Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа История социально-философской мысли в Беларуси
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 25.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Женский институт ЭНВИЛА
Кафедра лингвистики и
социально-гуманитар ых дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине философия
Тема №22 «История социально-философско
мысли в Беларуси»
Хацкевич Т.И
Студентки 2 курса группа
БАЗ 208
Факультета лингвистики
и экономики
Заочной формы обучения
Тел.+375336393572
Содержание:
Введение
1.Филосовская мысль эпохи
Возрождения (Ф. Скорина)
2.Социально-философ кая
мысль эпохи Реформации (С.Будный,
А. Волан)
Введение
Философия и культура Беларуси
эпохи Возрождения и Реформации вызывает
неослабевающий интерес у исследователей.
Это объясняется не только научными целями,
но и огромным значением духовных ценностей
этого периода для мировой и отечественной
культуры. В общеисторическом аспекте
эта проблема исследована и исследуется
преимущественно в тематике соотношений
эпох Возрождения и Средневековья. В связи
с этим нужно отметить, что белорусские
исследователи 1960 – 1970-х годов в большинстве
своём считали, что Беларусь пропустила
этап европейского Возрождения в его классических
формах. В частности, учёные писали о возрожденческих
тенденциях лишь в отдельных направлениях
духовной жизни, главным образом в литературе,
книгопечатании и архитектуре. В исследовании
учёных 1980-х годов, а также в последних
исследованиях В.М. Конона, С.А. Подокшина
и других, сделаны выводы о существовании
в Беларуси 16 – начала 17 веков ренессансного
гуманизма и соответствующих философии
и культуры. Они рассматривается на фоне
преобладающей средневековой или выделяются
как самостоятельный этап духовного развития
страны по аналогии с другими европейскими
странами, прошедшими эпоху Возрождения
и Реформации. Спорят учёные и о глубине
проникновения ренессансной культуры
и философии в жизнь белорусского народа
того времени, а также об особенностях
этого периода в сравнении с другими странами.
Сегодня среди учёных преобладает мысль
о вариантности этого периода в рамках
его однотипности.
1.Филосовская
мысль эпохи Возрождения (Ф.
Скорина)
Франциск Скорина,
являясь основоположником белорусской
национально-культур ой традиции, стоял
также и у истоков отечественной философско-этической
мысли. Его моральная концепция построена
в основном на базе синтеза библейско-христианск й
и аристотелевской этики. Однако это не
простой синтез. Библейско-христианск я
и аристотелевская этика модернизируются
Скориной в соответствии с требованиями
и идейными запросами эпохи Возрождения.
Скорина как мыслитель аккумулировал
богатейшую древнерусскую философско-этическую
традицию, для которой характерен взгляд
на наличное природно-социальное окружение
через призму нравственно-прекрасно о.
В синкретическом, т. е. нерасчлененном
по своему характеру, мировоззрении белорусского
гуманиста этический момент является
доминирующим.
Переведя Библию
на родной язык, сделав ее доступной широкому
читателю, Скорина тем самым впервые в
истории восточнославянской мысли утвердил
принцип личного отношения человека к
богу. Из учения белорусского гуманиста,
содержащегося в его предисловиях и послесловиях,
следует, то что исходные положения веры
и морали осмысливаются человеком, прежде
всего в его душе, сознании и выступают
как веление совести и нравственной задолженности.
Скорина, таким образом, утверждал интровертный,
ориентированный изнутри характер истоков
веры и человеческой морали; человек, по
мнению Скорины, осуществляя прямой, интимный
диалог с богом, не нуждается в посредничестве
церкви и способен достичь нравственных
вершин благодаря собственным усилиям,
личной вере в бога, самостоятельному
изучению Библии.
Религиозно-нравственну
позицию Скорины можно квалифицировать
как проявление ренессансного раннебуржуазного
индивидуализма, утверждавшего мораль
внутренних и внешних помыслов в противоположность
официальной церковной морали загробного
воздаяния. Это обстоятельство дает нам
право считать Скорину выдающимся гуманистом
эпохи Возрождения, реформатором в области
религии и морали.
Скорина выдвинул
программу реформирования религии, и морали
задолго до начала широкого реформационно-гуманис ического
движения в Беларуси. Выступив одновременно
(или почти одновременно) с Лютером, намного
раньше Кальвина, белорусский мыслитель
не получил у себя на родине широкой общественной
поддержки — общество Беларуси начала
XVI в. еще не созрело для этого. Поэтому
Скорина, за некоторыми исключениями,
не мог оказать непосредственного влияния
на Реформацию в Беларуси, начавшуюся
со второй половины XVI в. Однако белорусский
мыслитель являлся «соавтором» (наряду
с Эразмом Роттердамским, Лютером, Кальвином
и др.) общеевропейской идеи обновления
христианства, реформирования религии
и морали, и в этом смысле деятельность
его последователей в данном направлении
должна, на наш взгляд, рассматриваться
как реализация также и его идей.
Большая же часть
Библии может быть познана как логическим
путем, так и прикладным методом, знанием
«през речи видомые». Ф. Скорина здесь
является последователем К. Туровского
и К. Смолятича, утверждавших право человека
на тщательное вникание в смысл библейских
текстов.
Ф. Скорина всячески
разграничивает веру и знание. В частности,
он выделяет библейскую мудрость и мудрость
философскую, которую понимал как знание
сущего. В этом он предстает как продолжатель
идей сторонников «двойственной истины»
(философского учения, разграничивающего
веру и разум, истину божественную и истину
научную).
Библия для Ф.
Скорины - не только безусловный авторитет
веры, но и неоценимый объект познания,
источник светских знаний (естественнонаучных,
историко-правовых, философских), пособие
для изучения семи свободных искусств
(грамматики, логики, риторики, музыки,
арифметики, геометрии, астрономии). Но
Библия является не единственным источником
знаний. Знания даются Богом «многими
и различными путями».
В «Малой подорожной
книжице» Ф. Скорина предстает перед нами
как ученый-астроном. Он вводит поправки
в Юлианский календарь, определяет время
вхождения Солнца в каждое созвездие зодиака,
сообщает о шести лунных и одном солнечном
затмениях. Сделав замечание, что вопросы
библейской онтологии трудны для понимания,
согласившись с креационистской формулировкой
возникновения мира, Ф. Скорина, разграничивая
веру и знание, приходит к выводу о необходимости
овладения «посполитым» человеком мудростью
и науками.
Философские позиции
Ф. Скорины носят явно выраженный антропоцентрический
характер и в целом совпадают с традицией
Ренессанса. Ученый рассматривает человека
как существо разумное, нравственное и
общественное. Утверждая, что каждый человек
от рождения имеет равные права, Ф. Скорина
акцентирует внимание на вопросах его
нравственного совершенствования, смысла
жизни и достоинства, свободы, гражданской
активности, общего и индивидуального
блага. Ученый пересматривает средневековую
христианскую доктрину смысла человеческого
существования, где земная жизнь не представляет
само ценности, а является только этапом
к жизни вечной. Рассуждая о смысле жизни,
он подчеркивает много вариантность жизненных
позиций и ценностных ориентации человека.
Сочувственно относясь к реальной нравственности
человека, Ф. Скорина противопоставляет
ей мораль как сферу должного, направляет
«посполитого» человека на активную общественно
полезную жизнь. Он считает, что люди от
рождения наделены одинаковыми задатками.
О человеческом достоинстве надо судить
не по происхождению, а по нравственно-интеллекту льным
качествам, по тому, какую пользу принес
тот или иной человек «отчизне своей».
Нравственный
идеал Ф. Скорины - гуманистически-христ анская
концепция жизни, в центре которой - понятие
блага. В качестве высшего блага у Ф. Скорины
выступает разумная, нравственная и общественно
полезная жизнь человека. Ф. Скорине принадлежит
приоритет в общественной мысли, в постановке
и решении проблемы «человек - общество».
Решая вопрос о соотношении общего блага
(«посполитого» доброго) и индивидуального,
решительное предпочтение отдает первому.
Человек - существо общественное, и только
в обществе он может себя реализовать.
Человек в этой связи просто обязан научиться
«жить вкупе» (сообща, в обществе). Только
идея общего блага может объединить людей.
С другой стороны,
Ф. Скорина постоянно говорит о необходимости
непрерывного совершенствования человеческой
природы, что будет способствовать гармонизации
общественной жизни. Вслед за Сократом
и Платоном Скорина утверждает, что добродетельный
человек равнозначен человеку знающему.
Это означало, что добродетели можно научить
и в этой связи нравственный идеал реально
достижим.
Отдавая безусловный
приоритет духовным ценностям, Ф. Скорина
как мыслитель эпохи Возрождения не противопоставляет
их ценностям плотским, земным радостям,
выступает за необходимость гармонии
духовного и земного.
Высшим принципом
отношений между людьми Ф. Скорина считает
человеколюбие. Примечательно, что эту
норму человеческих отношений он распространяет
не только на христиан, но и на представителей
других вероисповеданий. В связи с этим
человеколюбие приобретает у него вселенский
общечеловеческий характер.
Является он также
основоположником национально-патриоти еской
традиции в истории общественной мысли.
Ф. Скорина - патриот своей родины Он это
доказал своей подвижнической деятельностью
на благо отчизны. Средневековое мышление,
как известно, было космополитическим.
Для Ф. Скорины же интересы своего народа
выше религиозных Любовь к родине выражена
Ф. Скориной в изящно литературной форме:
«Понете от прирождения звери, ходящие
в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие
по воздуху, ведають гнезда своя; рыбы,
плавающие по морю и в реках, чують виры
своя; пчелы и тым подобные боронять ульив
своих; тако же и люди, и где зродился и
ускормлены суть по бозе, к тому месту
велику ласку имають».
Таким образом,
Ф. Скорина рассматривает человека преимущественно
с нравственной стороны. Главное его назначение
- делать добрые дела для ближних, служить
общему благу. Только в этом случав человек,
реализует себя как член общества.
Ф. Скорина стоял
у истоков зарождения так называемого
буржуазного юридического мировоззрения.
Он понимал, что религия является мощным
регулятором общественной жизни. Однако
она в условиях формирования новых общественных
отношений уже явно не справлялась с ролью
безусловного социального регулятора,
каким была в средневековье. Новые социально-экономичес ие
условия требовали и новых механизмов
управления обществом. Таким механизмом
должно быть, считает Ф. Скорина, право.
Он различает законы
неписаные и писаные. Сначала
люди жили по неписаным законам
взаимодоверия и справедливости.
Лишь с усложнением общественных
отношений возникают законы писаные.
Из сказанного выше можно сделать
вывод, что Ф. Скорина является
сторонником теории «естественного
права», под которым понималась
совокупность вечных и неизменных
принципов, правил, ценностей, вытекающих
из самой человеческой природы.
Эти естественные, неписаные законы
фигурируют у него под названием
«прироженый закон». По мысли Ф. Скорины,
«прироженый закон» должен быть фундаментальным
основанием писаного права, которое, являясь
человеческим установлением, формируется
у народов не одновременно и в первую очередь
зависит от уровня развития форм государственной
жизни. Само право он рассматривает во
взаимосвязи и единстве с моралью, поскольку
у них единая основа - «прироженый» закон,
написанный Богом «в серци единого кажного
человека» и запечатленный в его разуме.
Следуя традиции
античной философии: для мудреца право
излишне потому, что он делает по собственному
убеждению то, что другие - под страхом
закона, Ф. Скорина утверждал, что человек
нравственный может обходиться и без правовых
законов. К законам и праву Ф. Скорина выдвигает
ряд обязательных критериев, актуальных
и сегодня. Закон должен быть «почтивый,
справедливый, можный, потребный, пожиточный,
подле прирожения, подлуг обычаев земли,
часу и месту пригожий, явный, не имея в
собе закритости, не к пожитку единого
человека, но к посполитому доброму написаный».
Закон будет уважаться в обществе, если
он будет справедливым. Несправедливый
же закон озлобляет человека, позволяет
его перманентно (постоянно) нарушать.
Справедливость (от лат. justitia), таким образом,
у Ф. Скорины приобретает статус этико-правовой
категории.
Справедливость
и общее благо у Ф. Скорины, - не только
этические понятия, но и универсальные
юридические категории. Здесь автор высказывает
гениальную догадку возможного совпадения
закона и права на основе юстиции (справедливости),
общего блага и разума.
С практической
точки зрения такая постановка вопроса
обеспечивала гуманное судопроизводство,
в основе которого, по Ф. Скорине, находится
та же справедливость. Мыслитель утверждает
также, что судье необходимо быть не только
высоконравственным и бесстрастным профессионалом,
но и советчиком. Задолго до возникновения
в Европе развернутых правовых теорий
Ф. Скорина объявляет закон и право основой
гармоничного развития общества. Беззаконие,
несовершенное судопроизводство разрушают
общественный мир. Беззаконие является
величайшим общественным пороком и сопоставимо
разве что с понятием греха, поэтому является
наказанием Божьим. Законность же - величайшее
общественное благо.
Представляет
интерес и скориновская классификация
права. Как уже говорилось, он выделяет
неписаное и писаное право. Последнее
подразделяется на право божеское, церковное
и земское. Право божеское изложено в Библии,
церковное — в документах соборов, земское,
или светское, - наиболее просвещенными
людьми и государями. Высказывается также
идея о большой роли народа как в правотворчестве,
так и в государственной жизни: «Справа
всякого собрания людского и всякого града,
еже верою, соединением ласки и згодою
посполитое доброе помножено бываеть».
Ф. Скорина представляет
следующую классификацию земского права.
Сначала он говорит о «посполитом праве»,
которое фиксирует общие принципы жизнедеятельности
общества. Потом у Ф. Скорины следует языческое
право, в котором говорится о правилах
ведения военных действий между государствами.
Как человек своего времени Ф. Скорина
является свидетелем многочисленных войн
и считает, что они должны вестись в соответствии
с правовыми нормами - заранее оповещать
противника о начале военных действий,
выполнять условия заключенного мира
(перемирия), уважать институт переговоров
и т.д. Непосредственно за языческим правом
следует рыцарское, или военное. Оно являет
собой своего рода, говоря современным
языком, устав армии, так как в нем регламентируется
боевое построение войск, тактика ведения
боевых действий, поведение на поле брани.
Далее он выделяет царское, местное, морское
и купеческое право.
Данная классификация
свидетельствует о глубоком понимании
Ф. Скориной необходимости правовой регуляции
важнейших сфер жизни и общества, что сможет
сделать его более стабильным и гармоничным.
Ф. Скорина
во взглядах на общество в целом и является
представителем своего времени, некоторые
его идеи актуальны и сегодня. Особенно
это касается его методологии создания
законов, необходимости строить отношения
между основными социальными группами,
классами и сословиями на основе общественного
согласия и взаимных уступок.
2.Социально-философ кая
мысль эпохи Реформации (С.Будный,
А. Волан)
Намеченная
мыслителем ренессансно-гуманисти еская
тенденция к разрыву связи между моралью
и официальной религией, идея естественного
происхождения нравственности в прямой
или косвенной форме получили дальнейшее
развитие в философско-этической мысли
Беларуси XVI—XVII вв., в частности во взглядах
М. Литвина, С. Будного, А. Волана, белорусских
эпикурейцев и социниан, Б. Будного, Ю.
Доманевского, Л. Зизания. К. Лыщинского
и др.
Тенденция натурализации
и секуляризации этики, наметившаяся во
взглядах Скорины, более последовательно
проявилась в учении Симона Будного.
Сымон Будный
вошел в историю отечественной философской
мысли как один из виднейших идеологов
и деятелей периода Реформации. Все его
творчество как богослова и философа осуждалось
представителями и протестантизма, и православия,
и католицизма.
Современники-богословы
ставили Сымона Будного вровень с такими
известными деятелями Реформации, как
Ян Гус и Мигель Сервет. Его сочинения
знали не только в Великом княжестве Литовском,
Польше, но и в Чехии, Германии, Швейцарии,
Англии, России.
Онтология Семена
Будного вытекает из его антитринитаризма.
Отвергнув Троицу, С. Будный разрабатывает
учение о Боге как Абсолюте. Симон Будный
не отрицает божественности Христа и Святого
Духа, однако, на его взгляд, они не единосущны
Богу-Отцу. В своем «Символе веры» автор
доказывает, что Бог обладает вечностью,
всемогуществом, неизменностью, нераздельностью,
бесконечностью, тварным началом. Своей
беспредельной мощью он сотворил из ничего
и небеса, и землю, и моря, и ангелов, и людей,
и животных. Сотворил весь мир Бог без
помощи Сына, который рожден от женщины,
принадлежавшей к человеческому роду.
[3; с.32]
Христианское
учение о Троице исходит из единой божественной
сущности, которая выступает как внутри
личностное отношение трех взаимосвязанных
субстанций-ипостасе - Бога-Отца (безначального
начала). Бога-сына (Логоса или Абсолютного
смысла) и Бога-Святого Духа (животворящего
начала). Эти три субстанции (ипостаси)
обладают равновеликостью и нераздельностью,
хотя, как видно, и единосущны. Несмотря
на свою едино сущность, каждый элемент
Троицы имеет свой онтологический смысл:
Бог-Отец - это праоснова чистого бытия,
Бог-Сын (Христос) - Логос-Слово-Закон (понятийное
оформление бытия), Бог-Святой Дух - творящее
начало на основе синтеза чистого бытия
и Логоса-Слова-Закона.
В творении
мира, согласно христианской философии,
участвуют единовременно три равнозначных
субстанциональных начала, которые выполняют
при этом свои особенные функции: Бытие
Бога-Отца приобретает смысл благодаря
Богу-Сыну (Логосу-Слову-Закону , творение
же мира происходит с помощью Бога-Святого
Духа.
С. Будный
высказывает мысль, что учение о Троице
могло возникнуть только в результате
соединения философии и теологии. Первые
христианские философы-апологеты Юстин,
Аристид. Тертуллиан, а затем и Августин
«Блаженный» просто придумали эти три
ипостаси Бога. Критикуя сторонников учения
о Троице и их современных защитников.
С. Будный отмечает, что в подлинном тексте
Священного писания нет ни одного места,
где бы утверждалось, что Бог-Отец, Бог-Сын
и Бог-Святой Дух - это один Бог.
В полемике со
своими противниками (как католиками,
так и протестантами) он находит союзника
в православии, считавшем, в отличие от
католицизма и протестантизма, что Дух
Святой исходит только от Бога-Отца, а
не от Бога-Сына. Однако главным аргументом
в дискуссии для С. Будного является логика
разума. В письме известному протестантскому
теологу из Швейцарии Г. Буллингеру в 1563
году он показывает, что из католического
и протестантского учения о Троице вытекает:
Святой Дух является общим порождением
Бога-Отца и Бога-Сына. Но Бог-Сын рожден
не только от Бога-Отца, но и Бога-Святого
Духа в силу их едино сущности. Поэтому
учение о Троице логически несостоятельно.
С. Будный критикует
те места Библии, в которых говорится о
рождении Христа. Он отвергает в первую
очередь божественное происхождение Христа,
считая его лишь великим проповедником-пророк м
и высоконравственным человеком. С. Будный
исключает таким образом Христа из над
мирового начала, отвергает его как единое
целое. Поэтому к нему неприменимо понятие
Бога.
Не обладает самостоятельной
сущностью и третья ипостась - Бог-Святой
Дух. Это атрибут Бога, его творящая сила.
Часть целого не может выступать как целое.
С. Будный проводит аналогию Святого Духа
и духа человеческого, который зависит
от тела. Дух человека не может замещать
самого человека. Если такое допустить,
то дух человека перестает им быть. Точно
так же и Святой Дух. Он не может одновременно
быть и Богом, и Духом.
Последовательно
разрушив всю систему доказательств сторонников
Троицы, С. Будный представил Бога безличным
началом. Бог является предосновой бытия,
дух - его атрибут, его творящая сила. Сторонники
учения о Святой Троице выдвинули 10 доказательств,
подтверждающих наличие Троицы. Опровергнув
данные доказательства, С. Будный приводит
18 эпизодов из Библии, подтверждающих,
по его мнению, что Бог в Библии - это Бог-Отец,
а не Троица. Однако С. Будный не соглашается
и с эволюционистами, которые исходя из
понимания Бога как безличного начала
делали вывод о возникновении мира без
божественного участия.
В целом, отталкиваясь
от основополагающих в средневековом
мышлении идей провиденциализма и креационизма,
С. Будный считает, что Бог не только создал
мир, но и управляет им.
В целом же учение
об Абсолюте подрывало изнутри и провиденциализм,
и креационизм. Подвергнув философско-богословс ой
критике догмат Троицы, обосновав земное
происхождение Христа, С. Будный заложил
основу для самых смелых философских выводов.
Гносеология.
Вера и разум. Диалектика. Рационалистический
анализ Библии, предпринятый С. Будным,
неминуемо выводил его на решение проблемы
соотношения веры и разума. Рационализировав
и натурализировав Библию, философ решительным
образом отдает предпочтение разуму (в
связке вера - разум). Только с помощью
разума можно познать религиозные и мирские
тайны. В этом взгляды С. Будного продолжают
традиции К. Смолятича и К. Туровского
по не буквальному прочтению библейских
текстов. Существенным же отличием является
ярко выраженный рационализм С. Будного.
Если К. Смолятич и К. Туровский заявляли
о своем праве на тщательное вникание
в Священное писание, то С. Будный уже приступает
к его систематической рационалистической
критике, цель которой - установление истины.
Важной составляющей рационалистического
метода С. Будного является требование
текстуального осмысления Библии. Не домыслы
аллегории, заявляет он, а строгий анализ
текста позволит познать истину. Для этого
необходимо однозначное понимание слов
текста, закрепление за ним значения, адекватного
самим предметам. О предметах надо судить
не по их названиям, а выводить названия
из их сущности.
Саму истину он
понимает как адекватность человеческому
разуму и опыту. Поэтому истина достигается
на основе большого фактического и исторического
материала, что позволяет человеку постичь
всеобъемлющую картину бытия. Такова первая
особенность гносеологии С. Будного.
Поскольку истина
Священного писания представлена в свернутом
виде, то раскрыть ее можно только с помощью
диалектического разума. В подтверждение
своей мысли С. Будный приводит пример
Христа и апостолов, в совершенстве владевших
диалектикой познания мира.
Отсюда
вытекает вторая особенность гносеологии
С. Будного, которая заключается в ее диалектичности.
Саму диалектику он представляет не как
изобретение древних греков, а как природный
дар. Диалектика - это и не софистика, которая
часто ведет человека в гносеологические
тупики. Диалектика - это и не схоластическая
логика, слишком упрощающая мир и знание
о нем. Люди должны остерегаться такого
понимания диалектики, чтобы не быть обманутыми
и не обманывать других. Только при правильном
использовании диалектики она носит подлинный
характер и помогает в постижении истины.
Третьей особенностью
гносеологии С. Будного является ее натурализм,
вытекающий из христологии, в которой
обосновывается человеческая природа
Христа. С. Будный натурализует такое понятие,
как загробный мир, библейские чудеса
и др. Отвергая сверхъестественные ситуации,
описанные в Библии, он не только призывает
на помощь обыкновенный здравый смысл
и факты, но и ссылается на данные науки
того времени, стремится объяснить их
как естественно-природные явления.
Для гносеологии
С. Будного, наряду с рационализмом, натурализмом
и диалектикой, характерен и. такой (изначально
философский) метод познания, как принцип
сомнения. Это - четвертая особенность
его гносеологии. Ничего, в том числе и
Священное писание, человек не должен
принимать на веру. Подчеркивается необходимость
испытания всего, с чем человек имеет дело,
иначе заблуждения неизбежны. Человек
волен и заблуждаться, и ошибаться. Однако
это не преднамеренное искажение истины,
не злая сила, а проявление интеллектуальной
свободы, без которой процесс отыскания
истины в принципе невозможен. Только
тщательное испытание веры разумом и данными
опыта является условием определения
истинности или ложности философско-богословс их
проблем.
Такая рационалистическая
позиция С. Будного подрывала господствовавший
в середине века догматический метод философского
мышления. Примечательно, что принцип
сомнения С. Будный не только распространяет
на теологическую проблематику, но и считает
его полезным для естественнонаучного
исследования, познания окружающего мира
в целом.
С. Будный в этой
связи отдает решительное предпочтение
индивидуальному разуму, самопознанию
человека. Он сам не претендует на абсолютную
истину, но и другие, по его мнению, не должны
иметь такого права. Человек, утверждает
мыслитель, должен освобождаться от власти
авторитетов-схоласт в. Он имеет право
на свободное изложение своих взглядов,
а в дискуссиях должен соблюдать по отношению
к своим оппонентам толерантность (терпимость
к чужим мнениям и верованиям).
Андрей
Волан (1530—1610) родился в Польше в шляхетской
семье. Учился в немецких университетах
во Франкфурте-на-Оде-ре и Кенигсберге.
Получил известность как теоретик и практик
политико-правовой деятельности. Долгие
годы был секретарем при королях Сигизмунде
II Августе, Стефане Батории и Сигизмунде
III Вазе, послом сейма от шляхты Ошмянского
повета.
Им написано
свыше 30 сочинений на политико-правовую
тематику. Наиболее известные из них:
«О политической или гражданской свободе»,
«О счастливой жизни, или наивысшем человеческом
благе», «Размышления над посланием божественного
апостола Павла к Эфесцам», «О государе
или его личных добродетелях». Выступая
за веротерпимость, А. Волан критикует
католическую церковь, защищает православную.
Известны такие его антиуниатские сочинения,
как «Истинное или ортодоксальное мнение
старой церкви», «Пять писем А. Волана
против Скарги».
Политико-правовые
идеи. Отечественными исследователями
отмечено, что в эпоху Ренессанса и Реформации
философская и общественно-политичес ая
мысль в Беларуси развивалась в контексте
общеевропейской. Как и Ф. Скорина, А. Волан
приходит к выводу, что новые общественные
отношения, зарождающиеся в недрах феодализма,
настоятельно требуют новых регуляторов.
Таким регулятором должно стать, считает
А. Волан, право. Это дает основание представлять
их взгляды как соответствующие так называемому
юридическому мировоззрению. Вклад А.
Волана в разработку основных идей юридического
мировоззрения значителен: одни из них
были на уровне времени, другие значительно
обогнали его.
Дальнейшее
развитие этих взглядов в XX столетии привело
к созданию развернутой либерально-правовой
теории, где демократия, права человека
и рыночная экономика представляют собой
модель современного правового демократического
государства.
А. Волан понимал,
что отождествление юридических законов
с нравственностью не позволяло праву
утверждаться в качестве авторитетного
регулятора жизнедеятельности государства.
Религия и основанная на ней мораль как
многовековые институты управления общественными
отношениями не исчезают. Однако А. Волан
не видит в современном ему обществе тех
механизмов, которые способствовали бы
религии и морали и в будущем выполнять
роль безусловных регуляторов все более
сложных социальных отношений. Это не
означало исключение морали и религии
из области права. По А. Волану, мораль
и религия, являясь существенной основой
права, не поглощают его. Мораль и религия
занимают свое место в жизни общества,
если государство и его граждане осуществляют
жизнедеятельность в соответствии с правом.
Идеи А.
Волана основываются на понятии свободы.
Однако если сначала европейские современники
понимали свободу как моральный выбор,
а позднее как познанную необходимость,
то он одним из первых в Европе рассмотрел
свободу с юридической точки зрения. Пройдет
значительное время, и английский философ
Т. Гоббс буквально повторит: «Право есть
свобода».
Период
Великого княжества Литовского, Русского
и Жемайтского главным содержанием свободы,
как считает А. Волан, являются:
- гарантированная законом защита
человека от несправедливости и посягательств
на его жизнь;
- правовая охрана личных и имущественных
прав человека;
- правовое ограничение феодального
единовластия и произвола;
- подчинение всех (без исключения)
государственных служащих, в том числе
и монарха, закону;
- решение конфликтных ситуаций
между гражданами только в судебном порядке;
- создание подлинно справедливых
и независимых судов;
- воспитание высококвалифицирован ых
и высоконравственных юристов.
Следовательно,
свободным является то общество, в котором
закон и власть гарантируют человеку личную
и имущественную безопасность. Такие взгляды
представляют собой вполне современную
теорию правового государства.
Современно
звучат и слова А. Волана о естественных
правах человека, который от рождения
имеет право на то, что входит в понятие
«достойная жизнь». Ни государство, ни
его руководители, ни какая-нибудь партия
не предоставляют человеку прав, они у
него — неотъемлемые. В мировой правовой
теории и практике такая точка зрения
сегодня общепринята. Она является базовой
основой всех существующих международных
документов о правах человека.
Свобода,
подчеркивает А. Волан, является также
необходимым условием развития умственных
и физических задатков человека, нравственных
добродетелей, науки и культуры.
Она (свобода)
утверждается в государстве, где человек
действует в соответствии с разумом, моралью
и правом. Такой взгляд предпочтительнее
даже кантовского понимания свободы, так
как Кант выводил ее только из следования
нравственности и праву.
Разум, о котором говорит
А. Волан, превращает свободу в осознанную
человеческую деятельность.
А. Волан понимал право как выражение разумной,
коллективной, всеобщей воли народа, как
наивысший разум, заложенный в природе.
Поэтому законы, издаваемые в государстве,
должны следовать этому природному разуму.
Всякое отклонение от него расшатывает
общество, порождает конфликты, что уже
не позволяет называть их законами. Закон
и право предстают у А. Волана гарантом
свободы и целостности общества, гражданского
согласия в нем. А. Волан призывает к мирному
существованию основных социальных групп
и классов. Государству нужны не классовая
борьба, а мир, общественное согласие.
Благополучие государства и его граждан
основывается на законах, исходящих из
единства блага, справедливости и разума.
Мысль
о несовпадении закона и права впоследствии
станет общепринятой в европейской правовой
теории. Исторический опыт свидетельствует
о том, что наличие законов не гарантирует
наличия права. Не всякий закон тождественен
праву. Закон станет правом в том случае,
если он будет справедливым и разумным.
Справедливость и разумность закона превращает
его в благо, добро. Закон — справедливость,
разум, благо — право — такая триада в
триаде наиболее полно характеризует
взгляд А. Волана на сущность и структуру
права.
О соотношении
политики, морали и права. Не принимает
А. Волан и средневековых средств управления
государством - разделяй и властвуй. Такой
дилеммы — политика или нравственность
— у него не существует. Мораль - сфера
не только должного, но и явного. Государь
должен сам быть homo moralies (человек моральный)
, моральными должны быть и его действия.
Среди добродетелей, необходимых государю
в управлении, на первом месте справедливость.
Как известно, справедливость — категория
не только этическая, но и т.д.................