На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 04.01.2011. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА»
Кафедра методик дошкольного образования
Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности
Выпускная квалификационная работа
студентки очного отделения
V курса группы «А»
специальности «ДПиП»
Негодаевой Татьяны Павловны
Научный руководитель:
Доктор педагогических наук, доцент
Кожанова Марина Борисовна
Чебоксары 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема
1.2. Сущность понятия «творческое воображение» и особенности формирования творческого воображения
1.3. Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности
2.1. Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.
В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Проблема развития творческого воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.
Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учеными (Т.С. Альтшуллер, Ш.А. Амоношвили, С.И. Гессен, Г.С. Батищев, Г. Геггель, Ж.Ж. Руссо и др.). Психологические аспекты творческого процесса и креативности освещены в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, В.С. Юркевич и др. Вместе с тем, проблема определения эффективных путей развития творческого воображения у детей в процессе художественной деятельности требует пристального внимания.
Анализ литературы показывает, что различные аспекты данной проблемы изучаются, но вопросы, связанные с исследованием педагогических условий, при которых формирование творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности будет проходить наиболее эффективно недостаточно полно освещены. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития творческого воображения у старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, проблема которая сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности.
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности.
Объект исследования - творческое воображения у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- включении средств стимуляции визуального и вербального характера;
- соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д.;
- создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития творческого воображения в психологической и педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и его связи с интересами и эмоциями.
3. Определить особенности художественной деятельности и ее значение для развития творческого воображения.
4. Выявить уровни развития творческого воображения у детей.
5. Экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в художественной деятельности.
Методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, развитии воображения отраженных в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др. Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области изучения творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.
Комплекс методов, используемых в работе: анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественного и качественного анализа обработки данных.
Этапы исследования:
1 этап - сентябрь 2008 г. - февраль 2009 г. - анализ современного состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по заявленной теме, подбор диагностических методик, изучение передового педагогического опыта;
2 этап - февраль - апрель 2009 г. - разработка содержания формирующего этапа эксперимента, проведение эксперимента по проверке гипотезы;
3 этап - май 2009 г. - проведение количественной и качественной обработки результатов контрольного этапа эксперимента, обобщение и анализ формирующего этапа работы, оформление выпускной квалификационной работы.
Организация исследования: в эксперименте участвовали 20 детей 5-6 лет МДОУ «Детский сад №1 «Первоцвет».
Практическая значимость: результаты исследования дополняют психолого-педагогическую характеристику детей 5-6 лет. Полученные данные дают достаточно полную и объективную картину своеобразия проявления и формирования процесса творческого воображения каждого ребенка, что важно для современного выявления его отставания в развитии этой сферы современной реализации индивидуальной коррекционной программы. Разработка содержания формирующей программы может быть использована в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных учреждений в условиях развития воображения у детей 5-6 лет.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением апробированных методик, использованием комплекса научных методов исследования адекватных его цели, предмету и задачам, позитивными результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение полученных результатов. Основные идеи и результаты исследования докладывались на научно-практической конференции студентов факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (2009).
Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (55 источников) и приложения (14).
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема
Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению творческого воображения.
К сожалению, занимаясь проблемой творчества, психологи и педагоги обратили внимание на воображение ребенка только лишь несколько десятилетий назад. Поэтому эта сфера не достаточно изучена как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Что создает определенные трудности в поиске методических средств активизации творческого воображения детей.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве [44].
Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту: «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии» [40, 125].
При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу (они могут или сформироваться в процессе развития объекта, или не возникнуть вообще, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного). Воображение и творчество - не произвольное «вламывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта. Во многом справедлива известная метафорическая характеристика творчества, приписываемая французскому мыслителю М. Монтеню: создание того, чего в природе нет, но против чего она в принципе «не возражает».
Л.С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы [24].
С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без сил воображения невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету» [41]. Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни ученым человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей» [41].
Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению. Однако уже А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью (Р. Ассаджиоли). Ее роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения (С. Ариети; С. Парнс). В работе Х. Вернера была впервые сформулирована идея стадиальности развертывания воображения, связанная с операциональным характером умственного развития. Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта. Сама необходимость исследования воображения и его вклада в творческий процесс возникла именно тогда, когда в распоряжении исследователей появились данные, раскрывающие значение образов для построения моделей мира (П. Шорт), описывающие такие их качества, как ситуативность (С. Лангер), широту охвата действительности (Х. Груббер).
Монополистами в области изучения воображения и творчества детей дошкольного возраста, отмечает В. Синельников, являются исследователи, работающие (прямо или косвенно) в рамках теории креативного интеллекта. До сих пор распространен взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлет от нее. И чем дальше этот «отлет», тем более творческим по своей оригинальности считаются образы воображения.
Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще.
При рассмотрении сущности воображения исследователи отмечают, прежде всего, наличие преобразования образов.
«Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [21, 4].
Аналогичную мысль высказывает Е.Г. Игнатьев. Он пишет: «Основной признак воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые представления» [21, 4]. Подобное можно прочитать и в «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Процессы творческого воображения, отмечал Л.С. Выготский, имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
Учеными подчеркивается и такая характеристика функционирования воображения как схватывание целого раньше частей.
Так, Э.В. Ильенков сущность воображения видит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Он подчеркивает, что воображение противостоит произволу, который выражается в наделении предмета любыми свойствами без всякого на то объективного основания [29]. Эту же особенность выделяет В.В. Давыдов [13].
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник создания образов.
Комбинирование - сочетание отдельных элементов, различных образов, предметов в новые, более или менее необычные комбинации. Комбинирование - творческий синтез, а не просто сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Частный случай комбинирования - агглютинацию, выделяет Л.С. Выготский, - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств.
В акцентировании - подчеркиваются те или иные черты (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).
По данным О.М. Дьяченко, акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях [39]:
- утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
- преувеличение или преуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка);
- типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа.
О.М. Дьяченко отмечала, что образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Но мы можем исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представление о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим предметом [17].
Воображение тесно связано с мышлением. Как отмечал Д.Н. Узнадзе: «Мышление … лишь определяет, что нужно сделать, но как осуществить, как сделать реальным то, что находится лишь в области воображения, это уже не дело мышления» [53]. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребности личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредственно познать окружающее [24].
Р.С. Немов подчеркивает то, что воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [35]. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: восприятием, памятью, чувствами, мышлением [24].
Помимо связи с психическими процессами, воображение тесно связано с реальностью. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [7].
Физиологической основой воображения, подчеркивает О.В. Боровик, - является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.
Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.
В. Синельников полагает, что типы воображения различаются по способам функционирования образов: наиболее простая форма - спонтанное воображение - связана с прямым копированием образов; наиболее сложная - комбинирующее воображение - обусловлена использованием абстрагирования, синтеза и символического замещения [47].
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия, образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым [42].
Особый вид воображения, как отмечал А.В. Петровский, - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечтать - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее [36].
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе идеала выражаются тенденции развития личности.
Еще один вид творческого воображения - фантазия. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика, говорил В.А. Крутецкий, - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует их воображение [42].
Следует обратить внимание на определения, которые имеются в литературе. Л.С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, раньше не существующий образ, составляет, как известно, саму основу этой деятельности, которую мы называем воображением» [8].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что воображение - одно из самых важных, интересных и загадочных свойств человеческой психики. Этот феномен ещё до конца не изучен, в том числе его анатомо-физиологическая основа. Локализация воображения в мозгу человека, связь воображения с работой органических структур также мало изучены.
Таким образом, анализ теоретических подходов к интерпретации понятия «воображение» отображает сложность этого психологического образования, многогранность этой стороны психики порождает и разномыслие в классификации воображения, и трактовке относительно его содержания. Содержание развития воображения следует детальнее рассмотреть через особенности, чему посвящен материал следующего параграфа.
1.2 Сущность понятия «творческое воображение» и особенности формирования творческого воображения
Для исследования роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации [28].
Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода является развитие воображения.
Л.С. Выготский говорил, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте [6].
Своеобразие художественного образа создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического развития ребенка-дошкольника.
В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особое внимание заслуживает анализ этапов развития воображения.
Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей, которые детально раскрыты в работах О.М. Дьяченко.
Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности [18].
Второй этап в развитии воображения - возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.
Третий этап в развитии воображения - возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.
Согласно Я.Л. Коломинскому, детское творческое воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Наиболее ярко это проявляется в игре [14]. В старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно [18].
Большой интерес вызывают работы О.М. Дьяченко. Она установила, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составление плана реализации этой идеи. Общая идея (или замысел) создается по-разному. У детей старшего дошкольного возраста элементы реальности образа занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями [18].
Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывание, а затем в реализации замысла. Воображение ребенка рассматривается как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем дошкольном возрасте замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.
Подобный продуктивный характер творческого воображения возможен при использовании детьми особых средств, образов особого типа, которые можно назвать символическими. В символическом образе слиты особое условное обозначение реальности и отношение к ней ребенка. Еще Л.С. Выготский писал: для игры, с развитием которой неразрывно связано развитие воображения, характерно наличие «мнимой ситуации» [6]. В такой ситуации ребенок и самим собой, и предметами - заместителями обозначает определенные стороны действительности. Аналогичная мнимая ситуация может создаваться в любой его деятельности: в литературном творчестве, изобразительном, в конструировании и т.п. Подобное условное обозначение возможно при определенном отношении ребенка к окружающей действительности, когда преобладает либо познавательный компонент, либо эмоциональный. В первом случае ребенок выделяет некоторые обобщенные связи и отношения действительности и воспроизводит их на новом материале (например, играя «в больницу», изображает всю необходимую последовательность действий врача). Во втором случае на первый план выступает переживание, через которое ребенку представляется смысл ситуации, т.е. он играет не просто во врача, а в доброго врача, который старается всех утешить.
Реально при развитом творческом воображении в его символических образах бывают представлены оба типа отношения ребенка к действительности, но часто в разной степени. Важно, что подлинный символический образ позволяет ему адекватно выражать и эмоциональное, и познавательное отношение действительности в продуктах воображения. В этом случае понимание некоторой ситуации, в которой происходит слияние «аффекта и интеллекта», позволяет ребенку найти, построить замещающую ситуацию, где с помощью уже других объектов он творчески воспроизводит свое осмысление реальности. Можно выделить три основных показателя при оценке продуктов воображения, в которых проявляется уровень развития творческих способностей ребенка. В качестве первого выступает структурность продукта воображения. В сочинении это построение текста. В тексте может быть заложена или структура сказки (зачин, основные действия, развязка), или просто нагромождение рядоположенных эпизодов, в рисунке - наличие композиции, в игре - развитие сюжета [6].
Второй показатель - детализация образов воображения, когда ребенок представляет себе не просто некоторую схему событий, но и создает яркие образы героев («А Баба - Яга в избушке сидела. Нос крючком, изо рта только один зуб торчит, волосы лохматые, некрасивая очень»). Третий показатель - оригинальность продуктов воображения, т.е. умение отступить от знакомых стандартов (увиденных фильмов, прочитанных сказок, ответов и рисунков других детей) и создать свое собственное произведение.
Особенности творческого и воссоздающего воображения прослежены в работах В. Синельникова, Л.Б. Соловей, О. Пройслера, Е. Трифоновой, М. Луговых и др.
На первых порах творческое воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые.
Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.
Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь! Или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняют тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения [54].
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как совершенно справедливо заметил В.А. Сухомлинский, «населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину» [54, 177].
Реалистический подход к фантастике в сказке, по представлениям Г.А. Урунтаевой, возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает отрицательное отношение у дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение [54].
Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка [54].
Нередко дети, фантазируя, отмечает Г.А. Урунтаева, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.
Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер [54].
В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития.
В дошкольном возрасте основные особенности воображения заключаются в следующем:
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [54].
Исследователи из центра «Развитие» Л.А. Венгера считают, что главная особенность воображения старшего дошкольного возраста состоит в овладении способностями к замещению и наглядному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отражающие отношения между вещами. Наглядные модели могут выступать в качестве плана создания целостных продуктов воображения, что дает возможность создать произведение реалистичное, законченное [49].
Таким образом, следует отметить, что освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей - тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.
1.3 Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.
Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение - основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период наиболее благоприятный для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность) [54].
В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития воображения, мышления, восприятия. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Е.Е. Данилова говорила, что воображение развивается в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. Воображение проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя [39]. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие - от внешней формы, а третьи - от функциональных особенностей [19]. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.
По мнению Е.Кравцовой существуют следующие условия формирования творческого воображения у детей:
- процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески;
- обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников - полноправный член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. [26].
Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Развивать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Организация предметной среды, создание проблемных ситуаций - все эти методы по своему хороши и позволяют выявить и развить различные стороны воображения.
Существует несколько точек зрения на построение занятий с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика [22]. По его мнению, исходными принципами построения занятий являются:
- использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала;
- взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся;
- интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.
В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, Л. Фурминой, Л. Ворошниной и др.
Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Решить проблему облегчения доступа для детей к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о ЗБР. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал не всегда проявится в будущем.
Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Возможность использования опыта трудных, критических ситуаций, по мнению Ф.Е. Василюка, создает возможность для личностного роста человека. М. Кляйн утверждал, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает ребенку почувствовать, что он может справиться с тревожным состоянием. А полное отсутствие конфликта лишает ребенка возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго и способности к творческой деятельности. Итак, наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, взывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним из важнейших условий становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. Как отмечал Э. Фромм, у педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь, то есть взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнилюбие, оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психологического здоровья.. Взрослые должны создавать все условия для развития творческого воображения у детей. Также педагоги должны понимать роль театрализованной деятельности в этом процессе. Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задания создать новый образ, сделать его самостоятельно.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально-игровое творчество, театральные постановки, театрализованные игры и тд.
Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством.
По мнению С.Н. Томчиковой, театральная деятельность дошкольников- это специффический художественно-творческий процесс, где дети осваивают доступные средства сценичного искусства, и согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего восприятия детей: у них развивается художественный вкус, творческие способности, формируется чувство коллективизма, развивается память Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Было установлено, что театральные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах.
Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольном учреждении является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того, чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К первой группе - режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами.
В психолого-педагогической литературе прошлых лет режиссерская игра не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В режиссерской игре ребенок создает предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью “созрел” для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претезаний. У детей 4-5 лет содержание режиссерской игры разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используется реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. У детей 6-6 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.
Как подчеркивает Е. Гаспарова [54], на протяжении дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций.
Вторая группа - игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплащается в него, живет его жизнью.
Следует также отметить влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же такое “изобразительная деятельность” ? Прежде всего - это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое отношение к нему, живут в рисунке.
Рисование - это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, раскрыть особенности его мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, памяти, речи, мелкой моторики. Рисуя, ребенок думает, анализирует, соизмеряет, сравнивает, сочиняет, воображает.
Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминаниями знакомого ему графического образа. Постепенно такое воображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить с своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей и т. д. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование как игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, оригинальность) не возник и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.