На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития. Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов. Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.07.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Алтайская государственная академия культуры и искусств
Кафедра музыкального образования
Музыкальный факультет
Курсовая работа
Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Выполнила:
Брыксина А.И.
Студентка 4 курса
Заочного отделения гр. УМ
Проверила:
Баскакова Н.П.
Барнаул 2009
План
    Введение
      Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития
      Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
      Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам
      Заключение
      Список литературы

Введение

Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя, способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.

Понимать музыку означает воспринимать ее не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом. Музыка это особый язык, средство коммуникации. Музыка - способ передачи тончайших оттенков чувства, она способна разнообразно передавать богатство переживаний человека, движения его души, эмоционально-психологические состояния, их смены и взаимопереходы. И чтобы уловить эти градации в музыке, необходимо организовать целенаправленный процесс постижения учащимися содержания музыки. Музыка - это средство познания жизни и людей. Композиторы рисуют собственную картину мира с помощью звуков. Подобно обычной речи, музыка обладает своими знаками и значениями, она построена по определенным нормам и правилам.

Осознание музыкального произведения не ограничивается только чувственным восприятием. Оно основывается на логической переработке непосредственного восприятия музыкальных произведений, обогащая и расширяя умственный горизонт, усиливая интеллектуальные способности.

При соприкосновении с музыкой, естественно возникает необходимость в развитии специфического музыкального мышления, основанного на интонационно слуховом опыте, предполагающего проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки. Это происходит и в результате накопления и усвоения музыкально-теоретических понятий, то есть формирования музыкального тезауруса, который углубляет и обогащает целостное восприятие художественного образа. Музыкальный тезаурус школьника должен быть грамотно сформирован, его освоение необходимо производить целенаправленно. Приблизиться к адекватному восприятию, пониманию содержания произведения можно только путем осмысления услышанного, с помощью разбора и анализа самого произведения. То есть постичь музыку можно только с помощью ее языка, ее же средствами. Но для этого необходимо знать этот язык. Уметь грамотно его применять. И одной из задач учителя музыки при обучении школьников является научение этому языку, формирование понятийного аппарата, умение его применять на практике. Только так возможно воспитание грамотного, образованного слушателя, который, войдя во взрослую жизнь, сможет самостоятельно продолжать постигать искусство, которому не будет скучно на концертах классической музыки только потому, что музыка для него непонятна.

Музыкальный тезаурус школьника довольно широк. И музыкальный тезаурус, связанный с формообразованием является частью всего целого музыкального тезауруса.

Вопросы анализа музыкальных произведений подробно рассматриваются в музыковедческой литературе музыкантами-теоретиками. Однако методика изучения музыкальных явлений и применения на практике специальной музыкальной терминологии в общеобразовательной школе практически не разработана. Зачастую изучение музыкальных произведений ограничивается их прослушиванием и краткой характеристикой, в которой учитель доводит до ученика так называемое "содержание" произведения, практически не касаясь подробного анализа формы, структуры в целом и в деталях. Сама же музыка перестает быть целью, объектом изучения, наблюдения, превращаясь в иллюстрацию или фон. В педагогической практике возникает острое противоречие между необходимостью изучения музыкально-теоретических понятий и недостаточно разработанными методиками, направленными на формирование, усвоение и расширение музыкального тезауруса по музыкальному формообразованию.

Цель работы - рассмотреть педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Объект - процесс освоения тезауруса по музыкальным формам

Предмет - педагогические условия формирования тезауруса по музыкальным формам у учащихся средних классов на уроках музыки

Задачи:

изучить и проанализировать литературу по проблеме педагогических условий формирования музыкального тезауруса

определить круг понятий обязательных для изучения формообразования в музыке

Определить значение формирования тезауруса по музыкальным формам

Охарактеризовать психологические особенности детей среднего школьного возраста

рассмотреть методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам.

Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития

Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников - их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкально грамотный, образованный человек, это человек умеющий понимать и воспринимать музыкальное искусство. Восприятие же связано с пониманием, осмыслением. "Музыкальное искусство служит средством общения людей, воздействует на них, внушает им те или иные идеи, эмоции, оценки, доставляет эстетическое удовольствие. Содержание художественного произведения должно быть соответственным образом доведено до воспринимающего, то есть, сообщено ему ясно, интересно и заразительно. В сообщении этого и состоит коммуникативная сторона искусства" [5. стр.70]

Обладая коммуникативными свойствами, музыка обладает и своим особым языком. Осмыслить художественное произведение невозможно без знания этого языка музыки. Музыкальная художественная речь выражается в музыкальной форме в целом как в процессе развертывания содержания. Общеизвестен тезис Б.В. Асафьева - "Музыка - искусство интонируемого смысла". Он писал, что какую бы ни взять музыку - она всегда интонационная система и в усвоении ее всегда присутствует интеллектуальный момент: она постигается через форму. Форма в музыке вовсе не означает абстрактных схем, а является конкретным выражением композиторского мышления".

Изучению формообразования в музыке уделяется огромное значение. Эта проблема в музыкознании освещена довольно подробно и широко. Исследованиями в этой области занимались такие музыканты-теоретики как, Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Цуккерман, Бобровский, Ю. Тюлин, Е. Ручьевская. Наука о музыкальной форме составляет центр, ядро теории музыки. К ней лучами сходятся учения о гармонии, мелодике, полифонии, ритмике, инструментовке и т.д. "Теоретическое музыкознание имеет дело с двумя видами языков - художественным языком музыки и научным языком теоретических понятий о музыке". [17, стр.5] Если в музыке единицей языка выступает интонация, то в теории музыки - слово-термин. Между музыкальными интонациями и музыковедческими понятиями постоянно складываются связи. Понятийный язык музыки и ее образность, выразительность образуют язык науки о музыке.

Круг понятий музыкального формообразования довольно широк и сложен. Для качественного усвоения необходимо определить тот минимум понятий, который может быть усвоен учащимися и без которого изучение формообразования не возможно. То есть необходимо составить тезаурус по музыкальному формообразованию.

Самому понятию тезаурус педагогический энциклопедический словарь дает несколько определений Тезаурус -

1) словарь языка с полной смысловой информацией;

2). Полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку или машине; педагогическая психология рассматривает тезаурус как основу объема обученности знаниям. Таким образом, тезаурус музыкального формообразования - это система музыкально-теоретических понятий, позволяющая ориентироваться в области формообразования в музыкальных произведений.

В курсе обучения по предмету музыка учащиеся знакомятся с классическими западно-европейскими формами музыкальных произведений.

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определятся содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех остальных звуковых элементов, распределяемых во времени. [14, стр.9]

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобно искусству слова развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причин музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти.

Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по смыслу. В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть продолжена: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие - абзацы, фразы различной длины и даже слова. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой. [14, стр.10] В зависимости от резкости разграничения частей, цезура может иметь разную глубину - от продолжительной паузы до еле заметного перерыва между звуками. Главными признаками цезуры может быть пауза, остановка на относительно-продолжительном звуке, повторность мелодико-ритмических фигур, часто с затактами одинаковой длины. Кроме того, возможны и другие признаки цезуры. Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением (независимо от продолжительности, - от части такта до сотен такта). Начало и конец построения сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой. [14, стр.12]

Музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль и завершенное каденцией, называется периодом. Период чаще всего состоит из восьми тактов и делится на два предложения. Каждое предложение делится на более мелкие построения, называемые фразами. Фраза вполне отделима, по, смыслу, от соседних построений, то есть обособлена ритмически. Фраза в свою очередь, может быть неделима или подразделяться на построения, называемые мотивами.

Мотив - ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу. [14, стр.69]

Окончание музыкального построения называется каденцией. Различают следующие типы каденций: полная каденция с окончанием на первой ступени (тонике) лада; полная несовершенная каденция с окончанием на терцовом или квинтовом звуках тонического трезвучия.

Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм в их взаимодействии.

Мелодия, то есть выраженная одноголосно музыкальная мысль, является важнейшим выразительным средством музыки. В мелодии обычно ярче всего проявляют характерные черты той или иной мысли. Музыкальная мысль, имеющая большую или меньшую законченность или, во всяком случае, развитая до приобретения ею характерного облика, называется темой. [14, стр.13] Мелодия образуется при взаимодействии звуковысотных (интервальных) последовательностей и ритма. Звуковысотные отношения в мелодии, имеют важное значение, прежде всего это направление движения. Почти всякая мелодия - волнообразна, то есть состоит из последования восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. Высшие точки, достигаемые подъемами, называются кульминациями или вершинами. [14, стр.14] Они являются, преимущественно, моментами наибольших напряжений. В очень многих случаях, как в относительно законченной музыкальной мысли, так и в целой форме, имеется одна главная кульминация. Вообще область мелодико-высотных отношений, вне прямой зависимости от ладового строения, очень важна в композиционном соподчинении частей формы. Больше того целесообразное расположение кульминаций является одним из основных принципов формообразования.

Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет функциональность. Другое важное и постоянное свойство гармонии - колорит - непосредственное значение для формы имеет сравнительно редко, но, сопутствуя прочим элементам музыки, делает их выпуклее, рельефнее. В области аккордики функциональность, как известно, выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности. Тоника, потенциально, - состояние устойчивости, покоя. Любой другой аккорд лада - неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. Это свойство используется для роста гармонической напряженности и для образования ее спада.

Для развития сколько-нибудь пространной (а иногда и мелкой) формы средства одной тональности большей частью недостаточны. Для создания новых напряжений и противоречий и для смены колорита применяется модулирование. Оно образует сопоставление тональностей. Введение новой тональности - стимул для дальнейшего развития.

Поскольку музыка протекает во времени, ритму принадлежит одна из важнейших ролей в формообразовании звуковысотного материала. Под понятием "ритм", в тесном смысле разумеется организованная последовательность звуковых длительностей. [14, стр.26] Ритм скрепляет воедино различные звуки и аккорды и создает из них группы, имеющие осмысленность, характерность и известную обособленность. Из сочетания и соподчинения таких сходных и различных групп образуются законченные мысли - темы, а из тем и их развития - целые произведения.

Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет функциональность. Это выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности (в подчинении тонике всего остального). Тоника, потенциально, - состояние устойчивости, покоя. Это свойство дает построению гармоническую замкнутость, завершает музыкальную мысль. Любой другой аккорд лада - неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. важной движущей силой становится столкновение противоположных неустойчивых функций - субдоминанты и доминанты, разрешающееся наступлением тоники. В целом гармония содействует композиционному соподчинению частей формы в следующих отношениях: во взаимной связанности каденции, при централизованных взаимоотношениях аккордов; в централизованности тональных отношений, то есть во взаимодействии главной и подчиненной тональностях.

Итак, музыка обладает коммуникативными свойствами. Имеет свой особый язык. Осмысление художественного произведения не возможно без знания этого языка. Как любое искусство музыка имеет форму. Она подобна искусству слова и имеет свои структуры и законы построения и формообразования. Овладение знаниями о принципах формообразования дает возможность для более или менее адекватного восприятия музыкального произведения. Формирование музыкального тезауруса школьников являет основой для воспитание музыкально грамотного, образованного человека, умеющего воспринимать и понимать, осмыслять произведение музыкального искусства.

Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов

Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введения понятия в обучении существует проблема его удержания и углубления. Важную роль при этом играет знание учителем психофизиологических особенностей школьников средних классов.

Период обучения в средних классах приходится на подростковый (ранний подростковый) период. Это возраст от 11 до 14-15 лет.

Процесс развития высших психических функций образует сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятиях.

Подросток впервые в этом возрасте "овладевает процессом образования понятий. Он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях". [2, стр.275] Это центральное явление всего переходного возраста. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Как отмечает Л.С. Выгодский "мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений" [2, стр.277]

Изменения в переходном возрасте обнаруживает и память. "Если у ребенка интеллект - это функция памяти, то у подростка память - функция интеллекта. Так же как примитивное мышление ребенка опирается на память, память подростка опирается на мышление". [2, стр.280] В основе развития памяти в этом возрасте лежит сближение памяти и интеллекта. Подросток переходит к запоминанию в понятиях, а не в образах. Рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания - память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характера самой функции запоминания со стороны ее состава, строения, способов деятельности. Дальнейший путь ее развития изменяется коренным образом. [2, стр.280] Подросток становится способным управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но еще медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 наблюдается быстрый рост памяти.

Внимание в младшем подростковом возрасте становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Но это возраст повышенной утомляемости и в школе, на уроках внимание учащихся нуждается в поддержке учителя со стороны учителя. Интерес, возможность проявить себя, утвердить себя среди сверстников являются стимулом для поддержания произвольного внимания во время длительного процесса обучения. Так же как и память, внимание интеллектуализируется и становится зависимым от мышления.

Интерес к учебным предметам напрямую связан с особенности развития мышления в этом возрасте. Одним из интересных предметов становится музыка.

Восприятие музыки занимает особое, приоритетное место в подростковом периоде. Исследования воздействия музыки на физиологию и психику человека показали, "что именно подростки и юношество наиболее сенситивны к воздействию музыки" [7, стр.454] Музыка - искусство абстрактное и именно оно становится самым любимым видом искусства в подростковом возрасте. Так как в этом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, хотя абстрактное мышление еще далеко от полной зрелости, но оно интенсивно формируется и продолжает развиваться в юношеском возрасте.

Полноценное, "адекватное" восприятие музыки - это не только общее впечатление от нее, не только непосредственная эмоциональная реакция, порождающая то или иное настроение у слушателя; это одновременно и восприятие - более или менее осознанное - формоструктуры музыкального произведения, его конструкции, его композиционного устройства. В процессе занятий с учащимися средних классов общеобразовательной школы необходимо дать представления о наиболее распространенных в традиционной европейской культуре музыкальных формоструктурах и композиционных схемах. Для этого процесс усвоения знаний должен быть постоянным и целенаправленным. Формирование тезауруса является, необходимым условием для боле или менее "адекватного" восприятия музыки.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. Музыкальное мышление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. "…вне эмоций музыки нет; вне эмоций нет, следовательно, и музыкального мышления; связанное прочнейшими узами с миром чувств и переживаний человека, оно эмоционально по самой своей природе…" [11, стр.246] Зачастую учителя, преподаватели - музыканты, концентрируют свое внимание только на эмоциональной стороне постижения музыки при исполнении, слушании музыкальных произведений. Это происходит из-за ошибочного мнения о том что музыкальное мышление "…какое-то особое и отличается от обычного мышления человека, включающего в себя, наряду с остальным, и понятийно-логический компонент…" [11, стр.247] Цыпин Г. М., уделяющий особое внимание этой проблеме указывает что эмоциональная природа отнюдь не препятствует оперированию определенными системами теоретических категорий и понятий. Обобщенно абстрактное, "понятийное" также находит место в процессах художественно-образного мышления, а следовательно и музыкального мышления.

Как уже отмечалось ранее, мышление школьников средних классов отличается своей теоретической направленностью. Логическое мышление развивается интенсивно и становится преобладающим. Это "благодатный" возраст для развития мышления и частности мышления музыкального. Это возраст когда возможно добиться наиболее качественного усвоения понятийного аппарата какой либо области и особенно области музыкальной, музыковедческой области формообразования. Одновременное сочетание нескольких факторов характерных для этого возраста (понятийное мышление, логическое мышление, повышенный интерес к музыкальному искусству в связи с его абстрактностью, наличие эмоциональной стороны) дает прекрасную возможность для формирования музыкального тезауруса формообразования у учащихся средних классов. Для избежания схоластических знаний, формул и сведений формоструктура музыки, ее мелодические, полифонические, гармонические, метроритмические, тембродинамические и иные особенности должны быть опробованы в музыкальной деятельности (исполнительской, слушательской, творческой). Понятия должны быть подкреплены практической деятельностью. "Именно "ощущение изнутри" и проясняют логические абстракции, сопряженные с теми или иными музыкальными явлениями, создают оптимальные условия для протекания музыкально-интеллектуальной деятельности учащегося, возводят последнюю на более высокую в качественном отношении ступень". [11, стр.249]

Несомненно, такое отношение к музыкальному искусству, направленности обучения на уроках музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. Учитель должен довести до ученика не т и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.