На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности. Совершенствование знаний учащихся о принципе толерантности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.06.2003. Сдан: 2003. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


73

АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

им. Х.Б.АНДРУХАЕВА

ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН

ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА

СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А

Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель-
преподаватель педагогики
Цеева А.З.
Рецензент:
Методист по научно-методической
работе городского комитета по
образованию Администрации
г.Майкопа Паранук С.Р.

Председатель П(Ц)К:
Вербицкая Л.М.


МАЙКОП,2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности.
1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др.
1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности.
1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах толерантности.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности.
2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности толерантности детей в начальных классах.
2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Как из-вест-но, 1995 год был про-воз-гла-шен Ор-га-ни-за-цией Объ-е-ди-нен-ных Наций годом, по-свя-щен-ным толерантности. Причиной этого бы-ли на-зва-ны пре-ж-де все-го сле-дую-щие факторы:
эт-нона-цио-наль-ные кон-флик-ты;
дис-кри-ми-на-ция в от-но-ше-нии мень-шинств;
ак-ты ксе-но-фо-бии, осо-бен-но про-тив бе-жен-цев и ми-гран-тов;
ре-ли-ги-оз-ный экс-тре-мизм;
на-си-лие и го-не-ния про-тив ин-тел-ли-ген-ции и дру-гих лиц, ис-по-ве-ды-ваю-щих сво-бо-ду мне-ний и их вы-ра-же-ния;
не-тер-пи-мость со сто-ро-ны по-ли-тичес-ких дви-же-ний и идео-ло-гий;
не-тер-пи-мость, вы-ра-жен-ная в мар-ги-на-ли-за-ции и ис-ключении из об-ще-ст-ва уяз-ви-мых групп или в дис-кри-ми-на-ции и на-си-лии про-тив этих групп[22,221-224]
Не-тер-пи-мость дей-ст-ви-тель-но пре-вра-ти-лась в од-ну из круп-ней-ших гло-баль-ных про-блем со-вре-мен-но-го ми-ра. Ее суть за-ключает-ся в от-ри-ца-нии и по-дав-ле-нии раз-личий ме-ж-ду от-дель-ны-ми людь-ми и куль-ту-ра-ми. Воз-ве-ден-ная на уро-вень кол-лек-тив-ной и да-же го-су-дар-ст-вен-ной по-зи-ции, не-тер-пи-мость под-ры-ва-ет прин-ци-пы де-мо-кра-тии и при-во-дит к на-ру-ше-нию ин-ди-ви-ду-аль-ных и кол-лек-тив-ных прав чело-ве-ка. Не-тер-пи-мость вы-сту-па-ет про-тив-ни-ком мно-го-об-ра-зия, ко-то-рое со-став-ля-ет важ-ней-ший обо-га-щаю-щий фак-тор чело-вечес-ко-го раз-ви-тия.
Со-вре-мен-ный мир, пе-ре-жи-вая глу-бо-кие со-ци-аль-ные и гео-по-ли-тичес-кие транс-фор-ма-ции по-сле окончания хо-лод-ной вой-ны и рас-па-да ком-му-ни-стичес-ко-го бло-ка, ну-ж-да-ет-ся в бо-лее аде-к-ват-ном осоз-на-нии воз-мож-но-стей и опас-но-стей су-ще-ст-вую-щей си-туа-ции. Не-об-хо-ди-мы но-вые экс-пер-ти-зы и но-вые ини-циа-ти-вы, что-бы со-дей-ст-во-вать ста-нов-ле-нию ин-ди-ви-ду-аль-ной и кол-лек-тив-ной от-вет-ст-вен-но-сти, а так-же бо-лее эф-фек-тив-ных ин-сти-ту-тов, что-бы не до-пус-тить цар-ст-ва анар-хии и на-си-лия на ру-бе-же XXI ве-ка. По этой причине Рос-сия ак-тив-но включились в про-грам-му куль-ту-ры ми-ра. В июне 1995 года в г. Якутске прошла одна из основных международных конференций года толерантности, материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам культуры мира и толерантности.
Ключевым прин-ци-пом про-грам-мы «Культура мира» объявлено ут-вер-жде-ние куль-ту-ры тер-пи-мо-сти в кон-тек-сте об-ще-де-мо-кра-тичес-ких пре-об-ра-зо-ва-ний.
Необходимо со-вме-ст-но с со-от-вет-ст-вую-щи-ми ор-га-на-ми вла-сти и об-ще-ст-вен-ны-ми ор-га-ни-за-ция-ми раз-ра-бо-тать про-стые и при-вле-ка-тель-ные прин-ци-пы пе-да-го-ги-ки то-ле-рант-но-сти, рассчитан-ные на все слои об-ще-ст-ва и воз-рас-тные груп-пы, а так-же пред-ло-жить учеб-ные тек-сты и про-грам-мы как для ау-ди-то-рий обучения, так и для средств мас-со-во-го вос-пи-та-ния, включая ин-фор-ма-ци-он-ные ин-сти-ту-ты.
Боль-шин-ст-во класс-ных ком-нат в Рос-сии и дру-гих стра-нах се-го-дня пред-став-ля-ют мик-ро-кос-мос куль-тур-но-го мно-го-об-ра-зия сво-их со-об-ществ и по-это-му ну-ж-да-ют-ся в но-вом со-дер-жа-нии об-ра-зо-ва-ния, от-ра-жаю-щее зна-ние и по-ни-ма-ние дру-гих на-ро-дов, их куль-тур и ис-то-рии, а так-же по-ни-ма-ние общ-но-сти и един-ст-ва чело-вечес-ких со-об-ществ.
Важ-но при-ви-вать мо-ло-дым по-ко-ле-ни-ям чув-ст-ва от-кры-то-сти, аль-тру-из-ма, ува-же-ния к дру-гим, со-ли-дар-но-сти и со-причас-т-но-сти и рас-кры-вать ис-точни-ки и опас-но-сти вра-ж-деб-но-сти, не-при-яз-ни, отчуж-де-ния и не-на-вис-ти.
В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые гуманные и демократические идеалы воспитания.
В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной работы.
Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.
Объект исследования - педагогические условия формирования толерантности в личности ребенка.
Задачи:
1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности в адыгской народной педагогике.
2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной педагогике.
3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на принципе толерантности.
4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей начальных классов.
5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам предварительного опроса.
Методы исследования:
1.Теоретические - анализ методической, этнографической литературы, теоретического обобщения.
2.Эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
3.Математические - обработка информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой системы работы.
Этапы научного исследования:
1.Изучение научно-методической литературы.
2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности.
3.Внедрение системы работы.
4.Сбор и обработка фактического материала.
5.Оформление фактического материала в виде квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава I.Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности.

I.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др.
Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное -- в отличие от поликультурного -- общество в своей основе «деструктивно, патологично, ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого себя».[11,138]. В монокультурных государствах человеку не всегда предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности. Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами, идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным «аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и -- при удачном стечении обстоятельств-- благополучно вливается в общество в качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет. Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют» различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в психической структуре личности (темперамент,акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет -- среди людей -- к усилению агрессивности, распространению -- в обществе -- шовинистических и фашистских идей. Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан. Последние события, связанные со вспышками террора, -- своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются две «поликультурные супердержавы» -- Россия и США. Встает вопрос: возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с определения основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. -- tolerantia -- терпение; англ. -- tolerance, toleration, нем. -- Toleranz, фран. -- tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах. В жизни отдельной личности толерантность - проявление готовности прислушаться к мнению противников.[21,375].
То-ле-рант-ность -- это не од-но и то-же, что тер-пе-ние или тер-пе-ли-вость. Ес-ли тер-пе-ние вы-ра-жа-ет чаще все-го чув-ст-во или дей-ст-вие со сто-ро-ны ис-пы-ты-ваю-ще-го боль, на-си-лие или дру-гие фор-мы не-га-тив-но-го воз-дей-ст-вия, то тер-пи-мость за-ключает в се-бе ува-же-ние или при-зна-ние ра-вен-ст-ва дру-гих и от-каз от до-ми-ни-ро-ва-ния или на-си-лия. Тер-пи-мость -- это свой-ст-во от-кры-то-сти и сво-бод-но-го мыш-ле-ния. Это -- лично-ст-ная или об-ще-ст-вен-ная ха-рак-те-ри-сти-ка, ко-то-рая пред-по-ла-га-ет осоз-на-ние то-го, что мир и со-ци-аль-ная сре-да яв-ля-ют-ся мно-го-мер-ны-ми, а значит, и взгля-ды на этот мир раз-личны и не мо-гут и не долж-ны сво-дить-ся к еди-но-об-ра-зию или в чью-то поль-зу.
То-ле-рант-ный под-ход, как и то-ле-рант-ная личность, пред-по-ла-га-ет, что те или иные по-зи-ция и взгляд лишь од-ни из мно-гих и не мо-гут включать в се-бя все ос-таль-ные. Эта си-туа-ция не за-ви-сит от со-стоя-ния или об-ла-да-ния зна-ни-ем, а в рав-ной ме-ре и от со-ци-аль-ной и по-ли-тичес-кой по-зи-ции. То-ле-рант-ная по-зи-ция и то-ле-рант-ная личность спо-соб-ны или хо-тя бы го-то-вы до-пус-тить это раз-личие и быть сто-рон-ни-ком плю-ра-лиз-ма. Соб-ст-вен-но го-во-ря, са-ма при-ро-да и про-бле-ма то-ле-рант-но-сти свя-за-ны с су-ще-ст-во-ва-ни-ем раз-личий и про-ти-во-речий, а так-же воз-мож-но-стью кон-флик-та. Но то-ле-рант-ность по-зво-ля-ет этой воз-мож-но-сти не толь-ко не реа-ли-зо-вать-ся, но да-же и про-явить-ся. Бу-дучи по-ро-ж-де-ни-ем по-тен-ци-аль-ной кон-фликт-но-сти, то-ле-рант-ность не по-зво-ля-ет ре-аль-но су-ще-ст-вую-щим в ка-ж-дом об-ще-ст-ве яв-ле-ни-ям не-ра-вен-ст-ва, со-стя-за-тель-но-сти и до-ми-ни-ро-ва-ния про-явить-ся в ма-ни-фе-ст-ных и на-силь-ст-вен-ных фор-мах.
Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность -- способность к признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости -- этносы в целом и представители конкретных этносов .
Всё же возникают новые вопросы:
Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая -- непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные -- в долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи быть не может. Причина негативных проявлений других -- в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз) утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на второй из сформулированных выше вопросов: толерантность -- категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих -- при отсутствии собственных личных -- ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет: тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как:
-- познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого (гностический уровень);
-- определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);
-- взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);
-- анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность -- не пассивная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
  <SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Национализм - идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.[5,113]
Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.
Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или отдельных социальных групп. Групповая враждебность - это состояние напряженности, конфликта значительных социальных групп. Враждебность может быть вызвана классовой или этнической напряженностью.
Любое употребление символа нации в политических целях и есть национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм - это «политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и национальные единицы должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди, принадлежащие к одной нации. Эта формулировка оставляет вне сферы нашего внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с оговорками. Национализм - это продукт современного западного общества, формирование которого началось примерно в XV-XVI веках и которое сейчас, возможно, находится в стадии радикальной трансформации. Понятие нации в его современной форме выдвигается на первый план Великой французской революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина провозгласила национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом, в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием государства.</SPAN><SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal"></SPAN><SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal"></SPAN> <SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Термин «национализм», даже в пределах уже данного нами определения, может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами часто называют не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей. Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и преданность своему государству.</SPAN> <SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Возможно также расширенное, нейтральное толкование термина: в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от национального гнета, так и к их противникам, цель которых - интеграция, ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках данной курсовой работы употребляем термин во втором - нейтральном - значении. Границу между агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между «национализмом угнетенных» и «национализмом угнетателей» состоит в том, что первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают «угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках националистического дискурса. Национально-освободительные движения, стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим угнетателям как к нации. Если они добиваются успеха, то на подконтрольной им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей господствующей национальности. </SPAN><SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Однако нельзя и отказывать национально-освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде «чума на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос о самоопределении наций - это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в самом широком смысле: как идеал общественного устройства, разделяемый всеми симпатичными нам политическими идеологиями - от классических либералов до анархистов.</SPAN> <SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Можно сказать, что демократия - это самоуправление сообществ при условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том, что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического контекста. Единственный возможный критерий здесь - это самоидентификация членов предполагаемого сообщества.</SPAN><SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal"></SPAN> <SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal"></SPAN></SPAN><SPAN style="LINE-HEIGHT: normal; LETTER-SPACING: normal">Эти тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти нации и национального государства уже не раз оказывались сильно преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель - свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму для нас - это вопрос политической тактики, а не стратегии. Вместе с тем в идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к многообразию наций и этносов, и защита прав народов - это лишь небольшая часть битвы за права человека.
I.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности.
Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют обратиться к проблеме толерантности при формировании личности. Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости -- основные компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе анализа различных подходов к трактовке данного термина.
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются -- как и любое социальное качество -- врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего -- «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур,взглядов, позиций, ориентаций.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия, позитивной толерантности:
диалог, сотрудничество, опека.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.
Второй тип взаимодействия -- сотрудничество -- подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого.
Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием толерантности. (подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта).
Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека -- обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».
В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» -- необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства.
В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но -- скорее -- с негативными его проявлениями.
Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности в адыгской народной педагогике.
Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:
устойчивость личности -- сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических(социальных) общностей;
эмпатия -- адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
дивергентность поведения -- способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения -- способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность -- готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, определим основные идеи формирования толерантности:
-- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде -- в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
-- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);
-- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;
-- образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:
-- в течение жизни личность должна развивать в себе социальные качества, поэтому ребенка нужно учить общечеловеческим законам бытия, опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
-- ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса -- важнейший принцип образовательной стратегии;
-- принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;
-- принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;
-- ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;
-- принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).Проблема межэтнического общения существует:мы, студенты, сталкиваемся с ней на практике в период обучения в Адыгейском педагогическом колледже и будем сталкиваться в дальнейшей самостоятельной педагогической деятельности. Практически любая школа города или села в Адыгее поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных наций. Мы, студенты, да и учителя со стажем, подчас не можем решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.[19,4-5].
Следует отметить, что и у студентов, не всегда сформированы толерантные отношения. Причем речь идет не только о нетерпимости будущих учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а о нетерпимости к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании природы ребенка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в отсутствии педагогической направленности.
Мы считаем, что студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной деятельности для формирования толерантности у детей, должны получить знания и умения в областях:
-- народной педагогики, так как она является идеальным, естественным, складывающимся веками, комплексом идей, взглядов, принципов, форм и методов общения с ребенком на основе учета его природных особенностей (в данное понятие включаются не только русские традиции воспитания, но и адыгские и другие);
-- педагогики межнационального общения, которая определяет основы диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной адаптации в новой среде детей-беженцев, мигрантов, детей -- вынужденных переселенцев;
-- региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей регионального подхода в построении воспитательного процесса;
-- кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам, установить их биологические, социокультурные, экологические и психологические особенности;
-- социологии, культурологии, философии, этноискусстве, антропологии, раскрывающих содержание социального и культурного опыта этносов, позволяющих увидеть общее в культурах и взаимосвязь между общим развитием цивилизации и вкладом отдельных народов в этот процесс.
Необходимо сформировать следующие навыки:
-- общения с детьми различных этногрупп;
-- обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде;
-- оказания помощи в адаптации таким детям;
-- прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи;
-- обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников, и взрослых;
-- организации народного игрового досуга;
-- организации досуга народных праздников.
Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной работы по данному направлению.
Учитель начальных классов призван сформировать у детей представления о культуре мира, многовариантности человеческого бытия; навыки национальной самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействия с представителями других наций.
I.3.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципе толерантности.

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось воспитание толерантности, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру человеческих отношений, формировали у них такие качества, как терпимость, интернационализм, умение находить общий язык с людьми.
В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ.
Народная педагогика адыгов располагает различными средствами воспитания толерантности подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество .
"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс беспрерывный и постоянный"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока молодой". Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".
В памятниках адыгской народной педагогики говорится о том, что молодому поколению надо прививать такое положительное качество как терпение. Терпение (щыIагъэ, щэчыныгъэ, зыIэжэныгъ, пытэныгъ - в адыгейском вариате; шэчыныгъэ, бэшэчыгъэ, шыIэныгъэ, зызэтеубыдэныгъэ, зышыIэ, зыIэжъэ - в кабардинском варианте.[42,243]. Пословица «О сердце мое, не горячись, о язык мой, воздержись!» предостерегает молодого человека от того, чтобы в состоянии ярости не наговорить лишнего, не оскорбить человека, внушает, что невоздержанность на язык разрывает человеческие взаимоотношения, что словом человека можно ранить сильнее, чем оружием, о чем конкретнее говорят другие изречения - «Что ранено мечом заживает, а что языком - не заживает», «Сказанное слово, что пущенная пуля».(40,29).
Воспитание терпимости (толерантности) в адыгской народной педагогике неразрывно связано с воспитанием интернационализма. В устном народном творчестве адыгов отразились дружеские симпатии к соседним народам:осетинам, кумыкам, сванам и другим. Так в предании «Жэщтеуэ» («Ночное нападение») с уважением говорится, что на обращение адыгов помочь отразить нападение войск крымского хана прибыло столько же осетин, кумыков и сванов, сколько было всего адыгских воинов.[42,181]. Адыги внушали детям и молодежи, что нужно уважать культуру и обычаи других народов: «Хымэ хэку укIомэ, яшъуашэ зыщылъ», «Хамэ хэку укIумэ, я фащэ зыщытIагъэ» («Если собираешься в чужую страну, то одевайся в одежду того народа, в чью страну думаешь ехать»). Народ понимал, что любовь к родному народу не может строиться на неуважении к другим народам.[40,29].
Бесспорно, опыт адыгской народной педагогики был бы весьма ценен для будущего в аспекте поисков гармонизации межнациональных отношений между поколениями в перманентном процессе воспитания и обучения, однако пока трудно определить, насколько готова к восприятию такого опыта отечественная официальная педагогика.
Проблема толерантности -- одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» -- те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Школа способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Школа, осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её воспитательные возможности и «приспосабливая» её к нуждам детства, призвана и может стать центром широкого воспитательного пространства. [27,92]
Формирование и развитие адыгских детей должно происходить с учетом этнодидактических принципов, лежащих в основе всех национальных систем образования:
1.Принципа соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и современному менталитету.
2.Принципа соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнопсихологическим особенностям людей.
3.Принципа соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим традициям. Поэтому в содержание образования необходимо изначально закладывать взаимосвязь различных культур.[43,93-95].
Фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы). Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель -- ученик». Поэтому учителю нужна помощь при освоении определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны -- критически относиться к своим собственным взглядам. Воспитание в национальной (адыгской) школе должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.[38,224]
В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся личность вынуждена брать на себя школа. Для выполнения этой миссии у школы сегодня не так уж и много путей. Один из них -- возрождение традиций Адыгэ хабзэ. Адыгэ хабзэ как культурная и духовная ценность народа играет важную роль в образовании, воспитании и воспитательном влиянии на формирование сознания адыгских детей, способствует пониманию процесса становления личности в адыгском обществе.[37,209]
Особая роль в национальной (адыгской) школе на современном этапе отводится формированию демократического стиля отношений через гуманистический характер учебно-воспитательного процесса, сотрудничество учителя и учеников, через воспитание толерантности.
Вывод по главе.

Мы пришли к выводу, что то-ле-рант-ность на-хо-дит свое вы-ра-же-ние в двух ос-нов-ных сфе-рах: на пси-хо-ло-гичес-ком уров-не -- как внут-рен-няя ус-та-нов-ка и от-но-ше-ние личнос-ти и кол-лек-ти-ва и на по-ли-тичес-ком уров-не -- как дей-ст-вие или осу-ще-ст-в-ляе-мая через за-кон и тра-ди-цию об-ще-ст-вен-ная нор-ма. То-ле-рант-ность при-об-ре-та-ет-ся через вос-пи-та-ние, ин-фор-ма-цию и личный жиз-нен-ный опыт. Как дей-ст-вие, то-ле-рант-ность -- это ак-тив-ная по-зи-ция са-мо-ог-ра-ничения и на-ме-рен-но-го не-вме-ша-тель-ст-ва, это доб-ро-воль-ное со-гла-сие на вза-им-ную тер-пи-мость раз-ных и про-ти-во-стоя-щих в не-со-гла-сии культур.
Бо-лее то-го, народная педагогика за-ключает в се-бе боль-шой по-тен-ци-ал тер-пи-мо-сти и тем са-мым яв-ля-ет-ся ес-те-ст-вен-ны-м со-юз-ни-ком то-ле-рант-но-сти. Народная педагогика мо-жет спо-соб-ст-во-вать раз-ви-тию чувств и ус-та-но-вок на тер-пи-мость и ненасилие.
Глава 2.Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности.

2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности толерантности детей в начальных классах.
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования одним из высших целевых приоритетов должно стать воспитание толерантности.
Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.
Наша исследовательская работа по выявлению и формированию толерантности детей начальных классов проводилась в Габукайской школе № 6 4 «А» класса (20 человек).
В ходе исследовательской работы использовались различные методы - тестирование, исследовательская беседа, математический метод.
Нами были разработаны тестовые задания, которые состояли из 13 вопросов (Приложение 1).
Проведённый опрос позволил определить отношения детей с людьми, направленность их деятельности, способность отстаивать свои интересы, заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность, склонность к раздражительности, тревожность, отношение к другим людям.
Результаты теста подводились по определенному ключу (Приложение 2) Проведенный опрос выявил следующие результаты (Таблица 1).

Я
О
Д
Я
О
Д
1
7
9
4
35 %
45 %
20 %
2
4
11
5
20 %
55 %
25 %
3
4
10
6
20 %
50 %
30 %
4
5
10
5
25 %
50 %
25 %
5
9
4
7
45 %
20 %
35 %
6
5
11
4
25 %
55 %
20 %
7
7
6
7
35 %
30 %
35 %
8
10
7
3
50 %
35 %
15 %
9
2
11
7
10 %
55 %
35 %
10
4
11
5
20 %
55 %
25 %
11
3
9
8
15 %
45 %
40 %
12
8
8
4
40 %
40 %
20 %
13
4
7
9
20 %
35 %
45 %
Ср.%
27,5 %
43,8 %
28,4 %
Таблица 1.
Ср. (Я)=1(я)+2(я)+3(я)+4(я)+5(я)+6(я)+7(я)+8(я)+9(я)+10(я)+11(я)+12(я)+13(я)
13
Ср.(О)= 1(о)+2(о)+3(о)+4(о)+5(о)+6(о)+7(о)+8(о)+9(о)+10(о)+11(о)+12(о)+13(о)
13
Ср.(Д)=1(д)+2(д)+3(д)+4(д)+5(д)+6(д)+7(д)+8(д)+9(д)+10(д)+11(д)+12(д)+13(д)
13
По итогам опроса было выявлено, что 27,5 % как видно из таблицы ориентируются при выполнении какой-либо деятельности на прямое вознаграждение, они проявляют агрессивность в поведении и поступках, им присуща склонность к соперничеству, в определенных ситуациях проявляют раздражительность.
43,8 % проявляют стремление в любых условиях поддерживать дружеские отношения с людьми, ориентируются на совместную деятельность, в сложных ситуациях стремятся оказывать помощь людям, но при этом ждут одобрения, они чувствуют привязанность в отношениях людей.
28 % учащихся проявляют заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, с интересом вступают в деловые отношения, проявляют активность в решении проблем, ориентация на сотрудничество, в возникших ситуациях проявляют способность и заинтересованность в отстаивании собственного мнения, которое в свою очередь влияет на достижение общей цели.
73
28,4 % - ср.уровень проявления толерантности
43 % - проявляют высокий уровень толерантности
27,5 % высокий уровень проявления агрессивности
Рис. 1. Результаты опроса по выявлению уровня сформированности толерантности у учащихся. 43 %
Итак, можно сделать вывод, что работу по формированию и развитию толерантности у учащихся Габукайской школы № 6 необходимо продолжать.
2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности.
Школа один из важнейших институтов воспитания, представляет ребятам мало возможностей для развития такого качества, как толерантность (терпимость). Учителя начальных классов как таковой в последние десятилетия дают очень низкую оценку, состоянию интернационального воспитания в школах России.
Многие взрослые предполагают, что ребенок - это неравный субъект которому недостаёт понимания и уважения со стороны взрослых. Ещё Я.Корчак писал, что власть принадлежит взрослым, которые считают детей своей собственностью и не способны встать на их место, а дети - главная страдающая сторона, лишенная прав и признания.
Свою систему работы мы строили в соответствии с тем, что воспитание толерантности - это моральный долг, а также правовая и политическая потребность. Толерантность - это активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, это то, что делает возможным достижения мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.
Очень важно найти правильное решение данной социально-образовательной проблемы, указывая возможные направления исследовательско-образовательной проблемы, указывая возможные направления исследовательско-практической деятельности в этой области.
Решение данной проблемы невозможно без преобразований в учебно-воспитательном процессе детей начальной школы. Именно в учебно-воспитательном процессе можно формировать ментальные качества ребёнка, формировать менталитет толерантности.
В содержании обучения и воспитания детей должен прослеживаться диалог культур с ориентацией на детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве цивилизации.
Необходимо обращаться к общепризнанным классическим образам культуры, вошедшим в сокровищницу культурного наследия человечества и представляющие собой универсальные общечеловеческие ценности для разных народов.
Нами были разработаны внеклассные занятия по таким темам, как: «Урок толерантности» (Приложение 3), «Мы команда одного корабля» (Приложение 4), «Культура разных народов» (Приложение 5) и другие. Например нами был проведен «Урок толерантности». Основной целью этого урока было развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, воспитание чувства интернационализма.
На этом уроке дети прослушали стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод» в котором говорилось о том, что дети всех цветов кожи должны быть дружными друг с другом. Была проведена беседа о том, что нужно жить дружно, быть сдержанными, когда мы видим недостатки других.
Дальше мы провели игру. Дети должны были прослушать ситуацию и поднять красный кружок, если выбирался I вариант, синий кружок, когда дети выбирали II вариант.
Проводились внеклассные занятия по русской культуре (Приложение 6), классные час (Приложение 7).
Внеклассные занятия по чтению по темам «Пушкин у нас начало всех начал» (Приложение 8), «А.С.Пушкин душа народа - душа поэта». (Приложение 9).
Викторины по темам: «АдыгабзэмIэ викторин» (Приложение 10), «ХьакIэщым иапэрэ зэхэщэгъу» (Приложение 11), «Адыгэ литературэмкIэ викторин» (Приложение 12).
Например, на внеклассном занятии мы провели игру на развитие толерантности, которая называлась «Волшебный кристалл». Вначале игры были расставлены столы таким образом, чтобы образовалось 4 стола по 5 человек, то есть 4 команды. Причем, они сидели лицом друг к другу, после чего проводилось голосование, суть которого заключалось в том, что дети должны были вытянуть квадрат любого цвета (ж., к., с., з.). После голосования дети сели таким образом, в зависимости от того какой цвет выбрали. Образовались новые группы. Затем провели беседу, в ходе которой были раскрыты значения понятий «свой» и «чужой».
Дальше были предложены слова как открытость, опасность, далекий, близкий, похожий, нравится, не нравится и другие. Дети должны были подобрать синонимы к понятиям «свой» и «чужой».
Но на этом работа не завершилась. На следующем занятии была проведена беседа по такому вопросу как «Могут ли все люди вокруг быть своими?» После беседы была проведена разминка. Дети построились в 4-е колонны по 5 человек. Далее детям было сказано, что с помощью волшебной палочки дети превратятся в гномов.
Дети, стоявшие последними в колонне, развернулись к учителю и получили кубики разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
Суть игры заключалась в передаче кубика впереди стоящему ученику, «превратить» его в какой-либо предмет (мысленно). Партнер угадавший загаданный предмет забирает кубик и т.д. Игра длится до тех пор, пока хотя бы одна команда не справится с заданием.
Команда быстрее справившаяся с заданием получила колпачок соответствующего цвета и название «гномы».
В ходе проведения уроков, внеклассных мероприятий, мы пытались воспитывать в детях чувства интернационализма, терпимости в обществе людей населяющих нашу планету; подводили к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу, воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине; давали представления о стереотипах поведения, о культурных различиях; пробуждали творческие способности детей, воспитывали умение видеть красоту родного края, республики, природы; формировали умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений и другие.
Учащиеся с большим интересом участвовали в предлагаемых заданиях, проявляли активность, интерес к данной проблеме.
Дети сами делились знаниями о своей национальной культуре, о национальных ценностях своего народа.
Много рассказывали о своей Республике, о красоте и богатстве родного края; читали стихи местных поэтов.
Было видно, что дети проявляют интерес к искусству, культуре, обычаям, традициям своего народа.
Любое мероприятие, проводимое нами было успешным, были реализованы поставленные цели.
Тем не менее нужно сказать, что на этом этапе работа по формированию толерантности не завершена и эту работу необходимо продолжить, так как за такой короткий срок невозможно воспитать толерантность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что толерантность - это не уступка, а активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека.
Самым важным источником формирования толерантности является школа. Воспитание в духе толерантности является главной её задачей.
Необходимо строить свою работу, критически осмысливая и вырабатывая суждения о моральных ценностях, принципов толерантности.
Адыгская народная педагогика располагает различными средствами воспитания толерантности подрастающего поколения.
Воспитание терпимости неразрывно связано с воспитанием чувства интернационализма. Необходимо подчеркнуть, что опыт адыгской народной педагогики весьма ценен для поиска гармонизации межнациональных отношений между поколениями.
Проблема толерантности как было выявлено в ходе исследования является одной из острейших проблем школы. Основная масса учащихся не всегда ведёт себя корректно и адекватно в возникших ситуациях.
На современном этапе особая роль отводится в национальной (адыгской) школе, формированию демократического стиля отношений через гуманистический характер учебно-воспитательного процесса сотрудничество учителя со школьниками, посредством воспитания толерантности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик,1978,с.114-116.
2. Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. Игры на развитие толерантности для учащихся. // Начальная школа (газета),2002, №39, с.3-4.
3. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно - воспитательных задач в национальной школе. Майкоп,1987,с.123-165.
4. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности. (в контексте традиционных и современных традиций). Майкоп,2000,с.27.
5. Бутенко А.П. Нация, национализм, суверенитет// Социально - политический журнал.1998 г. №3. С.113.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары,1974,с.5-16.
7.Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Тез. 2-го Междунар. Конгр. 15 - 20 сент. 1998 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т. Пятигорск, 1998,с.87-94.
8. Губогло М.Н. Переломные годы. Т.1. М.,1993,с.67.
9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1980, Т.4,с.402.
10. Жарников А. Этническая терпимость - стержень Российского государства // Этносфера: Межнациональное образование в зеркале России и мира.1998. - N 3 - 4. - С. 14 - 17.
11. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово,1999,с.138.
12. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.,1991. С.8.
13.Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного образования // Российский вуз: В центре внимания - личность: (Пробл.воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 - 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов н/Д., 1999. - Т. 4. - С. 223 - 225.
14. Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор А.О.Чубарьян. М.,1997,с.4-7.
15. Меретукова З.К. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп,1999.
16. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей\\ Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп,1957.
17. На пути к культуре мира: (Док. и материалы) / Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М.: МИК, 1999,с.37-39.
18. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность, проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно - практической конференции. Майкоп,1994.(Сборник статей),с.136-177.
19. Пагодина А.А. Толерантность//История.2002,№11,с.4-5.
20. Педагогическая энциклопедия. Т.3. М.,1966. С.35.
21.Политология: Энциклопедический словарь.М.,1993,с.222.
22. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994. С.221-224.
23. Российская газета, № 144 от 4.08.1998,с.3-4.
24. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.,1996,с.56-65.
25. Словарь иностранных слов. М.,1989,с.510.
26. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Ученые записки Адыгейского НИИ. Т.8. Этнография. Майкоп,1968.
27. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №9, с.91-97; 2002, № 1, с.159-165.
Толерантность и согласие: Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». М.,1997,с.4-17.
Толерантность в общественном сознании России. М.,1996,с.56-75.
30. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998,с.264.
31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.,1994,с.308.
32. Уэйн Кеннет. «Образование и толерантность»// Высшее образование в Европе. т.XXI,№2,1997,с.27.
33. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005)». // Народное образование, 2002, №1, с.255 - 263.
34. Философский энциклопедический словарь. М.,1997,с.89.
35. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики // Из истории народного образования Адыгеи. Сборник статей. Ростов-на Дону,1975.
36. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп,1957.
37. Цеева А.З. Особенности национального воспитания адыгов.// Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.
38. Цеева А.З. Адыгэ хабзэ как основа воспитания студентов педколледжа.// Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.
39. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М.,1997,с.98-124.
40. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д.,1977,с.29.
41. Шоров И.А. и др. Русско - адыгейский словарь педагогических терминов. Майкоп,1996,с.215.
42.Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп,1999,с.181,243.
43. Ялалов Ф.Г. Национально - региональный компонент образования: этнометодологический подход. // Начальная школа(журнал). 2001. №2, с.92-95.
Приложение № 1
Тестовые задания.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого
представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
4. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
5. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
6. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее
всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
7. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
8. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
9. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
10. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
11. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие
отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
12. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;
13. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
Приложение № 2
Ключ к приложению № 1


Я
О
Д
1
А
В
Б
2
В
Б
А
3
Б
А
В
4
В
А
Б
5
В
А


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.