Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Анализ произведения "Тихий дон"
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 26.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 12.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Тихий ДОН
Творческая история романа "Тихий
Дон" -- это путь неуклонного и упорного
совершенствования писательского мастерства"[2].
Слова эти принадлежат редактору "Тихого
Дона", одному из первых серьезных критиков
романа. Выраженная здесь мысль, не определяя
всех сложностей проблемы, долгое время
оставалась одинокой. Читатель и сегодня
слишком мало знает творческую историю
"Тихого Дона", хотя интерес к этому
произведению, к творческому опыту его
создателя возрастает с каждым годом.
Еще в тридцатые
годы Шолохову было задано
немало вопросов о его творческих
принципах, о процессе работы
над романом. Ответы писателя на эти
вопросы чрезвычайно интересны, но лаконичны
и, разумеется, не могли охватить всего
круга проблем творческой истории громадного
художественного полотна, ставшего важнейшей
вехой развития мирового искусства. Предстояло
многое сделать по собиранию авторских
свидетельств о работе над романом, появлявшихся
в процессе его создания, по изучению истории
публикации "Тихого Дона" и его оценок
в критике. В самом начале пятидесятых
годов вышли в свет первые справочники[3],
в которых регистрировались печатные
тексты романа, выступления писателя о
своей работе, отчеты о беседах с ним. В
это же время была опубликована моя статья
"М. А. Шолохов в работе над "Тихим
Доном"[4], а затем и цикл статей по истории
создания "Донских рассказов" и трех
книг "Тихого Дона", охватывающих
проблемы творческой истории романа почти
в полном его объеме[5]. Некоторые наблюдения
и фактическая основа этих работ стали
вскоре обиходными, использовались в первом
комментированном издании собрания сочинений
писателя (Гослитиздат)[6].
Но для обстоятельного
и всестороннего исследования "Тихого
Дона" многого недоставало. Опыт изучения
творческой истории произведений советской
литературы был весьма незначительным.
Предстояли накопление нового материала,
проведение архивных разысканий, систематизация
мемуарных записей, изучение долите-ратурной
биографии писателя'. Появились весьма
ценные для творческой истории "Тихого
Дона" публикации, в том числе переписка
Шолохова с Горьким, Серафимовичем, Островским
и другими[2].
В накоплении материала
участвовал и автор этих строк.
Им проведены разыскания в
архивах Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону,
Новочеркасска, состоялись встречи
и беседы с Шолоховым в Вешенской.
Совершены поездки на Дон, по
местам действия романа, и давшая
особенно богатый материал экспедиция
в 1956 году по верхнедонским хуторам
и станицам. И после этого автор не раз
возвращался к проблемам творческой истории
романа Шолохова[3].
Книга рождалась
в процессе многолетних поисков
и размышлений, претерпевали эволюцию,
углублялись и взгляды ее автора
по коренным проблемам творчества
писателя.
Опираясь на весь
накопленный за долгие годы
материал, на сохранившиеся рукописи
романа, его печатные редакции, автор
книги стремится проникнуть в
лабораторию писателя со всеми
ее творческими принципами и
особенностями работы над романом,
вскрыть замыслы художника, их
эволюцию в процессе реализации
в художественных образах. Освещается
и целый ряд других не менее
сложных вопросов, связанных с
творческой историей "Тихого Дона".
К ним относятся: отбор писателем
жизненного материала, освоение
фольк-лорно-бытовых и исторических источников,
создание центральных характеров и их
место в идейной концепции повествования,
компо-зиционное воплощение эпического
замысла, история печатных текстов "Тихого
Дона". Эти задачи определили и структуру
книги, и ее пафос.
Первое издание
монографии (1980) вызвало положительные
отклики как в нашей печати, так и за рубежом,
появились не только рецензии, но и обзорно-проблемные
статьи. Одна из них завершалась развернутым
суждением о том, что книга "Как создавался
"Тихий Дон" является известной вехой
изучения Михаила Шолохова, "свидетельствуе
о новых возможностях современного подхода
к сокровищнице шолоховского творчества"[1].
Время, однако, потребовало внесения во
второе издание книги некоторых исправлений,
уточнений и дополнений, а ее итоговые
страницы развернулись в новую главу:
"Тихий Дон": революция и современность"ь
.Современные споры об авторстве романа.
Вскоре после выхода романа
в свет начались разговоры об авторстве,
которые не утихают до сих пор. Проводились
многочисленные исследования на эту тему
(в том числе и зарубежные), появились монографии,
посвященные данному вопросу.
Начальными предпосылками, которых
до сих пор все придерживаются, являются
(в общих чертах) следующие: первые два
тома «Тихого Дона» стоят особняком - гениальная
работа; 3-й и 4-й тома, а также «Поднятая
целина» - барахло, не идущее ни в какое
сравнение в 1-м и 2-м томами.
Наиболее заметные работы, обсуждающие
эту тему следующие:
1) Книга И.Н. Медведевой-Томашевск й
- «Стремя «Тихого Дона»». Увидела
свет достаточно давно, печаталась в Париже
в 1974 r.(YMCA-PRESS); издана в сборнике «Загадки
и тайны «Тихого Дона» [Самара, P.S. пресс,
1996, с. 12-94].
2) Статьи А.И. Солженицына
на эту тему [там же, с. 7-11,96-118]
3) Книга Зеев Бар-Селлы - «Тихий
Дон» против Шолохова» [там же, с. 119-182];
впервые данная работа печаталась в Израиле
в конце 80-х.
4) Компьютерная проверка
работ М.И. Шолохова шведскими ученым,
описанная в работе Л.З. Аксенова и Е.В.
Вертель «О скандинавской версии авторства
«Тихого Дона» [там же, с. 183-194].
5) Книга АХ. Макарова и
С.Э. Макаровой «К истокам «Тихого
Дона»» [там же, с. 195-502].
6) В дальнейшем работа
AT. и С.Э. Макаровых была дополнена
и вышла отдельной книгой «Цветок
- татарник (В поисках автора «Тихого
Дона»: от Михаила Шолохова к
Федору Крюкову) [М., АИРО-ХХ, 2001, 504 с].
7) Книга М.Т. Мезенцева
«Судьба романов» [Самара, PS-пресс, 1994,112
с].
8) Книга A3. Венкова «Тихий Дон»:
источниковая база и проблема авторства»
[Ростов-на-Дону, ООО «Тера», 2000, 586 с.].
Основные выводы исследований,
которые велись десятилетиями, следующие:
1) автор ФД Крюков; 2) его рукопись попала
в руки МА Шолохова; 3) первые два тома «Тихого
Дона» (гениальная работа) - в основном
на базе материалов Ф Д Крюкова с несущественными
вставками М А Шолохова; 4) последующие
два тома (значительно уступают по качеству
первым), в основном, работа МА Шолохова
с вкраплениями материалов ФД Крюкова.
Также низко, как и 3-й и 4-й тома, оценивается
«Поднятая целина».
2) Жанровое своеобразие «Тихого
Дона». Принципы раскрытия исторических
судеб народа.
ад романом-эпопеей «Тихий Дон»
М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925
по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил
написать большой роман о жизни донского
казачества. Он хотел показать казачество
в революции. Но рамки произведения постепенно
расширялись. В конце концов, Шолохов создал
четырехтомную эпопею об Октябрьской
революции и гражданской войне, в которую
закономерно вошли исторические судьбы
донского казачества.
В жанровом отношении
эта книга – роман-эпопея. М. Шолохов
в «Тихом Доне» взял тему
народа и революции. Эта тема
была основной в 20-е годы 20 века.
Жизнь народа в переломный
момент исторического развития
волновала писателя. Шолохов стремился
показать закономерности революции,
показать их влияние на все
стороны человеческой жизни. Создавая
«Тихий Дон», писатель опирался, прежде
всего, на богатый опыт русской классической
литературы. Русская литература всегда
интересовалась темой народа. Писатели
пытались познать нужды народных масс,
осмыслить роль народа в истории. Многие
критики после выхода в свет «Тихого Дона»
стали сравнивать его с «Войной и миром»
Л.Н. Толстого. Это сопоставление можно
назвать правильным. «Война и мир» и «Тихий
Дон» сближаются по широте охвата явлений
действительности, по эпической многоплановости
и драматизму повествования, по глубочайшему
психологизму.
Произведение о революции
и гражданской войне включает
в себя большое количество
событий, имеет глубокую «предысторию».
Первый том романа начинается с рассказа
о Прокофии Мелехове, который вернулся
с турецкой войны, с повествования о мирной
жизни Мелеховых (казачьей семьи среднего
достатка), и заканчивается картинами
империалистической войны, сценами приезда
Григория домой. Во втором томе рассказывается
о революционных событиях 1917 года на фронте,
в Петрограде, на Дону, о начале гражданской
войны. Уже здесь особенность мастерства
Шолохова проявилась в умении показывать
исторические события и одновременно
изображать быт, личную жизнь героев.
В третьей книге рассказывается о Верхнедонском
восстании. Это один из трагических эпизодов
гражданской войны. Восстание вспыхнуло
в феврале 1919 года в тылу Красной Армии
под лозунгами «За советскую власть, против
коммунистов!» Шолохову пришлось включить
эти события в сюжет романа. И чтобы быть
правдивым, объективным, писатель сам
провел исследовательскую работу. Он изучил
материалы об истоках, причинах и последствиях
восстания. Шолохов облек действительные
исторические события в художественную
форму . Четвертый том произведения создавался
в течение длительного времени. Работая
над последней книгой романа, Шолохов
стремился не только достичь психологической
достоверности, но и прийти к глубокому
социально-философск му осмыслению жизненного
пути главного героя – Григория Мелехова.
Шолохов совсем не ставил целью сделать
этого человека типическим, массовым героем.
У Мелехова индивидуальная судьба. Он
не останется с белыми, но и большевиком
не станет. Писатель, работая над романом,
пытался воссоздать в художественной
форме закономерности исторического развития.
Могучий размах событий в эпопее Шолохова
поражал силой и богатством красок, неожиданными
поворотами в судьбах людей, богатством
человеческих индивидуальностей. Все
человеческие чувства: от жизнерадостного
юмора до трагической безысходности –
показал писатель на страницах книги.
В 1940 году роман был завершен. Сразу после
публикации книга вызвала необычайный
интерес. «Тихий Дон» стал событием народной
жизни. Никто не отрицал художественной
силы романа, но критиков интересовал
образ Мелехова.
«Тихий Дон» - книга
не только о революции, о годах
гражданской войны. Наше воображение
потрясает драма семьи Мелеховых,
рассказ о трагической любви
Григория и Натальи, Григория
и Аксиньи. Огромное человеческое содержание
этой книги наталкивает на размышления
о вечной красоте материнского чувства,
о силе женской страсти и верности в любви,
об отцовской гордости, о вечном стремлении
человека к счастью, о страданиях, которых
немало выпадает на людскую долю. Но
здесь Шолохов дает нам пищу для размышлений
над более серьезными, глобальными вопросами:
как связана отдельная личность с историческими
судьбами народа, что такое историческая
необходимость и свобода выбора, обстоятельства,
которые приводят к трагическим конфликтам.
Принципы раскрытия исторических судеб
народа
«Тихий Дон» М. Шолохова — роман-эпопея,
раскрывающая судьбу народа в период Первой
мировой и Гражданской войн. Российская
действительность предоставила в распоряжение
автора такого рода конфликты, которых
еще не знало человечество. Старый мир
до основания разрушен революцией, ему
на смену идет новая социальная система.
Все это и обусловило качественно новое
решение таких «вечных» вопросов, как
человек и история, война и мир, личность
и народ. Последняя проблема для данного
произведения особенно актуальна.
«Тихий Дон» — роман о судьбах
народа в переломную эпоху. М. Шолохов
правдиво выразил взгляд на революцию
не с одной стороны, как это было в большинстве
книг того времени, а с обеих: горечь трагедии,
мысли и чувства общенародные, общечеловеческие.
Драматические судьбы основных действующих
лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова,
главного героя романа, а также Аксиньи,
Натальи складываются у М. Шолохова в единство
жизненной правды народа на историческом
переломе. Действие в романе развивается
в двух планах — историческом и бытовом,
личном. Но оба эти плана даны в неразрывном
единстве. Патриархальная идиллия мелеховской
юности разрушается в плане личном — его
любовью к Аксинье, в плане социальном
— столкновением Григория с жестокими
противоречиями исторической действительности.
Органична и развязка романа. В плане личном
— это смерть Аксиньи. В плане социально-историческ м
— это разгром белоказачьего движения
и окончательное торжество советской
власти на Дону. В центре романа трагедийный
характер — Григорий Мелехов. Он олицетворяет
трагедию народа: это и трагедия тех, кто
не осознал смысла революции и выступил
против нее, и тех, кто поддался обману,
трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское
восстание в 1919 году, трагедия защитников
революции, гибнущих за народное дело.
Григорий Мелехов — одаренный сын народа.
Прежде всего он честный человек — даже
в своих заблуждениях. Он никогда не искал
собственную выгоду, не поддавался соблазну
наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий
Мелехов немало пролил крови. Вина его
несомненна. Он сам осознает ее. Но к Григорию
Мелехову нельзя подходить однозначно.
Нельзя не заметить, что он впитал в себя
целый ряд народных традиций: тут и кодекс
воинской чести, и напряженный крестьянский
труд, и удальство в народных игрищах и
гуляньях, и приобщение к богатому казачьему
фольклору. Из поколения в поколение воспитываемые
смелость и отвага, благородство и великодушие
по отношению к поверженным, презрение
к малодушию и трусости определили поведение
Григория Мелехова во всех жизненных обстоятельствах.
Воплощением народной нравственности
и нерушимых жизненных устоев являются
в романе Ильинична и Наталья. Ильинична
— хранительница семейного уклада. Она
утешает своих Детей, когда им плохо, но
она же сурово судит их, когда они совершают
неправедные поступки. Страдает от нелюбви
Григория Наталья, и ее страдание отмечено
высокой нравственной чистотой.
В романе «Тихий Дон» показан
величайший социальный сдвиг в судьбе
народа. Не только гибель казачества как
сословия изображена в книге. Величие
М. Шолохова в том, что он прослеживае
жизнь всей нации, общенародную
судьбу. Столкнулись два мира представлений
и верований, произошли крутые исторические
разломы. Герои М. Шолохова объединяют
в себе коренные противоречия эпохи, воплощают
общенародные душевные качества. В этом
сила шолоховского реализма.
3) Народ и личность в романе.
Шолохов поистине многогранен:
изображая простого русского человека
из глубинных слоев народа, раскрывая
его жизнь во всей ее сложности и полноте,
он с одинаковой силой создает трагические
и комические характеры, проникает в тайны
жизни и смерти, уходит в глубину внутреннего
мира человека и развертывает широкую
картину всех событий и обстоятельств
его «внешней» жизни. Ни одного упрека
не возникает у нас, когда мы следим за
развитием разнообразнейших чувств и
мыслей героев его произведений. И это
не только благодаря его исключительной
талантливости, но и потому, что им руководит
принцип правдивого, конкретно-историческ го
отображения действительности в ее революционном
развитии.
С громадной высоты, на которую
марксистско-ленинск е мировоззрение
поднимает советского писателя, Шолохов
смог охватить действительную жизнь во
всех ее измерениях и воплотить правду
своего века-и своего времени в подлинных
ее чертах.
Создавая художественные образы,
воплощающие различные исторические силы
эпохи, Шолохов всегда страстно, активно
выступает за новое, революционное, за
утверждение коммунистического идеала.
Через сложные судьбы своих героев писателю
удается показать разум истории, целесообразность,
закономерность и причинную обусловленность
всех ее событий, всех жизненных явлений.
Мысли и чувства, поступки и действия,
влечения и страсти человеческие представлены
им как результат объективных условий
общественного развития.
Героическое - вот основное,
что характеризует человека наших дней.
Шолоховские Давыдов, Нагульнов, Соколов,
Виктор Герасимов, Звягинцев, Лопахин
- герои в полном смысле слова. Когда речь
идет о самом главном, люди эти не стыдятся
великих слов. Вспомним слова Давыдова:
«Я за партию... я за свою партию, за дело
рабочих всю кровь отдам... Всю, до последней
капли!» Они совершают великое дело преображения
жизни и отдают себе ясный отчет в значении
и цене совершаемого. Вместе с тем герои
Шолохова страдают, грустят, тоскуют, мучаются.
Но ничто не может их сломить, их уверенность
в торжество конечной цели строителей
коммунизма непоколебима.
Трагическим и прекрасным было
рождение нового мира. Тяжело и мучительно
выковывались новые человеческие взаимоотношения,
новый человеческий характер. Этот процесс
формирования нового мира и нового человека
глубоко, правдиво и всесторонне раскрывает
Шолохов в «Тихом Доне».
Многогранности и полноты в
изображении человеческой личности Шолохов
добивается тем, что ставит своих героев
в центре сложнейших исторических событий.
Отказ от старых форм жизни и
приобщение к новым порождали мучительную
внутреннюю борьбу в душе крестьянина:
ему было нелегко понять в это напряженное
время, что является правильным и необходимым,
а что противоречит интересам трудового
народа.
Быт цепко хватает человека,
подчиняя его традициям, обычаям, установившимся
нравам и привычкам. Быт засасывает, затягивает
человека в тину традиционного уклада
жизни.
Уже во вступительной главе
«Тихого Дона» Шолохов показал, какие
дикие суеверия господствуют среди донского
казачества. Простейшие явления природы
повергают их в ужас и страх. В этих суевериях
много детского, наивного, простодушного,
непосредственного. Исподволь в мрачных
тонах изображает Шолохов приближение
грозы. «Бурая туча», «сухая молния», коршун
и крики преследовавших его ворон, «грозно»
почерневшее небо - все это точно выражает
ощущение грозы в детском воображении
простого народа. Как только люди видели
приближение грозы, они старались поскорее
добраться до дома, закрыться там, осенить
крестным знамением окна и двери. Едва
«ахнул гром», как «Дуняшка пискнула и
ничком ткнулась в бредень. Дарья мелкими
крестиками обмахивала окна и двери. Старуха
страшными глазами глядела на ластившуюся
у ног ее кошку» (2.30). Вера в таинственную
могущественную силу, которая может как
покарать человека, так и защитить, помочь
в его жизни, привела Аксинью к бабке Дроздихе.
Аксинья надеется, что та поможет ей избавиться
от тоски по Григорию: «Хучь последнюю
рубаху сыму, только пособи» (2.66).
Но тщательное описание быта
казаков Шолохов не превращает в самоцель.
Все внимание его устремлено на выявление
индивидуальных человеческих характеров,
их чувств, переживаний.
Первые главы «Тихого Дона»
вводят нас в быт обыкновенного казачьего
хутора. На нескольких страницах романа
Шолохову удается показать будничную
жизнь хутора и походя познакомить читателя
с будущими героями романа.
Шолохов вводит нас в семью,
ведет на хуторской сход, где решаются
жизненно важные вопросы, на поле, на свадьбу,
в военный лагерь - и всюду видит в донских
казаках простых, трудолюбивых, сердечных
людей. Среди них пользуются уважением
те, кто справедлив, трудолюбив, добр, хлебосолен.
Недаром дед Гришака всегда окружен слушателями:
за храбрость и мужество он награжден
двумя георгиевскими крестами и медалью.
Он пользуется «в хуторе всеобщим уважением
за ясный до старости ум, неподкупную честность
и хлебосольство» (2.93). Ценность человека
в хуторе определяют по его отношению
к труду. Мелеховы известны в округе как
«работящая семья», а Григорий как «работящий
паренек». Григорий Мелехов Коршуновым
«нравился за казацкую удаль, за любовь
к хозяйству и работе» (2.87). В хуторе уважали
тех, кто храбр, мужествен. Григорий Мелехов
на фронте «честно берег казачью славу»
(3.48). И, вернувшись в хутор, он всюду замечал
уважение к себе: «с ним, как с равным, беседовали
на майдане старики, при встрече на его
поклон снимали шапки, девки и бабы с нескрываемым
восхищением разглядывали» его, не говоря
уж об отце, который «явно гордился им,
шагая рядом в церковь или на плац» (3.47).
В этом почтении выражено общественное
мнение, признание личной храбрости, мужества
как высоконравственной черты человеческой
личности. Не так просто заслужить добрую
славу в народе.
Довольно часто в критических
исследованиях о «Тихом Доне» пишут о
реакционных казачьих традициях. Бесспорно,
в казачьем быту было много реакционного,
отрицательного: сословные предрассудки,
невежество, дикие суеверия действительно
опутывали сознание простого казака. Но
было и много хорошего, доброго: нравственная
сила, чистота совести, удаль и молодечество,
мужество и бесстрашие, смекалка и трудолюбие,
простота и бескорыстие донского казака,
т. е. как раз те черты, которые являются
лучшими чертами русского национального
характера. Донское казачество в романе
Шолохова изображено как часть русского
народа, а десятки героев «Тихого Дона»,
такие, как Григорий Мелехов, Михаил Кошевой,
Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Аксинья,
Наталья, Прохор Зыков, Христоня и другие,-
это носители коренных черт русского национального
характера. Шолохов убедительно показывает
в своем романе, что эти черты сложились
в результате воздействия определенных
общественных условий, воздействия тех
этических понятий, которые господствовали
в сознании простого человека. Трудно,
например, согласиться с теми исследователями
«Тихого Дона», которые считают, что Шолохов,
описывая свадебный обед у Коршуновых,
«подчеркивает (!) невежество казачества,
упивающегося своим благополучием и животным
довольством (!), грубость его нравов, уродливые
явления быта», что «нескрываемой иронией,
гневным укором пронизывает Шолохов и
сцены послевенечной «гульбы». А между
тем Шолохов объективно рисует послевенечную
гульбу, без всякого гневного укора и иронии.
Не скрывая отрицательных черт, автор
увидел и хорошие черты простого казака,
раскрывшиеся в этих эпизодах: доброту,
сердечность, благожелательность по отношению
к молодым и т. п. Особенно примечателен
на свадьбе разговор двух старых казаков,
много повидавших на своем веку, разговор,
в котором очень ясно выразился этический
кодекс старого казачества.
Два деда, не слушая друг друга,
рассказывают о самом сокровенном: вахмистр
Баклановского полка Максим Богатырев
спустя, может быть, полвека тяжко страдает,
вспоминая, «на какой грех попутал нечистый»
его - отступая из аула, он украл ковер
со стены: «- До этого сроду не брал чужого...
бывало, займем черкесский аул, в саклях
имение, а я не завидую... Чужое сиречь от
нечистого... А тут поди ж ты... Влез в глаза
ковер... с махрами... Вот, думаю, попона
коню будет...» (2.111). А дед Гришака, вспоминая
свои подвиги, рассказывает о том, как
«турецкого майора живьем заполонил».
Тот стрельнул в него, но не попал: «Тут
придавил я коня, догоняю его. Хотел срубить,
а после раздумал. Человек ить» (2.212). А
вот казаки-второочередник , отправляясь
на фронт, слушают наказ такого же старого
деда, участника турецкой войны: «Помните
одно - хочешь живым быть, из смертного
боя целым выйтить - надо человечью правду
блюсть» (2.276)
«Надо человечью правду блюсть»
- такова норма народной жизни. Этому учат
старики молодых казаков. В «Тихом Доне»
Шолохов без утайки рассказал о темных
сторонах казачьего быта, но вместе с тем
показал и то нравственно здоровое, чистое,
доброе, что впоследствии приведет трудовое
казачество к пониманию целей и задач
пролетарской революции.
В критической литературе о
«Тихом Доне» много справедливого сказано
об исторических условиях развития казачества
как военной касты, о сословных предрассудках,
закономерно вытекающих из этих условий,
о классовой дифференциации, о мозолистых
крестьянских руках, растрескавшихся
от работы, от тяжелого крестьянского
труда. В многочисленных статьях и монографиях
много говорилось и о великолепном художественном
мастерстве писателя, об его индивидуальной
манере изображения действующих лиц, о
принципах обрисовки портрета, о соотношении
пейзажа с настроением героев, о яркости
и правдивости его персонажей, о том, что
изображенное им обладает всеми красками
и запахами, свойственными живой природе,
человеку, о масштабности, эпичности и
глубине изображенного. Много верного
говорилось и о том, что Шолохов продолжает
развивать и углублять традиции великой
русской классической литературы и т.
п. С этим сейчас уже никто не спорит. И
не вокруг этих проблем идет полемика.
Главная проблема, вокруг которой и до
сих пор идут яростные дебаты, заключается
в отношении автора к своим героям, в конечном
счете в определении творческого замысла
Шолохова, в сущности шолоховского гуманизма.
Трагедия Г. Мелехова и ее осмысление
в критике.
Творческая плодотворность
социалистического реализма с небывалой
силой проявилась в эпопее М. А. Шолохова
«Тихий Дон», в судьбе и характере его
главного героя Григория Мелехова. Художественная
реализация замысла романа связана с судьбой
человека, поставленного перед лицом своего
времени с его закономерностями и противоречиями,
накладывающими определённую печать на
общественно-политиче кую и нравственную
жизнь эпохи. Судьба Григория Мелехова,
его характер и духовный мир поставлены
в прямую связь с главными вопросами революционной
действительности. Выбор Шолоховым героя
в «Тихом доне» был мотивирован многими
причинами, обстоятельствами, среди которых,
разумеется, надо учитывать и то, что донское
казачество биографически было близким
писателю. Однако надо иметь в виду и другие
мотивы, определившие этот выбор: в свойствах
характера Григория Мелехова, в закономерностях
его становления художник увидел возможность
рельефного раскрытия процессов, которые
порождала революция в миллионах конкретных
форм и разновидностей, в мощном движении
крестьянских масс к новым историческим
рубежам. Его индивидуальность выбрала
многое от исторического, социального
и нравственного опыта широких масс, их
разум и предрассудки, социальный реализм
и иллюзии, их силу и слабости.
Нелегко сложилась жизнь Григория
Мелехова, трагически завершается его
путь в «Тихом Доне». Кто же он? Жертва
ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть
исторического возмездия, или индивидуалист,
порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?
В критической литературе о Шолохове в
настоящее время определились две точки
зрения на Григория Мелехова, которые
приблизительно сводятся к следующему:
Трагедия Григория Мелехова
есть трагедия человека, оторвавшегося
от народа, ставшего отщепенцем. Этот взгляд
наиболее резко выражен в работе Л. Якименко
«Творчество М. А. Шолохова»: «…Трагедия
Григория Мелехова, в конечном счёте –
именно в отрыве от революционного народа,
утверждающего в жизни высокие идеалы
нового общества. Разрыв Григория Мелехова
с трудовым казачеством и отщепенство
явились следствием непреодоленных колебаний,
анархического отрицания новой действительности.
Отщепенство его становится трагическим,
поскольку этот запутавшийся человек
из народа пошёл против самого себя, против
миллионов таких же тружеников, как и он
сам. Трагедия Григория Мелехова есть
трагедия исторического заблуждения.
Данная точка зрения, восходя ещё к статье
Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках»,
появившейся в 1940 году, впоследствии наиболее
остро и последовательно проводилась
А. Бритиковым и Н. Маслинным. Н. Маслин
в своей книге «Роман Шолохова», в частности,
писал: «Диалектическое решение вопроса
об историческом заблуждении и отщепенстве
Григория не может ограничиваться формулой:
с одной стороны (а начале «донской Вандеи»),
историческая ошибка, с другой (в финале
романа) – отщепенство…» И продолжал:
«…Не с одной стороны историческая ошибка,
а с другой отщепенство, а со всех сторон,
при любом переплетении общего и личного
в герое, для всех этапов его жизненного
пути, до финала включительно, его трагедия
есть трагедия заблуждения». Казалось
бы, сочетание двух упомянутых концепций
трагедии Григория Мелехова, прочно утвердившихся
в критике, способно преодолеть односторонность
трактовки, ибо действительно его судьба
была связана с Верхне-Донским контрреволюционным
мятежом, являющимся фактом исторического
заблуждения казачества в годы гражданской
войны, а в конце романа он порвал всякие
связи с народом, стал отщепенцем.
Однако характер Григория Мелехова,
его трагическая судьба по-прежнему остаются
загадочными, ибо ни одна из существующих
концепций не охватывает образ его в целостности.
Одни исследователи оценивают
Григория Мелехова как человека лично
положительного, но сыгравшего исторически
отрицательную роль; другие видят в нём
характер, в котором причудливо сочетается
и положительное и отрицательное; третьи
полагают, что Григорий Мелехов – положительный
характер, судьба которого сложилась трагически.
М. Маслин, например, писал: «творческая
смелость М. Шолохова в том и состояла,
что он выдвинул на авансцену человека
с яркими положительными качествами, но
сыгравшего исторически отрицательную
роль». Чем объяснить подобную разноречивость
оценок? Когда задумываешься над этим
вопросом, то невольно на память приходит
одно шутливое наблюдение А. П. Чехова:
«У Ноя было три сына: Сим, Хам, и, кажется,
Афет. Хам заметил только, что отец его
пьяница, и совершенно упустил из виду,
что Ной гениален, что он построил ковчег
и спас мир. Пишущие не должны подражать
Хаму». При анализе «Тихого Дона» часто
упускали из виду, что Григорий Мелехов
– не реальное лицо, а художественный
образ, создание творческой фантазии,
с которым непосредственно связаны определенные
идейные, философские, нравственно-эстетичес ие
намерения писателя. Конечно, нельзя забывать
об относительной самостоятельности образа
героя, но надо помнить и о том, что это
все же и объективированная мысль автора,
материализованная идея, претворенная
в образной системе произведения. Григорию
Мелехову исполнилось всего лишь восемнадцать
лет, когда мы впервые встретились с ним.
Уже портретная характеристика, соотнесенная
с только что поведанной историей их предка
Прокофия, создает впечатление о человеке
ярком, по-юношески порывистом и неукротимом:
«…А младший, Григорий, в отца попер: на
полголовы выше Петра, хоть на шесть лет
моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий
нос, в чуть косых прорезях подсиненные
миндалины горячих глаз, острые плиты
скул обтянуты коричневой румянеющей
кожей. Так же сутулился, как и отец, даже
в улыбке было у обоих общее, звероватое».
Заботы еще не бросили тени на его лицо.
Он смотрит на мир доверчиво, его сердце
открыто впечатлениям бытия. Писатель
ищет все новые поводы, чтобы передать
красоту юношеской непосредственности,
прелесть естественно прекрасного человека.
Рано утром пробуждается мелеховский
курень, и Григорий вновь попадает в поле
зрения автора:
«На подоконнике распахнутого
окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей
в палисаднике вишни. Григорий спал ничком,
кинув наотмашь руку». Рисуется ли писатель
картину косьбы, он не забывал обратить
внимание на грацию его сильного тела,
заметить, как остра и прекрасна его отзывчивость
на очарование природы; идет ли речь о
скачках, непременно отмечается, что Гришка
взял первый приз; даже мимолетное упоминание
в разговоре о лучших на хуторе песельниках
(«Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто
нитка серебряная, не голос») – многозначительно.
Избытком сил, обаянием натуры богатой,
эмоциально яркой и порывистой веет от
образа Григория Мелехова. Художник часто
избирает восприятие персонажа в качестве
того «магического кристалла», через который
открывается красота донской природы.
Чист и незамутнен этот кристалл его души.
Глазам отринувшего сон Григория открывается:
4) . Особенности сюжета и композиции.
Большая часть действия романа
разворачивается в хуторе Татарском станицы
Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами
[4]. В центре сюжета жизнь казачьей семьи
Мелеховых, прошедшей через Первую мировую,
и Гражданскую войну. Многое пережили
Мелеховы с хуторянами и со всем донским
казачеством в эти смутные годы. От крепкой
и зажиточной семьи к концу романа в живых
остаются Григорий Мелехов, его сын Миша
и сестра Дуня.
Главный герой книги Григорий
Мелехов — донской казак, офицер, выслужившийся
из рядовых. Исторический перелом, напрочь
поменявший древний уклад донского казачества,
совпал с трагическим переломом и в его
личной жизни. Григорий не может понять,
с кем ему остаться: с красными, или с белыми.
Мелехов в силу природных способностей
дослуживается сначала из простых казаков
до офицерского звания, а потом и до генеральской
должности (командует повстанческой дивизией
в Гражданской войне) , но военной карьере
не суждено сложиться. Также мечется Мелехов
между двумя женщинами: нелюбимой поначалу
женой Натальей, чувства к которой проснулись
только после рождения детей Полюшки и
Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой
и самой сильной любовью Григория. И обеих
женщин он не смог сохранить. В конце
книги Григорий бросает всё и возвращается
домой к единственному, оставшемуся из
всей семьи Мелеховых, сыну и к родной
земле. Роман содержит описание жизни
и быта крестьян начала XX века: обряды
и традиции характерные для донского казачества.
Подробно описана роль казаков в военных
действиях, антисоветские восстания и
их подавление, становление Советской
власти в станице Вёшенской
Композиция
Шолохов понимал с самого начала,
что пишет не просто роман. Во время работы
над “Тихим Доном” его настольной книгой
была “Война и мир” Л.Н. Толстого, где
органически сочетаются противоположные
жанровые принципы: романа, в центре которого
стоит человеческая индивидуальность
в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи,
обращенной к общезначимому, к судьбам
целых народов. Предмет эпопеи не отдельное
интересное происшествие, а основы жизнеустройства,
пусть даже подвергаемые жестокой проверке
и ломке. Связь событий в ней осуществляется
не столько сюжетом, сколько мироощущением,
в котором общее преобладает над частным,
индивидуальным. И быт, и каждое событие
здесь не непременно нужны для чего-то
последующего, но важны сами по себе.
В первой части “Тихого Дона”
действие разворачивается неторопливо.
По романным каноническим меркам необязательны
две рыбалки, поездка казаков на лагерные
сборы и т.д. Вторая часть (после женитьбы
Григория — его уход от Натальи и семьи
с Аксиньей в Ягодное к помещикам Листницким
и призыв на службу) наиболее “романна”,
но и в ней эпизод принесения присяги молодыми
казаками, когда сапог жмет ногу Митьке
Коршунову и он возвращается из станицы
в хутор в чулке, эпизод с бугаем его отца,
распоровшим шею кобылице, во многом самоценны.
В третьей части выделяется вставной исторический
эпизод с официально прославленным казаком
Кузьмой Крючковым (Митька Коршунов возникает
здесь совершенно случайно, фигурирует
еще какой-то Астахов, не Степан, — о нем
говорится явно впервые). Другая, романная
вставка — дневник Тимофея, л и т.д.................