Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности рынков ресурсов определяют закономерности спроса и предложения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.12.2014. Год: 2014. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности рынков ресурсов определяют закономерности спроса и предложения.
Спрос на ресурсы носит производный характер, т. е. он является зависимым от спроса на товары, изготавливаемые с помощью этих ресурсов. В этом случае ресурсы удовлетворяют потребности косвенно, через готовую продукцию. Спрос на экономические ресурсы предъявляют предприниматели. Изменение спроса на ресурсы зависит от изменения цен на сопряженные (взаимозаменяемые и дополняемые) ресурсы. Например, к взаимозаменяемым относятся труд и капитал. Если рост заработной платы будет опережать рост цен на технику, то спрос на труд будет уменьшаться, а спрос на капитал увеличиваться. Таким образом, действует эффект замещения. Увеличение спроса на физический капитал повышает издержки на него, что ведет к падению производства и в конечном счете сокращает спрос на капитал. Так действует эффект масштаба. Если эффект замещения больше эффекта масштаба, то спрос на замещающий ресурс увеличивается, и наоборот.



1. Общая характеристика рынков ресурсов. Спрос на ресурс и его предложение. Особенность индивидуального предложения труда
Различают рынки ресурсов совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенно конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число покупателей (продавцов) – фактора производства. Каждый покупатель (наниматель) приобретает небольшую часть от имеющегося объема предложения ресурса. Каждый собственник ресурса продает только малую часть общего объема предложения и не может ощутимо влиять на рыночное предложение. Здесь существует свободный вход и выход на рынок продавцов и покупателей. В условиях совершенно конкурентного рынка отдельные покупатели или продавцы не могут диктовать цены на ресурсы. Покупатели (наниматели) ресурса информированы о ценах, и продавец, требующий более высокую цену, не сможет найти покупателя. Цена на ресурс формируется в данное время в зависимости от соотношения спроса на него и предложения. Фирма-покупатель ресурса в каждый данный момент принимает цену как заданную.
Рынок ресурсов несовершенной конкуренции – это рынок, на котором есть лишь один покупатель данного ресурса (монопсония) или их несколько (олигопсония). Фирмы, обладающие монопсонической или олигопсонической властью, могут оказывать влияние на цены приобретаемых ресурсов.
Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция. Так, в небольших городах экономика почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу значительной части трудоспособного населения.
Исследование рынков ресурсов предполагает изучение спроса и предложения на ресурсы.
Спрос фирм-покупателей на ресурсы является производным от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.
Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть, прежде всего, от производительности ресурса при создании товара и от цены товара, произведенного с помощью данного ресурса. Большим спросом будет пользоваться высокопроизводительн й ресурс, производящий товар, отличающийся большим спросом. Никакого спроса не будет на ресурс, который производит ненужный товар.
Особенность спроса на ресурсы позволяет показать и специфику его эластичности. Чувствительность этого спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый – эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор – замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами. Третий фактор - удельный вес данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Чем больше их доля, тем выше эластичность спроса.
Предложение ресурсов (при их общей ограниченности) в каждый данный момент – величина вполне определенная. В другой момент она может реально изменяться под воздействием каких-то факторов. Например, мелиоративные работы в данном квартале увеличили предложение земли, изменение зарплаты повлияло на предложение труда и т.д.
В рыночной экономике ресурсы поставляются собственниками этих ресурсов. Когда производственным фактором является труд, то решения принимают люди с учетом максимизации полезности. Ниже рассмотрим особенности индивидуального предложения труда. Рассуждать будем следующим образом. Каждый день, неделю, месяц в распоряжении индивида находится определенное количество времени. Часть его он посвящает работе, в оставшееся время воспитывает детей, выполняет работу на дому, встречается с друзьями, отдыхает. Назовем все эти виды деятельности, не связанные с работой за плату, досугом.
Предположим, что отдых приносит удовольствие, а работа нужна только для получения дохода. При этом каждый рабочий может варьировать количество рабочих часов в день, в неделю, в год, на протяжении жизни. Задача состоит в том, чтобы найти максимально полезное сочетание работы и досуга для отдельного работника. Сделать выбор можно с помощью бюджетной линии «доход-досуг» и кривых безразличия «доход-досуг».
Бюджетная линия «доход-досуг» показывает все комбинации дохода и досуга, которые доступны работнику при данной почасовой заработной плате.
Уравнение бюджетной линии «доход-досуг»:
i=w (24-H),
где i – дневной доход
w – почасовая зарплата
H – часы досуга в сутки
(24-H) – часы работы в сутки

На графике выше – бюджетная линия “доход-досуг”. В т. Н на горизонтальной оси индивид может все свое время посвятить досугу, тогда Н=24 часам, дневной доход (i)=w (24-24)=0. В т. Д на вертикальной оси – другая крайняя возможность – посвятить все время работе по найму, тогда Н=0, дневной доход (i)=w (24–0)=24w.
Чтобы определить, какую точку на прямой ДН выберет рабочий, нужна информация о его предпочтениях. Привычным способом характеризовать предпочтение лица, принимающего решения, является семейство кривых безразличия.
Кривые безразличия «доход-досуг» указывают на предпочтения человека в отношении дохода и досуга.



Совместив карту безразличия рабочего с его бюджетным ограничением, получим равновесную комбинацию досуга и дохода (в точке касания) при данной почасовой заработной плате.
Изменение ставки з/платы влияет на выбор работника двояко. Чтобы убедиться в этом, сравним поведение 2-х индивидов при снижении почасовой зарплаты.
График. Реакция I индивида на снижение почасовой зарплаты

Зарплата понизилась с W1 до W2, I индивид стал меньше работать (работал Н1 Н, стал работать Н2 Н), (см. график).
График. Реакция II индивида на снижение почасовой зарплаты

Зарплата снизилась с W1 до W2, ?? индивид стал больше работать, увеличил предложение труда на Н1 Н2.
Такой выбор объясняется особенностями предпочтений работника в отношении дохода и досуга, зависит от индивидуальных особенностей человека, культурных традиций, состава семьи и т.д.
Мы обогатим наш анализ, если разложим воздействие, оказываемое на предложение труда изменением ставки зарплаты, на эффект замещения и эффект изменения дохода.
Очевидно, что увеличение почасовой зарплаты работника поворачивает бюджетную линию вверх, т.к. будет большим дневной доход. Допустим, на увеличение заработной платы работник отреагирует тем, что начинает работать больше по времени. Тогда равновесие передвигается из т. Е в т. Е1. Здесь замещаемым благом является досуг. Отказ от каждого часа досуга приносит больше дохода. Человек замещает досуг работой. Соответственно снижение почасовой зарплаты побуждает человека заменить работу досугом, предложение рабочих часов работодателю снижается. Кривая индивидуального предложения труда в этой ситуации восходящая (см. график).
График. Реакция индивида на повышение з/платы

График. Кривая индивида предложения труда,
когда доминирует эффект замещения

Однако эффект замещения не единственный результат изменения заработной платы, есть и другой эффект – эффект изменения дохода.
Когда увеличивается тарифная ставка заработной платы, растет доход работника. При более высоком доходе рабочий может купить больше благ (товаров), одним из которых является досуг (отдых). В этой ситуации рабочий отдает больше часов досугу, а потребление большего количества свободного времени означает, что человек работает меньшее количество часов. Кривая предложения труда в этом случае имеет нисходящий вид. Эффект изменения дохода входит в противоречие с эффектом замещения (см. график).
График. Кривая индивидуального предложения труда,
когда доминирует эффект дохода

Попытаемся отделить эти два эффекта: к имеющемуся графику добавим бюджетную линию ВВ касательную к I кривой безразличия так, чтобы доход стал на ВМ1 меньше, но зарплата была бы на более высоком уровне в сравнении с первоначальным (см. график).
График. Эффект замещения доминирует над эффектом дохода

Работник был бы в равновесии в т. ЕII, где имел бы Н3 часов досуга в день. Так как т. ЕII и Е расположены на одной кривой предпочтений, то расстояние Н3 Н1 есть уменьшение досуга в результате эффекта замещения при росте заработной платы.
Возврат дохода ВМ1 передвигает работника в т. Е1 действительного равновесия. Эффект изменения дохода приводит к увеличению желаемого досуга на Н3 Н2 часов. В нашем примере эффект замещения перекрывает эффект изменения дохода. Видим, по воздействию на предложение труда эффект замещения при росте ставки заработной платы увеличивает предложение труда, а эффект изменения дохода уменьшает. Однако их абсолютные величины могут соотноситься по-разному.
Выявлено, что эффект замещения доминирует над эффектом изменения дохода только при относительно низких ставках заработной платы. С ростом оплаты труда эффект изменения дохода становится сильнее и в конечном итоге превышает эффект замещения, заставляя человека работать меньше по мере роста ставок заработной платы. Если оба эффекта окажутся равными, кривая предложения труда будет совершенно неэластичной.
Итак, кривая индивидуального предложения труда в итоге – кривая, изгибающаяся назад. Человек работает больше при низких ставках заработной платы и больше отдыхает при более высокой заработной плате (см. график).
График. Кривая индивидуального предложения труда

Рыночную кривую предложения труда можно получить (горизонтальным) суммированием индивидуальных кривых предложения труда всех лиц, предлагающих свои услуги на данном рынке труда.




Oбщее правило использования ресурса
Приобретая ресурс (труд), фирма должна соизмерять выгоду и затраты (издержки) при его использовании.
Каждый дополнительно нанятый рабочий позволяет фирме производить и продавать больше продукции. Выигрыш фирмы от дополнительных рабочих зависит: во-первых, от увеличения количества продукта, который каждый дополнительный рабочий производит (МРL); во-вторых, от размера дополнительного совокупного дохода, который может быть получен в результате продажи каждой дополнительной единицы продукции (МR).
Перемножив эти две величины, получаем МRPL. Дословно: предельный доход от предельного продукта ресурса (труда). Упрощенно: доход от предельного продукта ресурса (труда).
.
Данная величина показывает выигрыш фирмы (вклад в выручку) от дополнительной единицы ресурса (труда).
Для анализа будем также использовать показатель стоимости предельного продукта (VMPL), который указывает его ценность и равен произведению цены единицы продукции на величину предельного продукта ресурса (труда)
VMPL=P?MPL.
Дополнительные издержки, необходимые для приобретения (найма) дополнительной единицы ресурса (труда), характеризуют МiС (marginl inputcost):
.
Они показывают изменение общих факторных издержек на дополнительную единицу ресурса.
До тех пор пока доход от предельного продукта ресурса превышает предельные издержки на ресурс приобретаемые факторы производства принесут больше дохода, чем затрат. В итоге прибыль максимизируется привлечением ресурсов вплоть до точки, в которой доход от предельного продукта ресурса равен предельным издержкам на него МRPL=MiC. Это общее правило использования ресурса. В этих условиях фирма находится в равновесии. Соблюдая данное правило, фирма определит оптимальное количество необходимого ей ресурса, которое максимизирует прибыль.

В дальнейшем общее правило уточним для конкретных ситуаций на различных рынках ресурсов.
2. Поведение фирмы на совершенно конкурентном рынке ресурсов
а) Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту
Предположим, что фирма, используя единственный переменный фактор производства – труд, производит некий продукт, продаваемый на совершенно конкурентном рынке товаров. Фирма контролирует в этих условиях лишь свой объем производства, но не цену. Цена здесь будет равна предельному доходу (Р=МR), соответственно доход от предельного продукта ресурса (труда) будет равен стоимости предельного продукта ресурса (труда): МRРL=VMPL.
Предельные издержки на ресурс здесь будут равны цене ресурса (труда) (МiС=W), т.к. рынок ресурсов совершенно конкурентный.
Прибылемаксимизирующа фирма будет увеличивать занятость (L) до тех пор, пока доход от предельного продукта ресурса (или ценность предельного продукта труда) не сравняется с предельными издержками на ресурс, которые здесь совпадают с рыночной ставкой заработной платы:
MRPL(VMPL)=MiC (W).
Графически равновесие совершенно конкурентной фирмы на рынке единственного переменного фактора представлено ниже.
График. Равновесие совершенно конкурентной фирмы
по продукту и по ресурсу

Кривая спроса на труд ДL совпадает с кривой МRPL. Рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько пожелает при данной рыночной ставке заработной платы, поэтому кривая предложения трудовых ресурсов, используемых фирмой, является горизонтальной линией. Максимизирующее прибыль количество трудовых ресурсов, используемых фирмой, находится на пересечении кривых предложения и спроса.
График. Изменение спроса на труд при изменении его оплаты

Рисунок показывает, как меняется спрос на трудовые ресурсы в результате изменения на рынке ставки зарплаты: повышение рыночной ставки заработной платы сокращает (при прочих неизменных условиях) оптимальную занятость на фирме, а снижение ставки – увеличивает оптимальную занятость.
Если в производстве товара используется не один, а два или несколько переменных факторов, кривая дохода от предельного продукта труда одного из них уже не является кривой спроса на этот фактор. Причина в том, что различные переменные факторы взаимозависимы в производственном процессе, так что изменение цены одного из них ведет к изменениям в масштабах применения других, а это, в свою очередь, ведет к изменению величины предельного продукта того фактора, изменение цены которого инициировало весь этот процесс.
Допустим, что ставка заработной платы снизилась с W1 до W2 ниже). При фиксированном объеме применения реального капитала, фирма увеличила бы использование труда с L1 до L2. Но увеличение занятости может увеличить предельный продукт какого-либо другого переменного ресурса, что в свою очередь приведет к увеличению предельного продукта труда. В результате при ставке заработной платы W2 фирма захочет использовать труд в объеме большем, чем L2 (новый оптимум в т. А), что приведет к новому увеличению предельного продукта другого переменного ресурса.
График. Кривая спроса на один из нескольких
переменных факторов

Итак, в условиях совершенной конкуренции на рынке продуктов и ресурсов спрос фирмы на переменный ресурс зависит от его цены, от величины его предельного продукта, от рыночной цены товара, в производстве которого данный ресурс используется (это опосредовано ценностью предельного продукта), от объемов применения других, совместно с ним используемых факторов. Чем выше эти объемы, тем больше спрос фирмы на данный переменный фактор.
Рыночный спрос на переменный фактор производства (труд) может быть определен (как и рыночный спрос на товар) путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса всех фирм. Но необходимо помнить, что при одновременном изменении спроса всеми фирмами в ответ на изменение цены фактора может измениться и цена товара, а это окажет влияние на доход от предельного продукта труда (ценность предельного продукта труда) и спроса на него.


б) Стратегия фирмы-монополии по продукту
Фирма-монополия диктует цены на свой товар, соответственно MR?P (это неравенство справедливо для всякой фирмы, обладающей в той или иной мере монопольной властью на рынке продуктов), цена больше предельного дохода (P>MR), следовательно, ценность предельного продукта окажется выше дохода от предельного продукта ресурса (VMPL>MRPL). Поэтому условием максимизации прибыли монополистом на совершенно конкурентном рынке ресурсов является равенство дохода от предельного продукта ресурса (который больше ценности предельного продукта) ставке заработной платы:
MRPL=MIC,
при этом (MRPL<VMPL)=MIC (W).
График. Равновесие фирмы-монополии по продукту
на совершенно конкурентном рынке ресурсов

График иллюстрирует данное условие. Равновесие будет в т. Е, т. е. фирма купит L1 ресурса по цене W1, хотя могла бы оплачивать труд дороже (по величине VMPL). Возникающую разность между VMPL и заработной платой (ценой ресурса) некоторые экономисты называют монополистической эксплуатацией; считают, что производственный фактор эксплуатируется, если он оплачивается по цене, меньшей ценности созданного им предельного продукта.
Формирование спроса на один из нескольких переменных факторов со стороны фирмы-монополии аналогично его формированию со стороны совершенно конкурентной фирмы.
3. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной конкуренции
а) Стратегия фирмы-монопсонии совершенно конкурентной по продукту
Чтобы определить оптимальное количество ресурса (труда), которое следует приобрести фирме, будем рассуждать следующим образом. В условиях рынка ресурсов несовершенной конкуренции предельные издержки на ресурс не равны заработной плате (MIC ? W). Предельные издержки на ресурс представляют приращение совокупных издержек на каждую дополнительную единицу ресурса:
.
Эта же величина может быть представлена двумя составляющими:
Дневная заработная плата (цена ресурса) дополнительного работника (ресурса) (W2).
Прибавка к заработной плате трудившимся ранее L1(W2–W1),
где L1 – количество ранее работающих на фирме людей,
W1 – прежняя ставка з/платы одного работника,
W2 – новая ставка з/платы дополнительного работника.
Соответственно MiC=W2+L1(W2–W1).
Отсюда MiC>W в отличие от рынка ресурсов совершенной конкуренции.
Фирма, обладающая властью монопсонии (единственного покупателя ресурса), максимизирует прибыль путем найма ресурса до того момента, когда доход от предельного продукта ресурса (труда) станет равным предельным издержкам на ресурс:
MRPL(VMPL)=MiC(MiC> W).
График. Равновесие фирмы-монопсониста
(совершенно конкурентной по продукту)

Вплоть до L каждая дополнительная единица труда дает больший прирост выручки (и ценности продукта) в сравнении с затратами предприятия на ее привлечение. Максимум прибыли будет достигнут при использовании L единиц труда, которые фирма оплачивает по единой ставке з/платы (W). Уровень зарплаты определяется точкой на кривой предложения труда, соответствующей равновесию. Из рисунка видно, что уровень зарплаты оказывается меньше величины VMP=MRPL, т. е. меньше возможностей фирмы. Мы и здесь наблюдаем монопсонистическую эксплуатацию переменного фактора.
Монопсонист может осуществлять ценовую дискриминацию на факторном рынке, если владельцы факторов производства могут быть легко идентифицированы монопсонистом, и эластичность предложения факторов существенно различна. Осуществляя совершенную ценовую дискриминацию, монопсонист увеличивает занятость, оплачивая каждую единицу труда по дифференцированным ставкам заработной платы.


б) Стратегия фирмы-монопсонии, имеющей монопольную власть на рынке потребительских товаров
Правило использования ресурса для рассматриваемой ситуации следующее:
(VMPL>MRPL)=MiC (MiC>W)
График. Равновесие монопсониста, монополиста по продукту


На рисунке видно, что прибылемаксимизирующ я фирма будет покупать L единиц ресурса по цене W. Площадь заштрихованных прямоугольников будет представлять дополнительную прибыль фирмы, так как она монопсония и монополия одновременно.
4. Микроэкономические аспекты рынков капитала и земли
Рынок капитала. Капитал есть ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Для производства продукции на фирме используется не только труд, но и реальный (физический) капитал, т. е. машины, здания, сооружения, сырье и так далее. Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал и оборотный. Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене лишь по мере его физического или морального износа. Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного цикла производства, и его стоимость включается в издержки производства целиком в отличие от основного капитала, стоимость которого учитывается в издержках по частям.
Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств-инвестиций. Инвестирование – это процесс создания или пополнения капитала. Фирмы осуществляют инвестиции, поскольку новый капитал позволяет им увеличивать прибыль. При этом фирмы тратят деньги сегодня (на приобретение капитала), чтобы получить доход в будущем. Сколько же следует инвестировать средств, чтобы получить максимальную прибыль? Существует ряд правил принятия инвестиционных решений.
Правило 1. Для решения вопроса об инвестировании в краткосрочном периоде необходимо сравнить издержки, связанные с осуществлением проекта, и доходы, которые будут получены в результате его осуществления. Фирма максимизирует прибыль от инвестиций, когда предельный доход с инвестиций будет равен сумме всех предельных издержек (MR=aMC).
Правило 2. Максимизирующий прибыль уровень инвестиций в краткосрочном периоде - это такой уровень, при котором предельная норма окупаемости инвестиций (или предельная окупаемость за год – r) равняется ставке ссудного процента с капитала – i(r=i). При этом предельная норма окупаемости инвестиций определяется по следующей формуле. В числителе дроби вычитаем из предельного дохода все предельные издержки, связанные с инвестициями за исключением предельных издержек по ставке процента с капитала, далее это число умножаем на сто процентов. В знаменателе дроби указываем предельные капитальные вложения.
Правило 3. Для долгосрочного периода возможно путем дисконтирования стоимости оценить будущие доходы, при альтернативных вложениях капитала. Дисконтирование - процедура, с помощью которой определяется сегодняшний аналог будущих сумм исходя из ставки банковского процента. Для расчета используется следующая формула:
ДV=доход?К,
где ДV – дисконтирующая стоимость

где K – коэффицент дисконтирования, т.е. стоимость одного рубля, выплаченного через определенный период времени.
,
n – количество лет.
Данное рассуждение имеет смысл при условии, когда уровень инфляции ниже ставки ссудного процента.
Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит, спроса со стороны государства, организаций и учреждений.
В условиях рыночной экономики существует широкий диапазон ставок процента. Величина их зависит от размера ссуды, степени риска, срочности, типа рынка капитала и т.д. (этот аспект не исследуется).
Рынок земли. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В большинстве стран возможности расширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. В некоторых странах наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных площадей вследствие эрозии почвы или развития городского хозяйства.
Факторами, влияющими на предложение земли, являются ее плодородие и местонахождение. Поэтому, когда мы говорим об ограниченности земли, то имеем в виду землю определенного качества (что зависит от почвы, климата, техники, опыта и т.д.), расположенную в определенном месте.
Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична, т.е. кривая предложения будет представлять линию, параллельную оси ординат.
График. Предложение земли

Спрос на землю различают: сельскохозяйственный и несельскохозяйственны . На сельскохозяйственный спрос оказывает влияние уровень плодородия почвы и возможности его повышения, положение земельных участков (удаленность от центров потребления), спрос на продукты питания, а также постепенное сокращение доли производства в бюджете потребителя. Несельскохозяйственны спрос на землю (для строительства жилья, предприятий, объектов инфраструктуры) безразличен к уровню плодородия. Он зависит от местоположения земельных участков.
Кривая спроса на землю – нисходящая линия, представляет сумму сельскохозяйственного и несельскохозяйственно о спроса.
График. Спрос на землю

Цена земли есть капитализированная рента. Цена земли должна быть равна сумме, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы процент на вложенный капитал:
.
Земельная рента – доход собственника земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено. Различают абсолютную ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества (необходимость выплаты земельной ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле) и дифференциальную ренту, получаемую собственниками на средних и лучших землях по плодородию и местоположению.
Рента составляет часть арендной платы собственнику, которая включает еще амортизацию построек и сооружений, находящихся на земле, и процент на вложенный капитал.


Часть 5. Внешние эффекты
Внешние эффекты есть неотраженные в ценах товаров воздействия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках или прямые, не опосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого.
Предположим, что выпуск блага А зависит не только от объемов ресурсов К и L, используемых для его производства, но и от выпуска блага В, производство которого оказывает ощутимое воздействие на выпуск блага А, не контролируемое производителем последнего. Тогда производственные функции производителей благ А и В можно представить так:
Qв?f?(Kв?Lв)
QA?f?(KA?LA?Qв).
Внешние воздействия могут быть благоприятными (вы доставляете соседям удовольствие, поддерживая сад в привлекательном виде), в этом случае их называют положительными внешними эффектами; и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами. Примером отрицательного внешнего эффекта (мы его рассмотрим подробнее) может быть сброс отходов производства в реку, используемую для рыбной ловли и купания. Предположим, благо Х производится в условиях совершенной конкуренции, тогда каждая выпускающая это благо фирма находится в равновесии, когда Р=МС (цена равна предельным издержкам). Здесь предельные издержки производства блага Х не включают затраты на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта, связанного с производством данного блага (водоем засоряется). Эти затраты (потери от улова рыбы) несет другая фирма, рыболовецкая. Для производителя благ Х – это будут внешние издержки. Иначе совокупные внешние издержки [ТЕС] – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они [ТЕС] зависят от объема производства (в нашем примере блага Х). Чем объем производства больше, тем больше ущерб, вред, наносимый водной среде. Предельные внешние издержки (МЕС) – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не учитываются производителями, а перекладываются на третьи лица
.
Предельные общественные затраты (МSС), которые приходится нести обществу в связи с выпуском блага Х есть сумма индивидуальных и внешних предельных затрат:
[MSC=MC+МЕС].
Следовательно, при отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных затрат (МС<MSC). Отсюда традиционный подход к решению проблемы отрицательных внешних эффектов заключается в установлении налога на каждую единицу продукции фирмы, засоряющей окружающую среду. Ставка налога устанавливается в сумме, равной МЕС. Налог будет побуждать фирму учитывать внешние издержки и соответственно уменьшать прибылемаксимизирующе выпуск (в нашем примере блага Х), что снизит потери третьих лиц.
Во второй половине ХХ века данную проблему исследовал американский экономист Рональд Коуз. Вывод Р. Коуза, получивший название теоремы Коуза, заключается в следующем. Внешние эффекты можно интернализовать посредством определения прав собственности на объекты, их порождающие, и обмена этими правами. Если эти права определены, рыночный механизм может привести заинтересованные стороны к эффективному соглашению.



























Тема: Особенности рынка ресурсов



Швецовой Виктории
ВИ-120










Литература
1. Борст Й., Реветлоу П. Экономика фирмы. – М., 1994.
2. Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994.
3. Вэриан Х. Микроэкономика. –М., 1998.
4. Долан Э. Микроэкономика. – М., 1994.
5. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть. – М., 1996.
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993.




и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.