Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Сократ. Его жизнь и философская деятельность
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 22.12.2014.
Год: 2013.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Рождение,семья. Дата
рождения Сократа до сих пор не известна,
и во многих исследованиях ученых никак
не могут сойтись на каком-то конкретном
числе. Известно одна он появился на свет
в 5 веке до н.э. Родился он около 469 года.
Ему посчастливилось родиться в семье
каменотеса Софрониск из дома Алопеки.
Профессия была свободной, то есть отец
был человеком свободным, не рабом, работал
сам на себя и судя по всему был человеком
весьма зажиточным. Это подтверждает и
то, что через 40 лет Сократ отправился
на войну в качестве воина, собранного
по всем правилам. Древнее общество не
имело полноценной армии. Каждый воитель
должен был прибыть на поле боевых действий
на своем коне и полностью экипированный,
а стоило обмундирование очень-очень дорого.
Мать Сократа Фенарета была повитухой
и принимала роды у всех женщин близ лежащих
домов и селений, а рожали женщины в древнее
время охотно и помногу, потому что продолжительность
жизни была не велика. В дальнейшем Сократ
скажет, что они тоже принимал роды, но
не у женщин, а у мужчин. Благодаря Сократу,
они могли в муках родить из своей души
мысли. Вид у него был смешной: лысый череп,
крутой лоб, курносый нос, толстые губы.
Когда-то в Афины приехал ученый знахарь,
умевший по чертам лица безошибочно угадывать
характер. Его привели к Сократу — он сразу
сказал: «жаден, развратен, гневлив, необуздан
до бешенства». Афиняне расхохотались
и уже хотели поколотить знахаря, потому
что не было в Афинах человека добродушнее
и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ
их удержал: «Он сказал вам, граждане, истинную
правду: я действительно смолоду чувствовал
в себе и жадность, и гнев, но сумел взять
себя в руки, воспитать себя — и вот стал
таким, каким вы меня знаете».
Образование. Вообще
же, первая половина его жизни – до вступления
на поприще философской деятельности
– нам мало известна, и только при помощи
посторонних данных мы в состоянии кое-как
дополнить наши скудные сведения об этом
периоде Сократовой жизни. Так, например,
мы почти ничего не знаем из того, чему
и как он учился: мы лишь можем делать некоторые
догадки на основании дошедших до нас
сведений о положении образования в древних
Афинах вообще. Семи лет, вероятно, он стал
посещать школу, так как начальное образование
было тогда для всех обязательное и начиналось
именно с этого возраста. Из истории Греции
мы знаем, чему там учились: чтение, письмо
и немного арифметики составляли единственные
научные предметы тогдашних школьных
программ; ни языки, ни география, ни история,
ни естествознание, ни другие подобные
отрасли знания, входящие в круг современного
образования, тогда еще не существовали,
а потому не могли и преподаваться. Вместо
этого греческие мальчики и юноши обучались
двум вещам, теперь почти совершенно изгнанным
из программ наших общеобразовательных
учебных заведений, – а именно: гимнастике
и музыке. Древние общины не знали ни постоянных
армий, ни подразделения народа на сословия
гражданское и военное. Каждый член их
так же свободно владел мечом или луком,
как и плугом, и должен был ежеминутно
быть наготове выступить в поход и защищать
свое отечество с оружием в руках. Телесные
упражнения поэтому везде в Древнем мире
играли большую роль: это был предмет государственной
необходимости; но еще большую роль они
играли в Греции, – Спарте и Афинах, – где
военное дело было поднято до степени
искусства. Малочисленные, но стройные
и дисциплинированные армии этих городов
разбили наголову несметные, но дикие
полчища персов, и этим они немало были
обязаны своей научной системе гимнастики.
Музыка
также имела значение более широкое,
нежели теперь: она была не только одним
из изящных искусств, способствующих
всестороннему культурному развитию
личности, но и учреждением общественной
важности. Она была тесно связана
со всей религиозно-нравствен ой системой,
на которой покоилось греческое общество,
и под ней подразумевалось не только пение
и игра на инструменте, но и чтение и заучивание
наизусть стихов из национальных поэтов,
таких, как Гомер и Гесиод, – этих несокрушимых
и чуть ли не главных авторитетов в области
религии и морали. В сферу музыки входила
также и пляска, которою сопровождались
религиозные и другие процессии, занимавшие
столь важное место в общественной жизни
Греции. По некоторым данным обучал Сократа
Анаксагор – один из самых известных философ
того времени, который также учил и Перикла.
Так что с образованием Сократу также
повезло, у этого учителя получать знания
почитали за честь, а он еще и был другом
семьи.
Богатый Критон, впоследствии ученик
и друг Сократа, встретившись с
последним, тогда еще юношею, был так поражен
его умом и дарованиями, что взял его из
отцовской мастерской и послал за свой
счет к лучшим учителям того времени. Достоверность
этого рассказа, по хронологическим и
другим соображениям, справедливо оспаривается;
но тот факт, что Сократ еще в юные годы
ходил слушать выдающихся философов и
изучать под их руководством все высшие
области тогдашнего знания, весьма вероятен.
Он был довольно хорошо знаком с геометрией
и астрономией и имел сносные знания по
философии в системах Парменида, Гераклита,
Демокрита, Анаксагора и Эмпедокла.
Сократ имел такое же первоначальное
образование, как и многие молодые
афиняне его времени: он должен был
получить «мусическое и гимнастическое
воспитание» (Платон. Критон. 50 с). Под
«мусическим» воспитанием подразумевалось
не только общее музыкальное образование
(умение играть на флейте и кифаре, пение
и пляска), но и литературно-словесно
— изучение языка (письма и чтения), заучивание
наизусть и комментирование текстов эпических,
лирических и трагических поэтов (Гомера,
Гесиода, Пиндара и др.). «Мусическое» образование
рассматривалось как одно из важных средств
нравственного (а не только эстетического)
воспитания молодого поколения. Считалось,
что заучивание лучших стихотворных текстов,
содержащих восхваление благородных подвигов,
описание достойных подражания примеров
и разного рода поучительных историй вызовут
в подрастающем поколении возвышенные
чувства и настроения, подготовят молодых
людей к совершению благородных поступков.В
программу начального образования входило
также обучение счету (арифметика и начала
геометрии). Особое место в греческой школе,
которую дети начинали посещать с семи
лет, занимала гимнастика. Гимнастика
(бег, метание диска и дротика, борьба и
т. п.) была предметом серьезных занятий
с 12— 13-летнего возраста, что диктовалось
государственной необходимостью: гражданин
полиса обязан был в любой момент выступить
в поход и с оружием в руках защищать отечество.
Вместе с тем, внимание к физической культуре
объяснялось также заботой государства
о воспитании гармонически (духовно и
телесно) развитого гражданина полиса.
Идеалом же гармонически развитого гражданина
был для греков человек, сочетающий в себе
духовное благородство с телесным здоровьем
и красотой, ум — с энергией, благоразумие
— с мужеством, скромность — с чувством
собственного достоинства.
Воинская обязанность.
Был учителем и старшим другом афинского
политика и полководца Алкивиада. отец, вероятно,
был довольно зажиточным гражданином
(судя по тому, что Сократ воевал как гоплит,
т.е. тяжеловооруженный воин), однако сам
Сократ нисколько не заботился о своем
имуществе и к концу жизни чрезвычайно
обеднел.Об этой стороне жизни философа
мы имеем достаточно полные сведения.
Сократ принимал участие в трех военных
операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного
пехотинца, и проявил себя мужественным
и выносливым воином, не теряющим присутствия
духа при отступлении войска и верным
по отношению к боевым соратникам. За год
до начала Пелопоннесской войны Сократ
участвовал, как мы уже знаем, в осаде Потидеи,
которая объявила о своем выходе из Афинского
союза. В битве под Потидеей был ранен
Алкивиад, и, если бы не Сократ, вынесший
его с поля боя, он был бы взят в плен. После
битвы спасенный Алкивиад просил присудить
почетную награду Сократу. Но афинские
военачальники, считаясь как с высоким
положением Алкивиада, так и с тем, что
Сократ больше всех ратовал за Алкивиада,
присудили награду последнему. Алкивиад
приводит также следующий случай из походной
жизни Сократа во время осады Потидеи:
«Как-то утром он о чем-то задумался и,
погрузившись в свои мысли, застыл на месте,
и, так как дело у него не шло на лад, он
не прекращал своих поисков и все стоял
и стоял. Наступил уже полдень, и люди,
которым это бросалось в глаза, удивленно
говорили друг другу, что Сократ с самого
утра стоит на одном месте и о чем-то раздумывает.
Наконец вечером, уже поужинав, некоторые
ионийцы — дело было летом — вынесли свои
подстилки на воздух, чтобы поспать в прохладе
и заодно понаблюдать за Сократом, будет
ли он стоять на том же месте и ночью. И
оказалось, что он простоял там до рассвета
и до восхода солнца, а потом, помолившись
солнцу, ушел» (ПИР) В первый период Пелопоннесской
войны, называемой Архидамовой войной
(431—421 гг. до н. э.), Сократ участвовал также
в битве при Делии на аттико-беотийской
границе в 424 г. до н. э. В этом крупном сражении
афинское войско, состоявшее из семи тысяч
гоплитов и тысячи всадников, потерпело
тяжелое поражение. Сократ сражался рядом
с мужественным Лахесом. Характеризуя
поведение Сократа в диалоге, носящем
его имя, Лахес говорит: «Я был с ним во
время отступления, и, если бы остальные
были в мужестве похожи на Сократа, наш
город процветал бы и не впал в несчастье»
(181 b). Еще более выразительно изображает
поведение Сократа во время отступления
Алкивиад: «... мне казалось, что там, так
же как здесь (в Афинах. — Ф.К.), он шагал,
говоря твоими, Аристофан, словами, "чинно,
глядя то влево, то вправо", т. е. спокойно
посматривал на друзей и на врагов, так
что даже издали каждому было ясно, что
этот человек, если его тронешь, сумеет
постоять за себя, и поэтому они благополучно
завершили отход. Ведь тех, кто так себя
держит, на войне обычно не трогают, преследуют
лишь тех, кто бежит без оглядки» . Наконец,
в 422 г. до н. э. Сократ участвовал в битве
при Ампиполе. В этой битве, как и в сражениях
при Потидее и Делии, Сократ вел себя отважно
и стойко; он, «подобно любому другому,
оставался в строю... и подвергался смертельной
опасности» (Платон. Апология. 28 е). Когда
Пелопоннесская война возобновилась и
афиняне предприняли злополучную Сицилийскую
экспедицию (415 г. до н. э.), Сократу было
уже 50 лет. Поэтому естественно предположить,
что в этих и последующих военных действиях
он непосредственного участия не принимал.
Сократ проявил не только воинскую доблесть
на полях сражений, но и гражданское мужество
в сложных перипетиях общественно-политичес ой
жизни своей родины. Правда, в вопросе
об участии в политике государства, в деятельности
его учреждений Сократ избрал весьма своеобразную
позицию. Он сознательно избегал участия
в государственной жизни, мотивируя это
принципиальным расхождением его внутреннего
убеждения относительно справедливости
и законности с наблюдаемым множеством
«несправедливостей и беззаконий, которые
совершаются в государстве» (32 а). В то
же время он не считал себя вправе уклоняться
от выполнения гражданских обязанностей
(посещение народного собрания, участие
в суде присяжных и т. п.), налагаемых на
него законами государства.
Философия.Сомнитель ые
авторитеты передают, что 25 лет от роду
он встретил Протагора, знаменитого философа
того времени, который своими речами и
идеями произвел такое сильное впечатление
на его восприимчивую натуру, что Сократ
решил посвятить себя исключительно философии.
Особенно невероятного в этом ничего нет,
как нет его в другом предании, приписывающем
решающее значение для мысли Сократа встрече
его с Аспазией. Мы можем лишь оспаривать
– что мы и делаем – факт личного влияния этих выдающихся
фигур на Сократово миросозерцание и судьбу,
но никак не их посредствующую роль в качестве
представителей и основателей особых
течений в афинской жизни и мысли той эпохи.
Как мы это увидим ниже, Сократова философия
была законным детищем своего времени,
а потому являлась крестницей и Протагора,
и Аспазии, и Продикка, и многих других
великих деятелей, которым Сократ мог
быть обязан своим развитием и без личного
знакомства с ними. Как бы то ни было, Сократ
довольно рано почувствовал стремление
к философской деятельности, но только
после долгой, почти 15-летней работы мысли, –
о которой, к сожалению, до нас не дошло
никаких сведений, – он решился вступить
на публичное поприще в качестве учителя
философии. Это не значит, конечно, что
все эти годы он провел в совершенном уединении
и неизвестности, разрабатывая свое миросозерцание,
а затем, подобно Афине-Палладе, выскочившей
в полном вооружении из головы Зевса, явился
в одно прекрасное утро на городскую агору
с готовою и стройною системою идей. Дело,
вероятно, обстояло так, что, не бросая
еще своей профессия, он все больше и чаще
занимался проблемами философии, то раздумывая
над ними за работою, то в свободное время
делясь своими мыслями с друзьями. Так
дело продолжалось, быть может, целые годы,
но по мере того, как взгляды его прояснялись
и определялись, подобно очертаниям материка
средь спадающей воды, он все чаще осмеливался
выходить на площадь, затрагивать разглагольствующих
там риторов, диспутировать с ними и излагать
свои мнения, свои идеи. Он все яснее и
яснее начинал сознавать свое превосходство
над соперниками, успех стимулировал его
мысль и рвение, он становился популярен,
его окружала толпа, – и, наконец бросив
окончательно свое ремесло, он совершенно
отдается своей новой деятельности. Мудрецом
его объявил сам дельфийский оракул. Был
задан вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?»
Оракул ответил: «Мудр Софокл, мудрей Еврипид,
а мудрее всех Сократ». Но Сократ отказался
признать себя мудрецом: «Я-то знаю, что
я ничего не знаю». Даже богам он молился
так, словно не знал о чем: «Пошлите мне
все хорошее для меня, хотя бы я и не просил
о том, и не посылайте дурного, хотя бы
я и просил о том!». Любимым его изречением
была надпись на дельфийском храме: «Познай
себя самого». Иногда он замолкал среди
разговора, переставал двигаться, ничего
не видел и не слышал — погружался в себя.
Однажды он простоял так в одном хитоне
целую холодную ночь с вечера до утра.
Когда потом его спрашивали, что с ним,
он отвечал: «Слушал внутренний голос».
Он не мог объяснить, что это такое; он
называл его «демоний» — «божество» и
рассказывал, что этот голос то и дело
говорит ему: «не делай того-то» — и никогда:
«делай то-то». Иногда речь идет о большом
и важном, а иногда о пустяках. Например,
шел он с учениками к рынку, и демоний ему
сказал: «Не иди по этой улице»; он пошел
по другой, а ученики не захотели и потом
пожалели: в узком месте на них выскочило
стадо свиней, кого сбило с ног, а кого
забрызгало грязью.
Ксантиппа. Сократ,
как все греки, женился, чтобы основать
очаг, создать семью и увековечить себя потомством. Мы не знаем, в каком
возрасте выполнил он этот гражданский
долг, но по-видимому он не сильно торопился
и произошло это, когда философу было уже
за 40, в 20-е годы, уже после окончания "Архидамовой
войны".[1] Первая его жена звалась
Ксантиппа. От нее он имел троих сыновей:
Лампрокла, Софрониска и Менексена. В Греции
существовал обычай называть первенца
в честь более известного деда. Отца Сократа
звали Софрониск (в честь него назван второй
сын Сократа), что позволяет предположить,
что Лампрокл был назван в честь отца Ксантиппы,
и положение ее семьи в афинском обществе
было более прочное и выдающееся, чем семьи
Сократа. На хорошее происхождение Ксантиппы
указывает и ее имя, восходящее к греческим
корням ??? "xanthos" (белый, светлый)
and ‘??? "hippos" (лошадь).Корень ‘???
часто встречается в греческих именах
и зачастую указывает на аристократическое
происхождение. У Ксантиппы и Сократа
должна была быть большая разница в возрасте
(около 40 лет). По свидетельству Платона,
на момент казни Сократа, старший его сын,
Лампрокл, был подростком, а двое младших
малолетками. Самому же Сократу тогда
должно было около 70 лет. На вопрос был
ли Сократ женат два раза или один, есть
разные точки зрения. Платон и Ксенофонт
упоминают лишь о Ксантиппе. Она же, согласно
Платону, навещала в тюрьме своего мужа
с ребенком на руках и оплакивала его смерть.
Вопрос о статусе предполагаемой второй
жены - Мирто, остается открытым. Упоминание
о ней встречается у Диогена Лаэртского(который
считает, что она была первой женой, а Ксантиппа
второй) и Плутарха. В качестве оправдания
факта предполагаемого двоеженства рассказывается,
что Пелопонесская война и страшная чума
опустошили Афины, и афиняне, чтобы пополнить
население опустелого своего города и
поскорее справиться с разорением, издали
декрет, которым каждому гражданину разрешалось
иметь двух жен, причем дети второй жены
должны были считаться такими же законными,
как и дети первого брака. Желая всегда
служить наибольшему благу государства
и подавать добрый пример, Сократ подчинился
этому исключительному и необходимому
закону и заключил второй брак с одной
вдовой, впавшей в бедность. Действительно
ли такое решение было принято, или оно
является последующей выдумкой - неизвестно.
По версии Плутарха, Сократ, хотя и был
женат на Ксантиппе,оказывал материальную
помощь одной обедневшей вдове - из чего
однако же не следует, что они состояли
в браке.
Имя Ксантиппы вошло в историю
как нарицательное для дурной
и сварливой жены. Действительно
ли он была таковой, неизвестно. О дурном
нраве Ксантиппы и раздорах между
супругами ничего не сказано ни у
Платона, ни в "Воспоминаниях о
Сократе" Ксенофонта. Миф об особой
сварливости Ксантиппы восходит, по-видимому,
к сочинению Ксенофонта "Пир", где
Ксантиппа используется как философский
антипод и полная противоположность мудрого
Сократа. Не случайно, что после появления
«Пира» в философских школах Греции утвердилась
новая тема для риторических упражнений
— сравнительные характеристики Сократа
и Ксантиппы. В ходе этих упражнений ученики
должны были придумывать диалоги между
ними, что окончательно исказило образ
реальной жены Сократа, которая с этой
«философической», умозрительной Ксантиппой
не имела ничего общего.
"Ксантиппа, прославилась своим
дурным нравом. И, действительно,
она обладала таким сварливым
характером, такою неистовою и
грубою природою, что никто другой
кроме Сократа с его неизменной вежливостью не вынес бы всех
ее оскорблений.
- Ну, Сократ, - сказал ему однажды Антисфен, - скажи мне, почему
женился ты на Ксантиппе? Желал бы я знать,
как може и т.д.................