На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


методичка Игра - необходимый компонент человеческого поведения, ее место в программе Пралеска. Стремление гуманизировать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, создание сферы для самовыражения, самопроверки, самореабилитации ребенка.

Информация:

Тип работы: методичка. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ПРАГРАМА «ПРАЛЕСКА».
РЕБЕНОК В СВОЕЙ СТИХИИ. ИГРА И ЕЕ МЕСТО В ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»
Игра... Ею занимаются на футбольном поле и хоккейной площадке, в шахматно-шашечных клубах...
Как велика стихия и магия игры! К олимпийским играм самозабвенно готовятся спортсмены. Артисты играют на сценах театра и в филармонии. Взрослые азартно играют на бирже, в казино. Мы уже привыкли к компьютерным, к телевизионным играм, число которых все увеличивается. Деловая игра становится необходимой формой подготовки специалистов (в том числе - к педагогической профессии)... И не случайно игру относят к органически необходимым компонентам человеческого поведения, фундаментальным основам существования Homo Sapiens - человека разумного.
Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем есть период, когда игра -- в центре жизнедеятельности человека, становится «стихией жизни» (Ф. Фребель), приобретает особое значение не только для настоящего, но и для будущего. Этот период -- дошкольное детство, с которым нас тесно связывает наша профессия, педагогическая работа. Игра -- особый вид деятельности. Эта, так притя-гивающая к себе и детей и взрослых, деятельность, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе, привлекает внимание разных специалистов -- биологов, этнографов, искусствоведов, культурологов, социологов, психологов, педагогов...
Среди исследователей этой удивительной; деятельности -- и наш великий соотечественник Л.С. Выготский, внесший существенный вклад в раскрытие психологических основ игры и ее влияния на развитие ребенка. «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя, -- писал Л.С. Выготский,-- Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в (фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы готовится совершить прыжок над уровнем своего обычного поведения» (5, с. 74). Подход к игре как к ведущей деятельности дошкольников, лежащий в основе работ Л.С. Выготского, был продолжен его соратниками и последователями (А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эль» кониным, А.В. Запорожцем, С.Л. Новоселовой и др.). Игровая деятельность продолжает интересовать как отечественных, так и зарубежных исследователей.
ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕ, КТО ЗНАКОМ с «Пралеской», работают по ней, заметили, сколь важное место в ней отведено игре, особенно в группах «Почемучки» и «Фантазе-ры». Ее статус значительно повысился по сравнению с ранее действующей Типовой программой воспита-ния и обучения в детском саду. И не только за счет расширения программного компонента, непосред-ственно посвященного игре («Мир игры») в разделе «Развиваемся в деятельности».
Об игре в новой программе речь идет и в других ее подразделах, блоках (например, «Художественно-ре-чевая и театрально-игровая деятельность», «Констру-ирование», «Условия воплощения Программы в пе-дагогическую практику», «Учебная деятельность», «Культура» и др.). К ней, игре, авторы программы ре-комендуют обратиться педагогам и психологам и при решении задач, представленных в блоке «Поможем нашим детям», в приложениях «Коррекция межлич-ностного взаимодействия», «Обучение иностранно-му языку в дошкольном детстве», «Работа воспитате-ля с одаренными детьми».
Особое внимание к игре вызвано в «Пралеске», прежде всего, стремлением гуманизировать воспита-тельно-образовательный процесс в дошкольном уч-реждении, создать благоприятные условия для реали-зации в педагогической практике «Декларации прав ребенка», которая, в частности, провозглашает: «Наи-лучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком ле-жит ответственность за его образование и обуче-ние... Ребенку должна быть обеспечена полная воз-можность игр и развлечений, которые были бы на-правлены на цели, преследуемые образованием...» (принцип 7).
Центрация внимания на игре в программе «Пралеска» обусловлена и опорой ее на принцип разви-тия психики в деятельности и общении. Гуманизация (а на ней основана программа) предполагает отно-шение к ребенку как к субъекту его собственной дея-тельности, приоритетность субъектности и личности дошкольника в организации воспитательно-образова-тельного процесса. Кстати, такой подход к образова-нию пропагандировал еще в 20-е годы Л.С. Выготс-кий, акцентировавший в своей работе «Педагогичес-кая психология» особое внимание на «личной дея-тельности ребенка», его «самости» (6).
Разнообразны виды деятельности, которыми зани-маются дошкольники. Но нет среди них такой, кото-рая могла бы сравниться с игрой по возможностям, которые она имеет для проявления этой «самости». Являясь самостоятельной деятельностью человека, игра представляет собой универсальную наиважней-шую сферу для самовыражения, самопроверки, са-мореабилитации...
Учитывая огромные возможности игры, ее особо значимую роль в дошкольном возрасте, программа «Пралеска» нацеливает педагогов на работу в дан-ной области в следующих основных направлениях:
* содействие развитию игры как самостоятель-ной творческой детской деятельности (в группах раннего возраста -- возникновению ее предпосылок, отобразительной игры), создание благоприятных условий для обогащения, развития всех видов игро-вой деятельности: сюжетно-ролевых и режиссерс-ких игр, игр с правилами (подвижных, дидактичес-ких), игр-драматизаций (как предэстетического вида деятельности) и др.
использование всех видов игр для гармонического, разностороннего развития воспитанников;
использование богатых возможностей игры для диагностики и коррекции психического развития ребенка и взаимоотношений в «детском обществе»;
использование игры, игровых приемов как средства организации детской деятельности.
Основное содержание работы педагога по данным направлениям конкретизировано в программе с уче-том группы, возраста детей, с которыми он работает, специфики его профессиональных функций (воспи-татель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.).
Однако игра во многих детских садах не заняла пред-полагаемого «Пралеской» приоритетного места в ре-жиме, в детской жизнедеятельности. Не находят свое-го успешного решения многие программные задачи, связанные с игрой, ее развитием. Дети в наших дош-кольных учреждениях играют мало, особенно в само-стоятельные, сюжетно-ролевые игры. Мы здесь, к сожалению, не одиноки. Идентичной ситуацией в сво-их детских садах обеспокоены, в частности, и наши российские коллеги (см., например, журнал «Обруч», 2001 г., № 1). Возможно, объединив усилия, нам ско-рее удастся решить возникшую проблему, и собрав-ший нас вместе Международный фестиваль «Мир игры и игрушки» (2001, май) будет этому содейство-вать.
В чем основные причины наблюдаемого явления? Что мешает занять игре, ведущей деятельности дош-кольника, подобающее ей место в детском саду? Что тормозит данный процесс?
Как ни парадоксально на первый взгляд, но нашим воспитанникам в детском саду часто некогда играть. Да, они заняты, заняты деятельностью, нередко полез-ной, насыщенной, интересной, развивающей, но пре-имущественно... организованной взрослыми. Не так просто, оказывается, педагогам на практике отойти от сложившегося стереотипа в работе и отнестись к ре-бенку как к субъекту деятельности. Необходима пере-стройка педагогического сознания воспитателя, изме-нение акцента в его работе: перенос его с другой орга-низованной им деятельности на самостоятельную дея-тельность детей и прежде всего -- игру. Нуждаются в изменении и доминанты в работе руководителей детс-ких садов, администрации, их подходы, критерии в оцен-ке деятельности воспитателя. Ведь и сегодня еще не-редко эффективность, качество труда последнего оп-ределяются проводимыми им занятиями, а не разви-тостью игры у его воспитанников, созданными в груп-пе условиями для нее. Далеко не все (педагоги, руко-водители), как свидетельствует проведенный опрос, осознают необходимость внутренней перестройки сво-его педагогического сознания, что тормозит процесс гуманизации воспитательного процесса в детском саду, затрудняет реализацию программных задач, и, прежде всего, -- связанных с развитием детских самостоятель-ных видов деятельности.
ИГРОВАЯ СРЕДА
ОТМЕЧЕННАЯ выше тенденция (относительно превалирования в детском саду деятельности, орга-низованной взрослыми, над самостоятельной деятель-ностью детей) нередко усиливается в последнее вре-мя и желанием дошкольного учреждения идти на-встречу родителям в их стремлении дать детям допол-нительное образование. И дети получают его в детском саду -- и снова, как правило, на занятиях по эко-логии, логике, экономике, хореографии... Хорошо еще, если проводящие их специалисты знают детскую природу, используют при этом игровые приемы (что, к сожалению, не всегда бывает). Такие занятия, как правило, родители с детьми стараются не пропускать, приходят на них без опоздания, чутко реагируют на успехи детей...
Повышенное внимание родителей к образованию своего ребенка в дошкольном возрасте становится характерной традицией нашего времени. В ней -- до-стойная уважения озабоченность родителей не толь-ко настоящим, но и будущим своего ребенка. Есте-ственно и стремление дошкольного учреждения ока-зать содействие, помочь семье в решении возникших при этом проблем. Однако наша помощь нужна ро-дителям и в другом -- повышении их компетентности как воспитателей, во взглядах, в частности, на игру, ее роль в развитии ребенка, в том числе -- игру совмес-тную со сверстниками, ролевую, имеющую особо важное значение в социализации ребенка, подготов-ке к переходу его на новую возрастную ступень.
Есть, конечно, и другие причины снижения игро-вой активности детей в наших дошкольных учрежде-ниях. Часть их связана с распадом естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспро-изведения ребенком действительности осваивались в процессе игр со старшими детьми. Данное обстоя-тельство еще более обостряет необходимость совер-шенствования педагогом своей деятельности, связан-ной с развитием детской игры.
Анализ педагогической практики и специальные исследования между тем свидетельствуют: игра в дошкольных учреждениях (особенно сюжетно-роле-вая) либо пускается на самотек, либо чрезмерно рег-ламентируется. Трудности, связанные с руковод-ством, развитием детских игр, обусловлены в значи-тельной степени спецификой самой этой деятельнос-ти, ее природой. Ведь игра -- самостоятельная дея-тельность дошкольника! Как же содействовать ее раз-витию, не стесняя при этом инициативы самих детей, не «подрезая» их крылья? Прямые способы воздей-ствия педагога, которые «работают» при руководстве организованной им детской деятельности, здесь теря-ют свои силы, не помогают. Более того -- они могут привести к ломке, распаду детской игры. Но выход есть. Ведь имеются и косвенные способы педагоги-ческого воздействия, к ним и следует прибегнуть, прежде всего.
Важно отношение к игре не как к объекту управле-ния, а как к условию развития ребенка, его творче-ства. Позаботимся же об этих условиях: создадим раз-вивающую предметно-игровую среду в детском саду, в каждой его группе. Разнообразны ее компоненты - крупное организующее игровое поле, игрушки, игровой материал (предметы-заместители и др.). В игровом пространстве выделим место и для игр с при-родным материалом (с водой, песком и др.). Проек-тируя предметно-игровую среду в конкретной груп-пе, важно опереться на значимые психологические позиции дизайна. Не только сегодняшние психофизи-ческие возможности ребенка должны быть учтены, но и его «зона ближайшего развития», сензитивность.
Создавая предметно-игровую среду в конкретной возрастной группе, важно учесть как возрастные осо-бенности детей, так и индивидуальные различия, в том числе -- половые, интересы детей как к совместным сюжетно-ролевым играм, так и к игре парной, инди-видуальной (игра режиссерская и др.), моторно-спортивным, музыкальным... Позаботиться следует и о том, чтобы в окружающей детей среде были не только современные образные игрушки, но и народ-ные, игровые наборы, настольно-печатные игры - не только из магазина, а и созданные своими руками (особенно в группе «Фантазеры»).
Необходимо, чтобы создаваемая предметно-игро-вая среда в дошкольном учреждении отвечала сле-дующим основным принципам:
* свобода достижения ребенком своего права на игру;
* принцип универсальности, гибкости, подвиж-ности, позволяющий детям самим менять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с ви-дом игры, ее содержанием, перспективой ее даль-нейшего развития;
* развивающий принцип, проявляющийся в потен-циальных возможностях предметно-игровой средыкак для развития игровой деятельности, так и ре-бенка посредством игры;
* принцип эмоциональности, комфортности;
* принцип системности, предполагающий сомасштабность ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целост-ность игрового поля.
Создание развивающей игровой среды -- важный путь оказания содействия в развитии детской игро-вой деятельности, но не единственный. Очень значи-мо и общение педагога с детьми. Замечено, что игра более развита у воспитанников педагогов-демокра-тов с высшим уровнем доброжелательности, нежели у дошкольников, с которыми работает воспитатель ав-торитарного стиля поведения.
ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ
ВАЖНЫМ условием развития детской игры явля-ется и наличие у воспитателя «игровой позиции». Под ней чаще всего понимается особое отношение педа-гога к детям, выражаемое при помощи игровых при-емов. «Игровая позиция» воспитателя основывается на общих принципах игры (прежде всего -- самоцен-ности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутрииг-ровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. Исследования последних лет дают основа-ние рассматривать игровую позицию как сложное об-разование, которое включает в себя несколько тесно взаимосвязанных между собой компонентов:
рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровыевозможности;
«инфантилизацию» как способность устанав-ливать доверительные отношения с окружающими;
эмпатию как способность чувствовать игро-вые состояния других людей;
креативность как способность находить не-стандартные пути достижения цели (Н.П. Аникее-ва, В.О. Нотман, А.И. Тимонин и др.).
Сформулированная игровая позиция воспитателя (позиция «партнера», «режиссера», «соигрока», «ко-ординатора») обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие.
Игровая позиция значима не только для развития игровой деятельности детей. «Имея доступ в сказоч-ный дворец, имя которому -- Детство, я всегда счи-тал необходимым стать в какой-то мере ребенком, -- делился секретами своего успеха в педагогической работе В.А. Сухомлинский. -- Только при этом ус-ловии дети не будут смотреть на вас, как на чело-века, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сто-рожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». Игровая позиция воспитателя -- одна из верных тропинок достижения близости с дошколь-никами, проникновения в их внутренний мир.
...Недавно студентам заочного и вечернего отде-ления дошкольного факультета БГПУ им. М. Танка я предложила охарактеризовать талантливого воспита-теля их дошкольного учреждения, встретившегося им на жизненном пути. Портреты получились интерес-ными, но такими разными! И все же в них было об-щее -- направленность на детей и очень часто игро-вая позиция по отношению к ним.
Владея игровой позицией, педагогу легче исполь-зовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Ведь игра не только любимое занятие дошкольников -- это, напомним, их ведущая деятельность. В ней фор-мируются основные новообразования,подготавлива-ющие переход к следующему возрастному этапу -- младшему школьному.
ВЫ ЛИЧНОСТЬ, А РЕБЕНОК
В центре программы «Пралеска» -- личность ре-бенка. Используем же возможности игры для ее раз-вития. Ведь именно в игре зарождается и впервые про-является воображение - психологическая основа творчества, которое, не без основания, относят к все-общей универсальной человеческой способности, реализуемой в любой сфере человеческой деятель-ности и познания. Основные этапы становления лич-ности ребенка неотделимы от его творческих возмож-ностей, развитости воображения. Отмечая особую роль игры в появлении этого, столь значимого для развития личности, новообразования, академик В.В. Давыдов писал: «Зачатки личности ребенка дей-ствительно воз и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.