На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Анализ попыток введения преподавания основ православной культуры, проблем религиозного образования детей. Варианты преподавания духовно-нравственной культуры; культурологическое и религиозное образование. Воспитание нравственных идеалов и моральных норм.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психологии образования
Кафедра педагогической психологии
РЕФЕРАТ
на тему
«Преподавание духовно-нравственной культуры в школе»

Студентка группы ПоЗ-V.9
Белова Евгения Сергеевна
Преподаватель
Абраменкова Вера Васильевна

Москва

2010г

Введение

Тема преподавания духовно-нравственной культуры (ДНК) в школе широко дискутируется уже несколько лет. Это попытки введения основ православной культуры (ОПК), вызвавшие волну негатива в светских СМИ, начиная с форумов и заканчивая известным «письмом академиков», и ответная волна публикаций в православных СМИ, и активные обсуждения формата преподавания ДНК, а теперь и проходящий в настоящее время эксперимент 2010 года.

Столь бурная реакция неудивительна, поскольку проблема назрела уже давно и требует скорейшего разрешения. В советское, а тем более - в дореволюционное время школа активно занималась воспитанием детей в русле единой государственной идеологии. В 90-е годы советская идеология устарела, а новая еще не была сформирована. Собственно, она не сформирована и сейчас. Поэтому воспитательную функцию из школы фактически убрали, оставив ее родителям и редким учителям-энтузиастам. Энтузиастов мало, а большинство родителей, отчасти по инерции, а отчасти - от большой занятости на работе и от тяжести свалившейся на них с развалом Союза ответственности, решили передать воспитательную функцию обратно в школу (там профессионалы, вот пусть они нашим ребенком и занимаются, мы им за это из налогов деньги платим). В итоге ответственность эта «зависла» между школой и домом, и получилось огромное количество по сути безнадзорных детей, которых воспитывают реклама, молодежные журналы, телевизор и Интернет - а это процесс неконтролируемый и, как видно по результатам, патологический.

Отдельная проблема также собственно религиозное образование детей. Времена господствующего атеизма прошли, закрывать глаза на духовные вопросы уже не получается, а грамотно объяснить ребенку основы религии может совсем не каждый родитель. В подавляющем большинстве даже воцерковленных православных семей утеряна практика православного уклада в семье, которая раньше передавалась из поколение в поколение. Теперь чаще всего родители сами пришли в церковь в зрелом возрасте, их родители - бабушки и дедушки детей - в лучшем случае «сочувствующие», либо тоже пришели в храм под старость, а в худшем случае те же атеисты. И все вместе они не представляют себе, как и когда рассказывать ребенку о вере. А ведь воцерковленных православных у нас всего несколько процентов, остальные - номинально православные, они и сами себе зачастую не могут ответить на глубокие мировоззренческие вопросы. Есть, конечно, воскресные школы, но их мало, особенно в глубинке, преподают там чаще всего не профессиональные педагоги, качество такого образования очень сильно варьируется от школы к школе, и не у всех родителей есть желание и возможности водить туда детей. Это - вопрос о введении в школы именно ОПК, хотя бы и факультативно.

Но даже если говорить не о религиозном воспитании, а о воспитании нравственности, даже в атеистических или индиферрентных к религии семьях признается, что нравственность в детях воспитывать надо. Равно как и уважение к культуре народов, которая базируется на религиозной культуре, причем в России и Европе - на культуре христианства. Этот исторический факт приходится признавать даже безрелигиозным людям. И зачастую другой возможности услышать об этом, кроме как на школьных уроках, у современных детей нет. А тех крох, которые перепадают детям по ходу дела на уроках литеаратуры, МХК и на классных часах, явно недостаточно.

Новые образовательные стандарты предполагают, что результатом педагогического труда будет не просто некий набор знаний в голве ученика, а прежде всего - развитие его личности. Воспитанию, в том числе нравственному, надлежит отчасти вернуться в школы. Вопрос только в том, в каком формате?

Анализу этого вопроса и посвящена данная работа.

Глава 1. Варианты преподавания ДНК в школе

До настоящего времени обсуждались разнообразные варианты преподавания религии в школе. Рассматривались варианты введения предмета «религиоведение» («основы мировых религий») в старших классах, светской этики начиная со средней школы со ссылками на светскость нашего государства, долго обсуждалась возможность введения основ православной культуры, поскольку вся российская культура базируется на христианской культуре в ее православном варианте.

Стоит отметить, что опыта преподавания чего-то, похожего на основы православной культуры, в дореволюционной России нет. В церковно-приходских школах для крестьян учили только писать и читать, хотя и по Псалтири, но собственно о религии на уроках не рассказывали. В учебных заведениях для других сословий дело обстояло похожим образом, до 1867 года в немногочисленных городских гимназиях для детей дворян и разночинцев преподавался катехизис митрополита Филарета - книгу, написанную не для детей, а скорее для огласительных бесед со взрослыми. Потом был создан учебник Закона Божьего, и по нему преподавали вплоть до революции. Но так как подавляющее большинство обучаемых были (или считались) верующими, преподавание велось соответственно, базировалось на том, что дети с младенчества растут в праославной среде, имеют уже накопленные представления о вере, неравнодушны к ней. Сейчас же стоит иная задача - приобщить к миру религиозной культуры детей из разных семей - и релизиозных, и атеистических, но лояльных к вере, и из номинально-религиозных семей, где вся вера выражается в том, что «что-то там где-то есть».

Следует различать культорологическое и религиозное образование. «Религиозное образование ставит своей целью приведение детей к религиозной практике. Религиозное образование ставит своей задачей добиться согласия учеников с верой той религиозной группы, от имени которой ведется преподавание.

Законоучитель ссылается на библейские тексты как на тексты авторитетные, доказывающие правоту его веры. Культуролог ссылается на те же самые тексты Библии с иным акцентом: он тоже видит в них доказательство своей правоты, но правоты не религиозной, а исследовательской. Он их приводит в качестве подтверждения своего тезиса о том, что такое-то верование в данной общине реально существует. Для законоучителя Библия - исключительный авторитет. Для культуролога Библия авторитетна лишь в качестве свидетельства о верованиях тех групп людей, которые ее создали или чья жизнь создавалась с опорой на Библию. Если же он обратится к анализу индийских верований, то таким же и никак не меньшим авторитетом для культуролога станут тексты Упанишад.

Реальность, о которой говорит законоучитель и к которой он обращает - Бог. Реальность, о которой говорит культуролог - люди и созданные ими тексты. Законоучитель говорит о Боге (и к Богу); культуролог - о людях, верящих в Бога.

Законоучитель доказывает. Культуролог - объясняет. Доказать - значит понудить собеседника к согласию со мной. Объяснить -значит сделать для него понятной мою логику, мое видение проблемы. В религии есть много недоказуемого, но нет ничего бессмысленного. Для сознательного носителя религиозной традиции каждый жест, символ, каждая деталь его вероучения осмысленны. Задача религиоведа и культуролога - попробовать передать этот смысл на языке современной культуры.» [9]

На данный момент по сообщению «Интерфакс-Религии» «закон "Об образовании" позволяет преподавать православие в рамках регионального компонента школьной программы.

По данным Минобрнауки, этот предмет в той или иной форме преподается почти в половине регионов страны» [8] Кроме того, в хрестоматии по литературе для 5-6 классов входят некоторые ветхозаветные тексты и евангельские притчи.

Одно из наиболее часто встречающихся предложений - ввести курс православной культуры в качестве факультатива. Однако если предлагать детям выбор между отдыхом и трудом, то есть большой риск, что они предпочтут отдых. И ситтуация, когда часть детей пойдут изучать ОПК, а их одноклассники побегут домой смотреть телевизор, способна дискредитировать любой предмет, каким бы интересным он не был.

В любом случае, стоит задуматься над словами диакона Андрея Кураева, который очень точно сформулировал, зачем нужны знания о вере именно в детском возрасте: «Несомненно, любое воспитание есть некоторое навязывание подростку определенного образа действий и мировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. В этом смысле языковое и религиозное воспитание - совершенно одинаковы. "Вырастет - сам разберется" - это не формула заботы о ребенке, а снятие с себя ноши ответственности за его воспитание. Если у ребенка появился вопрос - разбираться с ним он будет сейчас. И если взрослые ему не предложат ответ - он будет этот ответ творить сам, пользуясь подручными материалами. Другое дело, что качество такого ответа может оказаться угрожающим. В любом случае надо помнить, что не допуская ребенка к беседам о душе и о Боге, о Евангелии и чудесах - родители не оставляют чистым религиозное сознание малыша, они пишут в его душе вполне определенные знаки религиозного содержания - ибо атеизм есть род религии, есть антирелигия» [9]

Глава 2. Эксперимент 2010

В апреле 2010 года в 19 пилотных регионах России, включая московский, стартовал эксперимент по введению программы ДНК в школьный курс. В рамках этого эксперимента ДНК будет преподаваться в четвертых классах в течение двух лет. Если преподавание в 19 регионах в течение этих двух лет покажет, что серьезных конфликтов не возникает, в этом случае этот курс станет общешкольным, а длительность курса и возраст детей, которым будет преподаваться предмет, будут обсуждаться.

Вот что пишут о целях и задачах курса руководители эксперимента А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и В.А.Тишков:

«Средняя школа, ориентированная на передачу системных научных знаний, пока не уделяет должного внимания вопросам формирования мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся. При сохранении такого положения в последующие годы обучения у учащихся вырабатывается устойчивое неприятие, утилитарное отношение к образованию (только ради аттестата и диплома), к труду и творчеству (только ради денег), к жизни (только ради удовольствия).

Одна из приоритетных задач Предмета -- формирование у младшего подростка основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Традиционные ценности, присваиваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла.

Основное содержание Предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ се применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки.

Цель курса -- духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.

Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, в светском -- морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.

Основные задачи:

* приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;

* развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

* формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;

* формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;

* укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;

* смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

У обучающегося формируется системное представление о той духовной традиции, которую он избрал в качестве предмета изучения. В результате освоения содержания данного блока учащийся должен знать и понимать, что есть (по выбору): православие, ислам, буддизм, иудаизм, традиционные российские религии, этика.

Основная педагогическая задача -- сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек» [1]

Курс состоит из шести различных модулей, из которых родители могут выбрать для своего ребенка один. Это модули:

- основы православной культуры;

- основы мусульманской культуры;

- основы иудейской культуры;

- основы буддийской культуры:

- основы мировых религиозных культур;

- основы светской этики.

Автор учебника по православному модулю диакон А.Кураев в презентации своего учебника так объясняет причины разделения курса на модули:

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.