На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Правила поведения в тренинговой группе: рекомендации ведущему, что нужно знать тренеру, этапы развития тренинга (Вступление, Игровое общение, Противостояние, Личностное общение). Различные виды упражнений, используемых в тренинге, дискуссия.

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 38 -
Дневник педагогической практики
Дата
Кол-во часов
Содержание занятия
Достигнутые результаты
24.02.09
6
Организационная встреча практикантов для определения вида занятий, необходимых в ОНПУ, подходящих для студентов в возрасте 16-21год. Изучение печатных источников по данной теме.
Было принято решение проводить тренинг «Личностного роста, познания себя и окружающей действительности».
02.03.09
4
БЛОК 1. ВВОДНЫЙ.
1.Краткий экскурс в историю психологических тренингов. Объяснение правил участия в тренинговой группе. Заполнение анкет.
2.Знакомство участников. Представление (самопрезентация).
3. Обсуждение.
Участники узнали друг друга ближе. Выявились лидеры, вследствие чего возник конфликт. Занятие было посвящено теме «Уважение личности, чужого мнения, принятия себя и других таким, какой есть».
03.03.09
6
Встреча руководителей группы для анализа анкет, выявления особых запросов участников, разработка стратегии проведения следующих встреч.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе.
09.03.09
4
1. Шерринг.
2. Упражнение «В начале группы».
3. Кинестетическое упражнение для развития чувства о другом человеке: Упражнение «Тепловое кольцо».
Участники перестали воспринимать других как чуждых им людей, появилось ощущение общности. Конфликтующие стороны примирились.
12.03.09
6
Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе.
16.03.09
4
БЛОК 2. "ЛОГИКА СУДЬБЫ. Популярная психология бессознательного".
1. Объяснение теории бессознательного. Объяснение понятий «сознательное», «предсознательное», «бессознательное». Роль бессознательного в нашей жизни.
2. Упражнение «Свободные ассоциации».
3. Домашнее задание: написать рассказ на одну из выбранных ассоциаций.
1. Участники группы узнали о скрытых, бессознательных механизмах, управляющих жизнью человека.
2. После данных им ассоциаций увидели, как их воспринимают другие.
23.03.09
4
Анализ и коллективная интерпретация написанных рассказов.
Участники увидели, что написанный рассказ отражает то, что скрыто в глубине бессознательного.
30.03.09
4
1. Продолжение анализа рассказов.
2. Упражнение «Волшебная лавка».
После упражнении «Волшебная лавка» участники осознали, чтобы им хотелось поменять в жизни, а также, что у людей разное восприятие себя и неодинаковые желания.
06.04.09
4
1. Упражнение «Что меня привлекает в жизни».
2. Упражнение «Что меня раздражает в жизни».
Анализ группы, обсуждение.
Участники проанализировали своё отношение к жизни в целом, в частных проявлениях, сравнили количественный состав «хорошего» и «плохого» в их жизни, а также своё отношение к этому.
13.04.09
4
1. Упражнение «Я прощаю себя» (+ 5 значимых для участника группы людей).
2. Упражнение «Я дарю себе» (+ 5 значимых для участника группы людей).
3. Обсуждение.
Участники группы прочувствовали, насколько трудно прощать и делать подарки, но после упражнения ощутили облегчение, сняли «негативный груз» с себя.
08.04.09
6
Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе.
27.04.09
4
БЛОК 3. «СНИМАЕМ МАСКИ».
1. Разъяснение понятий «маски», «роли», «статус».
2. Упражнение «Внутренне представление себя». Групповой анализ.
3. Арттерапия. «Нарисуй свои маски».
Обсуждение группы.
Участники смогли распознать в себе «Я-реальное», «Я-Идеальное» и другие маски, которые они «носят», выделить приятные для них и неприятные «маски», выработать тактику избавления от неугодных «масок».
04.05.09
4
Арттерапия. Упражнение «Нарисуй маски 5 значимых для тебя людей».
Обсуждение. Анализ группы.
Участники группы определили для себя значимых людей, выявили, какие «маски» они «носят», как мириться с неприятными для них «масками» у людей, которые для них дороги.
06.05.09
6
Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе.
11.05.09
4
БЛОК 4. «ХАРАКТЕР И СУДЬБА:КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ».
1. Краткая лекция, посвящённая Э.Берну и его работе «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Сознавание состояний Я - Родитель, Взрослый, Ребёнок. Семейные сценарии. Семейные поглаживания.
2. Упражнение на осознание влияния детского опыта на взрослую жизнь «Характер семейных поглаживаний».
3. Упражнение «Определение сценариев».
4. Обсуждение группы.
Участники увидели, как семейные поглаживания подкрепляют ощущения счастья или несчастья. Во втором упражнении участники выявили сценарии их жизни, заложенные в детстве.
18.05.09
4
1. Психодрамма. Упражнение «Сознавание состояний Я» (Родитель, Взрослый, Ребёнок).
2. Упражнение, помогающее брать ответственность на себя «Сила языка».
После данных упражнений участники научились распознавать состояния Я, занимать позицию Взрослого, умеющего брать ответственность на себя, различать принуждение и свободный выбор.
25.05.09
4
1. Завершающее упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».
2. Подведение итогов тренинга. Отзывы участников. Анализ внутренних изменений.
Упражнение показало участникам, как внутреннее состояние Я может влиять на выбор поведенческой линии.
Участники отметили серьезные изменения в себе, своём отношении к жизни, окружающим людям. Студенты выявили желание и дальше продолжать занятия и готовность меняться.
Всего часов
78
Отчет о проведении педагогической практики

План

Введение
1 день. 24.02.09. Организационная встреча. Подготовка к тренингу. Изучение вопроса: «Что такое тренинг и как его проводят»
1. Правила поведения в тренинговой группе
2. Рекомендации ведущему
3. Что нужно знать тренеру
4. Тренинг: этапы его развития:
I этап. “Вступление”
II этап. “Игровое общение”
III этап. “Противостояние”
IV этап. “Личностное общение”
5. Различные виды упражнений, используемых в тренинге
6. Групповая дискуссия в тренинге личностного роста
7. Краткий путеводитель по состояниям участников в тренинге
2 день. 02.03.09. БЛОК 1. ВВОДНЫЙ
4 день. 09.03.09.
6 день 16.03.09. БЛОК 2. «ЛОГИКА СУДЬБЫ.
ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»
8 день. 30.03.09
9 день. 06.04.09 23
10 день. 13.04.0923
12 день. 27.04.09 БЛОК 3. «СНИМАЕМ МАСКИ»
15 день. 11.05.09 БЛОК 4. «ХАРАКТЕР И СУДЬБА
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ»
16 день. 18.05.09.
17 день. 25.05.09. Подведение итогов тренинга
Введение

Практика проходила при Одесском Национальном Политехническом Университете в связи с тем, что студенты ОНПУ выявили заинтересованность в изучении психологии, руководство не было против, выделило аудиторию и время для проведения занятий.
Профессиональный психолог в штате ОНПУ отсутствует, несмотря на то, что по нашему мнению, в данном учебном заведении такая штатная единица остро необходима. Это объясняется тем, что студенты - это молодые люди в возрасте от 17 до 21 года, которые только учатся быть взрослыми, это уже не дети, но ещё и не взрослые. В связи с этим у студентов могут возникать разные внутриличностные конфликты, которые необходимо решать с компетентным лицом - профессионалом-психологом. Также могут возникать межличностные конфликты как со студентами, так и с преподавательским составом, где так же возникает необходимость в посреднике, который помог бы разрешить конфликт мирным путём. Вот почему студенты сами изъявили желание, чтобы были организованы факультативные занятия по психологии.
В связи с тем, что в ОНПУ нет психолога - руководителя, после согласования с руководителем практики от ХГЭУ по кафедре психологии, Максименко Л. В. было принято решение проводить занятия в группе 3 студентами-практикантами (Креминская Е., Гаркавенко М., Красиля В.) для взаимоконтроля и взаимопомощи, а также совместной подготовке к проведению занятий. Нами разрабатывалась стратегия проведения занятий, писались планы, которые согласовывались с руководителем практики. Учитывая специфику психики студентов ОНПУ было принято решение проводить занятия в виде тренинга, посвященного личностному росту, познанию себя и окружающей действительности.
1 день. 24.02.09. Организационная встреча. Подготовка к тренингу. Изучение вопроса: «Что такое тренинг и как его проводят».

Тренинг личностного роста - это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. В то же время у студентов происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.
Задача группы тренинга личностного роста - помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет молодым людям научиться воспринимать и лучше понимать себя.
Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.
Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг - это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек.
Тренинг - это необычные ситуации с некоторыми ограничениями - правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самого начала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками тренинга.
В тренинге желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач тренинга.
Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.
И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.
Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки, включая их в различные досуговые вечера для молодежи. Это поднимет интерес к таким вечерам и встречам, поможет участникам “раскрепоститься”.
Большой интерес вызывают у участников упражнения, связанные с раскрытием их внутреннего мира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью медитационных упражнений. Но подходить к проведению таких упражнений нужно осторожно.
Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником тренинга.

1. Правила поведения в тренинговой группе

1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
2. Общение по принципу “здесь и теперь”.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
3. Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
4. Персонификация высказываний.
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
5. Искренность в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
6. Уважение к говорящему.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
7. “Не опаздывать!”
Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.
2. Рекомендации ведущему

Необходимо объяснить участникам все эти правила, давать ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.
3. Что нужно знать тренеру

Как научиться быть тренером? Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации тренер - не учитель, который должен “научить жить”, вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.
Наиболее оптимальная позиция ведущего - позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Тренер только помогает, всю активную работу проводит сам участник.
Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально - круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.
Вообще, ведущий - это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель - не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов работы, менять формы общения.
Самая большая ошибка - думать, что тренер - “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но это мешает контакту с участниками. Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.
Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники - за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера - выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.

4. Тренинг: этапы его развития

I этап. “Вступление”
Цель: заинтересовать людей в их участии в тренинге личностного роста: что может дать тренинг, чему можно научиться на тренинге, создать доверие к ведущему.
I этап, “Вступление”, начинается с разговора с предполагаемой будущей тренинговой группой о предстоящих занятиях. Здесь более уместным будет расположение участников рядом на стульях, как на лекции. Первая встреча - очень важная встреча. На ней происходит формирование “первого впечатления”, которое в дальнейшем может сказаться на характере общения ведущего и участников, особенно на следующем этапе.
На этом этапе ведущий может рассказать участникам о тренинге и о том, что он может дать, об интересном и необычном досуге.
Иногда участники спрашивают: “А что мы там будем делать?” Естественно, не рекомендуется рассказывать, “что мы будем делать”. Лучше заинтересовать будущих участников ответом, типа: “Приходите, и вы все узнаете” и т.д. Обязательно следует отметить необычную, раскрепощенную атмосферу, которая царит на тренинге. Можно также отметить, что никто не будет скучать, ведь занятия проходят в игровой форме, а сам тренинг поможет его участникам улучшить их взаимоотношения с людьми, узнать много нового о себе и других людях, научиться лучше понимать себя и других людей. Кроме того, участники тренинга смогут просто приятно отдохнуть и хорошо провести время.
Рекомендуется проинформировать участников также о том, сколько будет длиться тренинг, где он будет проходить. Продолжительность зависит от того, в каких целях используются тренинговые упражнения. Если планируется провести собственно тренинг, то рекомендуется проводить его по 1-1,5 часа не реже одного раза в неделю. Если же включить элементы тренинга (какие-то упражнения) в какую-то программу, то достаточно включить несколько упражнений. В этом случае может не возникать необходимости информировать заранее участников об этом. Пусть это будет для них сюрпризом. Этот вариант очень хорош, так как он избавляет от необходимости рассказывать о тренинге. Можно просто показать “товар лицом”, выбрав наиболее интересные и продуктивные упражнения, которые могли бы привлечь участников на занятия.
II этап. “Игровое общение”
Цель: создание атмосферы психологической безопасности.
Этот этап начинается со знакомства. Основная его задача - подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого все садятся в один круг, включая ведущего. Каждый называет свое имя и говорит о своих особенностях (привычках, качествах, умениях, привязанностях и т.п.), которые, по его мнению, отличают его от окружающих, являются стержнем его индивидуальности. Можно предложить участникам следующий вариант: каждый участник, если есть желание, на время тренинга может взять себе любое имя (героя кинофильма, друга и т.д.), но при этом объяснить, почему он взял данное имя.
Если до тренинга тренер не был знаком со всеми его участниками, а участники не были знакомы между собой, то рекомендуется подготовить карточки и фломастеры, для того, чтобы участники в течение нескольких минут оформили себе визитки и закрепили у себя на груди. Следует также иметь под рукой булавки.
Дальше начинается собственно сам игровой процесс. Следует отметить состояние участников на этом этапе - напряженное ожидание, большая психологическая дистанция между участниками, скованность, закрытость, неуверенность, закрепощенность. Наиболее быстрый путь сокращения психологической дистанции возможен через общение с элементами тактильного контакта (прикосновения) и визуального контакта (контакта глаз). Участникам предлагаются такие задания, в ходе которых они должны будут браться за руки и образовывать дружескую поддержку, или общаться молча, “глаза в глаза”. Чтобы снять скованность и зажатость участников на этом этапе, также рекомендуется использовать танцевально-песенные упражнения (общий групповой танец или совместное хоровое пение), ролевые игры, элементы актерского тренинга: “живые скульптуры”, “разговор через стекло” и т.д. Кроме того, эти упражнения помогают созданию раскрепощенной атмосферы в группе, помогают почувствовать участникам тренинга себя более уверенно и защищено, а также помогают группе сплотиться. Помогает этому и чередование различных видов упражнений - словесных (групповая дискуссия, ролевая игра и т.д.) и несловесных: с элементами прикосновения, визуальный контакт глаз мимические и пантомимические упражнения.
Трудности
Способы их преодоления
Большая психологическая дистанция между участниками.
Задания с элементами тактильного контакта (прикосновения).
Скованность, зажатость и неуверенность участников.
Несловесные психологические упражнения.
Пассивность участников, страх выделиться из группы.
Танцевально-песенные упражнения.
Формальный характер общения, преобладание штампов и стереотипов.
Ведущему нужно сосредоточиться на игровых формах общения, сделать акцент на необычных заданиях.

III этап. “Противостояние”
Цель: помочь участникам перестроиться внутренне, чтобы они смогли выразить свое негативное состояние и, благодаря этому, способствовать творческой рабочей атмосфере в группе.
Постепенно, в результате прохождения группой второго этапа, игровое общение начинает исчерпываться. В группе возникают скрытые негативные эмоции. Происходит снижение интереса к дальнейшему участию и накопление избыточного эмоционального напряжения, а также, иногда, возникает агрессивное отношение к ведущему. В этом случае легко возникает групповое противодействие, которое нередко выливается в противостояние руководителя и группы. Но это противостояние является очень важным для развития группы и ведущий должен быть готов к его появлению. Здесь ведущему вместе с участниками нужно проанализировать сложившуюся ситуацию. Нужно открыто обсудить вместе с участниками ситуацию и очень важно показать участникам, что не плохая конструкция игры или некомпетентность психолога, а их способ решения предложенных ведущим ситуаций привел к такому результату, что результат появился не случайно, а вследствие воспроизведения участниками привычных, но малоэффективных в тренинге способов общения. Другими словами, у участников сработали штампы и стереотипы, которые и привели к такому результату. Ведущему вместе с участниками надо найти пути разрешения этой ситуации.
Трудности
Способы их преодоления
Спад интереса.
Приемы и упражнения, поднимающие интерес к тренингу.
Внутренняя эмоциональная закрытость.
Приемы, способствующие открытому выражению негативных эмоций.

IV этап. “Личностное общение”
Цель: помочь в создании “открытого” общения участников тренинга.
После этапа противостояния участники готовы вступить друг с другом в доверительное общение. Чтобы сделать его еще более эффективным, ведущий разбивает группу на подгруппы в 5-8 человек, в зависимости от количества участников тренинга. Здесь нужно отметить одну очень важную деталь: состав участников каждой микрогруппы должен быть постоянным и не изменяться до конца тренинга. Практика показала, что при постоянной смене у участников не возникает достаточно глубокой и открытой атмосферы общения. Если же с самого начала состав малой группы не менялся, то через отработку привычных шаблонов общения, через следующий за этим этапом конфликт (этап “Противостояние”), возникает рабочая фаза групповой работы. Так поэтапно, постепенно развивается тренинг.
5. Различные виды упражнений, используемых в тренинге

Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участников тренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы “снимают маски”, в которых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. И это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе.
С самого начала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использовать игровые упражнения. Игровые упражнения также можно использовать в досуговых вечерах для молодежи, используя лишь отдельные виды упражнений. А из 5-10 упражнений можно построить “вечер общения”. Большинство игр несут в себе глубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. Существуют различные виды упражнений, служащие тем или иным целям.
6. Групповая дискуссия в тренинге личностного роста

Дискуссия - это важная, очень значимая часть любого тренинга. Она может возникнуть спонтанно, обсуждаются какие-то ситуации, которые требуют прояснения. Начать такую дискуссию могут даже сами участники тренинга. Дискуссия может быть организована специально ведущим, например, для разнообразия, между играми. Вопросы, выдвинутые на дискуссию, могут быть самыми разными. Здесь можно и нужно подойти творчески. Ведущий может обратиться к участникам с вопросом, о чем бы им хотелось поговорить, чем поделиться, что обсудить. Но дискуссия не должна превратиться в “светскую болтовню”. Ведущий организует дискуссию после проведения некоторых видов игровых упражнений, где требуется анализ сыгранных ситуаций.
Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо соблюдение правил поведения, “норм общения”, которые были приняты группой в начале тренинга. Нет необходимости напоминать участникам перед началом групповой дискуссии эти правила, но следует контролировать их соблюдение и, в случае их нарушения участниками тренинга, напоминать о них.
Для проведения дискуссии участникам вместе с ведущим нужно сесть кругом. Каждый участник тренинга имеет право голоса и может высказать свою точку зрения. Здесь, как правило, обнаруживаются лидеры. Желательно, чтобы все участники тренинга принимали участие в дискуссии, но не надо насильно “тормошить” кого-то, чтобы услышать его мнение.
Минимум, что может сделать ведущий, если дискуссия “не идет” - организовать опрос мнений каждого участника по кругу, задавая наводящие вопросы: “А ты как считаешь? А ты как думаешь?” Ведущему желательно поблагодарить за откровенность и искренность каждого, кто изъявил желание высказаться: “Спасибо”. Это будет стимулировать участников на дальнейшую открытость и искренность, да и просто вызовет положительные эмоции.
Опыт показывает, что не следует предлагать участникам “поговорить” в самом начале тренинга - это может вызвать скуку и не заинтересует никого. Желательно это сделать после какого-то игрового упражнения, когда после активных движений участникам тренинга хочется “поговорить”.
Дискуссия не должна быть слишком затянута по времени, иначе времени ни на что больше не останется. Оптимальная продолжительность дискуссии 5-15 минут в зависимости от числа участников тренинга.
7. Краткий путеводитель по состояниям участников в тренинге

Тренинг - это своеобразное путешествие. Тренер выступает для участников в роли ведущего и должен провести их по определенному пути. В тренинге участники как бы “размораживаются”. Лишь став мягкими и пластичными, они могут действительно измениться в нужную для себя сторону. Тренер помогает участникам осуществить за короткое время переход от начальной скованности, отчужденности и пассивности к вниманию, доверию, радости.
1. С чего начинается тренинг для участника? Тренинг для участника начинается с того момента, как он узнает о его проведении. Он начинает думать о нем, представлять его, предполагать результаты. Когда человек приходит на первое занятие, он уже находится в определенном стрессовом состоянии. Поэтому при наборе группы важно не объяснение того, что такое тренинг, а разъяснение того, что он может дать в решении психологических трудностей. При этом текст желательно сформулировать так, чтобы у человека не сложилось четкого представления о предстоящем. Оно будет лишь мешать ему. Как ни странно, но и тренеру на подготовительном этапе надо стараться освободиться от своего предыдущего тренингового опыта и от своих ожиданий от группы. Чем более четкий план сформировался до начала тренинга, тем хуже он будет осуществляться.
2. Следующий важный этап - первая встреча тренера и участников. Тренер охвачен волнением и опасениями, что на этот раз может ничего получиться. Ко всему этому надо относиться нормально: обычное “предстартовое” волнение. Опыт, стаж и мастерство почти не влияют на силу этого волнения. Здесь важно, как при наборе участников, просто “привести себя на тренинг”.
Участники тренинга тоже волнуются. Ведь впереди - неизвестность. Кроме того, окружающие незнакомые люди лишь усиливают напряжение, которое скрывается, как правило, под масками безразличия, сонливости, отсутствия - “Я как все”.
3. Наступает пора знакомства. У участников, как правило, есть желание, но мешает скованность и страх выделиться. Для раскрепощения участников тренинга желательно включить упражнения, чтобы у участников во время упражнений была возможность дотронуться друг до друга, ощутить поддержку, получить эмоциональный заряд. Так идет сокращение дистанции. Основное условие для процедур на этом этапе - необычность: поговорить друг с другом ... руками, несколько минут “попрощаться” глазами, упасть спиной на дружеские руки, спеть песню всей группой и т.д. Уже через час в группе совершенно изменяется настроение. Происходит переход от отстраненности и масок на лицах к живому и активному взаимодействию.
4. По мере развития игрового процесса растет противоречие - пришли научиться общаться и решить проблемы, а сами спрятали свои проблемы и бодро веселятся. Это связано с тем, что после первоначальной замкнутости образовалось общее “Мы”, сплочение и дружелюбие.
5. Наконец, наступает конец последнего занятия. За время совместных, разнообразных переживаний произошло сплочение группы, участники уже не хотят расставаться друг с другом. Возникает сплоченная общность, готовая к совместной работе. Этот эффект дает возможность использовать такой тренинг со школьным и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.