Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Арт-терапия в работе с травмой

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.12.2014. Год: 2014. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


……….
Кафедра Психологии



РЕФЕРАТ
По предмету АРТ-ТЕРАПИЯ
На тему Арт-терапия в работе с травмой.



Выполнила студентка V курса, группы ___
___.
Проверил доцент кафедры Психологии
___






Москва 2014
Введение 3

1. Что такое психологическая травма и возможности ее проработки в арт-терапии. 4
2. Особенности работы с психотравмой в арт-терапии 6
2.1 Групповая и индивидуальная работа
2.2 Терапевтические отношения
2.3. Процесс работы и выбор материала.
Заключение 14
Список литературы 15





















Введение.
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.
Арт-терапия работает с продуктами творчества самого клиента (его рисунки, текстовые работы и т. д.) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, продукция киноискусства).
Арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности клиента. Наиболее полно разработана рисуночная терапия.
К этому направлению относится, искусства визуального ряда – рисунок, все виды живописи, монотипии, мозаики, коллажи, грим, боди-арт, маски, все виды лепки, куклы, марионетки, инсталляции, фотография и многое другое. Это наиболее разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов, методик. Именно с рисунка начиналась история арттерапии как психотерапевтическог направления. Достоинствами арттерапии является отсутствие противопоказаний, относительная простота в применении, богатство материалов, возможность использовать техники и приемы арттерапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтически и направлениями.
В настоящее время арттерапия является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии искусством.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.



    Что такое психологическая травма и возможности ее проработки в арт-терапии.
Психическая травма (психологическая травма, психотравма) – по аналогии с физической травмой – это состояние нарушения целостности психики, вследствие чего психика не в состоянии функционировать здоровым, нормальным образом. Травматическая реакция возникает в ситуации чрезмерного стрессового воздействия на организм. Это может быть угроза жизни и/или здоровью, или ситуация, воспринимаемая психикой человека как таковая в момент происходящего.
«Неразрешенная» травма может на всю жизнь остаться источником всевозможных проблем. Например, таких, как отсутствие хорошего глубокого ощущения себя в своем теле или сложность находиться в близких отношениях с другими, одновременно сохраняя контакт с собой и своими чувствами. Частым следствием травматизации являются также различные хронические не поддающиеся лечению симптомы, панические состояния, повышенная тревожность, чрезмерная потребность в контроле, депрессия, потеря удовлетворения и смысла жизни и т.д.
Работа с психической травмой – это длительный и тяжелый труд как для человека, обратившегося за помощью, так и для терапевта, и к этому клиент должен быть готов. Терапия травм зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать: вид травмы, срок получения травмы, характерология человека, получившего ее, наличие поддержки и мотивации у клиента, отношение общества к данной травме…
Очень большое значение для работы с травмой имеет подготовка и квалификация терапевта, и не только теоретические знания или владение техниками. Поскольку уровень травматических энергий достаточно интенсивен, терапевту необходимо выдерживать сильные переживания и ощущения свои и клиента, оставаясь в этот момент в контакте не только с собой и своим телом, но и с клиентом. Необходимо всегда помнить о возможной ретравматизации и не допустить ее. Особенно важны для терапевта, работающего с травмами, навыки самоподдержки, соматического резонанса, четкое понимание и ощущение границ, эмпатия, физическая и психическая устойчивость. Крайне значимо качество и длительность личной терапии самого терапевта, поскольку, во многом, именно в личной терапии необходимые навыки имеют возможность сформироваться.
При работе с травмой с помощью метода Арт–терапии используются рисунки, широко используется лепка, работа с песочницей.
Рассмотрим пример работы методом Арт-терапии в случае сексуального насилия.
Имеющиеся в литературе данные указывают на значительный потенциал арт-терапии в оказании помощи пострадавшим от насилия детям, подросткам и взрослым. При этом нередко подчеркиваются те особенности арт-терапии, которые делают ее избранным методом применительно к данной категории клиентов. Предполагая невербальный характер выражения травматичного материала, арт-терапия делает ситуацию работы с ним более безопасной для клиента. Большое значение имеет и то, что художественная экспрессия доступна как взрослым, так и детям; способна затрагивать опыт, связанный с разными стадиями психического развития, в том числе весьма ранними. Это может обеспечивать выражение травматичных переживаний, связанных с довербальным опытом клиента или при отсутствии развитых речевых навыков.
Поскольку сексуальное насилие является сложным предметом для обсуждения, а его жертвы во избежание разглашения обстоятельств преступления нередко вынуждены молчать, арт-терапевтический подход является для них более приемлемой формой работы со специалистом. Даже не раскрывая психо-травмирующих обстоятельств, пострадавшие от насилия могут благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные положительные эффекты.








2. Специфика работы с травмой в арт-терапии.

2.1 Групповая и индивидуальная работа
Работая с последствиями психической травмы, арт-терапевты используют как групповые, так и индивидуальные формы работы, а так же различные изобразительные материалы.
В отличие от индивидуальной терапии, групповая терапия лишена тех моментов, которые связаны с дисбалансом ролевых функций, клиент может почувствовать себя на равных с другими участниками группы, не вовлекаясь в динамику иерархического взаимодействия с терапевтом.
Поэтому большинство клиницистов рекомендуют использовать ее в первую очередь в работе с жертвами сексуального насилия. Эта форма терапии также позволяет преодолевать чувства социальной изоляции и инаковости, переживаемые многими жертвами сексуального насилия, а также детьми из дисфункциональных семей.
Групповое взаимодействие со сверстниками в присутствии двух психотерапевтов в какой-то мере способствует формированию у них опыта семейных отношений. Некоторые психотерапевты считают, что для подростков индивидуальная арт-терапия может быть малопригодной из-за присущего им негативного отношения к взрослым и социальным авторитетам. При этом арт-терапевтическая работа в условиях группы сверстников подходит им в большей степени.
Таким образом, по данным исследований, проводимых в Великобритании, дети до пяти лет, как правило, участвуют в индивидуальной терапии, в то время как подростки занимаются преимущественно в группах. Групповая терапия при этом обычно рассчитана на более короткий срок (до девяти месяцев), тогда как индивидуальная работа в большинстве случаев длится более года, а систематически – до трех лет.





2.2. Терапевтические отношения
Хагуд была высказана мысль о том, что в случаях сексуального насилия арт-терапевт должен использовать более директивный подход, чем обычно (Hagood, по Мерфи). Однако большинство специалистов предпочитают применять с такими клиентами наоборот менее директивные методы. Это они объясняют тем, что ребенок, перенесший сексуальное насилие, особенно нуждается в хорошем контроле за ситуацией, поэтому директивность со стороны арт-терапевта болезненно воспринимается им. Свободный выбор изобразительных материалов усиливает веру ребенка в свои силы и ощущение контроля за ситуацией и является важным психотерапевтическим фактором. При этом границы и структура психотерапевтически отношений (время, пространство, начало и окончание занятий, доверительность, предоставление ребенку права забирать свои работы или уничтожать их и т.д.) должны быть особенно четкими для того, чтобы сформировать у ребенка чувство “безопасного пространства”. Иногда однако, по мнению некоторых специалистом, определенная директивность в начале индивидуальных занятий способствует снижению тревоги, нередко проявляющейся у детей, ощущающих себя один на один со взрослым, либо в тех случаях, когда ребенок испытывает замешательство. Директивность в данной ситуации подразумевает, в частности, чтение какой-либо истории или сказки, либо предложение использовать новые изобразительные средства. Существует предположение, что жертвы сексуального насилия, в ряде случаев сами склонные к насильственным действиям, нуждаются в более директивном подходе, поскольку их склонность к идентификации с агрессором ведет к отрицанию как роли агрессора, так и его жертвы.
Роль терапевта должна быть четкой и определенной. Некоторые дети, а также и взрослые, перенесшие насилие, могут воспринимать фигуру арт-терапевта как угрожающую или же выплескивать на него яркие эмоциональные негативные реакции, при этом терапевт должен хорошо осознавать меру допустимости деструктивных тенденций клиента, сохраняя границы безопасности. Кроме наделения арт-терапевта ролью жертвы или агрессора, он так же может идеализироваться клиентом и наделяться им магическими свойствами. Важным в построении терапевтических отношений считается избегание оценок и избирание терапевтом роли свидетеля, который уважает чувства клиента и побуждает его к диалогу. Так же важным является подчеркнуто несексуальный характер отношений, которые могут достигать высокой степени близости и доверия, особенно в случаях с клиентами, перенесшими сексуальное насилие.
Возможность вести себя свободно в условиях арт-терапевтического кабинета и ощущение клиентом того, что он контролирует психотерапевтические отношения и изобразительный процесс, считается важным условием снижения тревожности у клиента.
Некоторые исследователи уделяют особое внимание пространству психотерапевтическо о кабинета или арт-студии. К. Киллик рассматривает это пространство в его функции сдерживания» (удержания), позволяющей определять и поддерживать терапевтические границы, а так же саму ценность того, что происходит в процессе терапии, с тем, чтобы клиент смог впоследствии интерировать этот материал в свой опыт. Конкретность студийного пространства, согласно Киллик, «способна «абсорбировать» «примитивные аффективные чувства», возникающие при переносе и контрпереносе, чтобы, наполнив их смыслом, вернуть клиентам». (цит. по Жвитиашвили, 2005, с.94)
При работе с детьми приходится затронуть и ближайшее окружение ребенка, его семью, а иногда и социальные службы, органы опеки, при этом тщательно оговорив с клиентом границы конфиденциальности. Иногда всплывающая в процессе работы информация требует предупреждения социальных служб с целью защиты ребенка. Кроме того, затрудненные взаимоотношения с родителями, в которых нет возможности выразить свои чувства по поводу травматической ситуации, обсудить ее, создают дополнительный стресс для ребенка и затрудняют работу терапевта. По словам В. Оклендер, ребенок часто не может выразить свои чувства родителям, потому что они тоже расстроены чем-либо и ребенок хочет оградить их от переживаний, он не хочет причинять им дополнительного горя или делать их несчастными. Если родители сумеют открыто вести себя, ребенку будет легче откровенно говорить о собственных чувствах или своей растерянности. Помочь родителям понять это – одна из задач психолога.



2.3. Процесс работы и выбор материала.
Спектр изобразительных материалов, используемых при работе с клиентами, пережившими психическую травму, широк. Многие специалисты, работающие на базе клинических учреждений со взрослыми людьми, предпочитают лишь два вида материалов, выбранных на основе тщательного исследования: глину и восковые мелки (Жвитиашвили, 2005; Хульбут). Другие, работающие с детьми, используют краски, карандаши, работу с гримом и любые другие материалы, которые позволяют побудить ребенка к выражению своих чувств (Мерфи; Оклендер, 1997; Аллан, 1997).
Эпплтон (Appleton, по Хульбут) пишет о четырех стадиях преодоления психической травмы. Первая начинается непосредственно после того, как она произошла. При этом клиент может переживать психический шок, деперсонализацию, дереализацию и иные симптомы психических нарушений. На этой стадии также начинают проявляться различные защитные реакции в виде пассивности, нарушения ассоциативных процессов или регрессии. Включение клиента в арт-терапевтическую работу позволяет создать безопасное пространство и дает возможность для отреагирования травматичного материала через использование различных изобразительных материалов. Двухмерные материалы способствуют также формированию физических границ, позволяющих “удерживать” связанные с травматическими переживаниями образы и трансформировать их в символическую форму.
Следующая стадия — стадия отхода — характеризуется проявлением различных защитных реакций. Взрослые клиенты, перенесшие в детстве те или иные психические травмы, часто не осознают этих реакций. Важной задачей психотерапии является осознание ими того, что имеющиеся у них эмоциональные нарушения или аддикции являются реакциями на перенесенные ими в детстве психические травмы, позволяющие им дистанцироваться от связанных с травмами переживаний. На этом этапе арт-терапевт помогает клиенту выразить свой опыт в символической форме. Интерпретации на этом этапе не требуются, а основное внимание уделяется достижению клиентом контроля над материалами и укреплению психотерапевтических отношений, способствующих исследованию переживаний клиента, способов его творческой работы и системы верований. На этой стадии происходит подготовка терапевтических отношений и способности клиента к столкновению со своими чувствами как ресурсов для дальнейшей работы.
Следующая стадия — стадия принятия — отличается тем, что на ней имеет место процесс постепенного осознания клиентом перенесенных им травм и чувств гнева, депрессии, горя и других. Художественная работа на этой стадии характеризуется ее усложнением и осознанным использованием клиентом цвета, линий и форм, что позволяет ему более тонко выражать свои переживания.
Последняя стадия — стадия реконструкции — является моментом усвоения клиентом новой информации и изменения системы его представлений о себе и окружающем мире, а также характера его переживаний. Осознание смысла своих переживаний происходит по-разному, однако клиенты так или иначе стремятся решить те проблемы, которые являются результатом перенесенных ими травм. Это связано с осмыслением ими своей системы взглядов и анализом проблем в контексте личностных значений. Характерным для этой стадии является также укрепление веры клиента в свои возможности.
В соответствии с этими представлениями в США был разработан метод интермодальной арт-терапии, позволяющий преодолевать чувства гнева и стыда у перенесших эмоциональную травму пациентов (на базе клиники, специализирующейся на лечении пациентов с аддикциями и посттравматическими стрессовыми расстройствами), который может быть адаптирован и для работы в амбулаторных условиях (Хульбут).
В этом подходе работа производится в группах, участники которых установили контакт между собой и адаптировались к изобразительным материалам и возможностям арт-студии. Клиентами последовательно используются три формы творческой работы: сначала лепка из глины, затем — рисование восковыми мелками и, наконец, вербальное описание образов. Н.Ю. Жвитиашвили, описавшая клинический случай работы с пациенткой,
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.