Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Внутригрупповой конфликт, его причины и следствие
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 18.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Внутри групповой
конфликт, его причины и следствие
Оглавление
Введение
1. Понятие групповых конфликтов,
их виды и классификация
2. Межгрупповые конфликты, их
причины и функции
3. Способы выхода из конфликтов
4. Последствия групповых конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выбранная тема актуальна не
только сегодня, но, если обратиться к
истории, окажется, конфликты были всегда.
Что же такое конфликт, каковы причины
возникновения конфликтов, как избежать
конфликтную ситуацию, на эти и другие
вопросы постараюсь ответить в моей работе.
Конфликт — наиболее острый
способ разрешения противоречий в интересах,
целях, взглядах, возникающих в процессе
социального взаимодействия, заключающийся
в противодействии участников этого взаимодействия
и обычно сопровождающийся негативными
эмоциями, выходящий за рамки правил и
норм. Конфликты являются предметом изучения
науки – конфликтологии.
За последние годы отношение
к конфликтам существенно изменилось.
Западные психологи ведут огромную работу
по психологическому оснащению достаточно
широкого круга людей, прежде всего педагогов
и управленцев.
Например, Австралия и США имеют
сегодня несколько национальных центров
по изучению конфликтов, а начиная с 1980
года – специальные учебные заведения
по подготовке менеджеров по конфликтам.
Теорию и практику конфликтов преподают
в 150 колледжах и университетах США, выпускники
по этой специальности получают степень
магистра наук.
Что касается нашей страны,
то в 1990 году в Красноярске1 прошла первая в стране научно-практическая
конференция, посвященная непосредственно
проблематике конфликта, а с 1991 года начал
издаваться Бюллетень клуба конфликтологов.
С этого времени традиционными стали международные
ежегодные конференции по разрешению
конфликтов, которые проводятся в Санкт-Петербурге.
Здесь же началась подготовка первых специалистов
на базе специально созданного конфликтологического
отделения университета.
В Калужском институте
социологии с 1994 года издается
научно-практический журнал «Социальный
конфликт», а в 2000 году в Казани
состоялся первый в России
конгресс конфликтологов
Конфликт — ситуация, в которой
каждая из сторон стремится занять позицию,
несовместимую и противоположную по отношению
к интересам другой стороны. Конфликт —
особое взаимодействие индивидов, групп,
объединений, которое возникает при их
несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Конфликт обладает как деструктивными,
так и конструктивными функциями.
Это был обзор общих понятий,
обобщающий все стороны конфликта, перейду
к теме работы.
Внутригрупповой конфликт.
Конфликт внутригрупповой -
конфликт между микрогруппами в коллективе,
личностью и микрогруппой, личностью и
всем коллективом. В нем проявляются:
а) противоположность
целей оппонентов, обусловленная, в
конечном счете, их принадлежностью к
микрогруппам;
б) заинтересованность
участников конфликта в сохранении
или усилении своего социально-группового
статуса, поставленного под сомнение
сложившейся конфликтной ситуацией;
в) неопределенность внутригруппового
нормирования процесса взаимодействия,
делающего необходимым вовлечение общественного
мнения группы в процессе разрешения противоречия
Тема работы – конфликт внутри
группы, причины и следствие, на основании
полученных данных в работе будут сделаны
выводы.
1. Понятие групповых
конфликтов, их виды и классификация
Групповые конфликты представляют
собой не что иное, как противоборство, в котором
хотя бы одна из сторон представлена малой
социальной группой.
Такое противоборство возникает на
основе столкновения противоположно направленных
групповых мотивов. Исходя из сказанного,
можно выделить два основных типа групповых конфликтов:
конфликт «личность — группа» и конфликт
«группа — группа».
Каждый из выделенных типов групповых конфликтов
имеет свою специфику по основным признакам.
Конфликт «личность — группа»
Конфликты между личностью
и группой возникают в среде групповых
взаимоотношений и отличаются некоторыми
особенностями, которые следует учитывать
в управлении этими конфликтами.
Первая особенность связана со
структурой такого конфликта. Субъектом в нем,
с одной стороны, выступает личность, а с другой
— группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие
здесь происходит на основе столкновения
личностных и групповых мотивов, а образы
конфликтной ситуации представлены первым
субъектом в индивидуальных взглядах и оценках,
а вторым — в групповых.
Вторая особенность отражает
специфику причин рассматриваемого конфликта.
А такие причины непосредственно связаны с положением
индивида в группе, которое характеризуется
такими понятиями, как «позиция», «статус»,
«внутренняя установка», «роль», «групповые
нормы».
Позиция — официальное, определяемое
должностью положение личности в группе.
Статус — реальное положение личности в системе
внутригрупповых отношений, степень ее
авторитетности. Статус может быть высоким,
средним и низким.
Внутренняя установка — субъективное восприятие
личностью своего статуса в группе.
Роль — нормативно заданный
или коллективно одобряемый образец поведения личности
в группе.
Групповые нормы — общие правила поведения,
которых придерживаются все члены группы.
Причины возникающих между личностью и группой
конфликтов всегда связаны:
а) с нарушением ролевых ожиданий;
б) с неадекватностью внутренней
установки статусу личности( особенно
конфликтность личности с группой наблюдается
при завышении у нее внутренней установки)
в) с нарушением групповых норм.
Третья особенность находит свое
отражение в формах проявления данного конфликта.
Такими формами могут быть: применение
групповых санкций; существенное ограничение
или полное прекращение неформального
общения членов группы с конфликтующим;
резкая критика в адрес конфликтующего;
эйфория со стороны конфликтующего и т.
д.2
Виды групповых конфликтов
Любая социальная группа — сложное социальное,
социально-психологи еское образование.
В ней одновременно могут функционировать
формальная и неформальная системы отношений.
В свою очередь, неформальные
отношения в группе включают ценностно-нормативную
систему, статусно - ролевую структуру
и систему межличностных связей и предпочтений.
Такая группа находится в сложной системе
взаимоотношений с другими группами. Образно
говоря, в социальной группе, как в капле
воды, отражается все многообразие общества.
Поэтому в ней, в той или иной степени,
могут возникать самые разнообразные
конфликты.
Наиболее характерными
из них являются:
Внутриличностный
конфликт:
а) вызванный внутригрупповыми
проблемами;
б) пришедший, из вне и вызывающий
внутригрупповую напряженность.
Межличностный конфликт:
а)ценностно-норматив ый;
б)статусно-ролевой;
в) психологической несовместимости.
Конфликт между группой (подгруппой)
и членом группы.
Конфликт между подгруппами
в отдельной группе.
Конфликт между формальной
и неформальной системами отношений.
Межгрупповые конфликты.
Классификацию групповых конфликтов
можно рассматривать также в зависимости от
разновидностей социальных мотивов внутригруппового
взаимодействия. 3 Аллахвердова О.В, выделила
шесть разновидностей таких мотивов:
1.Мотив максимилизации общего
выигрыша (кооперация).
2.Мотив максимилизации собственного
выигрыша (индивидуализм).
3.Мотив максимилизации относительного
выигрыша (соперничество).
4.Мотив максимилизации выигрыша другого
(альтруизм).
5.Мотив минимизации выигрыша другого
(агрессия).
Минимизация различий между собственными
и чужим выигрышем (равенство).
Каждый из перечисленных мотивов
предполагает свои причины, свою установку
способы взаимодействия.
Групповой конфликт – это противоборство,
в котором хотя бы одна из сторон представлена
малой социальной группой.
Малой группой условимся считать немногочисленное
по составу (от 3 до 40 человек) объединение людей,,
имеющих общую цель, связанных совместной
деятельностью и находящихся в непосредственном
личном контакте (общении) продолжительное
время.
Можно выделить два основных типа групповых
конфликтов, личность группа и группа
– группа.
В соответствии с таким разделением рассмотрим
классификацию групповых конфликтов.
1. Классификация конфликтов вида «личность-группа»:
1.1. Конфликт между руководителем и коллективом
обычно возникает в результате низкой
компетентности начальника, неприемлемого
стиля управления, назначения нового руководителя,
у которого другие требования.
1.2. Конфликт между рядовым сотрудником
и коллективом может развиваться, когда
кто-либо отступает от сложившихся групповых
норм поведения. Иногда причиной такого
конфликта является наличие в коллективе
личности с ярко выраженной конфликтной
направленностью (т.н. конфликтной личности);
1.3. Конфликт между личностью
и микрогруппой может возникнуть в результате
изменений в групповом сознании, превышении
лидером своих полномочий, низкой профессиональной
подготовки
2. Классификация конфликтов вида «группа-группа»:
2.1.Конфликт между администрацией и персоналом
организации может возникнуть из-за нарушения
правовых норм, низкой заработной платы,
неудовлетворительно коммуникации;
2.2. Конфликт между подразделениями в организации
обычно возникает на почве распределения
ресурсов, взаимной зависимости по выполняемым
задачам, структурной перестройки;
2.3. Конфликт между микрогруппами в организации
связан с противоположностью их интересов,
амбициями их лидеров, наличием взаимоисключающих
целей и ценностей;
2.4. Конфликт между организациями имеет
следующие причины: невыполнение договорных
обязательств, борьба за рынки сбыта, доступ
к ресурсам, сферы влияния;
2.5. Конфликт между неформальными группами
в обществе имеет в своей основе групповой
экстремизм или несовпадение духовных
интересов и ценностей.
А. Мотивационный подход к изучению групповых
конфликтов предлагает в качестве основы
объяснения поведения группы рассмотрение
комплекса побудительных причин. Например,
в рамках этого подхода групповая враждебность
к «чужим» рассматривается, как механизм
поддержания внутренней стабильности
и сплоченности группы.
Б. Ситуационный подход к изучению групповых
конфликтов сосредотачивает внимание
исследователей на анализе ситуации, как
совокупности внешних факторов. Ситуация
может иметь характер кооперации или конкуренции.4
Таким образом, конфликт может быть функциональным
и вести к повышению эффективности организации.
Или он может быть дисфункциональным и
приводит к снижению личной удовлетворенности,
группового сотрудничества и эффективности
отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность
труда.
2. Межгрупповые
конфликты, их причины и функции
По мнению известного российского
социолога В.А. Ядова, «во всех конфликтах
речь идет о двух вещах или даже об одной:
о ресурсах и контроле над ними. Власть
с этой точки зрения – это вариант контроля
над ресурсами, а собственность, есть сам
ресурс. Ученый считает, что все ресурсы
можно разделить на две группы: материальные
и духовные, в них и вся суть конфликтов.5
По его мнению, тип ресурсов
не имеет значение, люди всегда стремятся
получать больше, а не меньше. Люди глубоко
переживают собственные проблемы, а не
проблемы группы или членов группы.
Таким образов формируется искаженное
представление о справедливости, в результате
чего и возникаю конфликты.
Функции конфликтов:
- Разрушительная
- Созидательная
- Диагностическая
- Информационная
и познавательная
Разрушительная или
деструктивная функция проявляется в негативных
последствиях конфликта: нарушениях закона,
психологических травмах, патогенных
последствиях, столкновениях, негативном
климате в коллективе, текучести кадров.
Созидательная или
конструктивная функция конфликта состоит в преодолении кризиса,
трудностей, утверждении социально-позитивных
форм общения и взаимодействия, отказе
от противоправных действий, улучшении
психологического климата. По данным А.С.
Гусевой основными причинами конструктивных
конфликтов являются неблагоприятные
условия труда, недостатки в организации
труда, несовершенная система оплаты,
несоответствие прав и обязанностей, неритмичность
труда, низкий уровень дисциплины, конфликтогенные
организационные структуры.
Диагностическая
функция конфликта – связана с пониманием причин
возникновения противоборства, истинных
мотивов и целей конфликтного поведения
оппонентов, психологических методов
ведения противоборства как характеристик
личности оппонентов.
Информационная или
познавательная функция – конфликт превращается в
источник полезных сведений, поскольку
в нем в обостренной и концентрированной
форме проступают многие явления и свойства,
ускользающие от наблюдения при спокойном
ходе событий.6
Суть диагностической
функции состоит в том, что в конфликтных
обстоятельствах значительно ярче, нагляднее
и достовернее проявляются свойства личности.
В коротком конфликте о человеке можно
узнать столько, сколько не удается за
время долгого общения с ним в спокойной
"обстановке&qu t;.
Но еще больше возможностей
данная функция открывает для самопознания
и самосовершенствовани .
3. Способы выхода
из конфликтов
В психологии выделяют всего
пять обобщенных способов выхода из конфликтов.
Интересно, что каждому человеку
чаще всего свойственны 1 или 2 способа,
остальными он почти не пользуется. А жаль.
Потому что каждый из вариантов имеет
свои преимущества - конечно, только для
определенных ситуаций. И если овладеть
всеми способами и удачно их использовать,
то жизнь может превратиться в успешную
партию в шахматы.
1. Настойчивость (принуждение) - удовлетворение
собственных интересов из-за принуждения
других принять вашу точку зрения.
Эта стратегия будет эффективной,
если
- ситуация требует мгновенного
реагирования
- если есть авторитет
или полномочия для принятия
решения
- если результат для
человека важен
2. Приспособление (покладистость)
означает готовность отказаться
от собственных интересов ради
сохранения отношений. Это эффективно,
если:
- отношения намного важнее
причин конфликта
- результат для другого
человека важнее, чем для вас
- вас не очень волнует
эта ситуация
- у вас недостаточно
шансов для победы
- вы не правы
3. Отход (отступление) - это
стратегия 'страуса', который не решает
проблемы. Она также может быть
полезной, если:
- у вас недостаточно
аргументов для разрешения конфликта
- нужно выиграть время
- результат не важен
и не стоит тратить силы
- попытка разрешить ситуацию
может обострить конфликт
- ситуация со временем
может разрешиться сама
4. Компромисс - стратегия, с
помощью которой участники конфликта
приходят к согласию через
взаимные уступки и удовлетворение
своих интересов только частично.
Ее стоит использовать, если:
- участники имеют противоположные
интересы и равные шансы выиграть
конфликт
- вас удовлетворяет временное
решение
- в данной ситуаци и т.д.................