Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Виды психологического эксперимента
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 25.12.14.
Год: 2014.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Эксперимент
Эксперимент является одним
из основных методов научного исследования.
В общенаучном плане эксперимент определяется как особый
метод исследования, направленный на проверку
научных и прикладных гипотез, требующий
строгой логики доказательства и опирающийся
на достоверные факты. В эксперименте
всегда создается некоторая искусственная
(экспериментальная) ситуация, выделяются
причины изучаемых явлений, строго контролируются
и оцениваются следствия действий этих
причин, выясняются связи между исследуемыми
явлениями.
Задача психологического эксперимента
заключается в том, чтобы сделать внутреннее
психическое явление доступным объективному
наблюдению. При этом исследуемое явление
должно адекватно и однозначно проявляться
во внешнем поведении, что достигается
за счет целенаправленного контроля условий
его возникновения и протекания
Таким образом, психологический
эксперимент можно определить как метод,
при котором исследователь сам вызывает
интересующие его явления и изменяет условия
их протекания с целью установить причины
возникновения этих явлений и закономерности
их развития
4.2. Виды психологического эксперимента
Эксперименты бывают нескольких
видов. В зависимости от способа организациивыделяют
лабораторный, естественный и полевой
эксперименты.
Лабораторныйэкспери ент проводится в специальных
условиях. Исследователь планово и целенаправленно
воздействует на объект изучения, чтобы
изменить его состояние. Достоинством
лабораторного эксперимента можно считать
строгий контроль за всеми условиями,
а также применение специальной аппаратуры
для измерения. Недостатком лабораторного
эксперимента является трудность переноса
полученных данных на реальные условия.
Испытуемый в лабораторном эксперименте
всегда осведомлен о своем участии в нем,
что может стать причиной мотивационных
искажений.
Естественный эксперимент проводится в реальных
условиях. Его достоинство состоит в том,
что изучение объекта осуществляется
в контексте повседневной жизни, поэтому
полученные данные легко переносятся
в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы
о своем участии в эксперименте, поэтому
не дают мотивационных искажений. Недостатки
– невозможность контроля всех условий,
непредвиденные помехи и искажения.
Полевой эксперимент проводится по схеме
естественного. При этом возможно использование
портативной аппаратуры, позволяющей
более точно регистрировать получаемые
данные. Испытуемые проинформированы
об участии в эксперименте, однако привычная
обстановка снижает уровень мотивационных
искажений.
В зависимости от цели исследования различают
поисковый, пилотажный и подтверждающий
эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной
связи между явлениями. Он проводится
на начальном этапе исследования, позволяет
сформулировать гипотезу, выделить независимую,
зависимую и побочные переменные (см. 4.4)
и определить способы их контроля.
Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент,
первый в серии. Он проводится на небольшой
выборке, без строгого контроля переменных.
Пилотажный эксперимент позволяет устранить
грубые ошибки в формулировке гипотезы,
конкретизировать цель, уточнить методику
проведения эксперимента.
Подтверждающий эксперимент направлен на установление
вида функциональной связи и уточнение
количественных отношений между переменными.
Проводится на заключительном этапе исследования.
В зависимости от характера
влияния на испытуемого выделяют констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент
включает в себя измерение состояния объекта
(испытуемого или группы испытуемых) до
активного воздействия на него, диагностику
исходного состояния, установление причинно-следственных
связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является
применение способов активного развития
или формирования каких-либо свойств у
испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное
измерение состояния объекта (испытуемого
или группы испытуемых) и сравнение с состоянием
до начала формирующего эксперимента,
а также с состоянием, в котором находится
контрольная группа, не получавшая экспериментального
воздействия.
Анкетирование
– это опрос с помощью анкеты. Анкета
(или опросный лист) – это специально оформленный
список вопросов, обращенных к определенной
категории респондентов.
Считается, что первым анкетирование
как научный метод при- менил Ф. Гальтон
в своих психодиагностических исследованиях»;
Анкетирование предполагает,
что опрашиваемый заполняет вопросник
в присутствии анкетера или без него, реже
анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого.
Виды анкетирования
По числу респондентов
Индивидуальное
анкетирование — опрашивается один респондент;Групповое
анкетирование — опрашиваются несколько
респондентов;Аудито ное анкетирование —
методическая и организационная разновидность
анкетирования, состоящая в одновременном
заполнении анкет группой людей, собранных
в одном помещении в соответствии с правилами
выборочной процедуры;Массовое анкетирование —
участвуют от сотни до нескольких тысяч
респондентов (на практике работа трудоёмкая,
а результаты менее корректны).
По полноте охватаСплошное — опрос
всех представителей выборки.Выборочное —
опрос части представителей выборки.
По типу контактов с респондентоми Очное — проводится
в присутствии исследователя-анкетёр ;Заочное —
анкетёр отсутствует:Рассылка анкет по почте;Публикация анкет
в прессе;Публикация анкет
в Интернете;Вручение и сбор
анкет по месту жительства, работы и т. д.
Анкета имеет определенную
структуру, где важными элементами являются:
вводная часть, «паспортичка», основная
часть.
Вводная часть. Оформление анкеты следует
начать с титульного листа, где обязательно
указывают название анкеты, отражающее
тему или проблему опроса, место и год
выпуска анкеты, а также название организации,
проводящей опрос.
Во вводной части обычно кратко
поясняют цели и задачи опроса, его значение
и перспективы использования результатов.
Здесь же разъясняются правила заполнения
анкеты, обязательно указывается, что
опрос анонимен.
«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся
социально-демографи еских и других характеристик
самого респондента. Как правило, она помещается
либо в начале анкеты, либо в ее конце и
в последнем случае заканчивается выражением
благодарности респонденту за участие
в опросе. Некоторые исследователи считают,
что «паспортичка» в самом начале анкеты
может вызвать недоверие к социологу и
сомнение в действительной анонимности
опроса и соответственно повлиять на искренность
ответов. В то же время расположение «паспортич-
ки» в начале анкеты оправдано психологически,
поскольку позволяет постепенно повышать
сложность вопросов.
Основная часть анкеты состоит из вопросов,
связанных с целями и задачами исследования,
а также самой процедурой заполнения анкеты.
Большое значение имеют очередность вопросов,
их формулировка, графическое оформление.
Вопросы и варианты ответов, как правило,
предлагается выделять шрифтом, номером,
рамками. Текст анкеты обычно адаптируется
с учетом уровня культуры и образования
респондентов. Возможно использование
схем, графиков, которые могут активизировать
внимание участников опроса.
При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться
требованиями, проверенными на практике
и повышающими их обоснованность и надежность
анкеты.
подсказки («да» или «нет»), а
также «меню» для ответов. Поэтому такого
рода вопросы называютзакрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить
«меню». В таком случае в конце приводимых
ответов предусмотрены возможности кодирования
дополнительных ответов.
Социологи
используют и открытые вопросы, такие,
которые не предусматривают подсказок.
При открытых вопросах респондент имеет
возможность свободно и полно выразить
свое мнение, а социолог — собрать богатую
информацию.
Тесты.
С английского – «испытание», «проверка»,
«проба».
Тесты – это стандартизированные и обычно короткие
и ограниченные во времени испытания,
предназначенные для установления количественных
и качественных индивидуально-психол гических
различий между людьми. Главное отличие
от других методик – на задания нужно
дать правильный ответ.
Признаки теста:
Четкая инструкция, жестко определяющая
поведение испытуемого.
Оценивание проводится по критерию правильности.
Стимульный материал должен однозначно
восприниматься испытуемыми.
Тесты подразделяются по цели, форме
и содержанию. По цели: для отбора; для
классификации; для распределения. По форме: индивидуальные,
групповые, аппаратурные, компьютерные,
бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта,
креативности, общих способностей, специальных
способностей, Личности, достижений, критериальноориентиро анные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие
экспериментатора и испытуемого происходит
один на один. Оно имеет свое преимущество:
возможность наблюдать за испытуемым,
слышать и фиксировать ответы, позволяет
оценивать отношение к обследованию.
Групповые тесты позволяют проводить испытания с очень
большой группой людей. При групповом
тестировании особенно строго надо соблюдать
единообразие условий проведения эксперимента.
Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные
ответы в одних случаях могут формулироваться
испытуемым самостоятельно (открытые
ответы), в других случаях он должен выбрать
из нескольких вариантов (закрытые ответы).
Письменные тесты носят также открытый
и закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные,
компьютерные тесты различаются по материалу,
который используется при тестировании.
Вербальные и невербальные тесты различаются
по характеру стимульного материала.
Опросники
Это группа психодиагностических методик,
в которых задания представлены в виде
вопросов и утверждений. Они отражают
отношение человека к тем или иным высказываниям,
меру его согласия и несогласия.
От испытуемого требуется ответить на
вопрос, или согласиться или не согласиться
с утверждением. Разновидность самонаблюдения.
Особенности:
Метод косвенной самооценки.
Результаты оцениваются не по принципу
правильности или неправильности.
Проблема: интерпретация результатов.
Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные
самоотчеты, которые по форме могут быть
групповыми и индивидуальными. По характеру
ответов закрытыми и открытыми. Могут
быть подразделены на опросники: черт
Личности, типологические, мотивов, интересов,
ценностей, установок.
Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке,
не имеющей непосредственного отношения
к его психологическим особенностям. Они
предполагают жестко фиксированный порядок,
содержание и форму вопросов, четкое указание
формы ответов. Могут быть с открытыми,
закрытыми и полузакрытыми вопросами.
Используются для получения информации
об истории жизни человека (биографические
анкеты).
Проективные техники
Эта группа методик предназначена для
диагностики Личности. Для них характерен
глобальный подход к оценке Личности,
а не выявление отдельных черт.
Был определен Юнгом. Если косвенным
образом воздействовать на значимые области
переживаний человека, то можно вызвать
изменения в экспериментальной Деятельности.
Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать,
развивать неопределенные стимулы. Цель
проективных методик относительно замаскирована,
что уменьшает возможность давать испытуемому
благоприятные ответы.
Все действия человека имеют отпечаток
его психологического состояния:
Приписывание другим людям социально
неприемлемых желаний.
Символический перенос во вне содержания
внутреннего мира.
Особенности методик:
Неопределенность стимульных условий.
Неопределенная ситуация обследования.
Действия не определены стандартами, не
заданы четко.
Ответы на задания приобретают смысл
в связи с личностным значением, которое
им придается испытуемым. Поэтому ответы
на задания не оцениваются по критерию
правильности и неправильности. Любой
ответ принимается и интерпретируется.
Группы проективных методик:
методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
методики конструирования: создание из деталей единого целого;
методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;
импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);
адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).
Психофизиологические методики
Диагностируют природные особенности
человека, обусловленные основными свойствами
его нервной системы. Они разрабатываются
отечественной школой Теплова-Небылицына
и их последователями в рамках научного
направления, получившего название дифференцированная
психофизиология.
Индивидуальные различия, обусловленные
свойствами нервной системы, не предопределяют
содержания психического развития. Они
находят свое проявление в формально-динамическ х
особенностях психики и поведения человека
(в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности
и т.д.). Они лишены оценочного подхода
к индивиду. Методики являются аппаратурными:
ЭЭГ и др. Носят индивидуальный характер.
МЕТОДЫ БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ.
Беседа — один из методов психологии,
предусматривающий прямое или косвенное
получение сведений путем речевого общения.
Организуется с целью выяснения индивидуальных
особенностей личности (мотивационной
и эмоциональной сфер, знаний, убеждений,
установок, отношения к среде, к коллективу
и т. п.). Беседа сочетается с другими методами
психолого-педагогич ского исследования:
с наблюдением, анкетированием, экспериментом
и пр.
Исследование методом беседы предусматривает
наличие общего плана, как правило, не
включающего конкретных вопросов (в отличие
от анкет и опросников), с выделением основных
тем и положений, которые должны быть затронуты
для получения желаемого результата. Подготовка
беседы включает в себя подбор целевых
и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор
намерен задавать во время беседы. Поддерживающие
вопросы помогают вести беседу, поддерживать
разговор, а целевые необходимы, чтобы
выяснить задачу исследования. Вопросы,
подобранные для беседы, образуют список,
который называется вопросником.
Эффективность беседы во многом зависит
от опыта исследователя (педагога, экспериментатора),
степени его педагогической и психологической
подготовки, уровня его теоретических
знаний, от искусства ведения беседы. При
организации беседы от психолога требуется
умение вступить в контакт с клиентом,
умение поддерживать нужное направление
разговора.
Для использования метода
беседы исследователь, экспериментатор
должен обладать достаточным
опытом и тактом, чтобы свести
к минимуму ошибки, обусловленные
собственными установками, а также
учитывать влияние на ход беседы
ряда косвенных факторов: эмоциональное
и физическое состояние исследуемого,
его отношение к исследователю
и непосредственно к беседе, влияния
факторов обстановки, времени и
пр.
Ход и содержание беседы фиксируются
(например, с помощью диктофона, магнитофона,
видеосъемки).
Требования к ведению беседы
В психологии важно, чтобы беседа не превратилась
в допрос, поэтому ее следует вести непринужденно
и легко. Для этого нужно следовать определенным
требованиям:
• нужно заранее определить содержание
и план беседы;
• перед беседой установить хороший контакт
с человеком;
• задавать понятные вопросы;
• следует включать наводящие вопросы,
которые не подскажут ответ, а только подтолкнут
к нему;
• ставить неожиданные вопросы и внимательно
следить за поведением человека, сопоставляя
с полученными ответами результаты наблюдения;
• записывать и анализировать беседу
нужно после ее проведения, так как запись
во время разговора насторожит человека
и сделает его ответы надуманными.
Главное в беседе не столько содержание
и полнота ответов, сколько поведение
человека, его обмолвки и недоговорки.
Виды бесед
Одним из наиболее распространенных
видов беседы является интервью.
Интервью — это проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой контакт
интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
По форме оно бывает:
свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
Также различают управляемую и неуправляемую
форму беседы. Управляемая беседа проводится
по инициативе психолога, он определяет
и поддерживает основную тему разговора.
Неуправляемая беседа чаще возникает
по инициативе респондента, а психолог
лишь использует полученную информацию
в исследовательских целях. . В неуправляемой беседе основное внимание
уделяется предоставлению респонденту
возможности выговориться, при этом психолог
не вмешивается или почти не вмешивается
в ход самовыражения респондента.
Выделяют два стиля ведения беседы, причём
в её ходе один может сменять другой в
зависимости от контекста.
1) ^ Рефлексивное слушание —
стиль ведения беседы, в котором
предполагается активное речевое
взаимодействие психолога и респондента.
Использование данного стиля
ведения беседы может быть
связано с личностными свойствами
респондента (к примеру, низкий уровень
развитости коммуникативных навыков),
необходимостью установить то
значение слова, которое имел
в виду говорящий, культурными
традициями (этикет общения в
культурной среде, к которой принадлежат
респондент и психолог).
2) ^ Нерефлексивное слушание —
стиль ведения беседы, в котором
используется лишь необходимый
с точки зрения целесообразности
минимум слов и техник невербальной
коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется
в тех случаях, когда существует необходимость
дать субъекту выговориться. Оно особенно
полезно в ситуациях, где собеседник проявляет
желание выразить свою точку зрения, обсудить
волнующие его темы .
Преимущества метода беседы:
Возможность задавать вопросы в правильной
последовательности.
плюсы и минусы метода беседы
Возможность пользования вспомогательным
материалом (запись вопросов на карточке
и пр.).
Анализируя невербальные реакции опрашиваемого
человека, можно сделать дополнительный
вывод о достоверности ответов.
Недостатки метода беседы:
Требуется большое количество времени.
Необходимо обладать соответствующими
навыками проведения результативной беседы
Анализ продуктов
деятельности (контент - анализ).
В психодиагностике
существует еще один способ
получения информации - это количественно
- качественный анализ документальных
источников, позволяющий изучать
продукты человеческой деятельности
Под понятием "документальный
источник" понимаются письма, автобиографии,
дневники, фотографии, записи на
кинопленке, произведения искусства,
материалы средств массовой информации
(газеты, журналы и т п. ). Для того
чтобы при изучении документов можно было
преодолеть субъективизм исследователя,
выявить достоверную информацию и достаточно
точно ее регистрировать, был разработан
специальный метод, получивший название
"контент - анализ" (буквально "анализ
содержания") Впервые он начал применяться
начиная с 20 - х гг. нашего столетия для
обработки материалов средств массовой
коммуникации Это более или менее формализованный
метод анализа документов, когда на основе
гипотезы исследователя в документальных
материалах выделяются специальные единицы
информации, а затем подсчитывается частота
их употребления. Таким образом, основная
процедура контент - анализа связана с
переводом качественной информации на
язык счета. С этой целью выделяются два
типа единиц - смысловые, или качественные,
единицы анализа и единицы счета, или количественные
Основная трудность при работе с документальными
источниками - умение провести качественный
анализ, т е выделить смысловые единицы
Это во многом зависит от личной компетентности
исследователя, уровня его творческих
возможностей Так как контент - анализ
основан на принципе повторяемости, частоты
использования различных смысловых единиц
(например, определенных понятий, суждений,
образов и т п ), его следует применять
только тогда", когда есть достаточное
количество материала для анализа В контент
- анализе от простого подсчета частот
встречаемости тех или иных смысловых
единиц постепенно перешли к более сложным
статистическим приемам (корреляционной
технике и факторному анализу) Новым этапом
в развитии этого метода стала его компьютеризация
Особенно широко это используется в США
- там разрабатываются стандартные программы
анализа разнообразных документов, позволяющие
достаточно быстро и надежно проанализировать
огромный объем информации и освободить
кодировщиков от утомительного ручного
способа. В психологической диагностике
контент - анализ наиболее часто используется
в качестве вспомогательного метода или
процедуры обработки данных, полученных
при других исследованиях С его помощью
подвергаются анализу речевые сообщения
испытуемого, сопровождающие практически
любые диагностические обследования,
особенно при индивидуальной процедуре
Конкретно контент - анализ может применяться
при обработке данных, полученных посредством
проективных методик (например, ТАТ, тест
Роршаха, Завершение предложения), интервью,
содержания бесед, другой речевой и письменной
продукции испытуемого, открытых вопросов
анкет и т п Так, например, в методиках
диагностики личностных особенностей
(тревожности, невротицизма и др. ) проводится
контент - анализ грамматических и стилистических
конструкций речи испытуемого - количество
"тематических& uot; высказываний (болезнь,
страх, неуверенность и т. д. ), глаголов,
логических блоков и т. п Такой анализ
нередко позволяет выявить и объективизировать
скрытую тенденцию в ответах испытуемого
В последнее время в западной психологической
литературе появился термин "тесты
учителя". Под ним подразумеваются не
только традиционные тесты учета и контроля
школьных достижений, а целенаправленное
использование учителем в своей работе
малоформализованной диагностики Особо
выделяется умение проводить систематические
наблюдения, имеющие своей целью изучение
индивидуально - психологических особенностей
учеников, их поведения По основательности
разработки тесты учителя далеко отстают
от того, что достигнуто в формализованной
диагностике Однако само упоминание о
них в психодиагностической литературе,
вероятно, следует рассматривать как одно
из проявлений неудовлетворенности той
формалистичностью, которая стала неотъемлемой
чертой психологического диагностирования
Только сочетание формализованных методик
диагностики с наблюдениями, беседами
и другими формами изучения обследуемого
может дать удовлетворяющий результат.
Проективные методики: общая
характеристика
Эти методы основаны на анализе продуктов
воображения и фантазии и направлены на
раскрытие внутреннего мира личности,
мира ее субъективных переживаний, мыслей,
установок, ожиданий. Приоритет в использовании
термина «проекция» для обозначения особой
группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых
известных к тому времени и весьма заметно
отличающихся друг от друга техник оценки
личности. Напомним специфические особенности
проективных методик:
- относительно неструктурированная
задача, допускающая неограниченное
разнообразие возможных ответов;
- неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные
стимулы, выполняющие роль своеобразного
«экрана», на который испытуемый может
проецировать характерные для него личностные
черты, проблемы, состояния;
- глобальность подхода к оценке личности
и, прежде всего, к выявлению ее скрытых,
неосознаваемых, завуалированных сторон.
Возникая, как правило, в клинических
условиях, проективные методы были и остаются
в основном инструментом психолога-клинициста.
На их теоретических обоснованиях отразилось
влияние психоаналитических концепций
и перцептивных теорий личности.
Проективные методы в настоящее время
распространены, их число велико и продолжает
увеличиваться; литература по ним обширна
— по отдельным техникам число публикаций
превышает 6000.
Вместе с тем они продолжают оставаться
излюбленной мишенью для критики. Общепринятым
является мнение о недостаточной объективности
проективной техники, о несоответствии
многих методик требованиям, обычно предъявляемым
к психодиагностическом инструментарию.
Так, А. Анастази отмечает, что с точки зрения психометрики
они «в подавляющем большинстве выглядят
жалко».
В числе их недостатков обычно видят
отсутствие или неадекватность нормативных
данных, что приводит к трудностям и субъективизму
интерпретации индивидуальных результатов,
когда психолог вынужден доверяться своему
«клиническому опыту». Другой недостаток
состоит в том, что в некоторых проективных
методиках отсутствует объективность
в определении показателей, часто неудовлетворительным
являются коэффициенты гомогенности и
ретестовой надежности.
Попытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за
плохой контролируемости условий эксперимента,
либо из-за необоснованности статистического
анализа, либо из-за неверного формирования
выборки. Как указывает А. Анастази, число работ,
потерпевших неудачу в доказательстве
какой-либо валидности таких проективных
методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные
пятна» Роршаха, поистине впечатляет.
Однако, несмотря на отмеченные недостатки,
популярность и статус проективных методик
практически не меняются. В первую очередь
это объясняется тем, что они, по признанию
психодиагностов, в меньшей степени подвержены
фальсификации со стороны испытуемого,
чем опросники, и потому более пригодны
для диагностики личности. Это преимущество
проективных методов связано с тем, что
их цель обычно замаскирована, и испытуемый
не может угадать способы интерпретации
диагностических показателей и их связь
с теми или иными проявлениями личности;
поэтому он не прибегает к маскировке,
искажению, защитным реакциям при обследовании.
Кроме того, проективные методы эффективны для установления контакта
с испытуемым, в работе с маленькими детьми.
Они, как правило, вызывают интерес со
стороны испытуемого, который вовлекается
в их выполнение.
Таким образом, при использовании проективных
методик проблема создания и поддержания
мотивации на диагностирование не является
такой острой, как при применении других
типов методов.
Вместе с тем некоторые психологи (Л.
Каплан, Л. Кронбах) все чаще рассматривают
проективные методики как клинические инструменты,
которые могут служить дополнительным
качественным средством ведения диалога
с обследуемым пациентом. При таком подходе
их ценность зависит от умений клинициста,
а психометрические характеристики оказываются
ненужными.
Однако продолжается работа по психометрической
квалификации многих проективных методик.
Психологи собирают все более полные и
обобщенные сведения относительно их
нормативных показателей, осуществляются
попытки модификации процедур и способов
обработки. Работа в этом направлении
позволит, вероятно, в будущем расширить
сферу и доступность применения проективных
методик широкому кругу диагностов и исследователей.
История развития проективных
методик
Исследователи, обращавшиеся
к проективной технике, единодушны в том,
что в ее основе лежит извечно присущее
человеку стремление истолковывать явления
и предметы окружающей действительности
во взаимосвязи с его желаниями, потребностями,
чувствами, всем тем, что составляет интимный
мир личности, иногда на психологическом
жаргоне называемый «внутренними условиями».
С давних пор, вглядываясь в плывущие по
небу облака, наблюдая игру света и тени
на поверхности моря, люди «видели» разных
животных, русалок, пытались угадать
свое будущее, рассматривая причудливые
конфигурации, образованные при попадании
расплавленного воска или свинца в холодную
воду. Давно было известно и то, что личность
писателя, художника всегда в той или иной
степени присутствует в его произведениях.
Тем не менее, должны были пройти столетия,
прежде чем всем известные наблюдения
были использованы для исследования личности.
[2]
История
проективных методик - это и хронология,
отмечающая особо важные вехи развития
проективной техники, и история развития
проективного метода как целостного подхода
к пониманию природы личности и способов
ее экспериментального изучения. Стало
традицией вести счет проективным методикам
с теста словесных ассоциаций К. Юнга,
созданного им в 1904-1905 годах. Метод вызова
ответных ассоциаций в психологии известен
со времен В. Вундта и, Ф. Гальтона, однако
именно К. Юнгу принадлежат открытие и
доказательство феномена, лежащего в основе
всех проективных методик, а именно возможность
посредством косвенного воздействия на
значимые области-переживания и поведения
человека («комплексы») вызывать пертурбации
в экспериментальной деятельности. Юнг
показал таким образом, что бессознательные
переживания личности доступны объективной
диагностике. Впоследствии разнообразные
варианты ассоциативного теста применялись
для выявления чувства вины (детекторы
лжи М. Вертгаймера и А. Р. Лурия), асоциальных
вытесненных влечений (Дж. Брунер, Р. Лазарус,
Л. Постмен, Ч. Эриксен и др.), для отграничения
нормы от патологии (Г. Кент и А. Розанов).
Тесты незаконченных предложений и рассказов
также нередко считают ведущими свое происхождение
от ассоциативного-теста Юнга (АнастазиА.,
1982; AbtL., BellakL., 1950; Semeonoff В., 1976;Anzieu D., 1967).[2]
Но подлинную революцию произвела книга
Германа Роршаха «Психодиагностика» (1921).
Именно с 1921 года начался новый этап в
развитии экспериментального изучения
личности - этап проективного ее исследования.
Герман Роршах родился в 1884 году в Цюрихе.
Получив медицинское образование в Швейцарии
и Германии, он успешно защитил докторскую
диссертацию под руководством Э. Блейлера.
Еще тогда совместно со своим другом, учителем
живописи Конрадом Герингом, он написал
нигде, к сожалению, не опубликованную
работу, где попытался проанализировать,
обладают ли способные студенты большим
уровнем развития воображения, нежели
студенты посредственные. Познакомившись
с психоанализом, он достиг настолько
больших успехов, что был избран вице-президентом
швейцарского Психоаналитического общества.
В начале
1890-х годов психолог Джордж Уиппл опубликовал
таблицу стандартных ответов на ряд проективных
тестов, где он указал время реакции и
количество вопросов, а также степень
сложности ответов субъектов, однако есть
сомнения, что Роршах был знаком с этой
публикацией», - пишут Ф. Александер и Ш.
Селесник, размышляя об истоках метода
Роршаха. Так или иначе, после четырнадцати
лет работы "Психодиагности а" была
опубликована.
Справедливости ра и т.д.................