Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Телевидение
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 22.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 28.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
В. Д. Крыжановский, Ю. В. Костыков:
Телевидение цветное и черно-белое
1. Арнольд И.В. Стилистика современного
английского языка.- М.: Просвещение, 1990
2. Багиров Э.Г. Очерки теории
телевидения. - М., 1978. - С. 95-118.
3. Бондарко Л. В., Вербицкая Л.
А., Гордина М. В., Зиндер Л. Р., Касевич В.
Б. Стили произношения и типы произнесения
// Вопросы языкознания. 1974. № 2. С. 64-70.
4. Вакурова Н.В., Типология жанров
современной экранной продукции [Текст]
/ Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. - М., 1997.
5. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы
телевизионного творчества на телевизионных
подмостках [Текст]. - М., 2003. - С. 26.
6. Гальперин И. P. Очерки по стилистике
английского языка. - М.: Знание, 1970
7. Голованова, М.Г. Фестиваль,
объединяющий регионы [Текст] // Техника
кино и телевидения.- 1997. - №6.
8. Земская Е. А. Русская разговорная
речь: лингвистический анализ и проблемы
обучения. М., 1979.
9. Князев А. Основы тележурналистики
и телерепортажа: Учеб. пособие / Кыргыз.-Рос.
Слав. ун-т. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160
с.
10. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов
В.В. Функциональные типы русской речи.
М., 1982.
12. Леонтьев А.А. Понятия "стиль
речи" и "стиль языка" в ряду других
понятий лингвистики речи // Сб. научных
трудов МГПИИЯ им. М.Тореза, В. 73. М., 1973.
13. Найденов О. Ю. Прагматические
аспекты оптимизации речевого воздействия
печатных средств массовой коммуникации
(на примере торговой рекламы в российских
печатных изданиях). - М., 2000.
14. Панов М. В. О стилях произношения.
Развитие современного русского языка.
М., 1963.
15. Пеньковский А. Б. Слоговая
сегментация речи в функционально-семант ческом
аспекте // Пеньковский А. Б. Очерки по русской
семантике. М., 2004. С. 429-448.
16. Реформатский А. А. Неканоническая
фонетика // Развитие фонетики современного
русского языка. М., 1966. С. 96-109.
17. Степанов Ю.С. Альтернативный
мир. Дискурс. Факт и принцип причинности
// Язык и наука конца XX века. - М.: Наука,
1995. - с.35-73
18. Телевизионная журналистика
[Текст]: Учебник / Ред. кол.: Г.В. Кузнецов,
В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 4-е издание. - М.:
МГУ, Высшая школа, 2002. - С. 76-83.
19. Скалкин В.Л. Обучение диалогической
речи. - К.: Рад.шк., 1989.-158с.
20. Шейгал Е.И. Семиотика политического
дискурса; диссертация доктора филологических
наук: 10.02.01 / Е.И. Шейгал. - Волгоград, 2000.
- 175 с.
21. Шуверова Т.Д. Стилистика английского
языка: конспект лекций для студентов
филологических специальностей Чебоксары:
ЧГУ, 2002
22. Фирстова Л. А. Стратегическое
и тактическое целеполагание в рамках
телепублицистическо о дискурса [Текст]
/ Л. А. Фирстова // Известия Волгоградского
государственного педагогического университета.
- Волгоград, 2008. - Сер. "Филологические
науки". - №2(26). - С. 29-32.
23. Щерба Л. В. О разных стилях
произношения и об идеальном фонетическом
составе слов (Записки Неофилологического
общества. Вып. VIII, 1915) // Щерба Л. В. Языковая
система и речевая деятельность. Л., 1974.
С. 141-146.
24. A
old I. V. The English Word. - M. 1973. Электронные
ресурсы: 25. http://www.sobesednik.ru publications/sobesed ik/2008/04/13/proshutinskaya shou/
Андроников И. Слово написанное
и сказанное//Соч. в 2 т. М., 1975. Т.2.
Багиров Э., Кацев И. Телевидение
- ХХ век. - М., 1968.
Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский
А.Я. Основы телевизионной журналистики.
- М., 1987.
Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация
и общение. - М., 1988.
Власть, зеркало или служанка?
Энциклопедия жизни современной российской
журналистики: В 2 т. - М., 1998.
Голядкин Н. Краткий очерк становления
и развития отечественного и зарубежного
телевидения. - М., 1996.
Егоров В.В. Телевидение России
между прошлым и будущим. - М., 1995.
Ермилов А. Видеть и слышать//Телевидение
и радиовещание. - 1988. - №7.
Сенкевич М.П. Культура телевизионной
и радио речи. - М., 1996.
СМИ и общество//Журналист. -
2000. - № 9.
Телевизионная журналистика.
Под ред. Г.В. Кузнецова и др. - М., 1998.
Урвалов В.А. Очерки истории
телевидения. - М., 1990.
Федотова Л. Социология массовой
коммуникации: теория и практика. - М., 1993.
Шаболовка-53: страницы истории
телевидения. Под ред. Ю.А. Розова.- М., 1988.
Шаповал Ю.Г. Изображение и слово
в журналистике. - Львов, 1985.
Телевидение – это одно из величайших
явлений ХХ века, объединившее в себе передовые
достижения журналистики, науки, искусства,
научно-технической мысли, экономики.
ГЛАВА 1. Историческое
развитие системы жанров на отечественном
телевидении
1.1 Становление телевидения
в России
Точкой отсчета «рождения»
телевидения в Росси принято считать следующую
дату: 30 апреля 1931 г. газета «Правда» сообщила:
«Завтра впервые в СССР будет произведена
опытная передача телевидения (дальновидения)
по радио. С коротковолнового передатчика
РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического
института (Москва) на волне 56,6 метров
будет передаваться изображение живого
лица и фотографии»[1].
После первых успешных опытов
было принято решение начать регулярное
вещание. Из здания Всесоюзного электротехнического
института передатчик перевезли в дом
№ 7 по Никольской улице (в помещение Московского
радиоузла), и 1 октября 1931 г. начались регулярные
звуковые передачи в средневолновом диапазоне.
1 мая 1932 г. по телевидению
был показан небольшой фильм,
снятый утром этого дня на
Пушкинской площади, на Тверской
и на Красной площади. Интересно
отметить, что фильм был звуковой:
были записаны (на кинопленку) голоса
дикторов, которые вели в это
утро радиопередачу о празднике.
В октябре 1932 г. телевидение показало
фильм об открытии Днепрогэса:
разумеется, показ состоялся лишь
через несколько дней после
события.[2]
Первая передача малострочного
телевидения из Москвы – уже не экспериментального,
а регулярного – состоялась 15 ноября 1934
г. Длилась она 25 минут и представляла
собой эстрадный концерт.[4]
За короткий срок отечественное
телевидение проделало гигантский путь
преобразований: вырвалось из-под диктата
большевистской доктрины, одновременно
покончив с таким позорным явлением, как
государственная политическая цензура;
перестало быть партийно-государстве ной
монополией, опробовав почти все формы
собственности (акционерную, частную и
проч.); произошло разделение телекомпаний
на программо-производите ей (продюсерские
фирмы) и вещателей (появились даже посредники
между первыми и вторыми – дистрибьюторы);
в результате возник рынок программ –
конкуренция в этой области должна способствовать
насыщению рынка зрительских интересов.
1.2 Понятие о телевизионных
жанрах
Теоретические основания для
определения жанра, его признаков следует
искать в искусствоведении и литературоведении,
откуда понятие «жанр? пришло в теорию
журналистики.
Жанр на телевидении можно определить
как сложившийся тип отображения реальной
действительности, обладающий рядом относительно
устойчивых признаков, используемый с
целью классификации творческих продуктов
и играющий роль подсказки для аудитории.[16] Для современного телевидения
жанровая структура имеет практическое
значение: деление телевизионного контента
на жанры важно не только с содержательной,
но и с технической точки зрения, поскольку
от этого во многом зависит технология
производства.
Журналистика, как уже отмечалось,
не только творчество (зачастую не столько),
но и сфера политической деятельности.
Прямая, но чаще скрытая политическая
детерминированность обусловлена интересами
реальных владельцев СМИ, будь то газета,
журнал, радио и телестудия. Ими могут
быть и государство, и партия, финансовая
группа или даже отдельная личность. Проявляется
такая зависимость в программной политике,
в перспективном и текущем планировании,
в верстке реальной каждодневной программы.
Но программа – это некая целостная содержательная
форма, которая как мозаичное панно складывается
из отдельных, и также целостных, фрагментов.
Каждый из них выполняет свою функцию,
каждый наделен определенными признаками
и качествами. То есть, иначе говоря, принадлежит
к тому или иному жанру.
В основу жанрового деления
положена не только мера типизации. Здесь
учитывается также способ отражения реальной
действительности, функциональные особенности
тех или иных передач, их частей, тематическое
своеобразие, технические условия создания
телепроизведения.[1 ]
Таким образом, все разнообразие
телевизионной продукции можно классифицировать
по ряду формальных признаков. Это позволяет
выделить определенное количество жанров,
что важно не столько для теоретического
осмысления проблем телевизионной журналистики,
сколько для практической деятельности
телевизионных журналистов. Ведь в адекватном
понимании жанровой природы заложены
возможности и наиболее полной реализации
мастерства, и выполнения редакционного
задания.
Сама теория жанров, отличающаяся
чрезвычайной сложностью, многоаспектностью,
находится в постоянном процессе развития,
видоизменяясь вместе с живой и изменчивой
практикой. Становление и развитие, возникновение
новых и отмирание старых жанров – процесс
исторически неизбежный. Практика нашего
телевидения убеждает в несостоятельности
раз и навсегда данной, застывшей жанровой
схемы. У нас на глазах появляются формы,
которым не отыскать аналогий не только
в газетах или радио, но и в телевидении
прошлых лет. Диффузия жанров характерна
для публицистики в целом, но особенно
очевидна именно в телевизионной публицистике
– в силу не столько новизны телевидения
как рода журналистики, сколько благодаря
огромному богатству языка – движущихся
зрительных образов, сопровождаемых звуком.
На стыке жанров, на их сломе подчас точнее
отражаются сложные жизненные отношения,
драматические коллизии нашего времени.
Телевидение развивалось, идя
по пути освоения традиционных жанров.
Затем – их преломления согласно своей
изобразительно-выра ительной природе,
а также особенностям отношений с телевизионной
аудиторией. Поэтому в ТВ-программе стали
в равной степени привычными как репортажи
или интервью, так и экранные игры, конкурсы
или ток-шоу (также модификация жанра интервью).
Но сколь бы сложной ни была
конструкция телевизионной передачи,
в ее основании всегда можно обнаружить
устойчивые жанровые признаки.
К информационным жанрам относят
оперативные устные сообщения, видеосюжеты,
короткие интервью и репортажи; к аналитическим
– то, что в практике часто называют «передача».
Здесь можно выделить видеокорреспонденцию,
беседу, комментарий, обозрение, дискуссию,
пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная
документалистика включает в себя зарисовки,
очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.[18]
Жанр – категория историческая.
Причем историзм здесь проявляется не
только в отборе и закреплении его качеств
(устойчивых признаков). Системы жанров
– и это относится именно к журналистике
– могут служить своеобразным индикатором
эпохи. Так, замечено, что во время ограничения
информационных свобод преобладают жанры
аналитические, оценочные, назидательные.
И напротив, информационная насыщенность,
господство репортажа демонстрируют пору
свободы слова.
Публицистика (от лат. publicus –
общественный, народный) – род произведений,
посвященных актуальным проблемам и событиям
текущей жизни; играет важную роль, влияя
на деятельность социальных институтов,
служа средством общественного воспитания,
способом организации и передачи социальной
информации. Публицистика существует
в разных формах: словесной (письменной
и устной), графически-изобразит льной
(плакат, карикатура), фото- и кинемато
(видео) графической (документальное кино
и телевидение), театрально-драматиче кой
и др. Основополагающие признаки здесь
– актуальность тематики и масштаб осмысления
конкретных проблем и событий окружающего
мира.[19]
Трансляции или отчеты о заседаниях
высшего законодательного органа, комментарии
о тех или иных правительственных решениях,
беседы с известными общественными деятелями,
журналистские расследования нерешенных
проблем общественной жизни, «круглые
столы» специалистов, пресс-конференции
лидеров зарубежных стран, прибывших с
официальными визитами, – все это телевизионная
публицистика.
Еженедельные аналитические
программы и путевые очерки, снятые в экзотической
стране, подборка видеосообщений, полученных
по каналам спутниковой связи, и беседа
с западным бизнесменом, инвестирующим
свои капиталы в развитие нашей экономики,
– это публицистика, созданная тележурналистами.
Комментарий на экономические
темы, хроника полевых работ, биржевые
новости, телевизионный портрет рабочего
или фермера, рассказ о благотворительной
деятельности отечественного бизнесмена,
беседа юриста, толкующего новое законодательство,
– это телевизионная публицистика.
Выступление известного писателя
на актуальную тему, репортаж со съемочной
площадки киностудии, зарисовка о гастролях
талантливого музыканта, сообщение о вернисаже
молодых художников – все это также телепублицистика.
Как видим, главным, определяющим
признаком публицистичности здесь служит
обращенность сразу к множеству людей
(публичность). Но все эти передачи неодинаковы
по форме и по методам их создания, по особенностям
журналистской работы. Иначе говоря, они
выполнены в разных жанрах.
Разумеется, определение жанра
телевизионного произведения происходит
не по одному какому-то признаку, но по
всей их совокупности. Говоря о системе
жанров, мы различаем три основных принципа
подхода к изображению реальности, закрепленных
соответственно в композиционной организации
телематериалов.[20]
Во-первых, группа жанров, выражающих
стремление к простой фиксации реальности.
Здесь автор идет за конкретным событием,
явлением. Композиция таких материалов,
их организация диктуются самим строем
происходящего события. Это относится
к информационным жанрам.
Во-вторых, тип сообщений, в
которых автор анализирует реальные факты,
явления в соответствии со своей творческой
задачей. При этом композиция сообщения
зависит не от фабулы события, но от замысла
автора. Это жанры аналитической публицистики.
Наконец, в-третьих, сообщения,
композиция которых зависит от образной
системы, предложенной автором. При сохранении
документальности материала автор пользуется
средствами художественной выразительности
вплоть до актерской игры. Такие сообщения
относятся к жанрам художественной публицистики.
Определяющим здесь является наличие
образа, а сообщение и анализ фактов имеют
второстепенное значение. Можно сказать,
что очерк, эссе, зарисовка есть результат
художественной организации фактического
материала, тогда как аналитические жанры
(комментарий, обзор, корреспонденция)
не претендуют на образность, ограничиваясь
анализом фактов, событий, явлений. Функция
художественной публицистики – в раскрытии
типического, общего через индивидуальное,
отдельное. Достигая полноты обобщения,
выявляя характерное, художественная
публицистика использует образное отражение
реальности, причем образ этот создается
из невымышленного, фактического материала.
В журналистской практике на
выбор жанра нередко влияет не только
характер изображаемого объекта, но и
место будущего материала в эфире, в рамках
сложившейся рубрики, т.е. реальная производственная
задача. Два журналиста могут быть направлены
на один и тот же объект – на завод, в универмаг
или порт, на испытание нового самолета
или вагона метро.
2.1 Жанровая система
современного российского телевидения
Коммерческая модель телевидения,
появившаяся в нашей стране в начале 90-х
годов, провозгласили принцип: «Привлечение
внимания зрителей, а через него – рекламы
любой ценой».[28] Телевизионный эфир заполнился
доселе неизвестными жанрами и формами.
Произошли изменения в отечественной
телевизионной практике, связанные не
столько со «свободой слова», сколько
с ориентацией на коммерческую прибыль.
Культурно-рекреатив ая функция
современного телевидения реализуется
в развлекательных передачах (ток-шоу,
телесериалы, телевикторины и пр.). В такого
рода телепрограммах всё большую роль
играют интерактивные технологии, с помощью
которых телезритель может не только наблюдать
за ходом игры, принимать в ней участие,
но и влиять на ход программы в целом.
Многие телевикторины помогают
телезрителю расширить свой кругозор,
обогатить знания, повысить эрудицию.
Например, телеигры «О, счастливчик!»,
«Кто хочет стать миллионером?» (ОРТ, НТВ),
«Алчность» (НТВ), появившиеся на нашем
телевидении сравнительно недавно (в 2000
– 2001 годах).
Вместе с тем исследователи
довольно четко определяют структуру
жанров на телевидении в настоящее время.
Рассмотрим важнейшие из них.
Информационное сообщение (видеосюжет)
На телевидении в этом жанре
выступают устное сообщение и видеозаметка.
В документальном кинематографе видеозаметку
часто называют хроникальным репортажем:
это короткие материалы, показывающие
основные моменты события в их естественной
последовательности. Что же касается практиков
телевидения, то в их обиходе бытуют названия
«информация» (о любом хроникальном сообщении,
в том числе устном), «сюжет» (как правило,
о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке»
сложной сценарной передачи). По-видимому,
нет особой необходимости ломать обиходные
привычки практиков и бороться за искоренение
хотя и неточно употребляемого, но столь
широко распространенного термина.
Видеосюжеты можно условно
разделить на две разновидности.
Первая – сообщение об официальном,
традиционном по форме событии: от сессии
высшего законодательного органа до пресс-конференции.
При съемке таких мероприятий опытный
оператор не нуждается в указаниях журналиста.
Стандартный монтажный лист включает
в себя несколько общих планов зала, крупный
план выступающего, панораму по президиуму,
несколько кадров слушающих, конспектирующих
выступление участников встречи (в первом
случае – депутатов, во втором – журналистов);
вопрос с места – ответ с трибуны. Таков
визуальный материал, поступающий в редакцию.
Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого
на кино- или видеопленку и написании закадрового
текста.
Вторую разновидность можно
назвать сценарной, или авторской. Здесь
более ощутимо участие журналиста во всем
творческо-производс венном процессе
и его влияние на качество информации.
Автор подбирает достойный экрана факт,
заранее продумывает характер съемки
и монтажа. От молодого журналиста (студента-практикант ,
стажера, новичка в штате творческого
коллектива) потребуют представить сценарный
план, в котором излагается краткое содержание
(тема, идея, фактический материал сюжета),
изобразительное решение, обычно поэпизодно.
Такой видеосюжет представляет собой,
по сути дела, мини-репортаж.
Отчет
Тематическая основа отчета,
как правило, официальное событие значительного
социального, нередко государственного
значения. Этим и объясняется необходимость
«протокольной» фиксации, детального
и длительного показа.
Сценарный план отчета обычно
не пишется заранее, однако целесообразно,
чтобы журналист присутствовал на съемке:
это поможет ему при написании текста,
которым сопровождается показ отснятого
материала.
Отчет может выйти в эфир и без
журналистских комментариев. Так поступают
в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать
непредвзятость в освещении события. Нередко
отчетом также называют прямую трансляцию
того или иного официального события.
Выступление (монолог в кадре)
Любое обращение человека к
массовой аудитории с телеэкрана, когда
сам этот человек является основным (чаще
всего единственным) объектом показа,
и есть выступление в кадре.
Выступление может сопровождаться
показом кинокадров, фотографий, графических
материалов, документов; если выступление
происходит за пределами студии, может
быть использован показ окружающей обстановки,
ландшафта, однако основным содержанием
выступления всегда служит монолог человека,
который стремится донести до телезрителей
не только конкретную информацию, но и
свое отношение к ней.
В основе любого публичного,
в том числе телевизионного, выступления,
безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая
при помощи строго отобранных и расположенных
соответствующим образом фактов, аргументов,
доказательств. Именно доказательств,
потому что в процессе публичного выступления
всегда должна присутствовать необходимость
убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый,
идет борьба взглядов, мнений – и победа
должна быть достаточно убедительной.
Стало быть, текст выступления должен
быть «активным», наступательным, а само
выступление строиться по законам драматургии.
Интервью
Журналист получает необходимую
информацию, присутствуя на важных событиях,
знакомясь с документами и другими источниками,
но, прежде всего, общаясь с людьми – носителями
информации. Любой процесс человеческого
общения, как правило, протекает в форме
диалога – вопросов и ответов.
Интервью (от англ, interview – буквально
встреча, беседа) – жанр публицистики,
представляющий собой разговор журналиста
с социально значимой личностью по актуальным
вопросам.[29]
Интервью для журналиста –
это, с одной стороны, способ получения
информации путем непосредственного общения
с человеком, владеющим этой информацией;
а с другой – публицистический жанр в
форме беседы, диалога, в котором журналист
на экране с помощью системы вопросов
помогает интервьюируемому (источнику
информации) как можно полнее, логически
последовательно раскрыть заданную тему
в процессе телевизионной передачи.
Как справедливо предупреждают
многие опытные интервьюеры, чтобы добраться
до глубинных свойств личности собеседника,
от интервьюера требуется особый душевный
настрой. Иначе все будет как будто правильно,
может быть даже непринужденно, но не взволнует,
не затронет, не вызовет ответных чувств.
Интервью как жанр занимает
особое место на телеэкране. Фактически
нет ни одного выпуска новостей, где бы
журналисты ни задавали вопросов компетентным
людям, ни обращались к участникам различных
событий, ни интересовались мнением окружающих
о тех или иных важных событиях. Интервью
– непременный элемент многих сложных
телевизионных форм. Реже оно используется
для создания самостоятельной передачи.
Протокольное интервью проводится
для получения официальных разъяснений
по вопросам внутренней и внешней политики
государства. Интервьюируемый – соответственно
официальное лицо высокого ранга.
Информационное интервью. Цель
– получение определенных сведений («интервью-мнение»,
«интервью-факт»); ответы собеседника
не являются официальным заявлением, поэтому
тон разговора близок к обычному, окрашен
различными эмоциональными проявлениями,
что способствует лучшему восприятию
информации. Входит в состав информационно-публици тических
программ.
Интервью-портрет – особая
разновидность телевизионного интервью
с целью по возможности всестороннего
раскрытия личности собеседника. Преимущественное
значение приобретают социально-психологич ские
эмоциональные характеристики, выявление
системы ценностей интервьюируемого.
Нередко выступает как составная часть
экранного очерка.
Проблемное интервью (или дискуссия).
Ставит задачу выявить различные точки
зрения или пути решения социально значимой
проблемы.
Интервью-анкета проводится
для выяснения мнений по определенному
вопросу у различных собеседников, не
вступающих в контакт друг с другом. Обычно
это серия стандартизированных интервью,
в которых всем участникам задается один
и тот же вопрос. Скорее всего, именно эта
разновидность телевизионного интервьюирования
может стать первым самостоятельным заданием
начинающего репортера. Интервью-анкета
проводится, как правило, за пределами
студии. Выполняя это задание, репортер
должен уметь вступать в контакт с людьми,
располагать их к себе, добиваться поставленной
цели.
Репортаж
Термин «репортаж» происходит
от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать.
Общий корень этих слов – латинский: reporto
(передавать).[30]
Таким образом, репортаж – жанр
журналистики, оперативно сообщающий
для печати, радио, телевидения о каком-либо
событии, очевидцем или участником которого
является корреспондент. Особо отметим
последнее обстоятельство, ибо сообщение
новостей является целью и других информационных
жанров. Но в репортаже на первый план
выходит личностное восприятие события,
явления, отбор фактов автором репортажа,
что не противоречит объективности этого
информационного жанра.
В сущности, вся история журналистики
- история становления и совершенствования
репортажа, характеризуемого максимальной
приближенностью к естественной жизни,
способного представлять явления реальной
действительности в их естественном развитии.
Комментарий
Комментарий (от лат. commentarius
– толкование) – одна из форм оперативного
аналитического материала, разъясняющего
смысл актуального общественно-политичес ого
события, документа и т. п.
Телевизионный комментарий
– это чаще всего разновидность выступления
в кадре. Впрочем, все шире используется
закадровый комментарий, иллюстрируемый
специально подобранными видеокадрами.
Комментарий относится к аналитической
публицистике потому, что при достаточно
широком охвате событий комментатор, следуя
своей главной цели, освещает, прежде всего,
причинно-следственные связи между событиями,
говорит о возможных последствиях происходящего.
Основу комментария как жанра составляет
открытая авторская оценка, анализ.
Обозрение
В перечне журналистских профессий
на телевидении (о них речь пойдет в специальной
главе) вслед за репортером, комментатором
следует обозреватель. Наличие такой должности
есть объективное свидетельство, что в
телевизионной практике прочно утвердился
этот специфический жанр.
Обозрение – один из традиционных,
устойчивых жанров аналитической публицистики.
Перечислим основные особенности, которые
его характеризуют. Во-первых, оно строго
фактологично, причем факты отбираются
и группируются в соответствии с определенной
авторской целью; во-вторых, обозреватель
рассматривает факты в их взаимодействии,
вскрывает существующие между ними причинные
связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих,
обозрение отличается широтой исследования
материала в отличие от комментария, в
центре которого может быть единичный
факт или событие; в-четвертых, материал
обозрения ограничен нередко хронологическими
рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»).[31]
Беседа
Беседа, пресс-конференция и
дискуссия носят диалогический характер
и ведут свою родословную от интервью.
Таким образом, беседа – это
специфический телевизионный жанр аналитической
публицистики, представляющий собой диалогическую
форму сообщения.[32] Широко представлен в программах.
Посвящен темам, представляющим общественный
интерес: политическим, экономическим,
социальным, морально-этическим, научным
и т. д. Нередко перерастает в дискуссию.
Дискуссия
Растущая распространенность
и популярность жанра дискуссии вполне
закономерны и соответствуют самому стилю
современной жизни с его напряженными
поисками истины.
Дискуссия (от лат. discussio – исследование,
рассмотрение, обсуждение) – жанр, притягательный
для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс
живой мысли, ее рождение, развитие и движение
к цели, происходящее на глазах у зрителей.
Столкновение различных мнений включает
телеаудиторию в процесс исследования,
активизируя интеллектуальную деятельность,
преодолевая пассивность, характерную
для восприятия готовых истин. Отсюда
высокий познавательный потенциал жанра.[33]
Предмет спора должен отвечать
тем требованиям, которые приводились
выше применительно к интервью-анкете:
тема достаточно дискуссионна, предполагает,
по крайней мере, несколько вариантов
возможного ее решения, она понятна зрителям
настолько, что они могут чувствовать
себя арбитрами. Наконец, предмет дискуссии,
безусловно, должен быть общеинтересным,
социально значимым.
Ток-шоу
Диалогические (разговорные)
жанры телевидения на протяжении полустолетия
сохраняют традиционную структуру и прежние
названия. Однако в последние годы в наших
программах все более заметное место занимают
передачи с новым для нас названием –
ток-шоу. В переводе с английского дословно
– разговорное зрелище, разговорное представление.[34] Перенесенное с подмостков
эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу
завоевало широкую популярность у зрителей
уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной
Европе, наконец, во всем мире.
Ток-шоу, сочетая
сущностные признаки интервью, дискуссии,
игры концентрируются вокруг личности
ведущего. Это максимально персонифицированная
экранная форма. О ней можно с достаточным
основанием сказать: ток-шоу создает звезд,
а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию,
взаимодействию формы и ее создателя в
первую очередь способствуют необходимые
личностные качества: ум, находчивость,
обаяние, юмор, умение заинтересованно
слушать, пластично двигаться и прочее.
Существенны также и внешние обстоятельства:
определенное место и строго соблюдаемая
цикличность, т. е. регулярная повторяемость
в программе, рассчитанная на возбуждение
в сознании массового зрителя состояния
«нетерпеливого ожидания встречи».
Ток-шоу Владимира
Познера или Юлии Меньшовой на одном полюсе,
Артура Крупенина или Елены Ханга на другом
– свидетельствует о необычайной тематической
и функциональной широте этой жанровой
разновидности. Но ее интенсивная экспансия
практически на всех телеканалах – свидетельство
открытости миру и одно из следствий коммерциализации
наших СМИ, борьбы за массового зрителя
(как потребителя рекламы) любой ценой.
Непременными «компонентами»
ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости
(«герои») – люди, чем-то прославившиеся
или просто интересные своими поступками,
мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие
в студии нескольких десятков «простых
зрителей», возможно и наличие компетентных
экспертов. Зрители не всегда вовлекаются
в разговор, иногда их участие ограничивается
аплодисментами, смехом, возгласами удивления
– это создает особую атмосферу публичности,
дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
Иногда термином
«ток-шоу» обозначают любую «разговорную»
передачу, например беседу за круглым
столом или даже простое интервью в студии,
если его берет достаточно популярный,
свободно ведущий себя журналист – «звезда»
экрана или радиоэфира.
Пресс-конференция
Пресс-конференция – разновидность
интервью с большим числом интервьюеров,
задающих вопросы одному или нескольким
хорошо осведомленным в какой-то области
лицам.
Любая пресс-конференция может
стать одновременно телевизионной передачей
– в том случае, если ее тема представляет
всеобщий интерес. Возможен и такой путь,
когда работники телевидения сами становятся
организаторами пресс-конференции как
своеобразного телевизионного жанра аналитической
публицистики. В этом случае, пригласив
в студию выдающегося политика, общественного
деятеля, ученого, писателя, художника,
организаторы передачи не ограничиваются
интервьюерами от телевидения, но предоставляют
возможность задать вопросы также представителям
известных периодических изданий, журналистам,
чьи острые материалы на соответствующую
тему завоевали популярность. Такая телевизионная
пресс-конференция иногда превращается
в острую дискуссию, становится необычайно
интересной для телеаудитории, захватывает
зрителей драматургией развития темы,
коллективным поиском истины. Телевизионная
пресс-конференция, требующая, как и каждая
студийная передача, режиссерского монтажа,
обычно не подвергается сокращениям или
идет в прямой эфир.
Корреспонденция («передача»)
Подобно другим жанрам аналитической
публицистики, корреспонденция пришла
на телевидение из газеты и радиовещания.
Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо
«корреспонденция» принято говорить просто:
«передача»» Это жанр аналитический, разрабатывающий
на конкретном материале ту или иную актуальную
проблему, взятую в достаточно ограниченном
масштабе. Тематика корреспонденции практически
безгранична: сельское хозяйство, искусство,
бизнес, изобретательство, события международной
жизни и т.д.
В телевизионной публицистике,
имеющей стабильное стремление к персонификации
сообщения, жанр корреспонденции получил
широкое распространение в программах
в виде публичных размышлений, телевизионных
расследований острой проблемы конкретным,
как правило, уже составившим себе имя
журналистом. В сущности, телевизионная
корреспонденция – экранный эквивалент
газетно-журнальной корреспонденции или
проблемной статьи.
Сатирические жанры
Особое место в экранной публицистике
занимает сатирический раздел программы.
И хотя экранная сатира нелегко и непросто
отыскивает конкретные формы своего существования,
хотя в программах телестудий она все
еще эпизодична, объективная социальная
значимость для телевидения сатиры как
своеобразного метода отражения действительности
не подлежит сомнению.[35]
Своеобразие сатирических жанров
в телевизионной программе объясняется
тем, что именно сатира призвана выполнять
труднейшую и важнейшую функцию социального
«чистильщика», обличая пороки. Документальная
природа телевидения многократно увеличивает
действенность сатирических телепередач
и одновременно требует огромной ответственности
журналиста, его предельной честности
как перед теми, кого он критикует, так
и перед зрителями. Это делает процесс
создания сообщений в сатирических жанрах
чрезвычайно трудоемким, а с творческой
точки зрения предполагает природный
талант, большое мастерство, остроту восприятия,
глубину осмысления.
Почти все из рассмотренных
нами телевизионных жанров в чистом виде
встречаются крайне редко. Чаще они служат
своеобразными кирпичиками, составными
частями для создания более сложных телевизионных
конструкций, которые телевизионные практики
часто называют передачами, программами,
а с конца 80-х годов и видеоканалами.
По-видимому, можно говорить
о вполне определенных особенностях видеоканала:
это весьма протяженная по времени «сборная»
телевизионная программа, включающая
в себя иногда вполне самостоятельные
передачи (составные части), но тем не менее
обладающая легко обнаруживаемым единством
– либо территориального, либо тематического
характера, да вдобавок имеющая одного
или нескольких популярных ведущих, которые
своеобразным конферансом объединяют
разнородные элементы в нечто целостное.
Наконец, следует назвать многочисленный
класс передач, называемых шоу (прообраз
на советском телевидении – передача
«На огонек»). Сегодня это многочисленные,
по преимуществу музыкальные и, безусловно,
развлекательные передачи. Создание сценария
подобной программы требует незаурядной
выдумки, безукоризненного знания технических
возможностей телевидения.
Сюда же следует отнести многочисленные
телевизионные игры, жанр которых (задолго
до телевидения) определил М. Кольцов удачным
словом «викторина». К этому жанру с полным
правом можно отнести и КВН, и интеллектуальную
игру «Что? Где? Когда?», и простенькую
«Любовь с первого взгляда», и передачу
«Счастливый случай».
Освоив на практике составные
части таких передач – телевизионные
жанры в их относительно чистом виде, начинающий
журналист более успешно может дерзать
на ниве создания больших форм, самая сложная
из которых – фильм.
Таким образом, эволюция отечественного
телевидения затронула такие стороны
его существования, как формы собственности
и организации, управленческие механизмы,
способы трансляции и передача сигнала,
принципы программирования, методы и творческие
подходы к производству продукции, что
неизбежно привело к изменениям в форме,
тематике и проблематике программ, а также
внесло существенные коррективы в развитие
функций самого вещания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багиров Э.Г. Очерки теории
телевидения. М., 1978.
2. Беспамятнова. Г.Н. Российский
телевизионный infotainment: истоки и особенности
коммуникации в современном мире: матер.
Рос. научн.-практ. конф. «Проблемы массовой
коммуникации», 11-12 мая 2005./ Под ред. Проф.
В.В. Тулупова. Воронеж: ВГУ, факультет
журналистики, 2005.
3. Борецкий Р.А. В Бермудском
треугольнике ТВ. М., 1998.
4. Борецкий Р.А. Информационные
жанры телевидения. М., Прогресс, 1989.
5. Борецкий Р.А. Телевидение
на перепутье. М., 1998.
6. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В.
Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М., 1990.
7. Вакурова Н.В., Московкин Л.И.
Типология жанров современной экранной
продукции. М., 1998.
8. Вартанов А.С. Актуальные проблемы
телевизионного творчества на телевизионных
подмостках. М., 2003.
9. Вильчек В.М. Под знаком ТВ.
М., 1987.
10. Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991.
11. Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
12. Егоров В.В. Телевидение: теория
и практика. М., 1993.
13. Кузнецов Г.В. Журналист на
экране. М., 1985.
14. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный
жанр? //Журналист. 1998. №11.
15. О дальнейшем развитии советского
телевидения. Постановление ЦК КПСС от
29 января 1960 г. // КПСС о средствах массовой
информации. – М., 1979.
16. Основные понятия теории
журналистики / Под ред. Я.Н. Засурского.
М., 2003.
17. Саппак B.C. Телевидение и мы.
М., 1988.
18. Телевидение вчера, сегодня,
завтра. Вып. 1-9. - М., 1981-89.
19. Телевизионная журналистика.
Учебник. Под ред. Кузнецова Г.В., Цвик В.Л,
Юровского А.Я. М., 2002.
20. Фэнг И. Теленовости: секреты
журналистского мастерства. М., 1993.
21. Цвик В. Телевидение: системные
характеристики. М., 1999.
22. Шаболовка, 53. Страницы истории
телевидения. М., 1988.
[1] Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
С.12.
[2] Телевидение вчера, сегодня,
завтра. Вып. 1. М., 1981. С. 34.
[3] Шаболовка, 53. Страницы истории
телевидения. М., 1988. С. 15.
[4] Там же. С. 17.
[5] Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
С. 39.
[6] Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
С. 40.
[7] Там же. С. 41.
[8] О дальнейшем развитии советского
телевидения. Постановление ЦК КПСС от
29 января 1960 г. // КПСС о средствах массовой
информации. – М., 1979.
[9]
[10] Телевидение вчера, сегодня,
завтра. Вып. 9. - М., 1989.
[11] Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
С. 59.
[12] Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
С. 60.
[13] Там же. С. 62.
[14] Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
С. 69.
[15] Егоров В. «Телевидение между
прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002.
С. 75.
[16] Основные понятия теории журналистики
/ Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2003. С. 81.
[17] Основные понятия теории журналистики
/ Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2003. С. 82
[18] Вакурова Н.В., Московкин Л.И.
Типология жанров современной экранной
продукции. М., 1998. С. 90.
[19] Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991. С. 52.
[20] Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991. С. 56.
[21] Саппак B.C. Телевидение и мы.
М., 1988. С. 97.
[22] Саппак B.C. Телевидение и мы.
М., 1988. с. 99.
[23] Фэнг И. Теленовости: секреты
журналистского мастерства. М., 1993. С. 24.
[24] Шаболовка, 53. Страницы истории
телевидения. М., 1988. С. 114.
[25] Там же. С. 116.
[26] Шаболовка, 53. Страницы истории
телевидения. М., 1988. С. 116.
[27] Там же. С. 119.
[28] Беспамятнова. Г.Н. Российский
телевизионный infotainment: истоки и особенности
коммуникации в современном мире: матер.
Рос. научн.-практ. конф. «Проблемы массовой
коммуникации», 11-12 мая 2005./ Под ред. Проф.
В.В. Тулупова. Воронеж: ВГУ, факультет
журналистики, 2005. С.4.
[29] Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991. С.91.
[30] Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991. С. 99.
[31] Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991. С. 103.
[32] Там же. С. 106
[33] Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991. С. 114.
[34] Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный
жанр? //Журналист. 1998. №11. С. 26.
[35] Дмитриев Л.А. Телевизионные
жанры. М., 1991. С. 128.
Авторская программа
на телевидении
Введение
В развитие сферы телевидения
вложено много усилий самых талантливых,
одаренных и умных людей эпохи. За каких-то
сто лет, эта сфера окутала весь земной
шар и стала частью каждого человека. Именно,
благодаря телевидению, сегодня стала
более доступной абсолютно любая информация.
В телевидении отражены все сферы жизни
человека и все, происходящие события.
Да, сегодня, телевидение это глобальная
сфера, которая состоит из тысячи каналов,
вещающих по всему миру. А что же стало
предпосылкой появления телевидения,
повлияло на его развитие, и принесло ему
всемирный успех и любовь? Чтобы ответить
на эти вопросы нужно углубиться в историю
телеиндустрии!
Конечно, на появление
телевидения огромную роль сыграло создание
кинематографа. Но, первоначально телевидение
не имело такой популярности, так как его
аудитория была минимальной, но за очень
короткий промежуток времени телевидение
стало массовой и всеобщей волной. В США
пиком распространения телевидения считаются
50-е годы. А в России, решающую роль сыграл
период 60-х годов, хотя зарождаться этот
глобальный процесс стал в период так
называемой «оттепели».
Вторая Мировая война,
стала основным фигурантом в процессе
остановки развития телевидения. Следовательно,
так как СССР был непосредственно одним
из основных участников этого трагического
события, это и стало причиной запоздалого
развития телевидения в нашей стране.
Именно появление телевидения,
в послевоенный период, можно считать
третьим революционным достижением, после
создания кинематографа в конце 19 века,
а также изобретения синхронного звука
в период 20-30 годов XX века. Именно великий
Советский Союз стал одной из главных
держав, который отнесся к телевидению
с очень большой ответственностью и важностью.
И если касаться технического аспекта,
то можно с полной уверенностью заявить,
что телевидение СССР ни в чем не уступало
западным странам. На первых этапах своего
развития телевидение Советского союза
было механическим с минимальным количеством
строк развертки. Причем в период, когда
вещание еще не было на высоком уровне,
а именно до конца 1931 года, не всегда изображение
транслировалось со звуком. Именно это
и стало предпосылкой появления телевидения
начального этапа, которое стало называться
«изображение по радио». А вот постоянная
трансляция телепередач сопровожденных
звуком начала осуществляться с 16 декабря
1934 года. В тот период вещание телевидения
уже состояло из музыкальных, новостных,
развлекательных программ и кинофильмов.
Позже, спустя небольшое количество времени
качество изображения стало более высокого
уровня, так как наступил период электронного
малокадрового телевидения. Это достижение
стало возможным благодаря ученому Катаеву.
До создания спутников связи, телевизионный
сигнал от центра вещания, который находился
в Москве, передавался по всему СССР по
кабельным и радиорелейным связным линиям.
Существовали и более необычные способы
приема сигнала, такие как, например, прием
сигнала через ретрансляторы, которые
устанавливались на самолетах.
После распада СССР
и в период образования независимого государства,
Российской Федерации образовалась Российская
телерадиокомпания. Но существовавшая
до этого Всесоюзная телерадиокомпания,
которая еще оставалась монопольной, старалась
всячески сбить нормальный процесс работы
новой телерадиокомпании.
Начиная с мая 1991 года,
в эфир ежедневно стала выходить программа
«Вести». Сначала один раз в день, затем
три, потом четыре раза. А уже начиная с
1996 года «Вести» канала РТР стали выходить
шесть раз в течении дня. На данном этапе
телевещательная система стала состоять
из нескольких основных каналов: «Останкино»
- 1 канал, Всероссийская государственная
телерадиовещательна компания - 2 канал,
Московская программа - 3 канал, Образовательная
программа "Российские университеты"
- 4 канал, "Канал независимого телевидения"
НТВ - 5 канал, "ТВ-6 - Москва" – 6 канал.
А также немаловажное место в телевещательной
системе занимал «Петербург 5 канал». В
свою очередь, все областные центры Российской
Федерации имели свои телевизионные каналы,
центром вещания которых, становился тот
областной центр, которому принадлежал
телеканал. Если говорить, в общем об основных
признаках отечественного телевидения,
то можно отметить, что основными чертами
сформированной отечественной телерадиовещательной
системы являются развитие, а также сохранение
принципов построения программ интеллектуального,
культурного, просветительского и развлекательного
характера, не забывая при этом и о программах
новостного, политического, аналитического
и общественного направления и самом популярном
программном жанре – трансляции художественных
фильмов.
Телевидение это глобальная
информационная сфера, которая воздействует,
как гипноз на сознание миллионов людей.
Осуществляя просмотр интеллектуальных,
познавательных и научных программ человек,
поглощая информацию, повышает уровень
своего интеллекта. Это, конечно же, дает
телевидению огромный плюс. Минус только
в том, что телевидение это гипноз, значит,
в сознании людей оно может поселить не
только положительные эмоции, но и в равной
степени и отрицательные. Особенно подвержены
этому негативному влиянию дети. Цель
курсовой работы – определить специфику
работы тележурналиста, и сравнить две
авторские программы (анализ). Задачи:
Исследовать процесс
подготовки и создания авторской программы
на российском телевидении.
Изучить особенностей
авторских программ на телевидении
Объект исследования
– процесс творчества телевизионного
журналиста.
Глава 1. Телевидение
в современном мире
В современном телевидении
подавляющую часть эфирного времени занимают
сцены насилия, жестокости по отношению
к людям и животным, аморального поведения.
Именно поэтому многие ученые психологи,
призывают взрослых оградить детей от
просмотра вышеперечисленных сцен хотя
бы по возможности до 7 лет. Это, пожалуй,
и есть единственный и очень весомый недостаток
современного телевидения.
Те и т.д.................