Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Профилактика асоциального поведения младшего школьника в системе целевой комплексной программы развития "Мое здоровье"

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.12.2014. Год: 2014. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):






Федеральное агентство по образованию
Старооскольский филиал
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Белгородский государственный университет»

Педагогический факультет

(СОФ БелГУ)

Кафедра психолого-педагогиче ких дисциплин





Допустить к защите
Зав. кафедрой
к. п. н., доцент Бурая Л.В.
___
«___»___2007г.



Шатохина Ирина Викторовна




Выпускная квалификационная работа



Профилактика асоциального поведения младшего школьника в системе целевой комплексной программы развития «Мое здоровье




Специальность 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»
с дополнительной специальностью



Научный руководитель


к.п.н., доцент
Бурая Л.В.



Рецензент


к.п.н., доцент


Земцова С.Г.


Старый Оскол – 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.


В В Е Д Е Н И Е

Актуальность. Нестабильная социальная, экономическая, экологическая ситуация в России последних десятилетий привела к росту численности детей с выраженными отклонениями в поведении, учебе. Модернизацию общества сопровождают негативные явления. Наблюдается количественный рост групп риска не только среди молодежи, старшеклассников и подростков, но и среди младших школьников. Одна из глубинных причин кризиса, постигшего наше общество, в том, что социализации юношества и детей к миру взрослых не уделялось должного внимания – старые формы коллективной социализации ушли, им на смену не пришла стабильная система. Решение этих противоречий сегодня одна из наиболее актуальных и глобальных социально-педагогиче ких проблем.
Одним из направлений такой работы является предупреждение асоциального поведения младших школьников в учебно-воспитательно процессе. Учащиеся подверженные асоциальному влиянию есть в каждой школе, в каждом классе. Эти дети неудобные для учителей своей неординарностью, заставляют обращать на себя особо пристальное внимание, они не вписываются в обычный «профессиональный стандарт», требующий от ученика послушания и беспрекословного подчинения учителю. Чаще всего эти дети невосприимчивы к положительному социальному опыту, оказывающие сопротивление направленным на него педагогическим воздействием.
Очевидно, что приобщение детей к социальному опыту является значимым для общества. Во всем мире принято уделять особое внимание детству и от того, как проходит оно зависит будущее детей, а значит, и будущее страны.
Как показывают социально-психологич ские исследования, младший школьный возраст является сенситивным для процесса вхождения в общество, социализации. При поступлении ребёнка в школу, решающим фактором успешного становления личности становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков, складывающиеся в школе межличностные отношения. Благодаря этому развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие (Л.С.Выготский, И.Ю.Кулагина, Л.Ф.Фридман и др.)
Традиционные подходы к проблеме асоциального поведения младшего школьника не могут сегодня удовлетворить социальные потребности общества и затрудняют процесс социализации детей. Проблема асоциального поведения младших школьников становится актуальной. Это находит отражение в социально-педагогиче кой и психологической литературе.
Анализ современных педагогических исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме профилактики асоциального поведения и различных аспектов её исследования. Так, в последние годы выполнен ряд исследований близкой тематики. В исследованиях рассматриваются такие вопросы как: творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраст как фактор социально-педагогиче кой адаптации (М.Раттер), приобщение младших школьников к духовным ценностям (А.В.Кирьякова), социализация подростка в условиях детского общественного объединения (Т.Г.Пташко) и ряд других.
Однако недостаточное внимание уделено комплексному исследованию причин асоциального поведения в младшем школьном возрасте.
Рассматривая проблему педагогического содействия детей с асоциальным поведением, мы опирались на идею активного влияния социальной среды на развитие ребенка (А.А.Бодалев, В.Г.Бочарова, Л.С.Выготский, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.Б.Ольшанский, Ж.Пиаже, В Д Семенова, С.Т.Шацкий, Т.Шибутани, Д.Б.Эльконин и др.); идею активизации личности как субъекта воспитания, включённости каждого индивида в социально-значимую деятельность (У.Бронфенбреннер, Дж.Брунер, Р.С.Буре, Дж.Дьюи, А. В. Зосимовский, Ч.Кули, Дж.Мид, М.И.Рожков и др.), роль коммуникативных умений в развитии младшего школьника (Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюева).
Сущность и структуру проблемы социализации раскрывают отечественные (Б.З.Вульфов, Б.Н.Гурова, С.Н.Иконникова, В.А.Караковский, Л.Н.Коган, И С.Кон, В.Т.Лисовский, ГШ.Лямцев, В.В.Москаленко, А.В.Мудрик и др.) и зарубежные (Э.Дгоркгейм, Дж.Коулмец, Г. Мендра, Т.Парсонс, Н.Таллмен и др.) учёные.
Исследователи А. Доровский, У.Бронфенбреннер, Б.З.Вульфов, О.Дьятченко и др. связывают проявление и развития личности с социальными основами культуры образовательной среды. Процесс приобщения личности к социальному опыту исследуют Э.Ш.Камалдинова, Р.А.Литвак, Т.Г.Пташко и др. учёные.
Теоретической базой для изучения проблем младшего школьного возраста являются работы Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева и др.
Психологический портрет младшего школьника представлен в работах Л.И.Божович, И.В Дубровиной, Я. Л. Коло минского, А. А. Люблинской, М.В.Матохиной, Е.А.Панько, Д.Б.Эльконипа и др.
Значимость педагогического содействия вхождения младшего школьника в образовательном процессе определяют Г.Н.Сериков, Н.В.Лукиных, АЛ. Наин и др.
Актуальность проблемы исследования обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых происходит учебно-воспитательны процесс и акцентуацией интересов государства на проблемах образования и здоровья нации.
Таким образом, выявляются противоречия между:
    требованиями общества к воспитанию подрастающего поколения в свете социокультурного образования и реальным состоянием профилактической работы асоциального поведения младшего школьника, отражающим недостаточную разработанность педагогических условий, обеспечивающих этот процесс;
    потребностью современного образования в эффективности профилактической работы асоциального поведения младшего школьника и слабой разработкой теоретических основ существующей в общеобразовательной школе программе.
Данные противоречия определяют актуальность выбранной проблемы исследования: каковы педагогические условия содействия социализации младшего школьника в общеобразовательной школе.
Теоретическое и практическое значение данной проблемы, послужили основанием для выбора темы исследования.
Цель исследовательской работы: изучить особенности системы профилактики асоциального поведения младших школьников (на примере целевой комплексной программы развития «Мое здоровье»).
Объектом исследования является система профилактики асоциального поведения младшего школьника.
Предметом исследования являются формы и методы профилактики асоциального поведения младших школьников, используемые учителем массовой школы.
В связи, с чем были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, периодической печати по проблемам девиации поведения, в частности асоциального.
    Определить условия программно-целевого управления индивидуальным асоциальным поведением младшего школьника.
    Изучить опыт практической деятельности по коррекции асоциального поведения младшего школьника в контексте целевой комплексной программе «Мое здоровье» (МОУ «СОШ №27»).
    Составить рекомендации по составлению социо-психолого-педагогического паспорта асоциального школьника.
В основу исследования была положена следующая гипотеза. Эффективное содействие социализации младшего школьника будет обеспечено при наличии и реализации в каждой муниципальной школе целевой комплексной программы «Здоровья», которая, кроме контекстных, включает в себя следующие компоненты:
а) вовлечение младшего школьника в различные виды деятельности, на основе индивидуального паспорта социо-психолого-физиологического развития;
б) разработку и обоснование индивидуальной программы профилактики асоциального поведения младшего школьника на основе диагностического обеспечения процесса социализации младшего школьника;
в) перманентное социо-психолого-педа огическое сопровождение асоциальных групп младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
    Выявить предпосылки разработанности в педагогической теории и практике проблемы педагогического содействия социализации младшего школьника с отклоняющимся поведением.
    Определить основные компоненты и разработать критериально-диагност ческую базу успешной социализации младшего школьника.
    Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий содействия социализации младшего школьника.
    Разработать методические рекомендации для педагогов начальной общеобразовательной школы по содействию социализации младшего школьника.
Методологические основы, цель и задачи исследования определили логику теоретико-эксперимен альной работы, которая осуществлялась в три этапа, каждому из которых соответствовали методы, способствующие решению той или иной задачи исследования в период с 2004 - 2007 гг.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения, которое содержит таблицы результатов и схемы исследования.
Во введении обосновывается актуальность проблемы и выбор темы исследования. Определяются цель, объект и предмет изыскания, формулируется научная гипотеза, ставятся основные задачи. Раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенной работы, представляются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Проблемы профилактики асоциального поведения младшего школьника: концепции и практические подходы» дан анализ состояния проблемы в социально-педагогиче кой и психологической литературе; рассмотрены теоретические предпосылки исследования; выделены особенности социализации младшего школьника; определены основные компоненты процесса социализации младшею школьника; разработана критериально-диагнос ическая база, выявлен понятийный аппарат исследования, уточнено понятие «социализация младшего школьника»: разработан комплекс педагогических условии содействия социализации младшего школьника.
Во второй главе «Региональный опыт реализации систем профилактики асоциального поведения младшего школьника» определены цели задачи и принципы организации опытно-экспериментал ной работы; показан ход реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих содействие социализации младшего школьника; проанализированы итоги опытно-экспериментал ной работы.
В заключении представлены выводы, сформулированные на основе теоретического анализа и опытно-экспериментал но и работы по исследованию проблемы.
В приложении содержатся материалы опытно – экспериментальной работы, отдельные исследовательские и научно-практические материалы, диагностические методики, анкеты, схемы исследования.






















I. Проблемы профилактики
асоциального поведения младшего школьника: концепции и практические подходы

      История вопроса изучения асоциального поведения школьника

Становление и развитие вопроса изучения детей с различными отклонениями в поведении имеет богатый исторический опыт, но методология вопроса складывалась долгие века, имея при этом предметом изучения различные отклонения: нравственные направленности мотивации поведения, физиологические отклонения, психические отклонения, возрастные трудности и др. Проблема асоциального поведения в современной науке стала разрабатываться сравнительно недавно.
Если мы определились с понятием педагогически запущенного ребенка, как неблагоприятное для развития личности состояние, то следующим шагом будет рассмотрение аномалий в развитии личности, которые привели к данному состоянию.
Таблица 1
Проявление свойств личности педагогически запущенного школьника


Представим степени педагогической запущенности схемой












Рис. 1. Степени педагогической запущенности
Обобщая вышеизложенные теории и модели трактовок терминов, связанных с учащимися младшего школьного возраста, относящихся к группе «трудных», можно заметить, что наиболее применим термин «педагогическая запущенность»[74,28]. Следует обратить внимание на степень проявления отклонений в поведении детей, отнесенных к педагогической запущенности. Наши практические исследования показали возможность дифференциации группы педагогически запущенных учащихся младших классов на три степени проявления данного состояния. Основанием для них выделения является выраженность признаков запущенности, когда количественная динамика переходит в качественную.
Главное противоречие педагогически запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию, успеху как потребности личности и социальной дезадаптации.
Социальные педагоги и философы всех исторических эпох констатируют, что у каждого времени свои ценности, и эти ценности меняют подходы к воспитанию детей, но вместе с тем, .есть общечеловеческие ценности постоянные для всех времен. Поэтому то, каким будет будущее страны, города, семьи, зависит от того, насколько учителя готовы его изменить, полагали философы образования, изучающие отклоняющееся поведение и разрабатывающие добродетели своего времени Готовность учителя и педагогического коллектива к осознанию собственной роли в воспитании, к овладению новыми знаниями, умениями и навыками, компетенциями, переосмыслению профессиональной личностной позиции предопределяет успешность взаимодействия с родителями и социумом, а, значит, успешность всего процесса воспитания детей, нашего будущего.


1.2. Психолого-педагогиче кая характеристика
асоциального поведения младшего школьника

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
      качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
      рефлексия, анализ, внутренний план действий;
      развитие нового познавательного отношения к действительности;
      ориентация на группу сверстников.
Но при этом роль наставника очень важна, т.к. важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем [40,53]. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными.
Существует 3 фактора, которые могут вызвать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся:
1. Несформированность приемов учебной деятельности;
2. Недостатки развития психических процессов;
3. Неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психол гических особенностей.
Воспитательная работа, проводимая родителями и учителями школ с целью предупреждения и преодоления отрицательных влияний микросреды на младших школьников, непосредственно связана с формированием у них нравственной устойчивости к отрицательно воздействующим факторам [30,279]. Для успешного взаимодействия родителей и учителей в этой работе необходимо понимание сущности нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды как качества личности и знание особенностей его формирования у детей младшего школьного возраста.
Мы разделяем мнение ряда психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.) о том, что в сознании 6-ти летнего ребёнка уже намечены собственные способы овладения обстоятельствами, выживания в различных условиях изменяющейся микросреды.
Теоретической основой исследуемой нами проблемы стала идея И.П. Прокопьева о разработке и обосновании такой системы средств и методов воспитательной работы, которая при существующих социально противоречивых условиях позволила бы не только уберечь школьников от отрицательных влияний микросреды, но и сформировать у них иммунитет к этим влияниям, готовность и способность бороться с отрицательными проявлениями в окружающей жизни.
Педагог должен иметь представление о психологических и социальных образованиях личности, которые лежат в основе нравственной устойчивости к отрицательным влияниям, об особенностях и способах формирования этих образований у младших школьников, чтобы успешно справиться с этой ответственной работой [29,97].
Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивал известный отечественный психолог и педагог В.В. Зеньковский. Перед ребенком раскрыты бесконечные перспективы духовного развития. Личность ребенка индивидуальна и неповторима. Нельзя воспитать человека вообще. У каждого человека свой путь, своя «идеальная форма». С психологической точки зрения личность есть комплекс «данного и скрытого, действующего и дремлющего в глубине, эмпирического и внеэмпирического».[1 ,41]
Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые довольно часто встречаются у большинства детей, составляют неотъемлемую часть развития ребенка. Сами по себе эти расстройства не вызывают особого беспокойства, если не влекут за собой психологических расстройств и асоциальное поведение [3,17].
Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптации. Социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой – либо завышенной, либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям [20,41].
Нравственная устойчивость к асоциальному поведению синтезирует в себе некоторые общие для всех видов свойства. Она обладает общими свойствами с биологической (непосредственно связана с наследственностью и приспособляемостью организмов); психологической (формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, его социального опыта); эмоциональной (представляет интегративное качество личности, основу которого составляет синтез эмоциональных, интеллектуальных, волевых, мотивационных компонентов психики); профессиональной (имеет статическую и динамическую формы) и другими видами устойчивости.
Мы полагаем, что провести коррегирование отклоняющегося поведения младшего школьника невозможно без воспитания у нег культуры чувств. Чувство это переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает. Нравственные нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются младшим школьником в чувственной форме. Всё то, что составляет содержание его нравственного самосознания, - долг, совесть, ответственность, достоинство – проявляется в переживаниях. Чувства непосредственно влияют на поведение детей. У младших школьников с разным темпераментом чувства различаются по быстроте, силе, внешней выраженности. Эти особенности делают некоторых из них трудными в глазах учителей [31,21]. Руководствуясь нравственными чувствами, ребёнок реагирует на явления действительности, влияющие на его личность непосредственно, на их основе действует непроизвольно, актуализируя обобщённый прошлый опыт нравственного взаимодействия с людьми.
Способность к эмпатии – постижению эмоциональных состояний другого человека обычно в психологической и педагогической литературе описывается как чрезвычайно желательное качество [44,280]. Проявляется эмпатия в разных формах. Например, в форме сопереживания, когда один индивид, отождествляя себя с другим, испытывает эмоции, идентичные его эмоциям; или в форме сочувствия, когда индивид переживает по поводу чувств другого.
Т.П. Гаврилова пишет, что отношение человека к людям и самому себе находит воплощение в его переживаниях. К нравственным чувствам можно отнести такие переживания человека по отношению к другому, как сочувствие, сопереживание, сострадание. Человек только тогда полностью реализуется в нравственной деятельности, когда он готов и к продуктивной нравственной рефлексии[6,28].
Человек склонен испытывать гуманистические или эгоцентрические переживания в ответ на чувства других людей в зависимости от того, как он относится к себе и другому. Если у него преобладает потребность в благополучии другого, он сострадает или сочувствует, то он испытывает гуманистические переживания. Если для него превыше всего его собственные интересы и потребности, то он испытывает эгоцентрические переживания.
Наблюдения показали, что для младших школьников более характерна эгоцентрическая форма эмпатии. Уровень их психического развития не позволяет им выйти за пределы своей жизненной ситуации, встать на точку зрения других людей. Однако в этом возрасте происходит интенсивное накопление эмоционального и нравственного опыта, что становится основой для развития более высоких форм отзывчивости, альтруистического поведения.
Наши наблюдения подтверждают, что проявление нравственной устойчивости к отрицательному влиянию микросреды может сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями, которые побуждают личность к активному противодействию фактору, вызвавшему у неё чувства гнева или ярости, стыда или совести [Приложение 1]. Безусловно, проявлению тех или иных чувств ребёнка (долга, ответственности, эмпатии, любви, патриотизма) в определённых ситуациях способствует эмоциональный климат в семье и личный пример родителей.
И.П. Прокопьев справедливо отмечает, что чувства являются важным компонентом нравственной устойчивости к отрицательным влияниям среды.
А.В. Мирошин считает, что «эмоциональные реакции, не управляемые волей, часто приводят к эмоциональной напряжённости, неустойчивости». Чувства и воля тесно связаны между собой. Русский физиолог И.П.Павлов сравнивает их с лошадью и всадником. Нужно, чтобы сильная лошадь (чувства) управлялась ещё более сильным всадником (волей).
По определению В.Г. Степанова, волей называется «та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях, связанных с преодолением внутренних и внешних трудностей». Для воспитания воли у трудных детей он советует индивидуально подходить к личности, чтобы понять, каких волевых качеств недостаёт конкретному ребёнку: «Если трудный ученик легко поддаётся отрицательному внушающему воздействию или, наоборот, он негативист, то надо воспитывать сознательность решений и действий. Если ребёнок склонен принимать скороспелые и незрелые решения или слишком долгий период времени затрудняется что-либо предпринять, то у него надо формировать решительность. У школьников, не владеющих собой, надо воспитывать силу воли (умение заставить себя делать нужное дело, преодолев страх, лень, застенчивость) и выдержку (способность побороть нежелательные действия). Многим учащимся следует воспитывать у себя энергию и настойчивость» [17,130].
Нравственную устойчивость личности придают её собственные духовные ресурсы. Н.А. Добролюбов обращает внимание на необходимость для «жизненной борьбы» таких качеств личности, как «самостоятельность в суждениях и взглядах, энергичность и решительность в действиях, сила воли, остроумие, ясное сознание своего долга, желание внести в жизнь что-либо новое»[34,158].
Ведущую роль в формировании нравственной устойчивости личности выполняют знания и выработанные на их основе умения, так как без глубокого усвоения человеком принципов, норм и требования общественной морали нельзя проникнуть в сущность того или иного явления, предопределить результат его действия на личность [18,203].
И.П. Прокопьев, подчёркивая необходимость когнитивного компонента в структуре нравственной устойчивости, пишет, что знания позволяют личности «видеть негативную сущность отрицательных явлений, самостоятельно ориентироваться в своих действиях и поступках на установленные общественные нормы и требования, проявлять в любых ситуациях принципиальность, активно бороться со злом в окружающей жизни» [49,123].
Знания и умения опосредуют отношение, влияют на характер его формирования, позволяют воспринимать явление микросреды, взаимодействовать с ним, оценить его, разместить это явление в структуре жизненных ценностей. Отношение – это реальная действительная связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своём сознании; это связь личностного «Я» и объекта (лица, события, явления, нормы и др.); будучи продуктом сознания, отношение внешне выражает себя в эмоциях, суждениях, действиях и не имеет одноразового и прямого своего проявления. Системообразующим фактором личности выступает отношение к человеку как наивысшей ценности [8,97]. Это центральное отношение обусловливает содержательную структуру всей отношенческой системы человека. Поэтому не случайно дурно воспитанный человек – это всегда человек, плохо относящийся к людям. Весь клубок его негативных отношений к красоте, гигиене, труду, праву, науке, природе обусловлен ключевым отношением к человеку.
Н.Е. Щуркова справедливо утверждает: «Мы проживаем определённые отношения, они наполняют нашу душу, а те действия, что мы совершаем, есть не что иное, как средство во имя проживания желаемых отношений» [53,38].
Нельзя не признать, что идея ценностно-отношенческ го содержания воспитания сталкивается с большими препятствиями. Главное препятствие, отмечает Н.Е Щуркова, в том, что субстанция отношения никак не улавливается; оно, отношение, бесплотно и бестелесно. Однако предметный характер деятельности внешне фиксирует присутствие определённого отношения к вполне определённому объекту [53,48]. Более того, только предметная деятельность и предоставляет шанс выразить своё отношение к явлениям действительности. Сделать выбор поступка – это выявить отношение к явлению, осознать его для себя.
Таким образом, изученное, проанализированное, осознанное и понятое отношение, несомненно, примется педагогом в качестве эффективного содержания работы его с детьми по формированию их нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды.
Проведенный нами теоретический анализ позволяет выстроить модель изучаемого явления. Структурная модель нравственной устойчивости личности к отрицательным влияниям микросреды отражает психологические образования разного порядка:
1) побудительную переменную - мотивы, интересы, стремления - всё, что инициирует активность человека (или переживание «я хочу»);
2) прогностическую переменную – всё, связанное с индивидуальными возможностями человека, позволяющими ему удовлетворять возникшие устремления (или переживание «я могу»);
3) ценностно-смысловую переменную - актуализирующую имеющиеся у человека смысловые образования, связанные с оценкой ситуации и выполняющие функцию контроля (или переживание «я должен»).
Наиболее выраженным признаком у младших школьников нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды является произвольное поведение. На важность выработки у детей произвольного поведения указывали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Реализуя произвольное поведение, ребёнок, во-первых, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает так, а не иначе. Во-вторых, сам активно стремится соблюдать нормы и правила поведения, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, умеет не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности и отсутствие контроля со стороны взрослых. Если младший школьник реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы качества личности, свидетельствующие о его нравственной устойчивости: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам [17,131].
Рассмотрев различные причины отклонений в поведении младших школьников, указанные Л.И. Божович, М.Э. Вайнером, В.Г. Степановым и др., способствующие развитию нравственной неустойчивости к отрицательным влияниям микросреды, можно выделить:
1. Нарушения поведения, имеющие первичную обусловленность, то есть определяющиеся особенностями индивидных свойств ребёнка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти расстройства обнаруживают себя в гипервозбудимом поведении (эмоциональной неустойчивости, лёгком переходе от повышенной активности к пассивности).
2. Нарушения поведения, являющиеся следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на затруднения школьной жизни или на стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
3. Нарушения поведения, возникающие от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.
4. Нарушения из-за незнания правил поведения.
Основные типы нарушений поведения у детей выделяет М.Э. Вайнер: демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое (определяющими факторами их возникновения являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания), а также гиперактивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребёнка).
Дети с гиперактивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, что делает их уязвимыми отрицательным влияниям во внешкольной и в несемейной среде [25,20].
При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм и правил поведения. Демонстративное поведение - способ привлечь к себе внимание взрослых или одноклассников. Выбор такого поведения дети совершают в тех случаях, когда родители или товарищи по классу с ними мало или формально общаются, а также, если с ним общаются исключительно в ситуациях, когда ребёнок плохо себя ведёт. Кроме этого, демонстративное поведение детей распространено в семьях с авторитарным стилем воспитания и в классах с авторитарным учителем. В этих случаях кривляние, самоочернение ребёнка: «Я плохой» - являются способами выйти из-под власти взрослых, не подчиниться их нормам и не дать возможности осудить. Демонстративное поведение может возникать и при желании ребёнка быть как можно лучше, при недостатке внимания со стороны окружающих. Ребёнок с демонстративным поведением, не получив необходимого внимания в общении с учителями, родителями, одноклассниками, будет искать его в других кругах общения и, выйдя из-под контроля взрослых, может подвергнуться отрицательным влияниям аморальных элементов.
Формами протестного поведения детей являются – негативизм, строптивость и упрямство. С одной стороны упрямство в поведении ребёнка свидетельствует о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности. Если ребёнок не хочет слепо подчиняться требованиям взрослого, следовательно, он думает, сам принимает решение и делает выбор своего поступка. С другой стороны, если подобное проявление носит исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.
Таким образом, рассмотренные типы нарушений поведения, возникающие у младших школьников, вызваны, прежде всего, воздействием на детей отрицательных явлений микросреды. Дети, имеющие перечисленные выше нарушения поведения, отличаются нравственной неустойчивостью к отрицательным влияниям микросреды и, следовательно, при неоказании своевременной помощи, будут подвержены им.
Нравственная устойчивость к отрицательным влияниям микросреды это интегральное качество, формирующееся при условии развития потребностей, мотивов, культуры чувств, волевых качеств, сознания своего долга; усвоения личностью знаний принципов, норм и требований общественной морали; выработки у неё отношений к ценностям и многих других свойств [25,27]. Совокупность и совершенствование этих свойств позволяет личности быть в определённой степени нравственно устойчивой к отрицательным влияниям микросреды.
Качество нравственной устойчивости к отрицательным влияниям микросреды у младших школьников проявляется, прежде всего, в поведении и отношении к общеловеческим ценностям. В каждом сознательном акте нравственного поведения личность активна, в чём она не только реализуется, но совершенствуется и развивается.


1.3. Концептуальные подходы к системе диагностики
и профилактики асоциального поведения младшего школьника

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.
Коррекционная и педагогическая работа с детьми и подростками, имеющими нарушения поведения должна осуществляться совместно педагогами, психологами, врачами. Для профилактики и терапии нарушения поведения, прежде всего, необходимо выяснение условий воспитания ребенка и психологической атмосферы в семье или другой микросреде, в которой он растет. Это позволяет осуществить "терапию среды".
Для проведения правильной коррекционной работы педагогу необходимо знать психогигиенические вопросы воспитание детей и подростков в семье и организованном детском коллективе, психогигиену учебного процесса, организацию режима в условиях детских учреждений и семьи, гигиену полового воспитания [10,87]. Семейному воспитанию принадлежит решающая роль в формировании личности и характера ребенка.
Таким образом, неправильное воспитание в семье может становиться источником деформации характера ребенка, а нередко и выраженной патологии последнего. Знание педагогом типов неправильного воспитания и их отрицательного воздействия на формирования личности ребенка может иметь важное психологическое значение для коррекции условий семейного воспитания. Правильное воспитание должно использовать разумные средства поощрения, принуждения и наказания. Ребенок нуждается в целесообразном и последовательном контроле поведения. Не следует преувеличивать требования к нему, перегружать обязанностями, особенно насильно навязывать такие формы деятельности, к которым у ребенка нет ни интереса, ни способностей. Не рекомендуется использовать в качестве воспитательных мер постоянные замечания, запрещения, угрозы, наказания (тем более - физические) [42,72]. Нельзя в целях воспитательного воздействия запугивать ребенка (например, говорить, что если он совершит тот или иной поступок, то с ним произойдет что-то страшное). В то же время не следует и уступать необоснованным требованиям и капризам, создавать вокруг них тепличную обстановку, в присутствии детей восхищаться их поведением и чрезмерно хвалить, а так же излишне ограждать от житейских трудностей, конфликтов. Основным принципом психогигиены воспитания является такая организация его, которая создает оптимальные условия для своевременного и гармоничного развития личности и препятствует возникновению психического перенапряжения и эмоциональных конфликтов. Проведенная с родителями разъяснительная беседа о правильном с психологических позиций воспитания ребенка, в психическом развитии которого отмечаются признаки отрицательного влияния семейной среды, может способствовать своевременному устранению ошибок воспитания, значительно сгладить их неблагоприятное воздействие на психику ребенка. Для выбора правильных рекомендаций по изменению психологической атмосферы в семье, в целях направленного влияния на поведение ребенка, важно исходить из учета психологических отношений в данной семье [44,62]. Необходимо установить, кто из родителей занимает доминирующее психологическое положение в семье, выяснить характер взаимоотношений родителей между собой, психологическое положение данного ребенка в семье [30,80]. Важным аспектом является также знание основ психогигиены воспитания в организованном коллективе. Необходимо учитывать психологический микроклимат в естественно складывающихся группировках детей, взаимоотношения внутри них и между ними. Целесообразно исходить также из мнения детей друг о друге, учитывать наличие естественных "вожаков" и другие социально-психологич ские моменты. Выяснение психологии детского коллектива, с одной стороны, способствует предупреждению конфликтов между группировками детей и отдельными детьми, а также предупреждает возникновение психологических напряжений, связанных с неправильным распределением общественных поручений и другими мероприятиями в коллективе, что имеет важное значение для создания благоприятной психологической атмосферы и снимает возможное эмоциональное перенапряжение. Например, ребенку, воспитывающемуся в условиях повышенной моральной ответственности и строгости, целесообразно дать посильное общественное поручение, публично поощрять его успехи, стимулировать развитие у него уверенности в своих силах, инициативы и решительности [34,158]. Напротив, в отношении ребенка с повышенной и необоснованной "жаждой признания" целесообразно повысить требовательность и контроль за качеством и способами осуществления тех или иных поручений, сдерживать гипертрофированное стремление выделиться среди других детей и завоевать приоритет. В особенно осторожном педагогическом подходе нуждаются дети с теми или иными нарушениями в психическом развитии. Тактика педагога в этих случаях должна определяться особенностями измененного психического развития ребенка. Важная роль при этом принадлежит школьному врачу, который может помочь педагогу выбрать более рациональный метод воспитательного воздействия для педагогической коррекции имеющихся психических нарушений (например, представление дополнительного отдыха ребенку с проявлениями физического и умственного переутомления; поощрение и акцент на положительных сторонах личности детей с трудностями поведения; предупреждение неправильной ответной реакции сверстников и др.) [31,25].
Пренебрежение изложенными приемами педагогической работы с детьми, страдающими психическими расстройствами, неизбежно приводит к педагогическим ошибкам, которые могут обусловить усиление патологических черт личности ребенка или вызвать обострение имеющегося психического заболевания. К наиболее частым педагогическим ошибкам можно отнести подчеркивание (особенно публичное) психологических недостатков ребенка, его школьных неудач, оскорбительный тон замечаний, угрозы [37,35]. Совершенно недопустимы насмешки над детьми с физическими дефектами и нарушениями речи (заикание, неправильное звукопроизношение и др.) Такого рода ошибочные педагогические приемы могут явиться причиной больших эмоциональных потрясений с возникновением у детей и подростков различных психогенных расстройств: невротических реакций, реактивной депрессии девиантных форм поведения в форме реакций протеста, уходов из школы, а иногда даже попыток к самоубийству. Осуществление перечисленных, казалось бы, чисто педагогических мероприятий играет также психогигиеническую роль, так как устраняет неблагоприятные эмоциональные воздействия, что является важнейшим условием предупреждения невротических и некоторых других пограничных психических расстройств [37,35]. Правильное использование требований психогигиены в педагогическом процессе с учетом возрастных особенностей ребенка играет большую роль как в адаптации его к школе и повышении продуктивности усвоения им школьной программы, так и в предупреждении умственного переутомления и эмоционального перенапряжения, связанных с неудачами в школьной жизни. Необходимость смены сложившегося учебного стереотипа и трудности приспособления к новым преподавателям ведут в ряде случаев к явлениями школьной дезадаптации, проявляющейся в снижении успеваемости, отказах от ответов, нежелании посещать школу или уроки отдельных преподавателей, прогулах и т.п. Правильная организация внешней среды в школе оказывает положительное воспитательное воздействие на детей, способствует коррекции поведения школьников с "трудным поведением". Важная роль принадлежит непосредственной работе школьного психолога и детского психиатра с педагогами. Эта работа должна проводиться в форме чтения лекций, разбора случаев, обусловленных начальными проявлениями психических заболеваний у детей, а также случаев систематической неуспеваемости или трудностей поведения, обусловленных психической патологией [31,22]. Уважение к личности включает в себя не только отсутствие оскорблений и пренебрежительного отношения, но и заискивания, подстраивания под его систему ценностей. Искреннее уважительное отношение к личности, умение увидеть в другом человеческие качества, за которые можно его ценить и уважать, помогают не только найти контакт с любым человеком, но и помочь ему "подняться в собственных глазах", увидеть свои достоинства, научиться действительному самоуважению.
Профилактика асоциального поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологич ском [Приложение 2]. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно подросткового возраста.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную, склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением [11,46].
Психопрофилактическ я работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.
Существуют различные формы психопрофилактическо работы [12,28].
Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование асоциального поведения. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
Работа может быть организована также на улице, для чего в ряде стран и в России существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу в качестве волонтеров. В городе Старый Оскол хорошо известна работа волонтеров кафедры психолого-педагогиче ких дисциплин СОФ БелГУ, которая работает под руководством преподавателя психологии М.В.Григорович.
В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.
Вторая форма психопрофилактическо работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактическо работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений [3,21].
Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. К сожалению, информация телепрограмм имеет пропагандистский или запугивающий характер. При этом наглядно демонстрируются способы употребления наркотиков, после чего перечисляются негативные последствия употребления наркотиков и описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Метод действительно максимально увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень асоциального поведения. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоционал ный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения [26,37].
В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономичес им характеристикам.
Третья форма психопрофилактическо работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
2. Тренинг аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что асоциальное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации [31,22].
В работе с младшим школьником данная модель представляется одной из наиболее перспективных [Приложение 3, табл. 1].
Четвертая форма — организация деятельности, альтернативной асоциальному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте асоциального поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная) [31,12].
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества [31,48].
Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиаптпого поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
В различных видах психопрофилактическо работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологич ские методы. Среди ведущих методов психопрофилактическо работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики [31,51].
В соответствии со спецификой асоциального поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактическо работы:
- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
      адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
      массовость (приоритет групповых форм работы);
      позитивность информации;
      минимизация негативных последствий;
      личная заинтересованость и ответственность участников;
      максимальная активность личности;
      устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без асоциального поведения).
Таким образом, нам ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что при организации педагогического процесса, направленного на профилактику и коррекцию асоциального поведения, необходимо помнить, что различные "техники", методы и приёмы "воспитательног воздействия" "работают" только если педагог смог сформировать у себя правильное психолого-педагогиче кое отношение к подростку и своей роли в "учебно-воспита ельном процессе».
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Но то, каким будет будущее, зависит от того, насколько мы готовы его изменить. Наше будущее - это наши дети. И наша готовность к осознанию собственной роли в воспитании, к овладению новыми "знаниями, умениями и навыками", переосмыслению личностной позиции предопределяет успешность "процесса воспитания", а значит - и нашего будущего.




ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Проблема асоциального поведения младшего школьника приобрела особую актуальность на современном этапе развития общества. Нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», приоритеты национального проекта «Образование и Здоровье», Президентская Программа «Молодежь России», федеральная программа «Дети России») подтверждают высказывание педагогов-исследоват лей о необходимости обеспечения социально-экономичес их, психолого-педагогич ских условий социализации, адаптации детей младшего школьного возраста.
Так, в приоритетах национального проекта «Здоровья» наиболее актуальными направлениями стали работа с беспризорниками и другими асоциальными группами детей. Формирование личности младшего школьника включает многообразие воздействий социальной среды: стихийных и целенаправленных, субъективированных и формальных, контролируемых и спонтанных, положительных и негативных, оно также предполагает и реакции самой личности, которые могут выражаться в различных формах и с разной степенью осознанности. Ребёнок формируется как личность в определённой социальной микросреде, активно с ней взаимодействуя, что вызывает необходимость её изучения и педагогизации. Изучать микросреду надо не в абсолютных её показателях, а в отношении к конкретному ребёнку.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, что бы передавать из поколения в поколения знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по сознанию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Младший школьный возраст является сензитивным для восприятия и усвоения ценностей, для осуществления процесса приобщения к социальному опыту. В результате анализа социально-педагогиче кой и психологической литературы выявлены основные направления решения проблемы асоциального поведения младшего школьника.
Таким образом, успешность формирования личности младшего школьника зависит от воспитательного потенциала социума и внутренних сил саморазвития индивида, от воспитательной системы «среда в среде», где школа и социум взаимопроникают друг в друга. Интеграция воспитательных сил школы, семьи, общественных и культурных учреждений способствует сотрудничеству всех воспитывающих структур личности, преобразованию самой микросреды, обеспечению направленности этого процесса на саморазвитие младшего школьника. Ребёнок должен оставаться в поле внимания педагогов как объект и субъект взаимодействия и отношений в семье, в разновозрастном объединении с общественной направленностью и в случайном асоциальном окружении сверстников и взрослых.






































II. Региональный опыт реализации систем профилактики асоциального поведения младшего школьника

2.1. Программно-целевое управление профилактикой асоциального поведения младшего школьника в системе программы
«Мое здоровье»

Здоровый образ жизни в современном обществе – требование времени и непреложное условие успешности и продуктивности. В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья молодёжи – настоящего и будущего интеллектуального и трудового потенциала нашего государства, региона, города.
Сложившиеся экономические и социальные отношения в стране ещё сильнее обостряют ухудшения состояния здоровья ребенка, и тем самым, качество образовательного процесса в целом. По этой причине все более значимой становиться роль государства в процессе воспитания у молодежи ответственного отношения к собственному здоровью, позитивного отношения к жизни. Возрастает потребность в разработке и реализации целенаправленной последовательной политики государства, администрации города, администрации школ культивирующей позитивный интерес к ценностям здорового общества.
Являясь одной из наиболее активных групп, современный младший школьник приобретает все больший вес в структуре социума. Однако в условиях растущей неопределенности в мире характерным для современных обществ признаком остается риск. Особенно подвержена риску молодежь. Доминанта риска в моделях поведения современного младшего школьника является общей характеристикой современных молодых поколений, что многократно повышает необходимость стабилизации позитивного уровня состояния физического и психического здоровья младшего школьника [46,23].
Современная Россия в некоторых социологических оценках относится к обществу «всеобщего риска». Такой вывод сделан в работах В.В. Батурина, С.В. Белова, В.Г. Маймулова, В.Г. Артамоновой, Н.С. Сорокина, О.Н. Яницкого и др. Так, О.Н. Яницкий обосновывает этот вывод на основе анализа нескольких составляющих: а) производство благ; б) рисков (угроз, бедствий), в) развращение нравов и пр. [44,140].
Риски трудно предсказуемы, плохо поддаются калькуляции и безадресны (неизвестен источник и субъект ответственности) и, в результате, общество, наполненное рисками, детерминирует будущее [44,142]. Производство рисков вытесняет производство благ. Общество вынуждено перейти от развития к защите. Чтобы снизить риски, некоторые исследователи предлагают концепцию демодернизации, новые модели возможного поведения человека: «назад к природе». Существует и ряд других промежуточных вариантов, основная идея которых состоит в следующем: природоохранная деятельность должна быть направлена на сохранение биосферы, устойчивое развитие общества, достаточное для его самообеспечения.
Одним из наиболее эффективных способов достижения данного результата является пропаганда в молодежной среде модели здорового образа жизни. Профилактика заболеваемости и девиаций в поведении путем позиционирования молодежи и предоставления альтернатив практикуется в большинстве развитых странах мира и является достаточно эффективным методом работы.
В современном постиндустриальном техногенном обществе человек попадает в некую «зону риска». Сам этот риск опознан и превратился в объект междисциплинарных исследований, а вместе с этим обрел статус общенаучного понятия, полагают А. Альгин, В. Готт, Н. Луман, В. Моторин, О.Яницкий, что риски привели к появлению беспризорников, увеличилось число наркозавизимых, неблагополучных семей, детей с ассаоциальным поведением. [44,141]. Совместно с социальными педагогами школы нами был приведен опрос в рамках констатирующего эксперимента включающего подтверждение тому, что проблема здоровья носит комплексный характер [Приложение 4]. Так, родители согласны с терминологией о том, что здоровье – это не только отсутствие болезней. Они отмечают, что существенным добавлением к этому определению является толкование здоровья как естественного состояния организма, характеризующегося его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием болезненных изменений, состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (26%). Учитель начальной школы добавляет, что здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности [Приложение 5] Эти данные в полной мере подтверждают выводы комиссии ЮНЕСКО, так по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% - от образа жизни [41,32] .
Социально-экономиче кая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского и молодёжного. Катастрофический демографический сдвиг привел к резкому сокращению численности населения, а также к биологической и психологической деградации. Как свидетельствует статистика, тенденция эта продолжает развиваться: резко сократилась рождаемость, только 15% детей рождаются практически здоровыми, только 4% выпускников школ признаются здоровыми; недостаточность этического и эстетического воспитания является главной причиной бескультурья; приобщение молодежи к алкоголю, курению; полного безразличия к жизни; воровство, насилие, наркомания, проституция становятся атрибутами повседневной жизни даже вполне благополучных подростков; главной отдушиной в жизни молодёжи, жаждущей общения, нередко становится экранный мир, таинственный авторитет которого овладевает всё больше и больше умами юной публики, распоряжается их душами. Это касается не только моды на прически, одежду, манеру поведения. Эмоциональный взрыв, произведенный картиной окружающего социума, способен не только обострить душевную жизнь молодого человека, ищущего и ждущего диалога, но и подтолкнуть его к неосознанным поступкам, нанося невосполнимый урон его физическому и психическому развитию, здоровью. Многочасовое сидение у экранов телевизоров, видеомагнитофонов, работа с компьютером приводит к росту заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательног аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротические, сердечно-сосудистые заболевания, расстройства органов пищеварения и другие; система здравоохранения демонстрирует свою неспособность исправить ситуацию, резко ухудшилось качество медицинской помощи населению. Состояние упадка переживает и сама медицинская наука, в пропаганде здорового образа жизни крайне мало наглядности, а первичная профилактика практически отсутствует. Медицина, в силу ряда причин, становится все более лечебной, узкоспециализированно наукой. Она достаточно много накопила данных о болезнях и менее всего о здоровье.
Внедрялось специальное направление исследований, в котором подчеркивается необходимость переноса акцентов: с антропоцентризма (в центре – жизнь человека) на биоцентризм (в центре – жизнь вообще). Жизнь и здоровье приходят к каждому человеку так естественно, что о праве на жизнь, о жизни как ценности задумываются, прежде всего, в экстремальных условиях. Трудное материальное положение, ломка привычного образа жизни заставляют все больше людей сводить сегодня счеты с жизнью. В том числе, каждый год самоубийством кончают две тысячи детей. В ближайшие 10 лет Россия может потерять 16,5 миллиона человек, по данным Правительства, т.е. население, сократится по сравнению с нынешним (148 миллионов) на 11,2%. При этом ожидаемая продолжительность жизни не будет превышать 59,3 года. Академик РАН математик В. Арнольд пишет, что в России в три раза, чем в Европе выше детская смертность, (только половина родов проходит благополучно), картина становится еще более безрадостной. Так, по данным на 1 января 2000 года население России составляло 145 559,2 тысяч человек (Основные показатели, 2000), уменьшившись за год на 650 тысяч человек. Очень высок уровень детской заболеваемости, доля здоровых детей к концу школы не превышает 25%, растет экологическая (химическая и радиационная) опасность, растет число психических расстройств (Володина Н.А.). За последние пять лет в три раза увеличилось количество детей-инвалидов, сейчас их в России свыше полумиллиона [6,38].
В развитых странах сейчас довольно заметно сокращается процент курящих людей. Так, исследователь Ш.Шенберн (США) показала, что курение находится в заметной статистической связи с другими асоциальными явлениями. Курящие подростки чаще употребляют другие наркотики, больше склонны к насилию, раньше вступают в половые связи, чем некурящие. Статистика, полученная ею путем обследования 10645 молодых американцев в возрасте 12-21 год, показывает, что 74,4% курящей молодежи употребляют алкоголь в явно неумеренном количестве, чаще, чем вторые. 54,7% молодых курильщиков принимали участие в драках; среди некурящих – 29%. 80% курящей молодежи вступали в этих возрастах в половую связь; среди некурящих – 41,4%. Курящие в два раза чаще имеют при себе пистолет или нож [6,41].
В России наркомания становится национальным бедствием. По данным Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на октябрь 1999 года 2,5 миллиона россиян регулярно употребляют наркотики. 70% из них люди до 30 лет. По данным Российского государственного медицинского университета, с первого укола формируется устойчивая психическая зависимость от героина в 55 5 случаев у юношей и в 82% - у девушек. За последние 10 лет детская смертность из-за потребления наркотиков увеличилась в 42 раза [9,22].
С психическим здоровьем, увы положение очень серьезное. Усугубляется это положение «игрой» СМИ на тревожных факторах. Сегодня работу СМИ можно рассматривать как черный пи-ар по отношению к своему населению, к своим согражданам.
Таким образом, в социологических опросах жизнь и здоровье людей воспринимаются как ценности в современной России; реально, однако, им есть немало угроз.
Проанализируем результаты опроса, проведенного в рамках темы исследования. Опрос проходил в октябре 2006 г. на базе школ г.Старый Оскол, в нем приняли участие 42 учащихся III классов.
Учащимся было предложно ответить на ряд утверждений. Данные исследования приведены в таблице.
Таблица 1
Является ли для тебя ценностью здоровье


Полученные результаты опроса, позволяют сделать следующие выводы:
      признание важности проблемы непосредственно связано с самооценкой состояния здоровья (52%). Прослеживается прямая зависимость, а не обратная. Так, среди опрошенных, которые часто болеют (15%), больше тех, кто не считает проблему здоровья значимой. Респонденты, считающие здоровье самой важной ценностью чаще, чем другие, определяют свое здоровье как отличное, то есть болеют очень редко (26%). Стоит отметить, что лишь 7% опрошенных связывают проблему здоровья с ведением правильного образа жизни.
Анализ здоровья в качестве жизненной ценности может быть дополнен изучением мнений младших школьников о содержательных характеристиках здорового образа жизни. Представления о нем для двух третей респондентов связаны с занятиями спортом. Более половины опрошенных ассоциируют такой образ жизни со здоровым сном, почти столько же - отмечают отсутствие вредных привычек и полноценное питание. Казалось бы. судя по «правильным» ответам школьников картина вырисовывается хорошая. Но вот что интересно: часть детей считаю курение вполне допустимым при ведении «здорового образа жизни».


и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.