Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Труд – основа жизнедеятельности человека и общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.12.2014. Год: 2014. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Русско-Британский Институт Управления»

(НОУВПО РБИУ)

Кафедра экономики и финансов
Форма обучения очная

Направление 080400.62 Управление персоналом






Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологическ й напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технол гический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технол гические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-эконом ческую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правов й формы предприятия (учреждения).
Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд—первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.
Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.













ГЛАВА 1.ТРУД И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1.Сущность, характер и содержание труда.

Труд играется огромную роль в развитии человеческого общества и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека.

На протяжении всей жизни человек трудиться. Трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности в крове, пище, одежде и прочее, а также в труде он реализует свой трудовой потенциал, самореализуется и вступает во взаимодействие с обществом.
Благодаря трудовой деятельности человеком создаются различные материальные и духовные блага, которые удовлетворяют не только его индивидуальные потребности, но и потребности всего общества. Также эти блага обеспечивают социально-экономичес ое развитие страны в целом.
В процессе труда люди вступают друг с другом в трудовые отношения, которые не могут просто функционировать и для которых необходимо регулирование и контроль. В основном трудовые отношения регулируются государством, издаваемыми им законами и правилами.
Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.
С экономической точки зрения труд — это любая общественно полезная деятельность человека, с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии. Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса:
    какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (труд как сознательная деятельность);
    как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (труд как целесообразная, рациональная деятельность);
    для кого эти продукты должны быть произведены? (труд как общественно полезная деятельность).
Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.
Выполняя определенный вид деятельности, предусматривающий производство продукции или материальных услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса — предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.
К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.
Средства труда — это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией, уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.
Окружающая среда и ее состояние рассматриваются с точки зрения микроэкологии труда, т.е. обеспечения безопасности труда и соблюдения психофизиологически , санитарно-гигиеничес их, эргономических и эстетических требований к условиям труда, а также с учетом социально-экономичес их отношений в организации (на предприятии, в трудовом коллективе).
Созданный в процессе труда продукт как товар имеет физическую (натуральную) и стоимостную (денежную) формы.
Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и другого отраслевого характера, а также всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разнообразных измерителях - штуках, тоннах, метрах и т.п.
В стоимостной (денежной) форме продукт труда может быть выражен как полученный доход или заработок в результате реализации продукта труда.
Важно подчеркнуть, что труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Потребность трудиться, как необходимое и естественное условие существования изначально заложена в самой человеческой природе.
На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.
Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему в полном объеме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению. Все это происходит по восходящей линии.
Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.
Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой природе заложено, что человек должен трудиться так, как это необходимое и естественное условие существования. Столь же необходимым и естественным является труд с точки зрения его роли в обществе.
В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.
Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда.
Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.
С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. — все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.
Стало быть, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Характер труда позволяет рассматривать труд с точки зрения общественных условий производства, его определяют формы и методы привлечения членов общества к труду, тип общественной формации труда, отношение работников к труду, следовательно, характер труда выражает собой то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономич ской формации и предопределено типом господствующих в обществе производственных отношении.

Современная кардинальная экономическая реформа органически выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения.
Прежде всего это смена форм собственности, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране и переход к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правов х формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения по всей цепочке связи между людьми — от процесса труда до конечного потребления (присвоения) продукта труда.
Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирую их) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций Основу этих функций составляют развитие орудий труда, организация труда, уровень общественного и профессионального разделения труда, мастерство самого работника Содержание труда отражает производственно-техни ескую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, те раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда.
Следует подчеркнуть, что содержание и характер труда выражают две стороны одного и того же явления — сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономичес ие категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно оказывает влияние в той или иной форме на изменение другой.

Сущность и форма труда выражается через характер и содержание.
Характер труда— его социально-экономичес ая сторона, выражающая тип общественного органа труда и отношения к нему работников. Определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-техниче кой базы данного производства. Содержание и характер труда взаимосвязан.
Содержание труда— совокупность его элементов, которое определяется профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, структурой , сложностью и целей. Выражается в распределении труда функций и определяется совокупностью выполняемых операций.
Первый признак содержания труда — сложность. Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда, что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.
Отличия сложного труда от простого:
    выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
    концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
    последовательность в принятии решений и действий;
    точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
    быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
    ответственность за результаты труда.
Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность. Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.
Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

1.2. Условия труда

Условиями труда именуются свойства производственного процесса и производственной среды, воздействующие на сотрудника компании.
Свойства производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами труда, технологией, системой обслуживания рабочих мест.
Производственная среда до этого всего характеризуется санитарно- гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т. д.), Сохранностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями меж сотрудниками компании.
Таким образом, условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических социальных, правовых и остальных качествах.
Проектирование условий труда обязано осуществляться с учетом различий служащих компании по полу, возрасту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным чертам. Разработаны системы рекомендаций и нормативных материалов различной степени общности и обязательности (рекомендации интернациональной организации труда, общегосударственные, отраслевые, региональные, заводские нормы), которые обязаны употребляться при проектировании условий труда.
В частности, нужно учесть ограничения по роли женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, химические, горнорудные компании), по наибольшей массе перемещаемых грузов (для парней и женщин), по допустимым уровням радиоактивности, запыленности, загазованности, шума, вибрации и т. Д.
Основными директивными документами, регламентирующими условия труда, являются санитарные нормы проектирования компаний, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники сохранности и охраны труда.
В санитарных нормах проектирования промышленных компаний установлены максимально допустимые концентрации (ПДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обеспечения обычных условий труда нужно улучшение технологии, герметизация и автоматизация оборудования, вентиляция производственных помещений.
Интенсивность труда характеризует количество труда, затрачиваемого в единицу рабочего времени, и является важнейшей компонентой тяжести труда, определяющей суммарное действие всех факторов трудового процесса на организм работающих. Соотношение понятий интенсивности и тяжести труда является предметом дискуссий.
К главным факторам, влияющим на интенсивность труда, относятся:
    степень занятости работника в течение рабочего дня;
    темп труда, т. е. количество рабочих движений в единицу времени;
    усилия, нужные при выполнении работы, которые зависят от массы перемещаемых предметов, особенностей оборудования, организации труда;
    количество обслуживаемых объектов (станков, рабочих мест и т.д.);
    размеры предметов труда;
    величина партий заготовок;
    специализация рабочего места;
    санитарно-гигиеническ е условия труда;
    формы взаимоотношений в производственных коллективах.
Измерение интенсивности и тяжести труда представляет очень сложную дилемму, которая до сих пор не имеет удовлетворительного решения.

Способы оценки интенсивности и тяжести труда учитывают:
    издержки энергии работников;
    темп работы;
    представления работников о степени утомления;
    психофизиологические свойства утомления.
Эти характеристики обязаны применяться с учетом особенностей анализируемой работы. В частности, измерение издержек энергии и темпа работы нельзя употреблять для оценки интенсивности умственного труда. При анализе тяжести труда целесообразно исходить из степени утомления работников, оцениваемой как субъективно (на базе опросов персонала), так, и объективно (на базе анализа психофизиологических черт).
нужно учесть также причины, влияние которых проявляется не сходу
(радиоактивное излучение, канцерогены и т. п.).

1.3. Классификация видов труда

Разнообразие характера и содержания труда определяется многообразием видов труда.
В зависимости от содержания труда различают следующие его виды:
1) Умственный и физический труд.
Известно, что довольно трудно провести четкую границу между умственным и физическим трудом, поэтому правильнее говорить о преимущественно умственном и преимущественно физическим труде. Тем не менее, умственный труд характеризуется способностью человека создавать в своем сознании прообраз потребительной стоимости, вырабатывать способы и методы ее создания и регулировать процесс производства, корректируя его в зависимости от меняющихся условий трудовой деятельности. Физический труд характеризуется затратами мышечной энергии человека.
2) Простой и сложный труд.
Простой труд — это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд— это «помноженный» простой труд, это труд квалифицированного работника обладающего определенной профессией.
3) Функциональный и профессиональный труд.
Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности.
Профессиональный труд является своеобразной конкретизацией функционального труда, образующий в рамках определенного набора трудовых функций широкую профессиональную структуру. Например, врач— функциональный вид труда, врач-хирург —профессиональный вид труда.
4) Репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойствен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. Поэтому творческий труд своим результатом имеет нечто новое, заранее не планируемое.
В зависимости от характера труда различают:
1) Конкретный и абстрактный труд.
Конкретный труд — это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы в целях придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд — это соизмеримый конкретный труд, который абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда. Конкретный труд позволяет измерить производительность труда предприятия в целом, сравнить производительность труда различных отраслей и сфер деятельности. Поэтому абстрактный труд создает стоимость товара.
2) Индивидуальный и коллективный труд воплощают в себе различные формы организации труда. Индивидуальный труд — это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя, тогда как коллективный труд представляет собой труд коллектива либо подразделения предприятия, т. е. характеризует форму кооперации труда работников.
3) Частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку имеет общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости. Частный труд обусловлен производственной и юридической самостоятельностью предпринимателей.
4) Наемный труд и само наем.
Известно, что наемные работники составляют около 90% всего занятого населения страны. Наемный труд имеет место тогда, когда человек, не имеющий в собственности средств производства, будучи лично свободным, нанимается по трудовому договору (контракту) к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Само наем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.
В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды.
1) Живой и прошлый труд.
Живой труд — это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый (овеществленный) труд воплощается в таких элементах процесса труда, как предметы труда и средства труда, которые были созданы другими работниками ранее и являются продуктами производственного назначения. Важнейшей задачей совершенствования организации труда и оптимизации трудовых процессов сегодня является изменение соотношения между живым и прошлым трудом в пользу роста доли прошлого труда и снижения затрат живого труда:
2) Производительный и непроизводительный труд .
Различаются между собой формой создаваемого блага. Результатом производительного труда являются натурально-веществен ые блага, а результатом непроизводительного труда — социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.
Используемые в трудовой деятельности средства труда также предопределяют деление труда на различные виды:
1)Ручной труд осуществляется либо полностью вручную, либо с использованием элементарных ручных орудий труда.
2)Механизированный труд предполагает использование механизированных орудий труда. При этом энергия, затрачиваемая работником, распределяется и на орудие труда, и на преобразование предмета.
3) Машинный труд — преобразование предмета осуществляется самой машиной, а работник управляет ею и выполняет вспомогательные функции.
4) Автоматизированный труд ставит перед работником задачу контроля за работой оборудования, которое, в свою очередь, полностью выполняет функции по преобразованию предмета без вмешательства человека.
По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:
1) Стационарный и передвижной труд, обусловленный спецификой технологического процесса и вида изготавливаемой продукции.
2) Легкий, средней тяжести и тяжелый труд. Такое деление обусловлено различиями в физических нагрузках работника, количеством затрачиваемой энергии.
3)Свободный и регламентированный труд, зависящий как от стиля управления, так и от специфических условий труда.
Различают виды труда и по методам привлечения людей к труду:
1) Труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс не по собственному желанию, а по прямому принуждению и без соответствующего вознаграждения за труд (например, рабство).
2) Труд по экономическому принуждению, чтобы заработать необходимые средства к существованию. Фактически трудом по экономическому принуждению заняты все наемные работники.
3) Добровольный, свободный труд. Его характерной чертой является потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от суммы вознаграждения за труд.
Проводя анализ труда конкретного работника, необходимо учитывать, что его труд может быть включен в контекст сразу нескольких классификаций, что позволяет выделить его существенные признаки.
Вывод: Процесс труда явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом, как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процесс), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.

ГЛАВА 2. Труд как социально- экономическая категория


2.1. Труд как социально-экономичес ая категория


Социология туда изучает взаимодействие трудящегося и социума, и наоборот — социума на трудящегося.

Социология труда прослеживает социально — демографическую структуру персонала, содержание ценностных направлений и причины поступок.

Социология труда исследует взаимосвязь побуждения к труду с

требованиями и надобностями трудящихся, единение коллектива, демократизацию трудовых взаимоотношений, гуманизацию труда и социальное развитости коллектива.

Трудовой процесс и связанные с этим социально-экономичес ие результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы обозначения круга категорий этой науки. В экономике и социологии труда используются как социологические и экономические, так и социально-экономичес ие категории.

Социологические категории. Социальные взаимодействия в сфере труда — это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей являются общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага.

Термин "социальные отношения" в социологии труда используется в узком смысле.

Социальные отношения — это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп. Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально.

Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение их носителя (группы, индивида). Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, между определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудового коллектива не может существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Социальная группа — это совокупность людей, объединенных по формальным или существенным признакам.

Социальная структура производственного коллектива представлена группами работников преимущественно умственного и физического труда, функциональными, профессионально-квалификационными и другими производственными группами.

Таким образом, "социальные взаимодействия" , "социальные отношения", "социальные группы", "социальная структура" - важнейшие социологические понятия, составляющие основу понятийного аппарата ("языка") социологии труда, который позволяет описывать изучаемые социальные явления и процессы, обеспечивая правильное их понимание.

В свою очередь экономика труда оперирует такими исходными экономическими понятиями как потребность, благо, ресурсы, норма, капитал, эффективность, социально-экономичес ая система.

Потребность человека — ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо. Понятие потребности является, строго говоря, исходным для всех общественных наук. Одним из оснований для такой позиции может служить следующее утверждение: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей».

Благо — то, что может удовлетворить потребности человека. Многообразие благ может классифицироваться по различным признакам. По происхождению (источнику) блага делятся на природные и произведенные (созданные человеком). По назначению в соответствии с видами потребностей целесообразно выделить пять видов благ: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические, духовные.

Ресурсы — то, из чего или благодаря чему производятся блага. Ресурсы могут быть природными, человеческими и произведенными человеком.

Норма — правило или величина, служащие для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ресурсов.

Нормы могут быть двух видов: нормы-правила и нормы-величины. Норма-правило — это утверждение, определяющее взаимоотношения между людьми. Норма-величина - это число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции, или допустимый уровень воздействия на природу и человека.

Капитал — все, что является или может стать источником дохода человека, организации, государства.

Капиталом может быть земля (природный капитал), знания и умения (человеческий капитал), станки (технологический капитал), взаимоотношения людей (социальный капитал).

Эффективность — соотношение между затратами ресурсов и полученными результатами, которые в конечном счете определяются количеством произведенных благ.

Социально-экономичес ая система — множество межличностных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и обмена благ и ресурсов. Примерами социально-экономичес их систем являются: автомобильный завод, банк, киностудия, театр, государство, монастырь, материально поддерживаемый верующими. Эти примеры показывают, что одну и ту же структуру можно рассматривать как различные системы.

Социально-экономичес ие системы могут быть двух видов: рынки и организации.

Рынок — это система добровольного обмена благ, ресурсов и прав пользования ими при отсутствии отношений иерархии или иных отношений административной координации.

Организация— система из двух и более человек, деятельность которых координируется в соответствии с целями данной системы или системы, частью которой является данная система. Примеры организаций: государство, предприятия, домашние хозяйства, профсоюзы.



2.2.Виды и границы разделения труда


Экономические системы основаны на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той либо другой форме разделение труда существует на всех уровнях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая индустрия, стройку, обрабатывающая индустрия, транспорт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям. Так, в обрабатывающей индустрии выделяется машиностроение, которое, в свою очередь, структурируется по видам изготовляемых машин, устройств и аппаратов. Современные компании могут быть как диверсифицированными, т. Е. Выпускать широкий диапазон продукции, так и специализированными на отдельных изделиях либо услугах. Крупные компании имеют сложную структуру, характеризующуюся разделением труда меж производственными подразделениями и группами персонала.

По выполняемым функциям традиционно выделяют четыре главные группы персонала: руководители, мастера (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.

Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое, и предметное.

Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В согласовании с чертами технологии могут создаваться цеха и участки компании (литейные, штамповочные, сварочные и др.).


и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.