На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике. Определение понятия метода обучения и учебной книги в современной педагогике. Дидактические требования к работе с учебной книгой. Функции учебника.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.11.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050706 «Педагогика и психология»
Проблема места работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике

Курсовая работа
студентки
Научный руководитель
старший преподаватель
Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике…………………………………….…5
1.1. Определение понятия метода обучения в современной педагогике…….5
1.2. Определение понятия учебной книги…………………………………......7
1.3. Функции учебной книги……………….………………..……………….....9
1.4. Дидактические требования к работе с учебной книгой……….……..…...11
1.5. Виды работы с учебной книгой …………………………..………………13
1.6. Наиболее распространенные приемы работы с учебной книгой……….14
1.7. Место работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике……………………………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………..20
Введение

Проблема места работы с учебной книгой - одна из главных проблем в современной педагогике в настоящее время.
Работа с учебной книгой - важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладеть каждый школьник. Учебник ориентирует учащихся на овладение системой научных знаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объем необходимой научной информации. И очень важно для эффективного осмысления учебного материала школьниками, чтобы учитель правильно организовал работу с учебником в процессе обучения. От этого зависит качество освоения нового материала и умение школьниками в будущем применять полученные навыки на практике.
Но, несмотря на это, значительная часть выпускников так и не овладевает этим методом в должной мере: умея читать, они не понимают смысла прочитанного.
Навыки самообразования не вдруг приходят. Их надо планомерно культивировать, начиная еще с начальных классов [31; 110]. Школа должна подготовить учащегося к самостоятельной работе с книгой.
Проблема работы с учебной книгой волнует различных дидактов и педагогов, таких как, Г.Г. Граник, Т.С. Назарова, Ю.П. Господарик, В.И.Смирнов, С.Н. Заринов, А.В. Хуторский, Ю.К. Бабанский, Г.В. Пичугина, Д.Д. Зуев и многих других, которые дискутируют на страницах современных педагогических журналов по этой теме. Например, Заринов С.Н. и Хуторской А.В. исследовали функции учебника, Пичугина Г.В. - определение понятия «учебник», Зуев Д.Д. - виды работы с учебной книгой и т.д.
Проблема места работы с учебной книгой в настоящее время малоизучена, и является актуальной.
Исследование на интересующую нас тему предпринято с целью выявить место работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике.
Объект: процесс обучения. Предмет: работа с учебной книгой как метод обучения школьников в современной педагогике. Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы.
Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:
1) изучить теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике;
2) раскрыть определение понятия метода обучения в современной педагогике;
3) раскрыть определение понятия учебной книги;
4) обозначить функции учебника;
5) охарактеризовать дидактические требования работы с учебной книгой;
6) выделить виды работы с учебной книгой;
7) охарактеризовать наиболее распространенные приемы работы с учебной книгой;
8) обозначить место работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике.
1. Теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике

1.1. Определение понятия метода обучения в современной педагогике
В педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория «метод обучения».
Понятие метода обучения является весьма сложным. Вот почему до сих пор в педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - отмечается в философском словаре [32; С.276].
Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Наиболее распространенными определениями методов обучения в учебных пособиях по педагогике являются следующие: 1. Метод обучения - способы работы учителя и руководимых им учащихся, благодаря чему достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование им мировоззрения и развитие познавательных сил [7; С.15]; 2. Метод обучения - последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала (Э. Дрефенштэдт); 3. Метод обучения - способы взаимодействия педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский); 4. Метод обучения - способ совместной деятельности обучающихся и обучаемых, направленный на достижение ими образовательных целей [2; С.96].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что метод обучения - это, в первую очередь, способ взаимодействия между учителем и учениками, которое направлено на достижение образовательных целей.
1.2. Определение понятия учебной книги
Обычно во всех обсуждениях понятие «учебник» принимается как нечто само собой разумеющееся: любая книга, рекомендуемая для использования учащимися, называется учебником. Ясно ли изложены где-либо основные признаки учебника, отличающие его от «неучебника»? Вопрос, остающийся пока без ответа в современной педагогической науке, хотя нельзя не отметить некоторых попыток дидактического определения понятия «учебник».
В.П. Беспалько дает такое определение: «учебник - комплексная и информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы - цели обучения, описание содержания обучения, выбор и разработка дидактических процессов, ориентация на определенные ограниченные формы обучения - и позволяющая воспроизвести их на практике. При этом учебник учитывает возможности своего потребителя - ученика и сам является одним из технических средств обучения» [1;С.26].
Хуторской А.В. предлагает другое определение: «учебник - комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления» [29;С.13].
В российской педагогической энциклопедии представлено такое понятие: 1. учебник - книга, в которой систематически излагается основа знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; 2. учебник - основной и ведущий вид литературы [35;С.480].
С.Г. Шаповаленко определяет учебник как средство для усвоения основ наук, предназначенное для учеников, а В.В. Краевский утверждает, что в учебнике опредмечена, запрограммирована не только деятельность ученика, но и предполагаемая деятельность учителя.
Краткое, но достаточно широкое определение учебнику дает М. Краликова, считая его прообразом реального учебного процесса [1;С.12].
Д.Д.Зуев предлагает следующее определение понятия «учебник»: это
массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенное школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом из возрастных и иных особенностей [11;С.12].
В педагогическом словаре Каджаспировой Г.М. предлагается следующее определение «учебника» - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики. [34;С.83].
1.3. Функции учебной книги
В педагогике насчитывается более сорока функций учебника.
У М.Н. Скаткина это информационная и трансинформационная; систематизирующая; закрепление и самоконтроль; самообразование; интегрирующая; координирующая; воспитательная и развивающая функции
[25; С.27].
А.В. Хуторской считает, что традиционный учебник выполняет две основные функции: 1. является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2. выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников [29; С.10].
Г.Г. Граник предлагает две функции: 1. закрепление полученных в классе знаний; 2. функцию «тренажера» [6; С.50].
Заринов С.Н. считает, что ранее учебникам были присущи следующие дидактические функции: информационная, организационно-координирующая интегрирующая, интерактивная, трансформационная (преобразующая), контрольно-регуляторная, мотивационная, коммуникативная, функционально-инструментальная, процессуально-деятельностная. А на сегодняшний день наиболее актуально использование учебника в качестве источника информации, средства трансляции информации, организатора познавательной деятельности, средства учебной мотивации учащихся и создания устойчивого познавательного интереса [11; С.56].
Уже в начале XX века ученые полагали, что учебник должен нести большую нагрузку, сопровождая весь учебный процесс. В наше время эту мысль неоднократно высказывали в теоретических работах такие крупные дидакты, как М.Н. Скаткин, и И.Я. Лернер, а так же психологи С.М. Бондаренко и Л.А. Концевая и многие другие. Подобный учебник должен помочь учителю формировать и развивать такие психические процессы и свойства человека. Как мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, самоконтроль и т.д.
Проблеме работы с учебной книгой следует уделить особое внимание - формирование этого умения во многом должно осуществляться с помощью самого учебника.
1.4. Дидактические требования работы с учебной книгой
Эффективность работы с учебной книгой в решающей мере зависит от правильной ее организации. Учитель обязан еще до урока определить, в каком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательные и развивающие задачи.
В этой связи необходимо соблюдать следующие дидактические требования:
а) отбирать посильный для учащихся материал, т.е. материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональной готовности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося. Известно, что не всякий материал из учебника учащиеся могут усвоить без предварительного объяснения учителя и психологической подготовки самого ученика. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, другие носят вступительный или обобщающий характер. Работы над ними даже с предварительным объяснением учителя может вызвать у школьников большие трудности. Такие вопросы не следует сразу давать учащимся.
б) всякую работу с учебником начинать с обстоятельного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить внимание на основные вопросы нового материала, поставить перед ними основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.
в) в процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. Учитель может помогать школьникам преодолевать отдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они выполнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.
г) работа с учебником не в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе - больше 10-15 минут. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опыта практической деятельности: связка «усвоение - проверка» обязательна. Можно организовать работу и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.