Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Арт-терапия в работе с травмой
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 26.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
……….
Кафедра Психологии
РЕФЕРАТ
По предмету АРТ-ТЕРАПИЯ
На тему Арт-терапия
в работе с травмой.
Выполнила студентка
V курса, группы ___
___.
Проверил доцент кафедры
Психологии
___
Москва 2014
Введение 3
1. Что такое психологическая травма и
возможности ее проработки в арт-терапии. 4
2. Особенности работы с
психотравмой в арт-терапии 6
2.1 Групповая и индивидуальная работа
2.2 Терапевтические отношения
2.3. Процесс работы и выбор материала.
Заключение 14
Список литературы 15
Введение.
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — это
вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.
Арт-терапия работает
с продуктами творчества самого клиента
(его рисунки, текстовые работы и т. д.)
и с готовыми уже произведениями искусства
(картины, скульптуры, книги, продукция
киноискусства).
Арттерапия показана, в первую очередь,
в случаях тяжелых эмоциональных нарушений,
а также в случае трудностей в общении,
замкнутости, стеснительности клиента.
Наиболее полно разработана рисуночная
терапия.
К этому направлению
относится, искусства визуального
ряда – рисунок, все виды живописи, монотипии,
мозаики, коллажи, грим, боди-арт, маски,
все виды лепки, куклы, марионетки, инсталляции,
фотография и многое другое. Это наиболее
разработанное направление, имеющее огромное
количество техник, приемов, методик. Именно
с рисунка начиналась история арттерапии
как психотерапевтическог направления.
Достоинствами арттерапии является отсутствие
противопоказаний, относительная простота
в применении, богатство материалов, возможность
использовать техники и приемы арттерапии
практически в сочетании с любыми другими
психотерапевтически и направлениями.
В настоящее время арттерапия является
наиболее разработанным, чаще всего используемым
и наиболее простым в техническом исполнении
видом терапии искусством.
Спектр проблем, при
решении которых могут быть использованы
техники арт-терапии, достаточно широк:
внутри- и межличностные конфликты, кризисные
состояния, в том числе экзистенциальные
и возрастные кризисы, травмы, потери,
ПТСР, невротические и психосоматические
расстройства, в консультировании и терапии
детей и подростков.
Что такое психологическая
травма и возможности ее проработки в арт-терапии.
Психическая
травма (психологическая травма, психотравма) – по аналогии с физической
травмой – это состояние нарушения целостности
психики, вследствие чего психика не в
состоянии функционировать здоровым,
нормальным образом. Травматическая реакция
возникает в ситуации чрезмерного стрессового
воздействия на организм. Это может быть
угроза жизни и/или здоровью, или ситуация,
воспринимаемая психикой человека как
таковая в момент происходящего.
«Неразрешенная» травма может
на всю жизнь остаться источником всевозможных
проблем. Например, таких, как отсутствие
хорошего глубокого ощущения себя в своем
теле или сложность находиться в близких
отношениях с другими, одновременно сохраняя
контакт с собой и своими чувствами. Частым
следствием травматизации являются также
различные хронические не поддающиеся
лечению симптомы, панические состояния,
повышенная тревожность, чрезмерная потребность
в контроле, депрессия, потеря удовлетворения
и смысла жизни и т.д.
Работа с психической
травмой – это длительный и тяжелый труд
как для человека, обратившегося за помощью,
так и для терапевта, и к этому клиент должен
быть готов. Терапия травм зависит от многих
факторов, которые необходимо учитывать:
вид травмы, срок получения травмы, характерология
человека, получившего ее, наличие поддержки
и мотивации у клиента, отношение общества
к данной травме…
Очень большое значение
для работы с травмой имеет подготовка
и квалификация терапевта, и не только
теоретические знания или владение техниками.
Поскольку уровень травматических энергий
достаточно интенсивен, терапевту необходимо
выдерживать сильные переживания и ощущения
свои и клиента, оставаясь в этот момент
в контакте не только с собой и своим телом,
но и с клиентом. Необходимо всегда помнить
о возможной ретравматизации и не допустить
ее. Особенно важны для терапевта, работающего
с травмами, навыки самоподдержки, соматического
резонанса, четкое понимание и ощущение
границ, эмпатия, физическая и психическая
устойчивость. Крайне значимо качество
и длительность личной терапии самого
терапевта, поскольку, во многом, именно
в личной терапии необходимые навыки имеют
возможность сформироваться.
При работе с травмой с помощью
метода Арт–терапии используются рисунки,
широко используется лепка, работа с песочницей.
Рассмотрим пример работы методом
Арт-терапии в случае сексуального насилия.
Имеющиеся в литературе данные указывают
на значительный потенциал арт-терапии
в оказании помощи пострадавшим от насилия
детям, подросткам и взрослым. При этом
нередко подчеркиваются те особенности
арт-терапии, которые делают ее избранным
методом применительно к данной категории
клиентов. Предполагая невербальный характер
выражения травматичного материала, арт-терапия
делает ситуацию работы с ним более безопасной
для клиента. Большое значение имеет и
то, что художественная экспрессия доступна
как взрослым, так и детям; способна затрагивать
опыт, связанный с разными стадиями психического
развития, в том числе весьма ранними.
Это может обеспечивать выражение травматичных
переживаний, связанных с довербальным
опытом клиента или при отсутствии развитых
речевых навыков.
Поскольку сексуальное
насилие является сложным предметом для
обсуждения, а его жертвы во избежание
разглашения обстоятельств преступления
нередко вынуждены молчать, арт-терапевтический
подход является для них более приемлемой
формой работы со специалистом. Даже не
раскрывая психо-травмирующих обстоятельств,
пострадавшие от насилия могут благодаря
работе с изобразительными материалами
получать разнообразные положительные
эффекты.
2. Специфика работы
с травмой в арт-терапии.
2.1 Групповая и
индивидуальная работа
Работая с последствиями психической
травмы, арт-терапевты используют как
групповые, так и индивидуальные формы
работы, а так же различные изобразительные
материалы.
В отличие от индивидуальной терапии,
групповая терапия лишена тех моментов,
которые связаны с дисбалансом ролевых
функций, клиент может почувствовать себя
на равных с другими участниками группы,
не вовлекаясь в динамику иерархического
взаимодействия с терапевтом.
Поэтому большинство клиницистов рекомендуют
использовать ее в первую очередь в работе
с жертвами сексуального насилия. Эта
форма терапии также позволяет преодолевать
чувства социальной изоляции и инаковости,
переживаемые многими жертвами сексуального
насилия, а также детьми из дисфункциональных
семей.
Групповое взаимодействие со сверстниками
в присутствии двух психотерапевтов в
какой-то мере способствует формированию
у них опыта семейных отношений. Некоторые
психотерапевты считают, что для подростков
индивидуальная арт-терапия может быть
малопригодной из-за присущего им негативного
отношения к взрослым и социальным авторитетам.
При этом арт-терапевтическая работа в
условиях группы сверстников подходит
им в большей степени.
Таким образом, по данным исследований,
проводимых в Великобритании, дети до
пяти лет, как правило, участвуют в индивидуальной
терапии, в то время как подростки занимаются
преимущественно в группах. Групповая
терапия при этом обычно рассчитана на
более короткий срок (до девяти месяцев),
тогда как индивидуальная работа в большинстве
случаев длится более года, а систематически
– до трех лет.
2.2. Терапевтические
отношения
Хагуд была высказана
мысль о том, что в случаях сексуального
насилия арт-терапевт должен использовать
более директивный подход, чем обычно
(Hagood, по Мерфи). Однако большинство специалистов
предпочитают применять с такими клиентами
наоборот менее директивные методы. Это
они объясняют тем, что ребенок, перенесший
сексуальное насилие, особенно нуждается
в хорошем контроле за ситуацией, поэтому
директивность со стороны арт-терапевта
болезненно воспринимается им. Свободный
выбор изобразительных материалов усиливает
веру ребенка в свои силы и ощущение контроля
за ситуацией и является важным психотерапевтическим
фактором. При этом границы и структура
психотерапевтически отношений (время,
пространство, начало и окончание занятий,
доверительность, предоставление ребенку
права забирать свои работы или уничтожать
их и т.д.) должны быть особенно четкими
для того, чтобы сформировать у ребенка
чувство “безопасного пространства”.
Иногда однако, по мнению некоторых специалистом,
определенная директивность в начале
индивидуальных занятий способствует
снижению тревоги, нередко проявляющейся
у детей, ощущающих себя один на один со
взрослым, либо в тех случаях, когда ребенок
испытывает замешательство. Директивность
в данной ситуации подразумевает, в частности,
чтение какой-либо истории или сказки,
либо предложение использовать новые
изобразительные средства. Существует
предположение, что жертвы сексуального
насилия, в ряде случаев сами склонные
к насильственным действиям, нуждаются
в более директивном подходе, поскольку
их склонность к идентификации с агрессором
ведет к отрицанию как роли агрессора,
так и его жертвы.
Роль терапевта должна
быть четкой и определенной. Некоторые
дети, а также и взрослые, перенесшие насилие,
могут воспринимать фигуру арт-терапевта
как угрожающую или же выплескивать на
него яркие эмоциональные негативные
реакции, при этом терапевт должен хорошо
осознавать меру допустимости деструктивных
тенденций клиента, сохраняя границы безопасности.
Кроме наделения арт-терапевта ролью жертвы
или агрессора, он так же может идеализироваться
клиентом и наделяться им магическими
свойствами. Важным в построении терапевтических
отношений считается избегание оценок
и избирание терапевтом роли свидетеля,
который уважает чувства клиента и побуждает
его к диалогу. Так же важным является
подчеркнуто несексуальный характер отношений,
которые могут достигать высокой степени
близости и доверия, особенно в случаях
с клиентами, перенесшими сексуальное
насилие.
Возможность вести
себя свободно в условиях арт-терапевтического
кабинета и ощущение клиентом того, что
он контролирует психотерапевтические
отношения и изобразительный процесс,
считается важным условием снижения тревожности
у клиента.
Некоторые исследователи
уделяют особое внимание пространству
психотерапевтическо о кабинета или арт-студии.
К. Киллик рассматривает это пространство
в его функции сдерживания» (удержания),
позволяющей определять и поддерживать
терапевтические границы, а так же саму
ценность того, что происходит в процессе
терапии, с тем, чтобы клиент смог впоследствии
интерировать этот материал в свой опыт.
Конкретность студийного пространства,
согласно Киллик, «способна «абсорбировать»
«примитивные аффективные чувства», возникающие
при переносе и контрпереносе, чтобы, наполнив
их смыслом, вернуть клиентам». (цит. по
Жвитиашвили, 2005, с.94)
При работе с детьми
приходится затронуть и ближайшее окружение
ребенка, его семью, а иногда и социальные
службы, органы опеки, при этом тщательно
оговорив с клиентом границы конфиденциальности.
Иногда всплывающая в процессе работы
информация требует предупреждения социальных
служб с целью защиты ребенка. Кроме того,
затрудненные взаимоотношения с родителями,
в которых нет возможности выразить свои
чувства по поводу травматической ситуации,
обсудить ее, создают дополнительный стресс
для ребенка и затрудняют работу терапевта.
По словам В. Оклендер, ребенок часто не
может выразить свои чувства родителям,
потому что они тоже расстроены чем-либо
и ребенок хочет оградить их от переживаний,
он не хочет причинять им дополнительного
горя или делать их несчастными. Если родители
сумеют открыто вести себя, ребенку будет
легче откровенно говорить о собственных
чувствах или своей растерянности. Помочь
родителям понять это – одна из задач
психолога.
2.3. Процесс работы
и выбор материала.
Спектр изобразительных
материалов, используемых при работе с
клиентами, пережившими психическую травму,
широк. Многие специалисты, работающие
на базе клинических учреждений со взрослыми
людьми, предпочитают лишь два вида материалов,
выбранных на основе тщательного исследования:
глину и восковые мелки (Жвитиашвили, 2005;
Хульбут). Другие, работающие с детьми,
используют краски, карандаши, работу
с гримом и любые другие материалы, которые
позволяют побудить ребенка к выражению
своих чувств (Мерфи; Оклендер, 1997; Аллан,
1997).
Эпплтон (Appleton, по Хульбут)
пишет о четырех стадиях преодоления психической
травмы. Первая начинается непосредственно
после того, как она произошла. При этом
клиент может переживать психический
шок, деперсонализацию, дереализацию и
иные симптомы психических нарушений.
На этой стадии также начинают проявляться
различные защитные реакции в виде пассивности,
нарушения ассоциативных процессов или
регрессии. Включение клиента в арт-терапевтическую
работу позволяет создать безопасное
пространство и дает возможность для отреагирования
травматичного материала через использование
различных изобразительных материалов.
Двухмерные материалы способствуют также
формированию физических границ, позволяющих
“удерживать” связанные с травматическими
переживаниями образы и трансформировать
их в символическую форму.
Следующая стадия —
стадия отхода — характеризуется проявлением
различных защитных реакций. Взрослые
клиенты, перенесшие в детстве те или иные
психические травмы, часто не осознают
этих реакций. Важной задачей психотерапии
является осознание ими того, что имеющиеся
у них эмоциональные нарушения или аддикции
являются реакциями на перенесенные ими
в детстве психические травмы, позволяющие
им дистанцироваться от связанных с травмами
переживаний. На этом этапе арт-терапевт
помогает клиенту выразить свой опыт в
символической форме. Интерпретации на
этом этапе не требуются, а основное внимание
уделяется достижению клиентом контроля
над материалами и укреплению психотерапевтических
отношений, способствующих исследованию
переживаний клиента, способов его творческой
работы и системы верований. На этой стадии
происходит подготовка терапевтических
отношений и способности клиента к столкновению
со своими чувствами как ресурсов для
дальнейшей работы.
Следующая стадия —
стадия принятия — отличается тем, что
на ней имеет место процесс постепенного
осознания клиентом перенесенных им травм
и чувств гнева, депрессии, горя и других.
Художественная работа на этой стадии
характеризуется ее усложнением и осознанным
использованием клиентом цвета, линий
и форм, что позволяет ему более тонко
выражать свои переживания.
Последняя стадия —
стадия реконструкции — является моментом
усвоения клиентом новой информации и
изменения системы его представлений
о себе и окружающем мире, а также характера
его переживаний. Осознание смысла своих
переживаний происходит по-разному, однако
клиенты так или иначе стремятся решить
те проблемы, которые являются результатом
перенесенных ими травм. Это связано с
осмыслением ими своей системы взглядов
и анализом проблем в контексте личностных
значений. Характерным для этой стадии
является также укрепление веры клиента
в свои возможности.
В соответствии с этими
представлениями в США был разработан
метод интермодальной арт-терапии, позволяющий
преодолевать чувства гнева и стыда у
перенесших эмоциональную травму пациентов
(на базе клиники, специализирующейся
на лечении пациентов с аддикциями и посттравматическими
стрессовыми расстройствами), который
может быть адаптирован и для работы в
амбулаторных условиях (Хульбут).
В этом подходе работа
производится в группах, участники которых
установили контакт между собой и адаптировались
к изобразительным материалам и возможностям
арт-студии. Клиентами последовательно
используются три формы творческой работы:
сначала лепка из глины, затем — рисование
восковыми мелками и, наконец, вербальное
описание образов. Н.Ю. Жвитиашвили, описавшая
клинический случай работы с пациенткой,
и т.д.................