Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Правовое регулирование порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.12.2014. Год: 2014. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):







Содержание
Введение
Глава 1 Понятие и значение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.

1.1. Сущность государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.

1.2 Основные методы, цель и принципы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.

Глава 2. Правовое регулирование порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.
2.1. Понятие способы и виды осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.
2.2. Ответственность за нарушения законодательства в сфере образования.

Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК









Введение
Дипломная работа посвящена проблеме изучения механизмов государственного контроля в среде образования. Исследование направлено на выработку предложений по оптимизации государственного и общественного контроля в данной области. Это необходимо для формирования объективного и актуального знания о тех процессах, которые протекают в образовании, об итогах и последствиях его реформирования, а также выработки действенных мер по совершенствованию образовательного процесса с целью создания инновационной модели образования в России. Общественные организации, осуществляющие контроль в сфере образования должны обладать правовым статусом, который бы позволял им реально взаимодействовать с государственными органами, образовательными учреждениями и оказывать на государственную политику в сфере образования.
Государственный контроль и надзор, способствуют формированию знания о том, насколько эффективно реализуются государственные задачи в сфере образования и в какой мере это соответствует общественным потребностям. В настоящей работе предлагаются пути оптимизации государственного контроля для формирования его моделей адекватных современному состоянию образования. Образование в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации относится к полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Надзорные функции сосредоточены у федеральных органов, а контрольные полномочия имеют не только федеральные, но и региональные органы исполнительной власти, наделенные компетенцией по управлению в этой области.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования и сопровождающие его проверки являются, наверное, одним из наиболее напряженных событий для администрации образовательной организации.
Помочь разобраться в специфике государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также некоторых изменениях в его регламентации, предусмотренных новым Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», призвана настоящая работа.
Объект исследования – акты нормативно-правового характера, которые регулируют деятельность государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Предметом исследования являются правовые основы государственного регулирования в области образования и науки, система государственного контроля в среде образования.
Целью работы является определить основные направления деятельности государственного контроля в среде образования.
Задачами дипломной работы являются: изучить понятие и значение, сущность, основные методы, цель и принципы государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования. Понять способы и виды осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования и определить ответственность за нарушения законодательства в сфере образования. Провести анализ судебной практики, в части нарушений в сфере образования в субъектах РФ.
Глава 1 . Понятие и значение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования
      Сущность государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования
В соответствии с полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением образовательных организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 вышеназванного закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
К нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность государственного контроля (надзора) в области образования, относятся:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иными документами, федерального и регионального уровня, устанавливающими требования к осуществлению контроля (надзора) в области образования.
Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Такое, достаточно, сложное и объемное понятие государственного контроля (надзора) дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), который создает законодательную базу осуществления государственного контроля (надзора) во всех сферах, за исключением специально обозначенных в Федеральном законе № 294-ФЗ областей деятельности. Сфера образования не подпадает под эти исключения, а следовательно, осуществление государственного контроля (надзора) в ней регламентируется данным Федеральным законом. Норма, прямо указывающая на это, закреплена в ч. 4 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом указывается, что положения Федерального закона № 294-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных указанной статьей.
В соответствии с п. 27 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении государственного контроля (надзора) в сфере образования особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться иными федеральными законами. В соответствии с данной общей нормой особенности организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере образования установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как федеральное полномочие и включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ в отношении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (за исключением реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ), а также организаций дополнительного образования государственный контроль (надзор) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими Российской Федерацией полномочия (это могут быть либо самостоятельные службы по контролю, надзору либо региональные министерства, департаменты, осуществляющие также управление в сфере образования).
Лицензионный контроль в отношении образовательных организаций не входит в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования, а относится к деятельности по лицензированию и осуществляется в рамкам общего регулирования Федерального закона№ 294-ФЗ с особенностями, установленными Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, новый Федеральный закон № 273-ФЗ уточняет предмет федерального государственного контроля качества, ограничивая его только деятельностью образовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
Так, например, в предмет федерального государственного контроля качества не может входить реализация дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования, поскольку согласно Федеральному закону № 273-ФЗ такие программы не подлежат государственной аккредитации.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований. Таким образом, под федеральным государственным надзором понимается надзор за соблюдением законодательства об образовании. Данный надзор в отношении образовательных организаций осуществляется по всей ведущейся образовательной деятельности вне зависимости от факта государственной аккредитации соответствующих образовательных программ.

2.2. Основные методы, цель и принципы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования
Основной метод контроля и надзора – проверки, они рассматриваются как инструмент выявления нарушений в деятельности образовательных учреждений. Но одновременно проверки могли бы стать механизмом эффективного противодействия таких нарушений в будущем. Для этого необходимо сохранять коллективные формы проверок, а не допускать возможности их осуществления в индивидуальном порядке. Образовательная сфера должна быть публична и максимально открыта. Поэтому следует внести предложения по привлечению к участию (можно в качестве наблюдателей) представителей общественных организаций. Их участие являлось бы гарантией обеспечения прав субъектов образовательной деятельности, в том числе обучающихся. Решения, принимаемые по итогам проверок, должны доводиться до всех заинтересованных лиц, а не только до руководителя образовательного учреждения с тем, чтобы создавать условия для активного обсуждения и выработки новых конструктивных подходов к совершенствованию образовательного процесса.
Предлагаются модели развития государственного надзора. В частности создание в федеральных округах окружных органов Рособрнадзора. Такое предложение является спорным. Можно до бесконечности создавать новые уровни государственного надзора. Речь идет прежде всего об эффективности. Но такие меры логичны в рамках структурно-функциона ьного подхода. Если рассматривать государственный контроль и надзор как функцию государственного аппарата, обеспечивающую охват как можно большей сферы для осуществления контроля и тем самым ее упорядочения, то для совершенствования форм реализации такой функции будут требоваться дополнительные элементы и механизмы в уже существующей системе. В этом есть положительный момент, так как объем знаний об объекте контроля будет увеличиваться. Но и бюрократизация всего процесса контроля и надзора также возрастет. Кроме того, структурно-функцион льный подход позволяет рассмотреть проблему оптимизации государственного контроля в нескольких аспектах: правовом, организационном, методическом и техническом. В первом случае необходимо устранить все пробелы и коллизии в правовом регулировании контроля, во втором – четко определить формы контроля, в третьем – усовершенствовать методы осуществления контрольных полномочий, в последнем – внедрить современные технические средства, а так- же использовать информационные ресурсы.
Подход к государственному и контролю в рамках системного метода как к простой совокупности двух отдельных частей органически целого явления слишком упрощает само явление. Его природа искажается. Выводы последуют односторонние и неполные. Несмотря на общность основных целей и задач, наличие системных связей, этот метод не позволяет в достаточной мере объяснить пути взаимодействия в процессе осуществления государственного и социального контроля. Итогом такого подхода обычно является предложение о введении общественно-государств нного контроля. Несомненно организационно-правов я форма, обеспечивающая наиболее тесное и постоянное взаимодействие государственных органов, образовательных учреждений и общественных институтов, необходима. Но она не должна подменять собой самостоятельные общественные институты.
Если исходить из коммуникативного подхода, то появляется возможность для оптимизации как вертикальных, так и горизонтальных связей, за счет взаимодействия различных государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, а также общественных институтов. Коммуникация в сфере контроля предполагает равноправное положение субъектов. В ином случае создаются предпосылки для манипуляций общественным мнением.
Пока не сформирована вся необходимая законодательная база для осуществления контроля и надзора в сфере образования. Имеющаяся была подвержена изменениям с целью расширить полномочия государственных контрольных и надзорных органов и усовершенствовать их деятельность, уточнить систему мер государственного контроля за качеством образования. Подобные изменения в законодательные акты будут вноситься и позднее. Это объективный процесс, так как идет реформирование в сфере образования и пока нет удовлетворенности его качественным состоянием. В ряде регионов нормативные правовые акты, регламентирующие контрольные мероприятия, не приняты.
Все заинтересованные субъекты должны иметь возможность адаптироваться как к нововведениям, так и к изменениям, своевременно получать информацию и понимать цели, а также основные тенденции преобразований. Для этого необходимо активнее включать общественность в обсуждение государственной политики в сфере образования.
Важно решить целый ряд теоретических вопросов, связанных с разработкой понятия и состава правонарушения законодательства РФ об образовании.
Оптимизация государственного и общественного контроля необходима для того, чтобы создать дополнительные гарантии реализации конституционного права на образование. С этой целью требуется осуществить следующие меры.
1. Разработать на федеральном уровне общие принципы правового статуса общественных организаций (советов) при учебных заведениях, органах государственной власти или местного самоуправления.
2. Концептуально определить место общественного контроля в общей системе контроля и надзора в образовательной сфере.
3. Выработать принципы государственного контроля, надзора и социального контроля.
4. Обеспечить постоянный, эффективный мониторинг нормативной правовой базы в сфере образования на всех уровнях. Включить в эту работу общественные организации.
5. В правовых актах различного уровня следует закрепить правовой статус органов общественного контроля.
6. Конкретизировать положения нормативных правовых актов, которые регулируют порядок осуществления общественного контроля.
7. Ввести информационную систему учета результатов контроля и надзора в сфере образования, как государственного, так и общественного, что позволит сделать эту процедуру публичной.
8. Дополнить контрольными функциями правовой статус учредителей образовательных учреждений и попечительских советов. Конкретные формы такого контроля устанавливают локальные акты – уставы образовательных учреждений и положения о попечительских советах.
Принцип открытости и доступности нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора) основан на публичности нормативно правовых актов и иных законодательных актов, это отражено в с части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации «Законы подлежат официальному опубликованию.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Из этого следует, что:
– официальной публикации подлежат законы и нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
– обозначенные законы и нормативные правовые акты начинают действовать не ранее даты их официального опубликования;
– законодатель указывает на публикацию официальную, разделяя таким образом от простой публикации.
Принцип осуществления государственного контроля перекликается с принципом соответствия предмета проводимой проверки, компетенции органа государственного контроля:
- проверки могут проводиться только органами государственной власти и их должностными лицами, иные привлеченные к мероприятию лица будут считаться специалистами, оказывающими консультационные услуги;
- должностные лица, проводящие проверку должны быть уполномочены должностными регламентами, положениями, приказами и иными актами Российской Федерации;
- должностные лица органов государственного контроля осуществляют мероприятия по контролю исключительно в пределах своей компетенции.
Периодичность и оперативность проведения проверки предполагает ограничения в сроках, что несет в себе быстрое и максимально полное проведение работ по контролю. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю закреплено в АПК Российской Федерации.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение закона, несут ответственность за уклонение от проверок, не выполнении предписаний об исправлении нарушений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В управленческой теории контроль рассматривается как неотъемлемая часть управленческой деятельности, в ходе которой устанавливаются результаты выполняемых операций и проводится проверка их соответствия тем или иным заранее определенным критериям. На основе полученных результатов предпринимаются меры по корректировке осуществляемой деятельности и повышению эффективности всей системы управления.
Целью осуществления любого контроля является недопущение отклонений деятельности тех или иных субъектов от определенных моделей поведения. В случае выявления отклонений деятельность должна быть приведена в соответствие с изначально определенной моделью при помощи различных механизмов. Применительно к государственному управлению контроль представляет собой реализацию государственными органами и должностными лицами функций по выяснению (оценке) соответствия деятельности контролируемых субъектов нормам, закрепленным в нормативных правовых актах, и принятию на основании результатов оценки мер по недопущению нарушения установленных норм и привлечению виновных лиц к различным видам юридической ответственности.
Следует отметить, что в целом действующее законодательство не проводит разграничение значений терминов «контроль» и «надзор», в связи с этим считаем, что эти термины выступают синонимами. Однако определенные разновидности государственного контроля (надзора) могут именоваться «контролем» (например, лицензионный контроль), другие же – «надзором» (например, надзор за соблюдением законодательства).
Осуществление государственного контроля (надзора) регламентируется Федеральнымзаконом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ). Данные законодательный акт регламентирует осуществление государственного контроля (надзора) во всех сферах (кроме специально оговоренных), в том числе, и в сфере образования.
Законодательное определение государственного контроля (надзора) приводится в п. 1 ч. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с которым государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Общие правила осуществления государственного контроля (надзора) одинаковы для всех его видов: контроль в сфере образования, в сфере противопожарной безопасности, обеспечения санитарно-эпидемиоло ического благополучия населения и т.д.
В соответствии с п. 27 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении государственного контроля (надзора) в сфере образования особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться иными федеральными законами. В соответствии с данной общей нормой особенности организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере образования установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как федеральное полномочие и включает в себя два вида контроля (надзора) (ч. 1 ст. 93Федерального закона № 273-ФЗ):
    федеральный государственный контроль качества образования;
    федеральный государственный надзор в сфере образования.
Таким образом, применительно к сфере образования термины контроль и надзор имеют различные значения и обозначают два специфических вида контроля (надзора) контроля качества образования и надзор за соблюдением законодательства.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ в отношении образовательных организаций дополнительного образования государственный контроль (надзор) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия (это могут быть либо самостоятельные службы по контролю, надзору либо региональные министерства, департаменты, осуществляющие также управление в сфере образования). Далее для краткости данные органы будем называть контрольными органами.
Также не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования и иные виды государственного контроля (надзора), осуществляемые в отношении образовательных организаций (например, федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиол гический надзор).
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, Федеральный закон № 273-ФЗ уточняет предмет федерального государственного контроля качества, ограничивая его деятельностью образовательных организаций только по имеющим государственную аккредитацию образовательным. При этом, в предмет федерального государственного контроля качества не входит реализация дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования, поскольку согласно Федеральному закону № 273-ФЗ такие программы не подлежат государственной аккредитации.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Таким образом, федеральный государственный надзор в отношении образовательных организаций дополнительного образования представляет собой надзор за соблюдением законодательства об образовании. Данный надзор осуществляется по всей ведущейся образовательной деятельности вне зависимости от факта государственной аккредитации соответствующих образовательных программ.

Глава 2 Правовое регулирование порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования
2.1. Понятие, способы и виды осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.
При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.
Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций.
При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.
В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:
1. При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления:
-анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
-анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
2. При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:
-анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок); анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
-анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
3. При осуществлении государственного контроля качества образования:
-анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информац онных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);
-анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информац онных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
-экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).
К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом уполномоченного органа о проведении проверки, относятся руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя уполномоченного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений уполномоченного органа, а также иные государственные гражданские служащие уполномоченного органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.
К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма договора утверждается федеральным органом по контролю и надзору.
Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц органа управления, организации, иных работников органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, имеют право:
-посещать орган управления и организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
-проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
-проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.
Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
Лица, уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к проведению проверок эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетног надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
Федеральный орган по контролю и надзору организует формирование и ведение федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Органы, осуществляющие переданные полномочия, представляют сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в федеральный орган по контролю и надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются постановлением Правительством РФ от 23 ноября 2009 г. №944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиол гический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности.
Таким образом, непосредственно проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, увеличенная периодичность не касается, поскольку, как отмечалось выше, лицензионный контроль не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования. Следовательно, например, общеобразовательные организации могут быть включены в план проверок чаще, чем один раз в три года, но при этом предметом такой проверки будет только лицензионный контроль и только в отношении общеобразовательных программ, а не, например, программ профессионального обучения.
Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении) (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).
Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ, а, кроме того, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются дополнительные основания, отражающие специфику государственного контроля (надзора) в сфере образования.
В соответствии со ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливаются следующие основания для проведения внеплановых проверок.
1. Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Это наиболее распространенное основание для проведения внеплановой проверки. Если в результате плановой проверки образовательной организации выдано соответствующее предписание, то контрольный орган вправе проверить факт исполнения этого предписания путем проведения выездной или документарной проверки.
2. Поступление обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Из указанных категорий информации основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан или причинение такого вреда как основание для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования маловероятно. Как правило, такие факты являются основанием для проведения проверок в образовательных организациях в рамках иных видов надзора, например, государственного пожарного надзора. В качестве гипотетического примера можно предположить, что внеплановая проверка может быть проведена при наличии сообщений в СМИ о применении физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся для поддержания дисциплины. Следует отметить, что проведение проверки по указанным выше основаниям «а» и «б» требует согласования с органами прокуратуры.
Говоря о таком основании проведения внеплановых проверок как нарушение прав потребителей, следует рассмотреть само понятие «потребитель» применительно к деятельности образовательных организаций. Как известно, финансовое обеспечение образовательной деятельности может осуществляться двумя основными способами: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (ст. 99, 100 Федерального закона № 273-ФЗ) и за счет средств физических и юридических лиц по договорам оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ). Понятие «потребитель», прежде всего, установлено в Законе РФ «О защите прав потребителей» и, следовательно, распространяется только на второй случай.
Означает ли это, что обращение студентов-бюджетнико о защите их прав не является основанием для проведения внеплановой проверки? Нет. Такой вывод можно сделать из анализа норм бюджетного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг». Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители», а, следовательно, их обращение о нарушении права является основанием для проведения внеплановой проверки. Такой подход содержится и в письме Рособрнадзора от 31 октября 2011 г. № 05-3992.
3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания, что является новеллой. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.
Первое основание – выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приема в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.
Второе основание связано со сделанным в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст.13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.
Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Важно отметить, что осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона №294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.
Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок, который не может превышать шесть месяцев.
Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования – это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.
Далее. Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчет о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч.1ст. 19.5., и запрещает прием в данную организацию (последнее последствие – важнейшая новелла Федерального закона № 273-ФЗ, ставящая административный барьер на продолжении незаконной или некачественной образовательной деятельности).
Наконец, если по возбужденному делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).
До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.
Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.
В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия.
В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.
В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Любые виды государственного контроля (надзора) осуществляются посредством проведения проверок соответствующих организаций, в рамках которых их деятельность подлежит оценке на соответствие обязательным требованиям. В случае с государственным контролем (надзором) такими обязательными требованиями являются федеральные государственные образовательные стандарты (контроль качества) или законодательство РФ об образовании (надзор).
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) плановая проверка проводится в отношении ОУ не чаще одного раза в три года. При осуществлении контроля ОУ со стороны лицензирующего органа, в соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона № 294-ФЗ, могут быть установлены иные сроки проведения проверок.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944 " Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" периодичность плановых проверок организаций, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного и основного общего образования лицензирующими органами устанавливается не чаще одного раза в два года.
Федеральный закон № 273-ФЗ также предусматривает нормы, обеспечивающие публичность и доступность для потребителей образовательных услуг сведений о результатах осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 29 данного Федерального закона образовательные организации обеспечивают открытость и доступность, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.
Несмотря на то, что законодательство предусматривает некоторое ограничение числа проверок, зачастую образовательные организации оказываются в ситуации, когда число проверок превышает все разумные пределы. Одни и те же вопросы проверяются различными органами, для оценки результатов выполнения предписаний проводятся внеочередные проверки, в ходе которых выдаются новые предписания, которые, в свою очередь, снова проверяют внеочередным образом, и т.п.
В итоге образовательная организация не застрахована от ситуации, когда новая проверка ее деятельности будет начинаться каждую неделю.
Такая ситуация, несомненно, не способствует качественной работе образовательной организации, однако на данный момент необходимые для устранения такой возможности изменения в законодательство не внесены.

2.3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере образования
Федеральным законом от 03.06.2009 № 104-ФЗ с 1 декабря 2009 года внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающие административную ответственность должностных и юридических лиц за нарушения законодательства в сфере образования:
нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57),
неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (ст. 19.4),
невыполнение в срок законного предписания (ст. 19.5),
непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6),
непредставление сведений, информации (ст. 19.7),
осуществление деятельности, не связанной с извлечение прибыли, без специального разрешения - лицензии (ст. 19.20),
нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30).
Контролирующие органы согласно п. 17 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования могут определить меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, в том числе выдать образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством РФ в области образования.
Дела об административных правонарушениях в сфере образования рассматривают судьи, а протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования устанавливает ответственность за административные правонарушения.
1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, согласно ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (руководителей образовательных организаций),
в размере от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц (непосредственно на образовательные организации) - от 100 000 до 200 000 руб.
Повторное правонарушение должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию, то есть запрет на занятие руководящей должности в образовательном учреждении, на срок от одного года до двух лет.
2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на должностных лиц,
в размере от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
3. Нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, согласно ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц,
в размере от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.
На практике к административной ответственности должностные лица образовательных учреждений будут привлекаться прежде всего за нарушение Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505. Это касается соблюдения требований по предоставлению информации о платных образовательных услугах, порядка заключения договоров, их расторжения и т.д.
4. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации согласно ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на должностных лиц,
в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
В силу ст.Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также разработка и ут
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.