Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Своеобразие патриотической лирики А. Блока

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.12.2014. Год: 2014. Страниц: 76. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Своеобразие патриотической лирики А. Блока

Оглавление

    Введение


    Глава 1. Александр Блок как поэт-патриот


    1.1 Городской цикл стихотворений в дооктябрьском творчестве А. Блока


    1.2 Обращение к теме исторического прошлого России


    1.3 Образ России в лирических стихотворениях Блока. Уход от мистического толкования темы (сборник "Родина")


    Глава 2. Блок после 1917 г. новый этап в разработке темы отечества


    2.1 Единство тем родины и революции


    2.2 Историческая миссия России в оценке поэта (поэма "Скифы")


    Заключение


    Список использованной литературы


Введение

Конец XIX - начало XX в. в России - это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политиче кого строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии.

Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы - одна из вершин русской поэзии. Тема России - важнейшая в поэзии Блока. Это можно объяснить тем, что он творил в переломный момент истории. Блок пережил две революции, был свидетелем их предпосылок, последствий. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем. Революционные события 1905 года вплотную подвели Блока к теме Родины, России. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины.

Тема России - сквозная тема в лирике Александра Александровича Блока. "Тема моя, я знаю твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Все мы, живые, так или иначе, к ней придём. Мы не пойдем, - она сама пойдет на нас, уже пошла, - писал Блок Станиславскому, - этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду. И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель…" Станиславскому К.С. 9 декабря 1908 Петербург// Блок А.А. Собр. соч. в 9-ти т.Т. 8 Письма 1989-1921 // Режим доступа: http: //lib.rus. ec/b/331854/view.

Эти слова знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопения, открылась его Отчизна. Обращение к родине, к жизни как к путеводной звезде, скрывшейся за туманом, проходит через все творчество А. Блока.

Актуальность темы: Тема патриотизма в творчестве А. Блока достаточно хорошо изучена и литературоведением, и методикой преподавания литературы в школе. На первый взгляд, в освещении её не существует белых пятен, но это не вполне так. В большинстве исследований рассмотрение образа России ограничивается только дореволюционным творчеством Блока, в поле зрения исследователей попадает только его дореволюционная лирика, и почти никем не включается в контекст темы послеоктябрьское творчество. Так, поэма "Двенадцать&quo ; вообще чаще всего рассматривается изолированно, вне связи с дореволюционным творчеством Блока, а тем более с темой России. А центральное в понимании образа России стихотворение Блока "Скифы" чаще всего вообще остаётся за пределами внимания исследователей, и тем более, почти никем не соотносится с циклом "На поле Куликовом". Те же самые проблемы существуют и в школьном изучении творчества Блока: при существующем положении дел школьные уроки не могут дать целостного представления (от раннего творчества до последних произведений поэта) о блоковском образе России. Это может стать возможным при понимании того, что образ России является доминирующим в творчестве Блока, следовательно, всё его творчество необходимо изучать сквозь призму этого динамично развивающегося образа. Единство стихотворений в цикле, связь отдельных периодов творчества была для Блока принципиальной позицией. Поэтому невозможно рассматривать стихотворения Блока вне развития его творчества. При любом пути изучения творчество Блока неотделимо от рассмотрения эволюции его общественной позиции на фоне важнейших событий эпохи и литературной жизни России этого периода Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М., 1977. - С. 12.

История вопроса. В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока, самыми известными и фундаментальными являются работы Н. Венгрова, З.Г. Минц, П.Л. Громова, В.П. Енишерлова, Л.К. Долгополова, Д.Е. Максимова, В.Н. Орлова, М.Ф. Пьяных и др. И каждый из исследователей обязательно обращается к страницам произведений Блока, посвящённых России. Есть общая тенденция, которой следует большинство исследователей, - рассмотрение прежде всего эволюции образа России в творчестве поэта, а также детальный анализ художественного воплощения этого образа в лирике, в прозе и драматургии Блока. При разном объёме исследований, при разнообразии подходов, всё-таки есть то общее, что характерно для всех работ литературоведов.

Никольский Ю. в статье "Александр Блок о России" указывает: "Что касается стихов о России, то я не ошибусь, должно быть, если скажу: среди них есть такие, что они - лучшее из всего, что было создано в этой области со времени Тютчева. Не все стихи одинаково ценны, но после некоторых долго остается жуткое волнение. Хотя большинство из них известны давно, но, собранные вместе, они действуют особенно неслучайностью своих мотивов. О России раскрывается новая истина" Никольский Ю. Александр Блок о России //Александр Блок: Pro et contra. - СПб, 2004. - С. 199

Тимофеев Л.И., рассматривая творчество А. Блока в книге "Творчество Александра Блока", указывает, что тема России развивалась Блоком постепенно и сложно. От мистической ее трактовки поэт пришел к историческим параллелям, а от них к новому углублению темы Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. - М., 1963. - с. 106.

Орлов В. в своей работе "Гамаюн. Жизнь Александра Блока" прослеживает эволюцию темы родины в творчестве поэта, указывая, что лирическое чувство родины проснулось в нем рано, в самые юные годы Орлов, В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. - М., 1981 - С. 91. Сперва у Блока это даже не Россия, а дремучая, "почиющая в тайне" Русь с колдунами, ворожеями и ведьмами, буйными вьюгами и горящими селами Там же. - С. 92. В дальнейшем тема наполняется реально-исторически смыслом, сохраняя свою лирическую окраску и метафорический язык Там же. - С. 92. Нищая, но прекрасная и могучая, которая никогда "не пропадет, не сгинет", с которой "и невозможное возможно" и "дорога долгая легка" Там же. - С. 94. Из понимания того факта, что Россия - страна назревающей революции вырастала уверенность Блока в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в жизни человечества. Он думал только о ней - о России, о том, что с ней произошло и происходит, что ее ждет Там же. - С. 175. Неоценимая историческая заслуга Блока, по мнению В. Орлова, состоит в том, что он не только гениально выразил дух тревожного, переломного для родины времени, но и связал прошлое с настоящим.

Минц З.Г. в статье "Блок и традиции русской демократической литературы" отмечает: "Тема настоящей и будущей Родины - как известно одна из основных для Блока… < > Образ России и русского народы во всех традициях (революционно-демокар ической, славянофильской и "почвеннической& uot;) объединяется в поэтическом сознании Блока такими признаками как:

1) Патриотизм, мотив любви к Родине;

2) Тема любви к сегодняшней, далекой от совершенства России;

3) Вера в великое будущее Родины" Минц З.Г. Блок и традиции русской демократической литературы // Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. - СПб., 2000. - С. 313-314.

Целью данной работы является анализ патриотической темы в лирике А. Блока до октября 1917 года и после обозначенного периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Исследовать творчество А. Блока патриотической направленности до октября 1917 года

2) Исследовать творчество А. Блока на тему России после 1917 года

Объект исследования: творчество А. Блока: циклы "Город", "На поле Куликовом", сборник "Родина", поэмы "Двенадцать&qu t;, "Скифы".

Предмет исследования: своеобразие патриотической лирики А. Блока в различные периоды творчества.

Методологическая основа исследования: в работе применялись биографический и сравнительно-историч ский методы с элементами системно-целостного анализа литературного произведения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав. Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и задачи исследования, обозначена практическая значимость работы. В первой главе исследованы основные этапы творческой эволюции темы Родины А. Блока после революции 1905 года (цикл "Город"), обращение к теме исторического прошлого России (цикл "На поле Куликовом") и образ России в лирических стихотворениях (сборника "Родина") Во второй главе исследуется творчество поэта после 1917 года, как новый этап в разработке темы Отечества (поэма "Двенадцать&qu t;), рассматривается единство темы Родины и революции и историческая миссия России в оценке поэта (поэмы "Скифы"). В заключении приведены основные выводы нашего исследования. При написании работы была использована литература, указанная в списке литературы.

Практическая значимость работы: результаты настоящей дипломной работы могут быть использованы студентами-филологам при подготовке к семинарам по творчеству А. Блока, а также к экзаменам по истории русской литературы начала XX века, кроме того учителями-словесника и при подготовке к факультативу по творчеству А. Блока.

патриотическая лирика блок поэт

Глава 1. Александр Блок как поэт-патриот

Александр Александрович Блок вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-лирик. Его творчество протекало в эпоху больших социальных потрясений, завершившихся на глазах поэта крушением старого мира.

За двадцать с лишним лет творческой деятельности Блок претерпел сложную эволюцию. Он шел трудным, извилистым путем. Связь поэта с лучшими освободительными традициями русской классической поэзии - традициями Пушкина, Лермонтова, Некрасова - помогла ему преодолеть антиобщественные начала символизма и стать поэтом-гражданином. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил его грозным проклятием старому миру, прозвучавшим с большой силой в замечательной поэме "Двенадцать&quo ;.

Основные темы творчества Блока в период после революции 1905 года глубоко значительны, всем им он сумел дать полное и искреннее выражение. Это - тема родины, народа, России. Это - тема революции в широком смысле слова. Это тема, которую мы назовем темой критики общественного строя, и, наконец, широкая гуманистическая тема человека Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. - М., 1963. - С. 74.

1.1 Городской цикл стихотворений в дооктябрьском творчестве А. Блока

Александр Блок в своем поэтическом творчестве воплотил не одну тему: тему любви к Прекрасной Даме - Вечной Женственности, чувства к земной реальной женщине, тему Родины, революции и другие. Одной из ведущих тем лирического творчества поэта является тема урбанистическая - города-спрута, берущего в заложники, поглощающего личности, индивидуальности, даже физические тела своих жителей. Однако на протяжении творческого пути А. Блока эта тема не остается неизменной, для его разных этапов характерны свои особенности, доминирующие мотивы, ракурс описания города.

1903 год - начало очередного этапа творчества Александра Блока. В лирике поэта появляются новые мотивы, образы, поэтические формы. На первый план выходит урбанистическая тема с рабочими, фабриками, петербургской беднотой. Все эти элементы жизни капиталистического города-спрута нашли свое отражение в сборнике "Нечаянная радость". В 1906 году вышла в свет вторая книга стихотворений "Нечаянная радость" Александра Блока, в которую вошел цикл "Город". К этому времени по утверждению П. Когана Блок - поэт, "органически сросшийся с городом" Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы//Александр Блок: Pro et contra. - СПб, 2004. - С. 132.

В изображении города Блок следует традициям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, но следование традиции не означает подчинения ей. Видение города у Блока сугубо индивидуальное. Он вносит новые черты в привычный облик, создает свой неповторимый, "непостижимый&q ot; город. Образ этого города многослоен, он имеет сложную структуру, в которой можно выделить несколько смысловых и художественных пластов Александрова Н. Заметки о Блоке. Цикл Город // Режим доступа: http: //www.proza.ru/2010/09/ 1/121.

1) Реальный Петербург. На страницах цикла, как это ни парадоксально, его почти нет.

Весь цикл назван предельно обобщенно - "Город". Только в первоначальном варианте стихотворение "Петр" вместе со следующим стихотворением "Поединок" составляли текст "Петербургской поэмы". В дальнейшем слово "Петербург" ни разу не появляется на протяжении всего текста. Говорить о том, что город имеет реальные, топографически узнаваемые черты, можно, пожалуй, лишь с некоторой натяжкой, так как конкретные реалии городской петербургской жизни упоминаются крайне скупо. Пусть в стихах Блока сравнительно редко встречаются конкретно вещественные детали петербургского пейзажа, но при всем этом эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел "Город") очень локальны. И в "Снежной маске", и в "Страшном мире", и в других лирических стихах Блока возникает цельный и сложный образ не безличного большого города, но именно Петербурга. И о чем бы ни писал Блок "фешенебельном ресторане" или "о крышах дальних кабаков", о "колодцах дворов" или о "ледяной ряби канала", о "снежной вьюге" или о "желтой заре", - это всегда петербургские рестораны и кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря.

С Петербургом Александр Блок был связан жизненно. Он был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность. Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем поэта, без которого он бы не просуществовал. Посвятив родному городу очень большую часть своего творчества, Блок показал тем самым, что Петербург занимал одно из первых мест в его жизни. Однажды, гуляя с В. Рождественским между старых лип у Инженерного замка, Блок сказал: "Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее. За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город. Как хотелось бы мне его увидеть!" Блок А. Город мой... - Л.,1957. - С. 48.

Мир города - это мир миражей и обманов, заколдованное место, в котором преображается и искажается городской пейзаж. Это город фабричных гудков и ресторанов, голодных и сытых. Одинокие фонари, фабричные задворки, подворотни, мокрые афишные тумбы - это только осколки реальности, которые видятся нечетко, размыто и являются на самом деле обрывками неведомого и таинственного мира.

Переулок уводит в дымно-сизый туман, зловещий фонарь обманным подмигиванием обрекает жертву на мучительную смерть, в обычной подворотне припозднившегося прохожего ждет встреча с оборотнем, афиша на мокром столбе оживает и исчезает в ночи.

Все конкретные приметы городского быта выполняют двойную функцию: они реально существуют в этом мире, но их истинное предназначение - быть проводниками в другое измерение, вещественным подтверждением бытия иного, мистического мира, который стремится прорваться в привычное смысловое пространство и, захватив его, полностью подчинить себе.

2) Сквозь реальный мир проступает фантастический город, который какой-то невероятной загадочной силой растворяет в себе детали реального мира, обволакивает их невесомой оболочкой и превращает в зыбкий, туманный фон. На первый план выступают сказочные образы: карлики, Невидимка, Латник, Светлый муж, Дед и другие мистические существа, обильно населяющие блоковский город. Почти все они являются порождением демонических сил, правящих в городе.

Окружающий мир Блок видел и понимал глубже своих современников, он чувствовал и ощущал четвертое измерение действительности, поэтому бурную революционную эпоху осмысливал не столько с политической, сколько с символической точки зрения, воспринимая царящее в Городе зло как проявление дьявольской природы земного бытия, как отражение внечеловеческого мистического начала, управляющего людскими судьбами.

3) Третий пласт в изображении города особенный: это не только город, но и внутреннее пространство души поэта, отражение его собственных переживаний и настроений, его внутреннее состояние. Здесь нашли место сомнения поэта, его метания, страхи и отчаяние, растерянность и ужас перед темной силой, охватывающей душу. Город Блока - это прозрения, предчувствия, пророческие видения и сновидения, образы, пришедшие из глубин разума, отравленного ядом тоски и опьяненного грезой.

Переулки, извивы, создающие очарованный лабиринт, из которого нет выхода, - это еще и закоулки души поэта, глубины его сознания, в которых роль Минотавра отведена загадочному и зловещему карлику.П. Коган пишет о городских стихах Блока: "Сама жизнь стала видением, а люди и предметы - привидениями. Граница между существующим и воображаемым утратилась" Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы//Александ Блок: Pro et contra. - СПб, 2004. - С. 134.

Петербург с его пошлостью, грязью, убогой обстановкой становится фоном, на котором лирическому герою являются призрачные прекрасные видения, как та Незнакомка, которая посетила его в пьяном бреду. В городе лирический герой Александра Блока находит призрачный идеал Незнакомки - идеал, существующий лишь в душе поэта:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

("Незнакомка&qu t; 1906)

Героиня "Незнакомки&quo ; - одинокая мистическая дева, в облике которой достаточно узнаваемых черт городской красавицы: шелка, "шляпа с траурными перьями", духи, "в кольцах узкая рука". Банальна и обстановка ее встречи с лирическим героем: "горячий воздух дик и глух", "тлетворный дух", переулочная пыль, скука дач, бутафорский блеск кренделя булочной, дамы и "испытанные остряки" и т.д. В то же время Незнакомка - вестница иных миров, "дальнего берега". За ее темной вуалью лирическому герою видится "берег очарованный и очарованная даль". Образ берега со времен романтической лирики обозначал гармонический, свободный, но недостижимый мир.

Стихотворение наполнено подробностями городского быта; читая его, мы не только видим картины петербургской жизни, но и отчетливо слышим пьяные окрики, детский плач, женский визг, скрип уключины. Описывая улицы, закоулки, кабаки Петербурга, Блок показывает трагедию русского человека начала XX века, судеб жителей родного поэту города.

Незнакомка и "пьяницы с глазами кроликов" и есть те две реальности, которые совмещены в душе лирического героя.

Лирический герой живет здесь, "топя отчаянье в вине". Он, некогда веривший в свой союз с мистической Прекрасной Дамой, в будущую гармонию, теперь переживает крушение астральных иллюзий: "Давно звезда в стакан мой канула". Так в лирику Блока входил образ Незнакомки; она олицетворяла не только астральные тайны, но и соблазны земного быта. Новое воплощение женского начала уже не было символом абсолютной гармонии. Она являлась лирическому герою то в ресторанах, то в "неосвещенных воротах"; в ее портрете было достаточно земного; она была звездой, то ли упавшей на землю с небес, то ли падшей. В стихотворении "Твое лицо бледней, чем было." (1906) была выражена трагедия падения:

Поверь, мы оба небо знали:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

Тема "Незнакомки&quo ; была развита в стихотворении "Там дамы щеголяют модами.", однако в нем Блок, усилив реалистическое начало, "недостижимой и единственной", очаровавшей лирического героя звезде придает не только внешние, как это было в "Незнакомке&quo ;, но и внутренние черты городской красавицы. Она сроднилась с пошлой реальностью: она "вином оглушена", некогда полная тайн вуаль стала просто вуалью в мушках, в ее портрете появились мелкие черты, в ее характере угадываются земные противоречия героинь Достоевского:

Она - бесстыдно упоительна

И унизительно горда.

Незнакомка появилась и в стихотворениях 1906 г. "Прошли года, но ты - все та же.", "Шлейф, забрызганный звездами.". Этот образ сопровождал воображение Блока не один год.

В других стихотворениях цикла "Город" уже нет ничего сколь бы то ни было прекрасного, возвышенного, светлого, неземного. Здесь все реально, а значит серо, узко, темно, тесно, душно. Поэт ведет читателя за собой "зловонными дворами" на чердак с "низким потолком". В стихотворениях этого цикла поэт показывает, как в мире сосуществуют две реальности. Неземная гармония и красота пытаются ужиться с бесчеловечностью города Петра, его дьявольским смехом, уродливыми карликами:

И мелькала за парою пара.

Ждал я светлого ангела к нам,

Чтобы здесь, в ликованье тротуара,

Он одну приобщил к небесам.

А вверху - на уступе опасном -

Тихо съежившись, карлик приник,

И казался нам знаменем красным

Распластавшийся в небе язык.

("В кабаках, в переулках, в извивах…")

В стихах Блока о городе, написанных в 1904-1907 годах возникает цельный и локальный образ Петербурга. Это - "гениальный город, полный дрожи", полный противоречий "страшный" и "магический мир", где "ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан" ("Ты смотришь в очи ясным зорям"…). За его серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик "непостижимого города".

Тема Петербурга в стихах не исчерпывается изображением "странных и прекрасных видений жизни". Уже есть и другая сторона, имевшая для Блока не менее важное значение, и сыгравшая более значительную роль в процессе его идейно-творческого развития, - сторона социальная. В стихах о городе ее тема звучит с особенным напряжением. Мощным потоком входят в эти стихи сцены горя и обездоленности простого человека-труженика, обреченного в жертву капиталистической эксплуатации. Городские стихи Блока рисуют яркую картину социального неравенства, разделительные контрасты человеческого существования в большом городе:

В кабаках, в переулках, в извивах,

В электрическом сне наяву

Я искал бесконечно красивых

И бессмертно влюбленных в молву.

("В кабаках, в переулках, в извивах…. ")

Здесь запечатлен также и другой облик Петербурга - облик рабочего Питера. Поэт разглядел в городской повседневности не только "магические&quo ; видения в "электрическом сне наяву", но и "самые реальные" томления "рабьих трудов", увидел, "как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине", и нашел достойные и сильные слова о несчастных людях, "убитых своим трудом":

И я запомнил эти лица

И тишину пустых орбит

И обреченных вереница

Передо мной везде стоит.

("Передвечернею порою…")

В стихотворении "В октябре" (1906) герой, типичный бедняк-горожанин, еще не потерял надежду:

Да и меня без всяких поводов

Загнали на чердак.

Никто моих не слушал доводов,

И вышел мой табак.

А все хочу свободной волею

Свободного житья,

Хоть нет звезды счастливой более

С тех пор, как запил я!

Давно звезда в стакан мой канула, -

Ужели навсегда?.

И вот душа опять воспрянула:

Со мной моя звезда!

В стихах Блока проходит целая галерея образов людей, униженных и оскорбленных в этом сверкающем и сытом мире: мать-самоубийца, бросившая своих детей ("Из газет"), бродяга "в измятом картузе над взором оловянным", гуляющие женщины, девушки, наклонившие лица над скудной работой, "старуха нищая клюкою", бродячий шарманщик.

Стихотворение "Сытые" (1905) показывает нам Блока как социально зрелого поэта, обличающего правящую верхушку России. В этом стихотворении отразились события народного протеста осенью 1905 года. Поэт сочувствует рабочим, он резкими эпитетами характеризует "сытых": "Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги", "Тоскует сытость важных чрев", "опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев". Сытые боятся народного гнева:

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамен!

Социально-острые стихотворения Блока периода первой русской революции нельзя назвать призывами к революционному перевороту, поэт был против насилия. Так, стихотворение "Сытые" автор заканчивает презрительной фразой:

Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать".

Описывая город в своих лирических произведениях, Александр Блок искренне взволнован, отсюда обилие восклицательных интонаций в его стихотворениях:

Как страшно! Как бездомно! Там у забора,

Легла некрасивым мокрым комком.

Плачет, чтобы ночь протянулась не скоро -

Стыдно возвратиться с дьявольским клеймом.

("Обман");

Весна! Весна! Как воздух пуст!

Как вечер непомерно скуден!

("Песенка" .

Ужасающая действительность, убогость обстановки, обреченность современного поэта Петербурга - это его крест, который поэт готов нести пожизненно:

О, город! О, ветер! О, снежные бури!

О, бездна разорванной в клочья лазури!

Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами!

("На серые камни ложится дремота. ").

В литературно-художест енном плане Город Блока связан с фольклорными традициями и библейскими образами. По библейским представлениям существовало две разновидности городской жизни: город, погрязший в разврате и грехах и обреченный вследствие этого на гибель (Содом и Гоморра, Вавилон), и город преображенный, исполненный высших добродетелей (аналог рая - Небесный Иерусалим).

Блок ввел образ города в библейский контекст; в стихотворении "Невидимка" (1905) появился образ блудницы верхом на звере багряном:

С расплеснутой чашей вина

На Звере Багряном - Жена

Блоковская версия восседавшей на звере багряном апокалипсической матери блудниц с чашей, наполненной нечистотой блудодейства. Тема конца света была выражена и в городском пейзаже, характерные черты которого - окровавленный язык колокола, "могилы домов", оловянный закат, темно-сизый туман, "серокаменное тело" города, кровавое солнце.

С удивительным постоянством в стихах этого цикла появляется мотив смерти. Смерть - это всемирная катастрофа, неизбежный конец света, за которым должно последовать созидание "новой земли", "нового града". Поэтому образ города в творчестве русских символистов, в частности Блока, окрашен в апокалиптические тона и связан с эсхатологическими чаяниями. Почти в каждом стихотворении цикла "Город" звучат апокалиптические мотивы Александрова Н. Заметки о Блоке. Цикл Город // Режим доступа: http: //www.proza.ru/2010/09/ 1/121. Жизнь сравнивается с восковой куклой, герой живет в постоянном предчувствии остановки жизни, прихода власти хаоса. Поэт чувствует "отдаленного восстанья приближающийся гул", ожидает прорыв стихии. Даже весна - символ жизненной силы - не в состоянии преодолеть духа смерти, витающего над городом. Весенний воздух пуст и скучен, в нем нет живительной мощи; голый куст тощей вербы, вместо того чтобы стать символом весеннего пробуждения, превращается в унылый призрак. Весна терпит поражение перед лицом всеобщего тления, охватившего город.

Итак, город Блока, являющийся средоточием зла, обречен на гибель, он должен исчезнуть с лица земли. Это мертвый город, в котором царит сама смерть. Целый ряд эпитетов, сравнений и глаголов подчеркивает и утверждает роковую, почти беспредельную власть этой владычицы человеческих судеб: у города "мертвый лик", "заборы - как гроба", "все погребено в безлюдьи окаянном", в домах "покойники в гробах", а сами дома - могилы, все жители города "на очереди смертной.", улицы города мертвые и пустынные, фонари прячутся в гробовой тени.

Мы видим, что стихи цикла "Город" наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Поэт рисует мрачный город, накрытый постоянными туманами и мглой, сквозь которые еле пробивается свет фонарей. Тяжелый, зловещий город из камня, равнодушный ко всему живому. Его стихи - о нищем Петербурге, о живущих в сырых подвалах семьях. В этом творчество Блока перекликается со стихами Некрасова, который в своей демократической лирике отразил урбанистическую тему и показал вопиющий контраст между парадным ликом города и его трущобами, в которых медленно умирали люди от голода и холода. Коган П. отметил: "Блок не только певец города. Его поэзия - удивительное воплощение той психики, того отношения к миру, которое выработалось у современного жителя столицы" Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы//Александ Блок: Pro et contra. - СПб, 2004. - С. 133. Горе беспросветного существования порождает пьянство и разгул. У Блока Петербург - город кабаков и притонов, в которых надрывно "веселятся&quo ; жители подвалов и чердаков. Период жизни Блока, когда создавался цикл "Город", был временем пересмотра прежних взглядов на жизнь. Изменилось его отношение к миру, стихи наполнились энергией обличения несправедливости, поэт постепенно "выплывал" из ранней мистики и идеализма. Это подтверждают и названия его стихотворений: "Холодный день", "В октябре", "Ночь. Город угомонился…", "Я в четырех стенах - убитый Земной заботой и нуждой…", "Окна во двор", "Хожу, брожу понурый…", "На чердаке" и т.п. Для Блока открылось, что не только Прекрасные Дамы населяют мир. Поэт видит, как страшный город перемалывает, калечит людей, не жалея ни женщин, ни детей. Талантливо и реалистично отразив тему города, Блок внес большой вклад в развитие русской гражданской лирики и обогатил тему Петербурга в литературе.

1.2 Обращение к теме исторического прошлого России

Цикл "На поле Куликовом" - высшее поэтическое достижение Блока 1907 - 1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода "лирическим историзмом", способностью увидеть в прошлом России свое - интимно близкое - сегодняшнее и вечное. Для блоковского художественного метода этих и дальнейших лет примечательны и попытки преодолеть символизм и глубинная связь с основами символистского видения мира.

Сюжет цикла "На поле Куликовом" имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.

Обращение поэта к исторической теме не случайно. Еще до Блока к этой теме не раз обращались такие великие писатели, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов. Поэт продолжает эти традиции. Обращаясь к истории русской земли, он ищет аналогии с современной ему действительности. В прошлом он пытается найти истоки русского национального характера, причины выбора исторического пути России. Прошлое дает ему возможность размышления о настоящем и будущем родной земли.

Поэтический цикл Блока "На поле Куликовом" - это как некое напоминание о подвиге, который когда-то был воплощен в борьбе света с тьмой. Основная цель этой борьбы было преодоление темного хауса ради освобождения и счастья нашей родины. В самом цикле "На поле Куликовом" поэт сумел объединить и напряженное чувство, беспокойство за судьбу России и широту глубоких, мягких раздумий, которые как бы растворяются в голосе самой истории страны. В 1912 году в первом собрании своих стихотворений Блок писал: "Куликовская битва" принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди" Блок А.А. Полное собрание сочинений: В 20 т. - М., 1997. - Т. 3. - С. 911. .

В цикле "На поле Куликовом" Блок старается осмыслить русскую историю, но не как сторонний наблюдатель или беспристрастный летописец, а как соучастник. Поэт органически сливается со своим лирическим героем. Трудно понять, где автор говорит от себя, где от имени лирического героя. История начинает говорить голосом поэзии. У России такое великое прошлое и такое огромное будущее, что захватывает дух:

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Цикл "На поле Куликовом" разделен на пять глав. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: временном и пространственном. Изображение исторического пути России представляет нам временной план:

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

И вечный бой! Покой нам только снится

Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться "мглы - ночной и зарубежной", скрывающей ее долгий путь. Эта сила в вечном движении, для нее характерно отсутствие покоя. Так появляется образ Родины - "степной кобылицы", несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у А. Блока трагичны. Страдание - плата за движение вперед, поэтому путь Родины лежит через боль:

Наш путь стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Сочетание временного плана с пространственным, придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:

И нет конца!

Мелькают версты, кручи…

Широкая, ровная степь кажется безграничной. А между тем это - не лесная и луговая Русь, строгая северная царевна других стихов Блока ("Россия").

Это - поле битвы. Но пока, перед битвой, раздумья поэта текут широким потоком, где слились воедино скорбь, и гордость, и предчувствие перемен:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Здесь у поэта появляется прекрасный образ России - жены, молодой и горячо любимой женщины. Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. Он хочет понять источник силы и стойкости России, от этого не слабеет, а лишь укрепляется сыновняя привязанность к Родине. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновременно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор выбрал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же первого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова "степь", "степной" подчеркивают просторы родной земли.

Начинается бой, которому не видно конца:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

Это - борьба не только с нашествием, это борьба с тем темным, рабским следом в душах, который оно оставило. И летящая вдаль степная кобылица - воля и вольница, которую нелегко взнуздать, укротить, направить в мирное русло. Здесь одновременно сливаются в одно и гордость, и скорбь, и предчувствие важных и великих перемен, событий, которых с радостью ожидает вся Россия:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

В стихотворении "Река раскинулась." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь." В стихотворении А. Блок употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".).

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность воина давних времен любой ценой отстоять свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей, грозных в своем гневе. Блок описывает и тревогу, и сомнение, и предчувствие, что этот бой - первый из тех, которые еще предстоят.

Лирический герой этого цикла - безымянный древнерусский воин Дмитрия Донского. Образ лирического героя сливается с образом защитника Родины. Он патриот родной страны, борец за ее свободу. Герой, понимая, что битва тяжела, что он "не первый воин, не последний", готов "за святое дело мертвым лечь". Там же звучит неприкрытая горечь: "Долго будет родина больна".

Особую роль в развитии патриотической темы в данном цикле приобретает древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, поле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к "Слову о полку Игореве", "Задонщине" ) восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий клекот).

Вся совокупность художественных средств: метафоры (стяг взыграет, родина больна), эпитеты (горючий камень, поганая орда, светлая жена, святое дело), антитеза (первый - последний) и др. - используется Блоком с одной целью - как можно полнее донести главную идею единения героя со своей страной, с ее трагической судьбой Платонова, Т. Н.А. Блок. « На поле Куликовом" // Литература в школе. - 2006. - №6. - С. 31.

В третьем стихотворении образ Родины - это образ жены, матери, светлой Богородицы, которая охраняет все живущее.

Здесь слились и русская неяркая природа с ее туманами и тишиной, и религиозно-сказочное восприятие поэтом русской культуры, и трагическое прозрение исторической судьбы России.

Поэт уверен, Россию охраняет некая сила, она невидима, но ощутима. Благодаря этому заступничеству страна поднимается из пепла, как птица Феникс.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Четвертое стихотворение ("Опять с вековою тоскою. ") выводит нас в современность, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Раздумья и распутья Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать - на чьей он стороне: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование позиции интеллигенции дает сам Блок в статье "Народ и интеллигенция", написанной в том же 1908 году.

Пятое, заключительное, стихотворение в структуре цикла имеет значение первостепенное: здесь - взгляд в будущее, чреватое и "мглою бед неотразимых" (как сказано в эпиграфе, взятом из Вл. Соловьева), и решающими битвами за Россию, до времени придавленную реакцией.

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И словно облаком суровым

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Какое реальное содержание вкладывал Блок в понятие будущего, видно из его письма к В. Розанову (20 февраля 1909 года). Великой русской литературой и общественной мыслью завещана "огромная концепция живой, могучей и юной России". Она охватывает и мужика с его думой "все об одном", и "юного революционера с пылающим правдой лицом", вообще все грозовое, насыщенное электричеством. "Если есть чем жить, то только этим. И если где такая Россия "мужает", то уж, конечно, - только в сердце русской революции… С этой грозой никакой громоотвод не сладит" Орлов, В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. - М., 1981. - С. 96.

Блок мысленно стоит перед грядущей революцией, понимает ее неизбежность и неизбежность выбора: на чьей стороне стоять. Как известно, поэт в решающую минуту выбрал сторону народа, невзирая на кровь и жестокость. И шел по этому пути до конца.

Цикл стихов "На поле Куликовом" - не только напоминание о давнем подвиге русских воинов, о битве света с тьмой, добра со злом, но и утверждение вечности этой битвы.

В цикле большую роль играет контраст (покоя и движения, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси - святость ("святое знамя", "лик нерукотворный" . В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о грядущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исторических событий ("Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла"). А поэтичная блоковская фраза "Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней" обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Цикл "На поле Куликовом" выдержан в логической последовательности, стихотворениям этого цикла характерны одни мотивы (которые в каждом стихотворении по-разному трактуются), лирический герой проходит в этом цикле определенный путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России (не случайно: "не может сердце жить покоем" - лирический герой понял это не только разумом, но и сердцем, т.е. всем своим существом). Важно, что в этом цикле Блок говорит "Русь" (а не "Россия"), ибо это не только следование историческим реалиям.

Таким образом, цикл "На поле Куликовом" можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя, прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории. Автор проводит параллели между событиями давно прошедшими и современными, его герой находит себя в битве за спасение Отечества.

Для писателя значение Куликовской битвы было не военным или политическим, а именно духовным. Блок верит в будущее России и в будущее русского народа, и это главная тема в цикле "На поле Куликовом".

1.3 Образ России в лирических стихотворениях Блока. Уход от мистического толкования темы (сборник "Родина")

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием "Стихи о России". В лирическом трехтомнике, который автор назвал "романом в стихах", есть цикл "Родина", который объединял написанное с 1907 по 1916 год. Никто до Блока не сказал таких пронзительно-щемящих слов о родине, которые хранятся в душе каждого русского человека: "Родина - это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек. " Блок А. Ответ Мережковскому// Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. - М., 1990. - С. 409.

Цикл "Родина" - вершина третьего тома лирики Блока. Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?. "

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Возникающий в последней строфе символический образ -

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим.

Что же молчишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

предвестие грядущих перемен.

За море Чёрное, за море Белое

В чёрные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни.

Поэт нарисовал оформленное безумным давлением времени "лицо онемелое", которое "дико глядится" - "в черные ночи и белые дни". Здесь запечатлена повторяющаяся страница национальной истории, присутствие в современности глубинных истоков прошлого. Две краски доминируют - черная и белая. Дикость, варварская неразвитость мешают ритму исторического пути, но здесь жизнь, поэтому поэт стремится стать участником этого трудного ритма: "…вместе ль нам маяться?". Качание маятника и маяться - здесь однокоренные слова, хотя значение страдания остается в этом "маяться", но и движение времени означает ритм пути Алексеева Л.Ф. Пророчество о ХХ веке в поэзии Александра Блока// Уроки литературы. - 2006. - №6. - С. 8.

"Родина" для Блока - понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные ("Посещение&quo ;, "Дым от костра струею сизой.", "Приближается звук. И покорна щемящему звуку. "), и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой "страшного мира" ("Грешить бесстыдно, непробудно.", "На железной дороге").

Созданный А. Блоком страшный мир - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А. Блок предельно открыто выразил эту свою, любовь-ненависть в стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно." (1914 г.). В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

В стихах Блока о Родине все чаще ощущаются некрасовские настроения. Одно из самых ярких - "На железной дороге" (1910). Здесь проводятся параллели с "Тройкой" Некрасова. В центре обоих произведений - мотив ожидания счастья, связанный с дорогой. И все же "На железной дроге" - истинно "блоковский&quo ; стих. Некрасов пишет о судьбе женской, об обреченности женской красоты, о тяжкой доле крестьянки. У Блока судьба молодой красивой девушки кончается ее гибелью. Невозможность иного исхода обозначена явно: "Давно уж сердце вынуто". Она "раздавлена&quo ; жизнью ("любовью, грязью или колесами"), и смерть для нее предпочтительнее смирения. Стихотворение приобретает высокое трагическое звучание. Причина трагедии - в социальных контрастах жизни: у "сытых" - довольство, роскошь; у бедных - темнота, грязь, смерть. Голодная, нищая Россия, едущая в "зеленых" вагонах, поет и плачет. Боль и страдание родины дороги и близки поэту. В портрете героини ("в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая…") проглядывает один из ликов блоковской России в котором изображен емкий образ страны.

В постоянстве, длительности и страстности поиска обобщенного образа России, пожалуй, некого поставить рядом с Некрасовым и Блоком, но Блок идет дальше Некрасова. Он подходит к теме России с высоты новой эпохи, он видит ее сквозь призму времени - своего времени. Некрасов "помогал" Блоку, но полностью удовлетворить его уже не мог. В творчестве Блока девятнадцатый век вообще пережил свое второе рождение, и это было именно рождение, т.е. новое возникновение, воспроизведение, но на основе личного переосмысления. Он одновременно и видит родину - Россию "в едином лице" "матери, сестры и жены" Блок А. Народ и интеллегенция//Алексан р Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. - М., 1990. - С. 390, т.е. Мадонны, пресвятой девы, и ожидает от нее самых страшных разрушительных действий.

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и крепнет вера поэта в ее обновленное будущее. Самое значительное стихотворение этого цикла - "Россия" (1908). В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее. В строках этого стихотворения выражено чувство нераздельности судеб поэта и Родины. Блок писал: "Родина подобна своему сыну - человеку. Когда она здорова и отдыхает, все ее тело становится таким же чувствительным, < > все дышит, видит, на каждый удар или укол она поднимает гневную голову, под каждой лаской становится нежной и страстной. Органы чувств ее многообразны, диапазон их очень велик. Кто же играет роль органов чувств этого подобного и милого нам существа? Роль этих органов играют, должны играть все люди. Мы же, писатели, свободные от всех обязанностей, кроме человеческих, должны играть роль тончайших и главнейших органов ее чувств. Мы < > ее сердечные боли, ее думы и мысли, ее волевые импульсы" Блок А. Ответ Мережковскому //Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. - М., 1990. - С. 410.

"Россия" начинается с реалистической картины русской проселочной дороги:

… Три стертых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлебанные колеи.

А дальше - картина Родины, в ее красоте, силе, могуществе, и выражение любви к ней, веры в лучшее будущее. Образ России сливается с образом природы:

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

Вслед за Гоголем и Некрасовым Блок обращается со словами любви к нищей России и её народу.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серы твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви.

На этом фоне вырисовывается образ России "нищей, неброской ("избы серые", "лес да поле"), несчастной ("забота" "река" слез, "тоска осторожная"), любовь к которой - "крест". Появление второго ряда эпитетов и деталей обусловлено тем отзвуком, который вызывают в лирическом герое "песни ветровые" родной земли. Ему, чувствующему родственную близость к России, ее черты представляются "прекрасными&q ot;, он бережно несет свой крест, воспевая и ее "разбойную красу", и всепобеждающую жизненность. Обобщённый образ России вселяет веру в то, что не пропадёт она.

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

В заключительных строках Блок обращается к гоголевской теме пути, теме тройки. Она устремлена вперед, в будущее:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!.

Стихотворение пронизано музыкой, "песни" являются фоном для рассмотрения специфики русского сознания: "песни ветровые" задают верный тон, а заканчивается оно "глухой песней ямщика".

Как и многие стихотворения, посвященные теме родины, "Россия" написана ямбом (четырехстопным), выражающим, по словам автора "ритм времени". Над Россией время проносится, не изменяя ее сути, души, все повторяется "опять". У нее "дорога долгая " - меняются поколения, передающие друг другу "крест" любви к ней, но она "все та же", и разгадка ее тайны - "в дали". Недосказанность передается обилием многоточий (четыре строфы из шести заканчиваются многоточием, в третьей оно стоит после второй строчки.

В промежутке между созданием мрачнейших циклов "О чем поет ветер" и "Черная кровь" была написана "Новая Америка" (1913) (первоначальное заглавие: "Россия") - одно из самых жизнеутверждающих стихотворений Блока.

"Роковая, родная страна" все та, что была, и не та: она обернулась к своему поэту уже "новым ликом" - дымящими трубами фабрик, "многоярусным корпусом завода", городами из рабочих лачуг, углем, рудой и солью. За всем этим угадывается мысль о трудовом народе, который только и ждет, чтобы приложить руки к большому созидательному, историческому делу. (В черновике находим такие строки: "Там за белым, за красным, за черным есть великое счастье труда".) Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. - М., 1981. - С. 125

В "Новой Америке" отразилась сильно увлекавшая поэта с недавних пор мысль о "великом возрождении" будущей России "под знаком мужественности и воли", симптомы которого он видел, между прочим, в начавшемся подъеме национальной промышленности, в частности - горнозаводской.

Сначала мы видим "убогую" Русь с ее "страшным простором" и "непонятной ширью".

Но постепенно облик России проясняется:

Нет, не старческий лик и не постный

Под московским платочком цветным!

В последних строфах Блок говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению. Подобный панегирик углю и руде кажется неожиданным в устах поэта. На самом же деле Блок серьезно размышлял о роли национальной промышленности в "великом возрождении" России. "Будущее России, - писал он в 1915 г., - лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств" Блок А. Из записных книжек и дневников // Блок А. Собрание сочинений в шести томах.Т. 6. - М., 1971. - С. 272. И это не противоречило его отрицательному отношению к "цивилизации&quo ;, потому что его "Новая Америка" - не "старая Америка", то есть не Соединенные Штаты, а поэтический образ будущей России, "нового света", "Великой Демократии", которая должна прийти в мир "опоясанная бурей". И чем больше размышлял он о будущей России, тем острее чувствовал неотвратимо приближающийся конец России старой. В октябре 1913 года он пророчит: "Не все можно предугадать и предусмотреть. Кровь и огонь могут заговорить, когда их никто не ждет. Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой, может быть более страшной" Блок А. Пламень //Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. - М., 1990. - С. 414 .

В его сознании и творчестве возникает образ бездны, куда вот-вот провалится старая Россия - вся целиком, с царской камарильей, Распутиным, черной сотней, финансовой плутократией, со всем, что он так страстно ненавидел и проклинал.

Он занесен - сей жезл железный -

Над нашей головой. И мы

Летим, летим над грозной бездной

Среди сгущающейся тьмы.

Здесь бездна уже не тот отвлеченно умопостигаемый "бездонный провал в вечность", в который преображалась пустота под петербургскими мостами, но метафора, насыщенная не приблизительным, а точнейшим реально-историческим смыслом, однозначная в своем семантическом содержании.

В свисте и вое безудержного полета над разверстой бездной Блока не отпускала "роковая о гибели весть", - ведь вместе с обреченным миром можно погибнуть и самому. "Но если гибель предстоит?" - этот вопрос никогда не терял для него громадного значения, напротив - с годами он звучал все настойчивее и тревожнее.

Да и как могло быть иначе! Нет поэта (если это настоящий поэт) без ощущения своей судьбы как самопожертвования, как постоянной готовности погибнуть во имя своей "крылатой мечты". Гениальный поэт революционной демократии, все отдавший борьбе за дело народа, взывал: "Уведи меня в стан погибающих…" Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. - М., 1981. - С. 126.

Минц З.Г. подчеркивает: "У Блока идеал родины, хотя никогда не отождествляется с сегодняшней Россией, но всегда присутствует в ней - то как отблеск вечно прекрасной глубинной сущности мира, то как свет из будущего - предвестие грядущей России, ее "добра и света". Поэтому блоковская Родина - это Жена и девушка, чьи вечная юность и немеркнущая красота объединяют образное представление о неизменном и одновременно связанном с будущим ("юность") облике национального идеала. Поэтому же блоковская "трилогия вочеловечивания" - это путь героя к Откровению Родины в ее глубинной светлой сущности грядущей "Новой Америки" Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. - СПб., 2000. - 660 с. .

В последних произведения сборника "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем.", "Я не предал белое знамя.", "Коршун".

Завершает цикл стихотворение "Коршун" (1916), где сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброской российской природы, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и вехи отечественной истории, и обобщенный образ родины. А коршун - символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. В конце стихотворения автор ставит вопросы, которые обращает и к себе, и к читателям, и, быть может, к самой Истории как активный призыв к действию:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни.

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Блок был одним из тех поэтов, кто чутко улавливал приближение социальных бурь, способных нарушить "сонный" быт России. Они не пугали его, напротив, в них ему виделась новая "звезда Вифлеема" (Я не предал белое знамя…"). Вслед за Н.А. Некрасовым А. Блок полагал, что они призваны "расплескать&qu t; "чашу народного горя" ("Душно! Без счастья и воли…", 1868), прогнать "коршуна", кружащего над "заплаканной&quo ; страной.

Таким образом, в годы политической и общественной реакции, после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, в это тяжёлое время А. Блок занимал особую и, в высшей степени, достойную позицию. Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет новые пути.

Обращение к "теме о России" имело для творческой эволюции Блока большое значение как поиск выхода из периода "антитезы" (периода "уклонений, падений, сомнений, покаяний"), как возвращение к этическим традициям русской литературы Сарычев В.А. Лирический цикл «На поле Куликовом" как событие творческой биографии А. Блока // Литература в школе. - 2006. - №6. - С. 2. Из мира бесплотной мечты фантазии он окончательно переходит в мир действительности, который одновременно и влечет, и страшит его.

Блок переживал поражение революции 1905 года, но не утратил чувство будущего: временное торжество реакции он правильно оценил как "случайную победу" палачей народа и предупредил наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой Блока - и в художественном творчестве, и в публицистике становится Россия.

В самое глухое время реакции у А. Блока
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.