На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы: воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
по теме: «Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы»

Содержание

Введение
Глава 1. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы
Глава 2. Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности
Заключение
Список литературы
Введение
Литература - предмет, который располагает воспитательными возможностями через усвоение программного материала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы и герои классических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционирование как системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурному наследию прошлого и настоящего.
Прежде всего, учитель - это воспитатель. В настоящее время воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе. Становится понятным, что учитель-гуманитарий занимает ведущее место в школьной жизни.
На сегодняшний день очень важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу. Для этого на уроках звучит музыка, используются репродукции художников, что позволяет учащимся раскрыть все лучшие и добрые черты своего характера.
Модель обучения знаниям на уроках литературы разработана на основе целей социально-гуманитарного образования, обозначенных для развития общества и школы на современном этапе исторического времени:
· Формирование у учащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем.
· Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности за судьбу Родины.
· Ориентация учащихся на нравственные ценности общества.
· Развитие у учащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе.
· Содействие становлению активной жизненной позиции учащихся.
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
В советское время авторитарная система накладывала свой отпечаток на становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип воздействия на ребенка как на объект воспитания. Ребенок не рассматривался субъектом своей деятельности.
В настоящее время воспитание рассматривается не как менторство поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике (исследования В.В. Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И. Кудряшева, О.И. Никифоровой, Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой). Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа литературного произведения.
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.АЛеонтьева, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М. Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, Е.В. Карсаловой, В.Г. Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.). Именно последний аспект - взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа - представляется особенно актуальным. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а, следовательно, велико поле деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.
Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.
О роли приобщения к нравственным ценностям в становлении личности и развитии духовного роста писал Иван Александрович Ильин (1883-1954) - один из блестящих русских философов начала прошлого века. «Каждый человек, независимо от своего образования и личной одаренности, становится участником национального философского и метафизического дела, поскольку он в жизни своей ищет истинного знания, радуется художественной красоте, вынашивает душевную доброту, совершает подвиг мужества, бескорыстия или самоотвержения, молится Богу добра, растит в себе или в других правосознание и политический смысл, или даже просто борется со своими унижающими дух слабостями» Ильин И. А. Философия и жизнь//На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990. С. 60.. Акт единения с подлинной духовной реальностью, согласно Ильину, обосновывает бытие каждого человека, независимо от того, осознает он себя «философом» или нет. До тех пор пока человек не преодолел в себе дурную эмпирическую субъективность, не добился прорыва к высшей духовности, он не будет способен на подлинное творчество и подлинную жизнь: чтобы стать по-настоящему самобытной и цельной личностью, нужно «быть одержимым очевидностью духовного Предмета» Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Париж, 1925. С. 101.-- Отметим, что Ильин употребляет как синонимы понятия: Бог, Божество, духовный Предмет..
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Цель исследования - определение путей приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников, а также процесс познания ими общечеловеческих ценностей.
Предмет исследования - художественная литература, входящая в школьную программу, как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Актуальность исследования: Приобщение к общечеловеческим ценностям школьников - всегда являлось первоочередной задачей любого учителя, который является, прежде всего, педагогом. Это всегда было трудно, а сегодня - во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, - все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. Современный урок позволяет детям в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником.
Гипотеза - уроки литературы являются оптимальным способом приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, поскольку литература является неотъемлемой частью повседневной жизни, а также наиболее эффективным инструментов в развитии духовного роста личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания на уроках литературы;
3. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми.
Глава 1. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы

Первого сентября маленький человек впервые переступает порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди много долгих и трудных лет учения, целью которого является выпустить из школы грамотного, эрудированного и доброго человека. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка стали годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга. Это, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга - звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга--ключ к открытию мира и людей - добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы как книга.
Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
Так что же случилось без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
- А то, что я сам --
Понимаете сам!
Умею часы
Узнавать по часам…
В. Берестов.
Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам. А если человеку всего шесть или семь лет, и он чему-то научился, ему радостно вдвойне. Он просто счастлив! И нам, взрослым, нельзя забывать об этом, когда учим детей нелегкому искусству чтения, потому что, поддерживая радость обучения, давая ей пищу, мы тем самым помогаем детям преодолевать неизбежные трудности.
Чтобы ребенку стало приятно, интересно и радостно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с книгами на специальном, условном для нас книжном языке. Пока он этого не умеет. Любая книга для него - это, образно говоря, «избушка на курьих ножках», в которую неизвестно как войти, потому что непонятно, как скомандовать ей: «Избушка, избушка! Поворотись к лесу задом, а ко мне передом!». Без такой команды мир книг - это хотя и общество мудрецов, но глухих и немых. А, потому равнодушных к его, ребенка, конкретным и острым заботам, тревогам, печалям и радостям.
Что же касается детей постарше, то сегодня старшеклассник вынужден осваивать определенный объем литературы, напрямую не предусмотренный школьной программой. Речь идет о таких формах самостоятельной работы учеников, как рефераты, доклады, семинары. Количество объемных самостоятельных работ, выполняемых учениками в течение четверти, оценивается примерно следующим образом. Учащиеся 8-х классов выполняют каждый 5-6 таких работ, учащиеся 9-х классов - 7-8, учащиеся 10-х - 9-10.
Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка самым активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает, скорее наоборот - из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой сферы.
Среди негативных процессов, происходящих в современном детском чтении - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западной массовой культуры низких художественных достоинств - «кича (китча)», «чтива», «паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней библиотеки). В круге детского чтения серьезная, более сложная для восприятия, но необходимая детская книга, шедевры мировой литературы замещаются более легкой развлекательной продукцией массовой культуры. В России эта ситуация отмечалась социологами еще в 80-е годы, когда в условиях книжного дефицита большое место в чтении подростков и юношества занимала преимущественно слабая в художественном отношении советская литература.
Подобное явление было характерно в 70-80-е годы для многих западных стран. Например, в 70-е годы на основании исследований, проведенных в Австрии, было установлено, что читательская потребность детей только в редких случаях удовлетворена хорошей литературой. Дети и подростки читают то, что им более доступно: низкопробные книжки, приобретаемые в киосках, иллюстрированные журналы и т. п. Начиная с подросткового возраста, они предоставлены сами себе и определяющим здесь является их собственный выбор. Согласно данным российских исследователей, круг чтения подростков практически никем не контролируется. Осуществляется же он обычно в форме запретов. Примерно треть подростков отмечают, что родители запрещают читать им "взрослые" книги о сексе, ужасах и убийствах. При этом родительские запреты, как правило, малоэффективны. Проблема помощи юному читателю в выборе литературы в условиях развития "вестернизированной" массовой культуры становится все более актуальной.
Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни, по-видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: "визуальная", "видеокультура", "электронная культура". Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван "кризисом чтения".
Озабоченность мировой общественности связана, прежде всего, с ухудшением подросткового чтения и ростом телесмотрения. Последние американские исследования доказывают, что телепередачи являются "воспитателем, практически не имеющим себе равных". Проблема же состоит в том, ЧЕМУ они учат? По мнению американских специалистов, успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся. Телевизионное воспитание приводит к формированию у ребенка "мозаичной культуры", то есть крайне бессистемного набора фрагментов знаний о мире, порождает пассивное сознание. Усиливается также пагубное влияние на подростковое чтение "новых" (видеотехника и др.) средств массовой информации.
Ведущими мотивами обращения к телевидению являются познавательный и рекреационно-развлекательный интересы. С одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение школьниками художественной литературы. С другой стороны, оно порождает поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к длительному сосредоточению при чтении утрачивается. На Западе педагоги признают появление "ленивых", пассивных читателей, которые умеют, но не хотят читать. Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается также и в том, что оно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы, иллюстрированные журналы, издания типа "Рекордов Гиннеса". Отношение исследователей к комиксам противоречиво: одни исследователи считают, что комиксы приносят вред, отучают от чтения, другие же подчеркивают их роль как средства, стимулирующего чтение тех, кто обычно не читает.
Еще более неоднозначна проблема содержания культурных образцов, предоставляемых теле- и видеоэкраном. Как правило, у подростков нет разделения программ на детские и взрослые, они смотрят все. В результате специфические детские киноинтересы и предпочтения нивелируются, происходит сближение и совпадение их со взрослыми. "Вестернизация" киноэкрана и телевидения привела к тому, что дети наравне со взрослыми смотрят фильмы с эротикой, насилием и убийствами. Подростки идентифицируют себя с киногероями-маргиналами, цели и мотивы которых представлены в положительном свете. Юные зрители подсознательно проникаются мыслью, что подлинные ценности - не столько истина и добро, сколько грубое насилие, сверхъестественная сила и оружие, знание боевых искусств, поддержка какого-либо клана и т.д. Таким образом, низший слой массовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мир подростка. Общую тенденцию можно обозначить как усиление развлекательности, замещение продукции детской культуры продукцией массовой "взрослой" культуры.
Детективы, боевики и триллеры, эротика и "ужасы" - в целом эта низкопробная продукция представляет угрозу психическому и нравственному здоровью ребенка. Такое "раннее взросление" часто идет во вред детям и подросткам, лишая их детства. Защита сознания ребенка от агрессивной псевдокультуры - прежде всего забота государства. Ибо согласно статье 17 Конвенции о правах ребенка, задачей государства является разработка принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. К другим мерам относится поощрение СМИ к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, а также выпуск и распространение детской литературы.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского.
Восприятие является основой любого анализа, как школьного, так и литературоведческого, в противном случае этот анализ не будет иметь адресата.
Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.
Восприятие произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя связаны сложной диалектической взаимозависимостью, поэтому так важно решить вопрос об основной концепции анализа на основе учета не только своеобразия самого произведения, но и своеобразия восприятия его, а вернее - учета знания слабых звеньев восприятия учащихся, их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития и непосредственного отношения к произведению словесного искусства. Данные многочисленных исследований и наблюдений за деятельностью учащихся позволяют сделать ряд выводов о своеобразии восприятия литературы учащимися подросткового возраста.
Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От "включения" в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников-подростков растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Большинство ученых убеждены в необходимости сохранить наивно-реалистический этап восприятия учеников V-VII классов, так как осознание подростками художественной, эстетической ценности произведения наступает, как правило, в VIII-IX классах.
Но при этом многие подростки проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В переходном к юности возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Большинство школьников в этом периоде способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера. В целом старшему школьному возрасту присуще желание систематизировать свои впечатления от прочитанного, поняв его как единое целое. Ряду учащихся свойственна чрезмерная логизация прочитанного в ущерб способности эмоционально воспринять текст.
Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого, как элемент литературного образования учащихся, как показатель их умственного развития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической восприимчивости.
Исследование ученического восприятия в методической науке имеет главной целью совершенствование школьного анализа литературного произведения. Н.О. Корст соотносит проблему восприятия произведения с проблемой анализа, подчеркивая необходимость формирования в процессе изучения литературы "новых моментов" восприятия, доказывая необходимость развивать не только эстетическое чувство, но и мышление учащихся.
В решении проблемы восприятия и анализа произведения искусства слова современная методика опирается на прогрессивные идеалы методистов XIX столетия. На заре возникновения отечественной методики преподавания литературы, в середине позапрошлого столетия, Ф.И. Буслаев выдвинул положение о необходимости чтения текста, т.е. наполнил сам анализ произведения (хотя и ограниченный филологическим разбором) конкретным содержанием Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М, 1844. Прогрессивные идеалы методики прошлого с наибольшей силой раскрываются в трудах В.Я. Стоюнина Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб., 1864. Как и В.И. Водовозов Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. - СПб., 1868, он стремился раскрыть идейно-воспитательное и познавательное богатство литературных произведений. Основной задачей анализа В.Я. Стоюнин считал раскрытие идеи, воплощенной в образной форме. Он дал в своей книге блестящие образцы конкретных разборов, отправной точкой которых он часто выбирал композицию или сопоставление образов. В.Я. Стоюнин, хотя и оставлял нередко в стороне эстетическую сторону анализа, учил понимать единство формы и содержания, органическую связь частей с целым, не терять "общей нити произведения". Его мысли о необходимости исторического подхода к произведению так же важны для современной науки, как протест В.И. Водовозова против учителей-"беллетристов", любителей так называемого "имманентного" чтения, рецидивы которого отмечались в 20-е и 50-е гг. прошлого столетия. В.И. Водовозов сделал попытку рассмотрения литературных произведений по родам и жанрам.
Поборником этико-эстетического воспитания средствами литературы во второй половине 19 столетия выступил В.П. Острогорский Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. - М., 1885. Он отмечал, что мало развивать рассудок и память ученика - надо воспитать "эстетический вкус, добрые чувства и живое воображение". Острогорский одним из первых предпринял попытку классифицировать методы преподавания словесности, назвав два метода: сократический (чаще в форме беседы) и академический (в форме лекции или рассказа учителя). Его заботы о литературной начитанности, об усовершенствовании речи учеников, его советы по выразительному чтению, о внеклассном чтении дороги современному учителю-словеснику. Его рекомендации к подготовке и написанию сочинений, его призыв воспитывать в учениках "нравственную порядочность" помогают понять, насколько прочные и серьезные традиции развивает наша методическая наука.
У истоков становления методической науки XX столетия стоит М.А. Рыбникова, ее теоретические положения и конкретные рекомендации повлияли на все последующее развитие отечественной методической науки. Утверждение принципов школьного анализа литературных произведений в методике преподавания литературы XX в. связано с именем и школой выдающегося российского методиста В.В. Голубкова, объявившего литературу могучим орудием познания действительности.
В 50-е гг. критиковался "растянутый" анализ художественных текстов, в процессе которого утрачивались возможности эстетического и эмоционального воздействия на читателей. Не меньшее зло представляли попытки совсем отказаться от анализа.
В 60-80-е гг. были основательно исследованы принципы, пути, методы и этапы школьного анализа (В.В. Голубков, А.И. Ревякин, Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, Е.В. Квятковский, М.Г. Качурин, Т.Ф. Курдюмова, З.Я. Рез, Т.В. Чирковская, Р.Ф. Брандесов, В.Г. Маранцман, И.Д. Хмарский, Н.А. Демидова, Е.А. Маймин, Т.Г. Браже, Ю.И. Лыссый, Л.В. Тодоров, М.А. Цейтлин, Н.А. Соснина, Г.Н. Ионин, В.П. Медведев, Н.А. Соболев, С.Н. Юзбашев и другие). Н.О. Корст дает методологическое обоснование процесса анализа, подчеркивая значение этапа первоначального восприятия, анализа и синтеза, без которого невозможно применение знаний в практической деятельности. Н.И. Кудряшев исследовал взаимосвязь методов обучения в процессе преподавания литературы, их воздействие на культуру восприятия, нравственные и эстетические чувства. В анализе произведения целостность и проблемность являются, по мнению многих исследователей, необходимыми качествами.
Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта. Дело не только в насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятие школьников. Многочисленные проведенные исследования показали, насколько восприимчивы школьники к прекрасному, какие богатые возможности духовного роста и эстетического развития во многом еще не использованы.
От того, как проводится анализ литературного текста, как влияют занятия по литературе на самостоятельное чтение учащихся в значительной степени зависит развитие духовного мира учащихся. Рассмотрим на отдельных примерах работы с учащимися старших классов процесс формирования их читательской культуры.
Изучение поэзии Н.М. Рубцова в VIII классе откроет учащимся красоту образов родины и природы, ее лесов и полей, души человека и вселенной:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
- Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос...
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Обращаем внимание на повторяемость слов "тихая", "тихо" - в семидесятые годы появился термин "тихая поэзия"; но помимо этого "тихого" видения мира, поэт чувствует "жгучую связь" со всем, что его окружает.
Рубцов рос сиротой, после детдома - работа на траловом заводе, морская служба и личные неурядицы, наконец, ранняя смерть - это вехи его жизненного пути. Он навсегда остался добрым и сердечным. Его поэтическое чувство отражено в самой природе его стиха. В подлинно народных традициях он создает свою последнюю книгу стихов "Подорожники", которую не успел закончить:
Топ да топ от кустика до кустика -
Неплохая в жизни полоса.
Пролегла дороженька до Устюга
Через город Тотьму и леса.
Его единение с природой ничто не может нарушить - это иная, по сравнению с суетной, жизнь:
Разве что от кустика до кустика
По следам давно усопших душ
Я пойду, чтоб думами до Устюга
Погружаться в сказочную глушь.
В стихотворении "Журавли" звучат мотивы, приближающие поэзию Рубцова к лучшим традициям русской классики:
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей -
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей...
Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что - молчи! - так никто уж не выразит их...
Поэт сам чувствует эту связь, его метафоры и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.