На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Определение роли полевой экологии в учебно-исследовательской деятельности. Ознакомление с опытом развития экологического натуралистического образования за рубежом. Рассмотрение истории создания и основных принципов работы ассоциации Экосистема.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников
Термин "полевая" экология не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосредственно изучать окружающий мир на примере реальных природных объектов - животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), - в их естественных условиях существования.
Речь пойдет, в основном, о месте и роли "полевой экологии" и "натуралистического" подхода в образовании школьников, а также учебно-исследовательской деятельности, как основной форме экологического образования, с кратким экскурсом в историю развития данного направления и кратким обзором российского и зарубежного опыта данной формы образования.
Немного о терминологии
Все, о чем пойдет речь , в нашем понимании относится к сфере именно "экологического" образования, т.е. изучения науки экологии и смежных с ней естественнонаучных дисциплин - биологии и географии.
Оговоримся в самом начале, что экологическое образование мы понимаем в его первоначальном, буквальном смысле, т.е. как образование в области экологии, т.е. науки о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания. Данное словосочетание в нашем понимании аналогично англоязычному ecology education. В то же время следует иметь в виду, что в России с конца 1980-х годов активно распространяется другая форма экологического образования, имеющая в английском языке аналог environmental education, которая за неимением благозвучного русскоязычного аналога также вошла в обиход как "экологическое" образование, являясь по сути "образованием в области окружающей среды", или "природоохранным образованием". Предпринимались попытки определить данную разновидность образования как "энвайроментальное", однако термин "экологическое образование" уже укоренилось слишком прочно.
Тем не менее, мы продолжаем обозначать образование в области науки экологии как "экологическое образование".
Для окончательной ясности подчеркнем, что под термином экологическое образование мы будем понимать не только сам процесс образования, обучения, передачи конкретных знаний и умений, но и ту сферу, которую в русском языке принято называть воспитанием. Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитание), являются, в данном случае, тесно взаимосвязанными. Фактически, какую бы область экологического образования мы ни взяли, собственно процесс обучения будет одновременно (в большей или меньшей степени) являться и процессом воспитания. Таким образом, в русском языке термин "экологическое образование" уже традиционно имеет более широкий смысл, чем просто "обучение" и, говоря в дальнейшем об "экологическом образовании", мы будем подразумевать под этим термином как экологическое обучение (образование), так и экологическое воспитание.
Наше видение современной системы экологического образования в России.
В последние годы Россия стала страной "поголовной экологизации", причем важность этой области человеческого знания и необходимость экологического образования подтверждают многие, начиная от домохозяек и заканчивая министрами. Подразумевается, что конечной целью экологического образования является формирование "экологически здорового" общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой.
Смешение понятий, терминов и подходов к экологическому образованию привело, однако, к печальным последствиям -- сторонники разных направлений не могут найти общего языка, несмотря на то, что радеют за общее дело -- воспитание "экологически мыслящего" поколения людей.
Анализ направлений, групп, "школ" экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений:
1) "школьная экология",
2) "техническая (промышленная) экология",
3) "социально-политическая экология",
4) "игровая экология",
5) "полевая экология".
Данная классификация весьма условна и, поэтому, мы вправе говорить о различных "экологиях", только беря эти словосочетания в кавычки и подразумевая, что речь идет не об экологии, как науке, а о направлениях экологического образования.
Напомним кстати, что под термином "экология", в его классическом понимании, начиная с Геккеля и до недавних пор, мы понимали "науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой их обитания". В русском языке, начиная с середины 80-х годов понятия "экология", "экологический" приобрели иной, гораздо более широкий смысл. Этими словами стали обозначать всю область взаимоотношений человека с окружающей средой, начиная с глобальных "экологических" проблем и кончая проблемами здоровья населения. В результате стали появляться такие "ужасающие" слух профессионального эколога словосочетания, как "плохая экология", "хорошая экология", "экология души", "экология дома" и, даже, "экология классной комнаты".
Тем не менее, следует все-таки иметь в виду, что под экологией здесь и далее мы будем понимать науку, в которой основным объектом (предметом) изучения являются закономерности и проблемы взаимоотношений объектов природы (в том числе и человека) друг с другом и с окружающей средой. При этом мы постоянно будем иметь в виду, что термин экология все-таки обозначает некоторую область знаний, которая не может быть "плохой" или "хорошей", не может принадлежать той или иной территории, предмету или части человеческого тела или общества.
Возвращаясь к направлениям экологического образования, правильнее, таким образом, но в то же время длинно и "нескладно" было бы говорить: "направление экологического образования, использующееся, в основном, в средней школе", "направление экологического образования, использующее сведения о техногенной стороне взаимоотношений человечества с окружающей средой" и т.д.
Каждое из перечисленных выше направлений характеризуется различными подходами к образованию и воспитанию школьников, совершенно различным содержанием, формами работы и непосредственного общения с детьми. Кроме этого, каждое из направлений имеет своих авторов, свои средства распространения информации и свою аудиторию.
"Школьное" направление экологического образования базируется, в основном, на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем. При этом имеющаяся в распоряжении педагогов вспомогательная литература и учебники, составлены слишком "теоретически" и слишком "глобально". Это и понятно: не имея возможности учить на конкретных примерах и объектах, приходится обсуждать глобальные вопросы, объясняя их на пальцах. Сделать это намного проще на примере именно глобальных проблем.
"Техническое" направление в экологическом образовании основывается на изучении техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загрязнениями окружающей среды различными техническими средствами. Это направление существует как часть профессионального образования и базируется, в основном, в технических университетах.
"Социальная (политическая) экология" представляет собой попытку средствами массовой информации "открыть глаза народу" на "ужасающие злодеяния, творимые над Матушкой-Природой". К сожалению, данной формой "экологического просвещения" занимаются, в основном, непрофессионалы, и ничего кроме нагнетания страха перед будущим и социальной напряженности в результате безуспешного поиска виновных это направление не несет. Тем не менее, по массовости охвата населения, эта форма "экологического" просвещения стоит у нас на одном из первых мест.
"Игровое" направление в образовании -- новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем возрастным категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и младшей школе). Его основой является упор на чувственную, эмоциональную сферу человека. Игра, в том числе и экологическая, для детей -- прекрасное занятие, способствующее развитию, для взрослых -- облегченный способ приобретения полезных знаний. Активному развитию данного направления у нас способствует то, что оно получило очень большое распространение за рубежом, где за долгие годы накоплен огромный опыт, практически не имеющий национальных особенностей и требующий только перевода.
Из всех многочисленных направлений и областей экологического образования в России, область "полевой экологии" и "натуралистического" образования оказалась, пожалуй, наименее "освоенной" и труднодоступной формой экологического образования детей, особенно в средней школе. И это вполне понятно: ведь "школьной экологией" занимаются учителя (чаще всего, но не всегда -- с естественнонаучным педагогическим образованием), "технической экологией" -- бывшие инженеры и преподаватели технических вузов (которых в нашей стране больше, чем каких-либо других), "социально-политической" и "игровой" "экологиями" может заниматься каждый, включая бывших активистов молодежных движений.
Для того, чтобы заниматься с детьми "полевой экологией" всего этого недостаточно -- прежде всего надо быть профессиональным экологом -- быть немного научным сотрудником, иметь опыт полевой экспедиционной работы, быть хорошим педагогом и добрым общительным человеком (трудно представить себе замкнутого недоверчивого человека с гитарой у костра в кругу детей).
Полевая экология и натуралистический подход в образовании в России.
Термин "полевая экология" не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов -- животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), -- в их естественных условиях существования. Полевое экологическое образование предполагает, что основной формой образования детей являются внеклассные учебные и исследовательские занятия - на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях, лагерях и т.п. Фактически, речь идет об изучении природы в природных условиях. Образовательные методики и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, с помощью которых реализуется данная форма образования, мы называем "натуралистическими".
Данный подход к образованию не является новым и существует в различных формах уже многие десятилетия -- как в нашей стране, так и за рубежом.
В нашей стране основной опыт в использовании этого подхода в образовании накоплен в сфере дополнительного (внешкольного) образования. В этом смысле наша страна не имеет аналогов в мире -- нигде, кроме России не существует такой разветвленной государственной системы экологического (эколого-биологического) образования, основывающегося, в основном, на внешкольной работе. (По данным статистики Министерства образования России по состоянию на 1 января 1999 года в Российской Федерации насчитывалось 443 учреждения дополнительного образования эколого-биологического профиля -- станций юных натуралистов (СЮН) и эколого-биологических центров (ЭБЦ)(в начале 90-х годов большинство СЮН переименовались в ЭБЦ).
Немного истории.
Впервые "натуралистический" подход в преподавании биологии и воспитании детей стал применяться в первые годы советской власти, с созданием в Москве Биостанции юных натуралистов (БЮН) и зарождением массового юннатского движения. Стоявшие у его истоков педагоги (Б.В.Всесвятский, П.П.Смолин) сумели объединить воедино врожденное стремление детей к познанию окружающего мира и возможности ученых в исследовании живой (дикой) природы. Так, один из основоположников российского юннатского движения и, можно сказать, "автор" натуралистического подхода в российском внешкольном образовании Петр Петрович Смолин считал, что своим успехом первоначальное юннатское движение было обязано близкому общению детей с природой и "исследовательскому" подходу в ее изучении.
Первые в России юннатские кружки были именно натуралистическими -- дети жили на природе (БЮН, в частности, была колонией для детей-сирот и располагалась в очень живописном и уединенном в те времена уголке парка Сокольники), учились на природе (уроки, подчас, проходили прямо в лесу), вели самостоятельную исследовательскую и опытническую работу (в лесу и на учебно-опытных участках).
И, что очень важно в контексте нашей темы, -- данная форма образования детей, назовем ее "учебно-исследовательской работой", велась в рамках общеобразовательной школы, а не в "свободное от основной учебы" время, что началось позже, с формированием системы внешкольного образования.
Первый опыт совмещения учебы и самостоятельной исследовательской работы в природе оказался очень успешным и стал быстро распространяться по всей стране в форме учреждений внешкольного образования -- станций юных натуралистов.
Скоро, однако, на смену натуралистическому подходу пришел "социалистический" -- необходимо было активнее развивать сельское хозяйство, "догонять и перегонять". К названию многих станций юных натуралистов прибавилось "... и опытников сельского хозяйства". В довершение ко всему, в тридцатые годы юннатское движение слилось с пионерским и на долгие годы потеряло свое истинное лицо.
Продолжали им заниматься только истинные энтузиасты и основоположники натуралистического подхода, создав в Москве ряд уникальнейших, существующих и по сей день, истинно "натуралистических" кружков ("КЮБЗ", "ВООП", "МОИП").
В послевоенные годы юннатское движение "широко шагнуло" по всей стране -- всюду стали создаваться станции юных натуралистов. К сожалению, преобладало в них именно "сельскохозяйственное" направление, хотя с 70-х годов стала наблюдаться тенденция к росту числа кружков натуралистической направленности.
Возрождение натуралистического подхода, одновременно с закатом "сельскохозяйственного", началось в конце 80-х -- начале 90-х годов, с появлением в обществе интереса к "экологическим проблемам". Основную роль в этом сыграло изменение общего представления о месте и роли человека в природе -- от принципа "Покорим Природу" общество перешло к принципу "Сохраним Природу".
К сожалению, смена содержания экологического образования совпало со "сменой курса" всей страны, -- упадком экономики, и, вместе с ней, образования. Особенно больно это ударило именно по внешкольным учреждениям. Так ценнейшие, уникальные, не имеющие аналогов нигде в мире, традиционно российские подходы и методы натуралистического образования оказались полузабытыми, отодвинутыми на второй план, по крайней мере применительно к общеобразовательной школе.
В то же время в обществе остро встала проблема поиска путей привлечения подрастающего поколения к изучению и сохранению природы. Это оказалось делом не простым.
Во-первых, за долгие годы господства "пионерии" в юннатском движении была утеряна сама "культура" образования и воспитания детей в природе.
Во-вторых, на смену биологам-натуралистам "старой закалки" пришли молодые учителя-биологи, проходившие биологию и географию по книжкам, плохо знающие реальную природу, и подчас (в силу различных обстоятельств) ни разу не бывавшие на полевой практике.
В-третьих, бурное развитие науки экологии, методов природоохранных, в первую очередь, мониторинговых исследований ушло далеко вперед и практически никто не занимался их внедрением в практику школьного образования.
В-четвертых, начало 90-х годов ознаменовалось бурным потоком зарубежного опыта экологического образования, хлынувшим на "неокрепшие головы" российских педагогов-экологов и учителей.
Все эти факторы сказались, в конечном итоге, на относительно слабом развитии натуралистического направления в российском экологическом образовании к настоящему моменту. И если в сфере дополнительного эколого-биологического образования натуралистические формы работы еще хоть как-то применяются, в средней общеобразовательной школе данной формы работы с детьми практически нет. Вряд ли сейчас по всей России найдется хотя бы сотня школ, выводящих (вывозящих) всех своих учащихся в экологические лагеря, практикумы, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.