На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие адаптации и фазы адаптационного процесса. Привязанность ребенка к матери. Факторы, влияющие на характер адаптации к условиям дошкольного учреждения. Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детсада. Формы общения со взрослыми.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.08.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи. [12]
Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. [12]
Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие “адаптация”. Бытовое его определение звучит так: “Приспособление организма к изменяющимся условиям существования”. Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни. [14]
Интерес к проблеме адаптации (а вместе с ним понимание ее социального значения) возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н.М.Аксарина. [14]
В основу ранних исследований был положен ряд положений, которые нашли свое отражение в педагогической практике. [14]
Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье согли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. [21]
Профессор Н.М.Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. [21]
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. [10]
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ

Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды.
Ч.Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора. [4]
В физиологии и медицине понятие адаптации обозначает процесс привыкания. [4]
В основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации ложится и социальный аспект. Социальная адаптация - способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям становится все более решающим компонентом развития личности, работоспособности, выносливости. [14]
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). [9]
В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. [10]
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. [10]
ГЛАВА 2. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕБЕНОК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям требует разрушения некоторым сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. [12] Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей и быстрого образования новых, что для детей первых трех лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей в первые дни при поступлении показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. [1]
Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребенка появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Он много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. [7] На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П.Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания (“животик заболел”), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям. [12]
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных нагрузок: у ребенка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка, срыгивание, рвота. [21] Он начинает чаще и непроизвольно мочиться, бледнеет или краснеет. Такое состояние чаще наблюдается у детей первых двух лет. В новой обстановке ребенок чувствует себя напряженнее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребенка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос няни, резкие звуки, длительный шум. Он “застывает”, становится бездеятельным, плаксивым. [5] Может снизиться интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. [7] У более старших детей в период привыкания нарушаются ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи и т.д. [1]
Общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Известно: наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. [7]
Существуют разные степени сложности адаптационного периода и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, а у других - тяжело. [7]
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1 Формы общения со взрослыми

Чтобы ответить на вопрос, почему так разумно ведут себя дети в новых условиях, обратимся к накопленным в психологии знаниям об особенностях психического развития детей раннего возраста. Но поскольку развитие - процесс преемственный, небезопасно вспомнить тот этап, который предшествовал раннему возрасту, - первые месяцы и годы жизни ребенка. М.И.Лисиной и ее коллегами установлена решающая роль общения взрослого с ребенком для его своевременного и полноценного психического развития. Ребенку должно быть обеспечено прохождение через все генетически обязательные фазы его контактов с взрослыми. [7]
В первом полугодии полноценное эмоциональное общение с взрослыми - лично ему адресованное доброжелательное внимание, ласка и нежность. Это влечет за собой возникновение аффективно-личностных связей с взрослыми, привязанность к нему, доверчивую восприимчивость к его воздействиям и отношению. А это, в свою очередь, - основа познавательного развития ребенка, становление его личности: открытости окружающему миру или отгороженности от него. [7]
Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствие привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и другим близким родственникам, нередко во взрослом состоянии оборачивается для ребенка неспособностью создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют важную роль в психологическом развитии ребенка как личности. [17]
Со второго полугодия жизни возникает деловое сотрудничество ребенка с взрослыми, связанное с овладением им предметной деятельности. Взрослый теперь становится не только источником тепла и благожелательности, но и партнером сначала по совместным действиям с предметами, а потом и по игре, образцом для подражания, ценителем мнений ребенка. [7]
По сравнению с эмоциональным общением практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к контактам с определенным человеком. В ходе его между двумя партнерами появляется новое звено - предмет, который отвлекает малыша от того, с кем он общается. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким ему человеком, чем с незнакомым. Но если он может налаживать деловые контакты с людьми, то быстро привыкнет к чужому, включая его в новые отношения, не требующие особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только новая форма - залог успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст, залог благополучного самочувствия. [7]
Одна из работ, выполненных под руководством М.И.Лисиной, выявила четкую закономерность: развитие предметной деятельности ребенка тесно связывается с его привыканием к детскому саду. В ходе эксперимента выделили 2 группы, основываясь на степени адаптационного периода. Наиболее легко она протекала у малышей, которые умели длительно, разнообразно действовать игрушками (I группа). Впервые попав в ясельную группу, они быстро откликались на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследовали новые игрушки, упорно преодолевали трудности, проявляя выдумку и терпение. Только непреодолимый вариант заставлял их обращаться за помощью, внимательно наблюдать за действиями воспитателя, повторять их. [7]
Отличительные особенности второй группы: слабая сформированность действий с предметами, преимущественно на уровне манипуляций, неумение сосредоточиться на игре, отсутствие инициативы в выборе игрушек, налаживании деловых контактов с взрослыми (предпочтение эмоциональным). Вот таких детей следует готовить к поступлению в ясельную группу. Задача взрослого - научить ребенка действовать совместно. Взрослый поощряет любые успехи ребенка, не подавляет его инициативы. Только в таком случае партнеры постепенно меняются местами: инициатором нового типа общения становится ребенок. [7]
Итак, высокий уровень развития предметной деятельности - умение налаживать деловые контакты с взрослыми. Отсюда благополучное эмоциональное ощущение во время пребывания в детском саду и в совокупности - быстрая адаптация. [7]
3.2 Круг общения

Исследованиями последних лет доказана исключительно важная роль в подготовке ребенка к поступлению в детский сад (ясли), развития у него потребности в общении со взрослыми и детьми, а также формирования навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности. [11]
Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. [10] Поэтому самым распространенным в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. При приближении незнакомцев ребенок 8 месяцев морщит лицо, переводит взгляд с него на мать и через несколько секунд начинает плакать. Если незнакомец подойдет к малышу медленно, заговорит с ним мягко, начнет с ним играть, возможно, малыш не проявит никакого беспокойства, но почти наверняка ребенок испугается, если человек, которого он видит впервые, подойдет к нему быстрым шагом, будет вести себя слишком или неприветливо, попытается взять ребенка на руки. [18]
Страх этот можно объяснить тем, что ребенок, сравнивая схемы знакомых ему лиц с впечатлением о незнакомце, не может соотнести их. Чем старше ребенок, тем он быстрее распознает отличие. Более того, младенцы постарше, сравнивая лицо незнакомца с восстановленным в памяти образом знакомого лица, не найдя сходства, теряются и могут расплакаться. [18]
Есть случаи, когда у ребенка родители вызывают отрицательное отношение к посторонним. “Вот дядя придет, тебя заберет”; “Видишь, какая нехорошая тетя. Отдам тебя ей, если будешь плакать”, - говорят иногда малышу родители, не сознавая, какой вред наносят этим. [5]
Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми, приводят к нежеланию и неумению детей устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя. [5]
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи. Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширить круг общения ребенка. Полезно, если гостья семьи подержит младенца на руках, позабавит его. Сначала лучше в присутствии матери, другого близкого лица. Впоследствии надо оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому лицу, в общение с которым родители хотят вовлечь ребенка. Постепенно следует расширять круг лиц, вступающих в контакт с ребенком, увеличивать продолжительность пребывания ребенка без близких. [11]
Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, что позволяет ему не следовать постоянно за воспитателем, как в первое время, а самому находить себе занятие, выбирать игрушки. [11]
Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними. Ребенок узнает и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребенком, а затем - и совместно. Побуждать ребенка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникнет доверие и расположение к воспитателю. Если малыш боится взрослого, а тот берет плачущего ребенка за руку и ведет к играющим детям, то по всей вероятности, не только не успокоит его, но еще больше испугает. Ведь и опыта общения с детьми у него еще нет. Скорее всего, он не видел так много детей одновременно. [11]
Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками. Примером являются семьи, проживающие в семейных общежитиях. Здесь родители и дети из разных семей тесно контактируют между собой. Даже самые маленькие дети знают проживающих по соседству женщин, охотно остаются с любой из них, если матери надо отлучиться. Дети постарше, кроме того, много самостоятельно играют и резвятся в коридорах. Таким образом дети из этих семей приобретают опыт общения со взрослыми и сверстниками, который помогает им легко адаптироваться при поступлении в дошкольное учреждение. [11]
3.3 Привязанность ребенка к матери

О привязанности можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к 4 мес. В 7 мес. реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, что дает основание классифицировать ее в ряде случаев как страх. Беспокойство выражается возбуждением, плачем, расстройством стула или, наоборот, заторможенностью, безучастностью, потерей аппетита. [9]
В 8 мес. малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем, старается прижаться к матери. Создается впечатление, что он как бы подчеркивает свою привязанность к матери, будучи неспособным поделить эту привязанность с другими, большей частью незнакомыми людьми, и в то же время четко выделяя мать среди других. Появление категории “другого” указывает на дальнейшую дифференциацию “я” в структуре социальных, теперь уже межличностных отношений. Настороженное аффективное восприятие другого лица как “лишнего” продолжается сравнительно недолго. Уже в 1 год и 2 мес. ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение по крайней мере нескольких месяцев выявляется повышенная смущаемость (застенчивость) при встречах с незнакомыми людьми. [9]
Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет реагируют некоторым беспокойством при помещении их в ясли, но это беспокойство особенно заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., когда ребенок не только эмоционально воспринимает отделение от матери, но и настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц. Подобные реакции полностью отсутствуют у детей с неразвитой эмоциональной сферой, задержкой психического развития, грубой церебральной патологией и у детей, рожденных родителями-алкоголиками. Дети с тенденцией последующего развития неврозов крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состоянием вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают затормаживаться в речевом и умственном развитии. Нередко уже в возрасте 1 г. и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма реакции протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. [8]
В середине II года жизни дети уже не пугаются чужих взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется. [9]
Иногда мать беспокоится больше, чем ребенок. Если она прощается с ним несколько раз подряд с обеспокоенным выражением лица, у ребенка возникает мысль: “Она ведет себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что-нибудь ужасное, если я здесь останусь. Лучше я ее не отпущу от себя”. Мягкосердечная мать, безусловно, беспокоится о том, как будет чувствовать себя ребенок, впервые оставшийся без нее. [20]
Если же ребенок чрезмерно зависим от тревожного состояния матери и к нему не найдет индивидуальный подход в яслях, то возникающий стойкий аффект на помещение в них и отделение от матери означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими болезнями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю ОРЗ. Ввиду частых болезней мать вынуждена сидеть с ребенком дома, длительно отсутствовать на работе. [9]
При разлуке с матерью (или другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения) к ощущению тревоги и неуверенности часто примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет больше его видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, и определить таким образом, добрая она или злая, любит его или нет. [19]
При наличии выраженной и тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери по возможности еще побыть с ребенком дома до 2,5-3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам (особенно живущим в другом городе) крайне не желательно, т.к. он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта своей привязанности в 2,5 г. [9]
3.4 Страх перед расставанием

Страх перед расставанием с близкими проявляется наиболее ярко, когда младенца оставляют в незнакомой комнате или с незнакомым человеком. Увлеченному игрой годовалому малышу мать говорит, что она уходит, но скоро вернется, и исчезает за дверью. Малыш пристально смотрит ей вслед и через несколько секунд начинает плакать. Страх расставания обычно проявляется между 7 и 11 мес., обостряется между 15 и 18 мес., затем постепенно ослабевает. [18]
Огорчение малыша при расставании можно, очевидно, рассматривать также как страх при виде незнакомца. После ухода матери у малыша сохраняется в памяти образ ее прежнего присутствия, и он сравнивает его с настоящим положением. И если младенец не может справиться с различением образов настоящего и прошлого, он теряется и может расплакаться. Некоторые дети начинают плакать, как только мать направляется к двери. Возможно, что у более развитого малыша возросшая способность восстанавливать в памяти и сравнивать сопровождается умением прогнозировать - мысленно представлять возможные события. Предположим, ребенок думает так: “Что сейчас будет? Мама вернется? Что мне делать?” Т.к. ребенок не может ответить на эти вопросы и тем самым положить конец неопределенности, он легко может расстроиться и заплакать. Однако если малыш способен предвидеть ближайшие события (например, мама скоро вернется с угощением для него), он может рассмеяться. Способность к предвидению ближайших последствий устойчиво обнаруживается у детей после 8 мес. [18]
Подобное объяснение огорчения ребенка, вызванного расставанием, отличается от прежнего, более традиционного. Ранее исследователи предполагали, что дети плачут после ухода матери, в ожидании опасности и боли. Этот довод вполне справедлив, но он не объясняет, почему у младенцев в различных регионах мира неожиданно между 8 и 12 мес. возрастает ожидание неприятных событий после ухода матери. Более того, у детей, которых матери каждое утро оставляют в однодневных яслях, боязнь разлуки не появляется раньше и не менее сильна, чем у тех, за кем мать ухаживает постоянно. [18]
Степень тревоги из-за временной разлуки частично может зависеть от того, какова эмоциональная связь малыша с тем, кто за ним ухаживает. Однако впервые беспокойство из-за разлуки появляется, очевидно, после усвоения 3 важных познавательных навыков:
способность воспроизводить прошлое;
сравнивать прошлое с настоящим;
предвидеть события, которые могут произойти в ближайшем будущем.
Эти навыки, которые являются основой когнитивного развития у детей в дальнейшем, появляются, вероятно, хотя и в зачаточной форме, к концу I года жизни. [18]
К 2 годам тревога из-за разлуки с матерью уменьшается, т.к. ребенок уже способен разобраться в том, что происходит, и предвидеть ее возвращение. Знания, основанные на впечатлениях II года жизни, помогают ребенку справиться с проблемами, которые порождают эту тревогу. [18]
3.5 Особенности семейного воспитания

Нарушения в поведении детей при переходе в новые условия жизни объясняются чаще всего отсутствием единства воспитания детей в семье и яслях (детском саду) и являются результатом резкого изменения сложившихся стереотипов, резкой перемены привычных для ребенка приемов воспитания, не совпадающих с таковыми в детском учреждении. Тяжесть привыкания часто определяется ошибками семейного воспитания, закрепленными у детей ряда отрицательных форм поведения. [1]
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского “нельзя”. Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и др. Дело в том, что в период адаптации “замещение” этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления. Поэтому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог старается “не замечать” то отрицательное, что успел освоить ребенок. [12]
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям матери, не всегда выполнит тихие, спокойные указания воспитателя. [5]
3.6 Возраст ребенка

Дети, поступающие в ясли в первые 5 месяцев жизни (чем раньше, тем лучше), быстро привыкают к новым условиям жизни, т.к. еще не имеют устойчивых стереотипов (кроме кормления), которые приходится переделывать с их приходом в ясли. [1]
Наиболее трудно приспосабливаются к условиям яслей дети от 5-6 месяцев до 1 года 7 месяцев - 1 года 8 месяцев, т.к. к этому времени у них начинают формироваться довольно устойчивые привычки, и если они в яслях не поддерживаются, то это вызывает у многих детей длительные нарушения поведения и общего состояния. Ребенок этого возраста в силу особенностей высшей нервной деятельности не в состоянии быстро затормозить старые и сформировать новые стереотипы, чем и вызываются отрицательные реакции. После 1 года 8 месяцев - 1 года 9 месяцев дети привыкают к яслям быстрее и с меньшими нарушениями в поведении. Хотя они и обладают устойчивыми привычками, но более развиты; в частности у них более подвижны нервные процессы, поэтому приспособление к новым условиям происходит легче и быстрее. Дети данного возраста очень любознательны, их легко заинтересовать новыми игрушками, занятиями. Они хорошо понимают речь, поэтому их можно уговорить, успокоить словами. Кроме того, за период 1 года 8 месяцев у детей, как правило, неоднократно менялись условия жизни, они общались с разными людьми, получали разнообразные впечатления, вследствие чего приобрели способность приспособляться к меняющимся условиям. [1]
На основе изучения возрастных особенностей детей было выделено несколько “критических” для периода адаптации возрастов. Это, например, первое полугодие второго года жизни, когда привычки ребенка уже разнообразны, а умения, самостоятельность и речь несовершенны. Вследствие этого жизнь малыша тесно связана с обслуживающим взрослым, привязанность к которому у малыша порой бывает чрезмерной. [14]
В период интенсивного развития каких-либо функций адаптация протекает более тяжело, чем в стабильные периода развития. В кризисные периоды происходят качественные изменения в развитии личности ребенка, выработка новых способов деятельности, т.е. кризисы являются важными моментами в развитии ребенка, и от того, как будут пройдены переломные этапы, зависит его дальнейшее развитие. [22]
Т.о. легче приспосабливаются к новым условиям дети 5-6 месяцев, а также - старшие дошкольники, сложнее это дается в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев - 1 года 7 месяцев.
3.7 Особенности нервной системы

На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро. [5]
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм. В первые дни поступления нельзя резко ограничивать таких детей в условиях. Обращаться с ними следует очень ровно, спокойно, не допускать перевозбуждения их нервной системы. [5]
Дети со спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением, очень не активно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. [5]
Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой обстановке. Надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами и игрушками, терпеливо закреплять приобретенные навыки и формировать новые. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, т.к. им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации. [5]
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового. [5]
Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении. Так, например, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. [5]
Совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.