Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Педагогические идеи Ш. А. Амонашвили
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 22.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
«Курский государственный университет»
Кафедра педагогики
высшего образования
Реферат
на тему: «Педагогические
идеи Ш. А. Амонашвили»
Выполнила:
Проверил:
Курск
2014
Содержание
Введение
1. Биография
Ш.А. Амонашвили
2. «Что такое
гуманная педагогика?»
3. Основные
идеи гуманно-личностной педагогики
4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей гуманной
педагогики
5. Принципы
педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили
6. Свод правил
для учителя
Заключение
Список литературы
Введение
В современной
ситуации необходим творческий поиск
новых подходов, концептуальных путей
и содержательных форм в работе с детьми.
Современные
воспитательные концепции отличаются
стремлением опираться на общечеловеческие
ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности
во всех сферах. Во всех концепциях в той
или иной мере присутствуют:
Идеи гуманизации;
Осуществление
воспитания в контексте культуры;
Создания
открытых воспитательных систем;
Возврата
воспитания в семью;
Поддержки
и развития индивидуальности;
Альтернативности
и гибкости методов и организационных
форм воспитания.
В психолого-педагогиче кой
науке ведется разработка проблем развития
культуры личности, что подчеркивает ее
теоретическую и практическую необходимость
для реального учебно-воспитательно о
процесса.
Вместе
с тем, необходимо признать, что на современном
этапе складывается как это ни парадоксально
некоторое «утомление» гуманистическим
подходом. Про него уже столько сказано,
столько людей вообще и педагогов в частности
объявило себя его горячими приверженцами,
притом что реальные подвижки в системе
образования идут гораздо медленнее. В
результате возникает непроизвольный
вопрос: а есть ли этот самый гуманистический
подход к воспитанию? В чем он заключается?
Или это только лишь красивая, но увы избитая
фраза?
1. Биография Ш.А. Амонашвили
Амонашвили
Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г.,
в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог
и психолог, доктор психологических наук
(1973), профессор. (1980) руководитель Центра
Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной
педагогики при МГПУ, научный руководитель
экспериментальных школ в Москве, Петербурге,
Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других
городах. Член-корреспондент АПН СССР
с 23 мая 1985 г., действительный член АПН
СССР с 27 января 1989г., почетный член РАО
с 21 марта 1993г., действительный член РАО
с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии
и возрастной физиологии.
После окончания
Тбилисского университета (1955) работал
в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 - директор),
с 1987 - генеральный директор экспериментального
научно-педагогическ го производственного
объединения MHO Грузии. С 1964 руководит
экспериментом по определению нового
содержания, форм и методов начального
обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет
в условиях школы. Система воспитания
и обучения Амонашвили - «педагогика целостной
жизни детей и взрослых» - строится на
началах гуманности и веры в ребёнка, на
основе воспитания творчеством и сотрудничества
педагогов с детьми. Задача школы - опираясь
на всю полноту детской жизни, придать
ей культурные формы саморазвития, превратить
школьные занятия в «уроки счастья жизни»,
познания, общения, взросления.
Ш.А. Амонашвили
окончил востоковедческий факультет Тбилисского
университета. В 60 - 70-х годах возглавил
массовый эксперимент в школах Грузии,
имевший широкий отклик по всему миру
в силу обоснования нового научного направления,
которое обрело известность под названием
«Гуманно-личностный подход к детям в
образовательном процессе». Его система
«Школа жизни» рекомендована Министерством
образования РФ для применения на практике.
Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые
Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны
и близки всем творчески работающим педагогам,
которые хотят избавиться в своей работе
от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.
Публикации:
Основы
формирования навыков письма и развития
письменной речи в начальных классах,
Тб., 1970;
Обучение.
Оценка. Отметка, М., 1980;
Созидая
человека, М., 1982;
Здравствуйте,
дети! М., 1983;
Воспитательная
и образовательная функция оценки учения
школьников, М., 1984;
В школу
- с шести лет, М., 1986;
Как живете,
дети?, М., 1986;
Единство
цели, М., 1987;
Личностно-гуманная
основа педагогического процесса, Минск,
1990.
Создатель
и руководитель Издательского дома Шалвы
Амонашвили совместно с академиком, членом-корреспонденто
РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию
гуманной педагогики».
2. «Что такое гуманная педагогика?»
Учебно-познавательн я
деятельность школьника стимулируется
не только посредством интересного учебного
материала и разнообразных методов его
преподнесения, но и характером отношений,
которые утверждает педагог в процессе
обучения. В атмосфере любви, доброжелательности,
доверия, сопереживания, уважения школьник
охотно и легко принимает учебно-познавательну
задачу. Школьник, видя, как ценится его
достоинство, самостоятельная мысль, творческий
поиск, начинает стремиться к решению
более сложных учебно-познавательны
задач.
Наиболее
полный ответ на вопрос «Что такое гуманная
педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича:
«Эта педагогика принимает ребенка таким,
какой он есть, соглашается с его природой.
Она видит в ребенке его безграничность,
осознает его космичность и ведет, готовит
его к служению человечеству на протяжении
всей жизни. Она утверждает личность в
ребенке путем выявления его свободной
воли и строит педагогические системы,
процессуальность которых предопределяют
учительская любовь, оптимизм, высокая
духовная нравственность. Она поощряет
педагогическое творчество и призывает
к педагогическому искусству. Гуманное
педагогическое мышление стремится объять
необъятное, и в этом сила образовательных
систем и процессов, рожденных в его недрах».
В традиционной педагогике педагогическое
мышление двухмерно, все строится на поощрении
и наказании: ведет себя ребенок хорошо
- поощряем, плохо - наказываем; учится
- отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому
процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое
измерение в педагогическом мышлении»
- духовная устремленность вверх, принятие
ребенка таким, каков он есть.
Амонашвили
предлагает организацию такой детской
жизни, которая помогает взрослому направить
энергию ребёнка на продуктивные занятия.
Нравственная. основа детско-учительской
кооперации в системе Амонашвили - способность
радоваться успехам других, готовность
прийти на помощь. Отношения между старшими
и младшими детьми организуются путём
шефской помощи детскому саду, начальным
классам и пр. Отменены балльные оценки,
не допускается сравнение детей друг с
другом. Обучение начинается сразу на
нескольких доступных учащимся уровнях,
напр., обучение чтению - от беглого чтения
до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют
в построении урока, в составлении заданий,
собственного учебника, в планировании
ответов и т.п.
3. Основные идеи гуманно-личностной
педагогики
Гуманно-личностная
педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное
педагогическое мышление не есть
открытие современной теории
и практики. Оно основано на
классическом наследии и находит
истоки в ведущих религиозных,
философских и педагогических
учениях.
2. Педагогика
по сути своей есть общечеловеческая
форма и культура мышления, тенденции
которого заложены в природных
функциях человека. Она развивается
не столько научными достижениями,
открытыми наукой закономерностями,
сколько уровнем и качеством
общечеловеческой культуры, истоками
духовности и мотивацией деятельности.
В этом благо педагогического
мышления, как постоянного источника
творчества и созидания. В этом
же отличие его от науки
в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная
педагогика во главу угла ставит
воспитание личности через развитие
ее духовного и нравственного
потенциала; способствуя раскрытию
и созиданию в ребенке черт
и качеств благородства. Воспитание
человека благородного есть ведущая цель
гуманно-личностного образовательного
процесса.
4. Гуманно-личностная
педагогика принимает идеи классической
философии и педагогики о том,
что ребенок есть явление в
земной жизни, он есть носитель
своей жизненной миссии и наделен
высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный
образовательный процесс строится
на понимании целостности природы ребенка,
ее движущих силах, раскрытых и научно
обоснованных современной психологией
и определяемых нами, как стихийные устремления,
страсти личности ребенка в его стремлении
к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть
гуманно-личностного образовательного
(педагогического) процесса, гуманно-личностного
подхода к ребенку заключается
в том, что учитель, являясь творцом
этого процесса, основывает его
на движении стихийных страстей
в ребенке; направляет его на полное развитие
сил и способностей, проявляющихся в многогранной
деятельности ребенка; нацеливает его
на выявление и утверждение личности ребенка;
насыщает его высшими образами прекрасного
в человеческих взаимоотношениях, в научном
познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная
педагогика, реализованная в «Школе Жизни»
Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий
российской действительности не отрицает
предметного обучения, классно-урочной
системы, но стремится обогатить учебную
деятельность «Светом духовности и знаний»,
превратить урок в саму «Жизнь детей».
Отсюда и соответствующие акценты:
Вот как
выглядит основной цикл образовательных
курсов начальных классов «Школы Жизни»:
1. Уроки
познавательного чтения.
2. Уроки
письменноречевой деятельности.
3. Уроки
родного языка.
4. Уроки
математических воображений.
5. Уроки
духовной жизни.
6. Уроки
постижения красоты.
7. Уроки
планирования и деятельности.
8. Уроки
смелости и выносливости.
9. Уроки
о природе.
10. Уроки
о мире наук.
11. Уроки
общения.
12. Уроки
иностранной речи.
13. Уроки
игры в шахматы.
14. Уроки
компьютерной грамотности. Амонашвили
Ш.А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.
Очевидно,
что работать в режиме подобного учебного
плана может не только верящий в идеи гуманной
педагогики, но и целенаправленно подготовленный
учитель.
7. Гуманное
педагогическое мышление требует
адекватных понятий, оно непосредственно
связано с убеждениями личности,
занимающейся его теоретическим
обогащением или практическим
осуществлением. Вот почему переориентация
учителей от традиционно-авторитарных
подходов на гуманное педагогическое
мышление есть важнейшая проблема
дела развития образования в
современных условиях.
8. Гуманно-личностный
подход к воспитанию в современной
российской школе опирается на
глубинную мудрость российского
менталитета от Сергия Радонежского
до В.И. Вернадского; он питается
жизненным источником мировой
педагогической мысли от Конфуция
и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня,
он несет в себе чистоту идей современных
мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе
до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
Овладение
основами гуманного педагогического мышления
-- непреложная часть формирования учителя
третьего тысячелетия.
4. Ш.А. Амонашвили - продолжатель идей
гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность
и необходимость внешнего воздействия
в формировании убеждений и ценностных
ориентаций.
В начале
XX века в российской педагогике оформился
идеал гуманной демократической школы,
ориентированной на личность. Образ такой
школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадовым
"В нашей школе, - писал он, - не будет
места никакому насилию. Никакому принуждению
над детской душой, во имя чего бы они ни
производились. Там в основу всего будет
положена любовь и такое глубокое уважение
к личности ребенка, как и к личности каждого
взрослого человека. Там учителя будут
не насильниками, а старшими товарищами
учащихся, не педагогическими поварами,
начиняющими ученические мозги фаршем
учебников, но сотрудниками их в деле искания
истины и знаний, с любовью помогающими
им своим опытом и познаниями. Такие учителя
будут видеть в каждом ребенке отдельную
личность, живую человеческую душу со
всем скрытым в ней бесконечным духовным
миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова
классного списка, безличную часть школьного
стада. Они будут выше всего ценить проявление
духа ребенка, самостоятельную работу
его ума. Боголюбов В.И. Педагогическая
технология: эволюция понятия//Советская
педагогика. - N9, 1991.
Они будут
посвящать больше всего времени и заботы
изучению запросов, сил, способностей
своих учеников, чтобы знать, что они, учителя,
должны делать и чего не делать. Но главным
делом будет для них то, чтобы установить
духовное единение, взаимное доверие,
искреннее равенство между ними и их учениками-товарищами
без чего не может быть никакой истинной
взаимопомощи в работе воспитания и образования".
Такие очаги
гуманистической педагогической культуры
в российском образовании были всегда,
даже в период его тотальной идеологизации
и унификации.
Образ "идеальной
школы" нарисован К.Н. Вентцелем в виде
"Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским
- в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили
- в виде "Школы жизни".
В развитии
детской индивидуальности В.А. Сухомлинский
большое значение придавал знаниям, социальному
опыту. В этом мы находим подтверждение
тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку
знаний как системы социальных ценностей,
но их необходимо вписать в контекст реальной
жизни учащихся, обеспечить с их помощью
полноценное индивидуально-личнос ное
развитие каждого ребенка.
Как решить
эту задачу, показали в 80-х годах учителя-эксперимента оры
Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский,
С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов.
В отчете о своей творческой встрече они
написали: "То, что веками повторяли
выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде
было мечтой, то для нас стало житейской
необходимостью: мы должны дать нашим
детям новые стимулы, которые лежат в самом
учении. Если внешних побуждений к учению
почти нет, если способов к принуждению
совсем нет, если нельзя рассчитывать
на всеобщий интерес к предмету и если
мы реалисты, не хотим прятаться от действительности,
то перед нами лишь один путь: мы должны
вовлекать детей в общий труд учения, вызвать
у них радостное чувство успеха, движения
вперед, развития". Шаталов В.Ф. Педагогическая
проза. - М., Просвещение 1980. - с. 61
В широкой
среде педагогической и родительской
общественности хорошо известны средства,
которые эти учителя применяли для побуждения
детей к учению без принуждения: постановка
трудной цели, сотрудничество педагога
с детьми в ее достижении, использование
опорных сигналов, отказ от практики плохих
отметок, качественная оценка результатов
работы, представление детям возможности
сделать свободный выбор, опережающее
обучение, крупноблочная подача учебного
материала, отношение к уроку как совместному
"произведению& uot; педагога и детей,
коллективное творчество, развитие способностей
учеников к самоанализу и самооценке,
защита каждого ребенка как личности...
Эти положения стали исходными для обоснования
Ш.А. Амонашвили гуманно-личностного подхода
в образовании и путей его практического
воплощения в "Школе жизни".
"Школа
жизни" Ш.А. Амонашвили основана на принципах
гуманно-личностной педагогики. Автор
выделяет 6 особенностей образовательного
процесса.
Первая
состоит во внутренней преемственности
созидательной деятельности Природы и
человека-воспитател . Природа, по мнению
Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка
возможности безграничного развития.
Школа берет на себя ответственность продолжить
дело природы и сотворить из него благородного
человека.
Вторая
особенность образовательного процесса
в гуманной школе - его целостность, понимаемая
как целостность жизни ребенка, устремленного
в будущее.
Третья
особенность касается урока, который рассматривается
как аккумулятор, как ведущая форма жизни
детей, а не только их учения.
Благополучие
жизни ребенка на уроке обеспечивается
благодаря сотрудничеству с учителем,
другими детьми. Четвертая особенность
педагогического процесса и состоит в
том, что сотруднические взаимоотношения
учителя с детьми становятся его естественным
качеством.
Пятая особенность
гуманного педагогического процесса проявляется
в развитии у детей способности к оценочной
деятельности при одновременном упразднении
школьных отметок, что является залогом
успехов детей в учении.
Шестая
особенность "Школы жизни" - в особой,
гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание
среды вокруг каждого ребенка, гуманизация
социума и самого педагогического процесса
есть высшая забота учителя".
Гуманного
учителя не покидает "любовь и преданность
каждому ребенку, чувство глубокой ответственности
перед судьбой каждого ребенка; стремление
к пониманию каждого ребенка". Амонашвили
Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. - с. 37
Личностно-гуманный
подход к ребенку является фундаментальным
достижением теории и практики гуманистической
педагогики. Многолетний опыт педагогической
работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению,
что для решения задач образования есть
два подхода - императивный и гуманный.
Императивный
характер обучение приобретает в том случае,
если оно строится без учета личностных
особенностей и потребностей ребенка.
Педагог, осуществляющий такое обучение,
уверен, что ребенок обязательно будет
ему сопротивляться, а поэтому его необходимо
принудить к учению строгими требованиями,
императивами. Гуманный же подход состоит
в том, что воспитатель оптимистически
мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным
субъектам учения, способным учиться не
по принуждению, а добровольно, по собственному
желанию и свободному выбору. Иными словами,
педагог исходит из того, что у каждого
ребенка есть свой личностный смысл, есть
личностная значимость учения, на которую
и надо опираться в педагогическом процессе.
А если такого личного смысла нет, то надо
помочь ребенку его обрести.
"Инструментиро ать
учение как свободно избираемую
учеником деятельность, - пишет Ш.А.
Амонашвили, - это значит:
во-первых, создавать наилучшие условия
для его целенаправленного, социального
и педагогически значимого развития, воспитания,
обогащения знаниями и опытом;
во-вторых, управлять этим процессом в согласии с потребностями его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".
Обращение
к культурным образцам педагогической
практики позволяет сделать некоторые
выводы о наиболее существенных чертах
гуманистической парадигмы образования.
Первая из них состоит в особом ценностном
отношении к ребенку и детству как уникальному
периоду жизни человека. Затем - признание
развития личности (умственного, физического,
нравственного, эстетического) главной
задачей школы, а становление уникальной
индивидуальности ребенка - ее главным
результатом. Содержание образования
включает когнитивный, креативный и этический
(нравственный) компонент в их единстве
и взаимодействии.
Что касается
педагогических средств, методов и форм
организации педагогического процесса,
то каждая образовательная система ведет
творческий поиск и находит собственное
содержание, методы, средства воспитания
и обучения. Гуманистическое направление
предполагает свободу и творчество как
учащихся, так и педагогов.
Общими
требованиями ко всем гуманистическим
моделям выступают создание культурно-воспитател ной
среды, в которой происходит свободный
выбор личностью способов творческой
самореализации и ее культурное саморазвитие,
и осуществление социально-педагогиче кой
защиты, помощи и поддержки каждого ребенка
в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.
Очевидно,
что гуманистическая педагогика устремлена
в будущее человека, утверждая, что все
зависит от его собственных усилий и активности,
опирается на силу разума, а не на сферу
социального, внешнего по отношению к
человеку. Тем самым гуманистическая педагогика
утверждает приоритет сознания над бытием.
В связи с этим гуманизация образования,
как альтернатива, исключает статичный,
безличностный подход к человеку.
Гуманистическое
направление центрировано на человеке
(главная ценность), культуре и социуме
как взаимосвязанных детерминантах образования,
направленного на поддержку процессов
индивидуального саморазвития и самоопределения
ребенка. Эти особенности гуманистической
парадигмы создали предпосылки для возникновения
в ее контексте личностно ориентированных
cтратегий и моделей образования. Амонашвили
Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.
- М., 2001. - с. 42
5. Принципы педагогической деятельности
Ш.А. Амонашвили
гуманная педагогика обучение
Первый
принцип - это любить ребенка. Любовь человеческое
солнце. Солнце излучает тепло и свет,
без которых не было бы жизни на Земле.
Учитель же должен излучать человеческую
доброту и любовь, без которых невозможно
воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок
становится счастливым, как только ощущает,
что учитель его любит, любит искренне
и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание,
так как она есть единственная добрая
сила, доставляющая (приносящая) ребенку
гармонию души, стимулирующая его взросление,
доброе отношение к окружающим. Педагогика
любви не терпит грубости, давления, ущемления
достоинства, игнорирования жизни ребенка.
Все это составляет темную силу педагогики,
педагогическое зло, которое порой способно
разрушить и отравить освещенную и согретую
любовью и добротой жизнь ребенка, внести
в нее растерянность, разочарование, злобу.
Второй
принцип (он вытекает из первого) - это
очеловечить среду, в которой живет ребенок.
Очеловечивание среды означает внимание
ко всем сферам общения ребенка с целью
обеспечения ему душевного комфорта и
равновесия. Ни одна сфера общения не должна
раздражать ребенка, рождать в нем страх,
неуверенность, уныние, униженность. Несогласованность
разных сфер общения в воспитании вызывает
колебание ребенка, он теряется, легко
может прийти к озлобленному душевному
состоянию. Тогда он начнет делать назло
другим, даже назло отцу, матери, и учителю
тоже, тогда именно он с легкостью найдет
приют в «тихом омуте». Кому объединять
все сферы общения ребенка? Учителю, кому
же еще. Он должен внести ясность во все
эти сферы, преобразовать их в интересах
воспитания ребенка.
Третий
принцип - прожить в ребенке свое детство.
Это надежный путь для того, чтобы ребята
доверились учителю, оценили доброту его
души, приняли его любовь. Одновременно
это и путь познания жизни ребенка. Глубокое
изучение жизни ребенка, движение его
души возможно только тогда, когда учитель
познает ребенка в самом себе. Но чтобы
в будущем более глубоко вникнуть в суть
этого принципа, я постараюсь сделать
для себя педагогические выводы из следующей
мысли Маркса: «Мужчина не может снова
превратиться в ребенка, не впадая в ребячество.
Но разве его не радует наивность ребенка
и разве сам он не должен стремиться к
тому, чтобы на более высокой ступени воспроизводить
свою истинную сущность? Разве в детской
натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный
характер в его безыскусственной правде?»
У учащихся
возникает много познавательных вопросов,
на которые часто они не находят ответа.
Педагог поощряет детей задавать ему подобные
вопросы. В одних случаях он указывает
школьникам, в каких источниках можно
найти ответы на них, в других же записывает
вопрос, обещая просмотреть необходимую
литературу, а на одном из уроков объявляет,
что готов дать исчерпывающий ответ.
Ученики
должны чувствовать, с какой ответственностью
и серьезностью относится учитель к их
вопросам. Ответы учителя должны способствовать,
во-первых, дальнейшему развитию интересов
детей, во-вторых, возвышению авторитета
и достоинства каждого из них.
И форма
ответа, и само его содержание, и тон педагога
должны глубоко затрагивать чувства детей.
В экспериментальном обучении Ш.А. Амоношвили
отчетливо проявлялось возрастание познавательных
интересов школьников к явлениям действительности,
вопросы их становились содержательными
и многосторонними.
6. Свод правил для учителя
Проявляйте
живой интерес к жизни ребенка, к его радостям,
огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам,
к его личностным переживаниям; при необходимости
содействуйте, помогайте, выражайте ему
«сорадость», сочувствие.
Общайтесь
с ребенком как со взрослым, от которого
ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Делайте
день рождения каждого ребенка праздником
в классе, высказывайте ему пожелания,
преподносите ему в подарок уроки, рисунки,
сочинения о нем, давайте ему почувствовать,
как его любят, уважают учитель и товарищи,
каких успехов они от него ждут. Устанавливайте
с каждым ребенком личные, доверительные
взаимоотношения, вызывайте доверие и
искренность ребенка к вам вашей доверительностью
и искренностью к нему.
Любите
смеяться вместе с детьми, веселитесь,
играйте, шалите вместе с ними.
Говорите
с детьми спокойным, располагающим к себе
голосом и экспрессией.
Свою раздражительность
поведением ребенка выражайте ноткой
намека на то, что вы от него этого не ожидали,
что у вас о нем более высокое представление.
Выражайте
живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных
детей (собирание марок, открыток, составление
альбомов и т.д.), участвуйте в них.
Удивляйтесь,
восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или
иной ребенок довершает достойный поступок,
проявляет смекалку и сообразительность,
мыслит сосредоточенно.
Поощряйте
творческую деятельность детей, помогайте
им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять
их художественно и музыкально, готовить
художественные утренники, выступать
со своей самодеятельностью перед родителями,
другими учениками, детсадовцами.
Научите
детей выпускать книжки с собственными
рассказами, сказками, сочинениями, стихами
и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте
их, берите их с разрешения автора показать
своим коллегам.
Предлагайте
детям стать художниками книжек с рассказами,
стихами, сказками, напечатанными на листках,
которые следует сложить и сшить, оформить
обложки, нарисовать в них картины по содержанию
произведения, а также объяснить слова,
поставить вопросы к тексту.
Извиняйтесь
перед ребенком, если по какой-либо причине
не можете сразу ответить на познавательный
вопрос, с которым он обращается к вам;
объясните причину откровенно, скажите,
что дадите ответ через несколько дней,
и не забудьте выполнить обещание.
Приобщайте
родителей к школьной жизни своих детей,
приглашайте их руководить кружками, дежурить
в школе, устраивайте с ними встречи детей.
Пишите
письма родителям с положительной оценкой
поступка ребенка, по поводу достижения
успеха в учении, по любому значительному
поводу, достойному одобрения.
Предлагайте
родителям присутствовать на уроках.
Делайте
урок аккумулятором жизни детей, цените,
любите, принимайте и провожайте каждый
урок.
Знакомьте
детей с планом урока, с содержанием заданий,
принимайте во внимание пожелания детей
по содержанию урока.
Приглашайте
детей быть соучастниками ваших педагогических
поисков, высказывать свое мнение по поводу
того или иного метода, задания и т.д., применяемых
вами с целью апробирования.
Поощряйте
детей ставить вопросы, спрашивать, спорить,
выражать собственное мнение, утверждать
свою позицию, от носитесь к мыслям, утверждениям,
оценочным суждениям, отношениям и т.д.
детей серьезно, с достоинством.
Провоцируйте
дискуссии детей с вами, давайте им возможность
доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать
ваше утверждение и тогда, признав их правоту,
выражайте им благодарность за то, что
не дали вам углубиться в своем заблуждении.
Учите детей
этично высказывать и доказывать свое
мнение, спорить.
Поощряйте
поисковую, исследовательскую деятельность
детей, отдельного ребенка, практикуйте
на уроках чтение научных докладов, обсуждение
отдельных вопросов.
Учите детей
думать, проявляйте свое поощрительное
отношение к детям, умеющим думать, размышлять,
обдумывать.
Размышляйте
вслух сами, чтобы давать детям образцы,
как думать, как искать решение задачи,
как обсуждать, оценивать.
Часто предлагайте
детям письменные задания с размышлениями
о самом себе, о своих взаимоотношениях
с окружающими его людьми, об отношении
их к нему.
Подчеркнуто
уважайте право ребенка оберегать его
спокойствие от шума и другого рода раздражений
при обдумывании задачи, при выполнении
письменной работы.
Можно самому
тоже писать вместе с детьми сочинение,
выполнять самостоятельные задания, контрольную
работу, а затем знакомить их с результатами
своих стараний, давайте возможность высказывать
свои оценочные суждения.
Призывайте
детей самим находить и исправлять допущенные
ошибки в своих письменных работах; исправленные
самими ошибки в дальнейшем не считать
за ошибки.
Предлагайте
детям на уроках альтернативные материалы,
задачи и задания.
Пользуйтесь
способом «допущения» ошибок, давайте
детям возможность обнаруживать их и исправлять;
благодарите детей за содействие.
Не ставьте
одного ребенка в пример другому ни в прилежании,
ни в поведении.
Помогайте
ребенку превзойти самого себя.
Замечайте
и радуйтесь, когда ребенок достигает
успеха.
Заключение
Гуманистическая
школа осуществляет решительный поворот
к личности учащегося, он становится действительно
субъектом своего развития, а не средством,
с помощью которого педагоги реализуют
отчужденные от данного индивида абстрактные
планы и программы. Такая школа уважает
личное достоинство каждого ученика, его
индивидуальные жизненные цели, запросы
и интересы, создает благоприятные условия
для его самоопределения в развитии. Педагоги
в такой школе ориентируются не только
на подготовку воспитанника к будущей
жизни, но на обеспечения полноценного
проживания каждого возрастного этапа:
детства, отрочества и юности – в соответствии
с психическими особенностями развивающейся
личности.
Разумеется,
общественное педагогическое сознание
не может кардинально измениться за такой
малый исторический период, но безусловно,
что грядущие десятилетия пройдут под
знаком идей гуманной педагогики, идей
педагогики сотрудничества, идей педагогики
ненасилия.
Амонашвили
предлагает организацию такой детской
жизни, которая помогает взрослому направить
энергию ребёнка на продуктивные занятия.
Нравственная основа детско-учительской
кооперации в системе Амонашвили - способность
радоваться успехам других, готовность
прийти на помощь.
Список литературы
Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.,1998.
Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
Воспитательные системы современной
школы: опыт, поиски, перспективы. М., 1995.
Гуманистические воспитательные системы:
вчера и сегодня. М., 1998.
Профессия учитель. Под ред. В.П. Олавкина. М., 1985.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Современные педагоги-новаторы. Под. ред. А.Д. Коровиной.
Л., 1984.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных
подходах и концепциях воспитания. М.,
2002.