На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие здоровья и факторы, влияющие на него. Здоровье и образ жизни студентов. Материалы и методы исследований. Анализ заболеваемости населения Удмуртской Республики, студентов, обучающихся в медицинских учебных заведениях по данным обращаемости.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Медицина. Добавлен: 29.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра общественного
здоровья и здравоохранения
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ИГМА

Дипломная работа
По специальности 060109 - Сестринское дело
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
1.2. Заболеваемость - ведущий показатель общественного здоровья
1.3. Здоровье и образ жизни студентов
1.4. Основные принципы распределения студентов на медицинские группы по физкультуре
1.5. Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учебных заведениях
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ИГМА
3.1. Анализ заболеваемости населения Удмуртской Республики
3.2. Заболеваемость студентов ИГМА по данным обращаемости
3.3. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров
3.4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших итогов реализации национального проекта «Здоровье», который включает три приоритетных направления - развитие первичной медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, управление проектом и его информационная поддержка, предполагают укрепление здоровья населения Российской Федерации. В Концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 - 2010 г», предусматривается сочетание общественных мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретной целенаправленностью мероприятий в группах населения высокого риска, к которым вполне обоснованно можно отнести подростков и студенческую молодежь.
Проблема сохранения здоровья молодого поколения приобретает в настоящее время особую остроту. По имеющимся данным [1], лишь около 15% вновь родившихся являются здоровыми. За годы обучения в школе в 10 раз увеличилось число детей с нарушениями зрения, до 70% школьников имеют нарушения опорно - двигательного аппарата, в 4 раза возросло число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями органов пищеварения. Более 60% подростков-девочек нуждаются в гинекологической помощи, более половины юношей имеют отсрочку от призыва в армию по состоянию здоровья.
Среди старших школьников число курящих достигает 70%, число часто употребляющих алкоголь - 30%, прогрессивно растет количество наркоманов, токсикоманов, растет подростковая проституция.
Более 60% студентов средних и высших учебных заведений страдают хроническими заболеваниями.
В Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации за 2005 г.[11], также указывается на ухудшение состояния здоровья подростков за последние годы. Так, общая заболеваемость подростков (15-17 лет) в 2005г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 2,9% и составила 177 526,5 на 100 тыс. подростков ( в 2004 - 172 493,9). Рост заболеваемости произошел по всем классам болезней, прежде всего за счет инфекционных и паразитарных болезней - на 24,8%, новообразований на 6,5%, болезням нервной системы - на 6,0%, болезням костно-мышечной системы - на 5,3%, болезням мочеполовой системы - 4,5%, травмам и отравлениям - на 4,4%, болезням кожи и подкожной клетчатки - на 2,6%.
На фоне соматической патологии отмечается увеличение заболеваний органов репродуктивной системы у девочек - подростков. В структуре гинекологических заболеваемости в возрасте 10 - 18 лет ведущее место занимают расстройства менструального цикла и воспалительные заболевания. За последние 5 лет отмечается снижение числа абортов у девочек - подростков на 21,6%. Однако, по - прежнему каждый 10-й аборт в стране производится до 20 лет.
Несколько снизились показатели заболеваемости подростков инфекциями передаваемыми половым путем: в 2005г. было выявлено 2782 заболевания сифилисом ( в 2004 г. - 3290), гонореей - 5118 ( в 2004г. - 6316). У девочек- подростков в 2005 г. сифилис регистрировался в 2,8 раза чаще, чем у юношей.
Показатель распространенности алкоголизма среди подростков составляет 27,5% на 100 000 подростков, за последние 2 года он увеличился в 1,5 раза. Распространенность наркомании за последние 10 лет возросла в 14,8 раза.
При всем при этом не стоит забывать о том, что подростковый возраст является важным периодом роста и формирования человека, когда возникает, развивается и завершается ряд морфологических и психологических процессов, происходит становление многих жизненно важных систем организма. В этом периоде человек наиболее уязвим к различного рода катаклизмам, происходящим вокруг него, восприимчив к воздействующим факторам среды.
Подростки - это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшевствующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы[9].
В то же время, реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям, существенным образом повышает требования к состоянию здоровья студентов, среда которых формируется из тех же самых детей и подростков уже в школьные годы имеющих многочисленные заболевания. К тому же, ситуация обостряется еще и в связи с возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательности различных видов не физической деятельности и с ростом распространенности вредных привычек.
Одним из главных факторов неудовлетворительного состояния здоровья студентов (и не только) является образ жизни. Удельный вес его вклада в показатель смертности составляет почти 60% при отравлениях и травмах, 43% при инфекционных заболеваниях, 30-35% при болезнях кровообращения, дыхания, пищеварения и нервной системы. Доля влияния на развитие заболевания такого фактора, как образ жизни, составляет более 60% при ишемической болезни сердца и сосудистых поражениях головного мозга, 35% при злокачественных новообразованиях. Особенно отрицательно влияют на здоровье вредные привычки. По данным ВОЗ, от такой наиболее распространенной вредной привычки, как курение, ежегодно в мире умирают 6,8 млн. человек.
К большому сожалению культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди студенческой молодежи. Поэтому так важна разработка программ воспитания здоровому образу жизни для современных подростков. Сохранение здоровья, индивидуальное психическое и физическое развитие обучающихся, формирование общемедицинской культуры человека и устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни должны стать основными тезисами разработанных программ.
Укрепление здоровья обучающихся непременно должно стать одной из приоритетных задач любого учебного заведения, так как молодые специалисты не только служат базой и резервом для работы в различных отраслях народного хозяйства после окончания ВУЗа, но и являются важной составной частью интеллектуального потенциала страны.
Таким образом, проблема состояния здоровья студенческой молодежи является одной из самых актуальных для общества в целом и для медицины и педагогики в частности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1.Понятие здоровья и факторы, влияющие на него

В современной литературе более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Они часто сводятся к следующим формулировкам:
1) здоровье - отсутствие болезней;
2) здоровье и норма - понятия тождественные;
3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических составляющих.
Как известно, общепринятым является сформулированное еще в 1948 году ВОЗ определение понятия « здоровье». Итак, «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».
Принято выделять 4 уровня изучения здоровья:
1-й уровень - здоровье отдельного человека.
2-й уровень - здоровье малых или этнических групп - групповое здоровье.
3-й уровень - здоровье населения, т.е. людей, проживающих на конкретой административно-территориальной единице (область, город, район и.т.д.).
4-й уровень - общественное здоровье - здоровье общества, населения страны, контингента, мира, популяции в целом.
В жизни мы чаще сталкиваемся с конкретными людьми и их здоровьем. В этом случае, если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, или с несколькими людьми, их сообществами, мы говорим о групповом здоровье, если речь идет о населении, проживающем в городах, на селе, определенной территории, о всем населении, вводим понятие здоровье популяции, здоровье населения. Каждый уровень требует своих подходов, своего осмысления здоровья. Индивидуальное здоровье мы оцениваем по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, трудоспособности, физическому состоянию и развитию, личным ощущениям бытия, радости жизни и другими критериями и признаками. Для оценки здоровья общества, в свою очередь, мы абстрагируемся от отдельного, конкретного человека и переходим на язык медицинской и демографической статистики, на язык оценок группового и популяционного здоровья, или проще говоря - здоровья населения, общественного здоровья[8].
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом и др. Основной предпосылкой для этого является то, что нельзя определить здоровье и болезнь вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. А это обязывает подходить к человеку не только как к биологическому, животному организму, а существу биосоциальному. Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида homo sapiens, в которой все большее влияние занимают социальные факторы. Их роль за весь период развития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы. Однако в процессе социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявляются в особой, свойственной только человеку форме. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке - основа к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории.
Таким образом, общественное здоровье характеризуется одновременным комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и других факторов, из которых первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие имеют социальные факторы. Все перечисленные факторы могут быть определены как факторы риска. Что же такое факторы риска заболеваний?
Факторы риска - потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
В отличие от непосредственных причин заболеваний ( бактерии, вирусы, недостаток или избыток каких-либо микроэлементов и др.) факторы риска действуют опосредованно, создают неблагоприятный фон для возникновения и дальнейшего развития заболеваний.
При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно соединяют в следующие группы:
1. Социально-экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и др.).
2. Социально-биологические факторы ( возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и др.)
3. Экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, наличие экстремальных природно-климатических факторов и др.).
4. Организационные или медицинские факторы (обеспеченность населения медицинской помощью, качество медицинской помощи, доступность медико- социальной помощи и др.).
Академик РАМН Ю.П. Лисицин приводит следующую группировку и уровни влияния обуславливающих здоровье факторов риска (табл. 1).
Таблица 1
Группировка обуславливающих здоровье факторов риска
Сфера влиянияфакторов на здоровье
Группы факторов риска
Удельный вес, % факторов риска
Образ жизни
Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание
Стрессовые ситуации (дистрессы)
Вредные условия труда
Гиподинамия
Плохие материально-бытовые условия
Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами
Непрочность семей, одиночество
Низкий культурный и образовательный уровень
Высокий уровень урбанизации
49- 53
Генетика, биология человека
Предрасположенность к наследственным заболеваниям
Предрасположенность к дегенеративным болезням
18-22
Внешняя среда
Загрязнение канцерогенами и др. вредными веществами воздуха
Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды
Загрязнение почвы
Резкие смены атмосферных явлений
Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения
17-20
Здравоохранение
Неэффективность профилактических мероприятий
Низкое качество медицинской помощи
Несвоевременность медицинской помощи
8-10
Вместе с тем, разделение факторов на те или иные группы весьма условно, так как население подвергается комплексному воздействию множества факторов, кроме того, факторы, влияющие на здоровье взаимодействуют друг с другом, меняются во времени и пространстве, что необходимо учитывать при проведении комплексных медико-социальных исследований[7].
1.2. Заболеваемость - ведущий показатель общественного здоровья

Заболеваемость - является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье населения. Под заболеваемостью подразумевается показатель, характеризующий распространенность, структуру и динамику зарегистрированных болезней среди населения в целом или в отдельных его группах (возрастных, половых, территориальных, профессиональных и др.) и служащий одним из критериев оценки работы врача, медицинского учреждения, органа здравоохранения.
Как объект научного исследования и практической деятельности учреждения здравоохранения заболеваемость представляет собой сложную систему взаимосвязанных понятий:
- собственно заболеваемость (первичная заболеваемость) - частота новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном календарном году выявленных среди населения заболеваний;
- распространенность (болезненность, накопленная заболеваемость) - частота всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленных в данном календарном году, так и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном году;
- частота заболеваний, выявленных при осмотрах (патологическая пораженность) - частота патологии среди населения, устанавливаемая при проведении единовременных медицинских осмотров (обследований), в результате которых учитываются все заболевания, а также преморбидные формы и состояния.
Основные источники информации о заболеваемости:
ь по данным обращаемости в ЛПУ;
ь по данным результатов медицинских осмотров;
ь по данным анализа причин смерти.
Дополнительный официальный источник - по данным изучения причин инвалидности.
В статистике заболеваемости, выявленной по данным обращаемости принято выделять: общую заболеваемость, инфекционную заболеваемость, заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями, госпитализированную заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности. ВОЗ указывает, что какой бы показатель заболеваемости ни рассчитывался, он должен соответствовать ряду требований: быть надежным, объективным, чувствительным, точным [7].
Значение знаний о заболеваемости трудно переоценить:
ь по заболеваемости судят о здоровье населения, которое в большой мере зависит от деятельности работников и учреждений здравоохранения;
ь знание заболеваемости нужно для планирования медицинской помощи, правильной расстановки кадров, составления плана профилактических мероприятий (диспансеризации, санитарно-просветительной работы).
Таким образом, данные о заболеваемости - это инструмент для оперативного руководства, для управления здравоохранением. Более того, показатели заболеваемости отражают реальную картину жизни населения и позволяют выявлять проблемные ситуации для разработки конкретных мер по охране здоровья населения и его улучшения в общегосударственном масштабе [8].
1.3. Здоровье и образ жизни студентов

В настоящее время Россия продолжает испытывать экономические трудности порождающие безработицу и бедность среди населения; низок уровень заработной платы у многих работников государственного сектора, в том числе и в социальной сфере. Отсутствие четких национальные идей социально-экономического развития государства, низкий уровень жизни, необеспеченность и неуверенность в будущем порождают стрессы и психоэмоциональное неблагополучие, мотивируют нездоровое поведение, насилие и жестокость в семьях, провоцируют невротические и психические расстройства и усугубляют течение соматических заболеваний. Экологическое неблагополучие также отрицательно сказывается на здоровье населения [11].
Социально-экономический кризис в стране не мог не коснуться наименее социально защищенного слоя населения - студенческой молодежи. Произошедшие перемены отрицательно сказались на показателях физического и психического здоровья студентов, которое является индикатором происходящих изменений.
Сложилась тяжелая ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения [5].
Исследованиями ряда авторов [2,3,5] по данным о заболеваемости по обращаемости показано что, наиболее высокие среднегодовые темпы прироста отмечаются по болезням нервной (34,8%) и мочеполовой (30,4%) систем. Следующие ранговые места по среднегодовым темпам прироста занимают заболевания органов пищеварения (17,8%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,5%),системы кровообращения (8,3%).
Характерной особенностью является высокая склонность к хронизации патологического процесса. Наряду с этим авторы отмечают относительно невысокие среднегодовые темпы прироста показателя по классу болезней органов дыхания. Существенный рост заболеваемости по обращаемости болезнями органов пищеварения, мочеполовой и нервной систем также отмечается при ее изучении в динамике обучения с I по IV курс.
При изучении данных углубленных медицинских осмотров выявлены наиболее высокие среднегодовые темпы прироста болезней органов дыхания (42,3%) и мочеполовой системы (3,5%). Существенный вклад в формирование высокого уровня хронической заболеваемости и морфофункциональных отклонений вносят болезни костно-мышечной и соединительной ткани, системы кровообращения и нервной системы, среднегодовые темпы прироста по которым составили 18-24,8%[2].
Анализ структуры заболеваемости также выявляет широкий спектр заболеваний и тенденцию к увеличению числа студентов с хроническими заболеваниями. Наиболее часто студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), 2-е место по обращаемости занимают ангина и острый бронхит, меньшее количество студентов идет с заболеваниями мочеполовой системы. Причем, как показывают результаты исследований, наблюдается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным видам заболеваний [5].
Анализ структуры посещений врача выявил наибольшее их число у студентов I и II курсов в основном в связи с болезнями органов дыхания, нервной системы и органов чувств (преимущественно синдром вегетативных дисфункций). У старшекурсников рост числа посещений обусловлен болезнями органов пищеварения, костно-мышечной системы и травмами, что, вероятнее всего, объясняется нарушениями питания, перенапряжением и срывом адаптационных систем из-за более продолжительного обучения в ВУЗе.
При анализе заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), частота выдачи справок составила 25-35%. Отмечается сезонная направленность заболеваемости с наибольшими показателями в сентябре, марте и апреле. Уровень заболеваемости с ВУТ в среднем составил 32,8 случая временной нетрудоспособности (на 100 студентов). Около 60% составили студенты I и II курсов. В структуре заболеваемости преобладают простудные болезни (73,1%); последующие ранговые места занимают болезни органов пищеварения и зубов, сердечно-сосудистая патология, заболевания почек и мочевыводящих путей [3].
Прямым показателем здоровья, как известно, является физическое развитие, в результате изучения которого выявлено, что гармоничным оно является лишь у 54,6% студентов, дисгармоничным - у 31, 4% и резко дисгармоничным - у 14% студентов. Средняя масса тела студентов составила 62,2 кг, длина тела - 173 см, окружность грудной клетки - 76, 1 см. У студентов среднего, ниже среднего и низкого роста есть большая вероятность избытка массы тела, тогда как у высоких студентов существует риск развития дефицита массы тела.
Таким образом, почти половина обследованных студентов по показателям физического развития и заболеваемости нуждаются в переводе в подготовительную или в специальную физкультурную группу, либо полностью должны освобождаться от занятий по физкультуре [5].
Общеизвестно, что здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни [12]. Образ жизни студенческой молодежи никак нельзя назвать здоровым. Как показывают проведенные исследования[2,3,5,] образ жизни студентов характеризуется высокой распространенностью негативных стереотипов поведения и низкой физической активностью.
Особенностью гендерных тенденций являются большой удельный вес девушек с неудовлетворительным уровнем двигательной активности (46,9 - 63,6%), наличие вредных привычек (41,4 - 45,1%) по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется: наличием психоэмоционального стресса (87,5-87,8%), недостаточным пребыванием на свежем воздухе (88,9-90,6%), недостаточной продолжительностью сна (37,5-44,4%), неудовлетворительной медицинской активностью (19,8-26,3%). К специфическим особенностям образа жизни студенток в этом плане можно отнести чтение по ночам (51,3%), принятие пищи перед сном (48,6%), недостаточный уровень двигательной активности (71,7%), наличие проблем в личной жизни (48,9%), употребление алкоголя по праздникам (81,2%), курение (7,7%).
При этом следует отметить, что, несмотря на довольно высокую распространенность вредных привычек среди студентов, только половина из них пытаются бороться с ними.
В целом повседневное поведение и жизненный уклад студенческой молодежи как особой социальной когорты населения, объединенной и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.