15
2.3 Роль информационных
компьютерных технологий в обучении
детей с особыми образовательными потребностями.
16
Заключение
20
Список литературы
21
Введение
«Если педагогика
хочет
воспитывать человека во всех отношениях,
то она
должна узнать его тоже во всех
отношениях».
К. Д. Ушинский.
Проблемы детей с ограниченными
возможностями привлекают внимание все большего количества различных
специалистов. Право на образование является
важнейшим социально-культурным правом
человека, поскольку образование - это
сфера жизни общества, которая в наибольшей
степени может повлиять на развитие человека.
В настоящее время возможности реализации
права на образование лицами с ограниченными
возможностями здоровья связаны с наличием
целого комплекса проблем.
Обновление всех сфер общественной
жизни со всей определённостью выявило
потребность изменения форм индивидуального
обучения подрастающего поколения. Они
становятся более демократическими, появляется
возможность широкого выбора. В условиях
гибкой, вариативной социальной практики
повышается значимость индивидуального
подхода в обучении как способа освоения
личностью произвольных высших форм индивидуального
обучения, при которых человек является
активным субъектом социального выбора.
Возрастает социальная потребность в
как можно более раннем приобщении каждого
нового члена общества к сложной практике
индивидуального обучения в педагогической
системе.
Проблема индивидуальных различий
учащихся и их дифференцированного обучения
давно волнует учителей и учёных и является
не только социально-психологич ской
и философской, но и собственно педагогической
проблемой.
За последние годы проблеме индивидуализации
и дифференциации процесса обучения посвящен
ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А.
Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко
и других авторов.
Значительный вклад в разработку
указанной проблемы внесли работы учёных-методистов
А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А.
Климова, М.Н. Скаткина и др.
В связи с выше изложенным проблема исследования
заключается в изучении возможности индивидуального
подхода и дифференциации в определении
условий его реализации в процессе обучения.
Процесс обучения включает в себя разные подходы
к разным возрастным категориям учащихся.
Для каждого возраста необходим индивидуальный
подход.
В своей курсовой работе я решила
рассмотреть аспекты индивидуализации
и дифференциации процесса обучения детей
с особыми образовательными потребностями.
Цель исследования: теоретически обосновать аспекты
индивидуализации и дифференциации обучения
детей с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования: процесс обучения детей с особыми
образовательными потребностями.
Предмет исследования: направления и методики изучения
индивидуальных особенностей учащихся.
В соответствии с целью, объектом
и предметом исследования поставлены
следующие задачи:
Анализировать литературу по
теме.
Теоретически обосновать проблему
исследования на научно-педагогическо
уровне по проблемам дифференциации и
индивидуализации обучения.
Рассмотреть понятия «индивидуализация
и дифференциация» обучения
Определить цели индивидуализации
в обучении
Изучить направления и методики
индивидуальных особенностей учащихся.
Глава 1. Теоретические основы
дифференциации и индивидуализации обучения
детей с особыми образовательными потребностями.
1.1 Сущность и взаимосвязь понятий
«дифференциация» и «индивидуализация»
обучения. Виды дифференциации.
Понятия «индивидуализация» и «дифференциация»
обучения разрабатывались в педагогической
науке как принципы обучения. Однозначной
трактовки терминов «дифференциация»,
«индивидуализация», «индивидуальный
подход», «дифференцированный подход»,
«дифференцированное обучение» не существует.
По мнению И. Унт, это учет индивидуальных
особенностей учащихся в той или иной
форме, когда учащиеся группируются на
основании каких-либо особенностей для
раздельного обучения (см. таблицу 1.).
Согласно Г. К. Селевко, дифференциация
обучения может пониматься как 1) создание
разнообразных условий обучения для различных
школ, классов, групп с целью учета особенностей
их контингента; 2) комплекс методических,
психолого-педагогич ских и организационно
управленческих мероприятий, обеспечивающих
обучение в гомогенных (однородных) группах.
В понимании дифференциации (лат. difference
— разделение целого на различные части,
формы, ступени) можно выделить три основных
аспекта:
учет индивидуальных особенностей учащихся;
группирование учеников на основании этих особенностей;
вариативность учебного процесса в группах.
Цель дифференциации процесса обучения
— обеспечить каждому ученику условия
для максимального развития его способностей,
склонностей, удовлетворения познавательных
потребностей и интересов в процессе овладения им содержания
общего образования.
Существуют разные подходы к трактовке
соотношения понятий «индивидуализация»
и «дифференциация» обучения. Например,
И. Унт определила индивидуализацию как
учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах
и методах, независимо от того, какие особенности
и в какой мере учитываются. И, следовательно,
дифференциация обучения понимается ею
как один из основных вариантов индивидуализации
обучения. Дидакт М. Н. Скаткин, наоборот,
утверждал, что дифференциация является
родовым понятием и включает в себя индивидуализацию
как понятие видовое.
В трактовке Г. К. Селевко индивидуализация
обучения — это, с одной стороны, организация
учебного процесса, при котором выбор
способов, приемов, темпа обучения обусловливается
индивидуальными особенностями учащихся,
а с другой — различные учебно-методические,
психолого-педагогич ские и организационно-управл нческие
мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных
особенностей ребенка в процессе обучения.
Отечественные педагоги рассматривают
дифференциацию как принцип совершенствования
(реформирования) системы образования,
который реализует индивидуальный подход
в обучении и воспитании; предполагает
изменение учебных планов и программ,
содержания и методов образования, темпов и сроков
обучения в соответствии с потребностями,
возможностями, интересами обучающихся;
создание учебных заведений различных
типов, профильных классов, классов поддержки
и коррекции и др.
Как соотносятся понятия «дифференциация обучения» и «личностно ориентированное»
обучение? Личностно ориентированное
обучение предполагает построение индивидуальных
образовательных траекторий с учетом
субъектного опыта индивида, его предпочтений
и ценностей, актуализацию личностных
функций учащегося в процессе обучения.
Дифференциация обучения рассматривается
в качестве средства реализации личностно
ориентированного обучения, так как она
способствует раскрытию индивидуальности,
выявлению способностей и склонностей
личности.
В педагогической литературе различают понятия «внутренней»
и «внешней» дифференциации обучения.
В первом случае речь идет о такой организации
учебного процесса, при которой индивидуальные
особенности учащихся учитываются учителем
в условиях обычного класса. Внутренняя
дифференциация в пределах одного класса
обусловлена различными способностями
учащихся, их различиями в психическом
развитии, особенностями памяти, мышления,
уровнем знаний, интересов, мотивацией
и т. д. Во втором случае создаются специальные
дифференцированные учебные группы, в
которых и осуществляется учет индивидуальных
особенностей учащихся. Внешняя дифференциация
предусматривает организацию обучения
в классах (школах) с однородным (гомогенным)
составом учащихся. При этом преподавание
предметов ведется по программам, рассчитанным
на один уровень учебных возможностей
(интересов) учащихся.
В качестве видов «внешней» дифференциации
традиционно выделяют: дифференциацию
по способностям (по общим или специальным
способностям, по неспособностям), дифференциацию
по интересам, дифференциацию по проектируемой
профессии.
Таблица 1.
Различают также дифференциацию по характерным индивидуально-психол гическим
особенностям детей, составляющим основу
формирования гомогенных групп:
по возрастному составу (школьные классы,
возрастные параллели, разновозрастные
группы);
по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
по личностно-психологич ским типам
(типу мышления, акцентуации характера,
темпераменту и др.);
по уровню здоровья (физкультурные группы,
группы ослабленного зрения, слуха, больничные
классы).
По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
по типу школ (гимназии, лицеи, колледжи,
частные школы, школы-комплексы);
внутришкольную (уровни, профили, отделения,
уклоны, потоки и т. п.);
в параллели (группы и классы различных
уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);
межклассную (факультативные, сводные,
разновозрастные группы);
внутриклассную, или внутрипредметную
(группы в составе класса).
Объединенной формой дифференциации
обучения по интересам и по уровню развития
является смешанная дифференциация, например, модель сводных групп
по параллелям классов. Уровневая дифференциация
как форма «внутренней» дифференциации
дает возможность каждому ученику овладевать
учебным материалом по отдельным предметам
школьной программы на разных уровнях,
но не ниже базового в зависимости от его
способностей и индивидуальных особенностей.
Профильная дифференциация предполагает
обучение разных групп старшеклассников
по программам, отличающимся глубиной
изложения и объемом учебного материала,
номенклатурой изучаемых вопросов, профессионально
ориентированным содержанием обучения.
Оба вида дифференциации — уровневая
и профильная — могут сосуществовать
и взаимно дополнять друг друга на всех
ступенях школьного образования.
1.2. Формы дифференциации
и индивидуализации.
В настоящее время дифференциация
и индивидуализация обучения прочно вошла
в практику работы общеобразовательной
школы. Практически нет такого общеобразовательного
учреждения, в котором не присутствовали
бы те или иные формы дифференциации и
индивидуализации.
В школе на настоящий момент
практика дифференциации представлена
большим разнообразием проявлений. Важнейшим
видом дифференциации при обучении во
всех классах становится уровневая дифференциация,
понимаемая как внутриклассная дифференциация,
при которой ученики получают право и
возможность самостоятельно выбирать
уровень изучения предмета. Цели уровневой
дифференциации состоят в обеспечении
достижения всеми школьниками базового
уровня подготовки, представляющего собой
государственный стандарт образования,
и одновременном создании условий для
развития учащихся, проявляющих индивидуальные
способности.
Обучение детей и взрослых с
особыми образовательными потребностями
начиналось как индивидуальное.
История специального образования приводит
многочисленные примеры спорадических
попыток индивидуального обучения глухих
и слепых детей, преимущественно в домашних
условиях или в монастырях. Значительное
своеобразие нарушения развития у каждого
ученика, опытно-экспериментал ный путь
нахождения методических приемов специального
обучения для каждого конкретного случая,
немногочисленность прецедентов специального
обучения — все это определяло организацию
индивидуального обучения применительно
к детям с особыми образовательными потребностями.
Индивидуальным было ремесленное и художественное
обучение.
В современной специальной
педагогике индивидуальная форма организации
обучения применяется в следующих случаях:
когда обучающийся имеет тяжелые и множественные
нарушения в развитии и в обучении и воспитании
рекомендован именно индивидуальный подход,
так как человек не способен к обучению
в условиях групповой и коллективной работы.
В связи с особенностями его познавательной
деятельности обучение ребенка требует
непрерывной индивидуальной психолого-педагогиче кой
поддержки и пошагового контроля, многократности
повторения, сенсорные и моторные системы
испытывают значительные затруднения
во взаимодействии с окружающим миром.
Таким образом организуется
обучение детей с особыми образовательными
потребностями на начальных стадиях их
обучения; когда в соответствии со спецификой
образовательного процесса, особенностями
отклонений в развитии, возрастными особенностями
(ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной
психологической, логопедической и иной
коррекционной помощи, которая поможет
дополнять фронтальные занятия. Здесь
учитываются все тонкости и глубокое своеобразие
развития нарушенных систем, уровень индивидуальных
достижений и индивидуальные возможности
продвижения конкретного ребенка. Так,
применительно к детям с нарушенным слухом
проводятся индивидуальные занятия по
формированию и развитию у них произносительной
стороны устной речи, развитию остаточного
слуха. Речевые, нарушения у различных
категорий детей корригируются преимущественно
на индивидуальных занятиях. В ряде случаев
психологическая помощь, психокоррекционная
и психотерапевтическая помощь оказываются
также в условиях индивидуальной работы;
если ребенок обучается в домашних условиях.
Продолжительность индивидуальных занятий
обычно около 20 -30минут.
Индивидуально-группо ая
форма организации обучения в специальном
образовании используется в качестве
продолжения индивидуальной. Когда достигнут
некоторый коррекционно-педагогич ский
эффект на индивидуальных занятиях. Например,
коррекционные занятия (развитие речи,
навыков самообслуживания, ориентировки
в пространстве и др.), особенно в условиях
интегрированного обучения, предполагают
возможность работы с детьми в малых группах.
На более поздних этапах обучения, по мере
достижения определенного коррекционно-педагогич ского
эффекта, индивидуально-группов я форма
организации обучения применяется в работе
с детьми, имеющими комбинированные нарушения,
тяжелые формы умственной отсталости.
Классно-урочная
система, урок являются одними из основных
форм организации учебного процесса. Урок,
как и в общеобразовательной массовой
школе, позволяет организовать не только
учебно-познавательн ю, но и другие виды
развивающей деятельности детей. Урок
предоставляет возможности для сочетания
фронтальной, групповой и в меньшей степени
индивидуальной работы школьников. Его
отличия от других организационных форм
учебной работы состоят в следующем: состав
группы учащихся постоянен (хотя в условиях
интегрированного обучения возможно временное
объединение учащихся в рабочие группы
по признаку сходства уровня развития,
темпов учебной деятельности, характера
нарушения в развитии, характера урока.
Постоянство состава групп при этом нарушается:
по одним признакам дети работают в одной
группе, по другим — объединяются в другой
группе); деятельностью всех учащихся
с учетом возможностей и особенностей
каждого из них руководит учитель; ученики
овладевают знаниями непосредственно
на уроке. В то же время в специальном образовании
существует система пропедевтической
работы, благодаря которой подготовка
к освоению каких-либо новых знаний на
том или ином уроке готовится педагогом
заранее, через систему подготовительных
упражнений, включенных в структуру других
уроков, индивидуальных занятий, дополнительных
форм организации обучения.
В большинстве случаев, особенно
на начальных этапах обучения, уроки в
специальной школе строятся по смешанному или комбинированному
типу. Это объясняется тем, что младшие
школьники с особыми образовательными
потребностями не могут усваивать
новый материал большими порциями; объяснению
нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая
работа, направленная на актуализацию
соответствующих знаний и опыта учеников
или формирование такого опыта; каждая
порция нового материала требует незамедлительного
его закрепления в деятельностных, практических
формах упражнений; на всех этапах урока
необходимы пошаговый, часто индивидуальный
контроль усвоения материала, выявление
возникающих образовательных затруднений.
В средних и старших классах уроки приобретают
классические черты.
Уроки в специальной школе характеризуются
широким использованием групповых форм
работы. Это работа парами, бригадами.
В основном это дифференцированно-груп овые
формы работы, когда дети объединяются
в группы в зависимости от их познавательных
возможностей, темпов учебной деятельности,
задач коррекционно-образоват льного
процесса, а также бригадные, когда
дети объединяются (по собственному желанию
или по указанию педагога) во временные
группы для выполнения какого-либо учебного
задания. Широко распространены такие
формы работы на специальных (коррекционных)
уроках, например на уроках предметно-практическ го
обучения. Групповые формы работы способствуют
активизации деятельности детей, более
полному вовлечению их в учебный процесс,
практическому освоению умений коллективной
деятельности и навыков социального поведения,
активизации речевой, мыслительной и коммуникативной
деятельности в условиях естественной,
ситуационной мотивации общения, познания,
межличностного взаимодействия. Работа
парами, бригадами позволяет осуществлять
взаимообучение детей, развивает самостоятельность,
инициативность, ответственность, чувство
товарищества, партнерства, готовности
к взаимопомощи.
Индивидуализированная
форма работы на уроке применяется в отношении
тех учащихся, которые значительно отличаются
по своим познавательным возможностям,
темпам и объему познавательной деятельности
от остальных детей. К числу дополнительных
форм организации педагогического процесса
в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные
занятии, внеклассные формы педагогической
работы (например. Внеклассное чтение),
самоподготовка (приготовление уроков
в специальной школе-интернате). К
числу вспомогательных форм организации
педагогического процесса в специальной
школе-интернате относятся проведение факультативов,
кружковой и клубной работы, эпизодические
мероприятия внеклассной работы (олимпиады,
соревнования. Смотры, конкурсы, тематические
вечера, походы и экспедиции). Как и
основные, вспомогательные и дополнительные
формы организации учебного процесса
в специальных школах-интернатах строятся
с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся, их возможностей участия
в различных организационных формах учебной
и воспитательной работы.
Глава 2. Принципы
специального образования
2.1. Основные принципы
специального образования.
Принципы специального образования
- это система наиболее общих, существенных
и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности
организации коррекционно-образоват льного
процесса и управления познавательной
деятельностью лиц с особыми образовательными
потребностями (определение Н.М. Назаровой).
Основные принципы специального
образования (по Н.М. Назаровой):
принцип педагогического
оптимизма — раскрытие потенциальных
возможностей лиц с особыми образовательными
потребностями, опора на идею Л.С. Выготского
о "зоне ближайшего развития";
ранней педагогической
помощи — обеспечение раннего выявления
и ранней диагностики отклонения ребенка
для определения его образовательных
потребностей;
принцип коррекционно-компенсир ющей
направленности образования требует гибкого соответствия
коррекционно-педагоги еских технологий
и индивидуально-дифференцированного
подхода к характеру нарушений у ребенка,
их структуре и выраженности;
принцип социально-адаптирующ й
направленности образования - подчиненность специального
воспитания социальному развитию;
принцип развития
мышления, языка и коммуникации как средства
специального образования — удовлетворение потребности
в коррекционно-педагогич ской помощи
по развитию речи, мышления и общения;
принцип деятельностного
подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию
и построению обучения с учетом ведущей
для каждого возрастного периода деятельности,
в процессе которой появляются психологические
новообразования, определяющие личностное
развитие ребенка;
принцип дифференцированного
и индивидуального подхода — организация специального
образовательного процесса на основе
учета индивидуальных и специфических
особенностей ребенка;
принцип необходимости
специального педагогического руководства — осуществление организационно-управл нческих
функций в специальном образовательном
процессе высокопрофессиональны и специальными
педагогами.
Рассмотрим подробнее
принцип дифференцированного и индивидуального
подхода
Индивидуальный подход является
конкретизацией дифференцированного
подхода. Он направлен на создание благоприятных
условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка
(особенности высшей нервной деятельности,
темперамента и соответственно характера,
скорость протекания мыслительных процессов,
уровень сформированности знаний и навыков,
работоспособность, умение учиться, мотивацию,
уровень развития эмоционально-волевой
сферы и др.), так и его специфические особенности,
свойственные детям с данной категорией
нарушения развития. Индивидуальный подход
позволяет не только вести коррекционно-педагогич скую
работу в целом, но и специально уделять
внимание отдельным выраженным недостаткам
развития каждого ребенка путем избирательного
использования необходимых в данном случае
методов и средств. Принцип индивидуального
подхода позволяет не исключать из образовательного
процесса детей, для которых общепринятые
способы коррекционного воздействия оказываются
неэффективными. Благодаря индивидуальному
подходу становится возможным развитие
детей с тяжелыми и множественными
нарушениями через иное, доступное для
них содержание обучения, через особый
его темп и организацию, использование
специфических приемов и способов коррекционно-педагогич ской
работы. Дифференцированный подход к детям
и подросткам с особыми образовательными
потребностями в условиях коллективного
учебного процесса обусловлен наличием
вариативных типологических особенностей
даже в рамках одной категории нарушений.
Так, в одном и том же классе или группе
могут обучаться умственно отсталые дети
с различными особенностями проявления
этого нарушения, с возможными дополнительными
отклонениями в развитии. Они будут отличаться
между собой по учебно-познавательны
возможностям, степени познавательной
активности, по специфике особых образовательных
потребностей в целом. В связи с этим педагог
организует коррекционно-образоват льный
процесс дифференцированно, исходя из
наличия в классе однородных по своим
характеристикам микрогрупп, через различные
для каждой из них содержание и организацию
учебно-коррекционной работы, ее темп,
объем, сложность, методы и приемы работы,
формы и способы контроля и мотивации
учения. Деление обучающихся на микрогруппы
условно и непостоянно: по мере продвижения
вперед дети могут переходить в микрогруппу
более высокого уровня. Реализуя принцип
дифференцированного и индивидуального
подхода, учебные программы и учебники
системы специального образования указывают
вариативные возможности освоения программного
материала, предусматривают разные уровни
трудности с учетом разных групп, обучающихся
внутри класса или группы.
2.2 . Индивидуально-дифференцированный
подход учителя - дефектолога в системе интегрированных
занятий.
В работе коррекционного учреждения
для детей с особыми образовательными
потребностями одним из основных принципов
организации учебно-воспитательно о процесса
является индивидуально-дифференцированный
подход к каждому воспитаннику. Он означает необходимость
учёта индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, нуждающихся в психолого-педагогиче кой
и медико-социальной помощи.
Педагоги широко используют
в своей работе классические индивидуальные
занятия и занятия по подгруппам, т.к. они идеально обеспечивают
индивидуальный и дифференцированный
подход к детям. Это очень важно в коррекционной
работе, но кроме названных видов занятий,
большое внимание уделяется интегрированным
занятиям. В настоящее время интеграция
является одним из путей, позволяющим
достигнуть повышения качества образования,
его обновления и эффективности в развитии
личности ребенка, сохранении и укреплении
его здоровья.
Интегрированные занятия направлены
на общее развитие, а не на тренировку
отдельных процессов. Они развивают у детей коммуникативные
умения, двигательную активность, познавательную
активность, речь, пространственную ориентировку,
мелкую и общую моторику, воображение,
память, внимание. Способствуют развитию
зрительного восприятия, стимулируют
зрительную активность.
Занятия, которые позволяют
в игровой форме интегрировать различные
образовательные сферы, более результативны,
т.к.:
у детей возникает стремление
заниматься разными видами деятельности;
у детей появляется желание
пробовать свои силы в разных образовательных сферах;
у ребенка появляется возможность
реализовать свои творческие способности.
И последний, значимый пункт
для компенсирующего школьного учреждения
– проведение интегрированных занятий
позволяет избежать перегрузки детей.
При проведении интегрированных занятий
соблюдаются принцип индивидуального
и дифференцированного подхода к каждому
ребенку, который предусматривает
диагноз ребенка.
Учитель-дефектолог должен
знать индивидуальные особенности функционирования
каждого ребенка.
Подбирая задания и дидактические
упражнения для занятия, учитываются не
только диагнозы детей, но и индивидуальные
познавательные возможности каждого ребёнка,
уровень развития представлений о предметном
мире, ориентировки в пространстве, представлений
об окружающем мире, а также уровень коммуникативной
деятельности.
Таким образом, происходит ещё
одно комплектование детей по подгруппам
в зависимости от их уровня знаний, умений
и навыков. Для каждой подгруппы детей
дифференцировано подбираются коррекционные
задания, упражнения и пособия.
Дети первой подгруппы имеют
высокий уровень познавательных возможностей
и к ним предъявляются более высокие требования.
Они активны, проявляют большой интерес
к занятиям, быстро и самостоятельно выполняют
задания педагогов.
Детям второй подгруппы необходим
индивидуальный подход при подборе заданий
и упражнений в зависимости от продвинутости
ребенка. Им необходима помощь в тех видах
деятельности, где особенно не хватает
уверенности в своих умениях, при этом
каждому ребенку оказывается специфическая
помощь, эти дети менее активны, задания
выполняют значительно медленней, а допуская
ошибки, не всегда самостоятельно их замечают
и исправляют.
Для детей третьего уровня развития
требуется перераспределение учебного
материала, т.к. скорость овладения знаниями замедленна,
материал предлагается в соответствии
с уровнем познавательных возможностей
и работоспособности. Такие дети не проявляют
большого интереса к занятиям, испытывают
затруднения, малоинициативны, замкнуты.
Учитель-дефектолог на интегрированном
занятии объединяет детей данной подгруппы
в одном рабочем пространстве, для оказания
индивидуальной помощи.
2.3. Роль информационных
компьютерных технологий в обучении
детей с особыми образовательными
потребностями.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья
и детьми-инвалидами образования является
одним из основных и неотъемлемых условий
их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной
деятельности. В связи с этим обеспечение
реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование
рассматривается как одна из важнейших
задач государственной политики в области
образования.
В Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии
имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является
обеспечение доступности качественного
образования, его индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов коррекционно-развивающ го
обучения, а также создание условий для
достижения нового современного качества
общего образования. Одним из приоритетных
стратегических направлений модернизации
российского образования является внедрение
в учебный процесс средств информационных компьютерных
технологий, обеспечивающих условия для
становления образования нового типа,
направленного на развитие и саморазвитие
личности. Без информационных технологий
уже невозможно представить обучение,
работу, да и вообще современную жизнь.
В настоящее время институт, гимназия,
школа, техникум, а порой, и детский сад
оснащены новейшей компьютерной техникой.
Нынешний век называют веком компьютерных
технологий. Это вполне справедливо и
для учебного процесса, где без компьютера
не обойтись. Сегодня очень много внимания
уделяют использованию информационных
технологий в школе. Используя компьютер
в учебно-воспитательно процессе, мы
готовим новое поколение к будущей жизни
в информационном обществе.
Для школьников с ограниченными возможностями
здоровья компьютерные технологии приобретают
ценность не только как предмет изучения,
но и как мощное и эффективное средство
коррекционного воздействия. Именно поэтому
в современных условиях учебно-воспитательны
процесс в коррекционной школе уже немыслим
без применения новых компьютерных технологий.
Оптимальное сочетание компьютерных методов
с традиционными определяют эффективность
использования информационных технологий
в коррекционной работе. Дети с ограниченными
возможностями здоровья-это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных
условий обучения . Компьютер значительно
расширяет возможности предъявления учебной
информации, позволяет усилить мотивацию
ребенка, активизировать их познавательную
деятельность, дает возможность формировать
коммуникативную и информационную компетенции
у обучающихся. Дети становятся активными
участниками урока. Состав учащихся с
ООП неоднородный. Это определяется тем,
что сюда относятся дети с различными
нарушениями развития: нарушениями слуха,
речи, зрения, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта, задержка психического развития.
Вследствие неоднородности состава детей
необходимо рассматривать вопрос об организации
дифференцированного обучения для каждой
категории и внутри каждой категории детей
с ООП, вопрос о личностно-ориентиров нном
подходе к обучению.
Использование ИКТ на уроках
позволяет дифференцированно подходить
к каждому ребенку. Современные информационные
компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально
новые возможности. Компьютер может использоваться
на всех этапах обучения: при объяснении
нового материала, при контроле знаний,
при закреплении, при обобщении и систематизации
материала. Применение компьютерных технологий
позволяет сделать занятие привлекательным,
современным, осуществлять индивидуализацию
обучения. Компьютерные технологии дают
широкие возможности для развития творческого
потенциала школьника. При помощи компьютерных
технологий можно совершить виртуальную
экскурсию в музей, пройти контрольное
тестирование, сделать эффектную презентацию,
таблицу, график и не только.
Благодаря использованию информационных
технологий у детей с ООП зрительное
восприятие и слуховое внимание обостряются,
что ведет к положительному результату обучения и развития
данной категории детей. Использование
презентаций позволяет педагогу привнести
эффект наглядности в уроки и помогает
ребенку, нуждающемуся в коррекционном
обучении, усвоить материал в полном объёме.
Создание мультимедийных презентаций
на сегодняшний день весьма актуально,
поскольку именно здесь учитель имеет
возможность учесть специфику конкретного
класса и учебной темы. Эта программа дает
учителю неограниченные возможности для
творчества в использовании информации
в любой форме представления, в компоновке
материала в соответствии с целями, задачами
конкретного урока в данном классе. Введение
информационных технологий во все области
специального образования подчинено задаче
максимально возможного развития ребенка,
преодоления уже имеющихся и предупреждения
новых отклонений в развитии.
Уроки с использованием ИКТ
имеют большой потенциал для проведения
коррекционной работы, направленной на
концентрацию внимания, развитие мышления,
воображения, мелкой моторики руки. А также
решают следующие задачи:
изучение компьютера
коррекция психического здоровья
индивидуализация и дифференциация
обучения
повышение эффективности обучения
интеграция детей в информационное
общество.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что реализация возможностей современных информационных
технологий расширяет спектр видов учебной
деятельности, позволяет совершенствовать
существующие и порождает новые организационные
формы и методы обучения. Урок с использованием
современных информационных технологий
в специальной (коррекционной) школе способствует
решению одной из основных задач коррекционного
воспитания – развитию индивидуальности
ученика, его способностей ориентироваться
и адаптироваться в современном обществе.
Заключение
Успешное
развитие познавательной активности и
самостоятельности учащихся возможно
тогда, ко и т.д.................