На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Определение, предмет, задачи, проблемы и методы методики преподавания математики. Связь ее с другими науками. История развития преподавания математики. Принципы дидактики в ее обучении. Содержание обучения математики. Математика как учебный предмет.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 07.03.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
им. Ф. Скорины»
Математический факультет
Кафедра МПМ
Предмет методики преподавания математики. Принципы дидактики в обучении математике. Цели и содержание обучения математике в средней общеобразовательной школе
Реферат
Исполнитель:
Студентка группы М-32
____________ Кобас А.Ю.
Научный руководитель:
Канд. физ-мат. наук, доцент
____________ Лебедева М.Т.
Гомель 2007
Содержание

Введение
1. Предмет методики преподавания
1.1 Определение МПМ
1.2Предмет МПМ
1.3 Задачи МПМ
1.4 Проблемы МПМ
1.5 Связь с другими науками
1.5 Методы МПМ
1.6 История развития преподавания математики
2. Принципы дидактики в обучении математике
3. Математика как наука и как учебный предмет
4.Цели и содержание обучения математики
Заключение
Литература
Введение

Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное уточнение методов и форм обучения; разработка и введения компьютерной техники в учебный процесс обучения математики, создание новейших ТСО, разработка методического обеспечения классов и школ с углубленным изучением математики и т.д.
В научной работе по МПМ используются различные исследования: теоретический анализ проблем, практический анализ состояния преподавания математики, наблюдение за процессом преподавания, изучение школьной документации, анкетирование, изучение и обобщение передового опыта учителей, педагогический эксперимент.
1. Предмет методики преподавания
1.1 Определение МПМ

МПМ - раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Иначе говоря, МПМ - наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп.
Термин «математика» может обозначать определенную мыслительную (математическую) деятельность или же теорию, являющуюся результатом этой деятельности. Под обучением математике будем понимать обучение математической деятельности, которая имеет ту же природу, что и ученого-математика. Это можно считать одним из основных положений в ММ. К числу других положений относятся: научность; систематичность и последовательность изучения; сознательность и активность учащихся; наглядность обучения; прочность знаний; принцип индивидуального подхода. Обучение математике представляет собой сложный процесс управления, осуществляемый учителем с использованием ряда вспомогательных средств: учебников, наглядных пособий, ТСО и включает в себя: а) восприятие; б) переработку; в) хранение; г) передачу информации. Учитель перерабатывает информацию, получаемую из программы, научной, учебной и методической литературы, а также осведомительную информацию об уровне и возможностях мыслительной деятельности учащихся и передает, пользуясь определенными средствами обучающую информацию учащимся. Учащиеся воспринимают и перерабатывают информацию, полученную от учителя, из учебника и других источников и по требованию педагога передают ему информацию о качестве усвоения учебного материала в виде ответов на вопросы, решений упражнений и задач. Передача осуществляется в двух направлениях: 1) в прямом - от учителя ученикам и 2) в обратном - от учеников к учителю в виде ответов на вопросы, разнообразных письменных работах и составляет наиболее существенную часть учебного процесса. Без учета на каждом этапе обучения уровня мыслительной деятельности учащихся развития у него определенных структур мышления, формирование определенных понятий и качества усвоения ими предыдущего материала не может быть построено эффективное обучение.
МПМ - педагогическая наука, предметом исследования которой является процесс обучения математике, который начинается с дошкольных заведений и заканчивается высшей школой. Основные компоненты процесса обучения математике следующие: цели обучения; содержание учебного предмета; методы, средства и формы обучения; преподавание (деятельность учителя); учение (деятельность ученика).
Методика прежде всего разрабатывает методическую систему обучения. Под методической системой понимают структуру, которая включает также компоненты: цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения (см. рис.1)
рис. 1
МПМ определяет цели общие (зачем учить?), содержание учебного предмета математики (что учить?), разрабатывает методы и формы обучения (как учить?), средства обучения (при помощи чего учить?).
Она является частной теорией обучения (частная дидактика). Результатом методической, как и каждой другой, науки являются знания. Они имеют большое значение для преподавания и обучения. Важной задачей МПМ является разработка проблем, которые наиболее эффективно помогают ученикам заниматься математикой.
Преподавание - это деятельность учителя, направленная на:1) передачу информации ученикам; 2) развитие их познавательной деятельности; 3) воспитание средствами учебного предмета; 4) организацию учебного процесса.
МПМ помогает учителю на основе дидактических принципов, при помощи соответствующих приемов и методов наиболее целесообразно организовывать учебно-воспитательный процесс. Она знакомит учителя с целями содержанием и методами проведения внеклассной работы по математике. В свою очередь, практика оказывает очень большое влияние на развитие МПМ как науки. Многие методические идеи возникают из потребностей практики на основе изучения и обобщения педагогического опыта учителей.
Учение - деятельность учеников, которая заключается в освоении основ математики. Структура процесса учения включает следующие компоненты: 1 ) восприятие учениками математической информации, которая идет от учителя или средств обучения; 2) осмысление учебного содержания основ математики и закрепления его в памяти; 3) использование математических знаний и умений для освоения содержания предмета и решения учебно-познавательных проблем; 4) словесное выражение математической информации.
1.2 Предмет МПМ

Содержание методики математики составляют вопросы её общих теоретических основ (общая методика математики) и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса (частные методики математики).
Школьное математическое образование - это организационный процесс и результат усвоения предусмотренных программой математических знаний, умений и навыков, а так же приёмов мышления и способов познания. Оно включает в себя обучение математике и связанное с ним воспитание. Поэтому предметом МПМ является математическое образование, к основным компонентам которого относится: 1) содержание (математическая информация, подлежащая изучению); 2) структура (система построения и последовательность изучения информации); 3) методы и средства подачи и усвоения учебной информации; 4)деятельность учителя на уроке; 5) интерес учащихся к изучению математики, в сочетании с обучением и воспитанием. Предметом методики математики (ММ) является обучение математике, которая представляет собой научную область, занимающуюся исследованием процесса обучения в математике, где бы он ни происходил (от дошкольников до ВУЗов). Под ММ (методикой математики) будем понимать область, предметом которой является обучение математике в средней общеобразовательной школе.
1.3 Задачи МПМ
Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; 3) рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.
Поэтому, можно сказать, что МПМ - дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов. И более кратко задачи МПМ - можно сформулировать так:
Зачем надо учить математике? - Цели обучения
Что надо изучать? - Содержание обучения
Как надо обучать математике? - МПМ.
С учетом психологической характеристики учащихся определенного возраста и предшествующего обучения, ММ определяет содержание и разрабатывает методы получения, соответствующие этому содержанию и уровню мыслительной деятельности учащихся. ММ занимается также анализом математической деятельности и разработкой методов изучения всех ее аспектов. В задачи ММ входит разработка методов построения школьного курса математики и отдельных ее разделов по годам обучения. Поэтому она анализирует идейные основы самой математики и исследует возможности построения школьного преподавания на базе тех же общих идей и математических понятий. Она разрабатывает методику формирования и развития математических идей в школьном обучении и изложение школьного курса математики на базе этих идей.
1.4 Проблемы МПМ

Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное уточнение методов и форм обучения; разработка и введения компьютерной техники в учебный процесс обучения математики, создание новейших ТСО, разработка методического обеспечения классов и школ с углубленным изучением математики и т.д.
В научной работе по МПМ используются различные исследования: теоретический анализ проблем, практический анализ состояния преподавания математики, наблюдение за процессом преподавания, изучение школьной документации, анкетирование, изучение и обобщение передового опыта учителей, педагогический эксперимент.
Условно проблемы ММ могут быть отнесены к двум классам:
I класс - проблемы содержания обучения (чему учить?);
II класс - проблемы методов обучения (как учить?).
Однако эти проблемы являются составными частями обучения, тесно связаны между собой и решение любой проблемы относящейся к одному из классов не мыслимо без учета другой.
При разработке методов обучения мы не можем представлять их абстрактно безотносительно к конкретному содержанию и объекту обучения, специфика которых должна учитываться методами. Изменение содержания приводит к изменению методов обучении. С другой стороны, сама разработка новых методов обучения вызывает необходимость обновлений содержания и приводит к изменению уровня мыслительной деятельности учащегося.
Главными проблемами МПМ являются: 1) модернизация содержания школьного математического образования; 2) совершенствование структуры школьного курса математики; 3) совершенствование методов и средств обучения математике в школе; 4) оптимизация деятельности учителя по сочетанию его функций преподавания, организации и управления процессом учения; 5) формирование у школьников устойчивого активного интереса к изучению математики.
1.5 Связь с другими науками

МПМ тесно связана с математической наукой и ее развитием. Она анализирует идеи, методы и содержание математики как науки, занимается отбором материала, что составляет содержание математики как учебного предмета. Развитие же самой математики оказывает влияние на МП этой науки. Изменение содержания математики, ее методов и идей приводит к изменению содержания математики как учебного предмета.
Методологической основой преподавания математики является философия, которая раскрывает наиболее общие закономерности научного познания. Содержание и цели обучения возникают из задач развития общества и обуславливают методы, средства и формы обучения.
МПМ опирается на логику. С одной стороны, обучение математике есть одновременно и обучение ее логико-математическому языку, с другой - сама математика, являясь дедуктивной наукой, ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ЗАКОНАХ ЛОГИКИ. На их базе МПМ разрабатывает рекомендации относительно определений и классификации понятий, вопросы воспитания логической грамотности учеников и развития их логического мышления.
Методика использует достижения психологии и основывается на них. Например, педагогическая психология раскрывает закономерности психической деятельности учеников: как они воспринимают окружающую действительность и думают, как овладевают знаниями, умениями и навыками, как формируются их интересы и способности, Все это имеет самое непосредственное отношение к процессу обучения математике. Методика учитывает возрастные особенности учеников, данные психологии как в построении школьного курса математики в целом, так и в методах на каждом этапе обучения.
МПМ главным образом связана с педагогикой. Она опирается на теорию воспитания, потому что обучение математике, как и каждому учебному предмету, должно быть воспитывающим. В большей степени методика связана с дидактикой. Например, содержание школьного курса математики разрабатывается на основе теории содержания общего и политехнического образования и т.д.
1.5 Методы МПМ

К методам МПМ относятся:
1. Изучение и использование истории развития математики и математического образования(история математики - исторический путь развития математических понятий, методов и языка, т.е. , “даёт нам последовательность и исторические предпосылки математических понятий, но было бы огромной ошибкой преподавать математику, следуя исторической схеме”(Г. Фройденталь, совр. Голландский мат-к); история математического образования - изменение содержания и методов школьного обучения под влиянием самой математики и потребностей общества, следовательно, указанный метод приводит к правдоподобным заключением, подлежащих проверке с учетом многочисленных факторов);
2. Изучение и использование опыта современного преподавания математики;
3. Перенос и дидактическая переработка идей, методов, языка науки математики;
4. Педагогический эксперимент (сложность которого объясняется недостаточной изученностью мыслительной деятельности человека и её преодоления - в чёткой разработке методики эксперимента с исключением субъективных факторов, обработкой данных с использованием статических методов).
1.6 История развития преподавания математики

Первое упоминание о школе встречается в древне египетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры, которая называлась дворцовой и обучались в ней жрецами дети царских сановников начаткам арифметики и геометрии. Греческие философы Платон (427-347 г. до н.э.) и Аристотель (384-332 г. до н.э.) разработали педагогическую систему обобщившую некоторый опыт. Римский педагог Квинтилиан (I в.н.э.) разработал основу дидактики (общей методики).
Чешский педагог Ян Анос Коменский (1592-1670 г.) расширил содержание школьного обучения новыми реальными предметами, разработал принципы наглядности, систематичности, прочности обучения, внес много нового в организацию учебной работы: учебный год, урок, текущий и годовой учет знаний, продолжительность учебного дня, твердое расписание уроков и т.д. в главном своем труде «Великая дидактика» Я. Коменский уделил внимание вопросам начального обучения арифметике.
Дидактика математики выделилась из педагогики в трудах швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоццы (1746-1827 г.), который в 1803 г. напечатал «Элементарные книги» - «Наглядное учение о числе» и «Азбука наглядности, или Наглядное обучение об измерении».
Зарождение дидактики математики в России связывается с появлением первого русского учебника арифметики Л.Ф. Магницкого (1703 г.), в котором впервые числа записывались арабскими цифрами, а не Славянскими буквами. Прототипами учебников по систематическим курсам арифметики и алгебры являются «Руководство к арифметике» Леонарда Эйлера (1707-1783) и «Универсальная арифметика». Н.Г. Курганов (ученик Магницкого) использовал конкретно-индуктивный метод в своих учебниках алгебры (1557 г.) и арифметики (1771 г.) и перевел на русский язык знаменитые «Начала» Евклида.
На рубеже XVIII-XIX в.в. академик С.Е. Гурьев выдвинул прогрессивную идею пропедевтических курсов математических дисциплин в школе и более строго, научного изложения. Создатели русской дидактики арифметики для Народной школы: Буссе Ф.И. «Руководство преподавания арифметики» (1830 г.) и Гурьев П.С. «Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям» (1839 г.). Крупнейшие представители: Гольденберг А.И., Шохор-Троцкий С.И. (обучение через системы задач), Арженников К.П. и др.
Некоторые основы дидактики геометрии заложены Лобачевским Н.И., академиком Гурьевым С.Е., Осиповским Т.Ф., а первый большой труд посвященный преподаванию систематического курса, - «Материалы по методике геометрии» (1883 г.) принадлежат А.Н. Остроградскому.
Во второй половине XIX в. создаются основы дидактики алгебры, тригонометрия и начал анализа (Стралолюбский А.Н. Ермаков В.П.), Шереметевский В.П.
Система традиционной МПМ в СШ включала общую МПМ и пять частных методик: начального курса арифметики, систематических курсов арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. В последних содержались конкретные методические рекомендации по изучению теоретических вопросов курса и решения задач и их называли «рецептурными». Общую МПМ называли теоретической и она рассматривала общие вопросы относящиеся к изучению любого математического предмета, как цели обучения математики, математические понятия и предложения, теоремы и их доказательства, задачи и их решения, методы и формы обучения и т.д.
2. Принципы дидактики в обучении математике

Методика не только использует достижения дидактики для усовершенствования учебного процесса, но и сама оказывает влияние на развитие дидактики
МПМ, решая свои задачи, учитывает основные общедидактические закономерности обучения:
обусловленность учебно-воспитательного процесса потребностями общества;
взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе;
зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей учеников;
зависимость обучения и воспитания от условий, в которых они протекают;
взаимосвязь воспитания и обучения;
взаимозависимость целей, содержания, методов, средств и форм;
зависимость результатов учебно-воспитательной деятельности от оптимального влияния всех элементов учебно-воспитательного процесса.
МПМ, как и каждая методика, опирается на дидактические принципы. Она представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо строить, осуществлять и усовершенствовать обучение, развитие и воспитание учеников. Рассмотрим систему принципов, разработанных дидактикой, и наметим основные требования к процессу обучения математике, которое вытекает из каждого принципа. Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся:
добиваться того, чтобы каждый ученик овладел знаниями, умениями и навыками, зафиксированными в программе по математике;
осуществлять мировоззренческую направленность школьного курса математики;
проводить работу по моральному, трудовому, эстетическому воспитанию учащихся средствами математики, осуществлять профориентацию;
развивать мышление, устную и письменную речь учащихся;
проводить работу по овладению логическими операциями, суждениями, логическими выводами;
развивать в процессе изучения школьного курса математики представления, память, внимание учащихся, их волю, эмоции, интерес, способности.
Принцип научности:
содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки;
знакомить учащихся с эмпирическими, логическими и математическими методами научного познания;
учить школьников замечать и обосновывать математические закономерности;
внедрять в учебный процесс элементы проблематичности, метода исследования;
раскрывать динамику развития самой науки математики;
следить за правильностью формулировок при определении математических понятий, построении доказательств, решении задач;
приучать учащихся критически относится к каждому суждению, не считать доказанным то, что не обосновано; различать определения, теоремы и признаки.
Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности:
воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей формирования самоосознанности учения;
добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;
помогать ученикам выявлять и исправлять математические и логические ошибки; обучать их навыкам самоконтроля;
внедрять различные способы и приемы обучения для того, чтобы обеспечить активное участие в учебной работе учеников с различными типами запоминания, мышления с разными интересами и способностями;
шире внедрять в процесс обучения математике эвристическую беседу, создавать проблемные ситуации;
использовать различные виды взаимопомощи при учении;
расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся;
учить школьников использовать рациональные приемы организации учебной деятельности, умению составлять план доказательства теоремы, план ответа и т.д.;
не допускать чрезмерной опеки учащихся;
учить приемам развития памяти, рационального логического заучивания, сравнения, аналогии, классификации и систематизации изучаемого материала.
Принцип систематичности и последовательности:
выделение системы понятий и наиболее важных правил, теорем, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний;
выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения;
систематическое использование различных видов наглядности: таблиц, схем и т.д.;
осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; использование алгоритмов;
обучение от простого к сложному, от представлений к понятиям, от известного к неизвестному, от знаний к умениям, а от них - к навыкам.
Принцип доступности:
использовать и осуществлять процесс обучения на основе реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.