На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Прогрессивная и регрессивная стадии профессионального развития личности. Профессиональное самоопределение личности в период молодости. Процесс профессионального самоопределения. Профессиональное консультирование в рамках школьной профориентации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.07.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Педагогики»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Психология и педагогика»
на тему «Профессиональное развитие в период молодости»
Выполнил студент
5 курса, 9 семестра
специальности 060800
Кононова Наталья Анатольевна
Санкт Петербург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИИ
ГЛАВА 2. СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ
2.1. Прогрессивная стадия профессионального развития личности
2.2. Регрессивная стадия профессионального развития личности
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ
3.1. Факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности в период молодости
3.2. Процесс профессионального самоопределения
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНИЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ
4.1. Определение и ключевые направления профессионального консультирования
3.2. Профессиональное консультирование в рамках школьной профориентации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
введение

каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения - не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда - и его судьба.
выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. На работе человек приобретает друзей, включается в сообщество людей, близких по интересам, жизненным смыслам. И если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно.
Потребности молодежи в профессиональном самоопределении, психологической поддержке в процессе преодоления трудностей профессиональной жизни, конфликтов, неудовлетворенности трудом, профессиональной усталости; оказание помощи при вынужденном уволь-нении, потере трудоспособности - все эти социально и личностно значимые проблемы настоятельно требуют подготовки способных их решать практических психологов. И именно по этому я затронула тему Профессионального развития в период молодости. Я тоже молодая и мне иной раз самой бывает трудно психологически принимать правильные решения. Поэтому, я считаю, в нашей стране необходимы психологи-профессиоведы. Кстати, их в России очень мало.
Одним из основных видов деятельности психолога-профессиоведа является профессиональное консультирование, связанное с адекват-ным выбором профессии и форм подготовки, проектированием и сопровождением профессиональной карьеры, сменой профессии.
ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИИ

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния про-фессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессио-нальности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностя-ми личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность л профессию. Под личностью понимался относительно независимый друг от друга. механический комплекс способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных ком-понентов, человек менял свою профессию.
Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для боль-шинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной психологии. Она заключается в признании фак-та влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбо-ра профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:
1. поиск и выбор профессии;
2. освоение профессии;
3. социальная и профессиональная адаптация;
4. выполнение профессиональной деятельности.
На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия.
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последу-ющих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполне-ния деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобре-тая специфическую форму и содержание. Таким образом, профессиональное развитие -- довольно сложный процесс, имею-щий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрица-тельное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разно-го рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях про-фессионального развития.
ГЛАВА 2. СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ

2.1. Прогрессивная стадия профессионального развития личности
Данная стадия профессионального развития личности прежде всего связана с фор-мированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональ-ных способностей, знаний, умений и навыков.
Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побужде-ний, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. Суще-ствует большое количество разнообразных классификаций мотивов трудовой дея-тельности. В качестве примера можно привести широко известную классификацию
потребностей, предложенную американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребностей:
1. физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и т. д.);
2. потребности в безопасности (защита от страданий, неудобств);
3. потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.);
4. потребность в самоуважении (признание, уважение, одобрение);
5. потребность в самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении соб-ственного пути, реализации своих возможностей и способностей).
В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удов-летворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств. Получая заработную плату, человек может купить продукты, одежду, приобрести жи-лище, оплатить медицинские услуги или сделать сбережения, удовлетворяя тем са-мым физиологические потребности и обеспечивая себе физическую и социальную безопасность в будущем. Что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.
Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изме-нении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессио-нализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональ-ным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удов-летворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективнос-ти в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успе-хов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыс-лы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях -- к падению эффективности деятельности и удовлетворен-ности трудом.
Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением моти-вации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В пер-вом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных спо-собностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности факторы, например материальная выгода, социальное признание и т. д. На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией воз-растает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профес-сионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивиду-альным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.
Познание человеком окружающего мира -- неотъемлемая часть его жизни. Резуль-татом этого процесса являются знания, понятия, представления, концептуальные моде-ли. Познание, включенное в реальную профессиональную деятельность п подчиненное ее целям, называется практическим, или профессиональным, познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуа-ции, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (усло-вия труда, характер производственных заданий, состояние оборудования и т. д.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способнос-ти. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профес-сиональной деятельности (ИОПД).
В экспериментальных исследованиях, проведенных на материале различных видов профессиональной деятельности, было установлено, что производственная ситуация
отражается человеком на двух уровнях. На первом уров-не (познавательном) человек использует всю информа-цию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступ-на. На втором уровне (регулятивном) человек сосредоточивает свое внимание только на той информа-ции, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познаватель-ной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития. На началь-ных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблю-дается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определенного этапа профессионализации, их динамика перестает совпадать. Познавательная структу-ра продолжает увеличиваться, а регулятивная --уменьшается. В частности, исследования по формированию ИОПД у сварщиков показывают, что на первых этапах обучения происходит увеличение числа информационных призна-ков, которые используют ученики при овладении профессией. Этот процесс является ведущим и определяет успешность выполнения деятельности. В частности, если слабо успевающие ученики используют около 16 признаков, то среднеуспевающие -- до 22. Но наряду с накоплением признаков происходит их оценка с точки зрения значимости для деятельности, устанавливается ценность каждого из них. В результате такой оцен-ки часть признаков перестает активно использоваться в деятельности. Ко второму кур-су количество признаков сокращается в среднем до 10,5, т. е. начинает осуществляться переход от когнитивной структуры к регулятивной. На последующих этапах овладе-ния профессией помимо чисто количественного сокращения происходит качествен-ная перестройка структуры информационных признаков. Она заключается в том, чтоустанавливаются связи между отдельными признаками. Это приводит к появлению целостных признаков, по которым происходит опознание ситуации. Характерной осо-бенностью таких признаков является их поливалентный (многозначный) характер -- приобретение ими значения, которое раньше предавалось другими признаками. Фор-мирование поливалентных признаков приводит к дальнейшему сокращен ню ИОПД. В частности, мастера производственного обучения, которые являются сварщиками вы-сокой квалификации, используют всего три признака, обеспечивающих высокую сте-пень выполнения деятельности. Ведущими среди них являются признаки «сила тока» и «длина дуги», имеющие самый высокий уровень ннтегративности и пронизывающие всю структуру информационных признаков.
Формирование познавательных структур в процессе профессионального развития связано не только с содержанием деятельности и способствующей ее выполнению ин-формационной основой. Другим аспектом этого процесса является формирование представления о личности профессионала, а именно тех психологических характерис-тиках, которые в наибольшей степени обеспечивают успешность выполнения профес-сиональных обязанностей. Формирование адекватного представления о личности про-фессионала способствует учету своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению профессией. Исследования показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений о личностных особен-ностях профессионала в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. Например, исследования динамики представлений о ряде профессий показывают, что по мере профессионального становления личности в период молодости происходит сме-щение акцента с общечеловеческих, морально-нравственных качеств в сторону про-фессиональных и организаторских характеристик. Установлено, что решающую роль в формировании адекватного представления о профессии играет содержание професси-онального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.
В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения профессионально важными каче-ствами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения. В контексте нашего изложения под профессионально важными ка-чествами мы будем понимать профессиональные способности и характеристики лич-ности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности.
Профессиональные способности -- это свойства психических процессов (восприя-тия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (коор-динация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эф-фективность деятельности. Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции, предложенная видным отечественным психо-логом Б. Г. Ананьевым. Под функциональными механизмами понимается та нейрофи-зиологическая основа, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Так, для процессов восприятия такой основой будет состояние не-рвной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы надстраива-ются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индиви-дуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий. Операционные механизмы являются более подвижны-ми, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессио-нализации. Спецификой этого процесса является переход операционных механизмов в оперативные, что представляет собой их перестройку в соответствии с требования-ми деятельности. Проще говоря, общие способности наполня-ются профессиональным содержанием и таким образом превращаются в профессио-нальные. Например, в профессиональной деятельности водителя автотранспорта, часового мастера, токаря и хирурга важна координация движений обеих рук. Функци-ональным механизмом данного качества является развитие нервной системы и состо-яние двигательного аппарата человека. Операциональным механизмом является сис-тема движений, их четкость и точность. Однако сами по себе эти характеристики еще не являются профессиональной способностью. Отличная координация двигательных действий у хирурга не гарантирует, что он будет так же точен и ловок при переключе-нии скоростей, а водителя с его хорошо развитой профессиональной способностью никто не поставит за операционный стол. Профессиональные способности начинают появляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность молодого человека наполнится профессио-нально-технологическим содержанием, и это содержание будет различным для хирур-га, водителя или часового мастера. Таким образом, общий для всех специалистов психологический механизм реализу-ется затем в различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные способности получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной деятельности они занимают.
Исследования показывают, что на разных этапах профессионализации доминирую-щими являются разные группы качеств. При этом наблюдается гетерохронность разви-тия общих и профессиональных способностей. Это значит, что они формируются в разное время. В частности, при овладении профессией токаря на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются: кратковременная образная память, память на движения, невербальный интеллект. Наименьший уровень развития относительно дру-гих имеют сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движе-ний обеих рук. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых харак-теристик имеет равномерный характер, а на третьем этапе сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук, т. е. собственно професси-ональные качества, играющие главную роль в освоении деятельности, приобретают ведущее значение. Соотношение общих и специальных способностей в структуре ПВК будет зависеть от специфики профессиональной /деятельнос-ти. Чем в большей степени ее выполнение зависит от специальных способностей, тем раньше эти способности будут проявляться при освоении профессии.
Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре эта-па в формировании профессиональных способностей при овладении профессией:
1) вхождение в деятельность;
2) первичная профессионализация;
3)стабилизация;
4) вторичная профессионализация.
На первом этапе ученик осваивает деятельность по инструкции, не имея собствен-ного опыта. Система профессиональных способностей еще не сформирована. Ведущим профессионально важным качеством является долговременная память и ряд специаль-ных ПВК, число которых очень ограничено.
На втором этапе, по мере приобретения индивидуального опыта, происходит раз-витие ведущих ПВК первого этапа. При этом возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации. Их развитие происходит на базе ПВК первого этапа.
В фазе стабилизации профессиональные способности, отвечающие за прием и пе-реработку информации, выступают на первый план, в то время как часть профессио-нальных способностей выпадает из структур ПВК. Притом в количественном плане эти качества могут оставаться на высоком уровне. На этом этапе деятельность начинает реализовываться в индивидуальном способе ее выполнения. Субъект обращает боль-ше внимания на прогнозирование и планирование деятельности по сравнению с ее исполнительной частью.
Наконец, на последнем этапе происходит смена ПВК. Субъект переходит от си-стемы профессиональных способностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной наличном опыте.
В отличие от формирования профессиональных способностей в процессе овладе-ния деятельностью, развитие личностных особенностей под влиянием профессии изу-чено менее подробно. Установлено, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, отмечено изменение далее наиболее стабильных характери-стик, таких как свойства темперамента, эмоциональная реактивность. Например, тре-вожность повышается на начальных этапах профессионального развития, затем снижа-ется, при стаже от трех до пяти лет она становится неадекватно низкой и затем вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня.
Развитие личностных особенностей при овладении профессией и ее осуществле-нии зависит от специфики труда. Например, профессия юриста вырабатывает у чело-века самообладание, наблюдательность, бдительность. При этом формирование тех или иных характеристик личности как ПВК может осуществляться на неосознаваемом уровне. Работник может не замечать изменений, которые происходят в его личности.
Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет «непосредственного» приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что субъект под влиянием требований профессии может с помощью волевых усилий пре-одолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению дея-тельности. Например, если требования профессии предполагают постоянный контакт с людьми, то личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно втягиваться в общение с людьми.
2.2. Регрессивная стадия профессионального развития личности
Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особеннос-ти. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отри-цательное воздействие профессии наличность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разруше-нию, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком нега-тивного влияния профессии па личность является появление самых разных професси-ональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания.
Слово «деформация» (от лат. deformatio -- искажение) означает изменение физи-ческих характеристик тела под воздействием внешней, среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследо-вателями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льсти-вость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно слож-ную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и обще-нии. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменя-ющие личностный профиль работника.
Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику прояв-лений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.
Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности. Гипертрофиро-ванное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают прояв-ляться не только в профессиональной деятельности, но н проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.
Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрез-мерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть времени проводит па рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни. Труд при этом, по выражению Л. Н. Толстого, оказывается «нравственно анестезирующим средством вроде курения или вина для скрывания от себя неправильности и порочности жизни». Труд в этом случае является своего рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая этому все свое время, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. В частности, Ч. Дарвин высказывал сожаление по поводу того, что уси-ленные занятия в области биологии полностью занимали все его время, в результате чего он не имел возможности следить за новинками художественной литературы, ин-тересоваться музыкой и живописью.
Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях. «Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной ли-тературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил -- кто он такой и чем знаме-нит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы, я просто опешил от изумления. -- ...На кой черт она мне? -- перебил он нетерпеливо. -- Ну, хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помог-ло мне или моей работе?»1
Другой формой проявления этого феномена являются профессиональные стерео-типы и установки. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, авто-матизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности. В ряде профессий эти стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительному уклону в следственной деятельности. Этот феномен получил название «обвинительный уклон» и представляет собой неосознаваемую ус-тановку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступле-ние. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специ-альностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами. Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут мешать освоению новых профессий. В частности, в проведен-ных нами исследованиях, было показано, что наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность медицинского пси-холога, к новой профессии и влияет на представление о ней. Представления о профес-сии психолога у медиков и педагогов и у психологов, имеющих базовое образование и успешно работающих в своей области, имеют определенные различия. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе, доброжелательность, внима-тельность к людям. Однако если психологи относят эти качества к разряду професси-ональной компетенции, то врачи и учителя этого не делают. Причиной этого может быть перенос старых моделей на новые условия. В традиционной медицине и педагоги-ке существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управ-ление поведением пациента или ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели.
Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен несколь-ко хуже. Отмечается, что сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социу-ме, особенно в непрофессиональной деятельности.
В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция абсолютно оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерен и упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной дея-тельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления.
Профессиональная деформация личностных особенностей также может возник-нуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного вы-полнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «не-профессиональную» сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее заост-рение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда сле-дователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения.
Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Так у работников исправительно-трудовых учреждений под влиянием про-фессии формируются такие специфические личностные особенности, как ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается высоким уровнем выраженности таких лич-ностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. Кроме того, раз-личные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. Со- . гласно нашим данным, эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик.
Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность являет-ся феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отне-сти к случаю полного регресса профессионального раз-вития, поскольку оно затрагивает личность в целом, раз-рушая ее и оказывая негативное влияние па эффективность трудовой деятельности. Впервые этот феномен был описан X. Фреденбергером, который наблюдал большое количество ра-ботников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Исследователь назвал этот феномен термином burnout: (выгора-ние), употреблявшимся в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.