Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Организация кружковой работы по деревообработке и конструированию мебели
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 22.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Организация
кружковой работы по деревообработке
и конструированию мебели
Оглавление
Введение
Совершенствование эстетического воспитания и художественного
образования подрастающего поколения
связано с задачами идейно-политического
трудового воспитания и профессиональной
ориентации учащихся.
Обращение к народному искусству завоевало
прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние
годы занятия декоративно-прикладн м
творчеством стали очень популярны. Изделия,
сделанные руками ребят могут служить
украшением школьных интерьеров, так как
обладают эстетической ценностью.
Занятия декоративно-прикладн м искусством, несомненно, откроют
для многих детей новые пути познания
народного творчества, обогатят их внутренний
мир, позволят с пользой провести свободное
время.
Изучая декоративно-прикладн е искусство
в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией,
присущей их детскому воображению, создают
не только полезные, но и красивые изделия.
Работу ребят над созданием изделия, неразрывно
связанную с выбором темы, техникой исполнения,
сбором материала и выполнением росписи,
можно смело назвать творческой.
Порой считают, что подобное приобщение
школьников к народным ремеслам целесообразно
лишь в исторически сложившихся художественных
центрах, там, где есть условия для настоящей
профессиональной подготовки. Опыт показывает,
что это не так. Смысл кружковой работы
в ином. «Раннее приобщение детей к народному
искусству, к овладению его приемами,—
по мнению редакции авторитетного искусствоведческого
журнала,— вовсе не означает, что все ребята
будут работать в системе художественных
промыслов. Эстетическая значимость общения
с произведениями народного искусства,
с самим процессом изготовления нужных
и полезных в жизни вещей, умение создавать
их на первых порах гораздо важнее для
общего художественного развития ребят,
воспитания в них здорового нравственного
начала, уважения к труду, познания даже
в какой-то мере самого себя, развития
художественного вкуса на образцах, не
подвластных капризам моды».
Задача руководителя кружка состоит
в том, чтобы донести до ребят секреты
изготовления изделий народного мастера, познакомить
их с историей развития того или иного
направления художественных промыслов,
подарить радость творчества, научить
работать. Руководитель кружка должен
раскрыть способности учеников, помочь
им в преодолении трудностей, привить
им интерес к народному искусству. Свои
знания, опыт, умения он передает ребятам
на высоком профессиональном уровне, заинтересованно,
увлекая их своим энтузиазмом.
Целью данной курсовой работы является
раскрытие особенностей организации кружка
по деревообработке в школе.
Задачами курсовой работы являются:
изучение основ кружковой деятельности
анализ структуры кружка по декоративно-прикладн му искусству и планирование работы
Объектом работы является процесс организации
кружковой работы по деревообработке и конструированию мебели.
Предметом являются уроки технологии.
Глава 1. Основы кружковой деятельности
1.1 Роль кружковой работы в
развитии творческих способностей
Большие возможности для развития творческих
способностей учащихся имеют кружковые
занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету,
кружки способствуют развитию кругозора,
творческих способностей, привитию навыков
самостоятельной работы и тем самым повышению
качества подготовки к учебным предметам.
Здесь каждый школьник имеет возможность
выбрать себе дело по душе, выявить, ставить
и разрешать интересующие проблемы. Интерес
ученика к какому-то определённому вопросу,
возникший на уроке, в процессе труда,
при просмотре телепередач, прочтении
статьи в газете может быть развит, углублён
на занятиях в кружках, где учитель не
связан рамками программы и учебника,
где большие возможности для проявления
инициативы учащихся.
Предметный кружок отличает более гибкая
организация работы учащихся по сравнению
с факультативными занятиями. В кружках
большой простор для разнообразной деятельности школьников:
изготовление поделок, конструирование,
моделирование, исследовательская деятельность,
и т.д. В процессе выполнения подобных
работ у школьников возникает и укрепляется
интерес к отдельным темам.
В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей.
От педагога зависит, останутся они на
нулевом уровне в «спящем» состоянии или
же разовьются так, что помогут ученику
в дальнейшей жизни. Развивать творческие
способности возможно лишь через интересные
задания.
Цель кружковой работы:
Создание условий для максимально эффективного,
целостного развития личности ребенка,
то есть создание условий для раскрытия
и развития таланта. Совершенствование
умений и навыков, полученных на уроках
технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
1. Ознакомление детей с различными
традиционными ремеслами, промыслами
современными видами декоративно-прикладн го
искусства.
2. Обучение детей знаниям, умениям,
навыкам по заготовке и работе
с различными материалами.
3. Формирование навыков самостоятельного
выполнения всего художественно-технологического
процесса создания изделий.
4. Содействие формированию и
развитию у детей способности
целостного эстетического восприятия
произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.
5. Предоставление детям возможности
проявить свои творческие способности,
фантазию, художественный вкус.
6. Создание условий для формирования
и развития у детей интереса
и любви к народному творчеству.
7. Развитие сознательного и уважительного отношения
к труду других людей, понимание значимости
своего труда.
8. Создание на занятиях творческой
атмосферы, предоставление учащимся
возможности для плодотворного
общения друг с другом и
с педагогом [16, 30].
Процесс работы:
Занятия призваны способствовать развитию
у ребят художественного вкуса как составной
части материальной и духовной культуры,
художественно-творче кой активности,
помочь им в овладении образным языком
декоративно-приклад ого искусства. Художественная
деятельность учащихся на занятиях находит
разнообразные формы выражения при изготовлении
различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется
через знакомство с произведениями декоративно-прикладн го
искусства, образцами дизайнерских разработок
Творчески активная деятельность в процессе
обучения формирует у школьников ряд качеств,
которые в конечном итоге положительно
скажутся на характере ученика. Практика
убеждает, что для формирования богатого
внутреннего мира учащихся надо выбирать
такие приемы и способы побуждения к активной
творческой деятельности, которые раскрывают
перед ним заманчивую перспективу преодоления
трудностей, развитие творческого мышления
[16, 32].
Одно из первых педагогических требований,
предъявляемых к процессу обучения с точки
зрения творческого мышления, состоит
в том, чтобы ни в коем случае не подавлять
индивидуальность ученика. Часто встречаются
педагогические ситуации, когда учащиеся,
высказав догадку или предположение, не
могут их логически обосновать. Тем не
менее, их необходимо поощрить за попытку
использовать интуицию и направить на
дальнейший логический анализ выдвинутой
идеи.
Для того чтобы у учеников развивался
творческий потенциал, необходимо формировать
у них уверенность в своих силах, веру
в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя,
уже обречен на неуспех. Разумеется, эта
вера должна быть обоснованной.
Необходимо также всемерно стимулировать
стремление учащихся к самостоятельному
выбору целей, задач и средств их решения.
Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя
ответственность за принятое решение,
теряет способность к творческой деятельности.
Развивать воображение и не подавлять
склонность к фантазированию, даже если
оно иногда граничит с выдаванием выдумки
за истину. Особенно это касается начальных
этапов обучения.
Шире применять проблемные методы обучения,
которые стимулируют установку на самостоятельное
или с помощью педагога открытие нового
знания, усиливают веру учащегося в свою
способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью
проблемных методов обучения, не оказывают
такого тормозящего влияния на творчество,
как это свойственно знаниям, полученным
с помощью более традиционных методов.
Важнейшим условием развития творчества
учащихся является совместная с преподавателем исследовательская
деятельность. Она возможна лишь тогда,
когда решается задача, ответ на которую
не знает ни учащийся, ни преподаватель.
В этих условиях задача превращается из
учебной в реальную научную или производственную
проблему, что обогащает и усиливает «пыл»
мотивов, побуждающих творческую деятельность.
Особое значение приобретают мотивы самореализации,
социальные мотивы, мотивы соревнования
и др., для актуализации этих мотивов и
формирования внутренней мотивации особое
значение имеет личностная включенность
преподавателя в совместную деятельность
с учеником [11, 80].
Для формирования творческого потенциала
учащихся на дополнительных занятиях,
как правило, используются различные практические
методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной
деятельности.
- репродуктивный (обяснительно-иллюстр тивный);
- воспроизводящий;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их
особенность заключается в том, что в деятельности
учащихся преобладает применение полученных
знаний к решению практических заданий.
На первый план выдвигается умение использовать
теорию на практике. Данный метод выполняет
функцию углубления знаний, умений, а также
способствует решению задач контроля
и коррекции, стимулированию познавательной
и творческой деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые
обычно проходит познавательная деятельность
учащихся на практических занятиях:
1. Объяснение педагога. Этап теоретического
осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Попытка выполнения.
4. Выполнение работы – это этап, на котором
каждый самостоятельно выполняет задание.
Педагог на этом этапе особое внимание
уделяет тем ученикам, которые плохо справляются
с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы учащихся
проверяются и оцениваются. Учитывается
качество выполнения, бережное отношение
к времени, материалам, скорость и правильное
выполнение задания, а также проявление
творческого мышления (Е.Я.Гальперин).
Практические методы лучше других способствует
приучению учащихся к добросовестному
выполнению задания, способствует формированию
таких качеств, как хозяйственность, экономность,
умение подходить к процессу творчески
и т.д. У учащихся формируется привычка
тщательной организации трудового процесса
(осознание целей предстоящей работы,
анализ задачи и условий ее решения, составление
плана и графика выполнения работы, подготовка
материалов и инструментов, тщательный
контроль качества работы, анализ выводов)
[2, 37].
Существует пять уровней творческой
подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить
изделие по предъявленной документации
с внесением частичных изменений
в чертеж, схему направленных
на совершенствование формы изделия
или рациональное расположение деталей
и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно
изготовление изделий с доконструированием
и самостоятельным внесением
изменений в предъявленную технологическую
документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением
изделий с предварительным оригинальным
конструкторским усовершенствованием
и самостоятельным внесением изменений
в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна
самостоятельная технологическая разработка
оригинальной конструкторской идеи изделия
(предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен
самостоятельно обосновать и
сформулировать оригинальную конструкторскую
или рационализаторскую идею
изделия, разработать документацию
и изготовить изделие.
К главным задачам образования и воспитания
личности относят воспитание базовой
культуры, всемерное развитие личностных
потенциалов обучающихся. Одной из составляющих
личностного потенциала является творческий
потенциал. При его развитии повышается
познавательный интерес к предмету, уровень
интеллектуального развития, степень
самостоятельного мышления, заинтересованность
в выполнении заданий поискового характера,
формируются такие качества, как любознательность,
вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал учащихся развивается
в процессе деятельности при решении различных
задач. Возникшая проблемная ситуация
требует определенного решения, которая
в творчестве может быть выражена объективно
или субъективно для каждого человека [5, 3].
При организации трудового процесса
на занятиях, необходимо также учитывать
следующие условия:
– учебный творческий цикл должен укладываться
в определенное время;
– содержание творческой деятельности
должно соответствовать уровню знаний,
трудовых умений и навыков учащихся для определенного
возраста;
– для поддержания нормального творческого
процесса должна быть создана соответствующая
современному уровню производства материально
- техническая база и подобраны нужные
кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.
Данные условия требуются для того, чтобы
создать для учащихся тот микроклимат,
который позволит успешно выполнить поставленную
перед ними задачу [2, 40].
1.2. Организация кружковой работы
У учителя технологии есть большое преимущество
по сравнению с другими предметниками,
поскольку выбор у него очень широкий.
Профилей великое множество. Например,
«Юная хозяюшка», «Кружок вязания крючком»,
«Кружок лоскутная мозаика», «Кружок изготовления
мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами»,
и так далее.
Итак, профилей десятки, а выбрать следует
какой-то один. При этом нужно учесть, что
во время работы у детей могут возникнуть
различные вопросы, иногда совершенно,
неординарные, непредвиденные и абсолютно
непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет
права оставить без квалифицированного
ответа.
Конечно, при выборе профиля кружка учителю
следует считаться не только с субъективными,
но и с объективными факторами, одним из
которых является материальная база мастерских.
Организуя кружок, следует убедиться
в наличии необходимого оборудования
или возможности его достать.
Учёт интересов учащихся - это бесспорно,
очень сложный, ответственный момент в
организации кружка. Интересы у ребят
могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления.
Перед учителем стоит труднейшая задача
- так поставить дело, чтобы все кружковцы
были удовлетворены.
Школьники младшего возраста с большим
увлечением занимаются практической работой,
поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению
практических заданий. Нагрузка во время
занятий должна соответствовать силам
и возможностям кружковцев, обеспечивать
их занятость в течении всего занятия.
Младшие школьники быстро утомляются
при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель
должен заранее продумать, как построить
занятия, разнообразить его.
Теоретический материал обычно даётся
в начале занятия. Новую тему, то или иное
задание надо объяснять просто и доходчиво,
обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.
Руководитель кружка выбирает методы
обучения, методические приёмы с учётом
знаний и практических навыков, получаемых
школьниками на занятиях кружка, поэтому
методика обучения в начале учебного года
отличается от той, которая применяется в конце года [7, 15].
Постоянно развивая интерес учащихся
к занятия, педагог стремится выбрать
такую форму их проведения, при которой
представляется возможность самостоятельного
творческого подхода к переработке моделей
или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно
больше самостоятельности, руководитель
вместе с тем должен направлять творческую
деятельность кружковцев, развивать у
них способность выбирать тему, думать
о способах исполнения изделия в том или
ином материале, помогать в решении поставленной
задачи.
Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:
1. Изучение и постановка воспитательных
задач. Данный этап направлен
на изучение особенностей школьников
и коллектива класса, для эффективного
воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных
для сложившихся в классе ситуаций воспитательных
задач.
2. Моделирование предстоящей внеклассной
воспитательной работы заключается
в том, что педагог создаёт
в своём воображении образ
определённой формы.
3. Анализ проведённой работы направлен на сравнение
модели с реальным воплощением, выявление
удачных и проблемных моментов, их причин
и последствий.
В зависимости от поставленных задач
руководители кружков на занятиях используют
различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего,
сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как
правило, включает теоретическую часть
и практическую.
Теоретические сведения - это объяснение
нового материала, информация познавательного характера о видах лоскутной
мозаики.
Основное место на занятиях отводится
практическим работам.
Руководителю необходимо продумать содержание
и ход каждого занятия, чтобы практическая
часть являлась естественным продолжением
и закреплением теоретических сведений,
полученных учащимися.
Для поддержания постоянного интереса
учащихся к занятиям руководителю рекомендуется
разнообразить методы работы.
При составлении плана занятий надо учитывать
возрастные особенности детей, степень
их подготовленности имеющиеся знания
и навыки.
Любая целенаправленная деятельность предусматривает
определённую последовательность действий
в целях достижения конкретного результата,
а поэтому нуждается в прогнозировании
и планировании.
Однако в данной ситуации планирование
носит весьма специфический характер.
Во-первых, до собеседования со своими подопечными
педагог не знает, по какой теме и какому
направлению они желают работать.
Во-вторых, насколько реален замысел
ребёнка и насколько велика его заинтересованность
довести этот замысел до конца.
Поэтому типичное планирование работы заранее педагогом
невозможно. Оно может осуществляться
совместно с кружковцем только после выяснения
его замысла в ходе собеседования. Причём
основную роль на первоначальном этапе
должен играть сам ребёнок [11, 83].
Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течении
какого времени ребёнок собирается осуществить
задуманное и какая ему требуется помощь
от педагога. Несмотря на то, что в подавляющем
большинстве случает лучше достижения
замысла подростка просматриваются не
чётко, не определены этапы действия и
их очерёдность, педагог не должен навязывать
своё видение решения проблемы. Дело в
том, что цели и задачи ребёнка и педагога
в данной ситуации не совпадают.
Цели и задачи педагога заключаются не
в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенный замысел
до конца, а опираясь на его внутреннюю
мотивацию к действиям, стимулировать
его самостоятельную деятельность.
Творческая деятельность ребёнка должна
основываться, прежде всего, на его личных
замыслах, обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией
и воображением. В этом направлении должны
работать педагоги кружковцы творческой
направленности. На то и существуют творческие
кружки дополнительного образования,
чтобы в дополнение к нескольким теоретическим
знаниям способствовать полёту детской
мысли в новое, доселе неизвестное.
К сожалению, в настоящий момент сложилась
ситуация, когда школьная форма обучения
слепо переносится на работу кружков творческой
направленности. Касается это и планирования
работы. Если в школах на основе программы, составленной
независимо от желания учащихся, в начале
года (согласно этой программе) составляем
план работы на весь учебный год и неуклонно
выполняется, то применение такой методики
к деятельности кружков творческой направленности,
а тем более к консультативным формам
работы неприемлемо.
Во-первых, при данной форме работы её
содержание определяется не заранее составленной
программой, а замыслом самого ребёнка,
что наиболее соответствует личностно-ориентиров нному
подходу к нему.
Во-вторых, содержание самого замысла может
корректироваться по ходу работы или даже
полностью меняться. Ведь детский замысел
основан, прежде всего, на фантазии, воображении
и желании ребёнка, а в подростковом возрасте
они динамичны.
Поэтому планирование работы осуществляется строго индивидуально,
совместно с подростком. Сам план динамический,
то есть не исключает корректировки [13,
89].
Выводы по главе 1.
При организации трудового процесса
на занятиях, необходимо учитывать следующие
условия:
– учебный творческий цикл должен укладываться в определенное
время;
– содержание творческой деятельности
должно соответствовать уровню знаний,
трудовых умений и навыков учащихся для
определенного возраста;
– для поддержания нормального творческого
процесса должна быть создана соответствующая современному
уровню производства материально - техническая
база и подобраны нужные кадры, владеющие
методикой творческой работы с учащимися.
Данные условия требуются для того, чтобы
создать для учащихся тот микроклимат,
который позволит успешно выполнить поставленную
перед ними задачу.
Глава 2. Структура кружка
по декоративно-прикладн му искусству
и планирование работы
2.1. Особенности организации кружка
по деревообработке в школе
Целью занятий в кружке «Деревообработка» является воспитание
у детей интереса к искусству обработки
дерева, развитие творческих способностей,
эстетического и художественного вкуса,
формирование умений и навыков работы
со специальным инструментом, воспитание
чувства коллективизма, приобщение к общественно
полезной деятельности.
Привлекать к работе кружка можно детей
4-8 классов. В кружке могут заниматься
10—15 человек, так как при большем количестве
детей руководитель не сможет индивидуально
работать с каждым кружковцем, а ведь особенно
на первых этапах нужен внимательный индивидуальный
подход.
В дальнейшем преподаватель должен помогать
советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических
стадиях, так как данный декоративно-прикладн й
вид искусства требует знания технологии
ручной и станочной обработки древесины.
Первым и основным условием, необходимым
для нормальной работы кружка, является
подготовка помещения для занятий, хранения
необходимого инвентаря и оборудования.
Занятия следует проводить в светлом,
просторном помещении, не загроможденном
мебелью. Этого требует специфика кружка,
так как кружковец должен иногда отрываться
от изготовления изделия, для того чтобы
оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться
с товарищем. Без этого творческая работа
просто невозможна. Руководителю необходимо
позаботиться о нормальной, творческой
обстановке.
Занятие в кружке лучше проводить два
раза в неделю по 2 часа во внешкольных учреждениях,
а в школе — два раза в неделю, но по 1 часу
или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим
перерывом. Сдвоенные часы занятий позволят
сократить время на подготовку рабочих
мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать
через полчаса или через час после начала
работы. Занятия в кружке советуем проводить
в определенные дни, чтобы настрой кружковцев
на работу не пропадал.
Посещаемость кружка, дисциплина, а в
конечном счете и результаты труда во
многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий
и требований к членам кружка. Руководитель
должен следить за соблюдением правил,
установленных в кружке, за содержанием
рабочих мест, учить бережному отношению
с инструментами. Наглядные пособия, рабочий
материал, инструменты и незаконченные
изделия должны храниться в шкафах.
На вводном занятии дети выбирают старосту,
который будет отвечать за посещаемость,
отмечать присутствующих, назначать дежурных
и следить за выполнением установленных
правил, тем самым помогая руководителю.
Учебно-воспитательн я работа в кружке
строится по тематическому плану, разработанному
в соответствии с программой для кружков.
Тематический план составляется руководителем
на полугодие с поурочным планированием [15,11].
2.2 Примерный учебно-тематический
план кружка по художественной обработке
дерева
Таблица.1.
[7, 15]
Этот
примерный тематический план может быть
использован каждым преподавателем в
соответствии с условиями, в которых он
работает. Большое количество часов отводится
на практическую работу. Темы, включенные
в план, могут быть заменены в зависимости
от возможностей и способностей детей.
2.3. Учебно-материальное обеспечение
кружка по художественной обработке
дерева
2.3.1
Организация рабочего места ученика
Всякая
работа требует соответствующих условий.
Для деревообработки это в первую очередь
правильно вы бранное оборудование и рабочее
место. Мастерить из древесины можно в
любом помещении, важно только, чтобы оно
было сухим, светлым и хорошо проветриваемым.
В связи с тем, что работа сопряжена с не
большим шумом и образованием пыли и мусора,
лучше всего использовать для этих целей
отдельное (подсобное) помещение.
Важнейшая часть рабочего места — рабочий
стол. Он должен быть устойчивым, прочным,
с толстой крышкой, обеспечивать надежное
крепление заготовок во время работы.
В подсобном помещении желательно установить
специальный рабочий стол — столярный верстак. При
использовании его значительно сокращается
время на изготовление изделий из древесины,
да и качество их повышается. Промышленность
вы пускает верстаки разных конструкций.
Верстачная доска (крышка, столешница)
должна быть массивной и жесткой. Такая столешница
полу чается, если на переднюю часть крышки
стола установить на клею и шурупах (их
ввинчивают с нижней стороны) доску шириной
250...300 мм и толщиной 40...50 мм. Эта доска должна
быть из древесины твердых лист венных
пород, тщательно высушенная и выровненная.
Если на заднюю часть крышки стола еще
прибить брусок, то образуется лоток для
инструментов и заготовок.
Доски имеют склонность (особенно в сухих
помещениях) к короблению. Чтобы избежать
этого, лучше всего положить на крышку стола дополнительно 1—2 слоя
старых мебельных плит. Соединить их между
собой и с крышкой можно с помощью клея
— это предотвратит вибрацию отдельных
слоев столешницы при работе [8, 16].
Сконструировать и самостоятельно изготовить
винтовые зажимы сложно. Можно использовать готовые
клиновые и эксцентриковые зажимы различной
конструкции. Для фиксации заготовок к
верстаку применяются и более универсальные
приспособления — струбцины, столярные
тиски, самодельные древесные
тиски и пр. К верстаку могут
быть постоянно прикреплены также распиловочные
стусла, стол для выпиливания, станок для
ручной дрели, упор для пиления и другие
устройства, которые также помогают сделать
за готовку неподвижной при обработке.
При размещении крепежных устройств надо
иметь в виду, что на верстачной доске
должно быть достаточно свободного поля
для разметочных, отделочных и монтажных
работ.
Достаточно
толстая плита или доска может быть установлена
также между двумя столами, шкафом и стеной
и т. д. К съемной доске также могут быть
стационарно присоединены крепежные приспособления.
Чтобы оборудовать рабочее место и выбрать
самый подходящий в условиях комнаты вариант,
надо проявлять находчивость.
При
оборудовании рабочего места надо обязательно
обратить внимание на правильность его
освещения. Лучше всего поставить верстак
(или стол) к окну так, чтобы свет падал
спереди или слева. Кроме того, над столом
должно быть установлено местное искусственное
освещение в виде висящей или настенной
лампы. Настольная лампа для этого не годится,
так как она отнимает площадь столешницы
и, кроме того, создает опасность во время
работы.
Для
выполнения основных технологических
операций необходимы различные инструменты
и приспособления [18, 23].
Вот
перечень тех орудий труда, без которых
трудно (а в некоторых случаях и невозможно)
обойтись при деревообработке:
измерительный и разметочный инструмент
— металлическая линейка, карандаш, угольник,
малка, чертилка, рейсмус, циркуль, кернер;
режущий инструмент — ножовки широкая
и узкая (мелкозубые), лобзик, шерхебель,
рубанок одинарный и двойной, комплект
плоских стамесок (шириной 8...25 мм), комплект
полукруглых стамесок (шириной 6... 15 мм),
рашпиль, комплект напильников (с различным
сечением и на сечкой), нож, резаки (различной
ширины и формы), комплект сверл;
монтажный и вспомогательный инструмент
— молоток (массой 200... 300 г), отвертки (с
прямым и крестообразным шлицом), киянка,
шило, клещи, круглогубцы, коловорот, дрель,
брусок;
приспособления - - струбцины, стусла
распиловочные, колодки шлифовальные,
универсальные сверла, прибор для выжигания,
штемпели для выжигания, точило.
Кроме
названных, в отдельных случаях потребуются
еще другие инструменты и специальные
приспособления. Во многом облегчают работу
такие электрифицированные приборы, как электродрель, электроточило и электрораспылитель.
Рабочий
инструмент, приспособления и материалы
надо хранить в шкафу, в специальных ящиках
или сумках. Полка для этих целей не годится,
так как во время работы туда попадает
пыль, которую трудно удалять. Материал
раскладывают по ящикам, учитывая породы
древесины и размеры заготовок. Если инструменты
размещать в ящики или чемоданы, то для
каждого из них предусмотрите специальное
гнездо и способ крепления. Хранить инструменты
навалом недопустимо: резцы быстро тупятся,
а найти и вынуть нужный инструмент сложно,
иногда даже опасно. Часть инструментов
и других принадлежностей может находиться
в шкафу в висячем положении. Так их удобнее
всего найти и взять в руки. [18, 25]
2.3.2
Материалы, используемые в учебном процессе
Древесные
материалы. Хотя древесина является сравнительно
распространенным и доступным материалом,
ее доставка, подготовка к окончательной
обработке и хранение требуют довольно
много забот. В растущем дереве основная
масса древесины образуется в стволе.
Ствол срубленного дерева несложно распилить
на бревна. Но бревно слишком массивный
материал для дальнейшей обработки не
только в домашних условиях, но и в условиях
промышленного производства, к тому же
оно плохо сушится. Поэтому и для деревообрабатывающей
промышленности, и для строительства используют
пиломатериалы — брусья и доски. Отходы
пиломатериалов могут служить за готовками
для изделий. Но по ширине и толщине отходы
брусьев и досок, как правило, на много
превышают требуемые размеры заготовок,
а их распиливание в ком нате невозможно.
Поэтому подготовку заготовок следует
выполнять заранее. Продольное распиливание
лучше всего осуществлять на круглопильном
станке в школьных мастерских. Если такой
возможности нет, летом во дворе подготовленный
материал можно вручную распилить или
рас колоть на части. Там, где для отопления
применяются дрова, можно найти подходящее
полено для определенных заготовок.
И
пиломатериалы, и дрова производят из
древесины нескольких пород: березы, ели,
сосны, осины и др. Остальные породы, малораспространенные
или имеющие непрямые тон кие стволы, в
виде пиломатериалов или дров в руки мастера
попадают сравнительно редко. Но может
случиться, что в результате мелиоративных
или строительных работ, холода или засухи
будут вырублены деревья, древесина которых
обладает хорошими декоративными свойствами.
Стволы, ветви, сучки и корни таких деревьев
надо обязательно распилить и расколоть
на заготовки. Иногда заготовкам целесообразно
придать в сыром виде подходящую форму
(бруска или цилиндра) с необходимыми припусками,
так как после высыхания их обрабатывать
значительно труднее.
Для
изготовления объемных изделий следует
собирать так называемые лесные находки.
Особенно ценными среди них являются наросты
— мест ные утолщения на стволах и ветвях
некоторых деревьев. Еще встречаются случаи,
когда выбрасывают упаковочные ящики
(например, от мебели). Разбив их, можно
получить призматические заготовки подходящего
сечения. То же самое относится и к старой
мебели.
В
качестве цилиндрических заготовок можно
использовать также черенки лопат, щеток
и граблей, катушки из-под ниток.
Влажные
заготовки надо сначала подвергнуть воздушной
сушке. С этой целью их следует установить
на лето где-то в хорошо проветриваемом
и закрытом от солнца месте — в сарае,
на чердаке, на балконе и т. п. Особого внимания
при этом требуют тонкие стволы и ветки.
Из-за уменьшения объема внешних слоев
многие древесные породы склонны к растрескиванию,
особенно тогда, когда снята кора. Этому
вредному явлению в какой-то мере препятствует
предвари тельное (до сушки) кипячение
за готовок.
При
повышении влажности воз духа (осенью
и зимой) воздушно-сухие заготовки надо
перенести в отапливаемое помещение. Там
они должны находиться не менее 2—3 недель
до начала работы. Если для поделок применить
недостаточно сухую древесину, то изделия
потом начинают коробиться, растрескиваться
и оказываются некачественными [1, 16].
Вспомогательные
материалы. Кроме древесных материалов,
для изготовления изделий требуются клеи,
лаки, гвозди, шурупы и др. Назовем их условно
вспомогательными мате риалами.
Для
склеивания древесины промышленность
выпускает различные клеи — глютиновые,
казеиновые, карбамидные и др. В домашних
условиях удобнее всего пользоваться
синтетическим клеем ПВА. Если склеиваемые
поверхности прилегают неплотно, могут
быть применены и универсальные эпоксидные
клеи ЭПО и ЭПД. Первый из них темного цвета,
поэтому его нельзя использовать для светлой
древесины.
Лаки
различают по происхождению основного
компонента — смолы: шеллачные (или спиртовые),
масляные, нитроцеллюлозные и синтетические.
Каждый из них имеет свои преимущества
и недостатки. Спиртовые лаки несложно
нанести на поверхность вручную, но покрытие
получается довольно неустойчивое (боится
влаги и меняет цвет); масляные — устойчивые,
но обладают не приятным жирным блеском;
нитролак лучше всего на носить способом
распыления, но он очень огнеопасен; синтетические
лаки (например, паркетные) при высыхании
выделяют сильный запах, затрудняющий
дыхание. Какой лак при менять в каждом
конкретном случае, зависит от многих
обстоятельств, и в первую очередь от условий
дальней шей эксплуатации изделия.
Иногда
бывает необходимо изменить цвет древесины.
С этой целью на поверхность изделия (или
детали) наносят красители. Готовые растворы
для крашения древесины («морилка») преимущественно
коричневых тонов.
Цветные
красители можно получить, растворяя в
воде анилиновые краски, предназначенные
для крашения материи, а также цветные
чернила.
Непрозрачное
покрытие изделий из древесины может быть
выполнено с помощью водоэмульсионных,
масляных или эмалевых красок. На базе и т.д.................