На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История возникновения проектного метода в России. Типология методов обучения и их структурирование. Особенности подросткового возраста, обеспечивающие эффективность использования проектного метода. Описание работы по развитию общетрудовых умений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.02.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 37 -
Департамент образования города Москвы
ГОУ Педагогический колледж №5
Специальность Технология 050503
Проектный метод как средство развития общетрудовых умений у учащихся 7 класса на уроках технологии
Выпускная квалификационная работа выполнена
студентом группы 53 «Т»
Полонской Нелей Григорьевной
Научный руководитель:
Ратникова Людмила Николаевна
Рецензент:
кандидат педагогических наук
Вахтомина Елена
Афанасьевна
2007
Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы проектной деятельности
1.1 Историческая справка о возникновении проектного метода в России
1.2 Типология методов обучения. Их структурирование
1.3 Проект в системе уроков
1.4 Особенности подросткового возраста, обеспечивающие эффективность использования проектного метода
Глава II Содержание и методика опытно-исследовательской работы
2.1 Описание работы по развитию общетрудовых умений с помощью проектного метода
2.3. Анализ результатов. Выводы.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия»,2005. - 3 с.
и воплощать их в жизнь.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации).
На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.
В результате проектной деятельности рождается проект. Проект может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы многие работники сферы образования активно участвуют в проектах.
Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Её развивающая функция основана:
- На продуктивности воображения
- Силе и свободе творчества
- Стимуле к развитию социальной активности
Данная дипломная работа направлена на изучение проектного метода обучения учащихся в средней школе по изготовлению плечевых швейных изделий.
Цель исследования: познакомиться с методикой использования проектной деятельности и проверить на практике.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические положения проектной деятельности.
2. Изучить и продумать систему заданий по созданию проектов.
3. Реализовать систему использования проектного метода на уроках технологии в средней школе.
Объект исследования: проектная деятельность на уроках технологии в 7 классе.
Предмет исследования: особенности организации проектной деятельности учащихся.
Методы, использованные в работе:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
2. Наблюдение за деятельностью учащихся
3. Анкетирование
4. Беседа
Глава I Теоретические основы проектной деятельности

1.1 Историческая справка о возникновении проектного метода

Методы обучения - педагогическая категория, понимание его исторически изменялось. Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «путь», «способ продвижения к истине, к ожидаемому результату». Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование,2006.-220.
Метод проекта - совокупность педагогических приёмов и операции, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно - значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на получение и закрепление новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
Появление технологии как обязательного предмета в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира свидетельствует о признании технологии одной из главных культурных детерминант нашего времени, влияющей на жизнь людей не в меньшей степени, чем философия, политика и др.
Технология - это отрасль знания, с одной стороны, с другой - творческий процесс систематического применения ресурсов для усовершенствования и разработки новых объектов, систем, элементов окружающей среды с целью удовлетворения потребностей и желаний людей.
Особенностью советской школы с момента ее основания явилось соединение обучения с производительным трудом подрастающего поколения. Основы обучения в школе были изложены в двух документах: «Положении о единой трудовой школе РСФСР»-1918г. и «Основных принципах единой трудовой школы» -1918г.
В основу метода легли педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деформирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.
В статье А. Крылова «Учитель года» говорится:
Шацкий С.Т. «Учитель года»: лучшее от лучших.№1,февраль 2002. определил основные элементы метода проектов:
- Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.
- Организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика.
- Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.
В 20-х годах значительная часть учителей настояла на введении проектной системы обучения. Она заключалась в том, что была вытеснена предметная система обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным дисциплинам - группировались вокруг трудовых заданий учащимся. Однако трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях и мало способствовало трудовому воспитанию.
В 1932 году вышло постановление «Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе», в которых проектная система обучения подверглась резкой критике.
Обеспечить школу учителями трудового обучения в тот период не удалось, поэтому в 1937 году трудовое обучение, как отдельный предмет, ликвидировали.
Трудовое обучение и воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной и общественно-полезной работы.
В 50-е годы Правительство вновь обращается к проблеме трудового обучения в общеобразовательной школе. В учебный план средней школы с 1954 года снова был введен предмет «трудовое обучение». Началось изучение путей и возможностей соединения общего среднего образования с профессиональной подготовкой в старших классах.
Сейчас в связи с реформированием российского образования метод проектов возрождается.
Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.
Член - корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельстным подходом.
Главная идея, на его взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбирает, деятельность состоит не только в русле учебного предмета.
Лозунг этой деятельности: «Все из жизни». Поэтому «проектный метод» предлагает «использование окружающей среды, как лаборатории, в которой происходит процесс познания».
С 1996 года в программу «Технология» введен раздел «Творческий проект».
В России попытки внедрения проектного метода в те годы потерпели неудачу. Сложно выделить все проблемы, из-за которых это произошло, при котором всякие попытки творчества, не носящего идеологическую направленность, пресекались. А сейчас создались благоприятные условия для использования в практике обучения школьников проектного метода.
1.2 Типология методов обучения. Их структурирование

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на овладение образовательными знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения, при котором достигаются цели обучения.
И. П. Подласый считает: что метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 319с.:ил.
В структуре методов обучения выделяются приёмы.
Приём - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.
Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего вообще невозможна целенаправленная деятельность. Осознав цель, человек осуществляет деятельность, а именно работает, используя различные методы. Значит, правильно примененный метод непременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то метод был не адекватен цели, т.е. неправильно намечен или неправильно применён.
Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.
В традиционно сложившейся практике преподавания в средних общеобразовательных школах большое место занимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ, беседа), в которых преподаватель играет более активную роль, чем учащиеся. Для закрепления знаний и усовершенствования умений особенно часто используются репродуктивные методы (пересказ - воспроизведение учащимися учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции). Эти методы более ориентированны на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее - на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.
В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирования практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно - поисковые и творчески - воспроизводящие методы.
Наряду с этими методами используется проектный метод.
Все известные методы решения творческих задач можно условно разделить на две большие группы по признаку доминирования в них интуитивных или логических процедур и соответствующих им правил деятельности.
Эти методы в работе будут рассмотрены более подробно.
Первая группа - это так называемые эвристические (интуитивные, или иррациональные) методы, которые опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе развития интуитивных процедур деятельности, фантазии, аналогии и др. В эту группу входят методы: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод эмпатии (личной аналогии), метод сравнительных стратегий, ассоциативные методы. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 50 с.
Вторая группа методов основана на использовании оптимальной логики анализа технического или другого совершенствуемого объекта, правила, анализа и синтеза, сравнения обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д. Это рациональные, или логические, методы решения творческих задач. К ним относятся: морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач.
Эвристические (интуитивные) методы генерирования новых идей.
По мнению доктора педагогических наук В.И. Андреева Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 51 с.

, «эвристические методы» - это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач».

Особенностью предложенного В.И. Андреевым определения является генетический подход, открывающий путь к разработке и систематике эвристических правил, которые уже частично ранее были выделены, либо недостаточно осознанно использовались рационализаторами, изобретателями, педагогами, однако в обобщенном виде не были представлены в педагогической литературе. А это чрезвычайно затрудняет их практическое применение. Поэтому обучение учащихся решению творческих задач и в школьной, и в вузовской практике в основном осуществляется методом «проб и ошибок», т. е. далеко не лучшим образом. Правда, как в отечественной практике, так и в зарубежной имеются серьезные попытки описать эти методы в применении к изобретателям (например, метод «мозговой атаки», метод синектики и др.).

Рассмотрим эвристические методы решения творческо-конструкторских задач и возможности их применения в качестве методов учебно-творческой деятельности учащихся и студентов в учреждениях общего и профессионального образования.
Метод «мозговой атаки». Метод и термин «мозговая атака», или «мозговой штурм», предложены американским ученым А.Ф. Осборном как улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах людей для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских, задач.
Прямая «мозговая атака». Одним из наиболее распространенных методов активизации творческой деятельности является использование так называемой «мозговой атаки» (МА). Этот метод был введен в практику изобретательской деятельности А. Осборном после Второй мировой войны. Однако это не означает, что аналогичными приемами поиска новых решений люди не пользовались задолго до Осборна.
Массовая «мозговая атака», Предложенная Дж. Дональдом Филипсом Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 56 с.(США), Позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек).
Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек. Руководитель каждой группы является одновременно руководителем всей сессии. После разделения аудитории на малые группы последние проводят самостоятельную сессию прямой мозговой атаки.
Длительность работы малых групп может быть разной или определенной, например 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка. Затем выбирают наиболее оригинальную.
Метод обратной «мозговой атаки». Как известно, развитие систем происходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий. Различного рода противоречия могут не проявиться в явном виде и из-за этого могут выпасть из поля зрения проектировщиков новых систем на стадии их создания. Кроме того, ряд противоречий может выявиться только через некоторое время после начала эксплуатации системы. Поэтому при создании новой системы или отдельного изделия решаются две творческие задачи.
Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перспективе противоречия в существующей системе или техническом объекте.
Находятся пути устранения этих недостатков во вновь создаваемых системах и объектах.
Метод обратной мозговой атаки (ОМА) может быть использован при решении, например, следующих вопросов и задач:
уточнение постановки изобретательских и рационализаторских задач;
разработка технического задания или технического предложения;
экспертиза проекта на любой стадии разработки;
оценка эффективности закупаемых изделий;
оценка эффективности принятия административных решений.
Эффективность проведения ОМА во многом зависит от четкости формулировки задачи.
Метод контрольных эвристических вопросов. Еще древний мыслитель Сократ применял этот метод при обучении своих учеников. На поставленные вопросы он отвечал контрвопросами, но задавал их таким образом, что ученик, отвечая на более легкие контрвопросы учителя, самостоятельно находил решение своей задачи.
Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов учебно-творческой деятельности, ориентированный на поиски идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.
Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления учащихся, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения творческих задач различного уровня трудности и проблемности. Его недостатками и ограничениями является то, что он требует от учащихся достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта учебно-творческой деятельности.
Метод эмпатии (метод личной аналогии) всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например, в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме и по структуре, по функциям, процессу и т.д.
Ассоциативные методы. Для активизации поиска новых идей применяются так называемые ассоциативные методы (аналогии, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций).
Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно представление вызывает другое. Метафора означает перенесение свойств одного предмета (явления) на другой объект на основании общего для обоих признака. Аналогия отражает сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах.
М.А. Скирута и О. Ю. Коммисаров Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 74 с. выделяют ассоциации по сходству, контрасту и цвету.
Применение ассоциаций, метафор и аналогии помогает находить подсказки решения различных инженерских задач. Это свойство ассоциаций, метафор и аналогий и послужило основой для создания ассоциативных методов активизации творческого мышления.
Рациональные методы решения творческо-конструкторских задач включает в себя Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 99 с.
Метод морфологического анализа систем (МА) является одним из примеров реализации системного (рационального) подхода в творческом процессе. Он эффективен при решении конструкторских и технологических задач общего характера: проектирование новых машин и проектирование технологического оборудования; поиск новых вариантов технологических процессов; поиск новых применений существующего объекта (изделия); прогнозирование развития технических систем и технологий и др.
Морфологический анализ создает основу для системного мышления в категориях основных структурных признаков, принципов и параметров объекта, что и обеспечивает высокую эффективность его применения. Он является упорядоченным способом исследования, позволяющим добиться систематизированного обзора всех возможных решений данной задачи. Метод строит мышление таким образом, что генерируется новая информация, касающаяся тех комбинаций, которые при бессистемной деятельности воображения ускользают от внимания. Хотя морфологическому образу мышления внутренне присуще убеждение, что все решения могут быть реализованы, при этом, естественно, многие из них оказывают сравнительно тривиальными.
Метод поэлементного анализа Чус А.В. Данченко В.Н. Основы технического творчества,Киев,1997.- 93с. Как считают А.В. Чус и В.Н. Данченко Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 105 с., метод поэлементного анализа конструкций основан на анализе элементов конструкций технологического объекта (ТО), содержащий незаметные на первый взгляд недоработки и вызывающие перерасход материальных и трудовых ресурсов в производстве.
1.3 Проект в системе уроков

Под проектом Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. - 234с. понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая и социально-психологическая оценка выполняемых работ.
Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладке оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. - 235с.
Использование метода проекта позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивание и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.
В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
Окончательный выбор проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т.п.), близлежащих школ и других организаций (праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района, области и т.п.).
Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта: Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. - 235с.
выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.;
оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;
сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т.п.), обращение к банку данных;
разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;
планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой);
защита проекта.
Темой проекта может быть разработка вариантов спортивных и детских площадок, техническое моделирование (автомодели, судомодели, радиоуправляемые модели, роботы), специальные инструменты и приспособления для дома, сельскохозяйственных работ, обработки различных материалов.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой - предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом.
Т.о. проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.
Школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропуская через себя все, что, как он убеждён, пригодится, понадобится в дальнейшей жизни. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-252с.
1.4. Особенности подросткового возраста, обеспечивающие эффективность использования проектного метода

Подростничество Мухина В.С. Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: «Академия»,1999.-305с. - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.