Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Труд – основа жизнедеятельности человека и общества
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 22.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Негосударственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Русско-Британский
Институт Управления»
(НОУВПО
РБИУ)
Кафедра экономики
и финансов
Форма обучения
очная
Направление 080400.62 Управление
персоналом
Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая
сторона трудовой деятельности, выражающаяся
в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств.
Затраты энергии человека определяются
степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологическ й
напряженности, они формируют такие состояния
как утомление и усталость. От уровня затрат
человеческой энергии зависят работоспособность,
здоровье человека и его развитие.
Взаимодействие работника со средствами
производства - предметами и средствами
труда. Это организационно-технол гический
аспект трудовой деятельности. Он определяется
уровнем технической оснащенности труда,
степенью его механизации и автоматизации,
совершенством технологии, организацией
рабочего места, квалификацией работника,
его опытом, применяемыми им приемами
и методами труда и т.д. Организационно-технол гические
параметры деятельности предъявляют требования
к специальной подготовке работников,
к их квалификационному уровню.
Производственное взаимодействие работников
друг с другом как по горизонтали (отношение
соучастия в едином трудовом процессе),
так и по вертикали (отношения между руководителем
и подчиненным) определяет организационно-эконом ческую
сторону трудовой деятельности. Она зависит
от уровня разделения и кооперации труда,
от формы организации труда - индивидуальной
или коллективной, от численности работающих, от организационно-правов й формы предприятия (учреждения).
Труд, прежде всего процесс, совершающийся
между человеком и природой, процесс, в
котором человек своей собственной деятельностью
опосредствует, регулирует и контролирует
обмен веществ между собой и природой.
Также нужно учитывать, что человек, воздействуя
на природу, используя и изменяя ее в целях
создания потребительных стоимостей,
необходимых для удовлетворения своих
материальных и духовных потребностей,
не только создает материальные (пищу,
одежду, жилище) и духовные блага (искусство,
литературу, науку), но и изменяет свою
собственную природу. Он развивает свои
способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные
качества, формирует себя как личность.
Труд—первопричина развития человека.
Человек обязан труду в разделении функций
между верхними и нижними конечностями,
развитии речи, постепенном превращении
мозга животного в развитый мозг человека,
в совершенствовании органов чувств. В
процессе труда у человека расширялся
круг восприятий и представлений, его
трудовые действия постепенно стали носить
сознательный характер.
Таким образом, понятие "труд" не
только экономическая, но и социологическая
категория, имеющая определяющее значение
в характеристике общества в целом и отдельных
его индивидов.
ГЛАВА 1.ТРУД И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1.Сущность,
характер и содержание труда.
Труд играется огромную роль
в развитии человеческого общества и человека.
По утверждению Ф. Энгельса, труд создал
самого человека.
На протяжении всей жизни человек трудиться.
Трудиться для того, чтобы удовлетворять
свои потребности в крове, пище, одежде
и прочее, а также в труде он реализует
свой трудовой потенциал, самореализуется
и вступает во взаимодействие с обществом.
Благодаря трудовой деятельности человеком
создаются различные материальные и духовные
блага, которые удовлетворяют не только
его индивидуальные потребности, но и
потребности всего общества. Также эти
блага обеспечивают социально-экономичес ое
развитие страны в целом.
В процессе труда люди вступают друг
с другом в трудовые отношения, которые
не могут просто функционировать и для
которых необходимо регулирование и контроль.
В основном трудовые отношения регулируются
государством, издаваемыми им законами
и правилами.
Понятие «труд» нельзя рассматривать
упрощенно, поскольку оно включает не
только экономический, но и физиологический,
социальный и социологический компоненты.
С экономической точки зрения труд —
это любая общественно полезная деятельность
человека, с физиологической точки зрения
трудовая деятельность есть нервно-мышечный
процесс за счет накопления в организме
потенциальной энергии. Следовательно,
труд можно рассматривать как процесс,
совершающийся между человеком и природой,
в котором человек, производя определенную
деятельность, опосредствует, регулирует
и контролирует обмен веществ между собой
и природой.
Определяя цели, способы и результаты
труда, товаропроизводитель решает три
главных вопроса:
какие продукты, в каком количестве и
когда должны быть произведены? (труд как
сознательная деятельность);
как эти продукты произвести, из каких
ресурсов, с помощью какой технологии?
(труд как целесообразная, рациональная
деятельность);
для кого эти продукты должны быть произведены?
(труд как общественно полезная деятельность).
Итак, в самом общем виде труд можно определить
как объективно присущую человеку сферу
целенаправленной полезной деятельности
по превращению природных, материальных
и интеллектуальных ресурсов, которыми
он располагает, в продукт, необходимый
для личного и общественного потребления.
Выполняя определенный вид деятельности,
предусматривающий производство продукции
или материальных услуг, человек взаимодействует
с другими элементами трудового процесса
— предметами и средствами труда, а также
с окружающей средой.
К предметам труда относятся земля и
ее недра, флора и фауна, сырье и материалы,
полуфабрикаты и комплектующие изделия,
объекты производственных и непроизводственных
работ и услуг, энергетические, материальные
и информационные потоки.
Средства труда — это машины, приборы
и оборудование, инструменты, приспособления
и другие виды технологической оснастки,
средства программного обеспечения, организационная
оснастка рабочих мест. Взаимодействие
человека с предметами и средствами труда
предопределяется конкретной технологией,
уровнем развития механизации труда (машинных,
машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации
и компьютеризации трудовых процессов
и производства.
Окружающая среда и ее состояние рассматриваются
с точки зрения микроэкологии труда, т.е.
обеспечения безопасности труда и соблюдения
психофизиологически , санитарно-гигиеничес их,
эргономических и эстетических требований
к условиям труда, а также с учетом социально-экономичес их
отношений в организации (на предприятии,
в трудовом коллективе).
Созданный в процессе труда продукт как
товар имеет физическую (натуральную)
и стоимостную (денежную) формы.
Физическая (натуральная) форма различной
готовой продукции промышленного, аграрного,
строительного, транспортного и другого
отраслевого характера, а также всевозможные
производственные и непроизводственные
работы и услуги выражаются в разнообразных
измерителях - штуках, тоннах, метрах и
т.п.
В стоимостной (денежной) форме продукт
труда может быть выражен как полученный
доход или заработок в результате реализации
продукта труда.
Важно подчеркнуть, что труд является
основой жизнедеятельности и развития
человека. Потребность трудиться, как
необходимое и естественное условие существования
изначально заложена в самой человеческой
природе.
На протяжении всей своей жизни люди
познают способы взаимодействия с природой,
находят более совершенные формы организации
производства, пытаются получить больший
эффект от своей трудовой деятельности.
При этом и сами люди постоянно совершенствуются,
наращивая знания, опыт, производственные
навыки. Диалектика этого процесса такова:
сначала люди видоизменяют и совершенствуют
орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются
сами.
Процесс развития человечества состоит
в непрерывном обновлении и совершенствовании
орудий труда и самих людей. Каждое поколение
передает последующему в полном объеме
запас знаний и производственного опыта.
Это новое поколение, в свою очередь, приобретает
новые знания и опыт и передает их последующему
поколению. Все это происходит по восходящей
линии.
Развитие предметов и орудий труда представляет
собой лишь необходимое условие осуществления
самого процесса труда, но решающим элементом
этого процесса выступает сам человек.
Труд является основой жизнедеятельности
и развития человека. В самой природе заложено,
что человек должен трудиться так, как
это необходимое и естественное условие
существования. Столь же необходимым и
естественным является труд с точки зрения
его роли в обществе.
В процессе производства материальных
благ и услуг люди по необходимости вступают
в определенные взаимосвязи не только
с вещественными элементами и природной
средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи
называют производственными отношениями.
Отношения между людьми, которые обусловлены
их участием в общественном труде, представляют
собой общественную форму труда.
Необходимо понять, что без исторически
сложившейся общественной формы труд
как таковой не существует, так же как
и не может быть общественной формы труда
без самого труда.
С самых первых шагов человечества труд
приобретает соответствующую ему общественную
форму. Посмотрите вокруг себя: одежда,
обувь, мебель, продукты питания, автомобили
и т.д. — все, чём мы пользуемся, создано
совместным трудом людей.
Стало быть, труд является основой жизни
и деятельности не только отдельного человека,
но и общества в целом.
Характер труда позволяет
рассматривать труд с точки зрения общественных
условий производства, его определяют
формы и методы привлечения членов общества
к труду, тип общественной формации труда,
отношение работников к труду, следовательно,
характер труда выражает собой то особенное,
что присуще общественному труду в каждой
общественно-экономич ской формации и
предопределено типом господствующих
в обществе производственных отношении.
Современная кардинальная экономическая
реформа органически выводит на рыночные
отношения всех участников производства
в обществе, коренным образом изменяет
производственные отношения.
Прежде всего это смена форм собственности,
отказ от планомерного привлечения и распределения
трудовых ресурсов в стране и переход
к свободному предпринимательству, основанному
на различных организационно-правов х
формах собственности и на свободном найме
рабочей силы через спрос и предложение
на рынке труда. В связи с этим изменяются
отношения по всей цепочке связи между
людьми — от процесса труда до конечного
потребления (присвоения) продукта труда.
Содержание труда выражает
распределение конкретных трудовых функций
(исполнительских, контрольно-регулирую их)
на рабочем месте и определяется совокупностью
выполняемых операций Основу этих функций
составляют развитие орудий труда, организация
труда, уровень общественного и профессионального
разделения труда, мастерство самого работника
Содержание труда отражает производственно-техни ескую
сторону труда, показывает уровень развития
производительных сил, технических способов
соединения личного и вещественного элементов
производства, те раскрывает труд прежде
всего как процесс взаимодействия человека
с природой, средствами и предметами труда
в процессе труда.
Следует подчеркнуть, что содержание и
характер труда выражают две стороны одного
и того же явления — сущность и форму общественного
труда. Эти две социально-экономичес ие
категории находятся в диалектической
взаимосвязи, и изменение одной из них
неизбежно оказывает влияние в той или
иной форме на изменение другой.
Сущность и форма труда выражается через
характер и содержание.
Характер труда— его социально-экономичес ая
сторона, выражающая тип общественного
органа труда и отношения к нему работников.
Определяется системой производственных
отношений и зависит от степени развития
материально-техниче кой базы данного
производства. Содержание и характер труда
взаимосвязан.
Содержание труда— совокупность его
элементов, которое определяется профессиональной
принадлежностью работ, их последовательностью,
составом, структурой , сложностью и целей.
Выражается в распределении труда функций
и определяется совокупностью выполняемых
операций.
Первый признак содержания труда — сложность.
Понятно, что труд ученого сложнее, чем
труд токаря, а директора магазина — труда
кассира. Но для обоснования меры оплаты
различных видов труда требуется их сравнение.
Для соизмерения сложного и простого труда
применяют понятие "редукция труда".
Редукция труда — это процесс сведения
сложного труда к простому для определения
меры оплаты труда различной сложности.
С развитием общества увеличивается доля
сложного труда, что объясняется повышением
уровня технической оснащенности предприятий
и требований к образованию работников.
Отличия сложного труда от простого:
выполнение работником таких функций
умственного труда, как планирование,
анализ, контроль и координация действий;
концентрация активного мышления и целеустремленное
сосредоточение работника;
последовательность в принятии решений
и действий;
точность и адекватная реакция организма
работника на внешние раздражители;
быстрые, ловкие и разнообразные трудовые
движения;
ответственность за результаты труда.
Второй признак содержания труда — профессиональная
пригодность. Ее влияние на результаты
труда обусловлены способностями человека,
формированием и развитием его генетических
задатков, удачными выбором профессии,
условиями развития и отбора кадров. Существенную
роль в профессиональном отборе играют
специальные методы определения профессиональной
пригодности.
Третий признак содержания труда — степень
самостоятельности работника — зависит
как от внешних ограничений, связанных
с формой собственности, так и внутренних,
диктуемых масштабом и уровнем сложности
работы. Уменьшение ограничений в принятии
решения при повышении меры ответственности
означает большую свободу действий, творчество
и возможность неформального подхода
к решению проблем. Самостоятельность
работника выступает критерием уровня
самосознания развитой личности, ее меры
ответственности за результаты работы.
1.2. Условия труда
Условиями труда именуются свойства производственного
процесса и производственной среды, воздействующие
на сотрудника компании.
Свойства производственного процесса
определяются применяемым оборудованием,
предметами и продуктами труда, технологией,
системой обслуживания рабочих мест.
Производственная среда до этого всего
характеризуется санитарно- гигиеническими
условиями труда (температура, шум, освещенность,
запыленность, загазованность, вибрация
и т. д.), Сохранностью трудовой деятельности,
режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями
меж сотрудниками компании.
Таким образом, условия труда могут рассматриваться
в технических, организационных, психофизиологических
социальных, правовых и остальных качествах.
Проектирование условий труда обязано
осуществляться с учетом различий служащих
компании по полу, возрасту, состоянию
здоровья, квалификации, психологическим
и социальным чертам. Разработаны системы
рекомендаций и нормативных материалов
различной степени общности и обязательности
(рекомендации интернациональной организации
труда, общегосударственные, отраслевые,
региональные, заводские нормы), которые
обязаны употребляться при проектировании
условий труда.
В частности, нужно учесть ограничения
по роли женщин в ряде производств с вредными
условиями труда (металлургические, химические,
горнорудные компании), по наибольшей
массе перемещаемых грузов (для парней
и женщин), по допустимым уровням радиоактивности,
запыленности, загазованности, шума, вибрации
и т. Д.
Основными директивными документами,
регламентирующими условия труда, являются
санитарные нормы проектирования компаний,
строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы,
требования техники сохранности и охраны
труда.
В санитарных нормах проектирования
промышленных компаний установлены максимально
допустимые концентрации (ПДК) содержания
вредных веществ в рабочей зоне. Для обеспечения
обычных условий труда нужно улучшение
технологии, герметизация и автоматизация
оборудования, вентиляция производственных
помещений.
Интенсивность труда характеризует количество
труда, затрачиваемого в единицу рабочего
времени, и является важнейшей компонентой
тяжести труда, определяющей суммарное
действие всех факторов трудового процесса
на организм работающих. Соотношение понятий
интенсивности и тяжести труда является
предметом дискуссий.
К главным факторам, влияющим на интенсивность
труда, относятся:
степень занятости работника в течение рабочего дня;
темп труда, т. е. количество рабочих движений в единицу времени;
усилия, нужные при выполнении работы, которые зависят от массы перемещаемых предметов, особенностей оборудования, организации труда;
количество обслуживаемых объектов
(станков, рабочих мест и т.д.);
размеры предметов труда;
величина партий заготовок;
специализация рабочего места;
санитарно-гигиеническ е условия труда;
формы взаимоотношений в производственных коллективах.
Измерение интенсивности и тяжести труда
представляет очень сложную дилемму, которая
до сих пор не имеет удовлетворительного
решения.
Способы оценки интенсивности и тяжести
труда учитывают:
издержки энергии работников;
темп работы;
представления работников о степени
утомления;
психофизиологические свойства утомления.
Эти характеристики обязаны применяться
с учетом особенностей анализируемой
работы. В частности, измерение издержек
энергии и темпа работы нельзя употреблять
для оценки интенсивности умственного
труда. При анализе тяжести труда целесообразно
исходить из степени утомления работников,
оцениваемой как субъективно (на базе
опросов персонала), так, и объективно
(на базе анализа психофизиологических
черт).
нужно учесть также причины, влияние которых
проявляется не сходу
(радиоактивное излучение, канцерогены
и т. п.).
1.3. Классификация видов труда
Разнообразие характера и содержания
труда определяется многообразием видов
труда.
В зависимости от содержания труда различают
следующие его виды:
1) Умственный и физический труд.
Известно, что довольно трудно провести
четкую границу между умственным и физическим
трудом, поэтому правильнее говорить о
преимущественно умственном и преимущественно
физическим труде. Тем не менее, умственный
труд характеризуется способностью человека
создавать в своем сознании прообраз потребительной
стоимости, вырабатывать способы и методы
ее создания и регулировать процесс производства,
корректируя его в зависимости от меняющихся
условий трудовой деятельности. Физический
труд характеризуется затратами мышечной
энергии человека.
2) Простой и сложный труд.
Простой труд — это труд работника, не
имеющего профессиональной подготовки
и квалификации. Сложный труд— это «помноженный»
простой труд, это труд квалифицированного
работника обладающего определенной профессией.
3) Функциональный и профессиональный
труд.
Функциональный труд характеризуется
определенным набором трудовых функций,
характерных для конкретного вида трудовой
деятельности.
Профессиональный труд является своеобразной
конкретизацией функционального труда,
образующий в рамках определенного набора
трудовых функций широкую профессиональную
структуру. Например, врач— функциональный
вид труда, врач-хирург —профессиональный
вид труда.
4) Репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный
труд отличается стандартностью воспроизводимых
трудовых функций, его результат заранее
известен и не несет в себе ничего нового.
Творческий труд свойствен не каждому
работнику, он обусловлен как уровнем
образования и квалификации работника,
так и способностью к новациям. Поэтому
творческий труд своим результатом имеет
нечто новое, заранее не планируемое.
В зависимости от характера труда различают:
1) Конкретный и абстрактный труд.
Конкретный труд — это труд конкретного
работника, преобразующего предмет природы
в целях придания ему определенной полезности
и создающий потребительную стоимость.
Абстрактный труд — это соизмеримый конкретный
труд, который абстрагируется от качественной
разнородности различных функциональных
видов труда. Конкретный труд позволяет
измерить производительность труда предприятия
в целом, сравнить производительность
труда различных отраслей и сфер деятельности.
Поэтому абстрактный труд создает стоимость
товара.
2) Индивидуальный и коллективный
труд воплощают в себе различные формы
организации труда. Индивидуальный труд
— это труд отдельно взятого работника
либо самостоятельного производителя,
тогда как коллективный труд представляет
собой труд коллектива либо подразделения
предприятия, т. е. характеризует форму
кооперации труда работников.
3) Частный и общественный труд.
Частный труд всегда является частью общественного
труда, поскольку имеет общественный характер
и его результаты приравниваются друг
к другу по стоимости. Частный труд обусловлен
производственной и юридической самостоятельностью
предпринимателей.
4) Наемный труд и само наем.
Известно, что наемные работники составляют
около 90% всего занятого населения страны.
Наемный труд имеет место тогда, когда
человек, не имеющий в собственности средств
производства, будучи лично свободным,
нанимается по трудовому договору (контракту)
к собственнику средств производства
выполнять определенный набор трудовых
функций в обмен на заработную плату. Само
наем предполагает ситуацию, когда сам
собственник средств производства создает
для себя рабочее место.
В зависимости от результатов труда выделяют
следующие его виды.
1) Живой и прошлый труд.
Живой труд — это труд работника, который
затрачивается им в данный момент времени.
Прошлый (овеществленный) труд воплощается
в таких элементах процесса труда, как
предметы труда и средства труда, которые
были созданы другими работниками ранее
и являются продуктами производственного
назначения. Важнейшей задачей совершенствования
организации труда и оптимизации трудовых
процессов сегодня является изменение
соотношения между живым и прошлым трудом
в пользу роста доли прошлого труда и снижения
затрат живого труда:
2) Производительный и непроизводительный
труд .
Различаются между собой формой создаваемого
блага. Результатом производительного
труда являются натурально-веществен ые
блага, а результатом непроизводительного
труда — социальные и духовные блага,
имеющие не меньшую ценность и полезность
для общества.
Используемые в трудовой деятельности
средства труда также предопределяют
деление труда на различные виды:
1)Ручной труд осуществляется либо полностью
вручную, либо с использованием элементарных
ручных орудий труда.
2)Механизированный труд предполагает
использование механизированных орудий
труда. При этом энергия, затрачиваемая
работником, распределяется и на орудие
труда, и на преобразование предмета.
3) Машинный труд — преобразование предмета
осуществляется самой машиной, а работник
управляет ею и выполняет вспомогательные
функции.
4) Автоматизированный труд ставит перед
работником задачу контроля за работой
оборудования, которое, в свою очередь,
полностью выполняет функции по преобразованию
предмета без вмешательства человека.
По условиям труда с различной степенью
регламентации выделяют:
1) Стационарный и передвижной труд, обусловленный
спецификой технологического процесса
и вида изготавливаемой продукции.
2) Легкий, средней тяжести и тяжелый труд.
Такое деление обусловлено различиями
в физических нагрузках работника, количеством
затрачиваемой энергии.
3)Свободный и регламентированный труд,
зависящий как от стиля управления, так
и от специфических условий труда.
Различают виды труда и по методам привлечения
людей к труду:
1) Труд по внеэкономическому принуждению,
когда человек включается в трудовой процесс
не по собственному желанию, а по прямому
принуждению и без соответствующего вознаграждения
за труд (например, рабство).
2) Труд по экономическому принуждению,
чтобы заработать необходимые средства
к существованию. Фактически трудом по
экономическому принуждению заняты все
наемные работники.
3) Добровольный, свободный труд. Его характерной
чертой является потребность человека
в реализации собственного трудового
потенциала на благо общества вне зависимости
от суммы вознаграждения за труд.
Проводя анализ труда конкретного работника,
необходимо учитывать, что его труд может
быть включен в контекст сразу нескольких
классификаций, что позволяет выделить
его существенные признаки.
Вывод: Процесс труда явление сложное
и многоаспектное. Основными формами его
проявления выступают затраты человеческой
энергии, взаимодействие работника со
средствами производства и производственное
взаимодействие работников друг с другом,
как по горизонтали (отношение соучастия
в едином трудовом процесс), так и по вертикали
(отношение между руководителем и подчиненным).
Роль труда в развитии человека и общества
проявляется в том, что в процессе труда
создаются не только материальные и духовные
ценности, предназначенные для удовлетворения
потребностей людей, но и развиваются
сами работники, которые приобретают навыки,
раскрывают свои способности, пополняют
и обогащают знания.
ГЛАВА 2. Труд как социально-
экономическая категория
2.1. Труд как социально-экономичес ая
категория
Социология туда изучает взаимодействие
трудящегося и социума, и наоборот — социума
на трудящегося.
Социология труда прослеживает
социально — демографическую структуру
персонала, содержание ценностных направлений
и причины поступок.
Социология труда исследует
взаимосвязь побуждения к труду с
требованиями и надобностями
трудящихся, единение коллектива, демократизацию
трудовых взаимоотношений, гуманизацию
труда и социальное развитости коллектива.
Трудовой процесс и связанные
с этим социально-экономичес ие результаты
деятельности не ограничиваются собственной
сферой производства и услуг. Экономика
и социология труда начинаются с проблемы
обозначения круга категорий этой науки.
В экономике и социологии труда используются
как социологические и экономические,
так и социально-экономичес ие категории.
Социологические категории.
Социальные взаимодействия в сфере труда
— это форма социальных связей, реализуемая
в обмене деятельностью и взаимном действии.
Объективной основой взаимодействия людей
являются общность или расхождение их
интересов, близких или отдаленных целей,
взглядов. Посредниками взаимодействия
людей в сфере труда, промежуточными его
звеньями выступают орудия и предметы
труда, материальные и духовные блага.
Термин "социальные отношения"
в социологии труда используется в узком
смысле.
Социальные отношения — это
отношения между членами социальных общностей
и данными общностями по поводу их общественного
положения, образа и уклада жизни, в конечном
счете, по поводу условий формирования
и развития личности, социальных общностей.
Они проявляются в положении отдельных
групп работников в трудовом процессе,
коммуникационных связях между ними, т.е.
во взаимном обмене информацией для воздействия
на поведение и результаты деятельности
других, а также для оценки своего собственного
положения, что влияет на формирование
интересов и поведение этих групп. Эти
отношения неразрывно связаны с трудовыми
отношениями и обусловлены ими изначально.
Социально-трудовые отношения
позволяют определить социальную значимость,
роль, место, общественное положение их
носителя (группы, индивида). Они являются
связующим звеном между рабочим и мастером,
руководителем и группой подчиненных,
между определенными группами работников
и отдельными их членами. Ни одна группа
работников, ни один член трудового коллектива
не может существовать вне таких отношений,
вне взаимных обязанностей относительно
друг друга, вне взаимодействий.
Социальная группа — это совокупность
людей, объединенных по формальным или
существенным признакам.
Социальная структура производственного
коллектива представлена группами работников
преимущественно умственного и физического
труда, функциональными, профессионально-квалификационными
и другими производственными группами.
Таким образом, "социальные
взаимодействия" , "социальные отношения",
"социальные группы", "социальная
структура" - важнейшие социологические
понятия, составляющие основу понятийного
аппарата ("языка") социологии труда,
который позволяет описывать изучаемые
социальные явления и процессы, обеспечивая
правильное их понимание.
В свою очередь экономика труда
оперирует такими исходными экономическими
понятиями как потребность, благо, ресурсы,
норма, капитал, эффективность, социально-экономичес ая
система.
Потребность человека — ощущение
недостатка в чем-либо или стремление
к чему-либо. Понятие потребности является,
строго говоря, исходным для всех общественных
наук. Одним из оснований для такой позиции
может служить следующее утверждение:
«Все, что сделано и придумано людьми,
связано с удовлетворением потребностей».
Благо — то, что может удовлетворить
потребности человека. Многообразие благ
может классифицироваться по различным
признакам. По происхождению (источнику)
блага делятся на природные и произведенные
(созданные человеком). По назначению в
соответствии с видами потребностей целесообразно
выделить пять видов благ: материальные,
социальные, интеллектуальные, эстетические,
духовные.
Ресурсы — то, из чего или благодаря
чему производятся блага. Ресурсы могут
быть природными, человеческими и произведенными
человеком.
Норма — правило или величина,
служащие для регулирования взаимоотношений
между людьми и установления количества
ресурсов.
Нормы могут быть двух видов:
нормы-правила и нормы-величины. Норма-правило
— это утверждение, определяющее взаимоотношения
между людьми. Норма-величина - это число,
определяющее затраты ресурса на единицу
продукции, или допустимый уровень воздействия
на природу и человека.
Капитал — все, что является
или может стать источником дохода человека,
организации, государства.
Капиталом может быть земля
(природный капитал), знания и умения (человеческий
капитал), станки (технологический капитал),
взаимоотношения людей (социальный капитал).
Эффективность — соотношение
между затратами ресурсов и полученными
результатами, которые в конечном счете
определяются количеством произведенных
благ.
Социально-экономичес ая система
— множество межличностных и межгрупповых
отношений, обусловленных процессами
производства, распределения и обмена
благ и ресурсов. Примерами социально-экономичес их
систем являются: автомобильный завод,
банк, киностудия, театр, государство,
монастырь, материально поддерживаемый
верующими. Эти примеры показывают, что
одну и ту же структуру можно рассматривать
как различные системы.
Социально-экономичес ие системы
могут быть двух видов: рынки и организации.
Рынок — это система добровольного
обмена благ, ресурсов и прав пользования
ими при отсутствии отношений иерархии
или иных отношений административной
координации.
Организация— система из двух
и более человек, деятельность которых
координируется в соответствии с целями
данной системы или системы, частью которой
является данная система. Примеры организаций:
государство, предприятия, домашние хозяйства,
профсоюзы.
2.2.Виды и границы разделения
труда
Экономические системы основаны
на разделении труда, т. е. на относительном
разграничении видов деятельности. В той
либо другой форме разделение труда существует
на всех уровнях: от мирового хозяйства
до рабочего места. Разграничение видов
деятельности в экономике страны осуществляется
по группам отраслей: сельское и лесное
хозяйство, добывающая индустрия, стройку,
обрабатывающая индустрия, транспорт,
связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация
происходит по отдельным отраслям и подотраслям.
Так, в обрабатывающей индустрии выделяется
машиностроение, которое, в свою очередь,
структурируется по видам изготовляемых
машин, устройств и аппаратов. Современные
компании могут быть как диверсифицированными,
т. Е. Выпускать широкий диапазон продукции,
так и специализированными на отдельных
изделиях либо услугах. Крупные компании
имеют сложную структуру, характеризующуюся
разделением труда меж производственными
подразделениями и группами персонала.
По выполняемым функциям традиционно
выделяют четыре главные группы персонала:
руководители, мастера (инженеры, экономисты,
юристы и т. д.), рабочие и ученики.
Основными видами разделения
труда на предприятии являются: функциональное,
технологическое, и предметное.
Технологическое разделение
труда обусловлено выделением стадий
производственного процесса и видов работ.
В согласовании с чертами технологии могут
создаваться цеха и участки компании (литейные,
штамповочные, сварочные и др.).