На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Освобождение отечественной педагогики от марксистской методологии, не соответствующей современной социокультурной ситуации. Новые подходы к воспитанию. Взаимосвязь социализации и воспитания. Западные теории воспитания и русская классическая педагогика.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.09.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20
Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике

Педагогическая теория -- своеобразная стратегия педагогической деятельности: она "отслеживает" изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе, Чем сложнее происходящие вокруг нас перемены, тем более глубоким должно быть переосмысление наших прежних теоретических представлений. Привычные и казавшиеся фундаментальными, они "рассыпаются" в современной социокультурной ситуации, уступают место новым теоретическим концепциям, определяющим новые подходы к воспитанию.
В конце XX в. наша отечественная педагогика освобождалась от марксистской методологии как единого научного основания. Раскрепощенная теоретическая мысль обратилась к различным направлениям за пределами марксистской философии: феноменологии, герменевтике, экзистенциализму, антропософии, философскому постмодернизму и др. Любопытно, что подобная тенденция проявлялась и в начале XX в. в молодой советской педагогике, которая утверждалась на волне мощной критики русской классической педагогики и активного заимствования западных идей. В.В. Зеньковский так характеризовал эту особенность: «Первой общей чертой советской педагогики надо признать ее чрезвычайную жадность ко всем "последним словам", какие только слышатся в науках, связанных с ней» [1, с. 83].
История повторяется, но нынешний "методологический релятивизм" объясняется еще и важными современными причинами. Углубляющийся кризис цивилизаций, информационная революция, процессы глобализации в культуре, экономике и политике приводят к стремительному изменению научной картины мира и научного понимания места человека в этом мире. Отечественная педагогика к началу XXI в. открыто демонстрирует ориентации на гуманистические ценности и вводит в свой теоретический аппарат новые характеристики образования: "личностно ориентированный образовательный процесс", "субъект воспитания", "ценностные отношения", "смыслопорождающее взаимодействие", "интериоризация культурных ценностей", "самоопределение личности" и др.
Еще не пришло время говорить о фундаментальных теориях воспитания, но стоит попытаться проанализировать все это теоретическое многообразие как мозаику подходов к феномену воспитания. Подход отражает, в той или иной мере, оформленную концептуализацию педагогической реальности. Он маркирует некий образ воспитания: уже устоявшиеся, реализуемые в практике идеи, или новые, еще приобретающие свои теоретические очертания. Каждый подход к воспитанию пользуется своими категориальными координатами, но все они едины в гуманистическом взгляде на человека и в признании значения его совершенствования.
В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический. Остановимся на характеристике каждого из них.
Формирующий подход (И.З.Гликман, А.И.Кочетов, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов). Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействуя словом, примером, делом. "Формирование" понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя. Формирующее воздействие должно "разбудить" духовные ресурсы детей, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников. В настоящее время уже достаточно понятно, что формирующий подход к воспитанию активно реализует бихевиористический взгляд на личность. В этом контексте воспитание -- не что иное, как организация специальных педагогических воздействий, которые вызывают определенное поведение личности как систему ее реакций.
Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: "показать образец" -- "объяснить" -- "упражнять". Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и принял в собственном поведении. Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные. Именно поэтому в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах, очки, соревнования.
"Воспитание как формирование" всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определенные качества личности. Набор этих качеств напрямую связан с социальным заказом общества, его идеологией и политикой. Практика воспитания организует систему идеальных качеств личности в форме "Правил для учащихся", "Законов школы", "Кодекса чести" и др.
Формирующий подход характеризует достаточно прочно установившийся в педагогическом сознании линейный принцип осмысления процесса воспитания: каждое педагогическое воздействие воспитателя предполагает определенный отклик воспитанника (словом, действием, поступком). Для воспитателя в рамках формирующего подхода необычайную значимость имеет воспитательный идеал, программа воспитания, традиционные формы воспитательной работы, стремление организовать четко функционирующую воспитательную систему. В такой "формирующей" воспитательной системе всегда серьезное внимание уделяется режиму, порядку, дисциплине, преодолению детского своеволия,
Неверно думать, что формирующий подход -- некий атавизм системы советского воспитания. Идеологи этого подхода успешно осваивают новый педагогический язык и уже определяют воспитание как "усвоение субъектом на познавательном, мотивационно-волевом и эмоциональном уровнях личностно значимого смысла, гуманистических ценностей, обретаемых учащимися в данном воспитательном пространстве" [2, с. 11]. И в среде воспитателей-практиков еще достаточно сильно стремление уйти от теоретической и технологической неразберихи в традиционные и понятные способы формирования поведения воспитанников.
Культурологический подход (О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова). В основе этого подхода лежат идеи философии постмодернизма и гуманистической психологии, в частности К. Роджерса. Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и "опытным путем", "между делом" осваивает культурные нормы и ценности. Главное -- взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание -- это "побочный эффект" всех самостоятельных исканий ребенка.
Нельзя не заметить, что сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только "кем быть", "каким быть", но и "как жить", т.е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. "Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношений. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует" [3, с. 111].
Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем. Педагог-фасилитатор не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему. "Фасилитатор создает психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль" [4, с. 304]. Разработанная О.С. Газманом система деятельности "освобожденного классного руководителя" (тьютора) в полной мере воплощает фасилитаторские начала культурологического подхода, своеобразного неопедоцентризма в воспитании.
Синергетический подход к воспитанию (В.А.Игнатова, С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева) сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Термин "синергетика" ввел в научный обиход Герман Хакен и определил ее как науку, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой. Почему эта философская парадигма, реализуемая современной математикой, физикой, биологией, не менее активно воспринята отечественной теорией воспитания?
В обществе все больше осознаются феномены складывающейся префигуративной культуры: неопределенность будущего (даже ближайшего), нестабильность настоящего, информационный хаос. Воспитание в этих условиях не может быть подчинено целенаправленному управлению, воспитание само -- область неопределенности. Не случайно воспитание трудно поддается диагностике, измерению результатов: они всегда далеко отсрочены по времени от реальной ситуации воспитания и неопределенны. В процессе воспитания нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков воспитанников, преодоления себя, приобретения жизненного опыта.
Синергетический подход ставит педагога в условия нелинейного осмысления процесса воспитания, признания открытости воспитательной системы, организующего значения случайностей (флуктуации). Характерная особенность синергетического подхода к воспитанию -- признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком. Это проявление человеческой психики описал еще К.Д.Ушииский: "...в неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление -- одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем" [5, с. 155].
А.С.Макаренко использовал в своей практике поражающие неожиданностью ситуации, которые вызывали у воспитанников сильные чувства, борьбу мотивов, резкое изменение отношения к себе и окружающим. Выдающийся педагог обосновал этот воспитательный феномен как "метод взрыва" и обращался к нему, когда требовалась "перековка" личности. Синергетический взгляд на воспитание объясняет феноменальную природу "метода взрыва". Если воспитательное взаимодействие находится вдали от точки бифуркации ("ветвления", выбора), то происходит чисто внешнее, количественное изменение поведения и деятельности воспитанников. Вблизи точки бифуркации даже кратковременное, мимолетное педагогическое взаимодействие может кардинально изменить ценностно-мотивационную систему личности воспитанника, поэтому воспитание должно создавать для него возможность выбора действия, поступка.
Позиция синергетического подхода отстаивает особую значимость внутреннего потенциала активности личности ребенка. Педагогическое влияние должно чутко прислушиваться к стихийным внутренним процессам самоопределения в среде детей и согласовываться даже с их импульсивными порывами активности и спонтанными действиями. Любая реальная ситуация воспитания всегда связана для ребенка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатленных в памяти сценариев жизненных коллизий. Точки бифуркации, которые определяют главные тенденции изменения личности, возникают в области ценностей личности ребенка и его нравственных установок.
Социализирующий подход (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая) представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его "социальная эффективность", т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.
Методологические основания социализирующего подхода выстраиваются с позиций прагматических идей разных философских и социологических направлений в научной мысли XX столетия. Дж.Дьюи, один из главных идеологов прагматизма в педагогике, утверждал: "Правильно выстроенное образование начинается с активных занятий, имеющих социальные коргш и определенную полезность" [6, с. 182].
Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является "социальное воспитание". Термин "социальное воспитание" появился в обиходе педагогической теории еще в начале XX в. Этим понятием отечественная педагогика стремилась обозначить новую область гражданского воспитания -- формирование социальной и политической активности личности, "развитие вкуса к социальной деятельности" (В.В.Зеньковский).
Идеи социального воспитания были активно восприняты в 1920-е гг. молодой советской педагогикой (Н.Н.Иорданский, А.Г.Калашников, М.В.Крупенина, В.Н.Шульгин), и в педагогическом обиходе широко использовался термин "соцвос". Социальное воспитание в эти годы понималось как ответственный участок в системе народного образования: организация социальной жизни воспитанников, формирование у них "социальных инстинктов и навыков". Социальное воспитание открыто противопоставлялось отжившим дворянскому и буржуазному воспитанию и несло в себе классовую пролетарскую направленность: оно означало целенаправленное приспособление личности к идеологически организованной социальной среде. Но образовательная практика в рамках концепции социального воспитания сумела результативно решать вопросы школьного самоуправления, организации школьных кооперативов, объединений детей по интересам.
Возрождение идей социального воспитания в 90-е гг. XX в. связано с мучительными поисками нашей отечественной педагогикой выходов за пределы парадигмы коммунистического воспитания, со стремлением вырваться из всепоглощающего формализма "школы учебы" с ее "воспитывающим обучением" на просторы "школы жизни".
Современные сторонники социального воспитания не имеют в своем концептуальном аппарате единого определения этого понятия, а оперируют формулировками, где основной смысл выстраивается вокруг феномена социального:
-- воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;
-- целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
-- педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности;
-- педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
-- педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;
-- педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.
В рамках социализирующего подхода у теоретиков нет и единого понимания взаимосвязи процессов социализации и воспитания. Вот некоторые типичные позиции:
социализация "поглощает" воспитание: воспитание рассматривается как "социально контролируемая социализация" и считается, что оно необходимо только до достижения ребенком совершеннолетия;
социализация и воспитание существуют параллельно и в определенные периоды жизни человека чередуют свою значимость в развитии личности;
социализация как стихийный и лишь относительно направляемый процесс "дополняется воспитанием, которое призвано организовывать социальные воздействия целенаправленно и в определенной системе.
Социализирующий подход к воспитанию уделяет специальное внимание организации воспитательных функций основных институтов социализации -- семье, школе, сообществу сверстников. Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта. Воспитательные отношения, специально педагогически организованные, по сути своей -- всегда общественные и поэтому "напрямую выводят школьников в жизнь". В этом процессе социального взаимодействия происходит "иитериоризация, те, преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т.д.)" [7, с. 166].
Социализирующий подход к воспитанию успешно встраивается в либеральную доктрину вариативного образовани и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.