Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века в области народного образования, просвещения и их реализация
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 14.01.15.
Год: 2015.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Буржуазные реформы
60-70-х гг. XIX века
в области народного
образования, просвещения и их реализация.
План.
Введение
Глава I. Реформа начальной школы.
§1. Воскресная школа.
§2. Земская школа.
§3. Городская школа.
Глава II. Среднее образование.
§1. Реформа средней
школы.
§2. Реальная и классическая
гимназии.
Глава III. Высшее образование.
§1. Реформа высшего образования.
§2. Общественная
деятельность университетов.
Глава IV. Реформа женского образования.
§ 1. Министерские женские
училища и гимназии.
§ 2. Частные женские гимназии.
§ 3. Институты благородных девиц.
§ 4. Высшее женское образование.
Глава V. Педагогические кадры.
§ 1. Подготовка учителей
начальных школ и училищ.
§ 2. Учительское движение.
Глава VI. Роль печатных изданий в просвещении.
§ 1. Книгоиздательская
деятельность.
§ 2. Периодические
издания.
§ 3. Библиотеки.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В наши дни, когда Россия в очередной
раз вступила на путь преобразований,
люди вглядываются в прошлое страны, в
те периоды, когда государство выбирало
пути дальнейшего развития страны. История
подготовки и воплощения в жизнь реформ образования
1860-1870-х годов вновь привлекла внимание
широких слоев российского общества. Проявляемый
интерес носит сегодня практический характер.
Первого сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об
образовании в РФ». В течении трёх лет подготовки и совершенствования законодательного
документа образования эксперты и
широкая общественность обращалась к историческому опыту, к
тем педагогическим ценностям прошлого,
без изучения которых нельзя понять истоки
решения современных педагогических проблем.
В сегодняшнем взгляде на события 60-70-х
годов XIX века есть свои и положительные,
и отрицательные стороны. Он обязательно
нужен и очень поучителен, поскольку ”мудрость
науки и ее руководителей заключается
прежде всего в умении извлекать уроки
из исторического прошлого.”1 Ляшенко Л.М. Царь – Освободитель.– М.,1994.
– С.5. С этой точки зрения, анализ реформ
образования, проводимых Александром
II и его правительством, имеет немалую
практическую ценность.
Историки В.З. Смирнов,2 Ш.И.Ганелин,3 А.Д. Бурыкин 4 последовательно разбирают
процесс становления, анализируют
этапы формирования учебных заведений
и выявляют основные тенденции в развитии
образования.
2 Смирнов В.З. Реформа начальной и средней
школы в 60-х rr.XIX века. - М.,1954.- с.310
3 Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней
школы в России второй половины XIX в. - М.,1954.
- с.301
4 Бурыкин А.Д. Исторические аспекты реформирования
системы образования в России (вторая
половина 19 века)/ История и историки в
высшей школы России: уроки, проблемы,
идеи. – СПб, 1998. – С. 86.
Исследователь А.Я.Абрамов 5 высоко оценивает роль
земства и общественности в подъеме культурного
уровня народа.
5 Абрамов Я.В. Что сделало земство и что
оно делает (обзор деятельности русского
земства). - СПб., 1889. - С.299.
Рассмотрению развития
образования в пореформенной России посвящены работы М.И.Демкова6, Н.А Лебедева7, А.С.Пругавина8. Авторы отмечают, что это
был сложный и противоречивый процесс,
в основе которого лежала поляризация
интересов правительства и стремящихся
к образованию народных масс. Большинство
авторов критически подходят к оценке
государственной политики в области образования
и приходят к заключению о необходимости
ликвидации государственной монополии
на образование.
6 Демков М.И. Начальная народная школа,
ее история, дидактика и методика. 2-е изд.
М., 1916;
7Лебедев Н.А. Исторический взгляд на учреждение училищ,
школ, учебных заведений и ученых обществ,
послуживших образованию русского народа.
Изд. 2-е. СПб., 1875;
8Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в
области просвещения и воспитания. СПб.,
1895.
Целью данной контрольной работы
является анализ реформ учебных заведений
и издательского дела, которых в 60-70-х годах.
XIX века затронули либерального характера
реформы в области народного образования
и просвещения.
Глава I. Реформа начальной
школы.
К середине XIX века уровень
народного образования был чрезвычайно
низок, грамотные люди составляли лишь
6% от 70-миллионного населения страны. Вопрос
создания начальной народной школы стал
одним из главных. В восьмилетней подготовке
школьной реформы приняли участие видные
педагоги — К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов,
Д.Д. Семенов. 19 июля 1864 года было утверждено
«Положение о начальных народных училищах».
Целью образования объявлялось утверждение
в народе религиозных и нравственных понятий
и распространение первоначальных полезных
знаний». Нововведениями стали: предоставление
права открывать народные училища органам
местного самоуправления (земствам, городам),
обществам и частным лицам; введение доступного
всесословного образования; допущение
к преподаванию женщин; совместное обучение
мальчиков и девочек, организация классов.
Материальное обеспечение школ возлагалось
на учредителей. Обучение могло быть платным
или бесплатным, по усмотрению тех ведомств,
обществ и лиц, за счет которых училища
содержались. В учебную программу начальных
училищ входили: закон Божий, чтение гражданской
и церковной печати, письмо, четыре действия
арифметики и церковное пение. Таким образом,
преемственность учебных программ начальной
и средней школы была уничтожена. Согласно
«Положению о начальных народных училищах»
1864 года начальная школа передавалась
под контроль уездных и губернских училищных
советов. Училищные советы принимали решения
об открытии или закрытии училищ, занимались
подбором учителей. Церковники допускались
к преподаванию без каких-либо удостоверений,
тогда как светские лица — только по получении
удостоверений об их подготовленности,
нравственности и благонадежности.
В пореформенной
России в системе образования наряду с
существовавшими ранее церковно-приходскими
крестьянскими и государственными школами
стали создаваться земские, городские
и воскресные школы.
§1. Воскресные школы.
Воскресные школы начали возникать с 1858 года, их
число увеличивалось с необыкновенной
быстротой. Подобные школы появились в
Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде,
Архангельске, Рязани, Воронеже, Симбирске,
Орле, Твери, Новгороде, Ярославле, Пензе,
Иванове, Саратове. В 1864 году «Положением
о начальных народных училищах» воскресные
школы, учреждаемые правительством, частными
лицами или общественными организациями,
были отнесены к разряду начальных народных
училищ. Наблюдение за их религиозно-нравствен ым
направлением возлагалось на местных
священников.
Основу программ обучения в воскресных
школах составляло обучение грамоте, чтению,
письму, арифметике, закону Божьему, в
зависимости от профессиональных особенностей
учащихся, включались дополнительные
предметы. Программы занятий имели широкий
просветительский характер. Педагоги
проводили уроки-беседы на литературные,
исторические, географические темы. Воскресными
школами проводилась популяризация медицинских
знаний и гигиенических навыков среди
населения. Современники отмечали культурное
и нравственное воздействие воскресных
школ на местных жителей. Ушинский писал:
«Что бы молодые люди ни услышали в школе,
чему бы они ни научились в ней, все же
это будет бесконечно нравственно выше
того, что они могли бы выслушать и чему
бы они могли выучиться дома, на улице,
в трактире или питейном доме». 9 Ушинский К. Д. Воскресные
школы // Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. М., 1948.
С. 503-504.
Все воскресные
школы были бесплатными и существовали лишь на пожертвования.
Преподавание осуществлялось прогрессивно
настроенными представителями разных
слоев русского общества. Это была «эпоха
готовности лучших людей общества отдать
все свои силы, всего себя на служение
народу». 10 Абрамов Я. В. Наши воскресные
школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900.
С. 2.
В 1866 году
воскресные школы стали открывать и при духовных семинариях.
Но такие школы не оправдали себя: «Преподаванием
занимались ученики семинарий без всякого
надзора. Своей обязанностью… семинаристы
крайне тяготились и относились к делу
крайне небрежно». 11 Абрамов Я. В. Наши воскресные
школы... С. 85-86.
С 1867 года стали
возникать воскресные школы, открываемые
частными лицами, общественными организациями
(в Казанской губернии ими было открыто
45 школ) и представителями промышленной
буржуазии.
В 70-х годах
XIX века народники, стремясь подготовить
пропагандистов из рабочих, стали открывать
нелегальные воскресные школы. Но таких
школ было немного, и возникали они лишь
в крупных городах.
§2. Земская школа
В 1864 году былo утверждено «Положение
о земских учреждениях», по которому вводилось
местное самоуправление — земства, с правом
открывать начальные школы и обязанностью
содержать их в хозяйственном отношении
(помещение, отопление, освещение, оборудование,
снабжение дозволенными министерством
народного просвещения учебниками и письменными
принадлежностями, оплата учителей и пр.).
Обучение во всех земских школах было
бесплатным и длилось три года. Помимо
письма, чтения, арифметики и закона Божьего
здесь преподавали элементарные сведения
по географии, истории, природоведению.
Образовательный уровень учителей земских
школ был выше, чем учителей других начальных
школ. Они стремились применять лучшие
методики обучения прогрессивных русских
педагогов, используя «Родное слово» и
«Детский мир» Ушинского, «Книга для первоначального
чтения» Водовозова, «Азбука и уроки чтения»
Бунакова, «Наш друг» Корфа. За первые
десять лет открылись около 10 000 земских
школ. Они стали культурными и просветительскими
центрами деревни. «Многие крестьяне возрастом
от 15 до 60 лет, не довольствуясь слушанием
уроков в школе, любят ходить ко мне в гости,
...мы говорим и читаем о более правильной
обработке земли, ...но больше всего они
любят слушать мои рассказы из географии
и русской истории...». 12 Баракшин А. Из записок
сельского учителя... С. 193.
Из всех типов начальной школы, существовавших
в то время (земских, министерских, церковноприходских
и др.), земская школа стала оптимальным
для того времени типом сельской школы,
отличавшийся лучшей постановкой учебного
дела, чем другие начальные учебные заведения..
В их ведение перешли многие церковно-приходские
школы и крестьянские школы. В 1867 году
земствам были переданы и министерские
начальные училища.
§3. Городская начальная школа
В связи с ростом потребности городского
населения в образовании возникла необходимость
в общедоступной школе для горожан. Обязанность
создания таких школ возлагалась на органы
городского самоуправления.
По «Положению» 1872 года были
созданы двухклассные начальные училища
и городские училища. Двухклассные начальные
училища были с пятилетним сроком обучения:
первые три года обучения считались первым
классом; четвертый и пятый годы - вторым
классом. В них преподавали русский язык,
арифметику, наглядную геометрию, элементарные
сведения по естествознанию, физике, географии
и русской истории. Более высокими по уровню
образования были городские училища. Эти
училища имели шестилетний курс обучения,
их целью было дать детям недворянского
происхождения повышенное начальное образование
и некоторые прикладные знания. И городские
училища, и двухклассные училища стали
школами-тупиками. Окончившие их не имели
возможности продолжать образование в
средних школах, так как учебные программы
их и средних школ не имели преемственности.
В 1874 году «Положение о начальных народных
училищах» определило их структуру, учебный
план и уровень преподавания. По характеру
руководства и внутренней структуре городские
начальные школы мало отличались от земских,
созданных этим же документом.
Глава II. Реформа средней
школы.
Реформа образования, предпринятая правительством
в начале 60-х годов, распространялась и на среднюю
школу. Проект устава гимназий обсуждался
педагогической общественностью, несколько
раз переделывался и был утвержден 19 ноября
1864 года. «Устав гимназий и прогимназий
1864 года» устанавливал два типа гимназий:
классическую — с преподаванием древних
языков: латинского и греческого и реальную
— без древних языков, обе с семилетним
сроком обучения. Кроме гимназий, дававших
полное среднее образование, открывались
и неполные средние учебные заведения
(4-годичные) — прогимназии. По уставу
1864 года гимназия - основная форма средней школы
- объявлялась
бессословным учебным заведением.
Устав гласил: «В гимназии и прогимназии
обучаются дети всех состояний без различия
профессий или верований их родителей».
Но из-за высокой платы за обучение учиться
в гимназиях могли дети преимущественно
состоятельных сословий.
Каждая гимназия обязана была
иметь библиотеку из книг, допущенных
для средних учебных заведений, набор
наглядных учебных пособий по естествознанию,
географии, математике, рисованию и физический
кабинет. Были расширены функции и права
педагогических советов гимназий. Директор
гимназии не имел права отменять постановлений
педагогического совета, а мог лишь обжаловать
их попечителю учебного округа. Введение
в жизнь Устава 1864 года и последующие министерские
циркуляры способствовали совершенствованию
и методической стороны обучения. Педагогическим
советам была предоставлена некоторая
свобода в выборе форм обучения и учебников.
В связи с этим сразу же оживилась методическая
деятельность многих гимназий. 13 Константинов Н.А. Очерки по истории
средней школы. М., 1956. С. 42.
В реальных гимназиях в большем
объеме по сравнению с классическими преподавалась
математика (26 уроков во всех классах в
неделю, в классических 22), естествознание
(23 урока и 6 уроков), физика и космография
(9 и 6 уроков), черчение (в реальных); в реальных
гимназиях преподавались два новых языка,
в классических лишь один из новых языков
(французский или немецкий). Остальные
предметы: русский язык, литература, история,
география — имели во всех гимназиях одинаковое
число уроков. Учебный план реальной
гимназии был более жизненным и отличался
прогрессивными чертами: больший объем
знаний по математике, физике, естествознанию
соответствовал требованиям к поступающим
на физико-математически и медицинский
факультеты университета. Но право поступления
в университеты было предоставлено лишь
окончившим классические гимназии. Они
могли поступать во все высшие учебные
заведения, тогда как окончившим реальные
гимназии был открыт доступ только в технические
и сельскохозяйственные.
Глава III. Реформа высшего
образования.
Реформы и развитие буржуазных
отношений в России потребовали повышения
образовательного уровня многочисленной
армии чиновников. Остро встал вопрос
о подготовке специалистов с техническим
образованием, о расширении научно-исследовательс ой
работы университетов, о создании новых
высших учебных заведений.
Проект университетского устава
перерабатывался пять раз, и, наконец,
под давлением общественного настроения
и выступлений студенчества 18 июня 1863
года устав был утвержден. Он был самым
либеральным из всех университетских
уставов в дореволюционной России. Устав
1863 года закрепил стабильную структуру
университетов. Каждый университет
должен был иметь 4 факультета: 1) физико-математически ,
с отделениями физическим, математическим
и естественным; 2) медицинский; 3) историко-филологичес ий,
с отделениями историческим, славяно-русской
филологии и классической филологии; 4)
юридический. В Петербургском университете
вместо медицинского учреждался восточный
факультет. Устав 1863 г. предоставлял университетам
довольно широкую автономию. Правительственный
контроль был ослаблен. Университеты признавались
самоуправляющимися учреждениями. Устав
предусматривал выборность ректора, проректоров,
деканов с последующим утверждением их
в должности министром народного просвещения.
Совет университета получил право самостоятельно
решать научные, учебные и административно-фина совые
вопросы: решать методические вопросы,
определять учебную программу, рекомендовать
к изданию научные работы, присуждать
награды, ученые степени и звания, распределять
государственные средства по факультетам,
назначать стипендии студентам, разделять
факультеты на отделения, заменять одни
кафедры на другие, открывать новые кафедры,
отправлять молодых ученых за границу
на стажировку. Руководство жизнью факультетов
стало принадлежать факультетским советам.
Университеты и каждый профессор могли
свободно выписывать из-за рубежа книги,
журналы и газеты, которые не подлежали
проверке на таможне. По уставу 1863 г учебная
программа была расширена, вводились новые
дисциплины, при этом были исключены фехтование,
музыка, рисование, открывались новые
кафедры. В преподавании лекционный метод
стали сочетать с практическими занятиями.
Срок обучения был увеличен до 5 лет. В
полтора раза увеличился число штатных
профессоров. Вдвое увеличивались денежные
оклады профессорам и преподавателям.
Их статус по Табелю о рангах повышался
на два класса.
Воплощение в жизнь положений устава
1863 года способствовало прогрессивному
развитию университетского образования
и научной деятельности. Университеты
стали крупнейшими научными и учебными
центрами страны. Они готовили преподавателей
для средней и высшей школы, врачей, ученых.
В стенах университетов работали выдающиеся
ученые-профессора: Т.Н. Грановский, С.М.
Соловьев; П.Л. Чебышев, В.Я. Буняковский,
Э.X. Ленц, С.М. Куторга; Н.И. Лобачевский,
Н.Н. Зинин, которые кроме научной и учебной
работы вели просветительскую работу,
читали публичные лекции. При университетах
создавались клиники, лаборатории, научные
библиотеки, многочисленные научные общества.
Например, в Казани в 1868 году было создано
«Общество врачей». Члены общества проводили
«изучение в медицинском отношении Казанского
края с целью повышения в нем уровня общественного
здоровья», разрабатывали меры, призванные
устранить «вредное влияние различных
производств на жизнь рабочих». В этом
же году возникло и «Общество естествоиспытателей»
Глава IV. Реформа женского
образования.
Среди многих проблем русской
жизни особое место занимал вопрос женского
образования. Н.И. Пирогов в своей статье
«Вопросы жизни» указывал на роль женщины
- воспитательницы детей: «кто же заронит
в душу ребенка первую искру „быть человеком”?
Разумеется, та, которая ухаживает за колыбелью
ребенка...».14Пирогов Н.И. Вопросы
жизни. // Избранные педагогические сочинения.
- М., 1986. - С.93. Состояние женского
образования оставалось вопиющим. Крестьянки
были почти поголовно неграмотными, а
«просвещение» женщин других сословий
не удовлетворяло их потребности.
§ 1. Министерские женские училища
и гимназии.
Необходимость
создания открытых женских учебных заведений
стала настолько очевидной, что министерство
просвещения вынуждено было приступить
к подготовке реформы женской школы.
В 1858 году было утверждено «Положение
о женских училищах ведомства министерства
народного просвещения». Училища могли
быть двух разрядов, предназначались для
подготовки женщины как жены и матери,
и не ставили целью подготовить женщину
к общественной деятельности. Училища
первого разряда имели шестилетний срок
обучения. В них преподавались закон Божий,
русский язык и словесность, арифметику,
основы геометрии, географии, естествознанию,
физике, а также всемирную и русскую историю.
По желанию учащихся за плату давались
уроки иностранного языка (французского
или немецкого), рисования, чистописания
и рукоделия. Женские училища второго
разряда имели трехлетний курс обучения.
Кроме закона Божьего и русской грамматики
там преподавали сокращенную русскую
историю, географию, начала арифметики,
чистописание и рукоделие. Содержание
училищ возлагалась на общественные и
благотворительные организации, а также
частных лиц. Несмотря на трудности финансового
и организационного характера силами
общественности были открыты женские
училища в Туле, Смоленске, Самаре, Н. Новгороде,
Чернигове, Вологде, Твери, Рязани, Саратове.
В 1870 году «Положением о женских
гимназиях» женские училища были преобразованы
в женские гимназии и прогимназии. Они
делились на женские гимназии министерства
народного просвещения и женские гимназии
ведомства учреждений императрицы Марии
в зависимости от того, какое ведомство
их открывало и содержало. Учебные планы
и программы тех и других немного отличались
друг от друга. Женские гимназии имели
семь классов и восьмой - дополнительный
(педагогический) класс. Женские прогимназии
имели четыре класса и соответствовали
первым четырем классам женских гимназий.
Открытые женские училища и гимназии
предназначались для девочек всех сословий,
но окончившие их не пользовались правом
поступления в университет.
§ 2. Частные женские
гимназии.
Наряду с министерскими
женскими училищами и гимназиями появились
частные: М.П. Черепановой-Спешнево и
М.Д. Дурново в Петербурге; С.А. Арсеньевой
в Москве и др. В частных гимназиях, менее
подверженных административному контролю,
учебными делами ведал педагогический
совет, талантливые педагоги разрабатывали
новые учебные планы, претворяли в жизнь
прогрессивные идеи и новые методики.
Преподавателями являлись профессора
университетов, имелись богато обставленные
кабинеты и коллекции. Возникавшие в больших
городах, гимназии обладали хорошей
материальной базой и имели возможность
лучше организовать учебный процесс. Конечно,
такая гимназия была очень дорогой. Лишь
очень состоятельные и интеллигентные
родители могли отдавать туда своих, притом
хорошо подготовленных дочерей.
§ 3. Институты благородных
девиц.
Преобразования коснулись и привилегированных закрытых женских
учебных заведений в России - частных
пансионов и институтов благородных девиц.
Призванные воспитывать лишь потомственных
дворянок, они расширили контингент учениц
за счет девушек из семей чиновников, технической,
научной и творческой интеллигенции и
состоятельных буржуазных семей. В 1859
году талантливый педагог К.Д. Ушинский,
став инспектором Смольного института
благородных девиц, внёс изменения в организацию
обучения и в саму учебную программу. Основным
предметом обучения стал русский язык,
количество часов на его изучение увеличивалось,
так же как на отечественную историю и
географию. Ушинский считал, что преподавание
русского языка - залог умственного и
нравственного развития учащихся. Претворение
в жизнь этой программы продолжили приглашенные
Ушинским молодые преподаватели, ставшие
впоследствии известными педагогами:
О.Ф. Миллер, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов,
И.К. Буссе и др. Д.К.Ушинский создал проект
коренной реформы женского образования,
основными идеями которого были демократизация
и уравнение женского образования по содержанию
с мужским.
Как отмечалось
во многих педагогических изданиях XIX века, главным
тормозом женского образования была бедность,
вследствие которой 77,6% девочек не могли
посещать даже начальную школу.15 Русская школа. 1911. № 1. С. 87.
§ 4. Высшее женское
образование.
В начале
60-х годов в министерство просвещения
были поданы ходатайства женщин Петербурга,
Москвы, Смоленска, Керчи, Екатеринослава
о предоставлении женщинам права получать
высшее образование. Правительством были
открыты педагогические курсы в Петербурге,
где преподавались русский язык, математика,
физика, химия, ботаника, зоология, физическая
география и педагогика. В 1872 году по проекту
военного министра Д.А. Милютина была разрешена
деятельность женских врачебных курсов.
Однако сокращенная программа подобных
курсов и ограниченные возможности по
их окончании, не могли удовлетворить
большинство женщин.
Да, в начале 60-х годов в отношении женского
образования был сделан шаг вперёд. К сожалению,
вопрос о высшем образовании для женщин
остался нерешенным. Устав 1863 г. не предоставил
женщинам право поступления в университеты.
Но потребность в высшем женском образовании
была очень велика. Правительство не могло
не считаться с требованиями общества
и прогрессивных российских ученых и лишь
в 1876 году разрешило открывать в университетских
городах высшие женские курсы. Но немногочисленные
курсы (Бестужевские, Лубянские и курсы
Герье в Москве, высшие женские курсы в
Киеве и Казани), не могли удовлетворить
растущей потребности. Кроме того, эти
курсы, будучи частными учебными заведениями,
не могли дать окончившим их права поступления
на государственную службу.
Глава V. Подготовка учителей начальных
школ.
Рост числа
начальных школ в 60—70-х годах XIX века, поставил вопрос
о подготовке преподавательских кадров.
Лучшие русские педагоги разрабатывали
вопрос о подготовке учителей. К.Д. Ушинский
в 1861 году составил проект учительской
семинарии. По этому проекту Новгородским, Казанским, Вятским, Костромским,
Курским, Самарским и Петербургским земствами
были открыты сначала только мужские,
а впоследствии и женские трехгодичные
учительские семинарии. Лучшими из них
стали - С.-Петербургская земская учительская
школа и Тверская женская учительская
школа имени Максимовича. Учительская
семинария в сравнении с гимназией и реальным
училищем давала меньший объем общеобразовательных
знаний. Зато положительной стороной являлась
педагогическая подготовка учащихся.
Преподавались педагогика с элементами
психологии и истории, методика преподавания
русского языка и арифметики в начальной
школе. Педагогическая практика проходила
в образцовых школах при семинариях. Многие
земства устраивали двухмесячные курсы
во время летних каникул. Опытные учителя
давали показательные уроки. Потом происходил
их разбор, «чай у председателя училищного
совета. Разговоры об улучшении школьного
дела...»16 Из двухлетнего учительства...
С. 101.
Позднее стали организовываться съезды
учителей. Постепенно стала складываться
и особая методика земской школы, созданию
которой способствовала деятельность
прогрессивных русских педагогов К. Д.
Ушинского, В. М. Водовозова, Н. А. Корфа.
Но учительские
семинарии не могли удовлетворить потребности
начальных школ в учителях. Некоторое
число учительниц начальных школ готовили
женские гимназии с восьмым (педагогическим)
классом, семиклассные женские епархиальные
училища, одно- и двухгодичные педагогические
курсы при городских училищах.
Для подготовки учителей городских
училищ, были созданы учительские
институты, куда принимались мужчины,
окончившие учительские семинарии
или городские училища и педагогические
курсы при городских училищах.
Курс обучения в учительских институтах
был трехгодичным. Общеобразовательная
подготовка не достигала даже уровня общеобразовательной
средней школы, но педагогическая и методическая
подготовка в них была поставлена хорошо.
Преподавателями учительских институтов
были видные методисты дореволюционного
времени — авторы методических руководств
по преподаванию русского языка, математики,
естествознания и других предметов.
Характеристика
земских учителей.
Начало работы земских школ совпало с
периодом общественного подъема 60-х годов.
Идея народного просвещения была чрезвычайно
популярна в среде русской интеллигенции.
«Тысячи молодежи обоего пола, бодрые
верой в великое значение просвещения,
бросали свои семьи, оставляли высшие
учебные заведения и несли свои силы на
службу темной народной массы».17 Фальборк Г., Чарнолуский В.
Народное образование в России. СПб., 1900.
С. 48. Земские
учителя составили особую категорию русских
педагогов. В своей работе они видели выполнение
высокого гражданского долга. «...Все отдадим
школе, и здоровье, и счастье, и даже саму
жизнь. Все перенесем: унижения, оскорбления,
голод и холод, но по мере возможности
осветим народу жизнь, чтобы увидел он
свои беды и нужды в настоящем свете и
собственными усилиями выбился из бедности
и бесправия, чтобы проникся осознанием
собственного человеческого достоинства».18 Из жизни народного учителя
// Русская школа. 1911. № 10. С. 84.
В 70-х годах среда земских учителей пополнилась
представителями народничества, которые,
сначала задаваясь целями революционной
пропаганды, затем оставались в школе
для педагогической работы. Историк народной
школы Н.В.Чехов положительно оценивал
это явление: «...в деревне появился представитель
интеллигентного класса, не как начальник
или помещик-эксплуататор а как простой
работник... Это были действительно хорошие
и искренне преданные своему делу учителя...
Их влияние подвинуло вперед всех учителей».19 Чехов Н. В. Народное образование
в России с 60-х годов XIX века. М., 1912. С. 110-111.
Глава VI. Роль печатных изданий в просвещении.
§ 1. Книгоиздательская деятельность.
В 1865 году был издан новый цензурный устав,
облегчивший издательскую деятельность:
от предварительной цензуры освобождались
столичная периодическая печать, русские
сочинения объемом менее 10 печатных листов
и переводы с иностранных языков — до
20 печатных листов. Это содействовало
активному развитию русского книгоиздательства.
Благодаря издательским фирмам М.О.Вольфа,
А.Ф. Маркса, Ф.Ф. Павленкова, А.С. Суворина,
И.Д. Сытина, К.Т. Солдатенкова резко возрос
объем книжной продукции и раширился ее
ассортимент. Наряду с учебниками, религиозными
книгами и легкой беллетристикой в 60—70-х
годах пользуется популярностью техническая,
медицинская, справочная, естественнонаучная
и художественная. литература. Появляются
переводы сочинений Ч.Дарвина, М.Фарадея,
Т.Гексли, К.Фохта, А.Тьера, Г.Бокля, Я.Молешота
и др европейских ученых. М.Вольф опубликовал
серию «Библиотека знаменитых писателей»,
куда вошли произведения А.Писемского,
А.Мельникова-Печерс ого, И.Лажечникова,
Н.Гнедича, П.Боборыкина, М.Загоскина, В.Даля.
В издании А.Маркса выходили собрания
сочинений Н.Гоголя, И.Гончарова, А.Чехова.
С 60-х годов как самостоятельная отрасль
развивается детская литература. Ф.Павленков
составил и издал «Наглядную азбуку»,
по которой благодаря наглядным рисункам
можно было научиться читать без помощи
учителя. Издательство М.Вольфа выпустило
огромное количество книг для детей: серии
«Золотая библиотека», «Зеленая библиотека»,
«Розовая библиотека», «Русская библиотека»,
«Нравственные романы для юношества»,
«Библиотека юного читателя».
По инициативе просветительских обществ,
которые стремились дать народу взамен
лубка историческую и художественную
литературу, все большее место стала занимать
так называемая народная книга. Издаются
«Владимир Мономах и усобицы», «О татарах
и Мамаевом побоище» Бестужева, «О русской
земле» Максимова, произведения русских
классиков.
§ 2. Российские периодические издания.
Развитию периодических
изданий способствовал ускоряющийся темп
жизни, который порождал потребность в
ежедневных сведениях о политической,
экономической и других сферах общественной
деятельности. Периодическая печать стала
«полем битвы», где скрещивались шпаги
сторонников и противников реформ, пламенных
просветителей и обскурантистов. С развитием
газетного дела журналы были освобождены
от необходимости давать повседневную
информацию и получили возможность публицистического
комментирования общественно-значимых
проблем. Журналы стремились не только
отражать общественное мнение, но и формировать
его. В 60-е годы ведущую роль играли журналы
общественно-политиче кого и литературно-критичес ого
направления — «Современник», «Вестник
Европы», «Русское слово», «Дело», знакомившие
читателей с произведениями русских и
европейских писателей, литературной
и художественной критикой. В журналах
стали появляться научные статьи К.Ушинского,
Н.Костомарова, Н.Пирогова, Д.Менделеева.
Одновременно начали издаваться и специальные
журналы - медицинские, исторические, технические,
педагогические и т. п.
С ростом грамотности населения расширялся
контингент читателей периодических изданий
за счет мелких служащих, купцов, ремесленников,
прислуги. По словам Н. В. Шелгунова, «в
60-е годы создался новый читатель, желающий
думать об общественных делах, желающий
научиться тому, что он хотел знать».20 Ушедшая Москва. Воспоминания.
М., 1964. С. 140—141.